Сегодня ведущий программы Александр Крузе встретится с музыкантом, певцом, руководителем фолк-группы «Ярилов зной» Александром Щербаковым. Александр расскажет о своем происхождении, о становлении коллектива «Ярилов зной», о нынешней творческой деятельности и о планах на ближайшее будущее.
Известный российский историк Василий Ключевский считал, что музыка - это акустический состав, благодаря которому просыпается аппетит к жизни подобно тому, как благодаря известным аптечным составам просыпается аппетит к еде. Сегодня таким живительным составом с нами поделится руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков.
Александр Щербаков - музыкант, певец, автор песен. Родился в Воронежской области в 1981 году. С детства увлекался народным творчеством, после школы поступил в Россошанский педагогический колледж. После двух лет учебы перевелся в Воронежское областное училище культуры на отделение «дирижер оркестра русских народных инструментов». Спустя несколько лет окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссер массовых представлений».
Шесть лет работал в Государственном академическом русском народном хоре имени М. Е. Пятницкого. Параллельно с работой в прославленном коллективе Александр занимался собственным проектом: фолк-группой «Ярилов зной». В 2013 году группа стала финалистом популярного телеконкурса «Фактор А», получив высокую оценку творчества от зрителей и членов жюри, в том числе Аллы Борисовны Пугачевой.
В 2015 году яриловцы стали победителями конкурса «Новая звезда» на телеканале «Звезда». Группа «Ярилов зной» является лауреатом премии имени генералиссимуса Александра Васильевича Суворова «За вклад в патриотические традиции Отечества».
Сегодня коллектив активно занимается творческой деятельностью, гастролирует, принимает участие во многих телевизионных программах, выпускает видеоклипы, готовит к выходу сольный альбом.
Александр Щербаков женат и воспитывает троих детей.
Саша, ты занимаешься таким искусством, которое имеет богатую историю и своими корнями уходит глубоко, к самому, можно сказать, рождению российской национальности как таковой. А что ты знаешь о своих корнях? Что ты знаешь об истории своей семьи?
Я знаю, что мы выходцы из простых воронежских крестьян. Мой дедушка по линии матери был председателем колхоза, а по линии отца - ведущим трактористом в деревне. Николай Иванович, Царство ему Небесное, играл на гармошке, гитаре, я это в детстве все слышал, естественно. Дедушка, который был председателем, тоже играл на гитаре. Его любимым поэтом был Сергей Есенин.
Но если уже брать совсем глубоко, то мой прадедушка, тоже Иван, участвовал в Великой Отечественной войне, трижды бежал из плена.
- Трижды?
Это просто какие-то нереальные вещи. И потом, так как был грамотным, он собирал по селам, я не знаю, как назвать, оброк или что-то, но люди сдавали какой-то продуктовый налог (яйца, масло, молоко).
Моя мама играла в народном оркестре на контрабасе, представляешь?
- Ничего себе! В народном обычно бас-балалайка?
Нет, есть балалайка-контрабас, то есть огромная балалайка, и на ней очень сложно играть.
- Там струны не для женщины.
Она играла таким кожаным медиатором.
- Там медиатор, как каблук.
- То есть твоя семья с музыкой была связана, да?
Не скажу, что постоянно звучала музыка, но все-таки она была в доме. Как-то в школу пришел гармонист: он искал себе учеников, преемников. Я и еще несколько парней взялись учиться на гармошке, где-то лет в восемь. Я так за это ухватился, мне очень это понравилось.
- Первый парень был, с гармошкой.
Да, гармошку всегда приветствовали в деревне. Да ее и сейчас, в принципе, любят, и в городах, всегда хорошо принимают. Я начал потихоньку играть. Подбирал все подряд: все, что по радио передавали в те годы, и параллельно, конечно, русское народное. Но я не думал, что профессионально свяжу жизнь с музыкой, когда вырасту.
- А как получилось?
Я простыл и попал в больницу (это было в Пушкине). Перед тем как выписаться, открыл журнал «Из рук в руки» и прочел: «В хор имени М. Е. Пятницкого на замещение вакантных должностей требуются вокалисты». И я сразу же позвонил (этот звонок я даже записал на диктофон). Они говорят: «Приходите, мы Вас послушаем».
