Война в произведениях отечественной литературы. Отражение Великой Отечественной войны в творчестве русских писателей и поэтов. Тот крестный путь полуживым –

Война, которая началась 22 июня 1941 года стала страшной вехой в истории нашей страны. Буквально каждая семья столкнулась с этой бедой. Однако впоследствии эта трагедия послужила толчком к созданию множества талантливых книг, стихов и фильмов. Особенно талантливые авторы создавали потрясающие и захватывающие поэмы.

Учась в школе многие из нас изучают Великую Отечественную Войну по литературным произведениям. Больше всего мне нравятся стихи. Существует множество замечательных поэтов, но мне больше всего полюбился Александр Твардовский, который создал гениальную поэму "Василий Тёркин". Главный герой Василий отважный солдат, который способен в трудную минуту подбодрить своих однополчан шуткой. Сначала стихи стали печататься небольшими отрывками в газете начиная с 1942 года и сразу же заслужили огромную популярность среди солдат. Газета ходила по рукам и передавалась из отделения в отделение. Персонаж Василий Тёркин оказался настолько ярко выписан, а его фигура настолько колоритна и своеобразна, что множество солдат с разных участков фронта утверждали, что именно этот человек служил в их роте.

Тёркин выступает простым русским солдатом, который является земляком самого автора. Это не первая его война, до этого он прошёл всю финскую компанию. Этот человек за словом в карман не лезет, когда надо он может и прихвастнуть, любит хорошо покушать. В общем - наш парень! Всё ему даётся легко, свои подвиги он совершает, как бы невзначай. Иногда он мечтает, как получив медаль за отвагу отправится на танцы в сельсовет. Как все станут уважать такого героя.

Многие солдаты старались подражать своему книжному кумиру и хотели быть похожим на него во всём. Василий пережил множество приключений, был ранен, лежал в госпитали, убивал немецких офицеров. Стихи настолько полюбились солдатам, что Твардовскому приходило множество писем с просьбой написать продолжение.

Персонаж Василия Тёркина мне понравился из-за своей простоты. Он легко шёл по жизни и не унывал в самые тяжёлые для него моменты. Его манера изъясняться, его поступки, всё что он делал было очень схоже с образом русского солдата. Кроме того Василий мне понравился за свои опасные приключения. Он казалось ежеминутно играет со смертью в орлянку.

Слышали выражение? «Когда гремят пушки, музы молчат». Во времена Великой Отечественной войны музы не просто не молчали - они кричали, пели, звали, вдохновляли, вставали во весь рост.

1941-1945 годы, наверное, одни из самых страшных в истории «государства Российского». Слёзы, кровь, боль и страх - вот основные «символы» того времени. И несмотря на это - мужество, радость, гордость за себя и своих близких. Люди поддерживали друг друга, боролись за право жизни, за мир на земле - и в этом им помогало искусство.

Достаточно вспомнить слова, сказанные двумя немецкими солдатами спустя много лет после окончания войны: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» А 9 августа в ленинградской филармонии оркестр исполнял седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича…

Не только музыка помогала людям выжить. Именно в военные годы снимались поразительно добрые фильмы, например, «Свадьба» или «Сердца четырёх». Именно в эти годы пелись прекрасные, бессмертные песни, вроде «Синего платочка».

И всё же огромную роль, едва ли не главную, сыграла литература.

Писатели и поэты, литераторы, критики, художники не понаслышке знали, что такое война. Они видели её своими глазами. Только вчитайтесь: К. Симонов, Б. Окуджава, Б. Слуцкий, А. Твардовский, М. Джалиль, В. Астафьев, В. Гроссман… Неудивительно, что их книги, их творчество стали своеобразной летописью тех трагических событий - летописью прекрасной и ужасной.

Одним из самых известных стихотворений о войне становятся короткие ученические четыре строчки Юлии Друниной - строки испуганной, взволнованной девчонки-фронтовички:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Навсегда тематика Великой Отечественной останется в её творчестве.

Пожалуй, одним из самых страшных стихотворений станет произведение «Варварство», которое написал поэт Муса Джалиль. Столько зверства, которое показали захватчики, кажется, не найдётся у всех диких животных на свете. Только человек способен на такую невыразимую жестокость:

Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Много ещё было пролито слёз, много сказано горьких слов о предательстве, о трусости и низости и ещё больше - о благородстве, самоотверженности и человечности, когда, казалось бы, ничего человеческого не могло остаться в душах.

