Вопросы на тему личностный рост в психологии. Развивающая среда учреждений дополнительного образования детей как фактор формирования личностного роста учащихся. Отображение проблемы сознания в религиях и верованиях мира

Что такое личностный рост? Теории личностного роста. Всестороннее и гармоничное развитие личности Reviewed by Владислав Челпаченко on Jun 22 Rating: 4.5

Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

В нашем удивительном мире есть масса вещей, которые нельзя назвать однозначными, особенно если речь идет о мире внутреннем. Рост личности – один из самых важных путей, которые каждому из нас предстоит пройти, ну или хотя бы попробовать это сделать, или решить что сделали, а на самом деле даже не пробовать.

От того, как рано, или как поздно мы поймем важность личностного роста, зависит вся наша жизнь, ее качество, ее яркость, и тот след, который она после себя оставит.

Что такое личностный рост?

Личностный рост – понятие, которое совсем не обязательно должно иметь позитивный оттенок для окружающих. Это, прежде всего, победа над своими слабостями , над страхами, над приросшими фобиями, над всем, что мешает нам быть такими, какими мы хотим быть и какими мы можем быть.

Личностный рост – это, прежде всего, осознанное саморазвитие человека, его стремление стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее.

Личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой. Личность - это живой организм, который должен постоянно расти и развиваться. Как это правильно сделать? Читайте дальше...

Теория личностного роста

Теорий, касательно личностного роста, довольно много, большинство из них очень тонкие и сложные для не подготовленного ума. Но есть также и более ясные позиции на этот счет, упрощение в объяснении которых совсем необязательно. С них, пожалуй, и начнем.

Бихевиоризм – это тот редкий случай, когда простейшая теория названа сложнейшим словом. Сама же суть данной теории очень проста и имеет широкое распространение. Согласно ей все мы изначально не имеем никакого особенного, а главное отличного от других потенциала . Все мы равны как на подбор! Но это лишь в начале пути. Наш личностный рост зависит исключительно от окружающих нас обстоятельств и факторов, которые, в итоге, и проводят нас по пути роста личности.

Никто тебя не будет тянуть за уши в этой жизни и никто не будет занимать тобой, кроме самого себя... Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно самому головой проламывать стены!

Экзистенциальный подход в чем-то схож с предыдущим, но сходства не велики. В данном случае, в начале пути мы все так же не имеем ничего, и обретаем все в процессе самопознания, поиска душевой гармонии и, как следствие, – нового восприятия всего окружающего.

Ну и, пожалуй, самая распространенная из теорий – «неизбежно позитивная» , назовем так. Исходя из нее, каждый из нас полон огромного количества потенциала , который так и рвется на волю, но выход находит только при соответствующих условиях, причем не всегда позитивных. Последнее делает эту теорию действительно позитивной, ведь как не крути, а рост таки состоится! Но не будем забывать, это тоже теория. Все учения хороши, но действовать нужно не смотря ни на что!

Все, что будет написано ниже, напрямую имеет отношение к тому, как именно вы относитесь к данному понятию, и как его воспринимаете.

Зачем нужен личностный рост?

Да, а зачем же? Зачем напрягаться, если и так жить хорошо? Если кто из вас задался этим вопросом, то вы наверняка счастливы, довольны собой и своим положением. Либо же, очень стары и считаете, что рост – слово к вам неприменимое.

Большинство из нас, к счастью, имеют мечты. Не многие из нас знают, что именно им мешает осуществить эту мечту. И лишь единицы мечтают, замечают свои оплошности, и находят путь к мечте. Причем, забавно и то, что слово «мечта», только у первых вызывает ассоциации с чем-то несбыточным. Смирение – главный показатель того, что мы стоим на месте, что не растем (имеется в виду не православное понимание как добродетели, а отсутствие желания достигать большего).

Это и есть ответ на вопрос «Зачем?» Личностный рост нужен нам как воздух, мы не можем отказаться от него, и при этом остаться собой, мы будем деградировать, и уже совсем скоро займем последнее место в очереди за… нет, уже не за мечтой - за нормальной жизнью, за уважением и проявлением интереса со стороны дорогих нам людей.

Личностный рост – это современная модель истины о том, что выживает сильнейший! Только в нашем случае выживать - это проиграть, а жить – победить. Без личностного роста нам придется выживать, а не жить.

Как развить рост личности?

Есть масса различных тренингов, есть и масса тех, кто эти тренинги проводит, обещая вам скорое преображение, тем самым оскорбляя вас уже на первом занятии. Нет, конечно есть и те, кому хватит обычного «пинка», те кто был в шаге от того чтобы осознать важность и нужность роста, но не решался действовать. Но таких людей не так много. Форсировать эту процедуру далеко не всегда хорошо, и не редко, эффекта нет, а если нет результата, то вы не только не сможете начать то, что задумали, но и сделаете большой шаг назад. Это как похудеть на 50 килограмм за один месяц. Мы не можем изменить все, что желали в один миг, даже если в наши головы пришла та самая ясность, то прозрение, которое было нам так нужно.

Первый шаг на пути к развитию – признать, что насущное положение дел – это не то чего мы так желали, о чем так много думали и рассуждали, не то. Не обязательно пускать под откос всю прожитую жизнь, ведь в ней наверняка масса приятных моментов. Личностный рост редко бывает всесторонним, многие из нас имеют сильные стороны, и наш рост как личностей, прежде всего, проявляется в признании сторон слабых, и действий которые будут направлены на их усиление. Ведь признаться нужно, прежде всего, себе, и не редко, только себе. Пусть ваш прогресс станет для других приятным сюрпризом.

Психология развития личности

Все мы хотим видеть позитивный подтекст во всех направлениях, даже в тех, где он и не совсем уместный. Не редко бывает так, что личностный рост происходит на фоне отнюдь не позитивных моментов. Та же зависть может стать сильнейшим толчком, и, в итоге, позитивным стимулом, это довольно распространенная практика.

Так уж вышло, что те, кто задаются этим вопросом, редко желают роста от хорошей жизни, нет, конечно, есть и такие, но об исключениях не будем. Зачастую, вопрос о личностном росте становится актуальным тогда, когда мы чем-то недовольны, когда нас годами поедает воспоминание о какой-то личной неудаче, о чем-то, чего мы могли достичь, но не успели, или нам помешали это сделать. Или что-то менее значимое, но от того, не менее неприятное.

Как бы там ни было, желание расти, практически, всегда рождает именно недовольство. Это вполне нормально. Ведь перерабатывают же мусор, делают из него прекрасные вещи, так почему же нам не переработать свой душевный мусор на нечто более полезное и нужное нам. Очень важно признаться себе в том, что, порой, желание стать лучше нам подсказано одной из самых сильных неудач. Это как раз тот случай, когда мы смело можем рассчитывать на поимку двоих зайцев. Мы можем стать лучше, и в награду за это получить побежденную проблему.

Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, Вы будете глубоко несчастной личностью!

Абрахам Маслоу

Бывает и так, что личностный рост обусловлен появлением в вашей жизни новой цели, на пути к достижению которой вам неизбежно придется . Это целью может стать более высокая должность на работе, или же, ваша заинтересованность в отдельном человеке. Любовь может быть очень серьезным стимулом на пути к росту личности, она будет отличным помощником, и даже сопроводителем, если все получится так, как вы запланировали. Кто не согласен, напишите в комментария, я буду рад Вашему мнению!

Есть также и те, кто растет не ради каких-то целей, не ради любви и успешной работы. Это люди, которые стремятся жить в гармонии с окружающим миром, они ставят акцент на самопознание . Для них важнее переосмыслить подход к жизненным истинам, изменить восприятие всего, что кажется слишком острым и чужим, чтобы в итоге, даже проблемы казались частью успеха, или как минимум, интересным и полезным материалом для размышления. Прежде всего, такие люди стремятся избавиться от внутренних противоречий, считая их основами всех проблем. Это одно из самых грамотных и безболезненных начал пути, ведущему к развитию личности.

Саморазвитие личности

В данном случае, если говорить проще, то саморазвитие – это автономный режим, тот, в котором живет большинство из нас. Мы развиваемся, не контролируя русла, и получаем рост только в тех местах, куда направлены наши потребности. Есть случаи, в которых человек проживал жизнь, и при этом никогда не ставил акцентов на вопросе о развитии себя в каком-то из направлений. Все просто складывалось само собой, все получалось. Но это конечно очередные исключения, и в процентном соотношении таких людей очень мало. Потому и получается, что есть сферы, в которых мы являемся своего рода гуру, а есть и те, в которых мы остались малыми детьми, которые и пары слов связать не могут, не говоря уже о действиях.

Не редко, саморазвитию способствуют проблемы, которые мы переживаем. Часто эти проблемы остаются нерешенными, но сам факт того, что мы через них прошли, либо ломает нас, либо делает сильнее. Путь личностного роста переполнен проблемными участками, и чтобы расти, мы должны научиться не только принимать, но и отдавать, терять. Никогда не наступит тот момент, когда проблемы совсем перестанут нас касаться, но мы можем научиться принимать их иначе, как часть пути к положительному результату – это и будет лучшим показателем личностного роста.

