Высказывания критиков о романе евгений онегин. Критика «Евгений Онегин» Пушкин. Описание презентации Роман «Евгений Онегин» в русской критике по слайдам

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

" xml:lang="-none-" lang="-none-">PAGE 4

;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике Х ;color:#ff0000" xml:lang="en-US" lang="en-US">I ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Х века»

Д.Писарев: « Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия, распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед заклинанием трезвого анализа исчезают только призраки, а существующие предметы, подвергнутые этому испытанию, доказывают действенность своего существования»

Приступая в 1845 году к анализу романа «Евгений Онегин», В.Белинский признавался, что начинает эту работу «не без некоторой робости» и утверждал, что «оценить такое произведение — значит оценить самого поэта во всем обилии его творческой деятельности»

1. Е.А.Баратынский , тонкий знаток и ценитель поэзии, не только сумел понять творческий замысел поэта и оценить его новаторство (в романе «отразился век// и современный человек изображён довольно верно// …с его озлобленным умом,// кипящим в действии пустом»), но и вскрыл истоки нетерпимого восприятия романа читателями пушкинской эпохи: верно оценить роман им мешали поверхностность кругозора и привычка повсюду искать романтизм.

2.Причину резкой перемены мнений об «Онегине» согласно с Баратынским объяснял и В.Г.Белинский , который считал, что Пушкин перерос свой век, достигнув высочайшего мастерства в реалистическом изображении действительности в то время, когда публика, как и прежде, ждала от него романтических историй в духе «Руслана и Людмилы».

Ю.Лотман: «Пушкин ушёл настолько вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал»

Сопоставление литературно-критических статей.

Такой была оценка романа «Евгений Онегин» в то время, когда жил и творил А.С.Пушкин. С того времени прошло немало лет, и каждая новая эпоха прочитывала роман по-своему. Интерес к самому любимому детищу поэта и вообще к творчеству Пушкина не всегда был одинаков. Между взлетами интереса были периоды оттока читательских симпатий. Бывали моменты, когда многим казалось, что поэт исчерпал свою актуальность. Ему пытались отвести «скромное место… в истории нашей умственной жизни» или вообще «предлагали сбросить с корабля современности». Но всякий раз интерес к творчеству и личности Пушкина возрождался.

«роман «Евгений Онегин» глазами современников поэта»

Роман писался в течение семи лет и публиковался главами по мере их написания. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">П оявление первых песен привело читающую публику в восторг и удивление. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В осхищались эстетическим совершенством произведения и новизной его замысла.

« Читали ли вы «Онегина»? Каков вам кажется «Онегин»? Что вы скажете об Онегине»? — вот вопросы, повторяемые беспрестанно в кругу литераторов и русских читателей», — писала в 1825 году «Северная пчела»

В это же время появился отзыв о первой главе «Онегина», автором которого был редактор «Московского телеграфа» Н.Полевой. В этом отзыве приветствовался жанр пушкинского творения и с восторгом отмечалось, что написано оно не по правилам «древних пиитик, а по свободным требованиям творческого воображения». Положительно оценивалось и то, что поэт описывает современные нравы: «Мы видим свое, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды.»

Тогда же прозвучал лестный отзыв о первых главах романа Жуковского. «Ты имеешь не дарование, а гений… Читал «Онегина»… несравненно», — писал он Пушкину.

«Что за восторг, что за восхищение, когда я стал читать первую главу «Онегина! Я её месяца два носил в кармане, вытвердил на память», — так отзывался в своих воспоминаниях о романе А.Герцен.

А вот декабристам Бестужеву и Рылееву «Онегин» не пришёлся по вкусу. Вот оценка романа Рылеевым: « Не знаю, что будет «Онегина» далее, но теперь он ниже «Бахчисарайского фонтана» и «Кавказского пленника»»

Известен поэтический отклик на роман Пушкина Бестужева-Марлинского:

Почто же восторги священных часов

Ты тратишь для песней любви и забавы?

Сбрось чувственной неги позорное бремя!

Пусть бьются другие в волшебных сетях

Ревнивых прелестниц, — пусть ищут другие

Награды с отравой в их хитрых очах!

Храни для героев восторги прямые!

По мере публикации новых глав единодушная поначалу восторженность вскоре сменилась гаммой разноречивых мнений суждений, оценок. Всё отчётливее начинает звучать мотив неприятия романа, ироническое и даже саркастическое к нему отношение. «Онегин» оказывается мишенью пародий и эпиграмм.

В частности появляется пародия «Иван Алексеевич, или Новый Онегин», где осмеивается композиция и содержание романа. В ней, например, читатель находит утрированно издевательский реестр тем пушкинского романа:

Всё тут есть: и о преданьях,

Ио заветной старине,

И о других, и обо мне!

Не назовите винегретом,

Предупреждаю вас, друзья,

Что модным следую поэтам.

Травля поэта становится всё более последовательной. Об этом свидетельствуют, например, статьи Ф.Булгарина, посвящённые VII главе романа, где критик порицает Пушкина за грустный колорит главы, за то, что московское общество описаны в обличительных тонах и приходит к выводу, что ;font-family:"Verdana";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Пушкин «пленил, восхитил своих современников, научил их писать гладкие, чистые стихи… но не увлёк за собою своего века, не установил законов вкуса, не образовал своей школы.»

