Юрий трифонов биография кратко. Трифонов кирилл - молодой и перспективный актер Трифонов писатель произведения

Юрий Валентинович Трифонов – советский писатель, мастер «городской» прозы. Родился 28 августа 1925 года в Москве в семье профессионального революционера и детской писательницы. Родители были репрессированы, когда мальчику было двенадцать лет, а он в школе стал «сыном врага народа» и впоследствии не мог поступить ни в один вуз. По этой причине сразу после школы он стал работать. Был на заводе слесарем, позднее редактором многотиражки, диспетчером в цеху. В 1944 году он все же поступил в Литературный институт, где проучился вплоть до 1949 года. ­

Одни из первых рассказов, «Знакомые места» и «В степи», появились в печати в 1948 году. Однако известность к нему пришла с выходом романа «Студенты» (1950). С 1952 года он связал свою судьбу с Туркменией, и многие рассказы посвящал именно этой стране. Так, в 1959 году был выпущен цикл рассказов «Под солнцем», а в 1963 году – роман «Утоление жажды». Эта работа была выдвинута на Ленинскую премию. После возвращения из Туркмении Трифонов написал много рассказов на спортивную тему.

С 1969 года он выпустил несколько повестей, среди них «Обмен», «Дом на набережной», «Другая жизнь» и некоторые другие. Все они неофициально вошли в цикл «Московские повести». Наибольшую популярность писателю принесла повесть «Дом на набережной», действия которой происходили в правительственном доме в 1930-е годы. С 2003 года на этом здании установлена мемориальная доска в честь Трифонова. Многие работы писателя были автобиографичными. Они повествовали о жизни интеллигенции во времена правления Сталина. Ю.В. Трифонов умер 28 марта 1981 года в Москве.

ТРИФОНОВ, Юрий Валентинович (Трифонов, Юрий Валентинович - 28.08.1925, Москва - 28.03. 1981, там же) - русский писатель.

Трифонов родился в семье известного партийного и военного деятеля времен СССР Валентина Андреевича Трифонова. С 1932 г. семья Трифонова проживала в знаменитом Доме Правительства, который впоследствии писатель изобразит в своей известной повести «Дом на набережной». Со второй половины 30-х гг. семья Трифонова попала под шквал сталинских репрессий. В 1937 г. был арестован и расстрелян дядя Трифонова, герой гражданской войны (писатель, известный под псевдонимом Е. Бражнєв), а в следующем году - отец писателя. Была репрессирована также и мать Трифонова. Вместе с бабушкой Трифонова выселили из квартиры. Трагедия семьи драматически сказалась на духовном формировании Трифонова. С началом войны Трифонова эвакуировали в Ташкент, где он начал сочинять стихи и писать небольшие рассказы. После возвращения в Москву с 1943 г. работал на военном авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором многотиражки». С 1944 г. учился на заочном отделении Литературного института. Впоследствии перевелся на стационар, посещал творческие семинары, которыми руководили Г. Паустовский и К. Федин. В 1949 г. Трифонов закончил институт и тогда же состоялся его литературный дебют.

В первом романе Трифонова «Студенты» («Студенты», 1949-1950; Государственная премия, 1951) речь идет о жизни институтской молодежи первых послевоенных лет. Сюжетную основу произведения составляет конфликт между двумя студентами Московского педагогического института, бывшими фронтовиками, друзьями детства Вадимом Беловым и Сергеем Палосвіним. Вадим настойчиво приобретает знания, он - активный комсомолец, принципиальный, требовательный к себе и другим; Сергей - человек одаренный, но честолюбива и эгоистична. Опубликован в ведущем тогда литературном журнале «Новый мир», роман получил большую популярность и сделал Т. знаменитым.

Несмотря на удачный дебют, на протяжении 50-х pp. Трифонов почти ничего не написал, за исключением цикла небольших рассказов: «Бакко» («Бак-ко»), «Очки» («Очки»), «Одиночество Клича Дурда» («Одиночество Клыча Дурды») и др. Время хрущевской «оттепели» заставил писателя по-другому взглянуть на человека своего поколения. Рассказы, написанные Трифонов на рубеже 50-60-х гг. и которые вошли в сборник «Под солнцем» («Под солнцем», 1959), «в Конце сезона» («В конце сезона», 1961), - это обращение к «вечным» темам: любви, жизни, смерти - тем, лишенных идеологических акцентов.

