Япония после второй мировой войны

Разработка политики в отношении послевоенной Японии началась в США еще в ходе второй мировой войны.Тогда были выдвинуты планы использования Японии в качестве основной военно-политической базы США на Дальнем Востоке. Послевоенная политика США в отношении Японии была направлена на создание в лице этой страны «противовеса» СССР для «сдерживания коммунизма». Япония была оккупирована американцами спустя 2 недели после принятия капитуляции. Сам процесс оккупации можно разделить на два этапа: 1) 1945 - 1947 первый период оккупации, 2) 1948-1951 второй.

В результате оккупации в Японии сохранился государственный аппарат, американцы старались не разрушать японскую инфраструктуру, а в дальнейшем использовать ее в своих целях. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.

Влияние Дальневосточной комиссии на оккупационную политику США в Японии не было решающим. Ее постановления, принимавшиеся, как правило, с большим опозданием, осуществлялись через соответствующие распоряжения американского правительства, направляемые главнокомандующему оккупационными войсками генералу Макартуру. Более того, американское правительство могло и самостоятельно ему направлять, так называемые, "временные директивы". В то же время без согласия США Дальневосточная комиссия не могла провести ни одного мероприятия в Японии. В целом, экономическое положение было тяжелым, объем промышленного производства в 1946г. составил 30% от уровня 1936г.

11 октября 1945 г. Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ - предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнении в правах женщин и демократизации экономики. Американские оккупационные власти проводят земельную реформу: ликвидация помещечьего землевладения, натуральная плата за пользование землей в случае ее аренды заменялась денежной.

3 мая 1947 года была принята конституция, которая ограничивала власть императора, император объявлялся символом единства нации. Конституция ликвидировала тайный совет при императоре, значительно повысилась роль Кабинета министров в качестве исполнительного органа, расширились права двухпалатного парламента, введено всеобщее избирательное право, провозглашались демократические права и свободы граждан, религия была отделена от государства, Япония отказывалась от армии и флота как орудия разрешения споров.

США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать непосредственную связь с другими странами. Все функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей или могли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск.

В 1947г. принимается антимонополистическое законодательство. Монополии должны были быть разрушены, но фактически они существуют и сейчас. Под американскую демонополизацию попадали военные монополии и те, которые в будущем могли стать конкурентами американским промышленникам.

В 1948г. в Китае происходят события (успехи народно-освободительной армии), которые заставляют США изменить свой курс в Японии. Америка решила сделать Японию плацдармом для своей внешней политики на Д. Востоке. Одной из мер, направленных на реализацию этой цели, было осуществление «программы экономической стабилизации». Американские оккупационные власти стали поощрять возрождение военных отраслей японской экономики. С 1948г. американцы начинают активно вкладывать деньги в промышленность Японии, во флот и армию. Обсуждался вопрос о подписании Японией мирного договора со странами, воевавшими во второй мировой войне.

8 сентября 1951г. был подписан Сан-францисский мирный договор, который вступил в силу 28 апреля 1952г. По нему Япония признавала независимость Кореи, отказывалась от прав на остров Тайвань, Курилы, юж. Сахалин. Также Япония соглашалась с установлением опеки США над островами Рюкю и рядом других.

В 1952г. был заключен американо-японский пакт - «Пакт безопасности», позволивший США размещать в Японии свои наземные, воздушные и морские силы. Пакт был подписан на 8 лет. Но в 1960г. он был продлен на неопределнный срок.

Все политические партии во время войны были распущены и вместо них создана единая политическая организация - Политическая ассоциация Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии различного направления. В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание Социалистической партии Японии (СПЯ) путем объединения последователей различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков - от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ правые социалисты. Программа партии, принятая на учредительном съезде выдвигала лозунги демократии, мира и социализма, подразумевая проведение крупных социальных реформ, и построение социализма в условиях императорской системы.


Похожая информация.


Японская оккупация Индонезии в ходе Второй мировой войны длилась с 9 марта 1942 года по 17 августа 1945 года . Япония без труда захватила Индонезию, не встречая сопротивления местного населения, поскольку сама страна на момент оккупации являлась колониальным владением Нидерландов и называлась Голландская Ост-Индия . Поскольку Япония была не в состоянии контролировать огромные территории от Алеутских до Соломоновых островов, то она делала ставку на создание туземной администрации с привлечением к управлению местного населения. Идеологически, Япония стремилась показать, что она стремится к созданию сферы сопроцветания Великой Восточной Азии . Эти идеи нашли сочувствие у индонезийских борцов за независимость. Именно в годы японской оккупации появились «ростки независимости». В японской колониальной администрации начал свою карьеру будущий президент страны Сукарно . Легальное положение обрел национальный флаг, гимн и язык. Появились индонезийские вооруженные формирования.

Предвоенное положение в Нидерландской Ост-Индии

24 мая 1937 года радикальные националисты и некоторые члены подпольной компартии создали «Движение индонезийского народа» («Гериндо»). Движение Гериндо, не провозглашая принцип несотрудничества, выступало за политическую и экономическую независимость страны, а также за борьбу против фашизма. В связи с распространением слухов о том, что в соответствии с Антикоминтерновским пактом Германия и Япония договорились о разделе Индонезии, в 1939 году Гериндо потребовало принять меры к развитию экономики Индонезии и к созданию народной милиции для обороны архипелага.

Проведение в жизнь пропагандистской кампании было возложено на отдел пропаганды 16-й армии. Разработанный в Токио план назывался «Тига-А» («Три А»), что расшифровывалось как три ипостаси Японии в Азии: «светоч», «вождь» и «покровитель». Цель кампании заключалась в доказательстве индонезийцам общности их интересов с Японией, после чего они должны были трудиться на японскую армию и поддерживать японскую войну.

