Загадка софьи фамусовой. В чем загадка Софьи Фамусовой из "горя от ума"? Смешон или страшен Молчалин

составить план и разделаить текст соответственно плану "Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе,

не разгаданное до конца" (А. Блок)

Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.

Помогите с сочинением. Пожалуйста! Завтра сдавать! Комедия "Горе от ума"

Мне нужно сочинение на одну из этих тем:
1. "Чацкий - победитель или побежденный"
2. Чацкий выразитель идей своего времени.
3. Барская Москва в комедии Грибоедова "Горе от ума"
4. Чем опасны молчалины.
5. "Век нынешний и век минувший"
6. Автор и герой в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Если у кого то есть сочинение на одну из этих тем ответе пожалуйста. Если оно будет хорошее, с планом и я не найду копии, заплачу 40 балов

1. Кто, по-вашему, София: единомышленница Чацкого или за­щитница нравов фамусовского общества?

2. Что общего в отношении Софии и Чацкого к любви? Почему София предпочла Чацкому именно Молчалина?

3. Почему при всех своих положительных качествах героиня не только не любит Чацкого, но становится его гонительницей, ранит сто больнее всех других?

5. В финальной сцене комедии София обращается к Чацкому со словами: «Не продолжайте, я виню себя кругом...» Как вы думаете, и чем винит себя София Фамусова?

6. Сопоставьте 3 характеристики, данные Софии Фамусовой А.С. Пушкиным, И.А. Гончаровым и Ю.Н. Тыняновым. Какая из них нам кажется наиболее верной?

ü А.С. Пушкин в письме А.А. Бестужеву (конец января 1825 г.): «София начертана не ясно».

ü И.А. Гончаров: «...София Павловна вовсе не так виновна, как ка­жется. ...Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей до­стается свой «мильон терзаний».

ü Ю.Н. Тынянов считал, что София - «главный представитель» общества, с которым Чацкий «в противуречии», главная виновница «мильона терзаний» героя.

София самый загадочный образ во всей комедии. Ее имя (в переводе с греческого языка - «мудрость») - ключ к тайне ее характера. Имя «София» (автор использует написание «София» - высокий стиль) традиционно для русской комедии XVIII - начала XIX в. (от Фонвизина до Пушкина), но Грибое­дов нарушил традиционную положительность главной героини. Этим в какой-то степени объясняется и недоброжела­тельный отзыв о ней Пушкина. София Павловна начертана не «не ясно», а непривычно с точки зрения канона (класси­цистического и даже романтического): она романтична и расчет­лива одновременно. Пушкина, как писателя и поэта, видимо, не привлекала противоречивость в женщинах: его положительные героини, начиная с Людмилы из поэмы «Руслан и Людмила» и кончая капитанской дочкой Машей Ми­роновой, - натуры цельные и благородные. Его любимая герои­ня из «Евгения Онегина» - Татьяна Ларина- станет «милым идеалом» поэта именно благодаря цельности своей натуры. Со­единения + и – в пушкинских геро­инях мы не найдем. Вот почему и в Софии Фамусовой Пушкин видит одномерность, причем отрицательную.

Смешон или страшен Молчалин?

1. Кому из героев, почему и до конца ли удалось разгадать Молчалина?

2. Чего больше в характеристике, данной Молчалину Чацким, - гнева, недоумения, неприятия?

3. Каков Молчалин в представлении Софии и какой он на са­мом деле?

4. В чем современность образа Молчалина?

5. Можно ли сказать, что и сейчас «молчалины блаженствуют на свете»?



6. Сопоставьте разные высказывания о Молчалине. Какое из них вам ближе?

Д.И. Писарев : «Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру» и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»; пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...»

Н.В. Гог оль: «Молчалин - ...замечательный тип. Метко схваче­но это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробираю­щееся в люди, но в котором, по словам Чацкого, готовится будущий Загорецкий».

М.Е. Салтыков-Щедрин : «О счастливые, о стократ блаженные Молчалины! Они бесшумно, не торопясь, переползают из одного периода истории в другой, никому не бросивши слова участия, но и никого не вздернувши на дыбу... Никто ими не интересуется, никто не хочет знать, делают они что-нибудь или просто сидят и бьют бак­луши, никто не трепещет и не благоговеет перед ними... какой пре­красный, блаженный удел!»

Ф.М. Достоевский : «Особый цинизм, особое дьявольство Мол-чалина в его умении безукоризненно притвориться святым».

В.И. Немирович-Данченко : «Современный нам век расплодил несметное количество Молчалиных. Едва ли не из всех типов «Горя от ума» это самый сильный, самый живучий, самый липкий, самый производительный... Молчалин удержался на ногах целых три чет­верти века Чацкий не смог уничтожить его».