Я пришел, меня встретил концертмейстер и спрашивает: «Вы знаете что-нибудь из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого?» Я говорю: «А что он поет?» (я знал, что народные песни). Он говорит: «Вы знаете “Степь да степь кругом” или “По Дону гуляет”?»
- Ну, ты же должен был это знать, парень с гармошкой.
У меня вокального образования нет, я был больше инструменталистом. Пел для себя. Я учился в Воронежском областном училище культуры на дирижера оркестра русских народных инструментов, то есть там я играл на первом баяне.
Я захожу в кабинет, вижу: сидит очень серьезная женщина в народных сапогах, спортивном костюме с надписью «Хор имени М. Е. Пятницкого» и говорит: «Дуй изо всех сил, пой, сколько есть у тебя мощи “Из-за острова на стрежень”». И я затянул. Они с концертмейстером заулыбались и говорят: «Давай, Саша, попробуем. Три месяца походишь, попоешь, посмотришь, послушаешь».
- И ты там прописался?
Да, я там прижился и благополучно отработал шесть или семь лет.
Людвиг ван Бетховен считал, что музыка должна высекать огонь из людских сердец. Я думаю, ты с этим тезисом, безусловно, согласишься, потому что даже само название твоего коллектива, «Ярилов зной», жаркое, огненное. Ты можешь сказать, как вспыхнула эта искра и как родился коллектив «Ярилов зной»?
До того как я стал работать в хоре имени Пятницкого, я жил и работал в городе Россоши Воронежской области. Там я был руководителем народного ансамбля, где пели и фольклорные песни, и авторские. И параллельно я стал писать какие-никакие, а свои, простенькие песни. Появился вокально-инструментальный коллектив, который мы назвали тогда «Ярилов зной». Тогда я не задумывался о том, языческое ли это название. В храм я тогда, к сожалению, не ходил. Был один раз в детстве, бабушка на Пасху меня взяла, на большую ночную службу. У меня до сих пор эти впечатления остались.
Прошло время. Работая в хоре имени М. Е. Пятницкого, я продолжал писать песни и параллельно мы уже начинали работать с коллективом. Настал такой момент, когда на одном большом концерте вышел хор Пятницкого, а следующие - «Ярилов зной». Конечно, руководитель хора пригласила меня в кабинет и говорит: «Саша, тебе надо определиться». Я ее прекрасно понимаю. Мы мирно поговорили, я ушел и стал развивать свой коллектив.
На данный момент мы хотим уйти от этого названия.
- Но это уже своего рода бренд.
Да, я понимаю, что это раскрученный бренд, но название встречает много противоречий. Православные люди не всегда с пониманием относятся, то есть, пока они не услышат, что мы играем и поем, с опаской смотрят на такое название и говорят: «Как это так: православный телеканал, а позвали руководителя группы “Ярилов зной”?» И приходится всем постоянно объяснять, что мы православные люди, просто такое название.
- Надо обязательно будет сообщить телезрителям, как вы будете называться.
- Помимо народных песен, вы пишете сами. Коллектив пишет музыку?
Да, но в тех песнях, которые я пишу, много народной мелодики и народных инструментов: балалайка, гармошка, духовые (жалейки, свирели).
- Это довольно редкие в наше время инструменты.
- У вас есть специалист по народно-духовым инструментам?
Я сам играю несложные вещи. И какие-то баянные партии тоже.
В целом жанр, в которым ты занимаешься, достаточно редкий на сегодняшний день. Скажи, ты как художник какую миссию несешь своим творчеством? Что ты хочешь сказать людям?
Раньше, Саша, была моя жизнь, а музыка стояла как бы в стороне, то есть мы шли параллельно. В какой-то момент я почувствовал противоречие от того, что живу я так и стремлюсь к одному, а музыка немножко другая. И я стал перестраивать музыку, чтобы она была моим логическим продолжением, тем, о чем я думаю, чего хочу; чтобы мои внутренние ощущения, мое миропонимание естественным образом проецировались на музыку. Практически все наши песни о нашей родной стране, об уважении к старшим, о любви, но не о такой обыденной (это слово сейчас стало разменной монетой), а о любви к Родине. Где-то они касаются вопросов веры. Взять любую песню, которую мы поем, даже народную. Например, «Черный ворон»: там такая глубина, и если правильно ее людям подавать, они все это чувствуют.
