Второе рождение человека автор. Культура и "второе рождение" человека. Приход в физический мир

ТЕМА 2. Основные культурологические теории прошлого и современности

2.1. Концепции происхождения и сущности культуры европейских просветителей

Немецкому просветителю Иоганну Готфриду Гердеру (1744-1803) принадлежит заслуга написания одного из первых фундаментальных трудов, в котором культура рассматривается как теоретическая категория и открывается широкое пространство культурологических проблем. Целью сочинения «Идеи к философии истории человечества» было изложение истории человечества как целостной картины. Гердер представляет её как эволюционный процесс развития. Истоки человеческой истории лежат в природе, она является продолжением эволюции природного мира (растительного и животного) на более высокой стадии, в лице человека. Человек является высшим творением, замкнувшим цепь земных созданий. Человек как последнее звено эволюции наделён новым качественным достижением, отличающем его от остальных творений, культурой.

Культуру мыслитель обозначает как второе рождение человека. Первое рождение человека – биологическое, природное. Оно создаёт силы и задатки, потребности человека. Второе рождение человек получает благодаря воспитанию. Воспитание – двусторонний процесс. С одной стороны, это всегда передача традиций, с другой – усвоение и применение переданного, основанное на способности человека к подражанию и обучению. Этот процесс созидания человека можно назвать культурой, или возделыванием (согласно этимологии латинского слова). Если же обратиться к образу света, культуру можно назвать просвещением. Гердер не сводит культуру к одному духовному и нравственному развитию, рассматривая в качестве её основных элементов язык, государство, семейные отношения, искусство, религию, науку, т.е. практически всё, что создано человеком. Тем самым, немецкий просветитель заложил теоретический фундамент антропологического подхода к исследованию культуры, её понимания как «второй природы». К тому же именно Гердер впервые употребил понятие «культура» во множественном числе, подчёркивая тем самым уникальность культуры любого народа.

Во многом противоположные взгляды на сущность культуры проповедовал другой, не менее известный просветитель, Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он считал, что цивилизация (культура) не обогатила человека духовно, но лишь развратила и испортила его натуру. В своих рассуждениях Руссо пришёл к выводу о том, что успехи цивилизации куплены слишком дорогой ценой, так как благополучие и образованность привилегированного слоя людей основаны на нищете и страданиях народа. Отсюда следует его тезис о том, что науки и искусства не только не приносят пользы человеку, но и портят его. К такому выводу Руссо пришёл в своём первом сочинении «Рассуждение о науках и искусствах», принёсшему скандальную славу автору. Эта точка зрения была совершенно противоположной мнению всех остальных просветителей, усматривавших в развитии наук и искусства основу общественного прогресса.

В противоположность И.Г. Гердеру, считавшему развитие культуры естественным продолжением эволюции природы, Руссо провозгласил мысль о том, что в результате развития культуры произошёл радикальный разрыв человека с природой. Современная цивилизация оторвала человека от «естественного состояния», в котором ещё не было неравенства и социального зла, а в человеке спонтанным образом проявлялись заложенные в нём природой нравственные побуждения. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию Руссо призывал не отказаться от культурных достижений, но возвратиться к первозданной природе путём создания разумных и справедливых социальных условий, способствующих развитию органических задатков человека. Тем самым он более, чем кто-либо другой из теоретиков культуры, заострил противоречие между природой и культурой.

Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) употреблял понятие культуры в своих исследованиях достаточно редко, однако ему принадлежит заслуга открытия свободы как внутренней черты культуры.

В философии Канта человек существо двойственное. Он одновременно принадлежит как миру «природы» (феноменов, чувственно постигаемых явлений), так и царству «свободы» (ноуменов, духовной и лишь умопостигаемой реальности). Человек как часть природы подчиняется объективному закону причин­но-следственных связей. Но в то же время он свободен от любых причин и следствий. Свободен субъективно, прежде всего в своей способности делать независимый нравственный выбор. В области нравственности человек абсолютно свободен, никто не способен принудить его следовать или не следовать велениям совести и долга. Природа в понимании Канта – всё, что существует в пространстве и времени, всё, о чём можно сказать, что оно «есть». Нельзя сказать того же о царстве «свободы». Оно включает в себя не то, что «есть», а то, что должно быть. Это область идеалов и ценностей. Культура как приобретение человека относится к области свободы.

