Выставка ивана айвазовского в третьяковской галерее. Страсти по морю. Что смотреть на выставке Айвазовского в Третьяковке. Готовимся к походу на выставку

При жизни у Ивана Айвазовского было более ста персональных выставок. При этом его ретроспектива в стенах Третьяковской галереи стала первой в истории. В залы музея на Крымском Валу привезли 120 полотен живописца, которые отобрали из 16 музеев и ряда частных собраний. Масштабную выставку организаторы приурочили к 200-летию со дня рождения художника, вот только праздновать начали загодя. Иван Айвазовский родился 29 июля 1817 года, но календарный юбилей отдан главному хранилищу его работ — Русскому музею в Санкт-Петербурге. Но оттого, что Третьяковка представила ретроспективу Айвазовского ровно за год до торжеств, ее масштаб ничуть не меркнет.

Экскурсоводы Третьяковской галереи , начиная рассказ об Айвазовском, уточняют, что писал он не только море. В его богатом наследии (а сам художник утверждал, что написал более 6 тыс. картин) были и степи, и сюжетные зарисовки, и даже портреты. Но все равно для русской живописи именно он открыл жанр морского пейзажа, который затем превратил в важнейшее явление в изобразительном искусстве XIX века.

Успех к Айвазовскому пришел рано. В 1840 году 23-летний художник путешествовал по Италии и там написал картину «Хаос» , приобрести которую захотел сам Папа Римский Григорий XVI. Айвазовский подарил понтифику полотно, которое затем оказалось в постоянной экспозиции Ватиканского музея . Гоголь тогда шутливо говорил художнику: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане».

Мнения современников об Айвазовском разнились. Власти высоко ценили его творчество, а Николай I даже называл художника «царем моря». Живописец властям отвечал почтительностью, над которой умилялся его приятель Иван Крамской. Художники-реалисты упрекали Айвазовского в его увлечении внешними эффектами, а Антон Чехов фельетонно описывал генеральские манеры уже стареющего мастера. Но Айвазовского все это мало волновало. Он был крайне успешным живописцем и даже, как сказали бы сегодня, бизнесменом.

Художник писал масштабные полотна, работал над дорогими заказами, но при этом выпускал массовую и даже сувенирную продукцию, которую желающие иметь «кусочек Айвазовского» могли приобрести за небольшие деньги. Благодаря всему этому недостатка в средствах у художника не было. Он писал на идеальных сахарных грунтах, лучшими кистями и дорогими красками. А еще делал это исключительно по памяти, никогда не изображая море с натуры.


Монтаж картины «Девятый вал» И.К.Айвазовского

Юрий Белинский | ТАСС

Моря в залах Третьяковской галереи в ближайшие четыре месяца будет в избытке. Зрителя захлестнут «Сотворение мира» (1864) и хрестоматийный «Девятый вал» (1850), а успокоят «Лунная ночь в Крыму» (1859) и «Побережье в Амальфи» (1841). Часть представленных на выставке полотен имеют столь масштабные размеры, что у стоящих рядом с ними действительно создается впечатление, будто через край картины вот-вот хлынет вода.

Отвечая на вопрос, ждать ли рекордов от Айвазовского, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова ответила, что посещаемость прошедшей экспозиции Валентина Серова вряд ли будет превышена. «Выставку Валентина Серова за три месяца и три недели посетили 485 тыс. чел. Это абсолютный рекорд для любой выставки русского художника в нашей стране, — сказала Трегулова. — Здесь, если говорить о наших прогнозах, мы ожидаем где-то до трехсот тысяч человек». На этот раз в музее решили перестраховаться, чтобы избежать очередей и давки на входе. Для этого еще до старта выставки была открыта предпродажа билетов, а все посещения будут разделены на сеансы.

По доброй традиции поддержки важных культурных событий один из культовых символов Армении, коньячный дом «Арарат», выступил партнером торжественного открытия выставки и подготовил для гостей специальный коктейль-бар с напитками на основе знаменитого коньяка.

