Взаимоотношения базарова и аркадия. Базаров и аркадий. Сравнительная характеристика героев. Базаров и Павел Петрович Кирсанов

Едва только вышел в свет роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», как шквал критики посыпался на его автора. Дело в том, что писатель поддержал на тот момент очень интересную волну в развитии русской литературы, начатую ещё А.С. Пушкиным, и создал своего «героя времени». И, как и большинство таких персонажей, представителями чьей плеяды являются и Евгений Онегин, и Григорий Печорин , и Обломов, и даже неслучайно безымянный главный герой современного романа Сергея Минаева «Духless: повесть о ненастоящем человеке», он остался недопонятым читателем и, разумеется, критикой.

Чуть позже литературоведы назовут это литературное явление термином «лишний человек» - это герой, которому не находится места в окружающих его реалиях.

Итак, читатель и критика резко противоположно приняла роман вместе с его главным героем - студентом медицинского факультета Евгением Базаровым . Сам И.С. Тургенев из Парижа писал своему приятелю, Ф.М. Достоевскому, в письме от 4 мая 1862 года, что он крайне разочарован тем, что «Отцы и дети» оказались никем не понятыми, за исключением вышеупомянутого Достоевского и Боткина: «никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо - а все толкуют: «зачем он так дурен?» или «зачем он так хорош?».

Тургенева обвиняли в непонимании русской культуры, жизни, ссылаясь на то, что в России писатель жил крайне недолгими периодами, а больше в Европе. Однако именно в этом и оказалось главное достижение Ивана Сергеевича! Благодаря его своеобразной «отдалённости» от жизни родины он смог так тонко уловить все происходящие в ней изменения, со стороны взглянуть на то, что «замыленный» русский глаз и уставший русский ум уже не видели, не замечали. Через несколько лет после выхода романа такие вот Базаровы окажутся явлением повсеместным.

Тургенев оказался намного более прозорливым, чем передовые люди государства. Он предсказал колоссальное общественное явление и объяснил, что оно абсолютно несовершенно.

Интересно трактуется выдвинутая в заглавии основная проблема: отцы и дети. Кажется, речь должна идти о противостоянии двух поколений - и поначалу кажется, будто это действительно так. На стороне «детей» оказываются Евгений Базаров и его близкий друг, Аркадий Кирсанов. Позже может показаться, будто к этому же поколению относятся и Катя, и Анна Сергеевна.

Однако если разобраться, то выяснится, что конфликт гораздо глубже - это конфликт общественных течений, мироощущений, воззрений и даже в какой-то степени конфликт социального неравенства. В какой-то момент оказывается, что «дети» в романе представлены одним лишь Базаровым - он один против целого мира. Одной из наиболее ярких сюжетных линий, позволяющих как можно глубже разобраться в авторской задумке «Отцов и детей», является линия дружбы Аркадия и Евгения - и вопрос, можно ли эти отношения назвать дружбой.

Почти с первых страниц романа, сразу же после появления двух студентов-приятелей, становится ясно, что Аркадий воспринимает своего друга как… наставника, как кумира, идола. Он буквально «заглядывает в рот» Базарову, покорённый его смелостью, нетривиальностью взглядов.

Евгений выглядит передовым человеком своего времени, что очень привлекает домашнего и мягкого Аркадия, впервые столкнувшегося с такой «необычностью» человека.

Базаров же относится к своему товарищу покровительственно; он действительно старается научить его всему, что интересует его, тем самым парадоксально нарушая нигилистический принцип не принимать на веру ни один авторитет, каким бы уважением он не пользовался. Аркадий доверяет Базарову, откровенничает с ним, ловит каждое его слово. Неслучайно Тургенев, говоря об их взаимоотношениях, указывает на небольшую деталь: в спорах с Базаровым Аркадий всегда выходил проигравшим, хоть и говорил куда больше, чем его наставник. Невольно вспоминается крохотная заметка из журнала Печорина, в котором тот так пишет о докторе Вернере: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого…». К сожалению, в этом тандеме вторые роли были отданы Кирсанову-младшему.

Путём проб и ошибок этот юный и невинный цветочек, тянущийся ко всему новому, будто к солнцу, всё же находит именно свой жизненный путь. Дома, в привычной ему атмосфере, он видит и подмечает всю ущербность базаровского мировоззрения. Аркадий неспособен презирать людей, особенно родных, он чуток и нежен, влюбчив и искренен. Базаров, запирая собственное пылкое сердце в клетке всеотрицания, слаб; он более всего боится признаться в том, что его антигуманистическая теория, как и у Раскольникова, претерпевает поражение, она оказывается бессмысленной, нежизнеспособной.

