«Всадница». Художественный анализ картины. Сочинение по картине «Всадница» Брюллова Какая тема картины всадница искусство 8 кл

Вот уже 20 лет я провожу в 5 классе сочинение-описание по картине К. Брюллова "Всадница" после изучения темы "Литературная сказка". Этот урок учит технологии написания сочинения по картине. Кропотливая предварительная работа приводит к хорошим результатам. Важно предупредить возможные ошибки. Опыт показывает, что ребята, хотя у них и есть материалы к сочинению, не всегда могут на основе словосочетаний составить предложения: в них отсутствует сказуемое. Также к типичным ошибкам можно отнести изменение времени глаголов на протяжении работы и слияние в одно предложение описания нескольких предметов. Этот урок учит предупреждать такие ошибки. Также важным элементом работы является фантазия на тему картины, возможность сочинить, кто изображён на полотне, что будет с героинями.

Сопровождение к презентации

2 слайд Демонстрация портрета художника. Несколько слов о живописце.

Карл Брюллов - замечательный живописец

3 слайд Слово учителя: Триумфом для Брюллова стал день, когда на выставке впервые было представлено его полотно «Последний день Помпеи». В утор после выставки он проснулся знаменитым.

4-5 слайды - рассказ о живописце и его работах

Сегодня мы будем описывать картину К. Брюллова «Всадница». На ней изображены две сестры Джованина и Амацилия Пачини. Можно попросить ребят записать в тетрадь имена сестёр и фамилию художника, подчеркнув «ошибкоопасные» места, так как в этих фамилиях они часто делают ошибки.

7 слайд Знакомство с целями

Описать внешность сестёр, обстановку, пейзаж

Придумать историю, сюжет, объясняющий то, что вы видите на картине

Передать эмоции, которые вызывает эта картина

8 слайд В сочинении важно не повторяться, поэтому некоторые слова мы будем заменять синонимами. (В сильных классах учитель может попросить учащихся самим придумать синонимы, тогда в презентации ответы должны не сразу появляться)

Чтобы не повторяться

Картина - полотно, шедевр

Художник - он, мастер, живописец, К. Брюллов, автор картины

Девочка - ребёнок, дитя, младшая сестра, Амацилия

Девушка - дама, красавица, старшая сестра, амазонка, всадница, Джованина

Собаки - они, гончая, борзая, псы

Конь - вороной, рысак, прекрасное животное, скакун

Синонимы записываются в тетрадь

Почему картина называется «Всадница»? (На ней в центре полотна изображена всадница)

Что изображено на полотне? Кого мы видим? (На полотне мы видим прекрасную наездницу на горячем скакуне, её маленькую восторженную сестрёнку, собак)

Как вы думаете, какой момент жизни двух сестёр изображён на полотне? (дать пофантазировать)

Какие чувства картина вызывает у зрителя? (восторг, восхищение красотой девушки и девочки)

Чем мы восхищаемся? (в этой картине прекрасно всё: красота амазонки, яркость цветовой гаммы)

В каких тонах написана картина? (картина написана в ярких тонах, краски контрастируют. Здесь есть и белый цвет, и голубой, и розовый, и тёмные тона)

Каким образом художник выделяет фигуру девушки? (она изображена на тёмном фоне старинного парка, её блуза голубая, а белая юбка струится по тёмной атласной спине скакуна)

Составление плана План необходимо составлять перед каждым сочинением, чтобы ваша работа была логичной, одно предложение было связано с другим, чтобы ничего не забыть)

О чём написать во вступлении? (Во вступлении можно написать о художнике или о двух девушках)

Озаглавьте вступление (первое римское) (К. Брюллов и его картина «Всадница»)

Какая мысль должна пронизывать ваше сочинение? (Чувство восторга перед красотой произведения искусства)

Озаглавьте главную часть, отразив основную мысль сочинения (Картина Брюллова «Всадница» - прекрасное произведение искусства)

С чего начать описывать картину?

С лица всадницы

Подберите к нему эпитет. Это будет 1-ым арабским основной части (Гордое лицо амазонки)

К чему логичнее перейти от лица?

