«Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»). «А зори здесь тихие» (Сочинение в форме рецензии) Художественное своеобразие а зори здесь тихие

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОВЕСТИ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ … »

1.Вступление.

Отражение событий военных лет в литературе.

2. Основная часть.

2.1 Изображение войны в повести.

2.2 Галерея женских образов.

2.3 Старшина Васков — главный герой повести.

2.4 Образ врага в повести.

3. Заключение.

Истинный патриотизм.

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю.В. Друнина

Великая Отечественная война — одно из определяющих событий в истории нашей страны. Практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта трагедия. Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных тем не только в литературе, но и в кинематографии, изобразительном искусстве ХХ века. В первые же дни войны появились очерки военных корреспондентов, произведения писателей и поэтов, оказавшихся на полях сражений. Было написано огромное

количество рассказов, повестей и романов о войне. Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие … » — одно из наиболее лирических произведений о войне. События повести разворачиваются в 1942 году на севере России, в батальоне, куда судьба после ранения забросила главного героя, старшину Васкова, Героя назначают командовать «женским» взводом девушек-зенитчиц. Автор рисует женщин разных, не похожих друг на друга, но объединённых одной целью — борьбой с врагом Родины. По воле судьбы героини оказались на войне, там, где женщине не место. Каждая из девушек уже столкнулась со смертью, с болью утраты. Ненависть к врагам — вот, что движет ими, что даёт им силы для борьбы.

Рита Осянина — командир первого отделения взвода. Её муж-пограничник погиб на второй день войны «в утренней контратаке», а сын живёт у родителей. Рита ненавидит врагов «тихо и беспощадно». Она сурова, замкнута, строга к себе и другим бойцам.

Женя Комельнова — яркая красавица, высокая, рыжеволосая. У Жени, как и у Риты, тоже есть «личный счёты» к фашистам. На её глазах расстреляли всю семью. После этой трагедии Женя оказалась на фронте. Несмотря на это, героиня сохранила природную весёлость. Она общительная и озорная, смешливая и кокетливая.

Лиза Бричкина — дочь лесника. Она рано повзрослела, пять лет ухаживала за больной матерью, вела хозяйство, успела поработать в колхозе. Война помешала героине поступить в техникум. Лиза по-крестьянски основательная, знает и любит лес, не боится любой работы, всегда готова прийти на помощь подругам.

Соня Гурвич — девушка из « очень большой и очень дружной» семьи. Её отец был врачом в Минске. Девушка проучилась год в университете, но началась война, её возлюбленный ушёл на фронт, и Соня тоже не смогла оставаться дома.

О судьбе семьи, оказавшейся в оккупированном фашистами Минске, Соня ничего не знает. Она живёт надеждой, что им удалось уцелеть, хотя понимает, что надежда эта призрачная. Соня умная и образованная, «отличница в школе и университете», владеет немецким в совершенстве, любит поэзию.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме, она подкидыш. Может быть, поэтому она живёт в воображаемом мире, придумывает себе маму -«медработника», может приврать. На самом деле это не ложь, говорит автор, а «желания, выдаваемые за действительность». Мечтательная по характеру

девушка поступила в библиотечный техникум. А когда она училась на третьем курсе, началась война. Гале отказали в военкомате, так как она не подходила ни по росту, ни по возрасту, но она проявила недюжинное упорство и «В порядке

исключения» её послали в зенитную часть.

Героини не похожи друг на друга. Именно этих девушек старшина Васков берёт с собой, чтобы проследить за немцами. Но врагов оказывается не двое, а намного больше. В результате все девушки погибают, в живых остается только

старшина. Смерть настигает героинь в разных ситуациях: и по неосторожности в болоте, и в неравном бою с врагами. Васильев восхищается их героизмом. Нельзя сказать, что девушкам незнакомо чувство страха. Впечатлительная Галя Четвертак очень напугана смертью Сони Гурвич. Но девушке удаётся преодолеть страх, и в этом её сила и мужество. В моменты гибели ни одна из девушек не жалуется на судьбу, никого не обвиняет. Они понимают, что их жизни принесены в жертву во имя спасения Родины. Автор подчеркивает неестественность происходящего, когда женщина, чьё предназначение — любить, рожать и воспитывать детей, вынуждена убивать. Война — ненормальное состояние для человека.

