Замысел художника по картине вратарь. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь. Знакомство с творением художника

Картина «Вратарь» Григорьева была написана еще в 1949 году. Но смотреть на нее интересно и сейчас, потому что она посвящена никогда не устаревающей игре – футболу.

На картине изображен матч и наблюдающие за ним зрители. Картина привлекает внимание своей непринужденностью. Кажется, что ребята только что прибежали из школы на пустырь, сделали из портфелей ворота и начали игру. Любопытной особенностью картины служит то, что на ней не нарисовано полевых игроков. Мы видим только одного из них, вратаря.

Сочинение по картине «Вратарь» Григорьева

Вариант 1

Картина была написана в 1949 году. Она имела очень большой успех. За картины «Вратарь» и «Прием в комсомол» Григорьеву была присуждена государственная премия. Основная мысль картины, что футбол – увлекательной зрелище, которое нравится всем. На картине Григорьева изображен теплый осенний день, конец сентября – начало октября. Ветер, сметая, скручивает желтые листья, деревья и кустарники почти обнажены. Пока еще сухая, но уже не ранняя .

Небо затянуло, как будто пеленою. На заднем плане виднеется город в легкой дымке. Пейзаж – фон, на котором изображены дети. Он написан легко и свободно. Пейзаж подчинен главному рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол. Ребята собрались после школы поиграть в футбол на пустыре. Ворота сооружены у них из портфелей, сумок и беретов.

Художник не изобразил самого футбольного состязания, поэтому полотно стало еще ценнее. Но туда, куда смотрит вратарь и зрители очень острое положение, может через несколько секунд мяч приблизится к воротам. Все зрители одеты тепло, они сидят в шапках и пальто. Только вратарь в одних трусах, словно на дворе лето. На руках у него перчатки, по которым видно, что мальчик очень опытный и не раз стоял на воротах.

Самым ярким пятном картины является красный спортивный костюм мальчика, стоящего позади вратаря. Вратарь стоит, слегка согнувшись, прикрыв ворота и живо реагируя на происходящие, на поле действия. Словно на скамейках, сидят болельщики на досках, сложенных у края дома. Зрители самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. Все они очарованные игрой следят за ней пристально и очень увлеченно. Сильней всего захвачен матчем мальчик в темно-зеленом костюме.

Мужчина - прохожий, который увлекся игрой и остался понаблюдать за ней. Девочки тоже очень сосредоточены. Безразлична к футболу только белая собачка, что дремлет, свернувшись калачиком возле детворы. Художнику удалось объединить персонажей единым действием. Каждой детали найдено свое место и, вместе с тем, каждый персонаж раскрыт убедительно; не случайно картина «Вратарь» является одной из лучших. В ней сочетаются выразительные детали, удачная композиция, мягкий колорит.

Вариант 2

На картине С. Григорьева «Вратарь» мы видим футбольный матч, игроков и зрителей, расположившихся на пустыре. Из игроков изображен только вратарь, остальные на картине не видны. Вратарь, судя по одетым на руки перчаткам, по лицу, выражающему серьезность, по жилистым ногам, очень опытный и не раз стоял в воротах. Вратарь – мальчик двенадцати – тринадцати лет – стоял, ожидая атаки на его ворота.

Он сразу после школы. Это понятно по его портфелю, лежащему вместо штанги. Вратарь, игроки и зрители находятся не на футбольном поле, а на пустыре, не предназначенном для футбола. На втором плане – мальчик за воротами и зрители. Наверное, мальчик в красном костюме хорошо играет, но его не взяли, потому что он младше играющих. Ему на вид всего лет девять–десять, но по выражению лица он сильно хочет играть. Зрители же самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. И все очень интересуются игрой. Только собака, наверное, чья-то из зрителей, не смотрит на игру.

Место действия картины – Москва. На заднем плане видны сталинские постройки. На дворе осень. Конец сентября – начало октября. Погода замечательная, теплая, потому что все одеты легко: в ветровках, некоторые – малыши – в шапках, вратарь – в шортах. Мне понравилась эта картина тем, что она «живая». Я чувствую эмоции, которыми переполнены ребята: и игроки, и зрители.

Вариант 3

Я вижу картину С. Григорьева «Вратарь». На этой картине изображены зрители и вратарь во время футбола. На переднем плане этой картины изображен мальчик, по его виду понятно, что он вратарь. У него очень сосредоточенное лицо, возможно, мяч приближается к воротам, или, скорее всего, ему сейчас пробьют пенальти.