К волосам и шляпке

Подберите к ним эпитеты. Озаглавьте 2-ое арабское (Кокетливая шляпка с изумрудной вуалью)

Какой эпитет можно подобрать коню? Озаглавьте 4-ый пункт плана (резвый вороной конь)

Озаглавьте 5-ый пункт (восторженная сестрёнка)

Что делают собаки? (одна смотрит на младшую сестру, а вторая бежит у ног коня)

Какая это порода собак? (гончие)

Озаглавьте 6-ой пункт (верные псы)

Материалы к сочинению (ребята перечерчивают таблицу и по ходу последующей беседы её заполняют)

Лицо всадницы

С чего надо описывать лицо? (с глаз)

Какие эпитеты можно подобрать к глазам? (карие, гордый взгляд)

Как их можно назвать в высоком стиле? (очи)

Как она смотрит? (гордо, надменно)

Волосы, шляпка и вуаль

От лица логичнее перейти к описанию чего? (волос)

Какого цвета волосы? (каштановые)

Как в высоком стиле можно назвать волосы? (локоны)

Какой глагол-сказуемое можно подобрать к волосам? (развеваются, покоятся)

От волос логичнее к чему перейти? (к шляпке)

Какой эпитет можно подобрать к шляпке? (кокетливая)

Чем она украшена? (вуалью)

Какого цвета вуаль? (зелёная, изумрудная)

Что она делает? (развевается на ветру)

Составьте предложение про шляпку и вуаль (кокетливая шляпка украшает прекрасную головку. Изумрудная вуаль развевается на ветру.)

Одежда наездницы. Описание коня

Во что одета всадница? (в блузу и юбку)

Какого цвета блуза и из какого материала? (голубая атласная блуза)

Чем она украшена? (белым кружевным воротничком)

Каковы рукава блузы? (пышные)

Запишите предложение: «Тонкий стан перехвачен широким поясом». «Нежная рука в лайковой перчатке крепко сжимает узду»

Какого цвета и из какого материала юбка на наезднице? (белая шёлковая юбка)

Подберите глагол-сказуемое к юбке (стелется, ниспадает)

Опишите морду коня (оскаленная мора, горящие глаза)

Что он делает? (встал на дыбы и ржёт)

Придумайте одно или два предложения, описывающие коня

Младшая сестра

Что делает девочка? Опишите её позу, движения (Младшая сестрёнка стоит на крыльце и восторженно смотрит на старшую сестру. Маленькие ручки крепко вцепились в решётку балюстрады)

Как она смотрит на свою сестру? (восторженно)

Какие у неё глаза? (карие)

Какой ротик? (алый, маленький)

Какие волосы? (чёрные волосы)

Во что она одета? Опишите в нескольких предложениях её одежду (На ней надето розовое атласное платьице, из-под которого видны кружевные штанишки. Ножки обуты в зелёные туфельки)

Кто находится около неё? (собака)

Что делает собака? (преданно смотрит на свою маленькую хозяйку)

Задний план. Парк

Что мы видим на заднем плане? (старинный парк)

Подберите эпитеты к парку

Что он делает? (глухо шумит)

Что мы видим у ног коня? (маленькую гончую)

Что делает пёс? (лает)

Составим план

  1. Вступление о картине и её создателе
  2. Описание картины

А) прекрасная и гордая всадница

Волосы и шляпка

Б) ретивый скакун

В) восторженная младшая сестричка и собака

Г) вековой сумрачный парк и гончая у ног коня

3. Фантазия на тему «Всадница»

4. Моё отношение к шедевру

Образец сочинения (демонстрируется видеоролик)

  • #1

    Спасибо за Ваш труд! Высоко ценю Вашу качественную, интересную работу.

  • #2
  • #3

    Инесса Николаевна, вот Вы отмечаете вуаль на шляпке развивающуюся на ветру. А Вас не смущает, что верхушки деревьев накланяются по ветру в противоположную сторону от вуали? Как Вы это объясняете? С уважением Л.

  • #4

    Уважаемая Лидия! Я этого никогда не замечала. Очень интересно. Не знаю, что тут сказать...

Вот уже 20 лет я провожу в 5 классе сочинение-описание по картине К. Брюллова "Всадница" после изучения темы "Литературная сказка". Этот урок учит технологии написания сочинения по картине. Кропотливая предварительная работа приводит к хорошим результатам. Важно предупредить возможные ошибки. Опыт показывает, что ребята, хотя у них и есть материалы к сочинению, не всегда могут на основе словосочетаний составить предложения: в них отсутствует сказуемое. Также к типичным ошибкам можно отнести изменение времени глаголов на протяжении работы и слияние в одно предложение описания нескольких предметов. Этот урок учит предупреждать такие ошибки. Также важным элементом работы является фантазия на тему картины, возможность сочинить, кто изображён на полотне, что будет с героинями.