А «Московский телеграф», так восторженно отозвавшийся об «Онегине» в 1825 году заявил, что Пушкин вовсе «не выразитель дум и чаяний своих ровесников», а всего лишь

«нарядный» и «блестящий» поэт.

Как диссонанс прозвучали в это время слова Баратынского: «Я очень люблю обширный план твоего «Онегина», но большее число его не понимает… Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностию вымысла, они не замечают, что старая и новая Россия, жизнь во всех её изменениях проходит перед их глазами»

высказывания Ф.М.Достоевского В.Г.Белинского Д.И.Писарева по поводу объяснения Татьяны с Онегиным.

В.Г.Белинский

В этом объяснении сказалось всё, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом,— всё: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонёрство, и оскорблённое самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения…

Основная мысль упрёков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил её тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь его приводит к её ногам жажда скандалёзной славы… Во всём так и пробивается страх за свою добродетель… Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни, но пока она в свете, его мнение всегда будет её идолом. Последние стихи удивительны - подлинно _конец венчает дело! Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, - именно _отдана, а не _отдалась! Вечная верность - _кому_ и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны...

Д.И.Писарев

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Знаменитый монолог Татьяны… доказывает ясно, что Татьяна и Онегин друг друга стоят: оба они до такой степени исковеркали себя, что совершенно потеряли способность думать, чувствовать и действовать по-человечески. Подозревая Онегина в мелком тщеславии, Татьяна очевидно отказывает ему в своем уважении, и в то же время, не уважая его, она его любит, и в то же время, любя его, она его отталкивает; отталкивая его из уважения к требованиям света, она презирает "всю эту ветошь маскарада"; презирая всю эту ветошь, она занимается ею с утра до вечера. Все эти противоречия доказывают совершенно очевидно, что она ничего не любит, ничего не уважает, ничего не презирает, ни о чем не думает, а просто живет со дня на день, подчиняясь заведенному порядку.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Онегин - вполне достойный рыцарь такой дамы, которая… обливается горючими слезами; другого, более энергического чувства Онегин даже не выдержал бы; такое чувство испугало и обратило бы в бегство нашего героя; безумная и несчастная была бы та женщина, которая из любви к Онегину решилась бы нарушить величественное благочиние генеральского дома.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Ф.М.Достоевский.

Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает... И вот она твердо говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна

Высказала она это именно как русская женщина, в этом ее апофеоза… Потому ли она отказалась идти за ним, что… не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием почестей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит. Но она "другому отдана и будет век ему верна". Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям?.. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого?

Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?

;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выводы:

;text-decoration:underline" xml:lang="en-US" lang="en-US">I ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В.Г.Белинский считал, что литература должна отражать жизнь народа, разоблачать его угнетателей, воспитывать в народе чувство достоинства. Он боролся против искусства, оторванного от жизни, страстно разоблачал казенную проповедь смирения. Особое внимание критик уделял эстетическим достоинствам произведения.

1. Главные достоинства романа критик увидел в том, что в нём:

а) «есть поэтически верная картина русского общества в известную эпоху» («энциклопедия русской жизни»); что поэт «взял… жизнь, как она есть, со всем её холодом, со всею её прозою и пошлостию».

б) душевный недуга Онегина обусловлен общественной средой, сформировавшей его как личность, и вызван одновременно подчинением обществу и конфликтом с ним («эгоист поневоле»; «лишний человек»)

2.Татьяна до замужества для Белинского идеал, так как является исключением «среди нравственно увечных явлений». В тоже время революционер-демократ Белинский осуждает героиню Пушкина за то, что она пожертвовала своей свободой ради верности нелюбимому мужу.

3.Высоко оценил Белинский и художественные достоинства романа: «Онегин» со стороны формы есть произведение в высшей степени художественное».

Д.И.Писарев, утверждая, что Пушкин — «легкомысленный певец красоты» , судит героев романа не с точки зрения их исторического и художественного бытия, а с точки зрения их реальной пользы и вклада в общественную жизнь России нового времени. Критик убеждён, что такой герой, как Онегин, не может быть вдохновителем новых поколений, следовательно, роман бесполезен.

;font-family:"Verdana";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Критическая интерпретация образов Онегина и Татьяны в статье «Пушкин и Белинский» уступает место созданию злых карикатур.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ф.М.Достоевский восхищён идейно-тематическим содержанием и художественными достоинствами романа Пушкина, в котором ;font-family:"Verdana";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «воплощена настоящая русская жизнь с такой творческой силой и такою законченностью, какой и не бывало до Пушкина».

Критик сопереживает трагизму героя-индивидуалиста, «несчастного скитальца в родной земле», принуждённого жить по бесчеловечным законам общества, и призывает к смирению: «Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве… Не вне тебя правда, а в тебе самом: найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, и узришь правду»

;font-family:"Verdana";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Татьяна для Достоевского — воплощение нравственного совершенства, потому что человек не

1. В. Г. Белинский. Статья "Герой нашего времени".

"...Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нём человека холодною, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Этого мало: многие добродушно верили и верят, что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже значит -имея глаза, ничего не видеть. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям." "Связь с Ленским, этим юным мечтателем, который так нравился нашей публике, всего громче говорит против мнимого бездушия Онегина."

"Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если её не убило совсем такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечён светом, подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это делают слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды -воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы; но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей воли зависящих обстоятельств."

