Воробей тургенев. Идейно-художественный анализ стихотворения Ивана Тургенева «Воробей Анализ произведения воробей

В разделе Домашние задания на вопрос Анализ стихотворения И. С. Тургенева "Воробей". 1)Тема 2)Анализ заданный автором LOL Pirozhkov лучший ответ это Тезисы. ДОС.
Данная работа – восприятие, понимание художественного текста ученицей 9 класса национальной школы. Особый упор сделан на идею стихотворения в прозе.
Статья. ДОС.
Анализ стихотворения в прозе «Воробей» И. С. Тургенева.
Я недавно прочитала стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей» . Это произведение заставило меня задуматься о многом. В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. По-моему, первое главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая. А второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.
Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь.
Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.
Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви.
Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле.
Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.
Прочитав произведение, я поняла очень многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная и вечная любовь на всём белом свете.

    Жанр: стихотворение в прозе. Стиль: художественный, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие(стилевые черты: конкретность, образность, эмоциональность, выразительность). Тип речи: повествование с элементами описания (в центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий; описывается молодой воробей, старый воробей).

    Повествование строится от первого лица – лица автора (охотника) «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. …»

    Даю три варианта, выбирай любой

    Героический поступок черногрудого воробья

    1. с жалким писком на зубастую пасть;

      жертвовать собою ради детища;

      сила, сильнее воли;

      Трезор признал силу.

      Любовь сильнее смерти.

    1. Молодой воробей.

      Черногрудый воробей

    2. Громадное чудовище

      Трезор остановился.

      Удалился, благоговея.

      Любовью держится жизнь.

      Возвращение с охоты.

      Собака и молодой воробей.

      Жертва старого воробья.

      Любовь сильнее страха смерти.

    Главные персонажи рассказа собака и старый воробей. Для описания собаки автор применяет глаголы, которые передают ее стандартное поведение охотничьего инстинкта: уменьшила шаги и начала красться ; медленно приближалась . Трезор представлен не злым, а исполняющим свое назначение как проявление стихийной силы. Но и эта сила, опять через глаголы: остановился, попятился, признал ; уступает любви и героизму. Героизм птицы вырисован глаголами: ринулся, заслонил, замирал, жертвовал . Однако, внутреннее состояние старого воробья Тургенев рисует прилагательными « взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький» . Соотнесение глаголов в составе сказуемого и прилагательных нарастает по мере накала событий стихотворения – неотвратимость, героизм и уважение выражены глаголами, (неотвратимость выражена тремя составными сказуемыми, уважение к героизму передано через пару простых глагольных сказуемых и одного составного (именного «признал силу»); героизм показан четырьмя простыми глагольными сказуемыми ) , а уже внутреннее состояние воробья передано пятью прилагательными (определениями – второстепенным членом предложения ) как доказательство того, что даже если ты слаб телом(это второстепенно), ты можешь быть силен духом и перед этой силой отступает самое, казалось бы неотвратимое(сказуемое – главный член предложения).

    Главная мыслб рассказа: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

    Из гне зда – гнё"зда, прибли жалась – бли"же, напра влении - напра"вить, засло нил – засло"н, тре петало – тре"пет, уси деть – си"дя, поспе шил - спе"шка.

    Бесп омощно, ра ст опырив, раск рытой. (глухой звук после приставки, значит в приставке тоже последний звук глухой)

Чей? Кто? Что сделал? Что сделал?

    Мой Трезор остановился , попятился . (остановился и попятился относятся к одному и тому же слову, являются одной и той же частью речи и отвечают на одинаковые вопросы, значит они однородные члены)

Кто? Что делал? Откуда? Что делал? Где?

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (однородные сказуемые помогают нарисовать образную картину текста)

    И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке … - повествовательное, невосклицательное, простое (двусоставное), распространенное

    Антитеза (противопоставление): морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк; молодой воробей с желтизной около клюва – старый черногрудый воробей; маленькое тело – громадное чудовище.

Метафора (аналогия, сходство): камнем упал, героическая птица

Эмоционально-экспрессивная лексика : весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два.

Афоризм (краткое выразительное изречение): только любовью держится и движется жизнь; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Инверсия (перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний.): каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

Ритмический повтор частей сложного предложения: он ринулся спасать\ он заслонил собою свое детище…\ но все его тело трепетало от ужаса\голосок одичал и охрип\он замирал\он жертвовал собою! (многоточие дает читателю возможность представить невыразимый ужас птицы.

