Загадка картины «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи. Загадка Моны Лизы, о которой мало говорят Биография моно лизы

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Улыбка Моны Лизы

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».

Современное состояние

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" написана в 1505 году, но она до сих пор остается самым популярным произведением искусства. По-прежнему нерешенной задачей является загадочное выражение лица женщины. Помимо этого картина знаменита необычными методами исполнения, которые использовал художник и, самое главное, "Мона Лиза" была неоднократно похищена. Самое громкое дело произошло около 100 лет назад – 21 августа 1911 года.

В далеком 1911 году "Мона Лиза", полное название которой «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Но тогда никто даже не подозревал его в краже. Подозрения пали на поэта Гийома Аполлинера, и даже Пабло Пикассо! Администрация музея была немедленно уволена, а границы Франции временно закрыты. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.

Обнаружили картину лишь 2 года спустя в Италии. Что интересно, по оплошности самого вора. Он опростоволосился, отозвавшись на объявление в газете и предложив директору галереи Уффици купить Джоконду.

8 фактов о Джоконде Леонардо да Винчи, которые тебя удивят

1. Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Эксперты считают, что краски на первоначальных вариантах были значительно ярче. А рукава платья Джоконды изначально были красного цвета, просто краски со временем потускнели.

Кроме того, на первоначальной версии картины по краям полотна были колонны. Позже картина была обрезана, вероятно, самим же художником.

2. Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. По тем временам это была просто огромная сумма.

Король поместил картину в баню не потому, что не осознавал, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. В то время баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.

3. В свое время Мона Лиза так понравилась Наполеону Бонапарту, что он перевез ее из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил да Винчи. Правда, не как художника, а как гения-универсала, коим, к слову, считал и себя. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.

4. В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невооруженным глазомзаметить навряд ли удастся. исследователи предполагают, что это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

5. Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра спрятали в замке Шамбор. Среди них была и "Мона Лиза". Место, где спрятана "Мона Лиза", держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать самый большой в мире музей в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.

6. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джоконда - флорентийского торговца шелками. Правда, существуют и более экзотические версии. По одной из них Мона Лиза - это мать Леонардо Катерина, по другой - это автопортрет художника в женской ипостаси, а по третьей - это Салаи, ученик Леонардо, наряженный в женское платье.

7. Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

8. У картины в Лувре есть собственный зал. Сейчас картина находится внутри специальной защитной системы, которая включает в себя пулестойкое стекло, сложную сигнализацию и установку по созданию микроклимата, оптимального для сохранения полотна. Стоимость этой системы составляет 7 миллионов долларов.

В Королевском замке Амбуаз (Франция) Леонардо да Винчи завершил знаменитую "Джоконду" - "Мона Лизу". Принято считать, что Леонардо похоронен в капелле святого Губерта замка Амбуаз.

В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Возможно, это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

"Мона Лиза" считается самой загадочной картиной, создававшейся когда-либо. Эксперты-искусствоведы до сих пор разгадывают ее тайны. В то же время, "Мона Лиза" - одна из самых разочаровывающих в Париже достопримечательностей. Дело в том, что к ней ежедневно выстраиваются огромные очереди. Мона Лиза защищена пуленепробиваемым стеклом.

21 августа 1911 года произошло громкое хищение "Моны Лизы". Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Была уволена администрация музея. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Картина нашлась два года спустя в Италии. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. После этих событий картина набрала небывалую популярность.

В кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Ее лепили в течение месяца обычные посетители кафе. Процессом руководил художник Никас Сафронов. Джоконда, которую лепили 1700 москвичей и гостей города, попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она стала самой большой пластилиновой репродукцией Мона Лизы, слепленной людьми.

Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра были спрятаны в замке Шамбор. Среди них была и Мона Лиза. На снимках - экстренная подготовка к отправке картины перед приходом фашистов в Париж. Место, где спрятана Мона Лиза, держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать "самый большой в мире музей" в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.


По сюжету фильма "Жизнь после людей" (Life After People) производства History Channel, через 100 лет без людей "Мону Лизу" съедают жуки.

Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

Мона Лиза

Мона Лиза

Мона Лиза , безусловно, является не только самой значимой, успешной и популярной работой мастера эпохи ренессанса да Винчи, но и самой обсуждаемым его творением.

Анализ

Шаблон работы сам по себе, является чрезвычайно революционным, особенно в технике реализации портрета. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Расположение фигуры от талии, положение рук - абсолютная новинка. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Окутанный туманом задний план, мост через реку, цвета использованные художником создают ощущение естественности и живости. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато , создавая эффект дымки.

Работа в рамке

Одним из элементов работы, который затрагивает всех зрителей, является улыбка Моны Лизы, известная во всем мире. Улыбка находится на грани распознаваемости. Её наличие и форма изменяется в зависимости от точек наблюдения. Считается, что она, при всей своей загадочности, воплощает невозможность найти точку опоры в человеческих чувствах.

Леонардо превращает этот портрет в идеальный образ, уделяя особое внимание собственному видению реальности и природы, которые никогда не находятся в статичном положении, наоборот, они динамичны и живы.