У вратаря забинтована нога, это показывает на то, что этот мальчик регулярно играет в футбол. Ему лет двенадцать, я думаю, что учится он средне. Возможно, в будущем из него выйдет хороший футболист. За вратарем стоит другой мальчик, поменьше. Он очень опечален, что его не взяли в команду. Он стоит с надутым лицом. Учится он примерно в третьем классе. Он очень уверен в себе. Ведь вместо того, чтобы сидеть с другими зрителями, он стоит на поле.

Ребята играют во дворе, не предназначенном для игры в футбол. У них вместо штанг по бокам лежат портфели, что показывает на то, что они играют в футбол после уроков. На среднем плане на лавке сидят зрители, явно увлеченные игрой, кроме собаки, которая думает о чем-то своем, скорее всего, о еде. На скамейке помимо детей сидит взрослый дядя, явно чрезвычайно увлеченный игрой. Наверное, он вспоминает себя в школьные годы. Рядом с дядей сидят две девочки. Первая – в плаще с капюшоном – тоже очень внимательно следит за игрой, второй также не менее интересно происходящее.

Мне кажется, вторая девочка обязательная. На руках у нее маленький ребенок. Рядом с ней сидят два мальчика, явно заинтересованные игрой. Первый мальчик нагнулся, чтобы лучше видеть игру, а второй вытянул шею, потому что за дядей ему ничего не видно. За этим мальчиком стоит девочка. Мне кажется, что она хорошо учится. Она одета в школьную форму, на ее голове бант. Рядом – сидит мальчик с маленьким братом. Я считаю, что этот мальчик очень ответственный, все время помогает маме и заботится о младшем брате. Все зрители очень увлечены и сосредоточены на игре, даже младший брат последнего мальчика с интересом смотрит на происходящее.

Возможно, что собака, лежащая рядом с братьями, им и принадлежит. На заднем плане изображены здания. Я думаю, действия этой картины происходят в крупном городе, вероятно, в Москве, где-то золотой осенью, примерно при Хрущеве, в годах 50–60‑х. Небо мне кажется пасмурным, да и на улице не так уж жарко.

Эта картина символизирует футбол. На ней изображено одиннадцать человек и черно-белая собака. Одиннадцать человек символизируют количество игроков в команде, а черно-белая собака – футбольный мяч. В целом картина мне понравилась, но лучше бы было, если на ней было изображено все поле и все игроки.

Вариант 4

В самых сложных ситуациях человек умеет находить отдушину, какое-то занятие для души. На картине Григорьева «Вратарь» художник показывает, что человек умеет приспосабливаться к самым непредсказуемым условиям.

В центре картины находится маленький мальчик, который поражает своей серьезностью и сосредоточенностью. От него зависит исход игры, поэтому к нему приковано всеобщее внимание. За игрой заинтересовано наблюдают не только дети, но и взрослые. Простая одежда, пустырь, который используется вместе стадиона, и полуразрушенные дома говорят о том, что люди живут тяжело, что им не хватает самого необходимого.

Самое удивительное – это любовь к игре, которая помогает отвлечься от несправедливости и проблем. Мальчики играют, а портфели лежат рядом. Получается, что игра перехватила их по дороге домой. Они так увлечены, что их не волнует время, уроки и прочие прелести жизни.

На первый взгляд картина кажется немного грустной, так как все герои и окружающие их предметы изображены в темных тонах. Правда, автор дает нам надежду на светлое будущее, которое непременно наступит. При этом художник подчеркивает, что оптимизм главного героя и его болельщиков поможет пережить любые трудности.

Описание картины Григорьева «Вратарь» - 7 класс, сочинение

Вариант 1

В центре картины вратарь - светловолосый парнишка в голубых шортах, темном свитере и перчатках. Его поза подчеркивает увлеченность и целеустремленность. Позади него стоит мальчик в ярком костюме и с восторгом смотрит на своего кумира - вратаря. Остальные зрители устроились на досках. По их напряженным позам и пристальному вниманию понятно, что игра по-настоящему захватывающая.

Среди зрителей взрослый мужчина в костюме, шляпе и блестящих ботинках. Видно, что он проходил мимо, присел на минутку и увлекся игрой. Малышка в пальтишке, укутанная в платок, девочка с куклой в руках - даже они внимательно наблюдают за игрой. Единственный бесстрастный участник действия - белый пес, свернувшийся клубком у ног зрителей.

На заднем плане картины видны очертания города на фоне светло-голубого осеннего неба. Приметы ранней осени - опавшие желтые листья, голые ветви деревца. Художник использует яркие краски: оттенки желтого, зеленого, красного, синего.

Мастерство знаменитого художника позволяет зрителям погрузиться в атмосферу жизни после войны. Несмотря на сложное время, люди умели радоваться и ощущать полноту жизни.