Картины Айвазовского в Третьяковке выставлялись не один раз, не так давно была открыта очередная, но самая масштабная за все времена выставка картин известного русского мариниста, романтика до глубины души Ивана Айвазовского. Поводом ее организации стала юбилейная дата с даты рождения Ованнеса.

Иван Айвазовский и его выставка в Третьяковке

Родился знаменитый живописец в 1817, очередная выставка Айвазовского в Третьяковке была посвящена тому, что прошло уже почти 200 лет с его дня рождения. Именно этим художником был представлен жанр морских пейзажей русскому искусству. Любовь Ованнеса к морю сделала это открытие важным событием в художественном творчестве девятнадцатого века.

Картины Айвазовского в Третьяковке не могли не привлекать внимание, собирали множество истинных ценителей. Деятель искусства, имеющий армянские корни, прожил около 100 лет, его творческий путь был начат под влиянием немецкой философии, основанной на идеализме. Это был длительный период позднего романтизма, художник долгое время был верен описываемому направлению. Иван общался с выдающимися деятелями отечественной культуры, такими как Гоголь, Репин, Глинка, Третьяков и др. Несмотря на армянскую кровь, текущую по венам Ованнеса, живя в морском городке, ему удалось проникнуться культурой русского народа. Его даже причислили к выдающимся ее представителям.

За всю свою жизнь живописцу удалось организовать множество выставок. Публичные представления достижений в области искусства проходили не только на территории России. В 1844 Ивана назначили живописцем Главного морского штаба, этому предшествовало признание автора тысяч картин академиком, профессором в этой области.

Выставка Айвазовского в Третьяковке — новый взгляд

Художник имел громкую пожизненную славу, из-под его руки вышло огромное количество полотен, но все это сыграло с ним злую шутку. Несмотря на то, что публика не переставала восхищаться его творчеством, критикам надоело обсуждать его работы и отвернулись от него. По их мнению, полотна художника перестали отвечать запросам времени, век был динамичным. Долгое время масштабных выставок, фундаментальных исследований не проводилось.

Выставка Айвазовского в Третьяковке — это не что иное, как попытка взглянуть на работы русского мариниста по-новому, поменять отношение к его картинам в положительную сторону. Люди, желающие открыть для себя новые границы, перестали относиться предвзято к творчеству живописца, поэтому выстраиваются целые очереди в Третьяковку на Айвазовского.

Организованная в Третьяковке выставка Айвазовского позволяет лично познакомить молодое поколение с творчеством человека, который на протяжении долгого времени был кумиром многих поколений. Метафизика его работ, имеющая что-то общее с работами современников, не может не заинтересовать ценителей искусства. Организаторами не преследовалась цель собрать в одном месте максимальное количество его работ, наоборот, хотелось просто объединить в выставке Ивана Айвазовского в Третьяковке самые значительные и качественные произведения.

Каталог выставки Айвазовского в Третьяковке — темы и мотивы

Экспозиция подразумевает разделение на тематики.

  1. В каталог выставки Айвазовского в Третьяковке вошел раздел, именуемый «Морские симфонии». Зрителю представлены различные состояния моря, начиная от безветренной погоды, заканчивая бурей со скоростью ветра более 30 м/с.
  2. «Сухопутные» пейзажи представлены в разделе «Между Феодосией и Петербургом».
  3. Много картин создано на тему путешествий по миру.
  4. В разделе с названием «Плененный тайной мироздания» вниманию зрителя предлагаются картины на библейскую тематику.

Билеты в Третьяковку на Айвазовского разлетаются «на ура», ведь и сейчас поклонников творчества Ованнеса предостаточно. Что же касается отзывов о работах Айвазовского в Третьяковке, то они очень разные.

Ну что, дорогие граждане, кто ждал в Третьяковской галерее большую выставку Айвазовского - тот дождался.