Давайте вспомним Михаила Шолохова и его рассказ «Судьба человека». Он написан уже после войны, в середине 50-х годов, однако его реалистичность поражает воображение даже современного читателя. Это короткая и, пожалуй, не уникальная история солдата, потерявшего в страшные годы всё, что у него было. И несмотря на это, главный герой, Андрей Соколов, не озлобился. Судьба наносила ему удары один за другим, но он справился - вынес свой крест, продолжил жить.

Годам Великой Отечественной войны свои произведения посвящали и другие писатели и поэты. Одни помогали солдатам выжить в бою - например, Константин Симонов и его бессмертное «Жди меня » или Александр Твардовский с «Василием Тёркиным ». Эти произведения вышли за грани поэзии. Их переписывали, вырезали из газет, перепечатывали, посылали родным и близким… А всё потому, что Слово - сильнейшее оружие мира - вселило в людей надежду на то, что человек сильнее войны. Он умеет справиться с любыми трудностями.

Другие произведения рассказывали горькую правду о войне - например, Василь Быков и его повесть «Сотников».

Почти вся литература 20 века так или иначе связана с тематикой военного времени. Из книг - огромных романов, повестей и коротеньких рассказов мы, поколение, не заставшее годы ужаса и страха, можем узнать о величайших событиях нашей истории. Узнать - и отдать дань уважения Героям, благодаря которым над нашими головами голубеет мирное небо.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельным отдельных предметов №7».

Великая Отечественная война

в произведениях XX века

Реферат по литературе

2012
Содержание

Введение ..............................................................................................................2-3

1. Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне...................4-6

1.1. Первый этап – гг................................................................4-5

1.2. Второй этап – гг.................................................................5

1.3. Третий этап – гг...................................................................5-6

2. Тема войны в произведениях русских писателей......................................7-20

2.1. Памятник русскому солдату в поэме «Василий Тёркин»...............7-9

2.2. Судьба человека – судьба народная (по рассказу Шолохова

«Судьба человека») .................................................................................10-13

2.3. Правда о войне глазами («Убиты под

Москвой»)................................................................................................14-17

Заключение ......................................................................................................18-19
Список литературы ........................................................................................20

Введение

https://pandia.ru/text/78/153/images/image002_60.jpg" width="264" height="198 src=">

Война – жесточе нету слова.


Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет...

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

А. Твардовский

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.

Нам кажется, что Великая Отечественная Война осталась в далеком прошлом. Однако шестьдесят шесть лет для истории – ничтожный отрезок. И поколения, которые идут за нами, не должны забывать страшной были тех лет или оценивать ее неверно, или относиться к ней чересчур легко («подумаешь – была война, была победа!»). Как известно, забвение может вести к повторению.

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. В этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм и патриотизм. Наш народ сломил хребет фашистскому зверю, под ноги которого покорно легла Европа. Да, мы победили, но слишком дорого досталась эта победа. Война стала не только триумфом народа, но его величайшей трагедией. Она оставила разрушенные города, вымершие деревни. Она принесла смерть целому поколению молодых, здоровых, талантливых людей. Уничтожен был цвет нации. Сколько их, великих защитников родины, погибло в воздушных боях, сгорело в танках, убито в пехоте?! Все было в этой войне: и героизм и трагедия, поэтому литература того времени не могла оставаться в стороне от этих событий.

Целью данной работы является изучение определенных этапов развития военной темы в литературе, знакомство и сравнение отдельных произведений, созданных в эти годы.

Таким образом, объектом моего исследования является литература о Великой Отечественной войне, а предметом – следующие произведения как: «Василий Теркин», «Судьба человека», «Убиты под Москвой».

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них больше. Вспомнить о них – долг все живущих, потому что эту нашу жизнь, они, павшие, оплатили своей.

Вот поэтому я и задалась целью как можно шире и подробнее изучить избранные произведения о Великой Отечественной войне, объединенные в один из важнейших пластов русской литературы . Они продиктованы болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь. Эти произведения представляют собой огромную ценность в ряду иных.

Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне

Во время Великой Отечественной Войны и после нее в русской литературе возник целый пласт, посвященный военным реалиям. Это были произведения разных лет, от написанных в окопах стихотворений, до повестей, появившихся через 10-20 лет после последних боев, когда люди получили возможность осознать происходившее.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Каждый третий из ушедших на фронт писателей - около четырехсот человек - с войны не вернулся. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям, большинство из которых стали фронтовыми журналистами, приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями, а многие просто оказались в строю - воевать в пехотных частях, в ополчении, в партизанах. Никогда писатель не слышал так отчетливо сердце народа - для этого ему надо было прислушаться к своему сердцу. Чувство общности, объединившее сражающийся против захватчиков народ, вело в бой. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».