Кант определяет культуру как «приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще», используя природу как средство. Не противопоставляя жестко явления природы и культуры, Кант проводит между ними следующее различие: природа – причинность и необходимость, культура – свобода и свободное целеполагание. Отсюда можно сделать далеко идущий вывод: любой вид человеческой деятельности настолько принадлежит культуре, в какой степени он носит свободный и творчески-продуктивный характер. Идеи философии Канта о культуре стимулировали зарождение философии культуры как самостоятельной дисциплины (в неокантианских школах западной философии) и послужили основой для аксиологической трактовки сущности культуры.

2.2. Марксистская («трудовая») культурологическая теория

Теория культуры, сложившаяся в русле марксизма в XIX в., была основана на концепции происхождения человека, изложенной Ф. Энгель­сом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Суть концепции заключается в том, что человек произошёл от обезьяноподобных предков путём эволюции. При этом ключевую роль сыграл труд, представляющий собой целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. Согласно классикам марксизма именно труд явился предпосылкой эволюции мозга обезьяны и зарождения человеческого сознания. Труд как совместная деятельность создал потребность в общении, что повлияло на становление членораздельной речи. Отсюда произошло рождение человека, выделение его из природной среды. Человек превратился в социальное животное, модели поведения которого не наследуются генетически, но приобретаются в ходе социализации. Сама сущность человека заключена в совокупности всех общественных отношений.

Трудовая деятельность также ответственна за сотворение культуры. В основе марксистских воззрений на культуру лежит принцип экономического детерминизма, иначе говоря, первичности экономики во всей структуре общественных отношений. Конкретно-историческая ступень развития общества представляет собой «общественно-экономическую формацию », в основе которой лежит способ производства. Так, для первобытно-общинной общественно-экономической формации, характерны не производящий, а присваивающий характер ведения хозяйства и коллективные формы собственности. Именно способ производства определяет все остальные сферы общественной жизни: социальную структуру (классы, социальные слои и группы), формы семьи и быта и т.д. К примеру, переход к рабскому труду как ведущей форме производства вкупе с имущественным неравенством и зарождением классов обусловил смену первобытно-общинного строя рабовладельческим.

Экономически укрепленный в общественной жизни господствующий класс определяет тип государственности и политическую систему общества. Все остальные сферы общественной жизни прямо или косвенно также связаны с экономическими отношениями, которые представляют собой «базис» общества. Правовая и политическая система – это первая часть «надстройки» над реально сложившимися производственными отношениями. Венцом же общественно-экономической формации выступает другая часть «надстройки», культура (религия, мораль, искусство, философия). Культура представляет собой духовную форму отражения объективной реальности, материальной по своей природе. Будучи философом-материалистом, К. Маркс считал, что понять культуру можно лишь в том случае, если её рассматривать как отражение истории материального производства.

Человечество развивается путём смены общественно-экономических формаций (от первобытнообщинной в прошлом до коммунистической в будущем), каждая из которых представляет собой новый виток эволюции культуры. Таким образом, марксистская теория культуры стала классическим образцом эволюционистской концепции, говорящей о том, что культура человечества развивается по универсальным стадиям и движется ко всеобщей цели.

2.3. Психологические учения о культуре

Другая версия разработки идей эволюционизма в приложении к культуре (после И.Г. Гердера и марксизма) – это психоаналитическое учение Зигмунда Фрейда (1856-1939), известного австрийского психолога, открывшего в человеке сферу бессознательного, безличного душевного начала. Согласно психоанализу структура психики человека состоит из трёх компонентов, которые обозначаются как «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Оно – сфера животного в человеке, биологических инстинктов и бессознательных мотивов. Поскольку Фрейд также разделял дарвинскую идею об эволюции человека из обезьяны, структуру Оно учёный считал самым древним и первичным компонентом психики. В Оно содержатся базовые психические энергии, сексуальная (Эрос или либидо) и влечение к смерти, разрушению (Танатос). Оно живёт по «принципу удовольствия», игнорируя объективные требования внешних условий, степень риска и опасность возможных пагубных последствий. Структура Я представляет собой посредника между бессознательными желаниями и окружающим миром, т.к. руководствуется «принципом реальности», а именно контролирует и обуздывает влечения в соответствии с требованиями объективной действительности.

