Юона «Купола и ласточки. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Ласточки и купола" Купола и ласточки описание картины

Сценарий урока.

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Ласточки и купола».

Систематизация умений написания сочинения - описания по картине;

Активизирование лексики по данной теме;

Закрепление знаний об эпитетах, орфографии;

Приобщение обучающихся к искусству;

Расширение кругозора обучающихся – знакомство с жизнью и творчеством К. Ф. Юона;

Задачи: образовательная – обучать написанию сочинения на материале личных наблюдений; формировать умение строить текст в соответствии с композицией сочинения-описания, систематизировать материал, определять тематику и жанр живописи; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях; воспитательная – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Ход урока.

Здравствуйте,ребята!

– Сегодня мы напишем сочинение-описание по картине. Мы уже знакомы с этим художником и с таким типом текста

Вспомните, какие черты такого типа текстов вы знаете?

Вспомните, что такое художественный стиль речи.

Наше описание мы будем создавать, используя художественный стиль речи.

−Как строится описание?

Своеобразие описания по картине заключается в том, что

а) необходимо понять замысел художника;

б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение);

в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

−Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? −А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов?

Давайте с вами освежим факты биографии известного художника.

– Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона.Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.

Рассмотрим картину К. Ф. Юона «Ласточки и купола». Мы видим высокий свод купола, от которого захватывает дух. Есть в живописи понятие «юоновское небо» (лазурно-синее, «умытое»). Художник умеет передать полноту жизни во всём: в мартовском снеге, в полете ласточек над куполами церкви. Дома под небом кажутся игрушечными (с высоты птичьего полета) в сравнении с огромным небом, занимающим более половины холста. Голубое небо "украшено" ласточками.
– Художник на переднем плане изобразил пять церковных куполов.
– Четыре купола белые с золотыми пятнышками, а пятый – главный купол – весь золотой.
– На каждом куполе крест, а один из них отражается на большом золотом.
– Внизу виден монастырь. Много домов, раскрашенных в яркие цвета.
– В городе много зелени.

– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она так названа?

– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане

Каким изобразил художник небо?

– Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане?

–Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)

–Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

Давайте составим план сочинения

1. Вступление. Художник и его картины или К.Ф. Юон – мастер пейзажа

2. Описание картины. Необычный ракурс картины.

а) передний план: купола,кресты, крыша храма

б) задний план:.ласточки, облака, дома,дым паровоза

3. Заключение. Мои впечатления от картины.

– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

Словарная работа

Слова-синонимы, которые помогут нам при написании сочинения.

Художник – замечательный мастер пейзажа, мастер кисти, автор полотна, живописец, пейзажист.

Создаёт – пишет, изображает (но не рисует, не описывает).

Картина – полотно, репродукция, произведение живописи.

(Богатство тонов) поражает, удивляет, изумляет

Сейчас, ребята, вам необходимо написать сочинение – описание по картине Ласточки и купола».

План урока по русскому языку в 6 классе

Учитель Мазине Е.О.

Тема урока : «Сочинение-описание картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки».

Цели урока:

дидактические:

Формирование знаний о жизни и творчестве К.Ф. Юона;

Закрепление знаний о жанрах живописи, о типах речи;

Закрепление знаний, связанных с описанием картины;

Формирование умений составлять план сочинения, систематизировать собранный по картине материал, редактировать собственный текст, грамотно писать сочинение;

воспитательные:

Формирование устойчивого интереса к русскому языку на основе лексического многообразия языка, эстетического чувства языка;

Формирование интереса к живописи;

развивающие:

Развитие устной и письменной речи, мышления, памяти и воображения.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей, дает рабочее распоряжение написать в тетради число и «Классная работа», объявляет : «Сочинение-описание картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки ». На этом уроке мы с вами познакомимся с творчеством художника Константина Фёдоровича Юона, остановимся на описании одной из его картин, вспомним жанры живописи, типы речи, лексику, связанную с описанием пейзажа, рассмотрим репродукцию картины «Купола и ласточки», составим план сочинения, обсудим, что можно написать в каждом пункте плана и начнём писать сочинение на черновике. Дома вы закончите черновик, поработаете с ним и перепишите в тетрадь уже готовое сочинение .

2. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

Константин Фёдорович Юон прожил долгую и счастливую жизнь. Родился он задолго до революции, 24 октября 1875 года, в Москве.

Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, в которой образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик - рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С самого начала обучения он участвовал в выставках. Он пробовал себя в разных жанрах живописи, но призванием его стал русский пейзаж. В начале 20 века пришло официальное признание, его картины приобретает Третьяковская галерея. После революции ему сопутствует успех: устраиваются персональные выставки, он преподаёт, возглавляет НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, ему присуждают Сталинскую премию. При этом многие церкви на картинах художника Юона, в том числе знаменитые «Купола и ласточки», написаны в годы активной борьбы с церковью. И в этом одна из загадок Юона . Константин Фёдорович Юон скончался в 1958 году 11 апреля, когда ему было 82 года и похоронен в Москве.

3. Беседа по картине.

Рассмотрим репродукцию картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки». (На экране и в учебнике в разделе репродукций). Кто узнал, купола какого храма изобразил художник? (Перед нами купола Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры) . Как вы думаете, откуда писал художник это полотно? Почему у нас возникает впечатление, что автор парит вместе с птицами? Те, кто бывал в Троице-Сергиевой Лавре, догадался, что этот необычный ракурс возник благодаря тому, что картина написана с колокольни Лавры, скорее всего, с третьего её яруса, а всего их пять.

Прежде чем мы начнём вглядываться в детали картины, внимательно её изучать, давайте поговорим о настроении, которое она у вас вызывает. Какие чувства пробуждает? (Картина пронизана светом и радостью ). За счёт чего возникает такое ощущение? (Солнце, ярко-голубые купола и золотые кресты на переднем плане).

Определите жанр живописи . Обоснуйте свой выбор. (Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем ).

Какой тип речи мы сегодня будем использовать? ( Описание ).

Что характерно для описания? (Обилие эпитетов, которые характерны для художественного стиля речи).

4. Составление плана и рабочих материалов.

План

Записать в тетрадях.

1 . Вступление:

а) Творчество К.Ф. Юона;

б) Картина «Купола и ласточки», история создания, общее впечатление;

2. Описание картины :

а) о чём картина;

б) что изображено на переднем плане;

в) что изображено на заднем плане;

г) детали картины;

д) основные цвета (краски) картины;

3 . Заключение. Моё впечатление от картины.

Рабочие материалы

Обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйста, раздел «Сведения о художниках», на стр.137 статья о К.Ф.Юоне. Самостоятельно прочитайте статью. Расскажите, что вы сегодня узнали о художника из моего рассказа и статьи учебника.

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 109. В упр. 137 есть комментарий искусствоведа Ирины Ростовцевой к этой картине. Работа над заданиями упр.137. (Особенности композиции картины «Купола и ласточки», понятие «панорамность пейзажа»).

Что еще нам необходимо знать, чтобы написать сочинение-описание по картине? (Нужно знать, что у картины есть передний план и задний план ).

А как вы думаете, что автор обычно помещает на передний план? (На переднем плане изображается главное, основное ). Расскажите, что вы видите на переднем плане картины. (На переднем плане картины – святыня, которая освящает город, придаёт всему остальному особый смысл ).

Чем служит задний план? (Задний план служит фоном, на котором разворачивается действие ). Что вы можете сказать о фоне? Из каких частей он состоит? (Фон состоит из двух частей – небо с облаками и город ). Что можно сказать о городе? Какое впечатление он производит? (Небольшие дома, утопающие в зелени, вдали медленно течёт река, виден паровоз, пускающий клубы дыма. Задний фон не отвлекает от главного ). А небо? Почему небо занимает половину картины? Что хотел сказать автор, создавая именно такую композицию? Какие символы читаются в картине? (Небо – символ духовных устремлений человека, и купола на переднем плане картины объединяют небо и землю ).

Давайте поговорим о цветах, о красках, которые использует художник. Какие цвета вы видите? (В картине много голубого неба с белыми перьями облаков, город изображён в тёмных, спокойных тонах. А купола белые с золотом ). Какое настроение создаёт такое сочетание красок? (Настроение праздничное, приподнятое ).

Художник назвал свою картину «Купола и ласточки». Зачем ему нужны ласточки? Давайте представим картину без них.

Как подсказку хочу прочитать вам стихотворение Ивана Есаулкова.

Лето. Сергиев Посад.
Золотые купола.
В небе ласточки летят -
И картина ожила.

Всех пленяет красотой
Необычный этот вид.
Над родною стороной
Колокольный звон летит,

Огибая неба ширь,
Совершает свой полёт.
И Успенский монастырь
Словно в облаках плывёт.

А внизу, среди садов,
Паровоза путь пролёг.
Доходя до облаков,
Голубой плывёт дымок.

Замечателен обзор -
Словно ты глядишь с небес,
Видишь город и собор,
Купола, на каждом - крест.

В солнечный весёлый день
Покоряет красота.
И на главный купол тень
Отразилась от креста...