"Онегин - страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли "фатум".

"Онегин был так умён, тонок и опытен, так хорошо понимал людей и их сердце, что не мог не понять из письма Татьяны, что эта бедная девушка одарена страстным сердцем, алчущим роковой пищи, что её страсть детски простодушна и что она нисколько не похожа на тех кокеток, которые так надоели ему с их чувствами, то лёгкими, то поддельными. В письме своём к Татьяне он говорит, что, заметя в ней искру нежности, он не хотел ей поверить (то есть заставил себя не поверить), не дал хода милой привычке и не хотел расстаться с своей постылой свободою."

"И чем естественнее, проще страдание Онегина, чем дальше оно от всякой эффектности, тем оно менее могло быть понято и оценено большинством публики. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть! Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни: страсть сильная и глубокая неземедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа."

"Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нём нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив и несчастлив только в действительности и через действительность."

"Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для неё могла бы быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины."

"Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну перерождению деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина."

"В самом деле, Онегин был виноват перед Татьяной в том, что он не полюбил её тогда, как она была моложе и лучше и любила его! Ведь для любви только и нужно, что молодость, красота и взаимность! Немая деревенская девочка с детскими мечтами - и светская женщина, испытанная жизнью и страданиями, обревшая слово для выражения своих чувств и мыслей: какая разница! И всё-таки, по мнению Татьяны, она более способна была внушить любовь тогда, нежели теперь, потому что тогда она была моложе и лучше!"

2. Д. Н. Овсяников-Куликовский.

"Онегин прежде всего представитель образованного общества, ...человек, немногим лишь возвышающийся над среднем уровнем светских, по-тогдашнему образованных и затронутых идеями века молодых людей. Он умён, но в уме его нет ни глубокомыслия, ни возвышенности... Русская холодность, плохая работоспособность, неумение увлечься каким-либо делом или иде-ею и большое умение скучать - таковы характерные черты Онегина..."

"Онегина... можно назвать человеком заурядным, избалованным, неспособным к труду, к серьёзному делу и т. д., но нельзя назвать душевно пустым. Он вёл вначале пустую жизнь, но она ему прискучила именно своею пустотою, - он неудовлетворился ею."

"Пушкин в скучающем, апатичном, опустившимся Онегине находит что-то привлекательное, не совсем заурядное, отнюдь не пошлое и как будто значительное."

"Доска душевного одиночества преследует Онегина всюду. Убегая от тоски, он ищет не столько новых впечатлений, которые все приелись, сколько хоть какой-нибудь пищи уму."

3. Онегин вовсе не эгоист, как может показаться на первый взгляд. Его самая большая беда и одновременно достоинство - прямота и откровенность, которые пришли к нему вместе с душевной пустотой. Он умел лицемерить, но решил порвать с прошлым и не захотел притворяться перед милой и наивной девушкой, признающейся ему в любви.

Татьяна полюбила Евгения, ещё не зная и не понимая его. Это юношеская любовь, идеализирующая и романтическая, но такие чувства нужны были Евгению. Он уже искал не обожания, а понимания, не романтизма, а настоящих, зрелых чувств. Всё это он увидит в Татьяне позже, когда встретит её, изменившуюся и прекрасную, знающую и понимающую его теперь.

Татьяна Ларина, воспитанная в истинно русском духе, никогда не смогла бы бросить законного мужа лаже ради человека, которого она любит. Она сожалеет об ушедшем, о том времени, когда она была свободна, когда была возможность счастья. Ей не удалось разлюбить Онегина, но ради этой любви она не станет разрушать счастье другого человека. Сама страдая, Татьяна не хочет быть источником страданий людей, которые этого не заслужили.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

«Евгений Онегин» в русской критике

Руководитель: Петкун Людмила Прохоровна

Введение

1. «Евгений Онегин» в жизни А.С. Пушкина

2. «Евгений Онеги в русской критике»

2.1 Н.Я. Соловей «Евгений Онегин»

2.2 А. Слонимский «Мастерство Пушкина»

2.3 В.Г. Белинский «Евгений Онегин»

3. Комментарии к роману «Евгений Онегин»

3.1 Ю.М. Лотман «Евгений Онегин»

3.2 Н.Л. Бродский «Евгений Онегин»

4. А.С. Пушкин о «Евгении Онегине» в письмах к друзьям

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве поэта. Это его самое крупное, самое популярное произведение, оказавшее сильное влияние на судьбу русской литературы. Работая над романом, поэт пишет Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Действительно, работа над романом - колоссальный труд. Пушкин работал над этим романом 8 лет. Его герои, сюжет, стиль написания развивались и росли вместе c ним. Работа над романом пришлась на переход от романтизма к реализму в творческой жизни А.С. Пушкина. Недаром В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». В этом произведении отразился быт и стиль жизни общества начала XIX века, в лице главных героев - типичные представители того времени. «В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития и с какой истинностью, с какой верностью, как полно и художественно изобразил он его» говорил Белинский.

Вообще, что такое литературная критика? Литературная критика - область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов критика; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается сжурналистикой.

Цели реферата:

1. Познакомится с критикой романа «Евгений Онегин».

2. Узнать отношение критиков к роману, их мнения.

3. Проанализировать критические статьи.

4. Сделать вывод.