Культура тесным образом сопряжена с последней структурой, Сверх-Я, которая возникает из необходимости адекватного взаимодействия с себе подобными. Сверх-Я складывается из освоенных и принятых человеком социальных норм, ограничений и правил поведения в обществе. Последние столь глубоко проникают во внутренний мир человека, что становятся бессознательным цензором его намерений и поступков (в виде чувства стыда, совести и т.д.).

Таким образом, по Фрейду культура не вырастает из трудовой деятельности обезьяноподобных предков человека. Она также не основывается на воспитании и просвещении, но зиждется прежде всего на запретах, или табу. Культура предназначена быть посредником между отдельным индивидом и окружающей его социальной средой. Одним из первых культурных установлений в человеческом обществе Фрейд считал введение экзогамии, т.е. запрета на брачно-половые отношения внутри собственного клана (между близкими родственниками). Данное табу было призвано обуздать сексуальный инстинкт человека в интересах коллектива. Подобным образом культура регулирует все остальные отношения в обществе, устанавливая общественно-приемлемые каналы и механизмы приложения психической энергии индивида. Творческую способность классический психоанализ трактует как сублимацию («вытеснение») сексуальной энергии, т.е. переориентацию исключительно биологических влечений на культурные цели (создание произведений искусства, стремление к научному познанию). Культура облагораживает человека, позволяя ему преодолевать чисто животную, стихийную и агрессивную природу. С другой стороны, когда запреты культуры становятся слишком многочисленны, последняя создаёт почву для порождения неврозов и всевозможных психических отклонений.

Психологическое учение Фрейда представляет биологизаторскую концепцию культуры, в которой бессознательному началу, прежде всего сексуальной энергии, придаётся преувеличенная роль. Однако в заслугу учёного можно занести то, что он впервые открыл пласт бессознательных мотиваций культурного поведения.

Дальнейшее расширение круга культурологических тем в психологии связано с именем крупного ученика Фрейда Карла Густава Юнга (1875-1961). Плодотворность исследований Юнга связана с оригинальным переосмыслением доктрины психоанализа, критическим пересмотром его изначальных установок. Во-первых, Юнг выступил против «пансексуализма» своего учителя, склонности к интерпретации любых явлений культуры с позиций эротической символики. Во-вторых, новаторством Юнга было введение понятия «коллективного бессознательного». Юнг открыл, что за индивидуальным бессознательным кроется более обширный и глубинный слой коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – это осадок коллективного опыта в психике человека, полученного в ходе биологической эволюции и историко-культурного развития. Это память человеческого рода, которая передаётся по наследству и образует тот фундамент, на котором основывается индивидуальный психический опыт.

В качестве структурной единицы коллективного бессознательного Юнг выделил архетип. Архетипы – это врождённые формы психики, структурирующие психический опыт человека. Подобно тому как наше тело наследует инстинкты и безусловные рефлексы, наша психика содержит психические «инстинкты», передающие родовой опыт. В своём исходном состоянии архетипы – это тёмные, спутанные образы, вызывающие сильные эмоции и воспринимающиеся как нечто превосходящее человека, «божественное» (нуминозное). К первоначальному состоянию ближе всего архетипические образы, возникающие в сновидении, галлюцинациях, мистических переживаниях, поскольку они подвергаются минимальной обработке сознания.

Юнг пришёл к открытию, что архетипы являются материалом для зарождения многих форм культуры, таких как мифология, религия, искусство. Мифы, предания, сказки, литературные образы представляют собой художественные средства освоения архетипов. В культуре архетипические образы превращаются в рационально постигаемые символы, уже не жуткие и хаотические, а прекрасные и гармоничные образы. Тем самым в культуре и искусстве примиряется бессознательный и родовой опыт человека с его личным и сознательным опытом. С развитием цивилизации и всеобщей рационализацией жизни (в XX в.) происходит обособление сознания, что приводит к прекращению диалога между бессознательным и культурой и игнорированием тёмных стихий человеческой природы. В такой ситуации архетипические образы могут вторгнуться в сознание человека в самых примитивных формах, в виде психопатологии, разрушительных массовых движений (таких как фашизм, например).

Открыв сферу коллективного бессознательного в человеке и описав его связь с культурой в области символических форм, Юнг дополнил культурологические идеи психоанализа о бессознательно-психических основах культуры. Важно заметить, что в отличие от классического психоанализа юнговский анализ культуры показал, что в культуре сознательное и бессознательное могут органично дополнять друг друга. Напомним, что у Фрейда культурные нормы (Сверх-Я) стоят в безусловной оппозиции к сфере бессознательного в человеке (Оно).