В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Литература того времени прошла в своем развитии несколько этапов.

1.1. В гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз времени «Убей его!» (врага), пронизал эту литературу – отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937-й и 1941-й г. в одни сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Самой удачной, вошедшей в сокровищницу русской литературы, стала поэма «Василий Теркин». «Молодая гвардия» о подвиге и гибели юных красногвардейцев трогает душу нравственной чистотой героев, но вызывает недоумение лубочным описание жизни молодежи до войны и приемами создания образов фашистов. Литература первого этапа по своему духу была описательно, неаналитичной.

1.2. Второй этап развития военной темы в литературе приходится на гг. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях – излишне ликующие и триумфальные. Они недоговаривали жуткой правды о войне. В целом прекрасный рассказ «Судьба человека» (1957г.) утаил правду о том, куда попадали бывшие военнопленные после возращения домой, хотя сам автор утверждал: «Писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была». Но это не его вина, а вина времени и цензуры.

Об этом позже скажет Твардовский:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь полуживым –

Из плена плен – под гром победы

1.3. Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг; когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей и бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «Лейтенантской прозой» (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Богомолов). Она сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945г., тыл – вот что в высоких и низких проявлениях воскресили эти писатели. Их крепко били. Били за то, что они «Сузили» масштаб изображения войны до размеров «пяди земли», батареи, окопа, леска... Их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу увидели его в будничной работе солдата. Писатели-лейтенанты писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. За образец писателями этого поколения был взят толстовский принцип изображения войны – «Не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой... с развевающимся знаменами и гарцующими генералами, а... в крови, в страданиях, в смерти». Аналитический дух «Севастопольских рассказов» вошел в отечественную литературу о войне XX века.

Памятник русскому солдату в поэме «Василий Тёркин».

В годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие создавались такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческая жизнь, личное достоинство и война – так можно сформулировать основной принцип произведений о войне.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом . Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны г.

Это самое удивительное, самое жизнеутверждающее произведение, с которого, собственно и началась военная тема в нашем искусстве. Она поможет нам понять, почему же все-таки, вопреки сталинизму и рабскому положению народа великая победа над коричневой чумой состоялась.

«Василий Теркин» - это поэма-памятник русскому солдату, который был воздвигнут задолго до окончания войны. Читаешь ее и как бы погружаешься в стихию живого, естественного, точного слова, сдобренного юмором, подковыркой («А в какое время года лучше гибнуть на войне?»), просторечиями, придающими языку терпкость («и хотя бы плюнь ей в морду»), фразеологизмами («вот тебе сейчас и крышка»). Через язык поэмы передается бодрое, честное перед собой и другими народное сознание.

Без тебя, Василий Теркин,

хоть бы смерть, да на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец, рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлом году, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что, лежа в мокром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе. Он принимает все, как есть, Не занят только собой, не унывает и не предается панике (глава «Перед боем»). Ему не чужды чувство благодарности, сознание единства со своим народом, не уставное «понимание долга», а сердцем. Он смекалист, храбр и милосерден к врагу. Все эти черты можно обобщить в понятие «русский национальный характер». Твардовский все время подчеркивал: «парень он обыкновенный». Обыкновенный в своей нравственной чистоте, внутренней силе и поэтичности. Именно такие герои, не супермены, способны заряжать читателя бодростью, оптимизмом и «добрыми чувствами» ко всему, что именуется ЖИЗНЬЮ.

Судьба человека – судьба народная (по рассказу Шолохова «Судьба человека»).

Одним из произведений, в которых автор стремился поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее, является рассказ «Судьба человека», опубликованный в «Правде» 31 декабря 1956 года – 1 января 1957 года. Шолохов написал этот рассказ в поразительно короткий срок. Всего несколько дней напряжённой работы было отдано рассказу. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет. Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира. Шолохов, исследуя национальные истоки характера главного героя Андрея Соколова, был верен глубинной традиции русской литературы, пафос которой составляли любовь к русскому человеку, восхищение им, и особенно внимателен к тем проявлениям его души, которые связаны с национальной почвой.

Андрей Соколов – это истинно русский человек советской эпохи. В его судьбе отражены судьбы родного народа, его личность воплотила черты, характеризующие облик русского человека, прошедшего через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невозместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины.

В рассказе поднята проблема психологии русского солдата - человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. Он олицетворяет те нравственные ценности, которые присущи людям труда. С какой нежной проникновенностью вспоминает он свою жену Ирину («Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!"»). Сколько отцовской гордости вкладывает он в слова о детях, особенно о сыне («И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали…»).