Всего представлено две сотни экспонатов, среди которых 120 живописных полотен и с полсотни графических работ. Есть документы и фотографии в биографическом разделе, а также прелестная составляющая - макеты кораблей и прочие морские штучки вроде штурвалов и барометров с компасами из петербуржского Центрального морского музея (последнее всячески рекомендую не пропустить - для чего следует подняться на второй этаж выставки). Среди участников - 16 российских музеев, один зарубежный (Национальная галерея Армении), а также частные коллекционеры.

Встречает зрителя портрет молодого Айвазовского, написанный его современником (и также учеником Академии художеств) Алексеем Тырановым - художником весьма интересным, хотя и полузабытым. Сам Айвазовский писать портреты избегал - они и правда не слишком ему удавались (показано лишь несколько изображений членов семьи да ближайших знакомых).

Выставка расположена на двух уровнях зала - и вообще-то я бы посоветовала интересующимся как биографией, так и творческой эволюцией Айвазовского, начать с верхнего уровня на антресоли. Причем не только из-за представленных там документальных материалов, но и потому, что там висят несколько ранних работ.

Действительно, отметим момент начала. Первые уроки юному Ованесу Айвазяну (а именно так выглядит его настоящее имя) дал феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, после него - другой немецкий колонист, художник Иоганн Людвиг Гросс. В обоих случаях речь могла идти скорее о суховатой, графичной «немецкой» манере.

В Академии Айвазовский знакомится с коллекцией Эрмитажа - и в его пейзаже 1837 года отчетливо ощутимо подражание старым голландцам.

Или вот еще одна работа периода обучения в Академии художеств: «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Работа совершенно академичная - но того, надо полагать, и требовалось: в Академии за нее автору дали малую золотую медаль, а Николай I приобрел полотно (все для той же Академии) за тысячу рублей.

Но надо отметить, что в Академии художеств Айвазовского определили в класс батальной живописи - а конкретно поручили заниматься военно-морской. И еще в период ученичества несколько раз прикомандировывали к походам - например, к свите великого князя Константина Николаевича (будущего генерал-адмирала, а тогда девятилетнего) в учебном плавании по Балтике.

Вот одна из работ этого периода, конца 1830-х годов - и она скорее напоминает чертеж-инструкцию по правильному держанию морского строя, а также устройству такелажа.

На самом деле работы в такой «правильной» манере для родного ведомства (а он станет официальным живописцем Главного морского штаба, будет награжден орденами, получит чин действительного тайного советника, что соответствовало адмиральскому званию) Айвазовский будет периодически писать на всем протяжении своей жизни - вот, например, «Бриг Меркурий возвращается после победы над турецкими судами».

Или вот из совсем поздних работ - корабль «Двенадцать апостолов» написан в 1897 году, хотя вживе автор видел его за полвека до этого.

Но вернемся назад - в 1839 году художником написан портрет вице-адмирала Лазарева (удачным портрет и правда не назовешь).

Что же так изменило в дальнейшем манеру живописца? Как для многих его современников - командировка от Академии за границу. В Италию. Где при всем академизме композиции наступает осветление палитры.

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива«, 1842 год - здесь обратим внимание на стаффаж, фигурки, введенные для оживления композиции. Выглядят они еще совершенно деревянно (в обучении тех времен и правда применялись деревянные манекены на шарнирах). Но в дальнейшем автор сумеет проблему преодолеть.

Вообще стоит отметить, что художник крайне мало работал с натуры. В основном работы создавались в мастерской, по графическим наброскам и по памяти.

Среди его работ итальянского периода - и ночные виды, которые в дальнейшем займут немалое место в живописном производстве (а иначе и не скажешь - по оценкам специалистов, в мире существует где-то пять-шесть тысяч работ Айвазовского).

Венецианский вид с гондольером - тут со стаффажем уже много лучше.

Ну, и наконец автор приходит к своей классике - многочисленным, и зачастую монументальным «бурям» и «кораблекрушениям» в классической стилистике романтизма Их Айвазовский также писал по памяти и чрезвычайно быстро, поймав несколько приемов: диагональные моменты в композиции, эффектные детали вроде навалившихся на весла шлюпки спасающихся, стекающей с весел воды, плавающих обломков крушения, светлых барашков волн.