Скажу без преувеличения: к нам на концерты ходят слушатели от трех до пятидесяти лет, но все-таки мы стараемся работать больше на молодежь, потому что за молодежью будущее, и когда ты пишешь песню, задача, чтобы она была в плеере у молодых людей. На самом деле это очень непростая задача.
Сложно привлечь молодежь, да? Век поменялся уже, приходится что-то новаторское использовать, аранжировки какие-то.
Конечно. Приходится находить такой баланс, чтобы это было и современно, и традиционно.
- И глубоко.
Да, и глубину сохранять. Непростая задача, но мы пытаемся ее как-то решить. У нас сейчас выйдет трек «Любо мне». Мы его исполнили недавно в Воронеже, в филармонии. У нас был большой концерт, и там же мы записали клип на эту песню.
Нам бы хотелось, чтобы она звучала на радио. Я считаю, там все для этого есть, мы учли все моменты формата.
Мы заговорили о формате, поэтому не могу не спросить тебя о тех громких медийных проектах, которые дали большую огласку творчеству вашего коллектива: «Фактор А» и победа в конкурсе на телеканале «Звезда». Расскажи, какой опыт дали эти проекты? Начнем с «Фактора А» Аллы Борисовны.
На «Факторе А» мы были поставлены в такие условия, когда за четыре дня должны были сделать песню практически с нуля, то есть нам дают какой-то материал, и на его основе мы должны показать себя, остаться собой и еще пройти в следующий тур.
- Достаточно сложно.
Конкретно мы занимались аранжировкой, постоянно находились в студии. Потом, как вести себя на сцене? Материал был не присущ нам.
- Вам кто-то помогал на проекте?
Нашим наставником была Лолита Милявская. Она нам помогала насколько могла, она тоже человек занятой. Там у нас появилось много хороших знакомых, с некоторыми из них даже я общаюсь. Мы сняли клип на пасхальную песню, я отправил ее Лолите, она посмотрела и сказала: «Поздравляю с хорошей работой».
Потом был телепроект «Новая звезда», где мы представляли Воронежскую область. Там победителем стала Елена Лаптандер, но нас отметил звездой победителей как прорыв в народном искусстве Максим Дунаевский. Вся съемочная группа и жюри были впечатлены нашим «Черным вороном», им понравилось. Потом я пел песню на стихи Сергея Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных».
- Высокая похвала от Дунаевского.
Да. Когда такие люди говорят: «Хорошо», ты понимаешь, что движешься в правильном направлении. Но в целом телепроекты дали понимание мне самому, туда ли я вообще иду?
- Вектор? То есть они направили?
Да, они в чем-то меня огранили. Мне удалось попробовать себя в разных жанрах, и я понимал, где мне комфортно, хочу я развиваться в эту сторону или не хочу.
Благодаря этому нас узнали люди, даже на моей малой родине, в Воронежской области. Не так давно мы были там с концертами и отсняли клип. Организаторы увидели нас на телепроекте и пригласили.
Хочу немножко рассказать о видеоклипе на песню «Любо мне». Мы получили огромное удовольствие, потому что съемки проходили на лоне природы, на берегу Дона, с реальными лошадьми, казаками, которые живут этим на самом деле, то есть относятся к этому не как артисты.
Эту работу мы делали совместно с ансамблем казачьей песни «Станичники». Это дети старших классов, но тоже с горящими сердцами и глазами. Им это нравилось. Мы просто стали большой дружной семьей. Я приехал из Воронежа с такими впечатлениями, что надолго хватит.
(Продолжение следует.)