Стоит отметить интересную деталь: дом Одинцовой, где зарождается чувство Базарова к хозяйке дома, выкрашен в жёлтый цвет. Таким же красили стены психиатрических лечебниц. Эта тончайшая параллель, почти не замеченная читателем, является очень интересным символом: полюбив Одинцову, Евгений начинает чувствовать болезненный разрыв с собственной идеологией, который выливается в нервное расстройство.

Аркадий же, будто в противовес бывшему приятелю, напротив, счастлив в своей любви к Кате. Его история заканчивается как нельзя лучше – он создаёт семью с любимой женщиной. Именно в этом эпизоде происходит окончательный разрыв между ним и Базаровым. Пожалуй, как и Печорин, Базаров не был способен на истинную дружбу, а потому его отношения с Аркадием нельзя считать ничем, кроме приятельства и в какой-то степени сотрудничества. Евгений был слишком жёсткой, сложной, многогранной личностью. Он не имел сил относиться как к равному к любому, кто был в своих убеждениях, по своему духу хоть сколько-нибудь слабее, чем он сам. В романе не встречается никто столь же сильный, за исключением… Павла Петровича! Но и с ним Базаров не может сойтись, поскольку запирает своё отчаянное сердце, не позволяя чувствам вырваться на свободу.

По задумке Тургенева Базаров, как и все одиночки, сурово наказан судьбой: он погибает, поняв, что «не нужен России». Действительно, этот передовой человек, максималистичный в своих убеждениях, слишком обогнал действительность и оказался выброшен за борт жизни. Павел Петрович, ещё один одиночка, наказан не меньше: он вынужден покинуть родное имение. Счастливыми оказываются лишь те, кто не тянет лямку жизни в одиночку: Одинцова с новым мужем, Катя с Аркадием, Кирсанов-старший и Фенечка.

Иван Сергеевич Тургенев удивительно точно и жёстко демонстрирует бесплодность и бесперспективность нигилизма как общественного явления. Недаром писатель заканчивает свой роман такими словами: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В своём романе Тургенев показал человека новой эпохи – это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам, по своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета, их связывает несколько лет дружбы.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает». Т. е. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, с одной стороны прав, а с другой – нет. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья – революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий не готов к этому. Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд – необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней – работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа – объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения её красотой, он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в неё. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом и не говорит.

Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине.

Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает, когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его.

Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе». Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», т. е. Аркадий признаётся, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий – «ручной».

Базаров слишком требователен к себе, он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда – сухость Базарова даже к близким ему людям. Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Он считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом – конфликтность романа, выраженная приёмом контраста.Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия был неизбежен. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстаётся с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их – для Базарова романтизм. Аркадий нашёл свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остаётся «либеральным баричем».

Предпринимательство.

Если предпринимательство так выгодно для человека, то почему в нашей стране им занимаются только 10% населения?

Любой вид деятельности человека требует определённых знаний и умений. Предпринимательство является одним из видов деятельности человека, где кроме знания и умения необходим талант и начальный капитал. Не каждый человек может решиться начать своё дело, т. к. не у всех есть возможность вложить определённую сумму денег и в дальнейшем получить прибыль. А также многие, имея начальный капитал, боятся риска потерять его.

Также занятие предпринимательством требует от человека определённых организаторских способностей, умение правильно и в должном направлении преодолеть начальные трудности становления своего предприятия. Не каждый может найти тот невостребованный участок сферы деятельности, который в дальнейшем может стать ядром расширения его производства.

Предпринимательство требует от человека и умение руководить людьми, работать с коллективом, находить партнёров в сфере деятельности, уметь конкурировать с другими идентичными предприятиями, находить общий язык со своими конкурентами.

Человек, который решил заняться предпринимательством должен верить в свой успех, предвидеть наперёд многие положительные и отрицательные стороны своей деятельности, уметь найти выход из трудных ситуаций.

Поэтому занятие предпринимательством и является одной из сложных профессиональных видов деятельности человека. И заниматься им не под силу каждому человеку.