Сопровождение к презентации

2 слайд Демонстрация портрета художника. Несколько слов о живописце.

Карл Брюллов - замечательный живописец

3 слайд Слово учителя: Триумфом для Брюллова стал день, когда на выставке впервые было представлено его полотно «Последний день Помпеи». В утор после выставки он проснулся знаменитым.

4-5 слайды - рассказ о живописце и его работах

Сегодня мы будем описывать картину К. Брюллова «Всадница». На ней изображены две сестры Джованина и Амацилия Пачини. Можно попросить ребят записать в тетрадь имена сестёр и фамилию художника, подчеркнув «ошибкоопасные» места, так как в этих фамилиях они часто делают ошибки.

7 слайд Знакомство с целями

Описать внешность сестёр, обстановку, пейзаж

Придумать историю, сюжет, объясняющий то, что вы видите на картине

Передать эмоции, которые вызывает эта картина

8 слайд В сочинении важно не повторяться, поэтому некоторые слова мы будем заменять синонимами. (В сильных классах учитель может попросить учащихся самим придумать синонимы, тогда в презентации ответы должны не сразу появляться)

Чтобы не повторяться

Картина - полотно, шедевр

Художник - он, мастер, живописец, К. Брюллов, автор картины

Девочка - ребёнок, дитя, младшая сестра, Амацилия

Девушка - дама, красавица, старшая сестра, амазонка, всадница, Джованина

Собаки - они, гончая, борзая, псы

Конь - вороной, рысак, прекрасное животное, скакун

Синонимы записываются в тетрадь

Почему картина называется «Всадница»? (На ней в центре полотна изображена всадница)

Что изображено на полотне? Кого мы видим? (На полотне мы видим прекрасную наездницу на горячем скакуне, её маленькую восторженную сестрёнку, собак)

Как вы думаете, какой момент жизни двух сестёр изображён на полотне? (дать пофантазировать)

Какие чувства картина вызывает у зрителя? (восторг, восхищение красотой девушки и девочки)

Чем мы восхищаемся? (в этой картине прекрасно всё: красота амазонки, яркость цветовой гаммы)

В каких тонах написана картина? (картина написана в ярких тонах, краски контрастируют. Здесь есть и белый цвет, и голубой, и розовый, и тёмные тона)

Каким образом художник выделяет фигуру девушки? (она изображена на тёмном фоне старинного парка, её блуза голубая, а белая юбка струится по тёмной атласной спине скакуна)

Составление плана План необходимо составлять перед каждым сочинением, чтобы ваша работа была логичной, одно предложение было связано с другим, чтобы ничего не забыть)

О чём написать во вступлении? (Во вступлении можно написать о художнике или о двух девушках)

Озаглавьте вступление (первое римское) (К. Брюллов и его картина «Всадница»)

Какая мысль должна пронизывать ваше сочинение? (Чувство восторга перед красотой произведения искусства)

Озаглавьте главную часть, отразив основную мысль сочинения (Картина Брюллова «Всадница» - прекрасное произведение искусства)

С чего начать описывать картину?

С лица всадницы

Подберите к нему эпитет. Это будет 1-ым арабским основной части (Гордое лицо амазонки)

К чему логичнее перейти от лица?

К волосам и шляпке

Подберите к ним эпитеты. Озаглавьте 2-ое арабское (Кокетливая шляпка с изумрудной вуалью)

Какой эпитет можно подобрать коню? Озаглавьте 4-ый пункт плана (резвый вороной конь)

Озаглавьте 5-ый пункт (восторженная сестрёнка)

Что делают собаки? (одна смотрит на младшую сестру, а вторая бежит у ног коня)

Какая это порода собак? (гончие)

Озаглавьте 6-ой пункт (верные псы)

Материалы к сочинению (ребята перечерчивают таблицу и по ходу последующей беседы её заполняют)

Лицо всадницы

С чего надо описывать лицо? (с глаз)

Какие эпитеты можно подобрать к глазам? (карие, гордый взгляд)

Как их можно назвать в высоком стиле? (очи)