В Воронежском концертном зале 12 ноября в 18.00 группа «Ярилов зной» даст сольный концерт. Коллектив воронежского вокалиста Александра Щербакова давно знают поклонники фолк-музыки. Но широкая аудитория об Александре Щербакове, который родом из села Ольхов Лог Каменского района, узнала после участия в проекте Аллы Пугачёвой «Фактор-А». В программе канала «Россия-1» Александру и его группе «Ярилов зной» в 2013 году удалось дойти до финала. А в прошлом году музыканты выиграли конкурс телеканала «Звезда».
«Ярилов зной» неоднократно выступал в Воронеже, но впервые группа даст концерт на площадке вместимостью 700 мест. Вместе с музыкантами выступит воронежский государственный хор, гимнасты, танцоры. Музыканты готовят большую шоу-программу. Перед концертом Александр Щербаков рассказал, жёсткий ли наставник Лолита Милявская, как односельчане относятся к известности своего земляка и что изменилось в его жизни после участия в телепроектах.
«Лолиту сейчас беспокою только по делу»
Интервью в Доме журналистов Александр Щербаков с музыкантами своей группы превратил в творческую встречу. Такие пресс-конференции бывают крайне редко, чтобы артисты не только отвечали на вопросы, но ещё и пели. Александр рассказал, что музыкой начался заниматься в школе. В деревне был сельский гармонист, который и обучал ребятню играть на баяне. Потом Александр поступил в музыкальную школу, отучился в музыкальном училище на дирижера оркестра народных инструментов. А группа «Ярилов зной» была создана 10 лет назад, когда Александр ещё учился в Россоши на учителя музыки.
— Некоторое время я не занимался группой, уехал в Москву на заработки, три года проработал монтёром пути на железной дороге. Случайно я увидел объявление, что в хор им. М.Е. Пятницкого нужен солист, — рассказывает Александр. — И меня взяли. Я там выступал почти семь лет, параллельно в 2011 году возобновил группу «Ярилов зной» с новым составом музыкантов. Когда понял, что в хоре для меня нет дальнейшего развития, ушёл и теперь занимаюсь только группой.
Для того чтобы расширить аудиторию «Ярилова зноя», музыканты решили пойти на «Фактор А».
— Мы понимали, что на подобные проекты народникам пробиться почти невозможно, на кастинг пошли ради прикола, — говорит музыкант. — Кастинг был в «Лужниках», на него пришли около трёх тысяч человек, в основном все исполняли кавер-версии песен, а мы выступили со своим творчеством, и нас заметили.
Наставником «Ярилова зноя» стала Лолита Милявская. Александр говорит, что опыт на «Факторе А» он получил колоссальный, работал с новой техникой, хорошими режиссёрами, костюмерами. Но намного больше ему запомнилась поддержка от звёзд, которые за кадром давали участникам много полезных советов. В жюри на «Факторе А» кроме Аллы Пугачевой были Лолита, Игорь Николаев и радиоведущий Роман Емельянов.
— Для Аллы Борисовны на съёмки специально с «Мосфильма» привезли отдельный вагончик со всеми удобствами, — рассказывает Александр. — Но она там не пряталась ото всех, общалась с участниками. Нам она давала много ценных советов, как материал лучше подавать, как на сцене себя держать. Она очень образованный в музыке человек, разбирается во всех направлениях.
Александр считает, что группе повезло с наставником, потому что Лолита — опытная артистка.
— Лолита любит и умеет работать живьём, чем очень подкупает, — говорит Александр. - В общении она очень открытая и доброжелательная. Сейчас с Лолитой мы нечасто общаемся, потому что она очень занятой человек. Но когда нужно, я всегда могу спросить у неё профессионального совета, она может помочь с контактами нужных людей. Первый наш клип на песню «По улице, по широкой» я отправил Лолите. Она сказала, что это отличная работа. Она человек прямой, если бы ей не понравилось, не стала бы скрывать.
«Записываем дуэт с Екатериной Гусевой»
После участия в двух телепроектах, творческая и гастрольная жизнь у «Ярилова зноя» бурно развивается. Музыканты выступают в Москве, Санкт-Петербурге, дают концерты в Абхазии, Казахстане. Александр рассказал, что весной будет готовить новое конное шоу под песни «Ярилова зноя» совместно с Кремлевской школой верховой езды.
