Все темы по направлению честь и бесчестие. Направление "честь и бесчестие". Честь от бесчестных - тоже ведь бесчестие. Публий Сир

Дата публикации: 02.12.2016

Проверенное итоговое сочинение на тему «Если человек совершил бесчестный поступок, то он бесчестен до конца» по направлению "Честь и бесчестие"

Введение (вступление):

Конечно, каждый человек по-разному понимает это высказывание. Бесчестие - это отрицательная черта человека, характеризующаяся подлостью, лживостью, предательством, обманом. Честь , напротив, сочетает в себе такие качества, как верность, преданность. Честь всегда противостоит бесчестию, во все века люди борются за правду, справедливость. Если ты оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, тебе больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность.

Комментарий: повторы - одна из самых распространенных ошибок. Чтобы их избежать, нужно перечитать сочинение несколько раз и слова, повторяющиеся в двух соседних предложениях, заменить на местоимения, лексические или контекстные синонимы (или синонимичные выражения). Также важно следить за тем, чтобы в соседних предложениях не встречались однокоренные слова.

«Если ты оступился и совершил бесчестный поступок…» - лучше не использовать местоимение «ТЫ» при написании сочинения. Это допускается только в разговорной речи. Вместо «ты» можно написать «мы», «люди», «человек» и т.д.


«Если человек оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, ему больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность»

Тезис, конечно, соответствует теме, но есть два нюанса:

На тезисе нужно делать акцент, с помощью вводных слов, которые указывают, что это именно твое мнение («я думаю», «мне кажется», «по моему мнению», «я уверена» и т.д.) Написать тезис - недостаточно, важно донести до проверяющего, как ты пришла к такому умозаключению. В вводной части ты расписала значения ключевых понятий, но никак не привязало это к тезису. Скорее всего, тебе поставили бы незачет по первому критерию, т.к. тема не раскрыта. Чтобы исправить это, нужно ответить на вопрос: «почему совершивший бесчестный поступок, бесчестен до конца?» свои размышления над данным вопросом можно написать перед тезисом.

Аргумент 1:


Размышляя о теме "бесчестие", я не могу не обратиться к произведению Василия Быкова "Сотников". Это произведение о двух партизанах, попавших в плен. Идя (некрасивое слово, попробуй заменить) за продовольствием для своих товарищей, каждый из героев по-разному реагирует на предстоящую опасность. Рыбак настроен серьёзно, готов к любым трудностям, в отличие от слабого, хилого, больного Сотникова. Попав в полицию, их пути расходятся (речевая ошибка, получается, что в полицию попали пути) . Им предстоит допрос. Первым пошёл Сотников. Он молчал, ничего не рассказывал следователю. Унижения, пытки, не заставили Сотникова предать свою Родину, свой отряд. После чего ему предстояла казнь. Однако Рыбак на допросе вёл себя противоположно (речевая ошибка, так не говорят. Противоположным может быть что-то: берег, реакция, поведение. А вести себя противоположно нельзя) своему товарищу. На вопросы следователя он отвечал подробно, был вежлив, цеплялся за каждую возможность спастись. На что следователь предложил стать одним из них. Рыбак обрадовался, что появился шанс на свободу. Он совершил самый плохой и бесчестный поступок. Рыбаку остаться живым оказалось сложнее и мучительнее. Он понимал, что совершил огромные ошибки, убив своего друга и перейдя на чужую сторону, тем самым лишился чести и навсегда обрёл бесчестие.

Комментарий: аргумент неубедительный. Понятно, что Рыбак совершил бесчестный поступок, но почему он навсегда обрел бесчестие? В чем это проявляется?


Таким образом, данный аргумент не подтверждает тезис.

Аргумент 2:

В доказательство можно привести ещё и произведение Валентина Распутина "Живи и помни". Это произведение об Андрее Гуськове, которого вместе со всей мужской частью деревни отправили на войну. Воевал он хорошо, добросовестно выполнял все обязанности. Под конец войны Андрей, получив ранение, попадает в госпиталь. Гуськов хотел хоть ненадолго вернуться домой , хотя бы на один день. Он был уверен, что из госпиталя его отправят домой , но этого не произошло. И вот Андрей возвращается домой раньше срока, возвращается не героем, а дезертиром. Дезертирство - это предательство. Настена, жена Андрея, не может части мужа (?), но она старалась, помогала чем могла. Ее сила - Любовь и вера, но из-за любви к плохому человеку она сама страдает. Андрей не хотел жить дальше, он не видел смысла в дальнейшей жизни и единственный выход - это смерть. Поступок Андрея Гуськова служит примером бесчестного поступка.

Дорога чести

Что такое честь и куда ведет её дорога? Какими качествами обладают люди, идущие дорогой чести? Попробую ответить на эти вопросы. Я думаю, честь - это образ жизни, основанный на совестливости, благородстве, правдивости и мужестве. Мне думается, что если ребёнок с колыбели впитает в себя эти качества, то его жизнь пойдет по правильной дороге.