Методики личностного роста

Разновидностей настолько много, что перечислять их все, наверное, не имеет смысла, формат статьи несколько иной. Так или иначе, все они подразумевают действие, или ряд нужных действий, которые нужно повторять с определенной периодичностью. Это как комплекс физических упражнений только направлены они, прежде всего, на усиление слабых участков вашего психологического состояния. Кто-то часто повторяет нужный набор слов для получения дополнительной уверенности, кто-то заставляет себя менять поведение в нужных для этого ситуациях, тем самым закаляя дух. Примеров и наглядных пособий по различным методам развития личностного роста - масса. Большинство из них, как ни странно, действуют, только тоже большинство, имеют локальный характер, и могут помочь решить лишь некоторые мелочные слабости. Впрочем, грамотный комплекс таких методик может вывести вас на качественно новый уровень. Но это определенно потребует участия профессионала, по меньшей мере, на первых парах.

Всестороннее развитие личности

В современном обществе очень сложно развиваться всесторонне, и при этом не прикладывать осознанных усилий. Как бы мы не старались жить правильно, всегда будут отстающие направления, это нормально. Хотя, почти каждый из нас видит в этом свою маленькую трагедию, которую, как кажется, пришлось прочувствовать только нам одним.

Если не углубляться во все тонкости этого вопроса, то сторон не так уж и много:

- Желание быть успешными в работе.

- Желание уметь любить и быть любимыми.

- Желание быть здоровыми и сильными духом.

- Желание чувствовать в себе решимость и силу для любых свершений.

Все эти направления можно поменять местами, в зависимости от ваших личных приоритетов, но ни одно из них не противоречит другому. Они вполне совместимы, а значит, стремиться к воплощению их в жизнь можно и нужно. Другое дело, сможете Вы наступать на всех фронтах одновременно, или же нет. Тут очень важно здраво и объективно оценить свои возможности. Неудачное начало работы над собой может лишить вас желания развивать эту идею дальше, и на неопределенный срок заставит вас топтаться на месте.

Движущие силы развития личности

Можно подвести некоторые итоги, и обозначить главные факторы, которые способствуют росту личности. Хотелось бы также обозначить высокую долю субъективности в расстановке определяющих факторов. На мой взгляд, основными стимуляторами на пути к личностному росту являются:

  1. Неудовлетворенность положением дел, иногда одного направления вашей жизни, иногда целой их группы.
  2. Цель. Ей может стать человек, которого вы полюбили, или работа, о которой давно мечтали - это к примеру. Цели могут быть и другими.
  3. Посторонние факторы. Обстоятельства различного характера, которые за относительно короткий промежуток времени могут внести весомые коррективы в вашу жизнь.
  4. Осознанное желание стать лучше. Увы, это бывает крайне редко. Такова природа человека, мы не спешим что либо менять, если все не так уж плохо. Но есть и те, в ком стремление к развитию живет постоянно.

Причем, последовательность пунктов выставлена не случайно. Мощность движущей силы убывает, начиная с первого пункта. Также последовательность подходит и для измерения «популярности» причин, по которым многие из нас задумываются над этим вопросом.

Влияние личностного роста на успешность

Только сильные личности могут быть успешными! Добиться успеха может каждый, но далеко не все могут быть стабильными, и часто, после подъема, следует долгий и болезненный спуск. Без личностного роста нам никогда не добиться значимых результатов, и при этом не потерять себя где-то на пути к поставленной цели.

Успешность – продукт личностного роста, а не его причина!

Каждое качественное улучшение, которое мы приобретаем, в итоге дает ощутимый результат. Чем больше мы работаем над самосовершенствованием, тем больше шансов, и тем меньше расстояние до цели, которую мы себе поставили. Говоря о целях, следует понимать, что одна единственная, пусть даже самая значимая в вашей жизни цель, не сможет помочь личностному росту, так как для ее выполнения, вы будете развивать в себе только нужные для достижения качества. Очень важно иметь попутные стремления, они позволят нам стать более универсальными, и помогут приблизиться к равномерному, всестороннему развитию. Поспешность редко бывает полезной, и в нашем случае она тоже ни к чему. Комплекс локальных, разноплановых стремлений, куда более важный, нежели погоня за призрачной мечтой.

Полезные книги по личностному росту

Есть очень много книг, связанных с вопросом личностного роста. Некоторые из них более полезные и содержательные, некоторые менее. Представлю вашему вниманию несколько (на мой взгляд) отличных работ разных авторов:

Морган Скотт Пек - "НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА"

«Вся наша жизнь - это "дорога", которую проторяем мы сами. И очень важно, чтобы это проторение шло в правильном направлении.» - Довольно интересная работа, которая затрагивает многие аспекты личностного роста.

Джим Рон "СЕЗОННОСТЬ ЖИЗНИ"

Книга о том, что жизнь сезонна, как и течение года. В ней рассказывается о том, как найти пути к решению внутренних противоречий.

Алан Лакейн "ИСКУССТВО ПЛАНИРОВАТЬ "

Книга о том, как овладеть умением планировать свою жизнь. Очень полезная информация, так как в личностном росте очень важна планировка дальнейших действий.

Пауль Тиллих "МУЖЕСТВО БЫТЬ"

Книга о том, как научиться жить, не смотря ни на что, вопреки всем трудностям и невзгодам.

Билл Ньюмен "Парите вместе с орлами"

Книга, о том, как при любых обстоятельствах сохранить гордость и спокойствие, как прожить жизнь не опуская глаз.

И в качестве бонуса еще одна книга Джима Рона

Это лишь малая часть полезной литературы по данному вопросу. Каждый из вас сам сможет найти нужный рецепт успеха, главное – это желание расти, остальное придет само. Успехов и роста!

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пижугийда Валентина Васильевна. Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: Таганрог, 2002 164 c. РГБ ОД, 61:03-19/257-5

Введение

I. Проблема самоисследования структур сознания в свете достижений современной науки 9

1.1. Понятийный аппарат и методология исследования 9

1.2. Научные революции и их отображение в решении проблемы расширения структур сознания 46

1.3. Религиозное сознание в развитии и профессиональном становлении личности 56

1.4. Выводы 60

II. Расширение структур сознания и развитие личности в образовательных системах 63

2.1. Отображение проблемы сознания в религиях и верованиях мира 63

2.2. Психотехнологии развития сознания в религиозной практике 79

2.3. Выводы 112

III. Экспериментальное исследование по проблеме самоисследования структур сознания, рассматриваемого как фактор оптимизации познавательных процессов 115

3.1. Планирование и постановка эксперимента 115

3.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 119

3.4. Выводы 148

Заключение

Введение к работе

Актуальность - декларируемый подход к осознанию первичности общечеловеческих ценностей и установлению их примата над прагматикой повседневности для своей реализации требует, прежде всего, как это предписано законом, включения в этот процесс системы высшего образования, где осуществляется профессиональное становление и развитие личности будущих реализаторов новых социальных установок и идей.

Происходящие в нашей стране кардинальные изменения в области политики, экономики, идеологии, общественной морали привлекают пристальное внимание ученых разных специальностей. Широко известны мнения и дискуссии ведущих экономистов, юристов, историков, социологов. Психологический анализ того, к каким последствиям во внутренней организации личности привели истекшие годы: резкое изменение ценностных ориентации, увеличение числа психических депрессий и неврозов, явления дезадаптации личности, резкое повышение уровня агрессивности - до сих пор остается не полным (Братусь Б.С., 1990). В то же время, на наш взгляд, к положительным аспектам социальных реконструкций можно отнести возросший интерес широких масс к теме духовности, подтолкнувшей исследователей к анализу понятий веры, гуманности, смысла жизни и т.п. (Братусь Б.С., Зеличенко А.И., Комаров Ю.С., Котова И.Б., Непомнящий А.В., Поликарпов B.C., Торчинов Е.А., Угринович Д.М., Чефранов В.В., Шиянов Е.Н., Яблоков И.Н. и др.).

В условиях смены идеологической платформы общественных отношений активизировались все силы, обуславливающие динамику общественного развития, произошла интеграция многих воззрений на природу человека и мироустройства в целом, экономический принцип в управлении стал играть

более значимую роль, проявился интерес к гуманистическим направлениям в сфере человековедческих наук.

В связи с этими изменениями актуализируется необходимость поиска и реализации новых концепций образования, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям современного развития цивилизации, а с другой, обратились бы к духовно-нравственным, историко-культурным особенностям общества. Эти процессы затрагивают большой круг проблем, связанный как с анализом уже состоявшихся образовательных систем, так и с поиском новых путей формирования и профессионального роста личности, которые должны вобрать в себя опыт понимания личности, накопленный в различных сферах духовной деятельности: литературе, искусстве, религии и др.

Сфера религии представляет с точки зрения понимания личности особый интерес в силу ряда причин.

Религия, являясь порождением культуры, как известно, оказывает обратное влияние на различные области общественного бытия (в том числе и науку). Кроме того, само возникновение и трансформация идеи личности в российской психологии обусловлены особенностями исторического развития страны, среди которых выделяется положение и роль в обществе православного христианства (Котова И.Б.). И, наконец, важной характеристикой последнего десятилетия является изменение отношения к религии со стороны государства и общества, а также всплеск религиозности в различных слоях населения, что подтверждается многочисленными социологическими исследованиями.

Исследования, проводимые в рамках философии, этнологии, социологии, педагогике и различных отраслей психологии показывают, что именно в рамках различных религий был накоплен и зафиксирован богатый эмпирический материал, сконцентрирована тысячелетняя мудрость (Булгаков С.Н., Карпов В.Н., Несмелое В.И., Непомнящий А.В., Поликарпов B.C., Соловьев B.C., Юркевич П.Д. и многие другие).