«Каков Молчалин в представлении Со­фии и каков он на самом деле»

Один из наших современников утверждает, что слова Молчалина «И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека!» - это ложь. Она состоит в том, что не он поступает в угоду ей, а она на ка­ком-то этапе нужна ему, чтобы использовать ее заступничество, ее расположение и идти дальше за новыми блестящими победами, чтоб «награжденья брать и весело пожить». Молчалин - оборотень. И в этом качестве герой уже не смешон, а страшен.

Интересна история сценической интерпретации роли Молчалина.

Первые исполнители роли Молчалина (Д.Т. Ленский, И.И. Са­марин, И.И. Монахов) явно принижали этот образ, играли его ка­рикатурно, что противоречило утверждению Грибоедова: «Карика­туру ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». В их представлении Молчалин - персонаж с «мелкими страстями», подхалим.

Выдающимся событием на русской сцене стал спектакль Ма­лого театра 1938 г. В нем роль Молчалина сыграл Г.М. Терехов. Его Молчалин имеет выдержку, волю, ум; в нем ощущается скрытая сила; страсти, жадные и жесткие, затаенно бушуют в его груди. О та­ких Молчалиных - стихотворение современного поэта Ф. Кривина:

Молчалины

Молчалину невмоготу молчать,

Лакействовать, чужих собачек гладить,

Невмоготу с начальниками ладить,

На подчиненных кулаком стучать.

В нем тайно совершается процесс,

Невидимый, но давний и упорный,

Сейчас он встанет, выразит протест,

Оспорит все, что почитал бесспорным,

Куда там Чацкому, герою громких фраз,

Которые достаточно звучали!

Но ждите, слушайте, Настанет час,

Придет пора - заговорит Молчалин!

Нет, не придет... Он знает их тщету, -

Всех этих фраз, геройства и бравады.

Молчалину молчать невмоготу.

Но он смолчит, минуя все преграды,

И будет завтра так же, как вчера,

Держать свое бунтарство под запретом.

Когда со сцены уходить пора,

Молчалиным не подают карету.

В спектакле (1962 г.) Ленинградского (ныне Петербургского) Большого драматического театра, поставленном Г.А. Товстоного­вым, Чацкого играл Сергей Юрский, Молчалина - Кирилл Лавров. Лавров-Молчалин явно превосходит Чацкого своей проницатель­ностью, основательностью, заставляет пасовать соперника, горд и уверен в себе: он не в будущем, а уже сейчас «блаженствует» на све­те, торжествует победу над Чацким.

Таковы многообразные сценические решения этого образа грибоедовской комедии. Они говорят о возможности его различ­ного прочтения и интерпретации, о его многогранности и неис­черпаемости, о неувядаемом гении Грибоедова и бессмертии его творения.

КТО ЖЕ ЧАЦКИЙ - ПОБЕДИТЕЛЬ ИЛИ ПОБЕЖДЕННЫЙ?

И.А. ГОНЧАРОВ. «МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ»

Чацкий сломлен количеством старой силы,

нанеся ей в свою очередь смертельный удар

ка­чеством силы свежей. Он вечный обличитель

лжи, запрятавшейся в пословицу «один

в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий...

И.А. Гончаров

Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений —; Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому.— это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”.
Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии.
Грибоедов, создавая столь сложный и.противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку...” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не везло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. “Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”,— пишет Гончаров.
Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:

Он слова умного не выговорил сроду,
Мне все равно, что за него, что в воду.

Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”
Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума.
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивет...
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. Мол-чалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:

Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?
Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал! Ей необходим “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей”. Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника “молчалинского типа”.
Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова “Горе от ума”.

В многочисленных критических статьях и заметках по поводу комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, написанных и изданных на протяжении последних ста семидесяти восьми лет, единственная мысль прослеживается наиболее отчетливо и ясно: произведение это крайне неоднозначно. Несмотря на кажущуюся в первом приближении определенность поставленной проблемы взаимоотношений “человека новой формации” с прогнившим насквозь “фамусовским обществом”, ни в коем случае нельзя упускать из виду загадочность и порою противоречивость образов, якобы отодвинутых на второй план и введенных в повествование лишь для пущей яркости произведения. Одним из подобных действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова.

Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее непримиримые самым решительным образом осуждали героиню. В частности, весьма резко в отношении Софьи высказался А. С. Пушкин: “Софья очерчена не резко - то ли блудница, то ли московская кузина”. Этой же точки зрения придерживался и В. Г. Белинский: “Мерою достоинства женщины может служить мужчина, которого она любит”. Сраженные же незаурядностью героини высказывали абсолютно противоположную точку зрения. Так, И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “В собственной, личной ее физиономии прячется что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. В ней есть какая-то энергия характера”. Слова же Б. Голлера были еще более решительны: “Это единственный из персонажей, действия которого абсолютно самостоятельны и независимы”.