Считается, что шанс пережить чудо второго рождения даруется свыше. Чтобы человек мог переосмыслить свою прежнюю жизнь, изменить ее или сделать какие-то нравственные выводы.

Медики часто отмечают у людей, побывавших в состоянии клинической смерти, изменившийся взгляд. Словно им открылось нечто такое, что недоступно пониманию обычного человека. Какое-то тайное знание, о котором не стоит говорить никому, ибо принять и понять его сможет только испытавший подобное.

Немногим выпадает счастливый билет второго рождения. Этот факт способен или полностью изменить мировоззрение, или не изменить в сознании ничего. Все зависит от личности человека, вернувшегося с того света или чудом избежавшего опасности.

Некоторые находят в себе силы жить по-новому: нравственно богаче и щедрее. Может быть, ни на йоту не изменив жизненных обстоятельств, но произведя существенную переоценку окружающего мира и себя в нем.

Но часто шанс второго рождения не расценивается как чрезвычайно ценный дар, и человек продолжает жить по-прежнему, погрязнув в пороках и пагубных пристрастиях.

Что можно считать вторым рождением

Бесспорно, возвращение сознания после состояния клинической смерти нужно считать вторым рождением. Обычно это заслуга врачей. Но, зачастую, сами медицинские работники говорят, что самые современные средства спасения могут не принести успеха, если не проявится чья-то могущественная воля.

Бывают случаи, когда все реанимационные мероприятия закончены, диагностирована смерть, а человек вдруг начинает дышать, приходит в себя. Объяснить эти чудесные воскрешения медицина не берётся.

Так, сенсацией, прошла информация, что на затонувшем судне найден единственный живой человек. Это был кок, который трое суток на плаву дышал воздухом, скопившимся в верхнем углу камбуза. Трое суток на дне моря, живя одной надеждой, он стучал в переборку, подавая сигнал. Он сумел дождаться помощи, был услышан и спасен. Этот человек никогда не забудет дня своего второго рождения. До конца дней будет благодарен божьему проведению, позволившему ему выжить, пришедшим вовремя спасателям и себе самому. Ведь он не сдался непреодолимым обстоятельствам, а предпринимал посильные шаги для собственного спасения.

Что говорит церковь о втором рождении

По мнению церкви, таинство крещения – это второе, духовное, рождение человека. Умирание и воскрешение к новой христианской жизни. Это означает, что отныне душа исполнится благодати, а жизнь будет проходить по божьим заповедям, с верой в сердце.

Христианская церковь также считает, что чудесное спасение и второе рождение, не связанные с обрядом крещения, даруются человеку, чтобы душа его вернулась к духовной жизни, открылась богу. Человек начал праведную жизнь и смог исполнить своё предназначение. То, ради которого душа пришла с небес и поселилась в телесной оболочке.

Дату своего второго рождения человек помнит всю свою жизнь. Он может не отмечать этот день, как праздник. Но неизменно, с чувством благодарности к спасителям и к божьей воле, в этот особенный день, задумается о суетности мира, о том, что, действительно, в нем важно и вечно.

Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой.
Проблема человеческого измерения была подмечена еще в античности.
Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей - существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют» . В истории философии в различных аспектах отмечалась важность характеристики того или иного социального явления посредством личностного, человеческого измерения.
Это просматривается при исследовании таких проблем, как отношение личности к государству и государства к личности: отношение личности к обществу и общества к личности; отношение личности к личности; отношение личности к природе; отношение личности к самой себе.
Если говорить о конкретных формах человеческого измерения культуры, то они проявляются во многом: от самосознания личности как самоценности и развития человеческого достоинства до способа ее жизнедеятельности, создающего или. напротив, не создающего условия для реализации творческих сил и способностей человека. Человек - творец культуры, культура же формирует человека. Можно сказать, что именно человеческое измерение культуры свидетельствует о том, что в культуре представлена и наглядно выражена способность человеческого рода к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории. Американский социолог А. Смолл считал, что общество должно удовлетворять такие интересы человека, как сохранение здоровья, получение образования, обеспечение достойного общения, создание условий для приобщения к красоте и реализация социальной справедливости. Сегодня мы с горечью отмечаем, что подлинно гуманистических ценностей у нас почти нет. Мы разрушаем то ценное, что было сделано в сфере духовных ценностей, - коллективизм, товарищество, патриотизм, интернационализм; отказываемся от ценностей в области здравоохранения, образования, науки, искусства, которыми восхищался весь мир. Конечно, провозгласив целью общества - «все для человека - все для блага человека» , часто собственно человеческое забывали. Оно заслонялось интересами государства, отодвигалось в «светлое будущее» . И о медицине мы судили по «койко-кроватям» , об образовании - по «процентам успеваемости» , о работе сферы питания - по «посадочным местам» и т. д. и т. п. Из культурного процесса исчезало человеческое измерение так же. как оно исчезало из анализа всей жизни общества.
Поставим вопрос о человеческом измерении культуры более конкретно: как и чем определить параметры этого человеческого? В общем плане мы ответили: человеческое измерение ведет нас к рассмотрению целей деятельности человека и средств их достижения. А вот что это за цели с «человеческим лицом» ? Это прежде всего содержание условий труда, социально-бытовых условий, позволяющих личности реализовать свои способности и интересы, участие личности в управлении производством, обществом, такое развитие материальных и духовных ценностей, которые содействуют благополучию человека.


Второе рождение

ОСВОБОДИТЕ СВОЮ ДРЕМЛЮЩУЮ ЭНЕРГИЮ, ЧТОБЫ:

- верно принимать важные решения

- решать возникающие проблемы

- достигать поставленных целей

- удачно завершать начатые дела

- жить полнокровно и в изобилии

Лос-Анджелес - Днепропетровск 1998

От издателя

Предлагаемая Вашему вниманию книга Джоэл Мари и Чампиона Курта Тойч получила огромный резонанс во всем мире и стала бестселлером в США, Испании, Индии, Голландии и других странах. В Японии книга выдержала 29 изданий, что является рекордом для англоязычных книг в этой стране. В России книга впервые вышла в свет в мае 1994 года под названием "Второе рождение или искусство познать и изменить себя"

Авторы книги доктор физики и психологии Чампион К.Тойч (1921 г.р.) и его супруга Джоэл Мари Тойч "(1915 1992 г.г.) более 30 лет являются исключительно успешными консультантами отдельных людей, семей больших и малых компаний в США и других странах. Используя собственный метод, разработанный на стыке психологии, генетики, физики и названный IDЕАL индивидуализированное директивное объясняющее вербальное воздействие (iпdividuаlizеd diгесtivееxрlапаtогy -асtiоп lоg), они добились блестящих результатов при решении как личностных, так и семейных, и деловых проблем разного рода. В настоящее время на счету Академии IDЕАL метода, основанной супругами Тойч в Лос-Анджелесе, более ста тысяч клиентов. Среди них лидеры бизнеса, сферы развлечений и спорта, торговли и образования, политики и юриспруденции, и даже Президенты США.

Основываясь на предположении, что основные психологические черты и модели поведения передаются генетически и переходят из поколения в поколение, Джоэл Мари и Чампион Тойч выдвинули теорию поведения, которую называют "психогенетика" или "гено-физика человека", и предложили метод ее практического использования в консультировании. Основные положения этой концепции и сам метод обсуждались и демонстрировались на международных симпозиумах, в клиниках и университетах многих стран: в UСLА, одном из наиболее престижных университетов США, в университетах Берлина и Мюнхена, в Институте Зигмунда Фрейда (Германия), в Гартнавельском королевском госпитале в Глазго (Шотландия), в университетах Израиля и других стран. Статьи супругов Тойч по виктимологии и стрессу публиковались в международных научных и медицинских журналах. Доктор Тойч является членом международных обществ и организаций, в том числе Ассоциации гуманистической психологии и Ассоциации психологии межличностных отношений, он - Советник Национальной Федерации США по борьбе с раковыми заболеваниями и бессменный Президент Академии IDЕАL метода (АTIM). Практикуя и сейчас то, что он называет "качественным переобучением личности", доктор Тойч прежде всего помогает людям обрести уверенность в себе, преодолеть малоэффективные или нежелательные паттерны (модели) поведения, избавиться от наследственного генетического "гнёта", а также решить или указать пути решения других проблем. Полемизируя с таким авторитетом, как Зигмунд Фрейд, доктор Тойч говорит: "Бесполезно решать конкретный вопрос или ситуацию они будут проигрываться снова и снова в биографии "жертвы" и даже ее потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока не будут найдены истоки и наследственные корни этого конфликта или нежелательного поведенческого паттерна, передающегося из поколения в поколение. Наша работа - это работа детектива: сбор данных, их сопоставление и глубокий, скрупулезный, деликатный анализ. Далее начинается индивидуальная работа по изменению, требующая от клиента понимания и систематической сознательно направляемой деятельности".