Как она смотрит? (гордо, надменно)

Волосы, шляпка и вуаль

От лица логичнее перейти к описанию чего? (волос)

Какого цвета волосы? (каштановые)

Как в высоком стиле можно назвать волосы? (локоны)

Какой глагол-сказуемое можно подобрать к волосам? (развеваются, покоятся)

От волос логичнее к чему перейти? (к шляпке)

Какой эпитет можно подобрать к шляпке? (кокетливая)

Чем она украшена? (вуалью)

Какого цвета вуаль? (зелёная, изумрудная)

Что она делает? (развевается на ветру)

Составьте предложение про шляпку и вуаль (кокетливая шляпка украшает прекрасную головку. Изумрудная вуаль развевается на ветру.)

Одежда наездницы. Описание коня

Во что одета всадница? (в блузу и юбку)

Какого цвета блуза и из какого материала? (голубая атласная блуза)

Чем она украшена? (белым кружевным воротничком)

Каковы рукава блузы? (пышные)

Запишите предложение: «Тонкий стан перехвачен широким поясом». «Нежная рука в лайковой перчатке крепко сжимает узду»

Какого цвета и из какого материала юбка на наезднице? (белая шёлковая юбка)

Подберите глагол-сказуемое к юбке (стелется, ниспадает)

Опишите морду коня (оскаленная мора, горящие глаза)

Что он делает? (встал на дыбы и ржёт)

Придумайте одно или два предложения, описывающие коня

Младшая сестра

Что делает девочка? Опишите её позу, движения (Младшая сестрёнка стоит на крыльце и восторженно смотрит на старшую сестру. Маленькие ручки крепко вцепились в решётку балюстрады)

Как она смотрит на свою сестру? (восторженно)

Какие у неё глаза? (карие)

Какой ротик? (алый, маленький)

Какие волосы? (чёрные волосы)

Во что она одета? Опишите в нескольких предложениях её одежду (На ней надето розовое атласное платьице, из-под которого видны кружевные штанишки. Ножки обуты в зелёные туфельки)

Кто находится около неё? (собака)

Что делает собака? (преданно смотрит на свою маленькую хозяйку)

Задний план. Парк

Что мы видим на заднем плане? (старинный парк)

Подберите эпитеты к парку

Что он делает? (глухо шумит)

Что мы видим у ног коня? (маленькую гончую)

Что делает пёс? (лает)

Составим план

  1. Вступление о картине и её создателе
  2. Описание картины

А) прекрасная и гордая всадница

Волосы и шляпка

Б) ретивый скакун

В) восторженная младшая сестричка и собака

Г) вековой сумрачный парк и гончая у ног коня

3. Фантазия на тему «Всадница»

4. Моё отношение к шедевру

Образец сочинения (демонстрируется видеоролик)

  • #1

    Спасибо за Ваш труд! Высоко ценю Вашу качественную, интересную работу.

  • #2
  • #3

    Инесса Николаевна, вот Вы отмечаете вуаль на шляпке развивающуюся на ветру. А Вас не смущает, что верхушки деревьев накланяются по ветру в противоположную сторону от вуали? Как Вы это объясняете? С уважением Л.

  • #4

    Уважаемая Лидия! Я этого никогда не замечала. Очень интересно. Не знаю, что тут сказать...

Одним из гениальных художников 19 века является Карл Павлович Брюллов. Его работы с высокой степенью мастерства вызывают восхищение благодаря буйству красок, сочетанию контрастов. Карл Брюллов, начиная с 1822 г., проживает в Италии, чтобы собрать деньги для существования Общества поощрения художников. Здесь он создал немало своих творений.

История создания

Особого внимания заслуживает картина художника «Всадница». Полотно создано в 1832 г. по заказу графини Юлии Самойловой. На нем изображена молодая девушка верхом на лошади, только возвратившаяся с прогулки. На балкон выбежала маленькая девочка, наблюдающая с восторженным взглядом за своей сестрой. Сегодня известно, что художник изобразил на холсте двух воспитанниц графини: старшую Джованину и маленькую Амалицию. О том, что работа была создана для графини, свидетельствует надпись на ошейнике собаки «Самойлова».