Именно по этой дороге шел герой повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев. Провожая на военную службу, старший Гринёв просит сына беречь честь. Молодой человек, неукоснительно следуя завету отца, служит родине, мужественно защищая Белогорскую крепость. Приехав на место службы в Оренбургскую губернию, юноша знакомится с семьей капитана Миронова. Сам начальник крепости, его жена и их дочь Маша, которая очень ему понравилась, радушно принимают Гринёва. Петр начинает дружить с разжалованным за кровавую дуэль офицером Швабриным, который за глаза наговаривает на Машу Миронову разные нелицеприятные вещи. Вскоре выясняется, что Швабрин сам влюблен в девушку. Офицера одолевает сильнейшая ревность и зависть к более счастливому сопернику. Швабрин жестко критикует стихи, написанные Петром для Маши, и оскорбляет её честь, намекая на продажность девушки. В этом поступке, я думаю, начинает проявляться истинное лицо Швабрина. Он предстает перед нами в образе бесчестного, лживого и завистливого человека, который не имеет представления о чести. Как человек благородный и честный Гринёв не мог вытерпеть такого оскорбления, поэтому вызвал противника на дуэль, которая, к счастью, закончилась лишь легким ранением оскорбленного юноши. Дальнейший захват Белогорской крепости отрядом Пугачева еще раз показал истинные лица героев повести. Ни капитан Миронов, ни его помощник, ни сам Гринев не захотели присягнуть лжеимператору, поэтому были приговорены к казни. Они до конца были верны долгу чести. Петра спасло от виселицы лишь то, что Пугачев признал в нем своего благодетеля, некогда милосердно подарившего ему заячий тулупчик. А вот Швабрин, напротив, предательски переходит на сторону врага, его даже назначают главным в крепости. В отсутствии Гринева Швабрин истязает Машу, пытаясь заставить её выйти за него замуж. Узнав об этом, Петр, несмотря на опасность, мчится из далекого Оренбурга на спасение любимой. Поступить иначе ему не позволяет совесть и уважение к памяти погибшего капитана крепости. Я думаю, что именно за свое благородство, честность и мужество Гринев получил самое лучшее, что может быть для человека: счастье, взаимную любовь и незапятнанную совесть. Швабрин же за свою трусость, ложь, лицемерие и бесчестие был предан строгому суду.

Сравнивая жизненный путь этих двух героев, невольно приходишь к выводу, что образ идущего дорогой чести Гринева может послужить прекрасным примером для подражания.

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Направление итогового сочинения «Честь и бесчестие »
Презентация по литературе
учителя русского языка и
литературы
высшей категории
Репиной Екатерины
Кирилловны

Какими бывают рассуждения

1. Рассуждение
– доказательство:
тезис-аргументы, доказательства- вывод.
2. Рассуждение-объяснение:
Что это такое? Например, «Что такое честь?»
3.Рассуждение-размышление:
Как быть? Что делать? Почему это происходит?

Работа над сочинением

1.Учимся писать вступление по теме.
2.Работаем с основной частью сочинения, раскрываем тему:
составляем первый тезис и подбираем литературные аргументы.
.составляем второй тезис и подбираем литературные аргументы.
3.Пишем заключение по теме сочинения.
4.Проверяем черновик сочинения 3 раза (орфографию, пунктуацию,
стилистику).Редактируем текст сочинения.
5 Аккуратно, чётко и разборчиво переписываем гелевой ручкой
сочинение на бланк ответов ЕГЭ №2.

Учимся составлять тезисы к сочинению

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?
1.Задайте вопрос по теме сочинения.
2. Дайте ответ на этот вопрос.
3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.
4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом
текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные
размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.

Итоговое сочинение «Честь и бесчестие». Базовый уровень.

1. Вступление.
Честь… Что же это такое?
Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные
уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна
удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости.
Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это
тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу
духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у
человека настоящей жизни.

Основная часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской,
создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые
по-разному относятся к понятию чести и достоинства.
Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется
самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских
офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и
долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит?
Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что
делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или
прийти к бесчестию?

Основная часть сочинения

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные
качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая
Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что
для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую
заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность.
Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он
отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить
государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя
достойно.
Пугачёв оценил Гринёва как человека чести.
И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.

Раскрываем тему сочинения. Аргумент первый.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина
отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив
воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах
у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего
сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой,
которая отвергла его любовь.
А это и есть настоящее бесчестие.
Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем
отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честьэто нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой
личности.

Второй аргумент в сочинении

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых
друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.
Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком,
к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед
из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели
вспыльчивый характер, оба гордые.
Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти.
А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести.
Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который
обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими
предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и
смерти. Такие поступки разрушают личность.

Основная часть сочинения

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся над
тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет,
когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть,
которая является и лучшим нашим контролёром

О заключении к сочинению

В заключении необходимо сделать вывод по написанному
рассуждению.
Оно должно перекликаться с вступлением.
Такая композиция сочинения называется кольцевой.
Этот вариант композиции (построения работы) считается одним
из самых лучших.

Заключение по теме сочинения

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух
романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что
понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку
жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор,
осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это
немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в
наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для
которых понятие чести никогда не потеряет своей
высокой значимости.

