Влияние природы на мир человека. Влияние красоты природы на человека. Какова роль природы в русской культуре

Каждый понимает, что такое природа, но далеко не все задумываются о том, какова ее роль в нашей жизни и каково ее воздействие на мысли и чувства людей. Размышляя о том, насколько же сильна связь человека с окружающим его миром, Г.Н.Троепольский в предложенном тексте ставит проблему влияния природы на людей.

Сам автор глубоко неравнодушен к этой проблеме, поэтому он, пытаясь привлечь к ней внимание читателя, приводит эмоциональные рассуждения своего лирического героя о красоте осеннего леса. Убеждая читателя, что лес – это «кусочек счастья», писатель делает особый акцент на том, что именно среди природы человек может поразмышлять над действительно важными вещами, говоря, что лес является лучшим местом «для раздумий». Так, будучи убежденным в существовании неразрывной связи между человеком и природой, Г.Н.Троепольский приводит читателей к выводу о мощнейшем влиянии окружающего мира на людей.

Писатель уверен, что природа оказывает на человека очень сильное влияние, воздействуя на наши чувства, мысли и настроение, преображая и очищая души людей.

Проблема, поставленная Г.Н.Троепольским, волновала и многих других писателей, так, например, она нашла свое отражение в романе Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой романа Егор Полушкин – человек, как никто другой тонко чувствующий природу и связь с нею. Так, выйдя однажды ранним утром к берегу лесного озера, Егор особенно остро ощутил эту связь, и чувство «полного, почти торжественного спокойствия» охватило его, заставив забыть героя обо всех тяготах его «непутевой жизни». Таким образом, именно ощутив полную гармонию с природой, Егор Полушкин смог задуматься о по-настоящему важных вещах и почувствовать себя поистине счастливым.

Также эту проблему ставит и Л.Н.Толстой в своем романе «Война и мир», в котором на примере образа одного из главных героев Андрея Болконского писатель показывает читателям силу влияния природы на человека. Получив тяжелое ранение под Аустерлицем, Андрей лежит на поле боя и видит над собою только высокое небо, поразившее героя своим величием. Именно в этот момент, под влиянием красоты природы герой переосмысляет свои жизненные ценности, понимая, что «все пустое, все обман». Так, благодаря природе, А.Болконский смог разобраться в себе и обрести душевное равновесие и покой.

Подводя итог, можно сказать, что сила, с которой природа влияет на людей, действительно очень велика, так как именно под ее воздействием человек способен духовно очищаться и преображаться, погружаясь в глубокие раздумья о действительно важных вещах и становясь по-настоящему счастливым.

Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

1. Проблема влияния красоты природы на человека. (Как способна повлиять на человека красота среднерусской природы?)

2. Проблема связи любви к природе и любви к Родине. (Как связаны между собой любовь к природе и любовь к Родине?)

3. Проблема влияния произведения искусства на душу человека. (Как может повлиять на душу человека художественный пейзаж?)

1. Картины среднерусской природы рождают в человеке глубокий эмоциональный отклик, впечатления от них навсегда остаются в памяти.

2. Любовь к Родине возникает в сердце человека через любовь к ее природе.

3. Пейзажная картина способна раскрыть перед человеком всю полноту красоты уголка природы, изображенного на холсте.

Текст.

(1)Большинство людей убеждено, что рассказы должны быть

поучительными. (2)Но, как всегда, есть чудаки, преимущественно сами

писатели, не желающие безоговорочно подчиняться этой истине. (3)Они

утверждают, что некоторые произведения искусства, хотя они ничему и не

учат читателей, могут просто порадовать их, показав красоту какой-нибудь, к

примеру, крошечной песчинки, которая умеет преломлять солнечный свет и

делать из него множество разноцветных сияний и радуг.

(4)Они правы. (5)Дни и ночи, осень и зима, весна и лето сменяются на

земле и уходят, полные своей мимолётной прелести. (6)Среди забот и трудов,

радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких,

как небо, то притихших под серым пологом туч, то тёплых и туманных, то

заполненных шорохом первого снега. (7)Мы забываем об утренних зорях, о

том, как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер.