Создание национальной администрации

Вскоре после оккупации японцами Суматры полковник Фудзияма, командовавший разместившейся там дивизией, приказал отыскать Сукарно и доставить его к себе. После недолгих колебаний, Сукарно дал согласие. Сам он впоследствии вспоминал:

Наш народ ненавидел голландцев, тем более теперь, когда они бежали, как крысы, оставив нас на милость победителей. Никто из них даже не пытался защитить нас или нашу страну… Я знал жестокость японцев, знал, как они себя вели на оккупированных территориях, но что поделать - с этим нам пришлось смириться на несколько лет.

Узнав о том, как Фудзияма использует Сукарно, командующий размещённой на Яве 16-й армией генерал Имамура попытался также привлечь на свою сторону местных националистических лидеров, однако те указали, что без привлечения к работе на Яве самого Сукарно из движения «Тига-А» ничего не выйдет. Поэтому в июле 1942 года Сукарно был перевезён на Яву. Сразу же после прибытия Сукарно встретился с основными лидерами индонезийского национализма - Хаттой и Шариром , и предложил им сотрудничество до тех пор, пока не будут изгнаны японцы. План Сукарно заключался в том, чтобы использовать все легальные возможности для укрепления индонезийских освободительных сил и создания национальных организаций. Как говорил Сукарно, «мы посадили семена национализма - теперь пускай японцы их выращивают».

Путера

Все жившие на архипелаге европейцы - порядка 62 тысяч человек - к концу 1943 года оказались в концлагерях, из них лишь треть было мужчинами, остальные - женщины и дети. Помимо них, ещё около 45 тысяч человек содержалось в лагерях для военнопленных.

Для денежных расчётов на территории оккупированной Индонезии японцы выпустили специальные оккупационные гульдены . Реальная их стоимость быстро падала, что привело к такому необычному результату, как погашению индонезийскими крестьянами своих долгов перед помещиками: долги крестьяне стали отдавать исключительно оккупационными деньгами, а не принимать их помещики не могли, ибо в этом случае могли вмешаться японцы, вынужденные выступать на стороне крестьян чтобы не признавать, что их деньги являются фикцией.

ПЕТА

Мы, индонезийская нация, настоящим провозглашаем независимость Индонезии. Вопросы, связанные с передачей власти, и другие вопросы будут решены самым тщательным образом в кратчайший срок.

Сразу после распространения текста декларации средствами массовой информации по всей стране начались массовые манифестации, в ходе которых демонстранты срывали японские флаги. 19 августа было сформировано первое правительство независимой Индонезии. Так как японцы не отрицали за Индонезией права на независимость, то они не предпринимали никаких действий, направленных на свержение правительства Сукарно, однако продолжали вести борьбу с радикальными индонезийскими группировками, тем самым расчищая дорогу умеренным элементам, сотрудничавшим с японцами в годы оккупации. Правительство Индонезии продолжало вести себя сдержанно по отношению к японской администрации, а 29 августа 1945 года приняло резолюцию, в которой говорилось, что господство Нидерландов над Индонезией завершилось 9 марта 1942 года, так как нидерландское правительство оказалось неспособным обеспечить безопасность и благосостояние индонезийского народа.

Союзники не имели свободных войск для немедленного десанта в Индонезии, и потому лорд Маунтбеттен мог лишь послать маршалу Тэраути телеграмму, в которой возлагал ответственность за поддержание порядка в Индонезии до прихода туда Союзников на японские войска. Одновременно Маунтбеттен направил в Джакарту миссию адмирала Петерсона, которая должна была проследить, чтобы японцы не капитулировали перед «самозванцами». Прибыв в Джакарту 15 сентября на крейсере «Кэмберленд» Петерсон обнаружил, что Республика Индонезия уже существует, причём не только в столице, но и в провинциях, что действует гражданская администрация, созданы министерства и ведомства и даже гражданская полиция. Он попытался заставить японский гарнизон Сурабаи продержаться до подхода англичан, но японцы наотрез отказывались сражаться, и к концу сентября сдались индонезийским отрядам.

29 сентября 1945 года в Джакарте высадился первый английский небольшой десант. Его командир генерал-лейтенант Кристисон сделал официальное заявление, что десант прибыл для того, чтобы разоружить японцев. Сукарно, выступая 2 октября, обратился к индонезийцам с просьбой сохранять спокойствие: если цели англичан таковы, как официально объявлено, то индонезийское правительство им препятствовать не будет. Однако Петерсен заявил, что английские войска будут поддерживать в стране порядок до тех пор, пока не начнёт функционировать законное правительство Нидерландской Ост-Индии. 4 октября прибыла новая партия британских войск, а также переброшенные из Европы первые нидерландские части, рассматривавшие индонезийцев как коллаборационистов , которых необходимо разоружить наравне с японцами. В этих условиях 5 октября Сукарно опубликовал президентский декрет о создании Национальной армии Индонезии.

Понимая, что для дальнейшего контроля над страной необходимо овладеть морской базой в Сурабае, 25 октября 1945 года англичане высадили там войска. Индонезийские отряды отказались сдать оружие, и началась

15 августа 1945 года японский император Хирохитопо обратился к нации и объявил о капитуляции Японии. Американский курс на демократизацию лишил ее армии, прежних порядков и даже бога. На смену императору Хирохито пришел культ генерала Дугласа Макартура.

Приказ императора

Выход Японии из войны и принятие Потсдамской декларации – было единоличным решением монарха, императора Японии Хирохито. Даже несмотря на бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6, 9 августа и вступление в войну СССР, многие главнокомандующие ратовали за продолжение войны. Они знали, что хорошо обученные, все еще мощные вооруженные силы с идеологией – «голову за императора», пойдут до конца.