И вдруг война... Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же, как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря («… До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору.»). В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Человек все время оказывается перед нравственным выбором: спрятаться, отсидеться, предать или же забыть о грозящей опасности, о своем «я», помочь, спасти, выручить, принести себя в жертву. Такой выбор пришлось делать и Андрею Соколову. Не задумываясь ни на минуту, он бросается на выручку своим товарищам («Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»). В этот момент о себе он забывает.

Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два года плена. После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при этом почти не кормили и заставляли много работать. И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты. Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. , вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни, любовь, счастье.

DIV_ADBLOCK129">

Правда о войне глазами («Убиты под Москвой»).

Война – это повод поговорить

о хорошем и плохом человеке.

Эти слова В. Быкова выражают суть задач, решаемых литературой о войне третьего этапа, - дать безжалостный, трезвый анализ времени и человеческого материала «Война заставила многих раскрыть глаза в изумлении... невольно и неожиданно сплошь и рядом мы оказывались свидетелями того, что война срывала пышные покрывала... Любитель громких и правильных фраз порой оказывался трусом. Недисциплинированный боец совершал подвиг» (В. Быков). Писатель убежден, что войной в узком смысле должны заниматься историки, интерес же писателя должен быть сосредоточен исключительно на нравственных проблемах: «кто в военной и мирной жизни гражданин, а кто – шкурник?».

Воробьева «Убиты под Москвой» напечатали в России лишь в 80-е гг. – страшились правды. Название повести, как удар молота, - точное, краткое, вызывающее немедленно вопрос: кем? Военачальник и историк А. Гулыга писал: «В этой войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок.... Единственно, что мы не жалели, - так это людей». Немецкий генерал Гольвицер изумлялся: «Вы не жалеете своих солдат, можно подумать, что вы командуете иностранным легионом, а не своими соотечественниками». Два высказывания ставят важную проблему убийства своих своими же. Но то, что удалось показать К. Воробьеву в повести, много глубже и трагичней, потому что весь ужас предательства своих мальчишек можно изобразить только в художественном произведении.

Первая и вторая главки - экспозиционные. Немцы теснят армию к Москве, и на передовую посылают кремлевских курсантов, «по-мальчишески звонко и почти радостно» реагировавших на пролетавшие юнкерсы, влюбленных в капитана Рюмина - с его «надменно-иронической» улыбкой, затянутой и стройной фигурой, со стеком-хворостиной в руке, с фуражкой, чуть-чуть сдвинутой на правый висок. Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела». Описанию юности, свежести в ребятах соответствует и пейзаж: «...Снег - легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом антоновских яблок... ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке». Ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. И не догадывались о подступавшей беде. «Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории». Он догадался об обмане. «В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут заложниками войны. Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков. Побелевший нос Сашки, неумолимое чувство страха не от того, что трусы, а от того, что у фашистов не жди пощады.

Рюмин уже знал - «на нашем направлении прорван фронт», об истинном положении там рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь». «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, стыдясь больно навернувшихся слез» - так описывает Воробьев психологическое состояние главного героя.

Появление политрука Анисимова вызвало надежду. Тот «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят соседи». Но это был очередной обман. Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях, в страданиях раненного в живот Анисимова: «Отрежь... Ну, пожалуйста, отрежь...», - умолял он Алексея. «Ненужный слезный крик» накапливался в душе Алексея. Человек «стремительного действия», капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. «Только вперед!» - решает про себя Рюмин, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали «Ура! За Сталина!» (как в фильмах), из их грудей рвалось что-то «бессловесное и жесткое». Алексей уже «не кричал, а выл». Патриотизм курсантов выразился не в лозунге, не в фразе, а в поступке. И после победы, первой в жизни, молодая, звенящая радость этих русских мальчишек: «...В пух разнесли! Понимаешь? Вдрызг!»

Но началась самолетная атака немцев. Воробьев потрясающе изобразил ад войны какими-то новыми образами: «дрожь земли», «плотная карусель самолетов», «встающие и опадающие фонтаны взрывов», «водопадное слияние звуков». Слова автора как бы воспроизводят страстный внутренний монолог Рюмина: «Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба - день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!..»

Кульминация происходит после атаки танков, когда бежавший от них Ястребов увидел прижавшегося к ямке в земле молодого курсанта. «Трус, изменник», - внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». Тот предложил Алексею доложить наверху, что он, Ястребов, сбил юнкере. «Шкурник», - думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из иих боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что «смерть многолика»: можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт диктует это. К. Воробьев-аналитик исследует эту многоликость смерти на войне и показывает, как это бывает без ложного пафоса. Повесть поражает лаконизмом, целомудрием описания трагического.