В романе Тургенева «Отцы и дети» изображена эпоха 60-х годов XIX века, когда в русской жизни назревали значительные перемены. В это время в России формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа. Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он относится к тем молодым деятелям эпохи, которые «драться хотят». Люди старшего поколения, которые не разделяют новых убеждений, изображены Тургеневым слабыми, в них много «следов барства».

Но и поколение молодых представлено в романе неоднородным. Базаров и Аркадий - друзья, они получают одинаковое образование, поначалу кажется, что их взгляды на жизнь тоже совпадают. Однако их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, она не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа слабая натура (Аркадий) подчиняется более сильной (Базаров). Разница между героями видна в их поведении в имении Кирсановых. Базаров работает, Аркадий сибаритствует. Базаров - человек дела.

Главное для него - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических знаний на практике. Увлечение естественными науками - типичная черта культурной жизни России 60-х годов. Совершенно разные суждения высказывают Базаров и Аркадий в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, говорит, что Рафаэль гроша ломаного не стоит.

Аркадий ценит и любит литературу. По дороге в усадьбу он вместе с отцом читает наизусть Пушкина: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Аркадий всегда аккуратен, хорошо одет, у него аристократические манеры.

Базаров носит «длинный балахон с кистями», при встрече с Павлом Петровичем «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Крупное разногласие возникло между Базаровым и Аркадием в разговоре о роли природы в жизни человека. «Природа - не храм, а мастерская», - говорит Базаров, Уже здесь видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Кульминационной точкой развития конфликта между героями является спор «в стоге сена» (XXI глава). «Ты нежная душа, размазня», - говорит Базаров, понимая, что их пути с Аркадием расходятся. «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Дальнейшие судьбы героев складываются по-разному.

Аркадий продолжает традиции своей семьи, даже свадьбы отца и сына Кирсановых игрались в один день. Базаров умирает от заражения крови. «Я нужен России...

Нет, видно, не нужен». Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Базаровым и Аркадием: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет радостных ей элементов». Произведение И. С. Тургенева было написано в 1860-1861 годах.

Основу этого романа составляет социальный конфликт между «отцами», то есть «веком минувшим», и «детьми» - «веком нынешним». Главными героями произведения Тургенева являются Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Николаевич Кирсанов. С первого взгляда мы видим, что эти два образа очень похожи. Действительно, оба героя молоды (примерно одного возраста, хотя Евгений Васильевич старше Кирсанова), оба учатся в одном и том же университете. И Аркадий и Базаров являются представителями одного идеологического круга, нигилистов, из чего ясно, что они оба разделяют одни и те же моральные убеждения и принципы.

Казалось бы, у Аркадия и у Базарова одинаковые пути (то есть нравственные устои), но на самом деле их идеология различается, так как Аркадий принадлежит к «веку минувшему», а Базаров - представитель «века нынешнего». Прежде всего, у Базарова и Аркадия разное социальное происхождение.

Кирсановы принадлежат к роду богатых дворян-аристократов, тогда как Евгений Васильевич - «выходец» из довольно бедной семьи разночинца. Разное социальное положение накладывает отпечаток на характер и идеологические убеждения Базарова и Аркадия. Кирсанов с раннего детства привык к заботе и любви, так как родители делали все для того, чтобы Аркадию жилось спокойно и счастливо. «Супруги жили хорошо и тихо... а Аркадий рос да рос - тоже хорошо и тихо». Именно поэтому Аркадия тянет домой повидаться с отцом и он искренне рад своему возвращению из университета. «Говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки».

Базаров же, напротив, вырос Самостоятельным человеком, так как ещё в юношестве ушел из дома и привык жить без опеки родителей. При встрече с ними Евгений Васильевич не испытывает особой радости, и его раздражают родительские ласки. Базаров постоянно перебивает отца и рассказывает о нем Аркадию, как о «презабавном старикашке и добрейшем... Много уж очень болтающем». Базаров чувствует превосходство над своими родителями. В некотором роде он даже презирает их, так как не может понять, как им «не смердит собственное ничтожество». На такое отношение к своим родственникам сильное влияние оказывают убеждения Базарова.

По своей натуре Евгений Васильевич - нигилист, то есть человек, не имеющий никаких принципов, не придерживающийся никаких убеждений и все отрицающий. Нигилисты делают только то, что им выгодно и полезно. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем. Строить - это уже не наше дело...