Поскольку доктор Тойч проникает в самую суть того, с чего именно следует начинать, его первый консультативный сеанс, как правило, очень продуктивен и создает исключительно сильное впечатление. "За 2 часа у доктора Тойча я узнал больше, чем за 14 лет психотерапии" восторженно писал Дэвид с., первый вице-президент транснациональной компьютерной компании. Затем, через определенное время, доктор Тойч про водит несколько одночасовых сеансов, которых обычно достаточно, чтобы добиться существенного прогресса в делах клиента. Изменения, которых люди добиваются с помощью IDЕАL- метода, как правило, носят революционный характер: меняются взгляды на себя и на других, а чаще на жизнь в целом. Они дают самому человеку, его друзьям и партнерам по бизнесу, родным и близким новые плодотворные взаимоотношения, успешную и счастливую жизнь. Именно поэтому американская пресса часто называет доктора Тойча "инструктором успеха". Даже одна консультация доктора Тойча или просто участие в семинаре и общение с ним дают мощный заряд энергии и оптимизма каждому участнику и могут кардинально изменить Вашу жизнь. Его авторские семинары пользуются огромной популярностью в США, Японии, Германии и других странах, а с 1993 г. и в России.

Россию доктор Тойч впервые посетил в мае 1993 года, уже после кончины Джоэл Мари. Тогда он провел свой первый семинар для российских специалистов, работающих с людьми: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов и социальных работников, а также выступил с лекциями в MГУ им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском университете. Заинтересованность, проявленная слушателями и участниками семинара, а также глубокая симпатия к России, которую доктор Тойч несет в себе с мая 1945 года, когда после встречи союзнических войск он впервые познакомился с "русскими" в качестве офицера воздушной разведки США, привели доктора Тойча к идее разработать специальную программу для специалистов из стран СHГ и Прибалтики. Реализация такой программы началась с сентября 1993 года. За прошедшее время доктор Тойч провел в России и на Украине шесть обучающих семинаров для профессионалов, желающих изучить основы психогенетики и овладеть IDЕАL- методом, чтобы получить сертификат АTIM на право его использования в консультативной практике. Семинары вызвали большой интерес, в них участвует более 300 человек из разных регионов России, Украины, Казахстана, Литвы и Латвии. Первая группа специалистов завершила свою учебу осенью 1995 года и сдала квалификационный экзамен в Академии IDЕАL- метода в Лос-Анджелесе.

В будущем доктор Тойч планирует провести в России и других странах СHГ новую серию семинаров, предназначенных широкому кругу людей, под рубрикой "Здоровье – семья - карьера. Менталитет успеха", а также начать реализацию специально разработанной программы "Менталитет бизнеса" для бизнесменов и предпринимателей. Авторские семинары доктора Тойча запланированы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Днепропетровске, Уфе, Екатеринбурге, Новокузнецке, Алма-Ате и других городах. Учебные и образовательные программы доктора Тойча в Украине организует и проводит Международный Исследовательский Центр Человека "САНРЭЙДНЕПРО", созданный в 1997 году. "САНРЭЙДНЕПРО" обладает эксклюзивными правами на перевод и издание работ доктора Тойча в Украине.

В своих книгах и повседневной работе доктор Тойч верен своей главной посылке, что "добро естественно, а все остальное - противоестественно" для человека, он несет это добро в себе и щедро отдает его другим людям. Предлагаемая Вам книга несет огромный заряд оптимизма, мудрости и веры в возможность каждого человека сделать свою жизнь счастливой. Именно поэтому прямой перевод ее английского названия - "Отсюда - к большему счастью, или как изменить вашу жизнь навсегда".