1 . «Евгений Онегин» в жизни А.С. Пушкина

литературный критика онегин пушкин

Пушкин начал писать “Евгения Онегина” в мае 1823 года в Кишиневе, а окончил 25 сентября 1830 года в Болдино. В 1831 году Пушкин вновь обращается к роману. По замыслу в романе должно было быть девять глав, но впоследствии автор изъял восьмую главу и на ее место поставил девятую. Была написана и десятая глава, но ее поэт сжег. В 1833 году роман был опубликован и содержал восемь глав.

Поскольку Пушкин писал роман около 8 лет, трудно дать подробную историю написания. Однако в книге Ю.М. Лотмана я нашла некоторые упоминания:

Период в Михайловском (1824-1826):

«26 сентября 1824 года Пушкин написал стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», которое опубликовал в качестве предисловия к отдельному изданию первой главы «Евгения Онегина». Это было декларация права поэта на правдиво прозаическое отношение к жизни». « В феврале 1825 года выходит первая глава романа…». Во время пребывания в Михайловском, Пушкин заканчивает третью главу романа и работает на четвертой, пятой и шестой. «Творческое мышление идет сложными путями: в начале января 1826 года Пушкин наконец заканчивает четвертую главу «Евгения Онегина» шутливыми стихами о предпочтении, которое он с некоторых пор отдает вину бордо по сравнению с шампанским «Аи». Затем с лихорадочной поспешностью пишутся пятая, а за ней и шестая глава романа, посвященные Одессе строфы, которые в дальнейшем вошли в «Путешествие Онегина».

«Двойственность отношения к миру была глубоко не свойственна Пушкину и наполняла его внутренним беспокойством, недовольством собой. Складывается интересный парадокс в соотношении жизни и творчества: в то время как в «Полтаве» истина приравнивается спокойному историческому взгляду в перспективе вековой дистанции («Прошло сто лет…»), в то время как мятежный Онегин осуждается и ему противопоставляется мудрая покорность Татьяны…»

Позже Пушкин осознал, что движение, начатое в Михайловском, нуждалось в остановке. 1830 год стал годом завершений: закончен «Евгений Онегин», написаны задуманные ещё в Михайловском маленькие трагедии, первые завершенные прозаические произведения - «Повести Белкина».

2 . «Евгений Онегин» в русско й критике

В критике и литературоведении издавна укрепилась оценка «Евгения Онегина» как центрального произведения Пушкина. Поэтому роману уделяли значительное внимание даже те критики, которые в силу своих консервативных идейно-эстетических позиций отказывали ему в серьезном общественно-литературном значении. «Евгений Онегин» -- первый реалистический роман в истории литературы -- стал произведением, вокруг которого велись споры о задачах и направлениях искусства, о художественном методе, о жанрах, стиле. Острота полемики вокруг «Евгения Онегина», столкновение различных точек зрения в освещении его замысла и образов, особое внимание к нему в истории русской общественной мысли -- все это объясняется его исключительным социальным, художественным, общекультурным значением. Воспроизводя русскую жизнь эпохи, отражая самые животрепещущие вопросы современности, Пушкин вместе с тем выдвинул в своем романе проблемы, которые выходят далеко за пределы времени его создания и имеют широкое общенародное, национальное и общечеловеческое звучание, -- проблемы смысла жизни, взаимосвязи человека и общественной среды, гражданского и морального долга, народности и гуманизма. Как мы увидим далее, именно эти проблемы в той или иной форме возникали в русской критике и литературоведении при освещении и интерпретации романа.

Литература о «Евгении Онегине» поистине необозрима. Почти нет таких исследований о творчестве Пушкина, которые в той или иной степени не касались бы романа, его содержания или образов. В этой главе мы коснемся лишь основных направлений в осмыслении романа и работ, в которых с наибольшей определенностью отражена история его оценки и изучения, а также выражены различные тенденции в разработке связанных с ним проблем.

2.1 Н.Я Соловей «Евгений Онегин»

Николай Яковлевич Соловей-- русский драматург.

В своей критической статье Н.Я. Соловей уделил большое внимание рождению замысла «Евгения Онегина»: «Роман в стихах был задуман в то время, когда поэт разочаровался в романтизме, но не сразу пришел к пониманию новых, реалистических задач художественной литературы». Говоря о романтическом кризисе в творчестве А.С. Пушкина, Николай Яковлевич проводит параллель между романтическими произведениями, например «Демон», «Сеятель», большое внимание уделил поэме «Цыганы».

«Евгений Онегин - центральный персонаж романа в стихах. Над осмыслением этого образа и его художественным воплощением Пушкин работал свыше десяти лет. Сложность осуществления замысла состояла в том, что впервые в истории русской литературы центральным образом художественного произведения большой жанровой формы стал современник» - такими словами Н.Я. Соловей начинает главу об Онегина. Критик выделил 5 этапов работы Пушкина над этим образом:

I этап:

Этот этап относится к созданию первой-четвертой главы (1823-1825). «Уже в первой главе Пушкин подробно описывает поступки молодого человека, прожившего восемь лет рассеянной светской жизни в Петербурге». В целом этот этап посвящено созданию образа главного героя, в этих главах получает свое дальнейшее развитие концепция характера Онегина. Соловей отмечает, что общество сыграло большую роль в разочаровании Онегина в жизни: «Влияние общественной среды на формирование таких свойств героя, как разочарование в жизни, эгоизм, индивидуализм, показано в первых четырех главах романа».