Сперва нужно место расчистить». Базаров не признает даже искусства. По его мнению, все это «романтизм, вздор, чепуха», а Рафаэль и другие великие художники «гроша медного не стоят». Принципы Базарова - это не маска, так как даже перед смертью, в момент, когда люди подводят итоги всей жизни, Евгений Васильевич не отказывается от своих убеждений, хотя и понимает, что он ничего не сделал для пользы человечества и ничего не добился, так как его время еще не пришло. «И ведь тоже думал: обломаю дел много... ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично...

Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Аркадий - последователь Базарова. Он восхищается и преклоняется перед своим другом.

Он всеми силами пытается быть похожим на него, поэтому он и «напяливает» на себя принципы и убеждения Евгения Васильевича - Аркадий «сам по себе, а убеждения сами по себе болтаются» (Д. И. Писарев). Примером этому может послужить встреча Аркадия с отцом. Кирсанов искренне рад своему возвращению домой, но он пытается скрыть чувства от Базарова и принимает равнодушный вид. «...Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное».

Аркадий любит поэзию и иногда не прочь помечтать. Он говорит красиво и витиевато, тогда как его друг всегда лаконичен. «О друг мой, Аркадий Николаевич! - воскликнул Базаров. - ...Не говори красиво».

Впереди Аркадия ждет тихая семейная жизнь со своей женой Катей, ведь он типичный барин и будет продолжать традиции своего деда и отца. Сам Базаров понимает это и называет Кирсанова «мякеньким, либеральным баричем, который не может дойти дальше благородного смирения или благородного кипения». Таким образом, мы видим, что на самом деле убеждения Аркадия Николаевича Кирсанова - это всего лишь маска, поэтому его можно теоретически отнести к «лагерю отцов», тогда как Базаров - истинный нигилист и «демократ до кончиков ногтей» (И. С.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева уже в своем названии отразил основной конфликт произведения. В среду «хороших представителей дворянства» подобно резкому порыву свежего ветра врывается «новый человек» – сын лекаря, демократ, нигилист Базаров. Он – воплощение отрицания привычной жизни дворянского поместья, ее пустоты. Противоречия между консерваторами и демократами – на первом плане романа. Однако особо интересным представляется анализ конфликта между персонажами, которые формально принадлежат к одному лагерю, являются, на первый взгляд, союзниками. Практически в самом начале произведения читатель встречается с Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым. Передовой студент, демократ приезжает погостить в усадьбе своего товарища. Аркадий искренне благодарен за это, он говорит отцу: «Он так любезен, что согласился погостить у нас!»