Развязка наступает неожиданно. Алексей выполз из-под укрытия и вскоре оказался на поле со скирдами и увидел своих во главе с Рюминым. У них на глазах в воздухе был расстрелян советский ястребок. «Мерзавец! Ведь все это было давно показано нам в Испании! - прошептал Рюмин. - ...За это нас нельзя простить никогда!» Вот портрет Рюмина, который осознал великое преступление главного командования перед ястребком, мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана: «Он плакал... невидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей, но он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь и силясь постигнуть ускользающую от него мысль...»

А еще Алексея ожидал поединок с танком. Удача: танк загорелся. «Оторопелое удивление перед тем, чему был свидетель в эти пять дней жизни», рано или поздно уляжется, и тогда он поймет, кто был виноват в отступлении, в гибели самых чистых и светлых. Не поймет только, почему седые генералы там, под Москвой, принесли в жертву своих «детей».

В повести Воробьева как бы столкнулись три правды: «правда» кровавого фашизма, «правда» жестокого сталинизма, и высокая правда юношей, живших, умиравших с одной мыслью: «Я отвечаю за все!».

Такая проза сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945г, тыл – вот что в высоких и низких проявлениях воскресил К. Воробьев, А. Твардовский, и др.

Заключение

"Кто думает о прошлом, тот имеет в виду и будущее. Кто думает о будущем, тот не имеет права забывать прошлое. Прошедший сквозь огонь многих сражений, я знаю тяжесть войны и не хочу, чтобы эта участь снова выпала на долю народов"

В прочитанных и описанных мною произведениях меня поражает дотошное знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Но ведь самая изначальная правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага.
Знать это – значит знать всю правду о человеке, правду – о том, что положительный герой никогда не одинок. Герои всегда чувствуют свою сопричастность ко всему живому на земле. Живое – вечно. Всё, что возникло с целью убить, поработить, обязательно потерпит крах. Герои чувствуют это сердцем, каким-то особым чутьём, которым их наделяют авторы, умеющие показать, как рождается в человеке то самое сильное, самое непобедимое чувство, которое называется идея. Человек, одержимый идеей, знает себе цену – в этом его человеческая сущность. И как бы ни отличались друг от друга лучшие книги о войне, одно объединяло без исключения: твердое убеждение, что эту кровавую, ужасную войну выиграл народ, он вынес на своих плечах неимоверную ее тяжесть.
Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие - Великую Отечественную войну, испытания которой явились проверкой гражданской зрелости, прочности связи литературной работы с жизнью, с народом, жизнеспособности ее художественного метода.
О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

Список литературы

1. Воробьев под Москвой. – М.: Художественная литература 1993г.

2. Корф о писателях ХХ века. – М.: Издательство Стрелец 2006г.

3. Лазаренко справочник школьника. – М.: Дрофа 2006г.

4. Муравьев. – М.: Просвещение 1981г.

5. Твардовский Теркин. Собрание сочинений в шести томах. Том третий. – М.: Художественная литература 1983г.

6. Шолохов человека. – М.: Роман-газета для подростков и юношества 1988г.

7. сайт: http://www. *****.

8. сайт: http://new. *****.

Реферат

на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в литературе»


Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-1945 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз времени «Убей его!» (врага) пронизал эту литературу - отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937-й и 1941 г. в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Самой удачной, вошедшей в сокровищницу русской литературы, стала «Книга про бойца» - поэма А. Твардовского «Василий Теркин». «Молодая гвардия» А. Фадеева о подвиге и гибели юных краснодонцев трогает душу нравственной чистотой героев, но вызывает недоумение лубочным описанием жизни молодежи до войны и приемами создания образов фашистов. Литература первого этапа по своему духу была описательной, неаналитичной.

Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945-1950 гг. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях - излишне ликующие и триумфальные (например, роман С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды»). Они не договаривали жуткой правды о войне. В целом прекрасный рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Об этом позже скажет Твардовский:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь, полуживым -

Из плена в плен - под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Настоящая правда о войне писалась в 60- 80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «литературой лейтенантов» (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Богомолов). Их крепко били. Били за то, что они «сузили» масштаб изображения войны до размеров «пяди земли», батареи, окопа, леска... Их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писатели-лейтенанты писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. За образец писателями этого поколения был взят толстовский принцип изображения войны - «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой... с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а... в крови, в страданиях, в смерти». Аналитический дух «Севастопольских рассказов» вошел в отечественную литературу о войне XX в.