II этап:

Второй этап работы над образом наступает в 1826 году. Стоит отметить, что в это время в общественной жизни России происходят важные события: подавлено восстание декабристов (14 декабря 1825 года), прошли следствие и суд над его участниками, казнены руководители восстания.

Н.Я. Соловей говорит, что в этой главе поэт «впервые изображает достаточно развернуто провинциальное дворянство как часть той общественной среды, где проходит жизнь Онегина». Онегин почти не действует в начале пятой главы, он только «проявляется в зловещем сне Татьяны как личность роковая по отношению к Ленскому». Однако во второй часть Онегин уже появляется «в жизненной, а не в фантастический ситуации» на именинах Татьяны. В поступках героя снова чувствуется эгоистическая особенность его характера.

В шестой главе, где описана дуэль, Пушкин показывает «зависимость поведения современного ему человека от общественного мнения, от нравов среды».

III этап :

Третий этап связан с работой над седьмой главой (1827-1828). В этой главе Онегин не появляется на страницах романа, он характеризуется через восприятие пытающейся разгадать его Татьяны. Она читает книги, принадлежащие Онегину, который:

«Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним еще два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.»

В этой главе прослеживается сходство Онегина с героями Байрона. Так не пародия ли Онегин? «Для Пушкина Онеги не пародия. Поэт берёт под защиту своего героя с его «неподражательной странностью».

IV и V этапы:

Эти этапы относятся к периоду 1829-1830 года. Это заключительные главы романа, восьмая, девятая и десятая.

Восьмая глава называлась «Странствие», которая не была включена в канонический текст. Автор сделал новый шаг в развитии взаимоотношений героя с обществом: « Уже в первых строфах главы «Странствие» была намечена и получила развитие тема Онегина как «лишнего» человека в дворянском обществе». Эта же тема повторяется и в девятой главе.

Последняя, десятая глава, это заключительная (восьмая глава) в окончательном варианте романа. В этой главе внутренний мир Онегина характеризует его письмо к Татьяне. «Полюбить Татьяну мог только изменившейся Онегин, и его письмо - наиболее яркое свидетельство свершившихся в нем перемен.

Смерть Ленского сделала для него мучительной жизнь в деревне:

«Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан!»

Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин видит в любви:

«Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз.

Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой всё ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!» Таким образов, рассмотрев этапы работы над созданием образа Онегина, Н.Я. Соловей проследил эволюцию развития главного героя, а рассмотрение замысла произведения помогло ему глубже понять характер Онегина.

2 .2 А. Слонимский «Мастерство Пушкина»

Работа А. Слонимского называется «Мастерство Пушкина». В этой книге представлены подробные описания многих работ поэта, в том числе «Евгения Онегина».

Слонимский сразу начинает с разбора образа автора: «Автор в первой главе выступает в роли «доброго приятеля» Онегина. Временами он даже вытесняет своего героя, приписывая ему свои мысли и настроения:

«Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней.»

Это биография самого Пушкина, а к Онегину, собственно говоря, не имеет отношения, потому что как видно из предшествующего, его не преследовала в юности никакая «злоба слепой Фортуны и людей». Напротив, в свете он был с первых шагов встречен приветливо:

«…Свет решил, Что он умен и очень мил».

Следующем этапом в анализе «Евгения Онегина» идет образ Татьяны. Слонимский пишет: «Татьяна - «уездная барышня», одна из тех, о которых Пушкин писал потом (в «Барышне - крестьянке»)». «Прелесть Татьяны не в «мраморной», пластической красоте, а в той внутренней «жизни», отсутствие которой замечает Онегин у ее сестры: « в чертах у Ольги жизни нет».

Слонимский уделяет большое внимание любовной истории Татьяны и Онегина: «Любовная история Татьяны и Онегина обходится без крупных событий. Она вся протекает в условии мирного быта и складывается из мелких психологических ходов».

По мнению А. Слонимского «Онегин в действии романа занимает пассивное положение: ему объясняется в любви Татьяна, его вызывает на дуэль Ленский, но собственной инициативы почти не видать».

Что касается Ленского, Слонимский упоминает его мимоходом, не акцентирует большого внимания на нем. Однако он подробно остановился на его стихах, опровергая мнение о том, что они пародийные: « Стихи Ленского получают пародийность на фоне Пушкинской речи, им предшествуют такое строки:

« Берет перо; его стихи, Полны любовной чепухи, Звучат и льются. Их читает Он вслух, в лирическом жару, Как Дельвиг пьяный на пиру.»

Завершает свою статью А. Слонимский речью персонажей: « Каждый персонаж (помимо своей прямой речи) вносит в авторский рассказ свою речевую структуру (которая, само собой, влечет за собой определенный строй понятий и представлений): Онегин - ироническую, Татьяна - деревенскую, усадебную, Ленский - романтическую, все прочие (Ларины, Зарецкий и др.) - бытовую, свойственную той или иной среде - помещичьей, армейской и т.д., как, например, «лихой» переход к Зарецкому:

«Вперед, вперед, моя исторья! Лицо нас новое зовет.»

Таким образом, можно заметить, что особенностью статьи А. Слонимского является то, что он не описывал конкретно каждого героя, а следовал хронологии романа. Он прослеживал взаимосвязь между герои, выявлял особенности их речи и манеры разговора.