Можно сказать, что Базаров снисходит до дружбы с молодым Кирсановым. Аркадий увлечен идеями Базарова, он один из лучших его «учеников». Человек умный, проницательный. Евгений Васильевич Базаров достаточно быстро понял, что сделать Аркадия «своим», окончательно изменить его взгляды невозможно. Образ Аркадия Кирсанова, таким образом, занимает в романе совершенно особое место. С одной стороны, он примыкает к лагерю «детей», иначе говоря – революционеров, а с другой -неотъемлемая часть лагеря «отцов». Это подчеркивает и сам автор: «Вглядитесь в лица Николая Петровича. Павла Петровича. Аркадия. Слабость, вялость или ограниченность».
Одним из основных приемов создания образов (в этом произведении Тургенева является контраст. Так, Аркадий отличается и по некоторым чертам характера. и по некоторым взглядам от своего отца и деда. Он стремится к новому, его увлечение естественными науками, вероятно, не только лань моде. Аркадий стремится подражать Базарову во всем, прислушивается к его советам. Молодой Кирсанов отнюдь не лишен положительных качеств. Он неглуп, любознателен. Однако на основное различие между этими персонажами, тоже созданными на основе контраста, указывал автор романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Базаров не желает быть рабом принципов, которые придумали другие, слепо следовать традициям, он отрицает принципы, «принятые на веру». Он человек прямой, часто даже резкий. Говоря о своих убеждениях, Евгений ничуть не склонен их смягчать, приглаживать. Казалось бы. многие взгляды Базарова разделяет и Аркадий. Но увлечение этого «барина» нигилизмом носит весьма поверхностный характер. Кроме того, некоторые высказывания Евгения неприятно задевают Кирсанова. Таковы, например, слова Базарова о женщинах, об искусстве.
Для тою чтобы показать общие черты Аркадия и Базарова и то, что отличает этих героев друг от друга, И. С. Тургенев, можно сказать, проводит их через одни и те же испытания. Черты характеров персонажей особенно ярко проявляются в тех ситуациях, когда им необходимо сделать выбор. Когда приятели приехали в имение Кирсанова. Аркадий понял, что Евгений Базаров сразу не понравился его дяде. Но в этот раз он принял сторону того, кто считал не только своим другом, но и учителем. Базаров же ничуть не смутился, он даже намеренно подчеркивал резкость собственных манер и суждений.
По ходу романа обоих героев автор подвергает искушению, он предлагает им выбрать «дворянское счастье». Оно воплощено в образах Катерины и Анны
Одинцовых. Аркадий, который сначала был увлечен незаурядной натурой Анны Сергеевны, в этот раз прислушивается к совету Евгения обратить внимание на младшую сестру. В милой Катерине Одинцовой Аркадий находит непосредственность, искренность, открытость. которые близки его натуре. Он даже музицирует, хотя и смущается, когда за этим занятием застает ого Базаров. Пожалуй, именно в имении Одинцовой Аркадий осознает, что суровая жизнь, к которой призывает Базаров, вовсе не является для него, Кирсанова, идеалом. В Катеньке он находит свою судьбу и вполне счастлив. Кстати, его «нигилистические» познания пригодились в жизни. Аркадий сумел гораздо лучше своего отца повести хозяйство. Базаров же окончательно понял, что Аркадий – союзник лишь временный, а значит необходимо с ним расстаться. Прощаясь с ним, Евгений говорит: «…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой
задор: для нашего дола это не годится». Именно в этой беседе Базаров произносит слова, которые можно назвать историческими, дает необычайно точную характеристику и Аркадию, и людям, подобным ему: «Ты славный малый, но ты все-таки мяконький,
либеральный барич…» Евгений понимает, что суровая. полная лишений жизнь, к которой он готовит себя, совершенно не подходит Кирсанову. В душе Базарова борются различные чувства: «сожаление, боязнь рассиропиться». Автор сумел психологически верно передать это состояние в речи героя. Евгений по-дружески произносит: «Прощай, брат!», а после, словно спохватившись, иронически добавляет:
«Прощайте, синьор!».
В романе «Отцы и дети» именно Евгений Васильевич Базаров – наиболее сложный и противоречивый персонаж. Он одинок его попытки обрести дружбу, любовь практически бесплодны. Тургенев считал, что Базаров – «лицо трагическое». И это утверждение справедливо. Трагизм Евгения Базарова не только в том, что его время еще не пришло, не только а том, что он не может обрести счастье, но и в том. что он сознательно отказывается от этого счастья. Кажется что Евгений боится свободно проявить свои чувства, старается показаться более резким. даже грубым, более рациональным, чем он есть в действительности. Возможно, в этом проявляется тот же страх «рассиропиться». Лишь перед смертью в нем раскрываются качества, о которых ранее читатель мог только догадываться: скрытая под внешней суровостью, равнодушием нежность к родителям, поэтичность любви к Анне Сергеевне Одинцовой. Героя переполняет жажда жизни и труда на благо страны, но он понимает, что ничего уже не успеть; остается лишь достойно и мужественно встретить смерть. И Базаров позволяет, наконец, прорваться истинным чувствам, впервые говорит о себе до конца откровенно; «тоже думал: обломаю дел много, не умру куда! задача есть, ведь я гигант». Лишь теперь он не стесняется открыто проявить заботу о родителях. Поручая их судьбу Одинцовой, Евгений произносит: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» Евгений Базаров умирает «накануне», он не совершает, казалось бы, ничего значительного, однако сила и обаянию этого персонажа настолько сильны, что буквально приковывают внимание читателя. И. С. Тургеневу удалось о романе показать не только основной социально-политический конфликт эпохи, но и создать яркие образы героев, которые и обеспечили столь долгую жизнь этого произведения.

Роман «Отцы и дети» Тургенева был написан в 1862 году. Как замечает Д. И. Писа-рев, произведение лишено как завязки, так и развязки. Здесь нет четкого обдуман-ного плана. Но при этом в романе описаны совершенно различные типы и характеры, присутствуют ярко вырисованные картины. Здесь совершенно ясно можно почувствовать отношение Тургенева к своим героям и событиям, разворачиваю-щимся на страницах романа.