В 1965 г. в журнале «Новый мир» была опубликована повесть В. Быкова «Круглянский мост», пробившая брешь в лубочной литературе о войне. ...Оперативная группа партизанского отряда получает задание поджечь Круглянский мост, связывающий два берега: на одном - немцы, на другом - обескровленные партизаны. Мост охраняется днем и ночью немецкими часовыми. Майор Бритвин заметил, что каждый день утром по мосту проезжает повозка с бидонами молока для немцев, управляемая мальчонкой. Гениальная идея осенила майора: вылить молоко тайно от мальчика, начинить бидон взрывчаткой и, когда повозка будет на середине моста, поджечь бикфордов шнур... Взрыв. Ни моста, ни лошадки, ни мальчонки... Задача выполнена, но какой ценой? «Война - это повод поговорить о хорошем и плохом человеке» - эти слова Василя Быкова выражают суть новых задач, решаемых литературой о войне, - дать безжалостный, трезвый анализ времени и человеческого материала. «Война заставила многих раскрыть глаза в изумлении... невольно и неожиданно сплошь и рядом мы оказывались свидетелями того, что война срывала пышные покрывала... Любитель громких и правильных фраз порой оказывался трусом. Недисциплинированый боец совершал подвиг» (В. Быков). Писатель убежден, что войной в узком смысле должны заниматься историки, интерес же писателя должен быть сосредоточен исключительно на нравственных проблемах: «кто в военной и мирной жизни гражданин, а кто - шкурник?», «мертвые сраму не имут, а оставшиеся в живых перед мертвыми?» и других.

«Литература лейтенантов» сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945 г., тыл - вот что в высоких и низких проявлениях воскресили К. Воробьев, В. Быков, Е. Носов, А. Твардовский.

Повесть К. Д. Воробьева (1919-1975) «Убиты под Москвой». Ее напечатали в России лишь в 80-х гг. - страшились правды. Название повести, как удар молота, - точное, краткое, вызывающее немедленно вопрос: кем? Военачальник и историк А. Гулыга писал: «В этой войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственно, что мы не жалели, - так это людей». Немецкий генерал Гольвицер изумлялся: «Вы не жалеете своих солдат, можно подумать, что вы командуете иностранным легионом, а не своими соотечественниками». Два высказывания ставят важную проблему убийства своих своими же. Но то, что удалось показать К. Воробьеву в повести, много глубже и трагичней, потому что весь ужас предательства своих мальчишек можно изобразить только в художественном произведении.

Первая и вторая главки - экспозиционные. Немцы теснят армию к Москве, и на передовую посылают кремлевских курсантов, «по-мальчишески звонко и почти радостно» реагировавших на пролетавшие юнкерсы, влюбленных в капитана Рюмина - с его «надменно-иронической» улыбкой, затянутой и стройной фигурой, со стеком-хворостиной в руке, с фуражкой, чуть-чуть сдвинутой на правый висок. Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела». Описанию юности, свежести в ребятах соответствует и пейзаж: «...Снег - легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом антоновских яблок... ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке». Ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. И не догадывались о подступавшей беде. «Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории». Он догадался об обмане. «В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут заложниками войны. Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков. Побелевший нос Сашки, неумолимое чувство страха не от того, что трусы, а от того, что у фашистов не жди пощады.

Рюмин уже знал - «на нашем направлении прорван фронт», об истинном положении там рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь». «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, стыдясь больно навернувшихся слез» - так описывает Воробьев психологическое состояние главного героя.

Появление политрука Анисимова вызвало надежду. Тот «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят соседи». Но это был очередной обман. Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях, в страданиях раненного в живот Анисимова: «Отрежь... Ну, пожалуйста, отрежь...», - умолял он Алексея. «Ненужный слезный крик» накапливался в душе Алексея. Человек «стремительного действия», капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. «Только вперед!» - решает про себя Рюмин, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали «Ура! За Сталина!» (как в фильмах), из их грудей рвалось что-то «бессловесное и жесткое». Алексей уже «не кричал, а выл». Патриотизм курсантов выразился не в лозунге, не в фразе, а в поступке. И после победы, первой в жизни, молодая, звенящая радость этих русских мальчишек: «...В пух разнесли! Понимаешь? Вдрызг!»

Но началась самолетная атака немцев. Художник К. Воробьев потрясающе изобразил ад войны какими-то новыми образами: «дрожь земли», «плотная карусель самолетов», «встающие и опадающие фонтаны взрывов», «водопадное слияние звуков». Слова автора как бы воспроизводят страстный внутренний монолог Рюмина: «Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба - день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!..»