Тем не менее, выслушав доклад премьер-министра Судзухи, император в ультимативной форме объявил о безоговорочной капитуляции: «...я повелел принять Потсдамскую декларацию. Я повелеваю всем присоединиться ко мне... Примите условия немедленно. Чтобы народ мог знать о моем решении, я повелеваю срочно подготовить императорский рескрипт по этому вопросу».

Дальнейшие протесты оказались бесполезны. Когда одна группа офицеров-фанатиков «молодые тигры» попыталась выкрасть пленку с соответствующим обращением императора к народу и сорвать принятие декларации, они были приговорены к смертной казни путем харакири.

Японская официальная пропаганда подчеркивала и подчеркивает «особую роль императора» в выходе Японии из войны. Согласно ее утверждениям, капитуляция была объявлена лишь по настоянию императора, а военное поражение и необходимость капитуляции или вовсе не упоминались, или относились к второстепенным причинам.

Вспоминая былое

2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури», вошедшего в Токийский залив, состоялось подписание капитуляции Японии. Церемонии был придан особый пафос. Делался акцент на том, что эта победа как бы подводит итог почти столетней политике США на Тихом Океане. Начало ей, соответственно, положил Канагавский мирный договор от 1854 года, когда коммодор Мэттью Пэрри «под жерлами орудий» открывал изолированный японский рынок. Чтобы лишний раз напомнить об этом японцам, американцы извлекли из музея, доставили на «Миссури» и поместили на видное место тот самый флаг, который впервые появился на берегах Японии сто лет назад.

Ужасы оккупации

Американская общественность по своему восприняла «курс на демократизацию Японии». В книге «Американская оккупация Японии» Майкл Шаллер пишет о том, что по мере приближения заката императорских побед разгуливалась фантазия американских «патриотов», мечтавших отомстить японцам за позор Перл-Харбора и Филиппин, за поражения на Тихом океане.

Сенатор Теодор Билбоу, например, требовал подвергнуть стерилизации всех японцев. Был даже разработан проект выведения «новой породы» жителей Страны восходящего солнца: «искоренения врожденного варварства японцев» путем «скрещивания их с тихими и послушными жителями островов Тихого океана».

Все эти настроения привели к волнам страха в оккупированной стране. Еще перед окончанием войны на японских фабриках власти стали раздавать таблетки с цианистым калием, который работницам следовало принять в случае, если они подвергнутся унижению со стороны оккупантов.

Страшные проекты «обиженных за Перл-Харбор» миновали мирное население Японии. Здесь нужно отдать должное Дугласу Макартуру, который быстро отмежевался от радикальных 13 процентов, требовавших безжалостных расплат. Этот жест выдавался как естественное проявление натуры Макартура, его внутреннего мира, порядочности.

"Параграф №9"

По примеру «кодекса Наполеона», американский генерал в Японии создал «кодекс Макартура». Новый закон перекраивал традиционные японские порядки, религию на американский лад. Например, в консервативной стране избирательные права вдруг получили женщины: «Выборы (в Японии) произошли не без забавных случаев,- вспоминает сам Дуглас.- На следующий день после объявления результатов голосования мне позвонил весьма почтенный лидер японских законодателей, обескураженный чем-то, попросил аудиенции. «Я сожалею, но случилось нечто ужасное, - заявил он, - проститутку избрали в парламент». Я спросил его: «Сколько голосов она получила?» Японский законодатель вздохнул и сказал: «256 000». Я сказал торжественно, насколько это было возможно: «В таком случае я вынужден предположить, что здесь должно быть скрыто нечто большее, чем ее сомнительное занятие».

Однако просчет новой конституции, по мнению самого Макартура, заключался не в том, что маргинальные элементы получили доступ в правительство. Исследователи утверждают, Дуглас до конца жизни не мог простить себе допуск в основной закон страны «статьи №9». Он исключал для Японии войну и вооруженные силы как средства ее политики на международной арене. Впоследствии, это лишило США сильного союзника в борьбе против СССР и Китая. Япония надолго получила прозвище «политический карлик с большим кошельком».

Надо сказать, что Макартур пошел на этот шаг не столько ради мира, сколько в целях безопасности. В США еще свежи были воспоминания о преступлениях японского милитаризма, зверствах его генералов и солдат.

Человек, а не бог

«Кодекс Макартура» был полностью направлен против личности императора, который ко времени оккупации все еще оставался «потомком богини солнца». Каждая из реформ наместника-американца, прямо или косвенно приземляла императора. Например, приказ вынести из школ портреты императора или запрет отвешивать поклоны в сторону его дворца.

Даже само поведение Дугласа при императоре было направлено на принижение «божественной личности». Так, во время первого приема императора, которого до конца XIX века увидеть могли лишь избранные, Макартур вышел к нему не в официальном мундире, а в каждодневной форменной рубашке с расстегнутым воротом. Историки сравнивают эту встречу с тем, как «разодетый в галуны швейцар при дорогой гостинице раболепно открывает дверь длинноволосому, в потертых джинсах туристу».

Стараниями пропаганды он начал превращаться в нового идола для страны, которая привыкла жить в сиянии монарха.
Он стал новым кумиром японской буржуазии. Стали распространяться слухи, что в жилах Макартура течет кровь японских императоров, что у него была любимая японка, от которой есть дочь. Постоянно переиздавали брошюрку в 62 страницы «Генерал Макартур». Он представлялся как абсолютная власть. Токийская газета «Жижи Шимпо» писала: из «Макартура делается бог». Народ даже усмотрел в нем целительные силы. Женщины писали ему письма, умоляя благословить их перед родами, чтобы ребенок стал великим; полицейские добивались разрешения носить американские солдатские ботинки, хронические больные, калеки призывали магические силы в облике Макартура в исцелители. Иностранные делегации первый визит наносили Макартуру.