К активному литературному творчеству Трифонов вернулся в 60-х pp., когда один за другим вышли в свет роман «Утоление жажды» («Утоление жажды», 1963) и документальная повесть «Отблеск костра» («Отблеск костра», 1965). Действие романа «Утоление жажды» происходит в конце 50-х гг. на строительстве Каракумського канала в Туркменистане. Рассказ ведется от лица молодого журналиста Корышева, который приехал на стройку. Канал в произведении - это не только новое строительство, но и новую жизнь, что приходит в пустыню. Трудовой подвиг, энтузиазм рабочих сталкиваются здесь с равнодушием и эгоизмом. В дискуссии, которую ведут начальник строительства Єрмасов и инженер Карабаш с авторами утвержденного проекта, средоточие конфликта составляют не столько технические решения, сколько раВНОе - творческое и догматическое отношение к жизни. От типичных для того времени произведений на «производственную» тематику роман Трифонова отличался, по мнению позднейшей критики, тем, что в нем четче и глубже очерчивалась проблема поиска настоящей правды о времени и историю.

Заинтересованность проблемами «настоящей» истории проявилась и в повести «Отблеск костра». Писатель обращается к биографии своего отца, известного советского военачальника В. Трифонова, и создает документальный рассказ о малоизвестных страницах революции и гражданской войны. Рассказывая о кровавых событиях братоубийственной войны, писатель пытается осознать скрытые движущие силы исторических событий, воссоздать трагический образ времени, безжалостный к раздельному и неповторимого человеческой жизни.

Историческую тематику Трифонов продолжил в романе «Нетерпение»(«Нетерпение», 1973), который посвящен народовольцам и, в частности, российскому революционеру, члену Исполнительного комитета «Народной воли» Андрею Желябову, который был казнен за участие в подготовке покушения на императора Александра II в марте 1881 г. В этом произведении Трифонова интересовали истоки революционной идеи, пути ее воплощения в жизнь. Роман насыщен публицистическими отступлениями, что знакомят читателей с политической жизнью России 2-ой пол. XIX ст., с известными деятелями того времени - Перовской, Михайловым и др., со многими докумен-тальними материалами.

Целый ряд произведений Трифонова рубеже 60-70-х гг. условно можно объединить в своеобразный цикл, его исследователи называют «московским». Первая повесть этого цикла «Обмен»(«Обмен») появилась в 1969 г. В последующие годы цикл был продолжен повестями «Предварительные итоги»(«Предварительные итоги», 1970), «Затянувшееся прощание» («Долгое прощание»,1971), «вторая жизнь» («Другая жизнь», 1975). Во всех этих произведениях, по словам О. Трифоновой и Есть. Шкловского, речь идет о любви и семейные отношения, вроде и вполне обыденные, но в то же время чрезвычайно характерные и отличительные. Читатель узнавал в них не только собственную жизнь с его общечеловеческими радостями и трагедиями, но и остро чувствовал свое время и свое место в этом времени. В центре художественных поисков Трифонова постоянно находится проблема нравственного выбора, который человек вынужден делать даже в самых простых жизненных ситуациях.

Главный герой повести «Обмен» - инженер Дмитриев. Смертельная болезнь матери Дмитриева приводит его жену на мысль о необходимости обмена с целью увеличения квартирной площади. Дмитриев разрывается между желанием жены и мыслью о том, какую душевную травму эти планы нанесут его матери.

Герой следующей повести «Предварительные итоги», переводчик Геннадий Сергеевич, поражен той же болезнью, что и Дмитриев. Подытоживая свою жизнь, он заключает главную потерю своей жизни - потерю «атмосферы простой человечности», то есть любви, заботы и внимания близких ему людей. Отсутствие четкой моральной позиции, постоянная готовность уступить силе обстоятельств характеризует и актрису Лялю и ее супруга Реброва, героев повести Долгое прощание». Тяжелая атмосфера брежневского застоя, в которой не может найти для себя достойного применения умный и талантливый человек - историк Сергей Троицкий, изображенная в повести «вторая жизнь».

Повести «московского» цикла, как и активная гражданская позиция Трифонова на поддержку обвиненных в «идеологических недостатках» сотрудников журнала «Новый мир» (И. Виноградова, О. Кондратович, В. Лакшина) вызвали недовольство творчеством писателя со стороны «официальных» критиков. В то же время начиная с 70-х гг. творчество Трифонова становилась все более популярной на Западе, где его много переводили и охотно читали (в 1980 г. по предложению Г. Белля кандидатура Трифонова была даже выдвинута на соискание Нобелевской премии по литературе).

Своеобразным завершением «московского» цикла произведений стала повесть Трифонова «Дом на набережной»(«Дом на набережной», 1976), которая благодаря своей бескомпромиссности и хоть и завуалированной, но все же достаточно ощутимой антисталінській направленности, стала одним из наиболее резонансных произведений советской литературы 70-х pp. В произведении писатель изображает судьбу Вадима Глебова, известного критика и эссеиста, который пользуется всеми теми благами, что их предоставляла советская власть лояльному к ней творческой интеллигенции. Автор раскрывает нравственную позицию своего героя, анализирует мотивы его поступков, в частности тех, что основали его успешную карьеру. История Глебова предстает в произведении как попытка психологического самооправдания предательства ради материального и душевного комфорта, предательства, жертвами которого становятся близкие Глебову люди и прежде всего его научный руководитель, профессор Ганчук: на его защиту Глебов не решился выступить в годы сталинских репрессий. Повесть, по мнению А. Коваленко, направленная против «философии неупоминание», попыток оправдать свою моральную слабость и шаткость жестокостью времени, желанием переложить на других моральную ответственность за собственные поступки. По мотивам повести в московском Театре на Таганке Ю. Любимов поставил спектакль «Дом на набережной».