2 .3 В.Г. Белинский «Евгений Онегин»

«Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина, раскрыв в двух статьях, озаглавленных «Сочинения Пушкина», огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы.

Белинский называет роман историческим, народным, национальным: «Евгений Онегин» - историческая поэма». «Пушкин был национальным в душе, он нашел национальные элементы в жизни, наполовину привыкшей к чуждым ей формам». «Евгений Онегин» - первое национально-художественное произведение».

Белинский проводит сравнение произведений Пушкина и Байрона, и делает вывод, что « форма «Евгения Онегина» была придумана Байроном, но при сравнение мы не находим ничего общего, кроме этой формы и манеры написания. Байрон писал о Европе - для Европы, Пушкин о России - для России».

Говоря про образы главных героев, Белинский отметил, что « в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития…»

Характеризуя Онегина, Белинский замечает, что большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Однако по его мнению это не совсем так: «Онегин ни холоден, ни сух, ни черств, в душе его поэзия…», «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охладила их». «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется», - пишет Белинский. Недовольство собой и окружением свойственно герою Пушкина. Эта неудовлетворенность - свидетельство того, насколько Онегин выше светского общества. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств.

В образе Татьяны Белинский видит «натуру немногосложную, но глубокую». Простая деревенская девушка, потом - светская дама, Татьяна сохраняет свою внутреннюю сущность в любых жизненных ситуациях, она есть «существо исключительное; натура глубокая, любящая, страстная». Драматическая судьба дворянской молодежи эпохи декабризма выражена не только в образе Онегина, но и в образе Ленского. Онегину и Ленскому в романе противопоставлена Татьяна, она близка к родному народу, русской природе, ее образ помогает раскрыть основную идею романа: только общение с народом может спасти интеллигенцию, сделать ее жизнь содержательной, труд полезным. В своей статье Белинский реалистично представил свое мнение и мнение общество его времени. Разобрав и проанализировав роман с исторической тоски зрения, он пришел к выводу, что «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

3 . Комментарии к р оману «Евгений Онегин»

Главная задача комментария -- дать возможность развёрнуто

оценить ценность текста, уточнить непонятные моменты или выразить несогласие с автором. Тем не менее, в отдельных случаях комментарии могут нести большую ценность, чем сам текст. Обычно комментариями являются собственные мысли, частично выражающие мнение автора комментария. Реже -- цитаты из каких-либо источников или изображения. Комментарии зачастую носят характер предположения или личного оценочного суждения и не являются точными сведениями.

В литературных комментариях чаще всего поясняются какие-либо строки или отрывки из текста. Это помогает читателю понять, что хотел сказать автор, осознать мысль, заключенную в этом отрывке.

3 .1 Ю.М Лотман «Евгений Онегин». Комментарий

В этой статье Лотман объясняет строки из романа «Евгений Онегин». Однако в начале есть некоторые элементы критики.

Первое с чего начинается комментарий Лотмана, это с внутренней хронологии «Евгения Онегина». В этой части критик говорит о времени событий, произошедших в романе: «1811-1812 - окончание «ученья» Онегина и выход «в свет». Отсчитывая время от зимы 1819 - весны 1820 годов (времени действия I главы), Пушкин пишет:

«Вот, как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший свет».

Ю. Лотман подробно рассказывает о жизни дворянства, о их интересах и занятиях, о жилище, развлечениях и балах: «Танцы занимают значительно место в роман; им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль».

Очень занимательна статья Ю. Лотмана о названии произведения: «Евгений Онегин - выбор названия и имени главного героя не был случайным. Этим выбором определялась жанровая природа текста и характер читательского ожидания. Включение в название не только имени, но и фамилии героя, притом не условно - литературных, а реально - бытовых, возможно было лишь в относительно небольшом круге жанров, ориентированных на современное содержание и создающих иллюзию истинности происшествий».

Основную часть комментария Ю. Лотмана занимает анализ каждой главы. В этих анализах Ю. Лотман объясняет строки из романа.

В целом, эту статью нельзя назвать полностью критикой, однако элементы ее присутствуют. Комментарии Ю. Лотмана помогаю нам понять роман, изучить его до мельчайших подробностей, сложить свое мнение на это счет.

3 .2 Н.Л. Бродский «Евгений Онегин»

В отличии от Ю.М. Лотмана комментарий Бродского более полон. В своем комментарии Бродский объясняет каждый фрагмент текста, а не какие-то отдельные слова.

Основная часть его работы посвящена эпиграфам, он начинает с определения: «Эпиграф - это одно слово или изречение, в прозе или стихах, взятое из какого-либо известного писателя, или свое собственное, которое помещают авторы в начале своего произведения и тем самым выражают общую идею произведения или свое отношение к изображаемой действительности». Дальше идет сам разбор эпиграфов: «И жить торопится и чувствовать спешит» - этот эпиграф взят из стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег» (1819). В издании первой главы 1825 эпиграф отсутствовал. Пушкин заимствовал его из двустишья, в котором Вяземский дал обобщенную характеристику молодости, её жажды жизни:

По жизни так скользит горячность молодая:

И жить торопится и чувствовать спешит!

Таким об, в свете этих стихов становится очевидным, что эпиграф относится не к индивидуальному портрету Онегина, а характеризует настроение, типичное для молодых людей того времени».