Мания величия так и не наградила Дугласа главным призом – президентским креслом в Вашингтоне. А его радикализм, помноженный на излишнюю уверенность в себе, привел к поражениям во время войны на территории Северной Кореи. В 1951 президент Трумэн отправил Дугласа в отставку, а вскоре, в 1952 году, по итогам Сан-Францисского мирного договора завершилась оккупация Японии.

Политика союзных держав в отношении побежденной Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июня 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении милитаризма, устранению всех препятствий для развития демократических тенденций, установления в стране свобода слова, вероисповедания и уважения основных человеческих прав. Декларация являлась общей программой антифашистской коалиции союзных держав. В ней нашли свое отражение те цели, которые ставили перед собой демократические силы всего мира во второй мировой войне. В некоторых ее разделах в частности говорилось следующее. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будут существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, -- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем. Японским вооруженным силам, после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступления, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа. Несомненно, что эта Декларация была справедливой и, прежде всего, отвечала чаяниям самого японского народа …

Вопросы послевоенного устройства. После вступления Советского союза в войну и разгрома им Квантунской армии правящая верхушка Японии приняла условия Потсдамской декларации о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав. Сразу же после капитуляции Японии развернулась борьба пор вопросам ее послевоенного устройства. С одной стороны выступали правящие круги США, которые опасались усиления движения народных масс Японии в защиту своих прав, настаивали на отдельных ограниченных реформах, не затрагивающих основ существующего строя. Противоположные позиции занимали некоторые международные демократические силы, которые требовали проведения широких прогрессивных преобразований, обеспечивающих превращение Японии в современное демократическое государство.

При этом правящие круги США с самого начала оккупации стремились обойти принцип единогласия четырех великих держав (СССР, США, Китая и Англии) при разрешении японских проблем. В октябре 1945 г. США в одностороннем порядке создали в Вашингтоне Дальневосточную консультативную комиссию по Японии, что вызвало резкий протест со стороны Советского Союза и других стран. В конце концов в декабре 1945 г. на Московском совещании министров иностранных дел, созванном по инициативе СССР, после длительных переговоров США были вынуждены дать согласие на роспуск Дальневосточной комиссии и принять план, согласно которому в Вашингтоне учреждалась Дальневосточная комиссия из представителей 11 стран. Эта комиссия провозглашалась директивным органом, определяющим основные принципы оккупационной политики и по идее была поставлена над главнокомандующим американскими оккупационными войсками. Однако из-за обострение отношение между СССР и США привели к тому, что на практике Дальневосточная комиссия не сыграла отведенной ей роли.

Американская оккупационная политика началась в условиях резкого обострения общего кризиса капитализма, распада колониальной системы. В это время народы всего мира, в том числе и американский, в результате победы в войне, носившей антифашистский, освободительный характер, переживали демократический, революционный подъем. В этих условиях США не могли не считаться с условиями Потсдамской декларации и вынуждены были провозгласить политику демократизации и демилитаризации Японии. При этом они преследовали свои собственные цели - ослабить своего вчерашнего конкурента на мировом рынке, установить политический, экономический и военный контроль над ним.

Однако для того, чтобы устранить опасность возрождения японской угрозы Америке, необходимо было, прежде всего, подорвать позиции абсолютистской монархии, военщины, помещиков, бюрократии, ослабить влияние монополистического капитала. Соединенные Штаты понимали, что осуществить такие важные задачи силами только оккупационной армии нельзя, и поэтому пытались использовать социальные и политические силы внутри самой Японии - пацифисты, представители средней и мелкой буржуазии, рабочие и крестьяне, либералы и т.д. Первые шаги оккупационных властей. В отличие от оккупации Германии, в результате которой ее правительство было полностью распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, в Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь несколько перестроенный и обновленный в ходе чистки, и поручили этому аппарату проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под свой контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать связи с иностранными державами. Сразу же после капитуляции США предприняли ряд мер, направленных возрождение в стране некоторых демократических норм, которые или вообще отсутствовали в Японии, или были ограничены в ходе мировой войны. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций, которые своей деятельностью содействовали ограничению свобод японского народа. Уже в сентябре 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией оккупационные власти издали директивы о роспуске вооруженных сил страны, о запрещении военного производства, об аресте главных военных преступников. 4 октября 1945 г. была ликвидирована тайная полиция (Токко), аналогичная немецкому гестапо, одновременно были выпущены политзаключенные.

С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. состоялось его публичное отречение от мифа о его божественном происхождении. 4 января оккупационные власти издали декрет о чистке государственного аппарата и политических организаций от лиц, связанных в прошлом с фашистской и милитаристской деятельностью и о роспуске 27 шовинистических организаций. В результате этих чисток от общественной и политической деятельности было отстранено более 200 тыс. человек. Были арестованы и преданы. Международному военному трибуналу 28 главных военных преступников, в том числе бывшие премьеры Тодзё, Койсо, Хирота, Хиранума, генералы Араки, Дойхара, Итагаки, Кимура, Минами, Мацуи, и некоторые дипломаты. Хотя оккупационные власти таким образом намеревались избавиться от неугодных им лиц, преследовали только свои интересы, тем не менее был нанесен серьезный удар по старой бюрократической системе, на которую опирался императорский режим.

В декабре 1945 г. был опубликован Закон о профсоюзах, впервые в истории Японии предоставивший всем рабочим, в том числе работникам государственных предприятий и учреждений, право на организацию профсоюзов, на коллективные переговоры и стачки. Закон предусматривал также участие профсоюзов в обсуждении вопросов о кадрах, найме и увольнении, выплату зарплаты освобожденным профработникам.