Интерпритации и символизм

Существуют предположение о том, что на картине изображен любовник-андрогин Леонардо. Некоторые ученые считают, что Мона Лиза - автопортрет художника. Использование современных технологий позволило заглянуть под внешний слой красок и увидеть там другой портрет, напоминающий как черновой вариант Джоконды, так и самостоятельное произведение. Однако сотрудники Лувра и многие эксперты скептически относятся ко многим исследованиям и не дают комментариев на основные громкие заявления.

Джоконда - картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи : в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Фон за Лизой Герардини сделан исключительным образом: коррозия и горные породы, формируемые реками, с легкой фильтрацией создают пейзаж. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке.

Свет в этой работе играет фундаментальную роль, он целиком «обнимает» женщину, создает резкие контрасты с темными фрагментами, а так же является предметом споров.

Наследие

Джоконде посвящены целые книги и научные работы, авторы которых пытаются понять содержание, но работа все еще скрывает много тайн. «Мона Лиза» породила множество споров и разговоров, оставаясь до сих пор одной из самых популярных картин в истории искусств. Неуловимость природы и человеческой души, а так же другой символизм, по сей день пытаются интерпретировать с помощью упомянутой улыбки, используемых красок и цветов, а так же современных технологий.

Картина «Мона Лиза» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

С амой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе.
Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное (возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение цветных иллюстраций может привести к удивительным открытиям даже тех, кто устал или же считает, что устал, от "Моны Лизы".
Можно выделить четыре основных вопроса:
— Гениальность создателя картины, Леонардо да Винчи (1452-1519)
— Совершенная техника исполнения, тайны, которые до сих пор нераскрыты
— Ореол загадочности женщины (которая позировала)
— История картины, которая является столь же удивительной как детективная история.

П ро гениальность можно говорить долго, лучше прочитать биографию на этом сайте. Объективно, без художественных домыслов. Хотя способности и были яркими, но главное это огромная работоспособность и желание познать окружающий мир. Леонардо изучал темы, которые тогда рассматривались как обязательными для художника: математика, перспектива, геометрия и все науки наблюдения и изучения естественной среды. Он также начал изучал архитектуру и скульптуру. После завершения своего обучения, он начал свою карьеру как живописец с портретами и религиозными картинами, получая заказы от богатых граждан или монастырей. На протяжении всей жизни он развивал свои технические и художественные таланты. Необычная способность заниматься любой темой и в любой области жизни, он должен был быть лучше известным, как талантливый инженер, чем как живописец, но он удивлял даже всех своих современников, также как и жадным своим любопытством, с которым он непрерывно изучал естественные явления: "Где моча прибывает?" … и это притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда удачными.

Совершенная техника исполнения Мона Лизы

Д ля Леонардо да Винчи, поиск совершенства - истинная, навязчивая идея. В своих записных книжках, в которых светиться желание достигнуть совершенства, он писал: "Скажите мне, ну скажет ли кто мне, кто-нибудь закончил хоть что-нибудь до конца?"

Работа выполнена на тонкой тополиной доске, которая теперь чрезвычайно хрупкая. Именно поэтому работа храниться за стеклянной витриной с определенными параметрами температурой и влажностью. Мона Лиза - идеальный портрет, благодаря тонким эффектам света на лице и продуманным пейзажем (цветовая гамма, перспектива пейзажа в сочетании с небом) в фоне картины. И самое сложное моделирование лица, что получилось удивительно реалистически.
Леонардо выполнял многослойную живопись с потрясающим терпением и виртуозностью: после подготовки деревянной панели с несколькими уровнями покрытия (уже в то время было множество способов грунтования дерева), он прежде всего рисовал общую композицию, фон, после чего наносятся тонкие слои (масло с добавлением скипидара, что давало ему возможность работать на уровнях прозрачного цвета). Это позволяло бесконечно слой за слоем реконструировать лицо, да к тому же в определенных местах умело усиливать, либо уменьшать эффекты света, прозрачности и оттенков на лице. Леонардо называл этот метод сфумато ("sfumato"), по другому, более известному нам названию, лессировка. Лессировкой называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придания последним желаемого интенсивного и прозрачного тона. Сколько было нанесено лессировок, определить просто не возможно. Эта методика позволила достигнуть невероятной имитации плоти. Так же роль играет постепенный переход человеческого тела во мрак. Прекрасным получился и ее задний план. Все детали тут чрезвычайно точны, а вершины гор и вода: кости и кровь земли - вызывают в памяти романтические представления о земле на следующий день после дня Творения.
В течение дальнейшей жизни, Леонардо был действительно известен очевидным своим талантом к подражанию природе, к совершенству природы и когда его первый биограф, живописец Вазари, описал Мона Лизу, он, прежде всего, настаивал на реализме работы: "Её прозрачные глаза имели искрящийся из жизни: окруженный красноватыми и мертвенно бледными оттенками, они были ограничены ударами плетью, чье выполнение требовало самой большой деликатности". Ресницы выполнены, местами более толстыми или более редкими, что наводит на размышление, они не могли быть более натуральными. Нос, с его проработанными тонкими, розовыми ноздрями, кажется непременно живым. [...] В области горла, внимательный наблюдатель может уловить биение вен ". Что касается цветовой гаммы лица, то малиновые тона, о которых упоминает Вазари, теперь совершенно не просматриваются. Темная лакировка изменила соотношение цветов и создала смутный подводный эффект, который еще усугубляется тем слабым светом, который слабо льется на картину из потолочных окон Большой галереи в Лувре. К тому же в наше время "Мона Лиза" выглядит не так (по композиции), как тогда, когда вышла из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные. Глядя на них, становилось ясно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда кажется. Эти изменения, однако, скорее досадны, чем трагичны: шедевр сохранился, и мы должны быть благодарны, что он в таком прекрасном состоянии.
Через "сфумато" Леонардо смог достичь и одной из его первичных артистических целей, каково выразилась главным образом индивидуальность его модели: "Хороший живописец выставляет по существу две вещи: индивидуальность и точку своего мнения", сказал Леонардо. Нарисовать душу в первую очередь, а не тело, это фактически основная цель его работы и "сфумато", подчеркивает тайну работы: "погружающий вещи в свет должен погрузить их в бесконечность".
Здесь важен и вопрос, до какой степени реалистична картина по отношению к модели. В настоящее время невозможно узнать, это копия с существовавшей женщины или Леонардо да Винчи идеализировал портрет, или он полностью изобразил тип универсальной женщины.
Мона Лиза не была, как многие считают, идеалом красоты для Леонардо: его идеал скорей просматривается в ангеле из "Мадонны в скалах". Все же Леонардо наверняка должен считать Мону Лизу особым человеком: она произвела на него столь сильное впечатление, что он отказался от других выгодных предложений и в течение трех лет работал над ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий характер.