Выразительная роль глаголов , передающих все оттенки действий

Суффиксы : Еньк – уменьшительно-ласкательный; ищ – увеличительно- (детище), пренебрежительный (чудовище)

Постскриптум для личного развития

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка.

- Возвращался и шел – однородные сказуемые, глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, это синонимы;

- В друг наречие, сигнал к резкому началу действия;

-Уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … - завязка действия;

-Гля ну л и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ;

-Упал и сидел, растопырив …- последовательность действий, добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья;

- Вдруг и вновь наречие резко меняет обстановку;

- Сорвавшись с близкого дерева - деепричастие удерживает динамику повествования.

Иван Сергеевич Тургенев известен как величайший писатель, из-под пера которого вышло много замечательных рассказов и очерков, романов и стихотворений в прозе. Не одно поколение познакомилось с его творчеством, и не только в нашей стране.

Величайший мастера слова, Тургенев легко и умело цепляет разные струны души, стараясь пробудить самые лучшие качества и стремления каждого. Тургеневские произведения настолько глубоки и хороши, что помогают человеку раскрыть в себе любовь, доброту, сострадание. Именно поэтому произведения автора остаются актуальны, и продолжают пользоваться большим успехом и популярностью.

История создания стихотворения в прозе

Иван Сергеевич обратился к стихотворениям в прозе только в последние годы своей жизни. Это философия мыслей и чувств, это подведение итогов о проделанной работе в течение жизни, это работа над ошибками, это обращение к потомкам.

Как только у автора был подходящий момент, то он тут же записывал такие необычные стихотворения. Причем он писал на чём угодно, на любом листке, как только приходило вдохновение. Большая часть прозаических стихотворений была написана на небольших клочках бумаги, которые он потом аккуратно и бережно складывал свой темный портфель. Так собирались материалы.

Дата написания прозаического тургеневского стихотворения «Воробей» - 1878 год, а первый слушатель - Михаил Матвеевич Стасюлевич, редактор журнала «Вестник Европы» и друг автора. Прослушав интересную зарисовку, Михаил Матвеевич был удивлен глубиной сюжета такого небольшого стихотворения, его выразительностью и глубоким смыслом. Тогда друг предложил уже известному автору напечатать свои творения. Но писатель был против, так как считал, что многие его прозаические стихотворения все-таки носят личный и даже интимный характер.

Позже Стасюлевич смог убедить Ивана Сергеевича привести в порядок свои записи и передать их для издания, в печать. Поэтому очень скоро, в 1882 году, в предновогоднем выпуске одного из популярных и востребованных в то время журнале «Вестнике Европы», было опубликовано стихотворение «Воробей» вместе с другими очерками. Всего Тургенев отобрал для печати 51 произведение.

Остальная часть, которая раскрывала некоторые моменты из жизни самого автора, была опубликована чуть позже. Датой их опубликования называют примерно 1930-1931 годы. Так читательскому миру стало известно еще тридцать одно тургеневское прозаическое стихотворене. Эти стихотворные миниатюры были встречены с большим оживлением и так полюбились читателю, что их перевели на другие языки.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Тургеневский сюжет довольно прост и обычен. Главный герой возвращается домой с охоты. Он идет по небольшой и аккуратной аллее, где его собака обнаруживает маленького, просто крохотного птенчика, который лежит прямо на дорожке. Становится понятно, что эта птичка выпала из своего гнезда, а так как птенчик очень несмышленый, то, соответственно, он сам никак не может вернуться в свое гнездо.

Герой начинает осматривать этого птенца, который едва оперился. Но для собаки, которой руководят инстинкты, этот птенчик дичь. И охотничьи повадки требуют от неё соответственной реакции. И вот тут автор становится свидетелем настоящего геройского поступка. На собаку отважно и мужественно, рискуя своей жизнью, бросается взрослый воробей, который до этого сидел на ветке и просто наблюдал.

Взрослая птица защищает своего малыша от нападающего охотничьего пса. Он пищит отчаянно, жалобно, не собираясь сдаваться. Конечно же, его размеры совершенно малы по сравнению с псом, но его желание спасти собственное дитя было настолько сильным, что воробей в этой неравной схватке побеждает. А собака, почувствовав силу и волю маленькой птицы, начинает смущенно и виновато отступать. Видимо, пес все-таки почувствовал от воробья и его огромнейшее желание жить самому, и спасти свое детеныша, поэтому-то и победила не физическая сила, и моральная.

Финал тургеневского стихотворения не печален и не трагичен, как этого можно было ожидать. Герой произведения отзывает собаку и уходит вместе с нею в хорошем настроении. Он убежден, что любовь может победить все на свете и преодолеть любые преграды и препятствия.

Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»


В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:

➥ Собака.
➥ Человек.
➥ Взрослый воробей.
➥ Маленький и беззащитный птенец.


Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.

В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.

Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.

Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.

Анализ стихотворения

Завязка произведения начинается в тот момент, когда собака почувствовала дичь и остановилась посреди аллеи, недалеко от птенца. Когда она начинает подкрадываться, то автор подводит читателя к тому, что вскоре что-то должно произойти. Кульминацией всего произведения становится сцена драки взрослого воробья и огромнейшего пса.

Развязка наступает в тот момент, когда смущённую и еще до конца не понимающую собаку охотник отзывает, чтобы вместе с нею удалиться, признав победу взрослого воробья.

Маленькая сцена, которую описал автор - это лиричное и эмоциональное произведение. В эту миниатюру вложена идея жизни и истинной любви. Ведь жизнь любого существа может прерваться каждую минуту. А любовь - это чувство, которое выше страха смерти.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) - один из величайших представителей русской классической литературы XIX века. Писатель, поэт, драматург, публицист. Шесть романов, рассказы, повести, статьи, пьесы и стихотворения составляют его творчество.

Творчество Тургенева

Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».

Стихотворения в прозе

В творчестве Тургенева стихотворения в прозе занимают небольшое, но значительное место. Живые и образные, они не могут оставить читателя равнодушным. Любовь к людям, природе, животным, родной земле пронизывает каждое из них. Одно из таких стихотворений в прозе - «Воробей» Тургенева, анализ которого демонстрирует невероятную силу духа крошечного существа.

Сюжет

Рассказчик идет по аллее, возвращаясь с охоты. Он замечает маленького воробышка, который выпал из гнезда на землю. Воробышек очень мал и совершенно беспомощен.

Собака рассказчика видит птенца. Она чует дичь и готовится наброситься на малыша. Но внезапно другой воробей слетает с дерева на землю. Он заслоняет собой птенца. Со смелостью, порожденной отчаяньем, он пытается нападать на собаку и защитить дитя. Анализ "Воробья" Тургенева показывает силу любви и готовность к самопожертвованию маленького существа. По сравнению с пернатым, собака выглядит огромной. Воробью она наверняка кажется ужасным чудовищем, но это не останавливает его. Собаке ничего не стоит проглотить обоих птиц. Но, к изумлению рассказчика, его собака отступает, словно смутившись.

Анализ "Воробья" Тургенева показывает, что дело именно в силе духа маленькой птицы, которую почувствовала собака. Рассказчик зовет собаку и уходит с ней, благоговея перед мужеством воробья. Человек вновь убеждается во всепобеждающей силе любви.

Характеристика персонажей

В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны - это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.

Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.

Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.

Маленький воробушек - беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.

Рассказчик - охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе - лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.

«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.

Знакомство с содержанием рассказа «Воробей» (прием «Чтение с остановками» и заполнение «Дерева предсказаний», групповая работа- 4 группы) (Приложение 2)

Что может произойти в тексте с таким названием? Запишите ваши предположения на листочках

Чтение 1 части текста.

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,...

Первая остановка

Чтение 2 части текста

«..сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда...»

Вторая остановка.

Как вы думаете, чем все закончится? Запишите ваши предположения

Чтение 3 части текста.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Первичное восприятие.

– Ожидали ли такую развязку?

– Что чувствовали, когда слушали?

– Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

– Какой он наш герой?

– Что мы узнали из текста о воробье?

Назовите других героев произведения.

Исследовательская работа с текстом "Воробей"

Формирование собственной позиции

- Проанализируйте поведение каждого из героев: собаки, птенца, старого воробья, автора (по группам). Выпишите ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. Какие слова помогают представить каждого героя, какие чувства испытывают герои?

Составление «КЛАСТЕРА». Что такое кластер (на экране) 3 мин.

1 группа Собака

Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.

Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес.

2 группа Молодой воробей

С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

3 группа Старый черногрудый воробей

Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Охотник, любит природу, уважает всё живое, умет тонко чувствовать, сочувствует, переживает

Озвучивание кластеров

Как вы понимаете предложение: «....он жертвовал собою»?

Что заставило воробья жертвовать собой?

О чем рассказ Ивана Тургенева?

Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

О какой любви здесь идет речь?

Так какова же главная идея (мысль)этого стихотворения?

Найдите предложение, в котором содержится главная мысль этого стихотворения.

Как вы думаете, что главнее в этом произведении, чувства или действие?

К какому жанру относятся произведения, где говорится о чувствах и переживаниях героя?

- Значит, это …