Картина “Вратарь” позволяет нам окунуться в мир детства наших родителей, когда, собравшись после занятий, школьники играли в футбол. Благодаря таланту художника, мы можем увидеть детали жизни наших сверстников середины прошлого века. Пустырь на окраине города - привычное место игр, о чем свидетельствует вытоптанная трава, - ребята превратили в футбольное поле. Ворота - небрежно брошенные портфели, зрительные места - штабеля досок. Ребята одеты в непривычную для нас школьную и спортивную форму.

Вариант 2

Сергей Алексеевич Григорьев - выдающийся советский художник. При жизни его талант очень ценили, о чем говорят многочисленные награды живописца. Самой известной его работой считается картина «Вратарь», которая в наше время нашла пристанище в одной из экспозиций Третьяковской галереи. В Третьяковской галереи хранятся еще два его полотна: «Обсуждение двойки» и «Вернулся». Другие картины Сергея Григорьева можно увидеть во многих художественных музеях России и Украины, откуда был родом выдающийся живописец.

Главный герой картины

На картине «Вратарь» изображена привычная для наших дворов сцена: мальчишки играют в футбол. Художник не стал показывать нам все поле, а сосредоточился только на одном персонаже - голкипере одной из команд. Это позволило как можно лучше передать напряжение вратаря, которое тот испытывает, наблюдая за игрой. Всего одного взгляда на мальчишку достаточно для того, чтобы понять, какое идет противостояние. Ни одна команда, пусть даже и дворовая, не хочет отдавать победу своему сопернику. Мальчишек в случае победы не ждут кубки и медали, но тем не менее ребята сражаются до последнего.

Зрители на картине

Кроме главного героя на картине изображены и другие персонажи: болельщики и те, кого не взяли в команду. К последним относится парнишка в красном, стоящий позади ворот. Его поза и выражение лица говорят о том, что он очень хочет оказаться на поле. Но видимо в силу его возраста, старшие ребята не разрешили ему играть. Наверное, паренек в красном подает мячи - так он хоть как-то сможет приобщиться к этому матчу.

Дети играют на обычном пустыре прямо после уроков. Видимо, не все из них несут со школы хорошие оценки, а потому матч решили провести, не заходя домой - вдруг родители из-за двойки не пустят поиграть. Портфели ребят нашли свое применение, они стали импровизированными штангами.

Картина была написана в 1949 году. Еще совсем недавно закончилась война. В это тяжелое время еще велись восстановительные работы. Стройка ведется и где-то рядом. Об этом говорит штабель досок, на которых сидят болельщики. Но даже в тяжелое время есть место для радости. И игрокам, и болельщикам ее приносит футбол.

Эта картина является еще одним подтверждением того, что футбол - это действительно игра миллионов, к которую играют все, везде и всегда. Художник искусно передал эмоции, которые испытывают люди за просмотром матчей, пусть и любительских.

Вариант 3

Недавно мы были в Третьяковской галерее, и мое внимание привлекла картина С.А. Григорьева “Вратарь». От экскурсовода я узнал, что она написана в 1949 году и отмечена высокими наградами. С.А. Григорьев создал немало картин, которые сегодня находятся в различных музеях Украины, России, Болгарии и Японии. Тема детства - одна из самых любимых для художника. Полотна “Обсуждение двойки”, “Прием в комсомол”, “Юные натуралисты”, “Пионерский галстук” и много других посвящены детям.

Поговорим о картине Вратарь.

На картине я вижу напряженный момент игры… Напряжение прямо чувствуется! Наверное, бьют пенальти или что-то подобное происходит. Я не очень сильна в футболе, но по напряженным позам игроков и зрителей всё ясно.

Картина так и называется – «вратарь». Не в середине, но чуть с краю главный герой. Мальчишка лет восьми, руки на коленях – ждёт удара мяча. За ним нет ворот, но это простая дворовая игра, поэтому ничего удивительного. Ребята просто договорились, что ворота «тут». За ним ещё серьезный мальчик в красном, он младше. Я думаю, что ему доверено ловить мяч, если старший не справится. А всё для того, чтобы окна не выбить, если мяч улетит из «ворот»!

С другой стороны – зрители. Тут есть даже взрослый, наверное, это молодой учитель. Он напряженно следит за игрой. Тут есть и девочка – школьница. Под ногами ребят лежит собачка – её всё это не волнует. Есть тут мальчик с младшим братом или сестрой – совсем мелким ребенком. Но малыш тоже внимательно смотрит. Все тянутся, наклоняются, ловят взглядом мяч. Портфели и учебники отброшены, игра не ждёт!