22 октября 1945 г. вышел меморандум оккупационных властей в отношении народного образования. В нем предусматривалось запрещение культивирования милитаристской идеологии и преподавания военных дисциплин в обычных школах. Указывалось, что воспитание детей должно вестись в с учетом воспитания у детей уважения к достоинству личности, его правам, уважения прав и интересов других народов. Меморандум предусматривал также реабилитацию работников просвещения, уволенных в свое время за либеральные или антивоенные взгляды. Одновременно запрещалась любая дискриминация по отношению к учителям, учащимся и работникам просвещения на почве расовой или религиозной принадлежности и политических убеждений. Впредь до выхода новых учебников запрещалось преподавание в школах истории Японии.

Экономическое положение. Производственно-техническая база японской промышленности сравнительно мало пострадала от военных действий. Наибольшее сокращение производственных мощностей произошло только в легко промышленности - пищевой, текстильной -- которые удовлетворяли потребительский спрос населения на товары первой необходимости.

Что же касается мощностей тяжелой промышленности, то они сохранились на довольно высоком уровне. Разрушая и предавая огню малозащищенные мирные города и села, американцы почти совершенно не затронули главную угольно-металлургическую базу Японии на острове Кюсю. В частности целиком сохранился крупнейший в Японии металлургический комбинат «Явата». Тем не менее производство в Японии резко упало. Импорт сырья, топлива и продовольствия по существу прекращен в результате запрещения поддерживать торговые связи с другими государствами. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленности. Тем не менее Соединенные Штаты в начальный период оккупации были вынуждены оказывать Японии экономическую помощь. Делалось это больше по политическим, чем по экономическим соображениям - с целью предупреждения острых социальных конфликтов, а также для достижения самоокупаемости японской экономики. В результате прекращения военного производства, демобилизации армии и флота, репатриации японцев из бывших колоний и оккупированных территорий (Корея, Маньчжурия, Тайвань, острова Южных морей) возникла массовая безработица. Около 10 млн. безработных были брошены на произвол судьбы.

Для того, чтобы несколько сгладить надвигающийся финансовый кризис, правительство встало на путь массового выпуска бумажных денег для погашения своих многочисленных обязательств перед монополиями, для выплаты пособий офицерскому составу армии и флота, для покрытия дефицита государственного бюджета. В результате этих мер возникла острая инфляция и резко снизилась реальная заработная плата и без того очень низкая. Образование политических партий. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии.

  • 10 октября 1945 г. были освобождены из тюрьмы коммунисты в том числе и руководители партии, находившиеся в заключении 18 лет. Компартия Японии впервые получила возможность легального существования и немедленно развернула свою работу среди масс. 1 декабря 1945 г. открыл свою работу 1У съезд К П Я - первый легальный съезд японских коммунистов. На нем была принята программа и устав. В своих программных документах коммунисты призывали к осуществлению в стране глубоких демократических преобразований, ликвидация императорской системы и образование демократической республики, проведение аграрной реформы и искоренение милитаризма.
  • 2 ноября 1945 г. на учредительном съезде было провозглашено о создании Социалистической партии Японии (СПЯ). В нее вошли социал-демократы всех оттенков. Программа партии выдвигала лозунги демократии, мира и социализма. При чем под социализмом СПЯ подразумевала не уничтожение капиталистических отношений, а проведение глубоких социальных реформ в рамках капиталистического строя.
  • 9 ноября 1945 г. была образована Либеральная партия (Дзиюто), основное ядро которой составили члены довоенной буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Эта партия станет в будущем отражать интересы крупной монополистической буржуазии.
  • 16 ноября 1945 г. появилась Прогрессивная партия (Симпото). Она отражала интересы некоторой части крупной буржуазии, помещиков и верхушки японского крестьянства.

Роспуск японских монополий - дзайбацу. В экономике довоенной Японии господствовали крупные монополистические объединения, именуемые «дзайбацу». Обычно они носили закрытый или замкнутый характер и контролировались одной семьей. Используя систему «личной унии» и другие средства. Головные компании дзайбацу контролировали десятки и сотни дочерних акционерных компаний, занятых в области промышленности, торговли, кредита, транспорта и в других отраслях хозяйства. Эти дочерние компании, в свою очередь, г7осподствовали над различными другими компаниями и т.д. Таким путем сравнительное небольшое число могущественных дзайбацу -- Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда - при поддержке поддерживающего их правительственного аппарата охватывало своими щупальцами буквально все отрасли японской экономики. Кроме всего, дзайбацу являлись главными вдохновителями и организаторами империалистической агрессии Японии и во время войны еще более усилили свою роль.

Вопрос о роспуске этих объединений выдвигался демократическими силами как первоочередная задача. Ликвидация всевластия дзайбацу рассматривалась ими как необходимая предпосылка подлинной демократизации и демилитаризации Японии. Ситуация в какой-то степени облегчалось еще и тем, что уже давно дискредитировали себя в глазах общественности и мешали восстановлению позиций крупной японской буржуазии. В директиве американского правительства от 6 сентября 1945 г., переданной Макартуру, кроме некоторых экономических проблем, в том числе и указывалось на необходимость «разработки программы роспуска крупных промышленных и банковских объединений, которые осуществляют контроль над большей частью промышленности и торговли Японии», и о замене их организациями предпринимателей, которые могут обеспечить «более широкое распределение доходов и собственности на средства производства и торговли». В феврале 1946 были ограничены в правах занимать руководящие посты в компаниях 56 членов семей руководящих деятелей дзайбацу, что должно было способствовать устранению господства дзайбацу над другими компаниями посредством личной унии. В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска головных концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда», а их активы были заморожены.