Таким образом, разбор эпиграфов помогает нам понят главную мысль определенной главы, ведь как раз в эпиграфе она заключена, а основной текст является ее раскрытием.

4 . А.С. Пушкин об «Евгении Он егин» в письмах к своим друзьям

А.С Пушкин упоминал о своем романе в письмах к своим друзьям. По этим письмам можно проследить этапы работы над романом, переживания Пушкина по поводу цензуры. Я приведу пару отрывков из писем.

В письмах 1823 года Пушкин говорит о начале работы:

Письмо к П.А. Вяземскому 4 ноября 1823 года : «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница! В роде Дон Жуана. О печати и думать нечего: пишу спустя рукава».

Письмо к А.А. Дельвигу 16 ноября 1823 года: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя… Бог знает, когда мы прочитаем ее вместе…».

Письмо к А.И. Тургеневу 1 декабря1823 года: «Я на досуге пишу новую поэму, Евгений Онегин, где захлебываюсь желчью. Две песни уже готовы».

В письмах Пушкин не говорит конкретно о героях, или о действиях, не описывает сам роман, а рассказывает об этапах работы. Однако в письме к П.А. Вяземскому 27 мая 1826 года поэт написал: «…Мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-й песни Онегина я изобразил свою жизнь…». Это дает нам понять, что все-таки есть элементы автобиографичности в образе Онегина.

Так же из письма к А. Бестужеву 24 марта 1825 года можно все-таки почувствовать отношение Пушкина к своей работе: «Твое письмо очень умно, но все-таки ты не прав; ты смотришь на Онегина не с той точки; все-таки он лучшее произведение мое…».

Заключение

«Евгений Онегин» - это великое произведение русской и мировой литературы. Мы видим, что это творение волновало многих людей, не только критиков, но и писателей и поэтов, ведь это только малая часть критических статей.

Каждый критик по-своему разбирал это произведение: кто-то анализировал каждую главу, каждое слово (это называется комментарием), а кто-то просто высказывал свое мнение о произведении (это критика). Также разная манера и структура статей: некоторые уделяли большое внимание героям, а другие лексике и синтаксису. Разное отношение к героям и событиям.

Вообще, критика помогает нам сложить свое мнение, узнать мнение и отношение других людей, подумать и сопоставить и придти к итоговому мнению.

Что касается меня, мне очень понравилось работать с критикой, потому что я многое узнала о романе: этапы написания, сформировало свое мнение о героях и событиях, дополнила его новыми сведениями, а также было интересно читать отрывки из писем Пушкина, в которых он говорит о романе.

Список использованной литературы

1. Н.Я. Соловей «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. А. Слонимский «Мастерство Пушкина».

3. Ю.М. Лотман «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

4. Н.Л. Бродский «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина».

5. В.Г. Белинский «Евгений Онегин».

6. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников (серия литературных мемуаров).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль и значение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в русской литературе. Образ Евгения Онегина, его характер и противоречивость взглядов на жизнь и общество. "Евгений Онегин" как роман не только самого Пушкина как автора, но и о нем самом как личности.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Онегин–добрый мой приятель. Лирические отступления Пушкина р романе "Евгений Онегин" о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к родине, природе. Духовный мир, мир мыслей, переживаний. Характеристика влияния Байрона и западноевропейского романа.

    реферат , добавлен 12.12.2007

    Все аспекты русской общественной и литературной жизни того времени в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Реалистичность и верность исторической и художественной правде. Главные герои романа в стихах. Загадочный образ Татьяны Лариной, ее русская душа.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Кто же главный герой романа "Евгений Онегин"? Схожесть и различие автора и главного героя. Лирические отступления поэта о смысле человеческого существования. Идеальный положительный образ русской женщины Татьяны Лариной в противовес образу Онегина.

    реферат , добавлен 23.03.2010

    Классификация языковых единиц, являющихся предметом комментирования работы Ю. Лотмана. История комментирования романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментирование заимствованных выражений. Формы использования комментария на уроках литературы.

    дипломная работа , добавлен 21.08.2017

    Лирическое отступление как литературоведческий термин. История создания романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", особенности жанра. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта, об обучении и воспитании, о театре, любви к родине.

    реферат , добавлен 01.10.2014

    Роман "Евгений Онегин" - общие характеристики. Энциклопедический взгляд на роман. Практический взгляд на роман. Критика романа "Евгений Онегин". Отзыв современника Пушкина Белинского. Взгляд на "Евгения Онегина" десятилетия спустя в лице Писарева.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2005

    Краткий очерк биографии А.С. Пушкина. История создания, содержание и сюжетная линия романа "Евгений Онегин". Действующие лица и поэтические особенности романа. Интересные факты о романе, его влияние на произведения в литературе, музыке и кинематографе.

    реферат , добавлен 26.06.2012

    Общая характеристика и специфически признаки романа Пушкина "Евгений Онегин", его структура и основные сюжетные линии. Шестая глава романа как ключевой эпизод в понимании характеров героев. Место и значение сцены дуэли между Ленским и Онегиным в романе.

    реферат , добавлен 26.04.2011

    Пушкинские произведения, оказавшие влияние на Лермонтова, и характер этого влияния. Сравнение романов "Евгений Онегин" и "Герой нашего времени" по критериям: наличие аллюзий и реминисценций в тексте лермонтовского романа, композиция, образы героев.