Международный Исследовательский Центр Человека «САНРЭЙ ДНЕПРО») Днепропетровск, июль) 1998 г

Никто не может претендовать на единоличное авторство своей работы. Автор пользуется достижениями всех своих предшественников - тех, кто учил его, вдохновлял и сотрудничал с ним. Моя любимая жена и учитель Джоэл Мари Тойч "разбудила" меня и подвела к пониманию и практическому применению большинства уникальных идей, которые содержатся в этой книге. Я глу6око благодарен ей, как моему соавтору. Именно она внесла в нашу методологию то, что радикально выделяет ее из всех прочих методологий: глубокое понимание динамики ССВ (супер - сенсорного восприятия), понимание генограммы как способа описания наследственной основы интерпретации жизни и поведения, и понимания духа не как религиозной, но как научной реальности. Ее самоотверженность и личное участие в консультационной практике обеспечили получение результатов, положивших начало Революции Сознания и других наших разработок, служащая для блага всех людей.

Покинуть социальную утробу, родиться из нее очень сложно. Поэтому процесс такого рождения многие люди, которые испытывают какие-то духовные устремленности, пытаются заменить бегством от социума: либо в отшельники, либо в монастырь, либо в низы социума, где степень свободы максимальна.

Но человек, даже оставшись совершенно один физически, не остается один психологически. Он не покидает утробу социальную, он не избавляется от внешней обусловленности, несмотря на то что рядом других людей нет. Поэтому бегство приводит к тому, что человек начинает стремиться не из утробы социальной далее к Миру по линии воплощенности, воплощения Духа, а назад в материнскую утробу. А поскольку это физически невозможно, то он начинает дичать в социальном смысле слова, и его желание освободиться от социального давления или хотя бы снизить его уровень приводит лишь к субъективной иллюзии свободы «от».

Чтобы родиться, чтобы покинуть социальную утробу, необходимо не только большое количество знаний о том, что же это такое, но и колоссальная устремленность. Кроме того, нужна очень тщательная внутренняя, еще раз повторяю, индивидуальная работа, которая делается не потому, что кто-то все время напоминает, а потому, что внутри выкристаллизовалось нечто, что можно назвать магнитным центром. Это нечто меня тянет наружу, когда хочется выйти за пределы, как бы ни было страшно, как бы ни было там впереди неизвестно.

Единственный шанс родиться из социума дает нам то, что мы называем сущностью, потому что в самом материале сущности, в самой системе отношений целого с целым заложен шанс осуществить эту работу. Когда человек действительно идет по Пути и действительно приближается к тому, чтобы родиться второй раз и жить от сущности, он испытывает глубокое переживание. Исчезает Жизнь, точнее, то, что человек привык называть Жизнью.

Это не менее глобальный и катастрофический, в смысле резкой смены принципов Бытия, факт, чем рождение биологическое.

Представьте: вот сижу я в утробе, и, как бы там ни было, все мои желания мгновенно исполняются, все обеспечено, защищено, и вдруг какая-то сила начинает меня оттуда выталкивать… Какие-то спазмы, меня сдавливает, потом куда-то толкает, потом через какие-то страшные туннели я еле проползаю, череп как в тисках, давит на мозги, кругом непонятно что, вдруг на меня обрушиваются гравитация, свет, звуки, а потом еще, бум! - я должен сам дышать. Этот страшный первый вдох, когда в мой организм врывается совершенно обжигающее то, что я потом буду называть воздухом. Потом отрезают меня от матери, и я, вот этот комочек, оказываюсь в бездне. Ну сравните масштаб, сравните мир материнской утробы и Мир, в который попадает после всех стрессов рождения беззащитный ребенок.

Беззащитный… А тут взрослый человек, защищенный, вооруженный «опытом жизни»… и вдруг нужно вновь пережить такую беззащитность. Второе рождение, если сравнить масштабы социума, хотя это громадные масштабы, с тем, что нас ожидает «за пределами утробы», это точно такая штука, как рождение младенца.

Значит, нужно Нечто, что человека из социума начнет выпихивать. Это нечто и есть духовная традиция. Ее подлинность состоит в том, что она начинает работать как акушерка, помогая человеку родиться из социальной утробы. Без помощи духовной традиции человеку самому не вылезти, это иллюзия. Нужен Зов, нужна жажда, необходимы ощущения и переживания сродни тем, которые испытывает ребенок в утробе, когда он начинает слышать голос отца, разнообразные доносящиеся извне звуки. Должен возникнуть принципиально новый раздражитель, находящийся за пределами матки.