Правда, дзайбацу получили полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет. Впоследствии головные компании этих крупных концернов объявило о своем самороспуске. Несколько позднее оккупационные власти и само японское правительство приняло несколько законодательных актов, которые предусматривали ряд экономических и юридических мер, которые должны были воспрепятствовать возрождению дзайбацу в будущем …

Аграрная реформа. Аграрный вопрос давно принадлежал к числу наиболее острых социальных проблем Японии. До войны в японской деревне господствовала феодальная помещичьего землевладения, которая сформировалась после преобразований Мэйдзи в 70-80-х гг. Х1Х в. Более половины обрабатываемой земли принадлежало помещикам, которые сдавали ее крестьянам в аренду на кабальных условиях. Арендная плата доходила до 60 % с урожая и в основном собиралась только натурой. Кабальная система аренды приводила к образованию аграрного перенаселения, служившего резервуаром дешевой рабочей силы. Все это отрицательно сказывалось на общем жизненном уровне, как в городе, так и в деревне. Существовавшая система феодального землевладения сдерживала развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовала повышению производства продовольствия и сельхоз сырья. Одновременно с эти феодальный облик деревни отрицательно сказывался и на развитии капиталистических отношений в системе городского производства. Ликвидация этих отношений, несомненно, позитивно могла сказаться и на демократизации всего политического строя Японии. Капитуляция Японии открыла новую страницу в борьбе крестьян за свои права. Резкий подъем крестьянского движения, объединение его в лице Всеяпонского крестьянского союза вызвали серьезные опасения как у оккупационных властей, так и у правящих кругов страны. Стремясь не допустить демократического преобразования сельского хозяйства силами самого народа правящие круги США и Японии вынуждены были провести земельную реформу сверху, легальным, парламентским путем.

В ноябре 1945 г. японское правительство само внесло в парламент законопроект земельного закона. Этот документ был составлен японскими правящими кругами и отражал интересы только самих помещиков.

В декабре 1945 г. в разгар парламентских дебатов, штаб оккупационных войск опубликовал «Меморандум о земельной реформе». Этот закон вызвал острое недовольство японских демократических сил. С такой же критикой закона выступила КПЯ и Всеяпонский крестьянский союз. Закон о земельной реформе был подвергнут жесткой критике и со стороны представителей советских властей. Советская администрация предложила свой довольно радикальный вариант закона, в котором больше учитывались интересы крестьян. В конечном итоге японский парламент утвердил третий вариант закона, предложенный Англией, который был менее радикальным, чем советский, но более позитивный, чем американский. В основу этой земельной реформы были положены следующие общие принципы. Земли, сверх определенной нормы, выкупались государством у помещиков и затем продавалась крестьянам. При продаже земли предпочтение отдавалось тем крестьянам, которые раньше обрабатывали эту землю в качестве арендаторов. После проведения реформы (1949- 1950 гг.) частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой хозяйства. Арендные платежи с этого времени могли взиматься только в денежной форме и не должны были превышать 25% от урожая.

Горные леса и большая часть целинных земель по-прежнему оставались в руках помещиков. Леса ранее принадлежавшие императорской фамилии, были объявлены государственной собственностью. Хотя земельная реформа и привела к существенному изменению классовых отношений в деревне, тем не менее она полностью не решила аграрного вопроса. Мелкокрестьянское хозяйство не могло обеспечить значительного роста производительных сил и технического прогресса в сельском хозяйстве. Простое превращение арендаторов в самостоятельных землевладельцев в конечном счете поставило их в зависимость от преобразованной капиталистической экономики. Многие прежние помещики, сохранившие в своих руках леса, пастбища, луга, осуществляли контроль над местными органами власти, кооперативами и различными обществами и в значительной степени сохранили экономические и политические позиции в деревне.

Реформа образования. В марте 1947 г. был издан Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении. Использовав рекомендации американских специалистов, японские работники просвещения создали систему народного образования, в основном отвечающую положениям новой конституции. Период обязательного и бесплатного обучения был увеличен с 6 до 9 лет. Существенному изменению подверглись методы преподавания и программы. Из школьного обучения была устранена националистическая и шовинистическая пропаганда. Аналогичные пре6образования были проведены и в системе университетского образования. Была проведена децентрализация управления школьным обучением. Муниципальным и сельским органам власти предоставили в этой сфере большую автономию. Децентрализация управления просвещением облегчила создание более широкой сети специализированных колледжей и институтов, значительно ускорило темпы подготовки и качество новых кадров. Закон о труде. В апреле 1947 г. был принят Закон о трудовых нормах. Он установил 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25% надбавку к зарплате за сверхурочные работы, оплачиваемый отпуск, ответственность нанимателя за охрану труда и за санитарные условия, выплату компенсаций за производственные травмы, об охране труда подростков и т.д.

И хотя после выхода этого Закона в производстве сохранились некоторые негативные явления, сам по себе этот Закон имел очень большое прогрессивное значение. Принятие новой Конституции. Острая борьба демократических и реакционных сил развернулась вокруг проекта новой японской конституции. Американские оккупационные власти считали, что императорский строй может быть удобным орудием осуществления политики США. Подобные проекты вызвали резкую критику как за рубежом, так и внутри Японии. Несколько стран, в том числе и Советский Союз, склонялись к тому, чтобы вообще ликвидировать императорский строй и создать в Японии систему парламентской буржуазной демократии. В конце концов штаб оккупационных войск в феврале 1946 г. предложил новый компромиссный вариант, по которому император сохранялся, но только в качестве национального символа, по примеру Англии. Макартур признавал позднее, что вынужден был пойти на уступки только благодаря позиции Советского Союза. Большое влияние на характер проекта оказало демократическое движение самого японского народа. В уже готовый перед этим проект были внесены несколько очень важных статей и исправлений. В частности была добавлена статья об отказе от войны, как метода разрешения конфликтов. Японии запрещалось иметь собственные вооруженные силы. Прерогативы императора ограничивались представительскими функциями как символа Японии. Палата пэров упразднялась.