Общие замечания

«Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе. В романе прослеживается принцип историзма: отражение эпохи в ее тенденциях и закономерностях, а также изображаются типические характеры в типических обстоятельствах (в образе Онегина подчеркнуты черты, сближающие его со средой, все Ларины также являются типическими характерами). Роман имеет целый ряд самобытных черт, и в первую очередь самобытное жанровое самоопределение — «роман в стихах». Задумывался «Евгений Онегин» как сатира на романтические произведения. В романе сочетаются два компонента: первый — традиции Байрона (сам Пушкин признавался, что задумывал что-то «вроде байроновского «Дон-Жуана»), это прослеживается в форме произведения, например, в композиции. Второй — новаторство. Новаторство состоит в том, что Пушкин написал национальный, самобытный роман о России и для России. Если дух байроновских произведений крайне субъективен, то у Пушкина акцент переносится на объективное изображение окружающей действительности. В романе не один герой-индивидуалист, а два главных героя. Образ автора у Пушкина является самостоятельным и не сливается с образом главного героя. Хотя автор и близок Онегину по духу, во многом его взгляд — это взгляд стороннего наблюдателя, умудренного жизненным опытом.

Особенности сюжета

Сюжет построен по принципу зеркальной композиции: Татьяна встречается с Онегиным, влюбляется в него, пишет письмо, Онегин встречается с ней и «читает нравоучения»; затем то же самое происходит с Онегиным: он встречает Татьяну, влюбляется в нее, пишет письмо, Татьяна отказывает ему.

Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9)

О романе в целом

1. Историзм

«Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения, «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

2. Народность

«Немногие согласятся с вами, и для многих покажется странным, если вы скажете, что первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть — «Евгений Онегин» Пушкина и что в ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении... Если ее не все признают национальною — это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете — уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста».

«Причина этой трудности заключается в том, что у нас форму всегда принимают за сущность, а модный костюм — за европеизм; другими словами; в том, что народность смешивают с простонародностью и думают, что кто не принадлежит к простонародию, то есть кто пьет шампанское, а не пенник, и ходит во фраке, а не в смуром кафтане, — того должно изображать то как француза, то как испанца, то как англичанина».

«Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи».

«У всякого народа есть две философии: одна ученая, книжная, торжественная и праздничная, другая — ежедневная, домашняя, обиходная... И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало «Онегина» и «Горе от ума» произведениями оригинальными и чисто русскими»,

«Истинная национальность (говорит Гоголь) состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа; поэт может быть даже и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами».

«Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

3. Реализм

«Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию». «Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху».

«В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его!»

4. Значение для последующего литературного процесса

«Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума», стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений... русские поэты еще не умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни».

«Вместе с «Онегиным» Пушкина... «Горе от ума»... положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь. Без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности».


Высказывания: 1) Белинский: "Онегин - страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и пошлость жизни"; 2) Герцен: "Онегин - умная ненужность, герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе"; 3) Писарев: "Онегин - Митрофанушка Простаков новой формации". Ответ: я считаю, что все из литературных критиков по-своему правы. В каждом из трёх высказываний есть доля истины. Например, в своём высказывании Герцен представляет Евгения Онегина как героя времени. И это так. Евгений является образцом типичных светских людей того времени. В нём отражаются привычки, образ жизни всех (или же многих) людей в то время.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Прав Герцен и в том, что Онегина постоянно находишь возле себя или в самом себе. Действительно, мы нередко замечаем некоторые качества (а именно: эгоизм, поверхностность и др.) в себе и в окружающих, которые как раз свойственны этому герою. Но я не соглашусь с тем, что Онегин, по мнению Герцена, умён. Да, Евгений имеет образование, но оно довольно поверхностно и пригодится скорее всего только для того, чтобы поддержать светскую беседу. Я согласна также с высказыванием Белинского. Онегин действительно эгоист (подтверждение тому мы видим на протяжении всего произведения: вначале романа говорится о больном дяде Евгения. Далее мысль продолжается и, в конце, концов, по предсмертному приглашению дяди, Евгений мчится к нему, но не ради того, чтобы ухаживать за ним - ему это в тягость -, а чтобы получить наследство. Также эгоизм Онегин проявляет, когда принимает предложение о дуэли от Ленского. И в произведении Онегин немало страдает: сначала от скуки, потом от безответной любви (ближе к концу произведения). Высказывание Писарева, я считаю, меньше всех подходит для описания Евгения Онегина. Да, Евгения можно сравнить с Митрофанушкой Простаковым (оба не отличаются особым умом, оба привыкли к комфортной, "тепличной" жизни: Онегин - к балам, званым ужинам, светской жизни, Митрофанушка - к опеке матери, её безотказности, отсутствию строгости). Но всё же, это два разных героя, они мало чем схожи между собой (один из примеров: "Не хочу учиться, а хочу жениться" - говорил Митрофанушка. Евгений же, наоборот, сначала стремился к свободной жизни, вне брака. И лишь после того, как влюбился в Татьяну, пожалел об этом). Таким образом, для меня наиболее близкой и понятной оказалась позиция Белинского. Я считаю, что он наиболее точно описал главного героя романа - Евгения Онегина.

Обновлено: 2018-01-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.