Композиция картины

Картина «Всадница» поражает своей жизненностью, естественностью. Все в ней дышит одухотворенной энергией: наездница, вернувшаяся с конной прогулки; маленькая девочка, восторженно глядящая за происходящим; разгоряченный вороной конь; лохматый пес, который вот-вот бросится под ноги скакуна. Радость события присутствует в картине из-за недолгого расставания. Но покоряет зрителя другое - это взгляд маленькой девочки, ее большие, полные мечты глаза. Она любуется своей сестрой. В ее взгляде проскакивает доля волнения. Но больше в нем прочитывается то, как девочка видит себя на месте скакуньи через некоторое время.

Техника исполнения

Художник использует контрастные тона, каждый из которых проработан до мелочей. Светло-розовый, иссиня-черный, белый оттенок сочетаются в картине гармонично, нигде нет перегруженных красками мест. Брюллов умышленно выбрал сочетание несочетаемых тонов. Благодаря мастерству художника получилась великолепная картина, а темные оттенки на фоне светлых цветов усиливают общее эмоциональное воздействие на зрителя.

После написания, картина была представлена на выставке в Милане в 1832 г. в галерее Брера. Все остальное время графиня Самойлова держала полотно у себя. Когда Самойловы были разорены, картину пришлось продать. Только в 1893 г. она оказалась в Третьяковской галерее.

Многие восхищались произведением, его динамикой и живостью. Некоторые критики говорили об отсутствии эмоций всадницы. Неестественность позы и спокойствие девушки при такой возбужденности коня выглядят неправдоподобно - так считали критики. Несмотря на это, картина была признана гениальным шедевром.

Карл Брюллов - один их известнейших русских художников-акварелистов. Его творения украшают стены лучших мировых галерей, но, пожалуй, самым узнаваемым и по сей день остаётся картина «Всадница». Брюллов написал её в 1832 году во время своего проживании в Италии, поэтому общественность впервые познакомилась с творением в Милане, в галерее Брера. В 1896 году картина попала в Россию. Благодарить за это стоит Павла Третьякова. «Всадница» как и многие другие произведения искусства была приобретена для коллекции Третьяковской галереи.

Брюллов написал картину по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой, позднее она ещё не раз обратится к художнику за портретами. Но именно «Всадница» изображает вовсе не саму графиню, на ней запечатлён момент конной прогулки воспитанницы Ю.П. Самойловой - Джованины. С крыльца за ней с увлечением наблюдает малышка Амацилия.

И хотя вниманием зрителя с первых секунд просмотра безраздельно владеет юная всадница, девочка удерживает его значительно дольше. Именно Амалиция выглядит крайне оживлённой, радостной и готовой в любую минуту устремиться вслед всаднице. Она даже немного пригнулась, будто готовясь к прыжку, ей сложно оставаться на одном месте - так и хочется разделить восторг конной прогулки вместе с Джованиной, которая является полной её противоположностью. И этот контраст подчёркивается во всём, даже в одежде. Амалиция ассоциируется со светом, теплом и оживлением не только благодаря своей позе, но и из-за наряда. Она одета в розовое платье с рукавами до локтя. А Амалиция облачена в спокойные, сдержанные, холодные цвета. Это кипельно-белый и арктически-голубой.

Вспоминаются льды и снега, а при рассмотрении выражения лица всадницы впечатление усиливается. Она будто недвижима, взгляд, несмотря на направленность на зрителя, не проникает в самую душу. Вероятно, К. Брюллов хотел добиться эффекта максимальной концентрации на поездке и ему это отлично удалось. Всадница не замечает ничего вокруг себя - ни восторга маленькой девочки, ни лая собаки, ни меняющейся погоды. Она есть образец невозмутимости и спокойствия, но вместе с тем - как же грациозно Джованина восседает на вороном коне.

Он тоже полноправный герой картины. Кажется, что ещё секунда и конь перепрыгнет через раму картины. Настолько реалистично К. Брюллов его изобразил. Конь встал на дыбы, фыркает и выглядит так, будто не прочь прокатиться ещё, но вынужден остановиться по воле всадницы. По лоснящейся шерсти, благородному её блеску и насыщенному иссиня-чёрному цвету становится понятно, что лошадь очень породистая. Помимо неё на картинке есть другие животные - это две собаки, одна из которых явно взволнованна прибытием всадницы, а другая не выглядит заинтересованной этим фактом, она смотрит в другую сторону.