Демократические тенденции содержались также в разделе «Права и обязанности народа», где торжественно заявлялось, «что народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека, что право людей на жизнь, свободу и стремление к счастью должны являться высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел». Конституция провозгласила равенство всех граждан перед законом и упразднение в связи с этим привилегированного аристократического сословия. Кроме того - «неотъемлемое право граждан избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности»; «свободу мысли и совести, свободу собраний, слова и печати»; «свободу научной деятельности»; «право трудящихся на создание своих организаций и коллективные договоры».

Международный военный трибунал. Важным звеном в послевоенном обустройстве Японии играли вопросы, связанные с проблемой японской армии, полицией, офицерскими кадрами и вопросы о придании суду политических и военных деятелей страны. Японские правящие круги уже накануне капитуляции, предвидя будущие последствия, пытались сохранить контроль над ситуацией и не довести ее до нежелательного для себя исхода. 17 августа 1945 г. правительство Хигасикуни быстрыми темпами осуществило демобилизацию японской армии. Вооруженные силы в то время составляли 7 млн. человек, из них 4 млн. находилось в собственно Японии.

28 августа 1945 г. были уничтожены или спрятаны многие мобилизационные документы и списки офицерского состава. Гвардейскую дивизию реорганизовали в управление императорской полиции, сохранив ее костяк на случай восстановления. Основные руководящие и наиболее опытные кадры армии и флота были распределены по государственным учреждениям и военно-промышленным компаниям. Все это делалось для того, чтобы сохранить офицерские кадры и вывести их из под возможных негативных последствий в случае поражения Японии. Однако эти планы и действия последнего японского правительства не оправдались. В соответствии с условиями Потсдамской декларации, а также по настоянию международной общественности и народов азиатских стран, был создан Международный военный трибунал, который заседал в г. Токио. В его состав вошли представители 11 стран - СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Голландии, Индии и Филиппин. Он привлек пристальное внимание миллионов честных людей во всем мире, видевших в нем проявление борьбы за мир и искоренение фашизма. Суду Международного трибунала были преданы 28 представителей правящих верхов Японии, среди которых были бывшие премьер-министры, высшие военные руководители, дипломаты, идеологи японского империализма, хозяйственные и финансовые деятели. В ноябре 1948 г. Международный трибунал в Токио, после судебных процессов, которые длились более 2,5 лет, вынес свой приговор по делу 25 главных военных преступников. Трибунал приговорил к смертной казни восьмерых. 16 подсудимых были приговорены к пожизненному заключению. Приговор трибунала был встречен с большим одобрением мировой демократической общественностью.

Кроме того, Трибунал осудил японскую агрессию как международное преступление и установил, что империалистическая Япония в тесном союзе с гитлеровской Германией, добивалась завоевания целых стран и порабощения их народов. Было также доказано, что Япония на протяжении многих лет готовила агрессию против СССР и в 1938-1939 гг. совершала вооруженные нападения на СССР. В разделе «Политика Японии по отношению к СССР», в частности говорило: «Трибунал считает, что агрессивная война против СССР предусматривалась и планировалась Японией в течение рассматриваемого периода, что она была одним из основных элементов японской национальной политики и что ее целью был захват территорий СССР на Дальнем Востоке». В приговоре были перечислены конкретные виды помощи, которую Япония оказывала Германии в ее войне против Советского Союза в нарушение ее обязательств по Пакту о нейтралитете. В частности указывалась, что Япония снабжала Германию военно-разведывательными данными о Советской Армии, ее резервах, о переброске советских войск, о промышленно потенциале СССР.

После вступления в войну с Японией Советского Союза и разгрома его войсками Квантунской армии правящие круги Японии приняли условия Потсдамской конференции о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав.

C этого времени и до вступления в силу в 1952 г. Сан-Фран- цисского мирного договора верховная власть в стране находилась в руках США.

Политика союзных держав в отношении Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении навсегда в Японии милитаризма, устранении всех препятствий к возрождению и укреплению демократических тенденций, установлении свободы слова, вероисповедания и мышления, а также уважения человеческих прав. B ней предусматривалось образование миролюбивого ответственного правительства в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

Тем не менее США сохранили в основном старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь слегка перестроив его. Посредством чистки административного аппарата американцы создали послушную им машину бюрократического управления.

США присвоили себе все важнейшие государственные функции. Они взяли в свои руки финансы, составление госбюджета, внешнюю торговлю, контролировали суды и полицейский аппарат, ограничили законодательную власть парламента. Японское правительство было лишено права устанавливать связи с другими странами, все функции внешней политики находились в руках оккупационных властей.

Уже в сентябре 1945 г. были распущены армия и карательные органы, националистические организации. Затем последовали предоставление рабочим права на создание профессиональных союзов, демократизация системы образования, ликвидация абсолютизма, уравнение в правах женщин, демократизация экономики. Были распущены дзайба-цу (промышленно-финансовые концерны), проведена земельная реформа, уничтожено помещичье землевладение. Религия синто была отделена от государства, а 1 января 1946 г. император публично отрекся от мифа о божественном происхождении правящей династии.

B результате чисток от общественной и политической деятельности было отстранено свыше 200 тысяч человек, арестованы и преданы суду международного трибунала 28 главных военных преступников. Из тюрем были выпущены свыше 3 тысяч политических заключенных.

После капитуляции Японии вместо ушедшего в отставку кабинета Судзуки было создано правительство во главе с членом императорской семьи приццем Хигасикуни. Оно должно было максимально сохранить атрибутику старой Японии и свести к минимуму меры союзных держав. Это правительство продержалось только до начала октября 1945 г. и было заменено кабинетом Сидэхара, известного своей проамериканской ориентацией. B годы правления этого кабинета и были по директивам американцев осуществлены основные преобразования, в том числе пррведены выборы в первый послевоенный парламент. B них приняли участие некоторые вновь образованные партии, включая партии левого крыла - Коммунистическую партию Японии и Социалистическую партию Японии, которые в дальнейшем стали играть существенную роль на политической арене.