Главный герой повести — старшина Федот Васков. Он происходит из простой семьи, доучился до четвёртого класса и вынужден был бросить школу, так как умер отец. Тем не менее позже он закончил полковую школу. Личная жизнь у

Васкова не удалась: жена сбежала с полковым ветеринаром, а маленький сын умер. Васков уже успел повоевать, был ранен, имеет награды. Девушки-бойцы сначала посмеивались над своим простоватым командиром, однако вскоре оценили его смелость, прямоту, душевную теплоту. Он всячески старается помочь девушкам, впервые столкнувшимся лицом к лицу с врагом. Рита Осянина просит Васкова позаботиться о её сыне. Через много лет уже пожилой старшина и взрослый сын Риты установят на месте её гибели мраморную плиту. Образы врагов нарисованы автором схематично и лаконично. Перед нами не конкретные люди, их характеры и чувства не описаны автором. Это фашисты, захватчики, посягнувшие на свободу другой страны. Они жесток и и беспощадны. Такое

Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Сочинение

О жестокости и бесчеловечности войны удивительная повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» о девушках – зенитчицах и их командире Васкове. Пять девушек вместе со своим командиром идут на встречу фашистам – диверсантам, которых утром в лесу заметила Рита Осянина. Только оказалось фашистов 19 человек, и все они хорошо вооружены и подготовлены для действий во вражеском тылу. И вот, чтобы предотвратить готовящуюся диверсию, Васков вместе с девушками идет на задание.
Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкини, Женька Комелькова, Рита Овсянина – вот они, бойцы маленького отряда.
Каждая из девушек несет в себе какое-то жизненное начало, а все они вместе олицетворяют женское начало жизни, а их присутствие на войне также дисгармонично, как звуки стрельбы на берегу Ферапонтова озера.
Невозможно читать повесть без слез. Как страшно, когда девушки, которых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружием в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повествует о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого. Каждая из девушек могла бы жить, воспитывать детей, приносить людям радость… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни.
Женщина и война – понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война – это прежде всего убийство. Любому человеку было трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б.Васильев, самой природой ненависть к убийству заложена? В своей повести писатель очень хорошо показал, что это такое было для девушки – впервые убить, пусть даже врага. Рита Осянина ненавидела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело – желать кому-то смерти, и совсем другое – самому убить. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился гад…» Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, душой зачерстветь… Это тоже подвиг и одновременно огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось переступить через себя, пойти против своей природы.
Б.Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, - самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия.
Рассказ станинструктора Тамары как нельзя лучше говорит о милосердии наших женщин. Сталинград. Cамые, самые бои. Тамара тащила двух раненых (по очереди), и вдруг, когда дым немного рассеялся, она, к своему ужасу, обнаружила, что тащит одного нашего танкиста и одного немца. Станинструктор прекрасно знала, что если она оставит немца, то он буквально через несколько часов урет от потери крови. И она продолжала тащить их обоих… Сейчас, когда Тамара Степановна вспоминает этот случай, не перестает себе удивляться. «Я – врач, я – женщина… И я жизнь спасла» - вот так просто и незамысловато объясняет она свой, можно сказать, героический поступок. И нам остается лишь восхищаться этими девушками, которые прошли весь ад войны и не «зачерствели душой», остались такими человечными. Это, на мой взгляд, тоже подвиг. Нравственная победа – самая великая наша победа в эту страшную войну.
Все пять девушек погибают, но выполняют задание: немцы не прошли. И хотя их бой с фашистами был всего лишь «местного значения», но именно благодаря таким людям складывалась Великая Победа. Ненависть к врагам помогла Васкову и героиням повести совершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом.