( Ласточки оживляют картину, вносят в неё движение. В христианстве ласточка – символ воскрешения ).

5. Лексическая работа

Напишите в тетрадях слова «Купола» и «Ласточки», поделив страницу на два столбика. Под каждым словом напишите прилагательные, которые помогут вам описать картину. (Устная проверка)

Подберите синонимы к слову «голубое» (небо) и запишите их в тетрадь. (Устная проверка )

6. Работа в черновиках.

Разделите лист черновика вертикальной линией на две части: 2/3 и 1/3. В одной части вы будете писать сочинение, а вторая, меньшая, вам пригодится, когда вы захотите переделать свой текст, дополнить его.

Домашнее задание:

Дописать черновик сочинения, отредактировать его и переписать в тетрадь по развитию речи. Объём сочинения: 1,5 – 2 страницы.

Художник К.Ф. Юон изобразил на своем полотне «Купола и ласточки» какой-то провинциальный городок. Он ничем особенным не отличается от других подобных городов. В нем есть церковь, купола которой и изображены на картине. Они освещены солнечным светом, а золотые кресты выделяются на фоне голубого неба. В высоком небе кружатся ласточки, они радуются солнцу и теплу. Небольшие облака разбавляют синеву неба.

Город весь в зелени, значит, наступило лето. Пышные кроны деревьев бросают тени на дома. Вдалеке виднеются небольшие дома жителей города. Если приглядеться, то среди домов и зелени можно увидеть дым, который оставляет за собой проезжающий поезд. Наверно в городе есть железнодорожная станция. Церковь как будто находится на горе или холме. Она возвышается над всем городом. Возможно, это художник просто так изобразил, выдвинув храм на первый план.

К.Ф. Юон не показал жизнь обычного провинциального городка. Его бедность, проблемы и не развитую инфраструктуру. Художник решил показать только радость теплого дня, цветущую природу и ликующих ласточек. Яркие насыщенные цвета передают настроение, которое автор хотел изобразить на своей картине. Теплая погода способна заставить радоваться кого угодно, не смотря на неудачи и проблемы. Хотя на полотне нет ни одного человека, но они, скорее всего, подобно ласточкам радуются теплу и солнцу.

Живописец уделил внимание тихой размеренной жизни города и выделил купола церкви на фоне яркого неба. Возможно, он представил церковь на первом плане неспроста. Пока есть вера в Бога, есть жизнь. В трудной ситуации человек придет в храм и найдет успокоение для своей души. Именно поэтому Юон выделил церковь, как что-то важное и подчеркнул радость жизни яркими красками, с помощью которых он изобразил солнечный день.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017

Константин Юон. «Купола и ласточки».

Константин Юон был уникальным человеком. Он прожил очень долгую и
благополучную жизнь. Все в жизни в него получалось, конечно же, не без стараний. Все
к чему стремился – он достигал. До самого конца дней своей жизни он оставался очень
оптимистичным и всю радость и счастье он воплощал с любовью в свои картины!
Одним из лучших художественных произведений есть полотно с названием «Купола и
ласточки». Это очень яркая и славная страница живописи Советского Союза. Картина
была написана 1921 года на тему древних городов и архитектурных зданий.
Именно в этот период написания талант автора развернулся наилучшим образом. На
изображении перед нами постает очень необычный и интересный ракурс. Художник
словно сам стал одной из птиц и витает с ними в облаках. Он как будто с полета, с
высоты увидел всю красу земли и передал её зрителям красками. Композиция выглядит
очень красочной и яркой. На полотне представлена архитектура Загорска, которая
покоряет зрителя своей уникальностью.

Живописец выбрал необычную точку зрения, поэтому для зрителя всё обретает новый
неожиданный вид. На заднем плане художник показал обычные дома, а на переднем –
ту святыню, которую создали люди. С помощью храма в картине автор хотел показать
нам, которым должно было бы быть единство земли и неба! Ведь кресты золотого цвета
изображены на полотне, заметно тянутся к Богу, а вслед за ними грешные люди, что
хотят искупить грехи, и приблизится к раю.
Вся композиция вокруг радуется, ликует, углубляясь в картину можно почувствовать
весеннее тепло, что пытался отразить автор, которое также показывает солнце, счастье
и кресты, которые возносятся только к райскому небу.
Живописное искусство призвано дарить зрителю что­то вечное, разумное и красивое.
Именно это и можно получить, присмотревшись в оптимистичное и яркое полотно
Юона. Автор не только заставляет любоваться архитектурой и природой древнего
города России, но и приобщится к духовной жизни.