Кульминация происходит после атаки танков, когда бежавший от них Ястребов увидел прижавшегося к ямке в земле молодого курсанта. «Трус, изменник», - внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». Тот предложил Алексею доложить наверху, что он, Ястребов, сбил юнкере. «Шкурник», - думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из иих боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что «смерть многолика»: можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт диктует это. К. Воробьев-аналитик исследует эту многоликость смерти на войне и показывает, как это бывает без ложного пафоса. Повесть поражает лаконизмом, целомудрием описания трагического.

Развязка наступает неожиданно. Алексей выполз из-под укрытия и вскоре оказался на поле со скирдами и увидел своих во главе с Рюминым. У них на глазах в воздухе был расстрелян советский ястребок. «Мерзавец! Ведь все это было давно показано нам в Испании! - прошептал Рюмин. - ...За это нас нельзя простить никогда!» Вот портрет Рюмина, который осознал великое преступление главного командования перед ястребком, мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана: «Он плакал... невидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей, но он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь и силясь постигнуть ускользающую от него мысль...»

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война…

А. Твардовский «Жестокая память»

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. Думается, можно говорить в применении к литературе о Великой Отечественной войне о значительном обогащении понятия героика повседневности.

В этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества, литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником. Многие писатели выступили в авангарде. Известно, как солдаты не только читали, но и хранили у сердца очерки и статьи Шолохова, Толстого, Леонова, стихи Твардовского, Симонова, Суркова. Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни, произведения живописи находили горячий отклик в сердцах читателей, вдохновляли на героические подвиги, вселяли уверенность в победе.

В сюжетосложении рассказов и повестей вначале обозначилось тяготение к простой событийности. Произведение большей частью было ограничено кругом событий, связанных с деятельностью одного полка, батальона, дивизии, защитой ими позиций, выходом из окружения. События исключительные и обычные в своей исключительности становились основой сюжета. В них в первую очередь обнаружилось движение самой истории. Не случайно в прозу 40-х годов входят новые сюжетные построения. Она отличается тем, что в ней нет традиционного для русской литературы контраста характеров как основы сюжета. Когда критерием человечности становилась степень причастности к совершавшейся на глазах истории, конфликты характеров меркли перед войной.

В. Быков «Сотников»

«Прежде всего, меня интересовали два нравственных момента, – писал Быков, – которые упрощено можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» (В. Быков. Как создавалась повесть «Сотников». – «Литературное обозрение, 1973, №7, с. 101). Сотников, который умирает на виселице, навсегда останется в памяти людей, тогда как Рыбак умрет для своих товарищей. Четкий, характерный вывод без недомолвок – характерная черта Быковской прозы.

Война изображается как каждодневный упорный труд с полной отдачей всех сил. В повести К. Симонова «Дни и ночи» (1943 – 1944 гг.) о герое сказано, что он ощущал войну, «как всеобщую кровавую страду». Человек работает – вот его главное занятие на войне, до изнеможения, не просто на пределе, а выше всякого предела своих сил. В этом его главный военный подвиг. В повести не раз упоминается, что Сабуров «привык к войне», к самому страшному в ней, «к тому, что люди здоровые, разговаривавшие, шутившие с ним только что, через десять минут переставали существовать». Исходя из того, что на войне необычное становится обычным, героизм – нормой, исключительное переводится самой жизнью в разряд обыкновенного. Симонов создает характер сдержанного, несколько сурового, молчаливого человека, ставшего популярным в послевоенной литературе. Война по-новому оценила в людях существенное и несущественное, главное и неглавное, истинное и показное: «…люди на войне стали проще, чище и умнее… Хорошее у них выплыло на поверхность оттого, что их перестали судить по многочисленным и неясным критериям… Люди перед лицом смерти перестали думать, как они выглядят и какими они кажутся, – на это у них не осталось ни времени, ни желания».

В. Некрасов заложил традицию достоверного изображения будничного течения войны в повести «В окопах Сталинграда» (1946 г.) – («окопная правда»). В целом повествовательная форма тяготеет к жанру романа-дневника. Жанровая разновидность повлияла и на формирование глубоко выстраданного, философско-лирического, а не только внешне-изобразительного отражения событий войны. Рассказ о буднях и кровопролитных боях в осажденном Сталинграде ведется от лица лейтенанта Керженцева.