Собственно, все эти девятые и прочие валы и составляют обычное представление об Айвазовском. Но на самом деле он ими не ограничивался. Были попытки создать картины на исторические темы - вот Петр I зажигает костер для подачи сигнала кораблям.

Но гораздо лучше удавались Айвазовскому пейзажи - нередко соединенные с жанровыми сценками. Вот египетские пирамиды - их художник увидел, побывав на открытии Суэцкого канала.

А вот Ниагарский водопад (и в Америке Айвазовский побывал).

Восточная сцена с турчанками (а Константинополе художник бывал неоднократно).

Но немало и видов российских. Петербург - зимняя прогулка в санях по Неве, на фоне заготовки льда.

Петергофский дворец с неизменным «Самсоном».

Вид на Москву с Воробьевых гор (и не в одном варианте).

А вот и Киев с восходом солнца над Днепром.

Зимний обоз.

Любопытные виды и сцены Кавказа (да, и здесь автор побывал).

Но и этого мало - художник обращался еще и к мистическим сюжетам. Вот «Сотворение мира».

«Хождение по водам».

И довольно комичный в результате «Всемирный потоп», где драматичное напряжение оказывается изрядно снижено включением в композицию животных.

Что добавить? Художник преуспевал, был моден. Даже получил от государя специальной жалованной грамотой дворянский (при своем происхождении из купцов) герб.

Не могу не обратить внимание на интересный вклад в экспозицию Центрального морского музея.

[

Ну, и разумеется, всяческой информации предостаточно.

Выставка будет работать до середины ноября.

Но я догадываюсь, что граждан интересует ситуация с очередями. :)

На этот раз Третьяковка решила продавать билеты по сеансам и заранее. Если судить по написанному на сайте ГТГ (см. сюда ), время пребывания в экспозиции вроде бы не ограничено (если это так, то правильно). Зато ограничено время входа - полчаса с указанного на билете.

Приобрести билеты можно как по интернету, так и в кассе на Крымском (выставка там). В обоих случаях есть свои минусы. Для тех, кто предпочтет купить билет в кассе, это означает, что съездить в галерею придется дважды. Для приобретающих по интернету: билет все равно придется распечатывать на месте, причем для льготных категорий - только с помощью кассира, с предъявлением документов, удостоверяющих принадлежность к льготникам. Если догадаются при этом развести очереди приобретающих заранее и оформляющих на сегодня - хорошо. Если нет - будет понятно что.

Да, продаются пока билеты не более чем на две недели вперед.

Автопортрет. Галерея Уффици.

Айвазовский оставил огромное творческое наследие, написал более 6000 картин за 80 лет. Все остальные художники, в том числе и не менее известные, и близко не подошли к этому рекорду. Злопыхатели Айвазовского и в его время и сегодня утверждают, что у него были помощники-копировальщики и физически невозможно написать столько шедевров. Коллеги-художники при жизни завидовали его таланту и богатству, критиковали манеру письма, а картины называли однообразными. Наверное, критиков больше устроила бы несчастная судьба художника: неизвестность при жизни, бедность, тяжелая судьба и чтобы через 100 лет после смерти неожиданно выяснили, что его картины невероятно талантливы. Но судьба Айвазовского была полной противоположностью нарисованной картине. Он работал легко и непринужденно, творчество не было для него мукой. От природы он был наделён блестящим дарованием, рисовал быстро и талантливо, у него не было проходных работ. Известен случай, когда на уроке в Академии художеств в Санкт-Петербурге в качестве примера для студентов за время урока художник изобразил морской пейзаж, шедевр. Его потом критиковали педагоги за «поверхностный взгляд»: чему Вы учите студентов, как можно так легко и быстро нарисовать настоящую картину. А на самом деле это было сутью Айвазовского.

Впрочем, настоящие художники, современники Айвазовского, давали высокую оценку его творчества. Известно высказывание И. Н. Крамского: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины…; и не только у нас, а в истории искусства вообще… ».