(8)Мы невнимательны, мы забываем о том, о чем забывать нельзя, о

красоте, которой проникнут наш мир.

(9)Лет двадцать назад в Москве показывали так называемую

экспериментальную, созданную только для опыта, для пробы кинокартину о

дожде. (10)Показывали её работникам кино, так как думали, что

обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдёт из кинотеатра в

полном недоумении.

(11)В картине был показан дождь во всём его разнообразии, бурном и

многоцветном. (12)Дождь в городе на чёрном асфальте, дождь дневной и

ночной, ливень. (13)Так называемый грибной, моросящий дождик, слепой

дождь под солнцем, дождь на реке и на море, воздушные пузыри на лужах,

мокрые поезда в полях, великое разнообразие дождевых облаков…

(14)Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине

сохранилось надолго и помогло мне ощутить с большой силой ту поэзию

обыкновенного дождя, которую раньше я плохо замечал. (15)Раньше меня, как

и многих, поражал, например, нежный запах прибитой дождём пыли, но я не

вслушивался в звуки дождя и не всматривался в пасмурную и мягкую

расцветку дождевого воздуха.

(16)Что может быть важнее для писателя (а он по существу всегда должен

быть и поэтом), чем открытие новых областей поэзии вблизи нас и тем самым

обогащение нашего восприятия, сознания, памяти? (17)И мы, конечно, не

можем не быть благодарными тем людям, которые напоминают нам о красоте

мира, которые открывают нам всю простую прелесть этой земли.

(По К.Г. Паустовскому*)

Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства. Она воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей, явлении, движения сердца. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой - добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу.
Многолетний опыт убеждает, что бессердечными, бездушными "потрошителями" живого, безжалостными расточителями красоты природы становятся те дети и подростки, в душах которых притуплено чувство добра, нет искреннего желания стать лучше. Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы. Красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность. Она для подростка является прежде всего школой культуры эстетического восприятия. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.
Познавая оттенки красоты природы, мальчики и девочки переживали жизнерадостную полноту духовных сил, жажду познания все новых и новых источников эстетических богатств. В подростковом возрасте человек больше, чем в какой-либо другой период своего морального, умственного, эмоционального и эстетического развития, потребует тонкости, глубины, эмоционально - эстетической ясности восприятия окружающего мира. Логическое познание научных истин и закономерностей требует облагораживания мыслей чувствами.
Один из источников этого облагораживания есть красота природы, потому что и источником мысли, познания, открытия истины для подростка тоже является мир природы. В годы отрочества восприятие эстетических качеств мира сливается с углубленным логическим познанием, мысленным проникновением в природу вещей и явлений.


Чем глубже, тоньше логическое познание, чем ярче связанные с ним интеллектуальные чувства, тем значительней влияние эстетических качеств природы на духовный мир подростка. В единстве логического и эстетического познания, в слиянии интеллектуальных и эстетических эмоций источник того, что подросток пристальней, внимательней всматривается в людей, видит человека, ощущает его внутренний мир. В годы отрочества человеку открываются такие научные истины, как вечность материи, безграничность вселенной, переход энергии из одного вида в другой, единство живого и неживого.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовой загрязнение.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.
Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера.
Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.




Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду.
Воспpиятие кpасивого ландшафта - это интимная встpеча человека с пpиpодой. Кpасоты пpиpоды вызывают у него комплекс позитивных чувств: безопасность, pасслабленность, спокойствие, тепло, свободу, добpожелательность, счастье. Амеpиканские специалисты считают, что это связано с чувством психологического комфоpта как pезультат длительной эволюции человека. Таким обpазом, человеческая генетика постоянно нуждается в пpиpодном обpазце, пpиpодной кpасоте, пpиpодной гаpмонии. Реальность теpяет свою почву и гpешную душу, когда на нее сходит небесное заpево кpасоты. Кpасоту дикой пpиpоды можно сpавнивать с pодниковой водой: чем меньше в ней пpивкуса, тем более целительной она почитается.