Тяжело переживает старшина гибель девушек. Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» И не находит ответа. Болит у Васкова сердце за то, что положил он всех пятерых девчат. И в скорби этого необразованного солдата – самый высший человеческий подвиг. И читатель чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, - за прерванные ниточки человеческих родов.
По-моему, каждое мгновение войны – это уже подвиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.

  1. Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
  2. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста.
  3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование. Портрет писателя; выставка его книг; иллюстрации учеников к повести, плакат И. Тоидзе» Родина – мать зовет», стенды «Ради жизни на земле», «Женщина и война».

Подготовительная работа.

  1. Прочитать повесть.
  2. Подготовиться к пересказу биографии писателя.
  3. Написать отзыв о книге.
  4. Нарисовать иллюстрации к повести.
  5. Выпустить стенгазету по творчеству писателя.

Ход урока

1. Организационный момент. Урок начинается с показа кинокадров о войне. Звучат проникновенные слова Левитана:

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

Учитель. С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

(Читает стихотворение С. Щипачева «Павшим»)

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

2. Формирование новых понятий.

а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся.

б) сообщения учащихся о повести. 1-й ученик. За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола.

3) 2-й ученик

Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.

1-я ученица. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать, и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. Могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. И не затаилась, и не ушла…»

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

2-я ученица:

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

3-я ученица.

- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

4-я ученица.

- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

5-я ученица.

«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

Учитель. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям. Ребята, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

2-й ученик. Смерть всех девчат потрясла всех нас, защемило сердце о каждой. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

Учитель. Почему же все девушки в повести погибают?

3-й ученик. На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал: надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь.

Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

3. Обобщение учителя. Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне Лучшие произведения советских писателей заставляют учащихся постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье «победы и обретен мир.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

О повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Материалы для работы над повестью.

Б.Васильев – известный российский писатель, наибольшую известность получили его произведения «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», также Б.Васильев является автором исторических романов.

Б.Васильев родился в семье кадрового военного в 1924 году. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт. Именно поэтому его произведения на военную тематику звучат так пронзительно остро, затрагивая наши души всякий раз, когда мы обращаемся к ним.

Повесть «А зори здесь тихие» принесла известность и популярность Б.Васильеву как писателю, в 1969 году за эту повесть ему даже была присуждена Государственная премия. Новаторство этого произведения было в тематике: Б.Васильев поднял тему «женщина на войне».

Произведения Б.Васильева о Великой Отечественной войне имеют занимательные сюжеты, за развитием которых читатель следит с огромным интересом. Например, читая повесть «А зори здесь тихие», мы все надеемся, что девушки и старшина Васков справятся с превосходящим по численности противником, победят его и останутся живы. Следя за сюжетом повести «В списках не значился» мы переживаем за главного героя, который, теряя друзей и силы, оставшись в одиночестве, продолжает вести борьбу с врагом, и мы вместе с ним очень хотим, чтобы он уничтожил как можно больше фашистов и остался жить.

Однако не только увлекательность сюжета является достоинством произведений Б.Васильева. Главным для писателя всегда было стремление вести разговор на нравственную тематику: о трусости и предательстве, о самопожертвовании и героизме, о порядочности и благородстве.

Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18-19-20 лет. Они имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус: кто-то из интеллигентской семьи, кто-то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто-то уже и замужем побывал и мужа на войне потерял, а кто-то лишь жил мечтами о любви. Их командир, наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости.

Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и старшина, 32-летний Федот Евграфович Васков. Федот Васков – человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже 10 лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла однажды: мальчик умер. Федот Евграфович ранен жизнью и судьбой. Но не очерствился, не стал равнодушным, за все болеет душой. На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава.

Пять девушек-зенитчиц как пять типажей женщин.

Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла, чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая девушка, но для нее главное в жизни – долг, каким бы он ни был. Рита – человек долга.

Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая, белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию – на ее глазах фашисты расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную рану. Женя – девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем.

Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование. Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони – это театр, библиотека, поэзия. Соня – девушка духовная, но и ее война заставила стать бойцом.

Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в лесу с отцом-егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне цивилизации. Лиза – девушка земная, народная.

Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким-то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя – девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу – в общем, почти все. Галя – девушка-воробышек.

Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1-й год Великой Отечественной войны. Противник еще силен и в чем-то превосходит Красную Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя погибших отцов и мужей. Где-то далеко по всему фронту идут ожесточенные бои, а здесь, в лесном глухом краю, не передний край обороны, но враг все же ощущается, и война здесь тоже обозначила свое присутствие, к примеру, налетами вражеской авиации. Место, в котором служат девушки-зенитчицы, не столь опасно, но неожиданно возникает чрезвычайная ситуация.

Характеристика персонажей.

Старшина Васков – командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем, но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов. Он и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя.

Он воплощение героя из народных сказок. Он их тех солдат, которые и кашу из топора сварят, и «шилом бреются и дымом греются» . Ни одна из девушек, может, кроме Лизы Бричкиной, в относительно мирных обстоятельствах не поняли сущности его героической натуры. А героизм его, конечно, не заключался в умении громко кричать «За мной!» и бросаться на амбразуру, зажмурив глаза. Он из тех «сущностных», редких, может, сейчас людей, на которых можно положиться в любой ситуации. Он настоящий мужик, которого враг не испугает, в каком бы количестве он перед ним не предстал. Васков сначала думает, а потом действует. Он натура гуманистическая, потому что душой болеет за своих бойцов, не хочет, чтобы они погибали зря. Ему не нужна победа любой ценой, но себя он не жалеет. Он настоящий живой мужик, потому что он не аскет. Он делит постель с хозяйкой квартиры просто из жизненной необходимости, просто потому, что так сложились обстоятельства, а он привык жить в гармонии с окружающим миром да и не противно ему это.

Рита Осянина – человек долга. Настоящая комсомолка, потому что любит свою Родину. И замуж выходит за пограничника, потому что пограничник стоит на страже Родины. Наверное, Рита в большей степени вышла замуж за идею, хоть и по любви. Рита – это идеал, который воспитывали Партия и комсомол. Но Рита не ходячая идея. Это действительно идеал, потому что она еще и настоящая женщина: мать и жена. А также хорошая подруга. Рита тоже из тех людей, на которых всегда можно положиться.

Женя Комелькова, скорее, противоположность Риты в том, что касается женской сущности. Если Рита больше существо социальное, то Женя сугубо личностное. Такие, как Женя, никогда не делают так, как все, как большинство, а тем более так, как положено. Такие, как Женя, всегда нарушают законы. Они чувствуют, что у них есть такое право, потому что они особенные, они Красавицы. Любой мужчина простит любой красавице любую вину. Но за внешней хрупкостью и хрустальностью жениной красоты скрывается очень сильная натура. Как известно, жизнь у красавиц нелегкая. Они встречаются с завистью, им постоянно приходится доказывать, что они чего-то стоят в этой жизни, жизнь-борьба закаляет их. Женя боец по жизни. Это позволяет Жене и на войне вести бой до последнего. Женя погибла как герой. Будучи красавицей, она не требовала привилегий для себя.

Лиза Бричкина не красавица, в отличие от Жени. Но Лизу сближает с Женей то, что она так же живет сердцем, нутром. Она не получила школьного образования из-за болезни матери (как когда-то в свое время Васков из-за смерти отца), но она развила свою душу, размышляя о том, что окружало ее. Лиза страстно мечтала о любви и даже сама переступила законы женского поведения, но бог не дал ей совершить ошибку. И теперь на заставе Лиза встретила свой идеал в хмуром, неразговорчивом старшине Васкове. Лиза сломя голову бросилась исполнять поручение Васкова. Несмотря на то, что оно было очень опасное, Лиза ни на минуту не задумалась об этом. Все, что угодно, она была готова исполнить для него и даже, если нужно, жизнью своей пожертвовать, лишь бы он сказал: «Молодец, боец Бричкина.»