Так какова же на самом деле Софья Павловна Фамусова? В начале комедии она предстает перед нами как избалованная московская барышня, которой, по словам ее отца Павла Афанасьевича, “сна нет от французских книг”. Она подчиняет своим желаниям и причудам покорного и робкого Молчалива, с ловкостью обводит вокруг пальца собственного наивного родителя, а когда тот все же застает ее в неподобающем виде, она с дивной легкостью выдумывает “вещий” сон:

Цветистый луг, и я искала

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим, - будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок. знаете, кто в бедности рожден.

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит.

Проснулась. - Кто-то говорит:

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Сцена обморока Софьи из-за преглупого падения Молчалина с лошади вновь вводит читателя в заблуждение. Теперь уже нельзя сказать уверенно, что за этим стоит. То ли любовь к Молчалину действительно столь велика и слова: “Ах! Боже мой! упал, убился!” есть крик души, бьющейся раненой птицей в клетке отчаяния, то ли Софья решила просто досадить назойливому Чацкому, совершенно безосновательно возомнившему себя властителем ее мыслей и чувств.

Даже если Грибоедов отвел Софье роль романтической, влюбленной натуры, то и здесь нет полной ясности. Почему выбор Софьи - Молчалин? Да, с ним удобнее иметь дело, его можно приручить, он послушен и безропотен, “муж-мальчик, муж-слуга”. Но ведь это определенно отрицательный персонаж. Причем, несмотря на явную принадлежность к “фамусовскому обществу”, и там он не заслуживает должного уважения: “. на цыпочках и небогат словами”, имеет только два таланта - умеренность и аккуратность. Он безроден и числится по архивам. Такой человек не пара дочери уважаемого московского господина. И Софья осознает это. Поэтому именно поэтому она выбирает Молчалина, бросая вызов предрассудкам и нелепым убеждениям закостенелого московского общества. “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”, - брошенная Софьей реплика словно невидимой нитью связала ее противоречивую натуру с образом Чацкого, сознательно ставившего себя в оппозицию всем окружающим и подстерегающим его в кулуарах грибоедовской комедии.

Но что если Софья искусно играет более коварную роль? Ведь именно она завела часовой механизм кульминационного момента всей комедии, невзначай обронив фразу: “Он не в своем уме”, - характеризуя Чацкого. Как снежный ком, неумолимо растущий в размерах, лавиной сходя со склона горы, слух стал распространяться среди членов “фамусов-ского общества”, приведя к развязке. Софья отомстила Чацкому за его отъезд, многолетние скитания? Или стала невинной жертвой конфликта “старого” и “нового”, а также предательства со стороны Молчалина? Наверное, пройдет еще не один десяток лет, а споры вокруг истинного лица героини комедии Грибоедова не утихнут.

И. А. Гончаров сравнил грибоедовскую Софью Фамусову с пушкинской Татьяной Лариной: “. Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизму бродят в увлечении с детской простотой”. Наверное, их объединяет и уникальное положение в произведениях: явно принадлежа к какой-то определенной среде, они все же стоят над всем происходящим и созерцают все происходящее. Они - сильные представительницы слабого пола, и, пока “Молча-лины блаженствуют на свете”, превращая мир в царство тьмы, именно они делают жизнь ярче, становясь единственным “лучом света в темном царстве”.

9896 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Роль образа Софьи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / «Кто разгадает вас!» (загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Смотрите также по произведению "Горе от ума":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Образ Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины.

Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора; «Софья начертана неясно». И только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1878 году впервые Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова.

Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора; «Софья начертана неясно». И только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1878 году впервые оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она, так же как и Чацкий, натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда рядом нет избранника - все мысли только о скорой встрече. В Софье воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Девушка прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку - Чацкому.

Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?» Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин из ее слов). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов пьесы.

И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от «молчалинского типа». Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная, она гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:

Что при свиданиях со мной в ночной тиши

Держались более вы робости во нраве,

Чем даже днем, и при людях, и въяве;.

В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Даже эта «кривизна души», доставившая Софье такое страдание, пугает ее меньше, чем дерзость - определяющее качество Чацкого. Вся жизнь света построена на криводушии. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.

Софья, безусловно, натура неординарная - страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие - вот почему поистине драматичен образ главной героини «Горя от ума».

И. Гончаров в статье «Мильон терзаний» сравнил Софью с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: «Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все…» «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».

Внимание, только СЕГОДНЯ!