На заднем плане картины мы видим густой парк, откуда Джованина приехала. Растительность насыщенного тёмно-зелёного цвета, разглядеть, какие именно деревья представлены нельзя, но очевидно, что их очень много. Небо тревожного серого цвета, сгущаются тучи. Кажется, что вот-вот грянет гром и молния, пойдёт дождь, возможно именно это и остановило конную прогулку.

Карл Брюллов создал картину, которая стала настоящим шедевром. Мастерство, с которым она написана, признавалось не раз, но немаловажен и тот факт, что художник вложил во «Всадницу» частичку души. Она завораживает, приковывает взгляд, так и хочется рассматривать каждый элемент картины. Невероятно гармоничное творение, которое не оставляет равнодушным никого, кто хоть раз видел его.

картина всадница брюллов портрет

В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832 К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу" (см. ил.7), грациозно сидящую на великолепном скакуне.

В центре работы молодая девушка, вернувшаяся с утренней прогулки. Всадница на всем скаку останавливает разгоряченного коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить ее восторг.

Возбуждение передается лохматой собаке ожесточенно лающей на вздыбленного коня. Взволнован и пейзаж с накренившимися от пробежавшего ветра стволами деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца.

Изображая юную девушку - Джованину и ее маленькую приятельницу - Амацилию Пачини, Брюллов создал вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни. Очарование «Всадницы» в непосредственности того оживления, которым проникнута вся сцена, в смелости композиционного решения, в красоте предгрозового пейзажа, в блеске палитры, поражающей богатством оттенков.

Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника - устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета. Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк. Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребенка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решетку. И восторг, и боязнь за наездницу выражает ее лицо (см.ил.8). Нота живого, непосредственного чувства умеряет холодную величавость портрета, придает ему непосредственность и человечность. Девочка, несравненно живее, чем всадница, удачно вписывается в работу, передает настроение искреннего детского восторга, легкости восприятия мира и лишает портрет пафосности и серьезности, которая обычно исходит от величественных конных портретов других художников той эпохи.

Восторженные итальянцы сравнили Брюллова с Рубенсом и Ван Дейком, писали, что никогда прежде не видали конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Это преувеличение - от необычности брюлловского создания. Конный портрет всегда был парадным. Он неизбежно таил в себе скрытый смысл: всадник, оседлавший и подчинивший себе горячего скакуна, - человек властвующий. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, - девушка вернулась домой с прогулки.

В этой работе Брюллов окончательно соединяет парадный портрет и бытовую сцену. Он сам назвал работу "Жованин на лошади", но для всех это "Всадница". "Жованин на лошади" немного рассказывает о самой "Жованин" - Джованине; маленькая Амацилия - восхищение, порыв, прелесть детства.

Брюллов писал картину с чувством полноты и радости бытия, любуясь красотой и живописностью мира, с тем чувством, которое жило в нем, и которое он нашел в этих девочках, Джованине и Амацилии.

В большом полотне Брюллов сумел органически увязать декоративность решения с правдивостью непосредственного наблюдения. «Всадница» по праву может быть названа образцом портрета-картины в искусстве первой половины XIX века. В этом своеобразии творческого замысла нельзя не видеть выражение смелой воли художника, нарушающего установленные традиции. Самый облик юной всадницы приобрел некоторую условную обобщенность.

Экспонированный в 1832 году в Риме портрет Джованины вызвал оживленный обмен мнений. Вот что говорилось, например, в одной из опубликованных тогда газетных статей: "Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в натуральную величину девушки на коне и другой девочки, которая на нее смотрит. Мы не припоминаем, чтобы видели до этого конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством. Конь... прекрасно нарисованный и поставленный, движется, горячится, фыркает, ржет. Девушка, которая сидит на нем, это летящий ангелочек. Художник преодолел все трудности как подлинный мастер: его кисть скользит свободно, плавно, без запинок, без напряжения; умело, с пониманием большого художника, распределяя свет, он знает, как его ослабить или усилить. Этот портрет выявляет в нем многообещающего живописца и, что еще важнее, живописца отмеченного гением".

По справедливому мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Блюллов считался «лучшим живописцем в Риме». (Пикулева Г. И. /Галерея гениев: Брюллов/ - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.)