— Мы делаем народную песню современной, но стараемся не сломать душу русской песни, чтобы это было интересно для молодежи, — говорит Щербаков.
В этом году группа сняла несколько новых клипов. Один из них, «Любо мне», стал событием в фольклорном искусстве, набрав в Интернете больше 34 тысяч просмотров. Клип снимался в селе Подгорное вместе с казачьим ансамблем «Станичники». А в ближайшее время Александр Щербаков планирует записать дуэт с актрисой Екатериной Гусевой («Бригада», «Есенин» и другие).
— С Катей мы познакомились на славянском фестивале «Оптинская весна» в Калужской области, — рассказал Александр. — Меня пригласили в жюри, а она была ведущей. На фестивале мы вместе спели песню «Берёзоньки», а потом решили записать совместную композицию. Катя прекрасно поёт и чувствует музыку. Мы выбрали песню «Плачь, калина» на стихи рососшанского поэта. Пока только время никак не выберем для записи.
На свою родину в село Ольхов Лог Александр старается приезжать при первой же возможности, чтобы повидать родителей.
— Мне нравится работать на земле, у родителей большой огород, летом обязательно сенокос, стараюсь приехать на неделю, чтобы сразу все основные дела завершить, — рассказывает музыкант. — Приятно, что односельчане следят за нашим творчеством. Постоянно расспрашивают о новых песнях и задают забавные вопросы, например настоящий ли Леонид Якубович. А один владелец пруда давно уговаривает меня привезти ему в гости Лолиту.
Александр говорит, что у него часто спрашивают, когда он пойдёт на «Голос». Музыкант признаётся, что предложение заманчивое, но проект этот рассчитан на сольных исполнителей, а ему хотелось бы выступать с группой и играть свои песни.
Вокалисты группы «Ярилов Зной» Алексей Петрухин и Александр Щербаков являются ее основателями. Репертуар группы состоит из русского фольклора и является весьма востребованным.
Ребята выступают на крупнейших эстрадных площадках страны, сотрудничают с кинокомпаниями, участвуют и побеждают на фестивалях и концертах.
С февраля 2013 года Алексей Петрухин и Александр Щербаков принимают участие в третьем сезоне проекта «Фактор А» на телеканале «Россия» в категории «Группы» под руководством Лолиты Милявской.
Александр Щербаков личная жизнь
Саша родился 13 ноября 1981 года в селе Ольхов Лог Каменского района Воронежской области. Здесь он окончил школу и музыкальную школу в поселке Каменка по классу баяна.
Затем Щербаков поступает в Училище культуры города Воронеж и заканчивает его по классу дирижера оркестра русских народных инструментов. Однако в поисках заработка, работает монтером на железной дороге, попутно выступая в эстрадном коллективе, который сам создает.
В 2006 году Александр узнает, что в хор имени Пятницкого требуются вокалисты. После прослушивания Щербакова берут с испытательным сроком. На прослушивании Саша знакомиться с Алексеем Петрухиным.
Они поют в хоре шесть лет, а через четыре года вместе с Алексеем создают группу «Ярилов Зной»
У Александра Щербакова есть жена и две дочки, старшей – четыре года, младшей – 1,5. Семья живет в городе Электросталь.
Сейчас Александр продолжает обучение и получает профессию режиссера на театрально-режиссерском факультете МГУКИ.
Алексей Петрухин
Семья Петрухиных в 1997 году переезжает в Россию, в Волгоградскую область. Здесь Алексей оканчивает Волгоградский институт искусств им. П. Серебрякова по специальности «дирижер народного хора» и переезжает в Москву.
В Москве он работает в Музыкальном театре национального искусства, исполняя ведущие роли.
В 2006 поступает в хор имени Пятницкого и является его солистом до 2009 года, попутно обучаясь в РАМ имени Гнесиных по классу вокала.
По окончании Алексей участвует во многих мюзиклах, – “Зорро”, “Бременские музыканты”, “Лукоморье”, где исполняет главные партии.
Вместе с Александром Щербаковым является – вокалистом и основателем фолк-рок группы “Ярилов зной”.