Соня Гурвич – человек совсем другой истории и другой культуры. Соня – человек еврейской культуры. Ее религия – это общемировая культура. Соня училась на переводчика с английского языка, чтобы быть еще ближе к мировым достижениям духовности или чтобы приближать их к родине. Соне свойственна сдержанность и аскетизм, но и под ее «бронированными» платьями, и под солдатской гимнастеркой билось трепетное и в то же время стоическое сердце.

Галка Четвертак - слабый человек, держащийся возле сильных девушек, ее подружек. Она еще не успела научиться такой же стойкости, как у них, но, наверное, очень хотела этого. Если бы мир не был нарушен войной, Галка могла бы стать актрисой, потому что всю жизнь примеряла на себя различные роли, может быть, она стала бы писательницей, потому что фантазия ее была безгранична.

Идейно-тематический анализ.

Тема.

Тема повести – «женщина на войне». Выбор этой темы гуманистичен. Это очень важно – поднимать такую тему, рассматривать нюансы существования женщины в условиях войны.

Идея.

Идея повести в том, чтобы показать противоестественность такого факта как женщина на войне. Природная задача женщины – рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле. А следовательно, убивает и жизнь на земле. Общеизвестен также такой факт, что именно после войны в нашей стране распространилось курение среди женщин, явление, уродующее женскую натуру.

Конфликт.

В повести есть внешний и внутренний конфликт.

Внешний конфликт на поверхности: это борьба девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова с превосходящим по силе противником. Это конфликт трагедийного звучания, потому что неопытные девчонки сталкиваются с заведомо непобедимым врагом: враг превосходит количественно и качественно. Врагом девушек являются обученные, физически крепкие, подготовленные мужчины.

Внутренний конфликт – это столкновение нравственных сил. Злая, преступная воля политического деятеля, руководствующегося бредовыми безнравственными идеями, выступает против жизни на земле. Борьба этих сил. И победа добра над злом, но ценою невероятных усилий и потерь.

Анализ художественных особенностей.

Из художественных особенностей, на которые можно обратить внимание, надо отметить использование слов и выражений разговорного стиля. Ярче всего представлена эта особенность в речи Васкова. Его речь характеризует его как человека необразованного, деревенского. Вот он говорит: «ихние», «ежели что», «шебуршат», «девоньки», «аккурат» и др. Он формулирует свои мысли фразами, похожими на пословицы: «Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам…», «Щебет военному человеку – штык в печенку»… А вот это совсем уж из народной речи: «Есть на что приятно поглядеть». Именно Васков со своей народной речью оформляет канву повествования. Он организует диалоги. И они всегда наполнены шутками, его личными афоризмами, официально-деловыми выражениями из устава, адаптированными к обстановке. Он утешает в горести, дает мудрые наставления, направляет в нужное русло жизнь и деятельность отряда.

Вот пример такого диалога.

Эх, девчоночки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

Не хотелось, товарищ старшина…

Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или - Федей, как маманя звала.

А Галка?

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Не зря погибли: сутки выиграли. Теперь наш черед сутки выиграть. И помощи не будет, а немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой надо будет принимать. Последний. по всей видимости.

Сюжетный анализ.

Исходное событие.