На первом плане – сиюминутные заботы рядового участника войны. Автор очерчивает «локальную историю» с преобладанием отдельных эпизодов, представленных крупным планом. Героизм В. Некрасов трактует довольно неожиданно для военных лет. С одной стороны, его персонажи не стремятся во что бы то ни стало совершать подвиги, но с другой выполнение боевых задач требует от них преодоления границ личных возможностей, в итоге они обретают истинную духовную высоту. Например, получив приказ о взятии сопки, Керженцев ясно понимает утопичность этого распоряжения: у него нет оружия, людей, но не подчиниться нельзя. Перед атакой взор героя обращен к звездному небу. Высокий символ Вифлеемская звезда, становится напоминанием ему о вечности. Знание небесной географии возвышает его над временем. Звезда обозначила суровую необходимость стояния насмерть: «Прямо передо мной звезда большая, яркая, немигающая, как глаз кошачий. Привела и стала. Вот здесь и никуда».

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» (1956 г.) продолжает тему Великой Отечественной войны. Перед нами столкновение человека с историей. Рассказывая о своей жизни, Соколов вовлекает в единый круг переживаний повествователя. После Гражданской войны у Андрея Соколова «родни хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». Жизнь пощадила его: он женился, появились дети, построил дом. Потом наступила новая война, которая отняла у него все. У него опять никого нет. В рассказчике будто сконцентрирована вся боль народа: «…глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть». От боли одиночества героя спасает забота о еще более беззащитном существе. Таковым оказался сирота Ванюшка – «этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя!». Появилась отрада: «ночью то погладишь его сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…».

Трудно представить, насколько мощное влияние на воспитание не одного поколения оказал роман о подвиге комсомольцев-подпольщиков. В «Молодой гвардии» (1943, 1945, 1951 гг.) А.А. Фадеева есть все, что волнует подростка во все времена: атмосфера тайны, конспирации, возвышенная любовь, мужество, благородство, смертельная опасность и геройская гибель. Сдержанный Сережка и горделивая Валя Борц, капризная Любка и молчаливый Сергей Левашов, застенчивый Олег и вдумчивая, строгая Нина Иванцова… «Молодая гвардия» роман о подвиге юных, об их мужественной смерти и бессмертии.

В. Панова «Спутники» (1946 г.).

Герои этой повести сталкиваются с войной лицом к лицу во время первого рейса санитарного поезда к линии фронта. Именно здесь свершается проверка душевной прочности человека, его самоотверженности и преданности делу. Драматические испытания, выпавшие на долю героев повести, одновременно способствовали выявлению и утверждению главного, подлинного в человеке. Каждый из них должен что-то преодолеть в себе, от чего-то отказаться: доктор Белов подавить громадное горе (он потерял жену и дочь во время бомбежек Ленинграда), Лена Огородникова пережить крушение любви, Юлия Дмитриевна преодолеть утрату надежды создать семью. Но эти потери и самоотказ не сломили их. Стремление же Супругова сохранить свой мирок оборачивается печальным итогом: утратой личности, иллюзорностью существования.

К. Симонов «Живые и мертвые»

От главы к главе разворачивается в «Живых и мертвых» широкая панорама первого периода Отечественной войны. Все персонажи романа (а их около ста двадцати) сливаются в монументальный коллективный образ - образ народа. Сама действительность: потери огромных территорий, колоссальные людские утраты, страшные муки окружений и плена, унижения подозрительностью и многое, что увидели и через что прошли герои романа, заставляет их задаться вопросами: отчего же произошла эта трагедия? Кто виноват? Хроника Симонова стала историей сознания народа. Этот роман убеждает, что, слившись воедино в чувстве собственной исторической ответственности, народ способен одолеть врага и спасти от гибели свое отечество.

Э. Казакевич «Звезда»

«Звезда» посвящена разведчикам, которые ближе других к смерти, «вечно у нее на виду». Разведчик обладает свободой, немыслимой в пехотном строю, его жизнь или смерть зависят прямо от его инициативы, самостоятельности, ответственности. В то же время он должен как бы отрешиться от самого себя, быть готовым «в любое мгновение исчезнуть, раствориться в безмолвии лесов, в неровностях почвы, в мерцающих тенях сумерек»... Автор замечает, что «при безжизненном свете немецких ракет» разведчиков словно «видит весь мир». Позывные разведгруппы и дивизии Звезда и Земля получают условно-поэтическое, символическое значение. Разговор Звезды с Землей начинает восприниматься как «таинственный межпланетный разговор», при котором люди чувствуют себя «словно затерянными в мировом пространстве». На той же поэтической волне возникает образ игры («древней игры, в которой существующих лиц только двое: человек и смерть»), хотя и за ним стоит определенный смысл на крайней ступени смертельного риска слишком многое принадлежит воле случая и ничего нельзя предугадать.

В обзор вошли литературные произведения о Великой войне более чем известные, будем рады, если кому-то захочется взять их в руки и перелистать знакомые страницы…

Библиотекарь КНХ М.В. Кривощекова