На наш взгляд, изучение жизни А. Эйнштейна, Р. Монро, Ф. Капры, Д.И. Менделеева, А. Кеккуле и многих других приводит к иллюзии возникновения противоречия между тем, что они были учеными, но при этом уделяли особое внимание религии - «ненаучной» сфере в области миропонимания. Наличие этого противоречия составляет суть проблемы исследования - показать возможность использования студентами вуза психотехнологий из области духовных практик для достижения образовательных, профессиональных и, наконец, личностных вершин. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования - развитие и профессиональное становление личности в образовательной системе.

Предмет исследования - влияние структурного расширения сознания на развитие личности и профессиональное становление студента технического вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования.

Гипотезы исследования:

1. Современный уровень развития естественных и гуманитарных наук
позволяет теоретически обосновать и ввести в структуру научного знания ряд
элементов ранее стоявшего вне сферы внимания науки многовекового опыта
использования человеком психотехнологий из области духовных практик для
целей развития личности.

2. Исследование психотехнологий из области духовных практик позволит
выявить факторы оптимизации, по критериям эффективности и ускорения,
процессов личностного и профессионального роста студентов, обучающихся в
образовательных системах вузов.

3. Активизация процессов самопознания, в частности, изучение
студентами пространства состояний и структуры сознания, позволит найти

новые ключи к более эффективному развитию личности и совершенствованию всех сторон образовательного процесса, направленного на достижение студентами профессионального мастерства.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

    Изучить понятийный аппарат и обосновать методологию исследования.

    Провести теоретический анализ философской и психологической литературы, предметом исследования которой являются пространство состояний и структуры сознания. Исследовать проблему сознания и методы его расширения в религиях мира.

    Выявить связи религиозного опыта с задачами современного образования.

    Провести экспериментальное исследование по проблеме пространства состояний и структур сознания с применением психотехнологий, разработанных в области духовных практик, рассматриваемых как фактор оптимизации познавательных процессов.

    Обобщить полученные результаты и сформулировать практические рекомендации, обеспечивающие эффективность развития личности в образовательных системах.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения философии (Андреев Д., Бердяев Н.А., Кант И., Конфуций, Киселев Г.С., Лезов С, Мамардашвили К., Рерих Е.И., Сенокосов Ю.П., Соловьев В., Шлейермахер Ф., Шопенгауэр А., Фейербах Л. и другие); результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области изучения сознания (Адлер А., Вундт В., Выготский Л.С., Вертгаймер М., Леонтьев А.Н., Налимов В.В., Найсер У., Титчинер Э., Фрейд 3., Фромм Э., Юнг К.Г. и другие); фундаментальные положения психологии

личности (Асмолов А.Г., Абульханова К.А., Березина Т.Н., Коссов Б.Б., Котова И.Б., Леонтьев А.Н., Непомнящий А.В., Петровский В.А., Славская А.Н., Шиянов Е.А. и другие); положения религиоведения и психологии религии (Вивекананда С, Гроф С, Говинда А., Демин В.Н., Джеймс У., Кудрявцев В.В., Торчинов Е.А., Токарев С.А., Фрезер Д., Элиаде М. и другие).

Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:

изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме;

анализ конфессиональных источников и документальных материалов;

эмпирическое исследование религиозного сознания с помощью методики «Межличностные (трансперсональные) взаимодействия»;

математические методы в психологии;

новые информационные технологии компьютерной обработки данных;

База исследования. Исследования проводились на базе Таганрогского государственного радиотехнического университета. Всего в исследовании приняло участие 110 студентов, а также 10 преподавателей.

Источниковую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам психологии религии, особенностям различных подходов к выделению элементов религиозного сознания; научные и учебно-методические публикации по вопросам повышения эффективности личностного роста обучающихся в образовательных системах технического вуза; учебники и учебные пособия по педагогической психологии, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой теме.

6 Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. С позиций интеграции естественнонаучного и гуманистического
знания рассмотрены и проанализированы результаты отечественных и
зарубежных исследований в области состояний сознания и прикладных
психотехнологий из области духовных практик.

2. Предложено определение понятия «религиозное сознание»,
сформулированное в контексте интеграционного подхода.

3. Показана возможность применения психотехнологий из области
духовных практик для самойсследования структур сознания как фактора
повышения эффективности личностного и профессионального роста студентов
вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы:

в учебном процессе для дальнейшего изучения истории и теории акмеологии, психологии развития, психологии религии;

студентам предлагаются апробированные психотехнологии, направленные на достижение ими новых результатов в своем личностном и профессиональном росте;

в качестве источниковедческой базы в лекционных курсах для психологических и иных гуманитарных факультетов университетов, для формирования психологической компетенции социальных работников и работников образования;

Кроме того, к практическому использованию предлагается программа компьютерной диагностики для оценки состояний сознания студентов вуза.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивались разнообразием исследовательских процедур и приемов, надежностью результатов, достигнутой за счет использования широкого спектра методик, прошедших апробацию, а также математическим анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов работы.

Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку
на 2-ой Международной научной конференции «Психолого-педагогические
проблемы формирования личности в образовательных системах» (г. Москва,
1999), на 2-ой Всероссийской научной internet-конференции «Социально-
психологические проблемы развития личности» (г. Тамбов, Тамбовский
государственный университет, 2001), на второй Международной научно-
практической конференции «Формирование профессиональной культуры
специалистов XXI века в техническом университете» (г. Санкт-Петербург,
гуманитарный факультет Санкт-Петербургского государственного

технического университета, 2002); работа «Информационная система
психологического тестирования учащихся для проведения

психодиагностического отбора и психологической коррекции умственного развития» была представлена к участию в конкурсе РГНФ, 2001г.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные положения, выносимые на защиту.

1. В условиях интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний появилась возможность научного обоснования целесообразности использования развивающих психотехнологий из области духовных практик, таких как, психотехники расширения структур сознания; экстериоризация чувствительности; переживания состояния единства в субъект субъектном взаимодействии; рефлексия процессов расширения структур сознания и др.

2. Применение психотехнологий развития сознания, обозначенных в п.1,
возможно при работе со студентами технического вуза с целью их личностного
развития и профессионального роста.

3. Повышение уровня самоисследования пространства состояний и
структур сознания должно быть направлено на преодоление студентами
трудностей личностного и профессионального роста на фоне сохранения
традиционных для образовательных систем методов познания, а также на
формирование в сознании студентов установки на позитивное изменение
ценностных ориентации в акмеологическом контексте.

Структура и объем работы. Диссертационная работа отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Основное содержание диссертации изложено на 165 страницах машинописного текста, содержит 4 таблицы, 6 рисунков.

Понятийный аппарат и методология исследования

Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. «Быть может, это временное явление, вызванное общей растерянностью в период становления рыночной экономики. Но как бы мы не относились к современным религиозным исканиям, нельзя не признать, что они имеют глубокие корни. Мысль современного культурного человека несмело, с опаской, но все же подходит к одному большому вопросу, который уже не может быть назван иначе, как только вопросом религиозным» [ 1 ].

Кроме того, что возрос интерес к религии, активизировался интерес психологов, социологов, философов и представителей других направлений к внесоциальным и над биологическим аспектам феномена человека. Психологи обратились к углубленному исследованию высших актов жизнедеятельности организма при полном уважении специфики индивидуальности человека как целостного существа. Они приняли на вооружение самые разнообразные методы и приемы расширения сферы восприятий, мобилизации творческих возможностей, вообще рассматривают человека как творческое существо, а не просто «социальное животное», как сказал Аристотель.

Как считает К.В. Сельченок в работе «Гуманистическая и трансперсональная психология», именно в гуманистической и трансперсональной психологии наука впервые поняла человека как микрокосмос и восприняла как безусловную ценность. Более того, приверженцы этих течений определили человека как существо, непрестанно развивающееся в соответствии со своими внутренними законами. И на совершенно ином уровне была переосмыслена древняя идея о беспредельной природе микрокосмоса, положившая начало сугубо научному исследованию «внутренних вселенных» отдельных людей .

«Религия» - происходит от латинского слова religio, что значит благочестие, набожность, святыня, предмет культа .

Американский прагматист Уильям Джеймс убеждал, что «центром, вокруг которого вращается религиозная жизнь, ... является забота человека о своей личной участи» . Он считал, что религия нужна человеку, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной, нужна как источник дополнительных сил в жизненной борьбе. Религия постольку истинна для индивида, поскольку она для него «полезна», согласно концепции Джеймса .

Вместе с активизацией интереса к религии наблюдается некая разобщенность исследований относительно вопроса элементов религии, её функций, а также роли религиозного сознания как составляющего элемента религии. Цель данной главы - охарактеризовать понятийный аппарат всей работы. Многие исследователи: философы, психологи, религиоведы, социологи, теологи - занимались вопросом феномена религии, а также производили попытки выделения элементов религии.

Некоторые из них выделяют веру, как основу любой религии «В основе религии лежат чувства как глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой, подобной переводу подлинника на чужой язык» . Кудрявцев В.В., исследуя феномен религии, сводит его к вере в Бога. «Вера в Бога должна помочь человеку путем индивидуальных усилий наилучшим образом устроить личную судьбу, ибо там, где есть Бог, трагедия зла и обездоленности человека в этом мире только временна и частична» . «Если бы Бога не было, его надо было бы придумать», - Вольтер. Не только Кудрявцев В.В. определяет и видит веру в Бога как основу любой религии.