Исходное событие – это, конечно, начало войны. Именно начавшаяся война изменила жизнь героев, заставила их жить по-новому, в новых условиях, в новых обстоятельствах. У некоторых героев война разрушила все, что было ценного в их жизни. Героям приходится отстаивать свое право жить на своей земле с оружием в руках. Герои исполнены ненавистью к врагу, но они понимают, что враг хитер, коварен, силен, и просто так, с одним желанием, с ним не справишься, необходимо будет чем-то пожертвовать. Однако все они надеются, что счастье еще придет к ним. Например, Рита Осянина уже счастлива тем, что, переведясь на разъезд, имеет возможность видеть сына два-три раза в неделю. Да и другие девушки, хоть и не забыли о той боли, которую причинил им враг, все же не находятся в подавленном настроении, а и в этих условиях, выполняя боевую задачу, находят возможность радоваться жизни.

Основное событие.

Завязкой событий является то, что Рита, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Это означало, что враг уже пробрался в тыл армии и начинает создавать угрозу изнутри. Этого врага необходимо уничтожить. Старшина Васков, узнав от Риты, что диверсантов всего два человека, берется за выполнение этой задачи, просчитав, что с таким врагом он и девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно. Он создает группу из пяти девушек, возглавляет эту группу, и они отправляются на выполнение задачи. Выполнение этой задачи становится центральным событием, во время которого раскрываются характеры героев, проявляется их сущность.

Центральное событие.

Центральное событие – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Это столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни. Васков старался предусмотреть возможные опасности, но импульсивность и эмоциональность девушек не поддается ни контролю, ни планированию.

Первой погибает Лиза Бричкина. Она не послушала предупреждений Васкова об осторожности и не взяла слегу, без которой нельзя идти по болоту. Ей так хотелось как можно быстрее выполнить поручение старшины, что она пренебрегла своей безопасностью. Затем погибает Соня Гурвич, опрометчиво бросившаяся за кисетом Васкова, потому что по доброте душевной хотела сделать приятное для командира. Следующей стала Галя четвертак. Она в панике выбежала из укрытия и попала под пулеметный огонь.

Эти девушки погибли именно по-женски, то есть потому, что совершили импульсивные, необдуманные действия, а на войне так нельзя. Однако женщина женщине рознь. Рита Осянина и Женя Комелькова показали пример истинного мужества и героизма, схватившись в этой жестокой борьбе с вчетверо превосходящим противником. Противник отступил, но девушки погибли. Они погибли как героини. Они не уступили врагу, но проиграли ему, отдав свои жизни в этой борьбе.

Финальное событие.

После боя, который приняли Васков, Женя и Рита, в живых осталось только шесть немцев. Они отошли в свое укрытие. Васков, потеряв в бою Женю и Риту, поклялся отомстить за девушек. Сам раненый, едва держась на ногах от усталости и боли, он убивает часового и застает спящих немцев врасплох. Из оружия у него была только граната без запала и наган с последним патроном. Но воля, решимость, смелость, неожиданность и напор, а также то, что немцы не поверили, что он напал на них в одиночку, помогли ему не просто расстрелять их, завладев автоматом, но он взял их в плен и привел в расположение советских войск.

Главное событие.

Послевоенное время. В тех местах, где разворачивались события пьесы, отдыхающие (родившиеся уже после войны) ловят рыбку и наслаждаются тишиной и красотой этих мест. Они видят, что туда приезжают старик без руки и мужчина-военный, которого зовут Альберт Федотыч. Эти мужчины приехали, чтобы поставить в тех местах памятник. Мы понимаем, что этот старик тот самый старшина Васков, а военный – это его приемный сын Альберт Осянин. Красота этих мест особенно видна в финальной сцене, и нам ясно, что девушки погибли за то, чтобы зори в этих местах и по всей России всегда были тихими.

Сверхзадача.

Сверхзадача автора в том, чтобы показать, что Добро побеждает Зло. Даже погибнув, Добро все равно торжествует над Злом. Победа Зла если и бывает, она бывает лишь временной. Таков закон Божественной справедливости. Но чтобы победить, Добру почти всегда надо погибнуть. Так было и в истории с Иисусом Христом. И все же, несмотря на смерть, Добро погибает для продолжения жизни. И она продолжается. И значит, нет смерти для него. Значит, и для нас, если мы будем делать добро.