Оценка сочинения по пяти критериям

Критерий№1.Соответствие теме.
Критерий №2.Аргументация.Привлечение литературного
материала.
Критерий №3. Композиция (построение сочинения) и
логика рассуждений.
Критерий №4. Качество письменной речи.
Критерий№5.Грамотность.
Оценка-зачёт-незачёт

Использованные источники

1.А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
2.А. С. Пушкин. «Дубровский».
3.Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка. Написание.
Редактирование. Составитель Г. В. Цветкова. «Учитель». Волгоград.
4.О.И. Щербакова. Виды сочинений по литературе.10-11 класс.
«Просвещение:2015».
5.Елена
Стародубцева. «Капитанская дочка» на уроках
литературы (Я иду на урок литературы).

Подготовка к

итоговому сочинению

«ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (стихотворение в прозе) По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь - довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал - и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого - и сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек! Февраль, 1878

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

И. С. Тургенев

Какие нравственные качества человека получили осуждение в произведении?

Нравственная подлость и бесчестие

«Довольный человек»

Делает зло другим

(сочинил клевету)

«многообещающий человек»

ЧЕСТЬ - … ЧЕСТЬ

  • Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть.
  • Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти.
  • Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.

Честь или бесчестие?

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.

«Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Возможные формулировки тем:

  • Береги честь смолоду…
  • Может ли честь противостоять бесчестию?
  • Согласны ли вы с высказыванием П.Корнеля «Мы не вправе жить, когда погибла честь»?
  • Есть ли в наши дни люди чести?
  • Легко ли жить без чести и совести?
  • Честь и честность: как связаны эти понятия?
  • Какая уж честь, коли нечего есть!
Афоризмы

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего. (Ф. М. Достоевский)

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)

Бесчестие

Лишать чести другого - значит лишаться своей.

Публий Сир

Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.

Честь дороже жизни.

Шиллер Ф.

Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой.

Корнель Пьер

Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

Корнель Пьер

Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

В. Синявский

Истинная честь не может терпеть неправду.

Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды. Платон

Честь - это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель

Честь от бесчестных - тоже ведь бесчестие. Публий Сир

Честь - это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер

Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Пословица

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

(А. С. Пушкин)

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению

Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. ….

Я думаю, что … Несомненно, … Мне кажется, что…. По-моему, ….

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения. Так, …

Своё мнение по данной теме

+ переход к аргументам из литературы

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

История русской дуэли ХIХ века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства.

А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, т.к. не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.

Во многих произведениях литературы честь является мерой человечности и порядочности героев.

Честь как воплощение духовной силы героя Честь как воплощение духовной силы героя

Честь рода - категория народной нравственности. Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь жены. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности.

Честь как воплощение духовной силы героя

«Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю », – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана.

Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.

Честь как воплощение духовной силы героя Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века

(В. Быков «Сотников»).

Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия.

Литература в помощь

  • Д.Фонвизин «Недоросль»
  • А.Грибоедов «Горе от ума»
  • А.Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.Пушкин «Дубровский»
  • М.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
  • М.Лермонтов «Беглец»
  • Н.Гоголь «Тарас Бульба»
  • Л.Толстой «Война и мир»
  • Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.Грин «Зелёная лампа».
  • М.Шолохов «Судьба человека»
  • В.Быков «Обелиск»; «Сотников»
  • Б.Васильев «В списках не значился»
  • Проспер Мериме «Маттео Фальконе»

Аргументация

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

  • Формулировка своей позиции в виде тезиса;
  • Оформление микро-вывода,
  • с использованием цитаты

И. С. Тургенев

Бесчестие, по-моему, это …………….. Вспомним …………….. Писатель рисует …………………….. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину ………………………… Ответ нас поражает: ………… Понять авторскую позицию нам позволяет ирония ……………………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова ….(пословицу)…. + микровывод. Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек». Читая это произведение, я вспоминаю слова Публия Сира: «Лишать чести другого - значит лишаться своей». Герой Тургенева, я думаю, обесчестил в первую очередь себя.

Итак, в заключение хочу сказать, что………………. Я думаю, что ………………………………. В конце хочется вспомнить строки …………………..

Итак, в заключение хочу сказать, что каждый из нас пойдет своей дорогой в жизни, у каждого свой путь, полный и взлетов, и падений. И все же, я думаю, что главное для человека - это быть честным и перед собой, и перед другими. В конце хочется вспомнить строки А. С. Пушкина:

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пожалуй, честь – тяжелая ноша для каждого, и нести её способна лишь сильная личность, воспитанная в честности и нравственности. Безусловно, каждый сам для себя выбирает, идти ли дорогой чести или жить без неё, опустив все лишние нравственные предрассудки и муки совести. Однако грустно становится в тот момент, когда в воспитание человека изначально не вкладывают такое понятие как «честь», потому как в дальнейшем это становится трагедией целого общества. Ведь нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа.

Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Домашнее задание Составьте и запишите сложный план по каждой из данных тем:

  • Как связаны понятия «честь» и «отечество»?
  • Что значит идти дорогой чести?
  • Что толкает человека на бесчестные поступки?