Согласно определению толкового словаря, «вера» - это убежденность, глубокая уверенность в чем либо, а в другом, более узком смысле -убежденность в существовании Бога, высших божественных сил .

Возможно, что любая вера, в том числе и религиозная, есть род сделки, которую разум человека заключает с собственным подсознанием . При этом интеллектуальная часть сознания добровольно соглашается не предъявлять критических замечаний к определенным явлениям в обмен на ряд преимуществ уверенности в себе и окружающем мире, положительных эмоций и душевного комфорта .

«Вера - это возможность действовать в условиях дефицита информации. Она подразумевает уверенность в том, что с теоретической точки зрения еще может вызвать сомнение, а так как мерилом веры служит готовность к действию, то можно сказать, что вера - это готовность действовать ради цели, удачное достижение которой не гарантировано нам вперед», - писал известный американский психолог У. Джеймс .

К этому можно добавить, что вера - это знание, не требующее доказательств. По-видимому, человек так устроен, что он не может обойтись без веры (не обязательно религиозной), так как он просто вынужден «принимать на веру» большую часть получаемой информации .

Вера - не единственный элемент религии. Говоря о причинах возникновения религии, можно добавить, что суть любой религии составляет страх и самое живое и глубинное в ней, а именно - религиозный опыт.

Большинство исследователей первобытных культур полагают, что страх первобытных людей перед окружающим миром явился одной из главнейших причин создания религии .

Научные революции и их отображение в решении проблемы расширения структур сознания

Важной характеристикой последнего десятилетия является изменение отношения к религии со стороны государства и общества, а также всплеск религиозности в различных слоях населения, что подтверждается многочисленными социологическими исследованиями.

По словам B.C. Поликарпова «именно в рамках различных религий был накоплен и зафиксирован богатый эмпирический материал, сконцентрирована тысячелетняя мудрость, которой не хватает сейчас, в эпоху научно-технической революции" .

Такая взаимообратная связь религии и научно-технического прогресса естественна, так как человеческая цивилизация неотрывно связана как с различными религиозными конфессиями, так и с техническими революциями. На данный момент достаточно сложно определить, какой из компонентов этой связи играет основополагающую роль.

Показательно, что неклассический путь теоретического исследования и современный идеал эмпирического обоснования теории во многом были результатом осмысления и философского анализа процессов, которые проявлялись уже в классическом естествознании в связи с ускорением темпов развития науки .

Добавим, что современная цивилизация неразрывно связана с достижениями науки, основанными на систематическом развертывании теоретических исследований. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы .

В сферу же человеческой деятельности входят гуманизация образования, формирование и развитие личности и другие элементы. Все это находится в компетенции педагогической психологии, которая не может пренебречь опытом понимания личности, накопленным в различных сферах духовного производства: литературе, искусстве, религии и других. Именно сфера религии представляет с точки зрения понимания личности особый интерес.

Кроме всплеска религиозности населения, который отмечается как в России так и в других странах, исследования социологические и психологические показывают резкое изменение ценностных ориентации, явления дезадаптации личности, фрустрации, распространение суицидов. Все это обуславливает необходимость обращения к гуманистическим, нравственным ориентирам в процессе формирования и развития личности .

Говоря о сферах духовного производства, необходимо добавить, что попытка отождествить духовную деятельность с деятельностью в сфере культуры и искусства может быть приемлема только в том случае, если мы будем отождествлять понятие "культура" с санскритским понятием "Культ Ура", то есть со служением свету - истинному знанию. Во всех остальных случаях эта отождествленность не просматривается, поскольку никак нельзя отнести к области духовного те человеческие "слабости", которые присущи большинству представителей мира искусства. Грубо говоря, нельзя утверждать, что человек духовно развит только потому, что он участвует в театральной жизни или освоил музыкальные инструменты. Уточнение этого необходимо, так как слишком часто предпринимаются попытки такой деформации смысла высоких понятий.

Истинная духовность есть результат расширения сознания до такой степени, которая позволяет осознанно действовать во всех трех мирах: мире чувств, формы и He-формы (в свою очередь мир формы включает в себя область Чистой формы, то есть, неискаженной субъектом восприятия). Рассматривая эти миры, то есть, соответствующие уровни развития сознания, можно обнаружить, что западная психология в своем генезисе шла путем постепенного, последовательного освоения этих миров, к сожалению отрицая при этом существование того "мирового пространства", с которым еще не могла познакомиться в силу своего младенческого возраста и соответствующей ему ограниченной способности к восприятию и логическому осмыслению многих явлений, рождающихся в непознанных пространствах более высоких миров - уровней развития сознания.

Но проблема научного исследования такой активности заключается в том, что теоретически невозможно описание открытой системы бесконечной способности средствами любого, в том числе научного языка любого уровня. Именно поэтому наука оперирует только моделями, то есть, теоретическими объектами, всегда рассматривая целое по частям.

Именно этот факт побуждает говорить о проблеме привлечения ненаучных средств к решению научных задач, к которым относятся задачи образования и развития личности. И развитие религиозного сознания у обучаемых является фактически вынужденной мерой, обусловленной все большей актуализацией противоречия между растущим объемом необходимой специалисту информации и фактическими ограничениями в развитии сознания рядового выпускника современного вуза.

Наиболее яркое понимание этой проблемы было осуществлено в США в 50-60 годы. Именно в этот период на территории Америки начали создаваться многочисленные институты восточной философии и психологии, для реализации задач которых были привлечены десятки тысяч восточных ученых -лам. Результат был потрясающим. Создание институтов с привлечением к работе в них непосредственных носителей восточной философии и психологии привело к тому, что получила бурное развитие трансперсональная психология, по проблематике которой выходит более ста научных периодических журналов. Заметим, что в современном быстро меняющемся мире проблема человека приобретает особую остроту. И хотя в США сейчас издается 187 журналов, печатающей работы психологической направленности, это не показатель того, что возникшие проблемы успешно решаются

Отображение проблемы сознания в религиях и верованиях мира

Для решения фундаментальной проблемы уровней психики привлекались такие понятия, как «врожденные идеи» (Р. Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Юнг), «космическое бессознательное» (Судзуки), «космическое сознательное» (Э. Фромм), «бессознательное как речь Другого (Ж. Лакан), «коллективные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль) и «бессознательные структуры» (К. Леви-Стросс, М. Фуко).

Принципиально иной подход для решения этой проблемы предлагается в исследованиях выдающегося мыслителя В.И. Вернадского. Если все вышеуказанные авторы в качестве точки отсчета для понимания надындивидуальных подсознательных явлений избирают отдельного индивида, то В.И. Вернадский видит источник проявления нового пласта реальности в коллективной бессознательной работе человечества. Он называет этот пласт реальности - ноосферой.

Отметим, что в рамках нашей работы представляются наиболее интересными работы одного из современных психологов, занимавшихся исследованием уровней сознания, К.Г. Юнга.

Согласно Юнгу, «наиболее глубоко лежащей слой, в который мы можем проникнуть в исследовании бессознательного - это то место, где человек уже не является отчетливо выраженной индивидуальностью, но где его разум смешивается и расширяется до сферы общечеловеческого разума, не сознательного, а бессознательного, в котором мы все одни и те же». Изучая психологию первобытных людей, можно отметить, что в их мышления наиболее ярким фактом является отсутствие различия между индивидуумами, совпадение субъекта с объектом.

Первобытное мышление выражает основную структуру нашего разума, тот психологический пласт, который в нас составляет коллективное бессознательное, тот низлежащий уровень, который одинаков у всех. Здесь мы не осознаем происходящее с нами. На низ лежащем коллективном уровне царит целостность, и никакой анализ здесь невозможен.

Предложим схему - структуру психического бытия человека, разработанную К.Г. Юнгом.

I) экзопсихическая сфера - ощущение, с его помощью человек получает информацию о внешнем мире; мышление - на основании информации, полученной от органов чувств, человек дает предмету имя; чувство - которое будет сопутствовать его наблюдениям; интуиция - с ее помощью человек осознает, откуда берутся те или иные явления и что может произойти с ними в дальнейшем. II) эндопсихическая сфера - память; функция, контролируемая волей, аффекты; вторжения. III) личностное бессознательное - некий порог в сфере бессознательного, это часть психики, содержащая те элементы, которые могут быть осознанными. IV) коллективное бессознательное - анализируя сны, симптомы фантазий невротипов или обычных людей, можно проникнуть в сферу бессознательного, тем самым переступая этот искусственный порог.

И, рано или поздно, «все науки человековедческого направления сталкиваются с проблемой аксиоматики, то есть выбора тех принципиально недоказуемых на современном уровне развития науки положений, которые определяют исходную позицию исследователя, тот ракурс, в котором он рассматривает изучаемые объекты и предметы. Эта позиция задает размерность информационного пространства, в которое помещает себя исследователь, определяя с помощью системы аксиоматики не только стратегию и направление исследований, но и их диапазон - ширину охвата всего спектра проблем человековедения и глубину проникновения в их сущность. .

В области исследований психического и человека в целом можно наблюдать ситуацию, когда западная научная мысль представляла восточную психологию как мифологию и рассматривала ее не иначе как плод воображения интеллектуально недоразвитого человечества, испытывавшего страх пред непонятными могущественными силами природы и поэтому обожествлявшего их.