В появившейся в том же году статье, приписываемой Амбриозоди, говорилось: «Если что-нибудь может показаться невероятным, так это то, что прекрасная наездница или не замечает бешеность движений лошади, или, от излишней уверенности в себе, совсем не затягивает узды и не нагибается к ней, как, быть может, было бы нужно».

«Упущение» Брюллова, замеченное современниками, находило отчасти объяснение в тех задачах, которые он ставил в этот период перед искусством большого портрета-картины. Создателя «Всадницы» можно было бы заподозрить в неумении передать экспрессию лица, если бы не образ маленькой девочки, в порыве восторга прильнувшей к решетке балкона. На ее остреньком личике так жива игра чувств, что сразу отпадают сомнения в блестящих дарованиях Брюллова-портретиста. К началу 1830-х годов Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и западноевропейском искусстве. Его слава выдающегося мастера портрета была закреплена «Всадницей».

Без сомнения «Всадница» это успех. Она произвела фурор среди современников. О ней говорили, писали, ее обсуждали, вокруг нее ходили слухи, версии и предположения по поводу личности изображенной. Это было безоговорочное попадание «в десятку».

"Всадница" была приобретена для галереи П.М. Третьякова в 1893 году в Париже, как портрет Ю.П.Самойловой. Считалось, что это она изображена в роли всадницы.

Позже было доказано, что это та самая картина, которую художник в списке своих работ назвал "Жованин на лошади", и что на ней изображены две воспитанницы Самойловой - Джованнина и Амацилия. Установить это помогло сопоставление изображенных на "Всаднице" девочек с ними же на других брюлловских полотнах.

Если видно, если взглянуть на датируемый 1834 годом "Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком" и "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией "(см. ил. 5), начатый в 1839 году во время их приезда в Петербург.

Повод ошибаться в том, кто представлен в образе всадницы, дал сам художник. Хотя девушка и выглядит моложе Самойловой, которой в 1832 году было около тридцати лет, но кажется старше девушки-подростка, какой Джованнина изображена рядом с графиней на брюлловском портрете 1834 года. Кстати, это не единственное недоразумение, связанное с определением героини "Всадницы".

В 1975 году знаменитый оперный театр "Ла Скала" выпустил книгу, посвященную выдающимся певцам, чьи голоса звучали с его сцены. "Всадницу", представили как "Романтический портрет Малибран" из Театрального музея "Ла Скала". Имя Марии Фелиситы Малибран-Гарсия, сестры Полины Виардо, принадлежит одной из самых ярких легенд в истории оперного искусства. Виртуозно владея дивным голосом, обладая горячим темпераментом и даром актерского перевоплощения в сочетании с соответствовавшей романтическому канону женской красоты внешностью - стройной фигурой, бледным лицом под иссиня-черными волосами и большими сверкающими глазами, она, казалось, была создана для воплощения на сцене героинь музыкальных драм.

Страстная любительница верховой езды, Мария Малибран скончалась от ушибов, полученных при падении с лошади. Ей было двадцать восемь лет. Безвременная кончина закрепила родившуюся еще при жизни певицы легенду: один миланский адвокат, подаривший Театральному музею "Ла Скала" гравюру с картины "Всадница", счел, что на ней изображена Малибран.

Директор Театрального музея профессор Джанпьеро Тинтори сказал: "Понимаю, что вас смущает. Когда, приехав в Москву, я посетил Третьяковскую галерею, то понял, что светловолосая всадница (в жизни Джованнина была рыженькой) не может изображать жгучую брюнетку Малибран. Я говорил об этом тем, кто подбирал для книги иллюстрации, но они лишь добавили к слову "портрет" эпитет "романтический", то есть представили картину как некую фантазию на тему увлечения певицы верховой ездой".

Картина наполнена эмоциями и движением. Счастливая молодая девушка, возбужденная прогулкой, скачкой, ветром в лицо, круто осадила коня, маленькая подруга восторженно выбежала навстречу - и ей тут же передалось, многократно усилившись в ней, возбуждение всадницы; вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; чувствуя настроение хозяев, волнуются собаки; ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей.

Джованина Паччини на портрете кисти Карла Брюллова показана в модном, богатом и элегантном костюме всадницы, парчовой блузе с пышными до локтя и узкими до запястья рукавами, кружевным воротником, длинной, ниже пят, юбке, что отражает достаток и изысканный вкус ее владелицы. Аккуратно завитые локоны, мягкие черты лица, лишь слегка повернутого вбок, контрастируют с движением, наполнившим всю картину. Легкое облачко вуали, потянувшееся за ветром. Лицо только что вернувшейся наездницы достаточно спокойно, но не лишено удовольствия от поездки. (см. ил. 9) Она держится надменно и величественно, словно храбрый полководец на поле брани.