В начале романа мы видим, что Аркадий находится полностью под влиянием своего друга Базарова. Несмотря на то, что он часто вступает с ним в споры, он боготворит своего старшего приятеля. Приехав домой, Аркадий даже несколько стесняется своих домашних перед Базаровым. Он нарочито развязно говорит с отцом и дядей, стараясь показать, что он уже вполне взрослый и самостоятельный человек. В отличие от Базарова Аркадий еще только формируется как личность. Он впитывает все новое и быстро попадает под влияние окружающих. Так, к примеру, Одинцова, прекрасно разбираясь в людях, сразу начинает относиться к Аркадию, как к младшему брату. Несмотря на восторги в адрес Базарова, уже в начале романа можно заметить расхождения во взглядах приятелей. Аркадий более человечен, мягок, он не отвергает чувств, любит искусство и природу. Базаров интересен молодому человеку, как сильная независимая личность, но нельзя сказать, что Аркадий безоговорочно принимает все рассуждения друга. Он недоволен, когда приятель с присущим ему цинизмом размышляет о родственниках молодого человека, об Анне Сергеевне Одинцовой, вообще об окружающих людях. Базаров относится к Аркадию скорее как к послушному ученику и соратнику, нежели другу. Все споры с приятелем носят несколько поучительный характер. Когда молодой человек призывает приятеля пожалеть Павла Петровича, Базаров резко отвечает, что не считает человека, «который всю свою жизнь поставил на карту женской любви», настоящим мужчиной, «самцом». Далее звучит мысль о том, что «всякий человек сам себя воспитывать должен». Базаров не стесняется ставить себя в пример, зная, что Аркадий очарован его идеями нигилиста. Чем больше молодой человек узнает своего приятеля, чем ближе сходится с ним, тем чаще у него возникает мысль, что Базаров противоречит сам себе. Так, к примеру, он с удивлением замечает, что Евгений испытывает робость перед Одинцовой, ведет себя неестественно развязно. Хотя ранее убеждал Аркадия, что отношения между мужчиной и женщиной можно полностью объяснить с точки зрения физиологии. Молодой человек тонко чувствует перемену в Базарове, когда тот влюбляется в Анну Сергеевну. В первое время он испытывает ревность и расстроен сложившимся положением дел. Однако быстро смиряется, признавая превосходство приятеля, и все свое внимание направляет на младшую сестру Одинцовой Екатерину Сергеевну.

Я думаю, Базарова привлекает в Аркадии его молодость, свежесть восприятия, живость чувств. Ему несколько льстит благоговейное отношение младшего приятеля к собственной персоне. Он снисходит до дружбы с Аркадием, легко опровергая все рассуждения друга о чувствах, женщинах, искусстве. В Аркадии есть то, чего нет у Базарова: наивного, незамутненного цинизмом восприятия мира, умения радоваться жизни и находить в ней светлые стороны.

Раскол в отношениях приятелей начинает намечаться еще в Марьине, в доме Аркадия. Молодой человек не соглашается с мнением Базарова, что Николай Петрович - «человек отставной» и «его песенка спета». Аркадий не способен «выбросить» человека на свалку, даже если его взгляды устарели. Будь то отец или просто посторонний человек. Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей можно считать момент, когда Базаров высказывается по поводу приезда Ситникова: «Мне нужны подобные олухи... не богам же, в самом деле, горшки обжигать...» Только сейчас перед Аркадием «открылась на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему относится, однако по старой привычке еще старается сохранить с Базаровым приятельские отношения. Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к приятелю, хотя «двадцать пять верст показались за целых пятьдесят». Аркадий был неприятно удивлен тем, как Базаров обошелся со своими родителями, что также не способствовало укреплению дружбы между приятелями. Молодой человек постепенно уходит из-под влияния приятеля. Он влюбляется в Катю и понемногу проникается уже ее взглядами на жизнь. Базаров прекрасно понимает состояние своего приятеля. Он осознает, что дружбе настал конец, что уже пора навсегда распрощаться со старым приятелем. В разговоре с Аркадием Евгений утверждает, что в том «нет ни дерзости, ни злости» и что поэтому тот не годится для дела. Он считает приятеля слишком мягким баричем, романтиком и понимает, насколько они с Аркадием далеки друг от друга. Базаров не считает нужным дальше продолжать дружеские отношения. По большому счету, он никогда не воспринимал Аркадия в качестве друга, поскольку по натуре является одиночкой. Поэтому, расставшись с юношей, Базаров вычеркивает его из своей памяти. Когда отец предлагает Евгению, умирающему от заражения, послать за приятелем, чтобы проститься, тот с трудом припоминает имя Аркадия Кирсанова и отказывается от встречи с ним.