Но с развитием научной мысли отношение к восточной психологии постепенно изменяется, и она становится неиссякаемым источником «открытий» для современной психологии. Так, К. Юнг становится западным «автором» идеи о «коллективном бессознательном, возраст которой в восточной традиции исчисляется тысячелетиями; вдохновленные ранним буддизмом немецкие психологи создают «новое» направление в психологии - гештальт психологию; Шульц, изучив в Индии основы Раджа-йоги, «изобретает» психотехнику аутотренинга; переехавшие на запад мистики из Тибета, Индии, Японии и Китая дают мощный толчок к развитию на западе трансперсональной психологии и так далее и тому подобное

Вследствие этого любая психологическая проблема должна сейчас рассматриваться интегрально с двух позиций: западной и восточной. Каждой позиции соответствует своя аксиоматика человековедения.

Говоря о различиях западного и восточного подхода в области исследований человека занятием, сознание рассматривается как функция мозга. Эта аксиома о конечности человека во всех его ипостасях.

Восточная традиция говорит об идее бесконечного человека, то есть о том, что человек в своей сути обладает свойством непрерывности (континуальности) в пространстве и времени, его сущность есть сознание, а телесная форма - одно из его средств установки и поддержания отношений с миром - производная или, как говорят на востоке, - «тень» человека. .

Планирование и постановка эксперимента

Эмпирическая часть исследования проводилась в несколько этапов.

Первый этап исследования проводился в апреле - мае 2001 г. и заключался в апробации методики ценностных ориентацией (ЦО) М. Рокича на студентах ТРТУ кафедры психологии II и III курсов, а также был проведен сравнительный анализ результатов методики в рамках задач исследования (общее число испытуемых 98 человек).

На этом этапе исследования центральной задачей была предварительная апробация методики М.Рокича на отечественной выборке студентов 19-22 лет с последующим анализом и возможной модификацией.

Методика применялась в стандартном варианте, адаптированном А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым, В.А.Ядовым в ИСЭП АН СССР в 70-е годы

Методика ЦО М. Рокича представляет собой метод прямого ранжирования ценностей. При этом ценность М. Рокич определяет, как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2. все люди обладают одними и теми же, хотя и в разной степени; 3. ценности ориентированы в системы; 4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности; 5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

В методике ЦО М. Рокича различаются два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности- убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремились.

Инструментальные ценности - убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

В эмпирическом исследовании мы применяли адаптивный вариант методики ЦО М. Рокича, что связано с существенными изменениями в списке терминальных ценностей, что произошло отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам.

Добавим, что обоснованием для выбора методики ценностных ориентацией как предмета психологического исследования и психодиагностики явилось то, что они занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания с другой стороны, в связи, с чем они являются одними из самых личностно значимых "зон", в которые приходится вторгаться психологу.

Кроме того, обычно при проведении методики прямого ранжирования предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет основания для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей .

В список терминальных (список А) и инструментальных (список Б) ценностей входит по 18 ценностей. В задачу респондента входит цель методом прямого ранжирования выстроить иерархию ценностей в порядке убывания.

В рамках нашей работы каждая ценность была наделена одной характеристикой из пары критериев, которые определяются экспериментатором, исходя из задач исследования. В данном случае мы предлагаем выделить следующие пары критериев: индивидуальные - групповые личностные - профессиональные конкретные - абстрактные мужские - женские.

При этом индивидуальные ценности можно назвать интровертными (например, здоровье, чувство юмора, образованность), а групповые -экстравертными (например, исполнительность, наличие хороших и верных друзей и др.); личностные ценности, где проявляется направленность на личностный рост (например, любовь, творчество), а профессиональные - ценности, связанные с профессиональным ростом (рационализм, общественное признание); конкретные ценности, связанные с конкретными явлениями (активная деятельностная жизнь), абстрактные (например, счастье других, всего человечества); мужские ценности, теоретически более присущие конкретному мужскому типу (наличие хороших верных друзей), женские - честность, творчество.

Таким образом, каждая ценность списка А получила 4 характеристики, а каждая ценность списка Б получила по 3 характеристики. Инструментальные ценности можно охарактеризовать как конкретные.

Личностный рост – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале («я» идеальное). Все факторы, условия, возможности, приближающие его к достижению цели, и являются личностным ростом, который является одним из основных и наиболее значимых смыслов жизни индивида. С помощью данного процесса человек способен изменить себя, любые черты характера в нужную ему сторону, ликвидировать комплексы, научиться контролировать проявление эмоций, избавиться от негативных мыслей. Личностный рост у каждого субъекта разный, так как представления о своем идеальном «я» у всех индивидов полностью отличаются.

Личностный рост человека

Личностный рост человека заключает в себе неуклонное и постоянное развитие потенциала личности. Потенциал является обобщенной системной характеристикой индивидуальных и психологических личностных особенностей индивида. В его основе лежат способности личности отталкиваться от устойчивых внутренних ориентиров и факторов в процессах жизнедеятельности, сохранять постоянство деятельности и целевых ориентиров при регулярном меняющемся воздействии среды. Т.е. потенциал личности – это целый комплекс свойств психики, который дает индивиду возможности принятия решений и регулирования своего поведения, но при этом исходит из своих личных критериев и представлений.

К показателям личностного потенциала разные авторы относят независимость и внутреннюю свободу, личностную автономию, осмысленность жизнедеятельности, устойчивость в жизненных условиях, готовность к внутренним трансформациям, способность принятия новой информации, устойчивую готовность к действиям, временную перспективу личности.

Личностный рост характеризуется, прежде всего, победой над индивидуальными слабостями, фобиями, страхами, над всем тем, что стоит на пути к идеальному «я». Такой рост необязательно должен быть позитивным для окружающих.

Личностный рост в психологии – это саморазвитие, которое характеризуется осознанностью, устремлением индивида стать лучше, чем он есть сейчас, быть умнее, значимее, перспективнее. Главной составляющей успешной личности является ее рост. Процесс личностного роста – это каждодневный труд субъекта над самим собой. Сегодня существует множество теорий, которые относятся к личностному росту.

Теория бихевиоризма заключается в том, что человек изначально не имеет никакого отличного от других потенциала. Все люди рождаются с одинаковым потенциалом. А личностный рост зависит только от обстоятельств и условий, которые окружают индивида.

Экзистенциальный подход заключается в том, что рост личности происходит в процессе самопознания, отыскивания гармонии и, как результат – новое восприятие окружающей действительности.

Самой распространенной теорией личностного роста является «неизбежно позитивная», которая заключается в том, что каждый индивид наполнен огромным количеством потенциала. Такой потенциал так и рвется наружу, но способен найти выход только при наличии соответственных условий, обстоятельств, которые не обязательно будут позитивными. Именно поэтому, данная теория называется позитивной: чтобы ни случилось в жизни, плохое или хорошее, личностный рост состоится при любых условиях.

Личностный рост остро необходим человеку, так как без него индивид будет деградировать. Он является современной моделью всем известной истины: выживает только сильнейший. Человек, не стремящийся к росту, не живет, а существует.

Рост личности индивида зависит, главным образом, от его усилий, однако одних усилий недостаточно. Полноценный рост возможен только при наличии доброжелательного участия окружающих, которые являются значимыми для него. Личностный потенциал неразрывно связан с «я» идеальным, которое формируется в процессах совместного взаимодействия с людьми. Следует дифференцировать личностный рост от гармоничного развития индивида, которое включает в себя приобретенные знания и умения, усвоение ценностных ориентаций, моральных и этических норм, необходимых правил поведения.

Во время личностного роста происходят трансформации, как в духовном мире субъектов, так и в процессах их взаимоотношений с окружающим миром. Сутью таких трансформаций является то, что индивид понемногу освобождается от искривляющего воздействия различных психологических защит, делается способным испытывать доверие к воспринимаемой информации, а не фильтрует ее ради защиты своего идеального «Я», становится способным жить настоящим.

При прохождении через все перечисленные трансформации индивид становится открытым для восприятия новой информации. Одновременно с этим он начинает намного лучше понимать свои чувства, эмоции, переживания и самого себя в целом, становится способным здраво оценивать свои индивидуальные возможности, брать ответственность на себя только за то, что действительно зависит от него, распланировать свою последующую жизнь так, как хочет именно он, а не согласно чужим представлениям или навязанным стереотипам. Все это позволяет индивиду более полно воспринимать реальность, жить как бы с «широко открытыми глазами». За счет этого он начинает лучше понимать других и принимает их такими, которыми они являются в реальности, избавляется от надуманных иллюзий и навязанных предрассудков.

Индивид, стремящийся к личностному росту, устремлен не просто к общению, а к совместному взаимодействию. В контактах с людьми такой индивид становится более непринужденным, непосредственным и открытым, однако при этом, оставаясь более реалистичным, способным грамотно разрешать различные конфликты, гибким.

Личностный рост в психологии способствует развитию целостной личности, которая не имеет неразрешимых несогласий между желаниями, устремлениями и потенциалом, между жизненными требованиями и моралью, между планируемыми действиями и реальностью. Другими словами, это означает, что такой индивид не подвержен переживанию кризисов. Однако это не означает, что такие кризисы совсем исключены. Ведь различия между «Я» идеальным и «Я реальным» все же сохраняются.

Личностный рост дарит субъекту способ преодоления таких кризисов – смысл существования, ощущения душевной осмысленности всех своих идей, действий и чувств. При попадании в трудную или кризисную ситуацию, человек, стремящийся к личностному росту, не ставит перед собой следующие вопросы: «Почему это происходит со мной?», «За что мне все это?», «Кто виноват в этом» и т.д. Такой человек будет спрашивать: «Что я получу в результате преодоления трудной ситуации», «Какой опыт я приобрету?» и т.д.