Важной позитивной мерой по изменению государственного устройства Японии явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 г. (действует по настоящее время). Она упразднила абсолютную монархию и фактически отстранила императора от политической власти, объявив его только «символом единства нации». Была провозглашена суверенная власть народа. Новым в практике буржуазного государственного права явилась декларация об отказе Японии «от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

По новой конституции гражданами стали считаться как мужчины, так и женщины, получившие равные с мужчинами избирательные права. Вводилось всеобщее избирательное право, упразднялась патриархальная семейная система, декларировались гражданские права.

Верхняя палата парламента стала выборной и получила название палата советников. Нижняя палата (палата представителей) была наделена по сравнению с верхней большими полномочиями.

Политическая партия, имеющая большинство депутатов в палате представителей, могла назначать премьер-министра. Если она обладала большинством в обеих палатах, то могла представлять парламенту предложения об изменении законов. Оппозиционные партии и профсоюзы в первые годы оккупации поддерживались американцами с цель укрепления демократических институтов. Однако с провозглашением «доктрины Трумэна» (1947 r.), положившей начало «холодной войне», они поставили своей задачей превратить Японию в, бастион антикоммунизма, своего союзника в борьбе с CCCP и коммунистическим Китаем. B этих условиях все организации левого толка (а в силу тяжелого экономического положения Японии профсоюзы вели активную борьбу с правительственным курсом по сдерживанию доходов населения) стали объектами репрессий.

После 1947 r., а особенно после начала войны в Корее (1950 г.) американцами стал проводиться так называемый «обратный курс». Он сводился к трем основным моментам: подавление оппозиционного, прежде всего профсоюзного и коммунистического, движения; пересмотр политики в отношении роспуска дзайба- цу; начало перевооружения Японии. Были приняты репрессивные меры против радикальных движений (увольнение с работы, закрытие печатных органов и т.д.), запрещались забастовки. Американцы перешли к политике укрепления японской экономики. B 1950 г. в новогоднем послании премьер-министру Японии командующий оккупационными силами генерал Макартур- отметил, что пацифистская 9 статья конституции не запрещает Японии иметь силы самообороны. После этого была принята программа создания 75-тысячного корпуса национальной полиции, ставшего основой для формирования новой армии.

Восстановление японской экономики было крайне медленным. B 1948 r., через три года после окончания войны, индекс промышленного производства Японии по отношению к 1937 r., взятому за 100, составлял только 52, тогда как в других побежденных странах он достигал - в Западной Германии - 100, в Италии - 98. Наиболее острой проблемой была инфляция, не только препятствовавшая восстановлению промышленного производства, но и вызывавшая социальные волнения. Другой их причиной была безработица, поскольку демобилизация армии и флота, возвращение из бывших колоний сотен тысяч переселенцев привели к появлению огромного количества «лишних» рабочих рук.

Восстановление экономики до 1949 г. шло в основном по линии правительственных субсидий крупным монополиям и американской помощи. Однако эти меры могли иметь лишь временный характер, поскольку создавали положение, при котором, чем больше средств вкладывалось в промышленность для увеличения про- изводства. тем сильнее росла инфляция. Деловые круги Японии не проявляли заинтересованности в изменении этого механизма, обеспечивавшего им большие инфляционные прибыли за счет использования государственных средств.

Поэтому в декабре 1948 г. последОвало категорическое указание американского правительства штабу оккупационных войск о вводе в действие плана стабилизации. Он состоял из девяти пунктов, согласно которым японСкому правительству вменялось в обязанность: 1) сбалансировать государственный бюджет, 2) увеличить налоговые сборы, 3)строго ограничить выдачу субсидий, 4) стабилизировать заработную плату, 5) установить контроль за ценами, 6) усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой, 7) улучшить систему снабжения материалами, необходимыми длй экспортных производств, 8) увеличить производство местного сырья и товаров для ограничения импорта, 9) улучшить систему продовольственных поставок.

" B мае 1949 г. США аннулировали план взимания с Японии репараций, затем пересмотрели закон против монополий, открыв пути для концентрации производства и капиталов. Жестокие меры по обузданию инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансированию экспорта, получившие название «линии Доджа» (по имени главного экономического советника при штабе оккупационных сил) а также связанные с войной в Корее огромные американские военные заказы положили основу форсированному восстановлению и развитию тяжелой и химической промышленности Японии, обеспечили высокие темпы экономического роста в дальнейшем.

Сан-Францис- ® сентябре 1951 г. была проведена Сан-Францис- гкий мирный ская мирная конференция. Она была организова- договор на правящими кругами США и Англии с целью осу

ществления формальной процедуры подписания представленного ими варианта мирного договора с Японией. Многие заинтересованные страны не были на нее приглашены либо отказались в ней участвовать (как Индия и Бирма) в знак несогласия с англо-американским проектом договора. B ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе касающиеся четкого определения принадлежности отошедших от Японии территорий. После отказа принять во внимание возражения и поправки советской делегации она отказалась подписать мирный договор, классифицировав его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии.

B соответствии с Каирской и Потсдамской декларациями, Ялтинским соглашением и решениями Дальневосточной комиссии Сан-Францисский мирный договор закрепил отказ Японии от Южного Сахалина, Курильских островов, Тайваня, островов Пэнхуледао и некоторых других территорий, но не указал на их нынешнюю национальную принадлежность.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между США и Японией, по которому США получилй право держать в Японии свои войска и после заключения мирного договора. Согласно «договору безопасности» американцы брали обязательства не только по обороне Японии, но и по подавление в ней внутренних волнений, а также Оговаривали необходимость развития японских сил самообороны.