Поднятые в беге передние ноги лошади, как бы готовые к прыжку задние; почти слышится ржание лошади и испуганный лай собаки справа. Невозмутимость столь хрупкой девушки поражает, она без тени усилия или страха сдерживает пыл резвого коня, пышущего здоровьем силой и мощью. Солнце играет на мышцах его черного атласного тела. Раздутые ноздри, открытая пасть выказывают все нетерпение, все сопротивление встающего на дыбы коня. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Вся его мощь полностью подчинена юной наезднице, невозмутимо сидящей на его спине.

Привлеченная топотом копыт и ржанием лошади выскочившая из дома маленькая девочка слева тоже вся в движении - согнутая в колене правая нога, схватившиеся за решетку парапета руки. Даже статичность арки входа, парапета и пьедестала, в который вмонтирован парапет, нарушена изображением вылетевших из-под ног лошади кусков земли, прилипших к пьедесталу. Вся эта жанровая картина как бы подчеркивает бурлящий эмоциями внутренний мир всадницы, но, скованная условностями дворянский приличий, она не проявляет этого в выражении лица.

Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, нежность и утонченность, главенствующая над мощью, является одним из излюбленных мотивов романтизма, вершиной которого стало творчество Брюллова.

Вся поза девушки преисполнена изяществом и легкостью. Кажется, что она даже не сидит в седле, а парит над ним, как легкое, почти невесомое бело-голубое облако. Плавный изгиб руки, покатые плечи, тонкая шея придают нежность, плавность фигуре. Складки платья и развивающаяся вуаль только усиливают эффект.

Положение головы и античное спокойствие на фарфоровом лице старшей из сестер Пачини контрастирует с композицией всей картины, наполненной движением и эмоциями. Итальянский идеализированный тип внешности считался совершенным во времена Брюллова. Что не удивительно, ибо сугубо реалистичный образ не всегда дает тот налет романтизма, так полюбившийся современникам Карла Павловича.

Сегодня, глядя на это произведение, понимаешь, как был прав итальянский ценитель искусства, назвавший молодого Карла Брюллова гениальным художником только за один этот портрет. Мастер смело сочетает теплые, нежные тона розового платья девочки с вороной сталью бархатисто-черной шерсти скакуна и белое светящееся одеяние всадницы. Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Поражают контрасты цветовых решений, в которых красный цвет сочетается с коричнево-бежевым, темно-коричневый, почти черный - с голубовато-лунным, свинцово-серый - с желто-голубым, бело-розовый - с иссиня-черным, а черный - с желтым.

Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные, особенно сложные в живописи, сочетания. Зато каждый тон разработан мастером виртуозно, во множестве тончайших градаций. Живописный слой нигде не перегружен, и это усиливает звучание краски на светлом грунте. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. Небрежных, вяло написанных мест в портрете почти нет. Школа Академии художеств наложила свой отпечаток на картину: анатомически точно изображены фигуры девочки, собак и особенно лошади.

Так же умело используется сочетание фактур и свет. Графичные, угловатые складки сияющей бликами ткани рядом с мягкостью шерсти животных. Светом художник определяет основное действо и главных персонажей картины. Здесь ярким утренним светом, на фоне темного сада и монументальных каменных плит, выхвачены фигуры сестер, животные чуть менее освещены. На ломаных изгибах одежды свет лежит такими же яркими изломами, словно осколки разбитого зеркала. А на самом движущемся объекте - коне, напротив более рассеянный свет. Утреннее солнце играет на его напряженных мышцах, ложась на края плавных, а не рубленных как на платье, изгибов груди, ног и шеи, подчеркивая их округлость и позволяя зрителю увидеть и почувствовать их перекаты и движение.

В работе чувствуется пространство, перспектива. Изображенный на холсте лохматый пес помогает создать впечатление того, что в картине пространство развертывается не только в глубину, но существует и перед персонажами. Ощущение глубины усиливается еще и благодаря свету, пробивающемуся где-то в дали, сквозь деревья густого сада.