Личностный рост человека влияет на профессиональные достижения и успешность в любых сферах деятельности. Так, например, перспективный личностный рост будущего педагога подразумевает три возможных направления: адаптации, саморазвития и стагнации (деградации).

Адаптация помогает приспособиться к требованиям систем образования, изучить основные виды деятельности и ролевые позиции. Саморазвитие помогает в постоянном самосовершенствовании, которое в конечном итоге ведет к полной реализации личности как профессионала. В тех случаях, когда педагог решил остановиться в своем профессиональном и личностном развитии и начинает жить только лишь за счет использования привычных стереотипов и старого багажа знаний, а также умений, наступает стагнация. Вот именно поэтому непременным условием успешной профессиональной деятельности индивида, который решил посвятить себя обучению детей, должен быть личностный рост будущего педагога и его самосовершенствование в течение всего времени преподавания.

Личностный рост и саморазвитие

Личностный рост заключается в постоянном стремлении к устойчивости собственной самооценки. Индивид, при любых обстоятельствах, верящий в себя и свои силы, не ведает преград. В течение жизни препятствия и преграды встречаются на пути каждого. Поэтому так необходима адекватная самооценка, которая поможет принять верное решение. Другими словами, личностный рост – это сотворение самим собой новейших стратегий для принятия решений и воплощение в жизнь индивидуальных задач. Поэтому именно такой рост способен создать фундамент, основу, которая впоследствии влияет на правильность принятых решений.

Саморазвитие является автономным процессом, который живет в каждом. В процессе своего развития индивид получает рост только в том месте, в которое направлены его потребности. Поэтому каждый человек в некоторых областях деятельности разбирается виртуозно, а некоторые ему совсем неподвластны.

Часто процессам саморазвития способствуют проблемы и неприятные ситуации, которые переживают субъекты. Нередко такие проблемы могут оставаться нерешенными. Однако то, что через них проходит человек, может сделать его либо сильнее, либо сломает его. На пути личностного роста встречается множество преград и проблем. Для того чтобы этот рост все таки был, следует научиться не только принимать, брать, но и терять, отдавать. В жизни не может случиться такое, чтобы исчезли все проблемы, но человек может научиться менять свое отношение к ним, принимать их по-другому.

Личностный рост и саморазвитие – это акцентирование жизненного смысла. Только в развитии возможно жить. Благодаря развитию человек переходит на новый виток спирали, на новую ступень. Движение в обратном направлении ведет к регрессу и деградации.

Процесс саморазвития происходит постоянно и на протяжении всей жизни индивида. По мере прохождения саморазвития с человеком происходят трансформации, он начинает мыслить шире, видеть целиком, а не только частности, начинает понимать, что данный процесс бесконечен. Чем дальше углубиться в саморазвитие, тем интереснее становится жить.

Различают семь инструментов, способствующих личностному росту и саморазвитию индивида. Первым таким инструментом будет ведение индивидуального дневника в бумажном варианте или в электронном виде. Преимуществами такого метода является анализ и разбор прожитого дня, оценивание событий, действий и поступков, происшествий, своих мыслей, дальнейшие планы. Ежедневное ведение дневника помогает увидеть отрицательные и неэффективные шаблоны поведения и стандартное мышление, обучает четкости и ясности в выражении собственных мыслей, включает логику. С помощью данного метода легко проследить за всеми трансформациями, что происходят с собственной личностью на протяжении длительного времени. Еще одним плюсом ведения дневника будет то, что при перечитывании его через какое-то время можно по-новому оценить свои поступки и события, выделить акценты на позитивных моментах и поведенческих вариациях, вспомнить о совершенных ошибках для того, чтобы в дальнейшем их не совершать.

Следующим инструментом является создание своеобразного хранилища собственных идей. Данный способ играет важную роль. Это связано с тем, что человеческий мозг, в силу своего устройства, способен продуцировать идеи в любой час дня или ночи, в совершенно различных обстановках. Однако не всегда человек способен запомнить все генерируемые мозгом идеи. Для этого и нужно хранилище таких идей. Как только в голове появилась новая идея – ее следует тотчас же записать.

Еще одним немаловажным инструментом является позитивное мышление. Нужно научиться всегда мыслить со знаком «плюс». Для этого следует, образно выражаясь, «ловить» все повторяющиеся негативные утверждения, мысли и трансформировать их в положительные, добрые, хорошие, приятные и полезные.

Нужно любить себя целиком и полностью со всеми имеющимися недостатками и достоинствами. Часто так бывает, что создав модель идеального «я» индивид начинает к ней активно стремиться и при каждой неудаче или неправильном поступке, с его точки зрения, принимается ругать себя, осуждать свои действия, т.е. занижать самому себе самооценку. Для саморазвития и роста, личности необходимо оценивать себя беспристрастно, как бы с позиции объективного наблюдателя. Следует анализировать свои поступки, стараясь при этом не давать эмоциональной оценки.

Еще одним известным инструментом на пути успешного самопознания и развития является техника «резинки». Для выполнения такой техники необходимо надеть на кисть резинку и, при каждом случае негативного мышления, следует ее оттянуть и отпустить. За счет щелчка и слабых болевых ощущений произойдет смена поведения мыслей. Таким образом, происходит вырабатывание своеобразного рефлекса.

Техника общения со своим подсознанием заключается в задавании вопросов самому себе. В ней работают вопросы такого типа: «Что мне следует изменить в себе, чтобы добиться нужной цели?» После того, как индивид задал вопрос, его следует забыть, т.е. перестать акцентировать на нем внимание. Через пару дней в сознании появится ответ на вопрос или решение, которое будет самым оптимальным в сложившейся ситуации.

Следует научиться бороться со своими страхами и не бояться перемен. Ведь все неизвестное является своеобразной зоной развития именно из-за того, что дает толчок к прогрессу и росту.

Личностный рост тренинг

Тренинги личностного роста способствуют саморазвитию и росту личности. Часто такие тренинги относят к деятельности, психотерапевтической направленности. В этом есть доля истины, но в принципе это далеко не так. Развитие уверенности в себе и своих силах – это является направлением тренингов личностного роста. Они проводятся с изначально здоровыми людьми. Однако это не является лечением, следовательно, психотерапией быть не может.

Тренинги личностного роста являются занятиями, которые направлены на повышение потенциала индивида, на выявление и усовершенствование таких качеств, которые способствуют успешности в разных областях жизнедеятельности. Основной целью таких тренингов является трансформация жизненного воззрения на обычные вещи, смена обычных стереотипов мыслительной деятельности и поступков, деяний, мешающих индивиду стать более успешным и счастливым.

Главным акцентом тренингов являются позитивные и качественные трансформации личности субъекта. При помощи специализированных методик индивид «программируется» на успех во всем. После тренингов человек ощущает себя более уверенным, спокойным, свободным и счастливым вне зависимости от обстоятельств внешней среды.

Различают два варианта направленности таких тренингов: способствующие естественному росту личности (пассивному) и активному личностному росту.

Тренинги, направленные на пассивный личностный рост призваны оздоровить, укрепить потенциал личности, снять блоки, которые мешают развитию и росту личности. С помощью данной методики проживают все негативные ситуации. Такие тренинги не предусматривают создание направленности или определения того, что должно происходить с индивидом, как будет развиваться личностный рост. Пассивный рост личности обуславливается только внутренними программами индивида. А роль ведущего тренинга заключается всего лишь в том, чтобы создать для роста личности оптимальные условия.

Тренинги пассивного личностного роста направлены на работу, как с прошлым, так и с настоящим. Они помогают найти выход из определенных сложившихся ситуаций, научиться легче и проще реагировать на обстоятельства, справляться с такими обстоятельствами в любых жизненных сферах. Лучшими тренингами данного вида могут считаться трансформационные тренинги. Главной их направленностью является работа с глубинными обуславливающими механизмами, такими как ценности и убеждения, осознанность, механизмы компенсаторной и психологической защиты и др. Благодаря данному тренингу можно заметить следующие положительные сдвиги в личности индивида: расширение мировоззрения, появление чувства озарения, освобождение от убеждений, которые ограничивают его, и отрицательного воздействия окружающих. Результатом трансформационных тренингов является открытие новых возможностей для себя.

На тренингах активного личностного роста происходит трансформация личности на уровне самоидентификации. Он направлен на получение знаний и развитие у субъектов конкретных навыков. К ним относят тренинги, направленные на развитие качеств лидера, повышение профессиональной эффективности, обучающие тренинги (например, обучение правильным целевым установкам).

Тренинги личностного роста могут проводиться вживую и онлайн, посредством интернета. Тренинги способствуют активизации мышления. После их прохождения индивид начинает задумываться о смысле жизни, о своих жизненных целях и позиции.

В каждом тренинге присутствует определенный комплекс упражнений, направленный на развитие личностного роста, например, упражнение «я в будущем», «шприц», «табу», «Самопрезентация», «Пессимист, Оптимист, Шут», «На какой я ступеньке?», «Комиссионный магазин» и множество других.

Упражнение «я в будущем» заключается в рисовании своей личности в будущем и защите перед другими своей картинки.

Целью упражнения «шприц» является помощь участникам глубже прочувствовать и пережить условия уговоров, сформировать так называемый иммунитет к любому психологическому влиянию.