Но надо признать, что наряду с талантом, Айвазовский обладал и практической сметкой. Утверждается, что он первым в России стал делать персональные выставки. Были с его стороны, как сегодня бы сказали, и пиар-акции. Например, как-то Айвазовский решил пригласить к себе на день рождения большое количество людей и каждому отправил приглашение, на котором собственноручно нарисовал море. Потом эти приглашения с морскими пейзажами стали раритетами.

Айвазовский при жизни был богат, но богатство свое тратил в том числе и на благородные дела. Художник много сделал для улучшения жизни жителей родного города — Феодосии. Часто выставки картин Айвазовский устраивал с благотворительной целью. Доходы жертвовал в пользу пострадавших от неурожая, студентов, воинов, вдов и сирот.

Айвазовский прожил долгую и счастливую жизнь. Его творчество было сполна оценено при его жизни. Его хорошо знали в Европе, ценили на родине. Он был богат, свободен и независим. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, с верой в своё искусство, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Умер он во сне в 82 года, так же легко, как и жил.

Путешествия

Айвазовский очень много путешествовал, в паспорте собрал 135 виз. Уже за одно это его имя и проходящая выставка его работ достойны упоминания на Туристере. Паспорт художника сохранился и сегодня он хранится в Феодосийской картинной галерее в рукописном отделе, на выставку в Москву его не отдали. Художник объездил всю Европу, два года прожил в Италии, где ввел моду на морские пейзажи, неоднократно бывал в Турции, где был принят султаном Абдул-Азизом и получил от него большой заказ на изображение видов Босфора. В поездках Айвазовский много работал, продавал свои картины, устраивал персональные выставки. И эта деятельность приносила мастеру существенный доход. В 1869 году он отправился в Египет, на открытие Суэцкого канала. В возрасте 77 лет Айвазовский решился на путешествие в Америку, где в разных городах устраивал свои выставки картин. По итогам посещения Америки была создана знаменитая картина «Ниагарский водопад».

В Москве с 29 июля по 20 ноября в Третьяковской галерее на Крымском Валу пройдёт выставка лучших работ Ивана Айвазовского. Масштабная экспозиция будет приурочена к 200-летию со дня рождения живописца.

«Из огромного количества созданных им работ, по словам самого Айвазовского, около 6000, на выставке будут представлены около 100 живописных произведений и 50 графических листов. Кураторский отбор позволит зрителям увидеть самые лучшие образцы творчества. Вместе будут демонстрироваться четыре наиболее значимых полотна художника: «Радуга» (1873), «Чёрное море» (1881), «Девятый вал» (1850) и «Волна» (1889). Впервые зрители увидят никогда ранее не экспонировавшееся масштабное полотно «У берегов Кавказа» из запасников государственной Третьяковской галереи», — сообщается на официальном сайте музея.

Для создания уникальной экспозиции в Москву доставят 51 работу кисти Айвазовского из Русского музея в Санкт-Петербурге. К ним присоединятся картины из Царского Села, Петергофа и Военно-морского музея.

Сколько будет стоить билет на выставку?

В Третьяковской галерее сообщили, что в связи с открытием экспозиции Айвазовского они не планируют увеличивать стоимость билетов. Таким образом, взрослый билет будет стоить 400 руб, для студентов, пенсионеров, героев СССР и РФ — 150 рублей, а дети, не достигшие 18-летнего возраста, смогут пройти на выставку бесплатно.

«Мы впервые ввели онлайн-продажу билетов на выставку до открытия самой экспозиции — билеты можно купить прямо сейчас у нас на сайте. Мы впервые ввели систему продажи билетов на сеансы. В день у нас будет от 13 до 19 сеансов. Сеансы с интервалами 30 минут. Ещё одно нововведение — если раньше при продаже электронных билетов люди выстаивались в очереди к терминалу, чтобы обменять электронный билет на обычный бумажный, то теперь такой необходимости нет — люди могут распечатать билет у себя дома», — сообщила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.