Тайна идентичности модели

С ложно идентифицировать личность изображенную на портрете. Есть несколько спорных мнений, что на портрете:
— Изабелла из Эсте (имеется рисунок показывающий её)
— Хозяйка Джулиано ди Медичи
— Просто идеальная женщина
— Молодой юноша в женском одеянии
— Автопортрет

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе. Описание этого визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом: "10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессэра Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ". Первое утверждение относительно личности для портрета Мона Лиза, "некая флорентийская дама", по мнению большинства исследователей, - это "Мона Лиза". Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий Джулиано Медичи не имел никакого отношения к Моне Лизе. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности.

Более позднее, второе утверждение Визари, он писал, что Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо (откуда пошло второе название картины "Джиокондо").
Мы знаем, что она женилась на дель Джиокондо в 1495, но мы фактически не имеем никакого доказательства, что она могла быть хозяйка Медичи. Когда Мона Лиза впервые начала позировать Леонардо, ей было около двадцати четырех лет - по понятиям того времени, возраст, приближающийся к среднему. Портрет удался - по словам Вазари, это была "точная копия натуры". Но Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Взгляд художника на Женщину может не совпадать с общепринятыми мнениями. Позже анонимное заявление создает прецедент, что Мона Лиза портрет Франческо дель Джиокондо, т.е. появилось высказывание (идея), что это - портрет мужчины (позже создавалось много обнаженных копий, где художники пытаются импровизировать то с женским, то с мужским полом).
Наконец, в более поздних упоминаниях, примерно с 1625г., по мнению большинства исследователей портрет стали называть Джиоконда.
Даже сегодня, мы не обладаем никакими заключительными доказательствами личности женщины, показанной Леонардо. Леонардо смотрит на свою модель с тревожащей воображение бесчувственностью: Мона Лиза одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной - и даже отвратительной. Картина невелика, однако производит впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Монументальность значительно усиливает то смешанное чувство очарования и холодности, которое вызывает Мона Лиза: веками мужчины смотрели на нее с восхищением, замешательством и ещё чем-то, близким к ужасу. Леонардо полностью освободил себя от доказательств личности и портретного сходства, с кого написан был портрет. Для нас портрет остается шедевром кисти Леонардо.

Детективная история истории Мона Лизы

М она Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность.
Мона Лиза получила всемирную славу не только из-за качеств работы Леонардо, которые впечатляют художественных любителей и профессионалов, долго оставались бы только для тонких знатоков искусства, если бы ее история также не была бы исключительна.
С начала шестнадцатого столетия картина, приобретенная Франциском I непосредственно из рук Леонардо да Винчи, после смерти Леонардо оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достоянии национальной коллекции. Она изучалась историками, копировалась живописцами, копировали её часто, но 21 августа 1911 года картина была похищена итальянским живописцем, Vincenzo Peruggia, с целью возвратить её на историческую родину.
После полицейского допроса всех подозреваемых, живописца Cubist, поэта Guillaume Apollinaire (в тот день он призывал сжечь весь Лувр) и многих других, картину нашли только спустя два года в Италии. Её осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр. В 1963 побывав в США и 1974 в Японии. Поездки только закрепили успех и ее славу.