Целью упражнения «табу» является помощь участникам в понимании того, как проявляется у них отношение к различного рода ограничениям и запретам.

Целью упражнения «самопрезентация» является включение приспособительных механизмов, отработка проявления эмоций, которые способствуют процессам профессионального приспособления.

Целью упражнения «пессимист, оптимист, шут» является формирование единого отношения индивида к проблемным ситуациям, приобретение опыта разбора проблем с различных точек зрения.

Целью упражнения «на какой я ступеньке?» является помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.

Целью упражнения «комиссионный магазин» является выработка навыков самопонимания, самоанализа, самокритичности, обнаружение существенных для индивида качеств в совместной работе.

Личностный рост методики

Первым шагом на пути к личностному развитию является признание того, что настоящее положение дел не всегда такое, какое люди так сильно желают и ждут, о чем мечтают, рассуждают и думают.

Личностный рост довольно редко бывает всесторонне направленным. Это связано с тем, что большинство из нас обладают сильными и слабыми чертами характера, сторонами. Поэтому и личностный рост, главным образом, будет проявляться в признании сторон, характеризующихся слабым проявлением, и поступков, направленных на усиление таких сторон.

Сегодня существует множество методик, направленных на стимулирование развитие личностного роста индивида. Заключаются они в постоянном и целенаправленном воздействии, которое направлено на усиление более слабых сторон. Ответственность за свою жизнь, возможность творения своей жизни по собственному желанию, уверенность в своих силах, самосовершенствование – вот основные цели методик личностного роста.

Гармоничное развитие личности лежит в самопознании, самореализации, самосовершенствовании, обретении целостности и, как следствие, значительных трансформаций жизненных условий, факторов, обстоятельств, ситуаций и возможностей.

Способ освоения методик развития личности напрямую зависит от быстроты, с которой постигаются новые сведения, грамотного следования рекомендациям и существенности последнего результата.

Одной из самых доступных методик самопознания и личностного развития является самостоятельное изучение специализированной литературы. Отсутствие обратной взаимосвязи является основным недостатком данной методики. Данный недостаток заключается в невозможности получения рекомендаций, советов, поддержки при необходимости.

Следующей доступной методикой самообразования является просмотр обучающих видеоматериалов. Она отличается довольно слабой эффективностью, в связи с тем, что избранная методика бывает неправильно поданной. Такое случается, если источник сведений некомпетентен.

Более эффективной методикой будет посещение различных обучающих тренингов, курсов и семинаров. Отрицательной чертой такой методики является отсутствие индивидуальной направленности на каждого участника, однако, грамотный тренер может учесть потенциал и приоритеты каждого.

Самым оптимальным вариантом самообучения и личностного развития будут индивидуальные занятия с тренером. Недостатком такого метода может служить его достаточно высокая стоимость. Индивидуальные занятия позволяют тренеру учесть все особенности индивида, вовремя внести нужную корректировку, уделять возможный максимум внимания, давать необходимые рекомендации и советы.

Большая часть популярнейших методик развития личности индивида основывается на способах использования аффирмаций, методах визуализации и постановок целей.

Под аффирмациями понимают короткие словосочетания или фразы, которые содержат в себе позитивные вербальные формулы или утверждения. При их многократном повторе в подсознании субъекта закрепляется нужный образ или установка, способствующая оптимизации психоэмоционального фона индивида, стимуляции положительных трансформаций. Т.е. аффирмация – это короткое предложение, несущее конкретную смысловую нагрузку для улучшения эмоционального поля личности, которое ведет к позитивным жизненным переменам.

Существуют определенные правила составления аффирмаций, чтобы они смогли пересилить устоявшиеся негативные установки в подсознании: смысловая нагрузка должна быть однозначной; слова, составляющие фразы, должны быть положительными, также как и эмоции во время их произношения; установка должна быть четко конкретизирована в соответствии с имеющимися потребностями; фразы должны быть направлены на активность жизненной позиции.

Метод визуализации представляет собой преподнесение информации с помощью зрительных, наглядных образов. Данный метод довольно широко применяется как психологическая техника.

Визуальные отображения субъектов, явлений, вещей, эмоций хранятся в подсознании на протяжении всей жизни индивида. При этом некоторые образы могут находиться в инертном (пассивном) состоянии. Но при необходимости такую информацию, возможно восстановить, извлечь и применить с целью решения какой-нибудь задачи или проблемы. Такое возможно в тех случаях, когда с помощью сознательных умений невозможно разрешить задачу или проблему. Таким способом происходит постоянное накапливание внутренних энергий для сотворения желаемых трансформаций.

Четко поставленные и сформулированные цели являются основой для достижения успешности в любых сферах. Цели – это обязательные составляющие этапов воплощения жизненного плана. Для грамотной постановки цели следует произвести детальный последовательный анализ уже существующих обстоятельств, условия или ситуаций, учесть личностные приоритеты, оценить долгосрочность, перспективность цели, творческую визуализацию. Важнейшими и обязательными условиями для успешного воплощения поставленных задач будут желание достичь поставленной цели, уверенность в реальности ее осуществления, направленность на ожидание ее результатов.

Выработка индивидуальной модели эффективности роста личности или проведение различных экспериментов с уже существующими методиками и техниками личностного развития являются необходимыми составляющими самосовершенствования. Это связано с тем, что уже имеющиеся модели эффективны чаще только лишь на начальных ступенях самопознания.

admin

Желание жить лучше, иметь крепкую семью, финансовый достаток посещает каждого из нас. Для достижения целей необходимо развиваться, учиться, работать над собой. Данный путь нелегкий и предполагает прохождение нескольких стадий. Главное двигаться вперед и каждый день осуществлять шаги, ведущие к . К саморазвитию и личностному росту человек приходит с разными наработками и состоянием души. Поэтому работа над собой у каждой личности протекает индивидуально. Разберемся, что дает саморазвитие, и какое влияние оказывает личностный рост на жизнь человека?

Немного теории

Существует утверждение, что саморазвитие и личностный рост – это одно и тоже. Действительно они идут рядом и ведут к единой цели. Под саморазвитием понимают действия человека, которые он осуществляет без давления, вмешательства третьих лиц. Это сознательный процесс, направленный на достижение четких целей или убеждений.

Личностный рост – это понятие, используемое в психологии. Означает воспитание человеком определенных качеств и приобретение навыков, которые улучшают конкретные сферы жизни. Сюда относится социальная, финансовая, культурная и другие области. Основная задача личностного роста и саморазвития – это повышение потенциала человека и высокая результативность в выбранных сферах жизни.

Из этих двух понятий выплывает вывод. Действия осуществляются в конкретном направлении. Для достижения результата составляется план саморазвития. В него включаются действия, которые должен осуществить человек. Это чтение книг по саморазвитию, просмотр фильмов по личностному росту, прохождение тренингов.

Цели саморазвития и личностного роста

Сегодня найдутся скептики утверждающие, что саморазвитие – это бесполезная трата времени. Подобные мысли возникают у ленивых людей или личностей без цели. Они проживают жизнь на автомате. Утром просыпаются, затем идут на работу, возвращаются, ужинают и засыпают под звук телевизора. Гораздо удобнее жить и ни о чем не задумываться. В таком случае не стоит жаловаться на финансовое положение, личные неудачи или отсутствие карьерного роста.

Саморазвитие и личностный рост помогают достичь таких целей :

  • Формирование осознанности . Начинается с выхода автоматической модели жизни. Когда человек начинает задавать себе вопросы, оценивать со стороны, делать выводы. Постепенно развивается осознанность. Человек принимает настоящее и корректирует его, а не живет прошлым или греется надеждами будущего. Оказывая воздействия на определенные черты характера, личность развивается и приобретает новые навыки.
  • Соответствие текущему дню . Вторая цель выплывает из первой. Поиск информации приводит человека к изучению различных предметов, знаний, овладению новыми навыками. Современный ритм жизни стремительный, интересный и технологически сложный. Чтобы соответствовать времени следите за изменениями, которые происходят в мире. Каждодневная работа позволяет человеку идти в ногу со временем. Такие навыки помогают быть востребованным специалистом на работе, .
  • Всестороннее развитие . Занимаясь личностным ростом, не сосредотачивайтесь на одной теме. Узкая специализация делает человека ограниченным и скучным. Интересуйтесь всем понемногу. Для этого не обязательно затрачивать много времени. Вместо просмотра телевизора просмотрите рубрику новостей в мире культуры, науки, техники. Благодаря накопленным знаниям вы сможете завести разговор с незнакомым человеком и стать душой компании. Всестороннее развитие помогает при трудоустройстве.

Люди, занимающиеся саморазвитием, достигают целей и понимают свое предназначение в жизни. Параллельно прокачивают другие сферы: здоровье, правильное питание, духовное наполнение. Личностный рост приводит к избавлению от вредных привычек, организованности, улучшению отношений с близкими людьми.

Саморазвитие и личностный рост в карьере

К современному сотруднику выдвигается множество требований. Основные качества – это стрессоустойчивость, умение адаптироваться под разные условия работы, правильный психологический настрой. При этом не каждый руководитель готов отправлять нового сотрудника на тренинги и обучения, подготавливая ценного кадра. Нужны работники, способные влиться в коллектив с первого дня.