Честность и бескомпромиссность нравственной позиции, злободневность нарушаемого проблематики, углубленный психологизм характеризуют и произведения Трифонова последних лет, среди которых выделяются романы «Старик» («Старик», 1978) и «Время и место» («Время и место», 1981). В романе «Старик» речь идет о трагических событиях времен гражданской войны на Дону в 1918 г. Главный герой произведения - Павел Евграфович Лєтунов пытается сдать своеобразный экзамен перед собственным больным совестью. Он снова и снова возвращается к вопросу, которое не давало ему покоя много лет: на самом деле был предателем комкор Мигулин (реальный прототип Ф. Миронов). Своего времени Лєтунов на вопрос следователя ответил, что не исключает возможности участия Мигулина в контрреволюційному мятеже, и теперь Лєтунова мучает совесть, что тем самым он повлиял на трагическое решение судьбы Мигулина.

Сочинение «Время и место» сам Трифонов обозначил как «роман самосознания». Герой этого произведения, писатель Антипов, в лице которого просматриваются и черты самого Т., всей своей жизнью словно испытывается на моральную устойчивость. В романе Трифонов стремился собрать воедино все отрезки истории, свидетелем которых он был: конец 30-х pp., война, послевоенное время, хрущевская «оттепель», современность.

Биография Юрия Трифонова кратко расскажет о жизни и творчестве русского писателя.

Краткая биография Юрия Трифонова

Родился 28 августа 1925 года в Москве в семье профессионального революционера и детской писательницы. Родители были репрессированы, когда мальчику было двенадцать лет, а он в школе стал «сыном врага народа» и впоследствии не мог поступить ни в один вуз. После школы он стал работать на заводе слесарем, позднее редактором многотиражки, диспетчером в цеху.

Ещё в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы.

В 1944 году он все же поступил в Литературный институт, где проучился до 1949 года. ­

Одни из первых рассказов, «Знакомые места» и «В степи», появились в печати в 1948 году. Однако известность к нему пришла с выходом романа «Студенты» (1950).

С 1952 года он связал свою судьбу с Туркменией, и многие рассказы посвящал именно этой стране. Так, в 1959 году был выпущен цикл рассказов «Под солнцем», а в 1963 году – роман «Утоление жажды». Эта работа была выдвинута на Ленинскую премию. После возвращения из Туркмении Трифонов написал много рассказов на спортивную тему.

С 1969 года он выпустил несколько повестей, среди них «Обмен», «Дом на набережной», «Другая жизнь» и некоторые другие. Все они неофициально вошли в цикл «Московские повести». Наибольшую популярность писателю принесла повесть «Дом на набережной», действия которой происходили в правительственном доме в 1930-е годы. Многие произведения Трифонова были автобиографичными. Они повествовали о жизни интеллигенции во времена правления Сталина.

Советский писатель, переводчик, прозаик, публицист, киносценарист.

Родился 28 августа 1925 года в Москве в семье профессионального революционера, который участвовал в вооруженном восстании в Ростове (прошёл ссылку и каторгу), в организации в 1917 году Красной Гвардии в Петрограде, в гражданской войне, в 1918 году спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда. Отец был для будущего писателя подлинным образцом революционера и человека. Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого он был уверен и в 1937 году, когда это случилось, и позже. В 1938 году была арестована и мать. "Сын врага народа" после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки.
Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт имени Горького, который окончил в 1949 году. Известность приобрёл после выхода в свет романа "Студенты" (1950).
Весной 1952 года уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Ю.В. Трифонова оказалась связанной с Туркменией. В 1959 году появился цикл рассказов и очерков "Под солнцем", в котором впервые обозначаются черты собственно трифоновского стиля. В 1962 году пишет роман "Утоление жажды".
Реабилитация отца (1955) дала возможность в 1965 году написать документальную повесть "Отблеск костра" на основе сохранившегося архива отца.
В 1966-1969 годах написал ряд рассказов - "Вера и Зойка", "В грибную осень" и др.
В 1969 году выходит первая повесть из цикла "городских" "Обмен", за нею следуют (1970-1976) "Предварительные итоги", "Долгое прощание", "Другая жизнь", "Дом на набережной".
В 1973 году был издан роман о народовольцах - "Нетерпение", исследующий в человеке "неистребимый генетический код истории", связывающий воедино прошлое, настоящее и будущее.
В последние годы были написаны: роман "Старик" и цикл рассказов "Опрокинутый дом".