Чтобы выдержать конкуренцию при поиске работы, ищите информацию, развивайте навыки, посещайте профессиональные мероприятия и семинары. Личностный рост в карьере дает следующие результаты :

  • осознанный выбор профессии и представление о работе;
  • быстрое и уверенное принятие решение;
  • понимание, какие качества развивать для продвижения в карьере;
  • конкурентоспособность, выгодные позиции при поиске работы на конкурсной основе;
  • умение правильно преподнести себя .

Саморазвитие предполагает изучение информации в конкретной области. Свежие знания помогают развивать экспертность. Человек приобретает сопутствующие навыки: умение планировать день и решать рабочие проблемы.

Саморазвитие в учебе

Каждый человек проходит через обязательное образование, развиваясь и получая определенные знания. После обучения в школе дорога ведет в высшие учебные заведения. Здесь уже стоит проявить заинтересованность в выборе профессии и сфокусировать действия на углубленном изучении профильных предметов. Получение диплома – это первый серьезный шаг на пути к личностному развитию.

Саморазвитие в учебе дает положительные плоды :

  • человек учится фокусироваться на занятиях;
  • получает первые навыки по мотивации;
  • участвует в процессе обучения, не плывет по течению, а делает осознанный выбор;
  • получает удовольствие от учебы и легко усваивает материал, поскольку обучается по собственному желанию.

В институтах уделяется внимание (критического и аналитического). В результате процесс образования протекает плавно и интересно. Студент получает знания, которые умеет применять в различных жизненных ситуациях.

Личностный рост в приватной жизни

Отношения между мужчиной и женщиной требуют усилий. Развиваясь, человек получает новые знания о личной жизни и применяет их. Отношения становятся крепче и здоровее. Отлично, если вторая половинка интересуется саморазвитием. Поддержка близкого человека помогает достигать целей, формированию целостной личности.

Личностный рост в приватной жизни приводит к таким результатам :

  • человек глубже понимает себя, близких людей;
  • проходит боязнь выстраивать романтические или ;
  • человек раскрывается, легче идет на контакт, меньше конфликтует со второй половиной, поскольку приходит понимание поступкам;
  • саморазвитие открывает новые стороны близких людей.

У человека формируется понимание семьи, своей роли и обязанностей. Полученные знания помогают во время текущих отношений, плюс раскрывают пути дальнейших действий. Принимаются сложные решения: расторжение брака, поиск нового партнера и другие.

Этапы саморазвития и личностного роста

Банальное любопытство, чтение книг и просмотр мотивирующих фильмов не приведут к результату. Чтобы состоялись перемены в жизни, придется потрудиться. Для этого пройдите обязательные этапы саморазвития и личностного роста:

  • Принятие нынешней ситуации . Проанализируйте, что вы имеете на сегодняшний день, что не устраивает, какие знания планируете получить.
  • Желание действовать . Нарисуйте портрет нового человека, каким вы хотите стать. Опишите сильные и слабые стороны. Поставьте конкретную цель, чего желаете достигнуть.
  • Внедрение . Чтобы прийти к своей цели делайте ежедневно небольшие шажки. , повторяйте, что все получится, и вы достигните результата.

  • Будьте готовы к тернистому пути. Достижения и ошибки полностью принадлежат вам. Не перекладывайте ответственность за неудачи на третьих лиц. Анализ ошибок и осознание неверных действий – это доказательство саморазвития.

Личностный рост – это путь, который имеет начало, но не имеет конца. Начав развиваться, вы приобретете гармонию души и тела. Сможете разбираться в людях, выстроите гармоничные отношения с окружающими. Сделайте шаг навстречу себе, жизнь станет интересней и насыщенней.

21 января 2014, 17:49
  • Кому нужен личностный рост
  • Распространённые ошибки
  • Примеры самореализации

Каждый человек в процессе жизни проходит путь самостоятельного развития личности и каких-либо качеств. Иногда люди даже не осознают, что такое самосовершенствование и не обращают внимания на свои действия, выполняемые для реализации каких-то проектов. Как правило, это очень организованные личности. Такой человек чувствует себя реализованным, нужным.

К сожалению, большинство из нас ощущают противоположные чувства в какой-либо сфере жизни. Не получается построить карьеру, проблемы с созданием семьи, постоянное чувство невостребованности и одиночества, сложности с преодолением трудностей и т. д.

Самосовершенствование - сознательно проводимая работа по личному развитию и росту. В процессе, человек формирует какие-либо качества или свойства личности в определённых областях. Он стремится достигнуть каких-либо поставленных целей, путём регулярных упражнений и действий. Такие процессы ориентируются не на внутренние чувства, а на жизненные потребности, на правила социума.

Кому нужен личностный рост

Как решить проблемы с достижением мечты? Как добиться успеха в работе, учёбе? Что такое саморазвитие и кому оно необходимо?

Если вы неуверенный человек, личность которая постоянно сталкивается с трудностями и сложно представляет как их решать. Ваша жизнь лишена удовольствий и вы видите только мрачные стороны - просто необходимо начать личный рост. В этом вам может поспособствовать бесплатный курс Алексея Толкачева - «Жизнь на полной можности» .

Нужно подготовиться к кропотливой и порой трудной работе по тренировке собственного я. Зато сможете добиться жизни, полной увлекательных событий и гордости за себя. Но между понятием и действием, есть большая разница.

Личностный рост - 5 ключевых факторов

С чего начать саморазвитие? Резонный вопрос. Потребности у людей различные. Одни испытывают необходимость привести своё тело в порядок, другие душу, третьи добиться финансовой независимости, а кто-то мечтает всё выполнить одновременно и сразу. Конечно, самосовершенствование - процесс всей жизни, но уместно ставить небольшие цели и идти к желаемому маленькими, но уверенными шажками.

Первые шаги обязательно нужно начинать со следующих действий:

  • Мотивации - именно это чувство должно сопровождать на протяжении процесса.

  • Взаимоотношения с людьми . Любые достижения, продвижение и успех начинаются с общения. Поэтому взаимодействовать с другими людьми просто необходимо.
  • Совершенствование физического состояния . Приучите себя к регулярным физическим занятиям. Не забывайте - в первую очередь оценивают внешность. После этого ум и другие качества. Регулярные занятия научат порядку и силе духа. Здоровье также важный показатель.
  • Прочитайте книгу, статью по личному развитию . Необходимо привести мысли в порядок, выделить главные приоритеты. Так как захламлённое сознание приведёт к беспорядочным действиям. Порядок в голове напрямую связан с обстановкой. Захламлённый дом воздействует на качество мыслей. Введите правило, регулярно проводить уборку.
  • Выделите цель, к которой будете двигаться . Выберите 5–6 шагов, с помощью которых планируете достичь конечного результата.

Принципы самосовершенствования

Это основные принципы в которые можно вложить множество способов. Например, человек желающий сбросить лишний вес понимает - нужно регулярно выполнять физические упражнения. Понимает не до конца, нужно изучить информацию.

Но, между понятием и действием, есть большая разница. Нужна сильная мотивация. Она заставит приучить себя, иногда даже через лень всё-таки выполнять нужное. Поверьте, настанет день, когда эти действия будут приносить вам радость. Здоровое и красивое тело поднимет уверенность в себе, и появится готовность добиваться новых целей.

Если собрать всё в нескольких словах, то основные процессы определятся как:

  1. Возможность мечтать, отсюда выделять желаемую цель.
  2. Дисциплина.
  3. Систематичность.
  4. Развитие разума.
  5. Вдохновение.
  6. Физическое состояние.
  7. Счастье в душе и отзывчивость.
  8. Достижение задуманного.

Распространённые ошибки

Старайтесь ставить выполнимые цели, особенно в начале работы над собой. Вы должны почувствовать собственные возможности, умение добиваться задуманного. Не хватайтесь за всё подряд, выделяйте главные задачи.

Зачастую мы делаем намного меньше чем планируем. Поэтому ежедневно анализируйте где была нерациональная утечка времени. Фраза - « Управление временем - равнозначно управлению жизнью!» - актуальна для каждого. Звучит как нотация, но нельзя откладывать на потом поставленные планы. Выполняйте в данный момент и сейчас.

Научитесь распределять день. Не спите лишнее время - организму для отдыха нужно около 8 часов. Также не стоит истязать себя бессонницей. Уставший организм будет работать вполовину возможных сил. Постарайтесь развлечения свести к конкретному времени, а не растягивать день на просмотр сериалов, щёлканье семечек, компьютерных игр и т. д. Всё это напоминает школьные истинны, но чаще всего такие моменты, становятся преградой к самореализации и возможности чувствовать себя счастливым.

Примеры самореализации

Их множество. Яркий, популярный пример - изучение языков . Такой способ полезен, интересен и открывает широкие возможности. Сможете спокойно путешествовать по зарубежью, читать произведения в оригинале и продвигаться в смысле карьеры. Даже помочь в изучении собственным детям - большой плюс.

Существует множество курсов, всевозможных тренингов и преподавателей , носителей языка. Возможность владеть иностранной речью, разовьёт фантазию, поможет более грамотно выражаться.

Путешествуйте . Не получается далеко, посещайте соседние города. Сможете узнать о культуре других народов, религии, образу жизни. Всестороннее развитие и отдых от повседневных дел пойдёт на пользу.

Саморазвитие человека лежит полностью на нём самом, так же как и построение жизни. Стремление развиваться и не прекращать учиться необходимо постоянно. Ведь не бывает предела совершенству. Главное, для человека чувствовать себя наполненной, глубокой, духовной личностью и тогда окружение будет воспринимать вас так же.