Осень – желтая трава и листья. Некоторые дети в шапках и капюшонах. Но это всё зрители – им прохладно сидеть. Дети уже точно пошли в школу (девочка вот в форме), но ещё не отвыкли играть во дворе. А скоро станет совсем холодно, дожди пойдут, поэтому, наверное, им хочется сейчас наиграться. Кроме того, этот матч, может быть, последний в этом году. И очень важно, кто уйдет на «футбольные каникулы» чемпионом. Может, две команды из соседних дворов играли всё лето!

Я так бросаю портфель, когда по телевизору мой любимый сериал, а я опаздываю. Мама ругается… Но она тоже так делает, когда опаздывает смотреть любимое шоу.

Вариант 4

На дворе осень. Листья и трава ещё не совсем пожелтели. Ещё с утра ребята договорились после школы играть в футбол. Погода для этого замечательная. Тепло, хотя и пасмурно. Небо серо-синее.

На картине С. Григорьева «Вратарь» я вижу напряженный момент игры. На переднем плане - вратарь на школьном дворе, одетый в коричневую кофту, синие шорты, перчатки. Лицо его спокойно и серьёзно. Он приготовился ловить мяч. Он не должен допустить гола! На вид мальчику лет двенадцать. Его колено перевязано бинтом. Думаю, это не первая его игра.

Недалеко от вратаря зрители, среди которых и взрослые, и совсем маленькие. Взгляд болельщиков направлен на ведущего мяч. Всем интересно, забьют ли гол? Мужчина наклонился вперёд, он увлечён игрой. Наверное, он раньше, как эти школьники, бросал свой портфель и кепку вместо ворот, часами играл в футбол. От долгой игры только лохматой собаке невесело. Она свернулась у ног болельщиков и преданно ждёт своего хозяина.

На заднем плане город, где давно ждут родители юных футболистов к обеду.

Мне понравилась картина. Интересны лица игроков и болельщиков. Художник сумел передать эмоции зрителей, напряженность игры. Это может почувствовать только тот, кто сам играл в футбол.

Сочинение репортаж по картине «Вратарь» Григорьева

Картина вратарь, написанная художником Сергеем Григорьевым, по праву находится в Третьяковской галерее. Мастер настолько красочно и правдоподобно изобразил любительский футбол, что спустя время, картина не перестает притягивать взгляды, восторженных людей.

Сегодня началось бабье лето, и на улице стоял теплый осенний денек. Мальчишки решили сыграть в футбол. Уроки в школе закончились, и они пошли выбирать безлюдное место для игры. Ворота соорудили из своих сумок и портфелей. Поддержать игроков пришли ребята из соседнего двора, а также случайный прохожий. В юности он сам любил погонять мяч, и теперь с энтузиазмом наблюдает за нарастающим напряжением.

На ворота решили поставить самого опытного игрока, именно от него зависит исход игры. Он главный герой всей игры и картины. Мальчик старается быть похожим на профессионального вратаря, об этом говорит его стойка и внешний вид одежды. Мальчишка одет в свитер темного цвета, удобные шорты, на его руках специальные кожаные перчатки, удобная обувь и спущенные носки, все это подчеркивает серьезность его намерений, не пропустить ни одного мяча.

Мальчик, как бывалый вратарь, позаботился о себе, пораненную коленку он перевязал перед ответственным матчем. Мы не знаем, сильно ли повреждено колено, но он твердо решил играть. Команда возлагает на него надежды, и он не может поступить иначе. Сильным и ответственным его сделал спорт.

Позади вратаря, расположился маленький мальчик в красном костюме. Он пристально наблюдает за игрой, ему тоже хочется погонять мяч, но его не берут. По его воодушевленному виду видно, что ему очень нравится этот вид спорта. Он непременно будет играть, когда чуточку подрастет.

По лицам зрителей видно, что они сильно увлечены игрой. Наступил решающий момент и все с волнением ждут исхода игры. Нервничает даже случайный прохожий.

Не зря, главной фигурой своего творения, художник изобразил мальчика. Такой уверенный и обязательный, точно поймает мяч, и его команда победит в этой игре.

Сочинение от лица вратаря

В дни моего детства футбол был очень популярен. Мы, мальчишки, просто болели футболом. Да и не только мальчишки. Каждую свободную минуту мы старались посвятить любимой игре. В те годы мало было специально оборудованных спортивных площадок. Футбольные матчи устраивались на любом подходящем для игры месте.

Один такой матч я помню до сих пор. Это была игра, принесшая мне славу лучшего вратаря. Как правило, играли мы больше осенью, потому что летом разъезжались кто куда. В эту осень мы играли как никогда много. За школой у нас был большой пустырь. Его мы приспособили под футбольное поле. И каждый день после уроков собирались там, чтобы устроить соревнования по футболу. Как-то само собой получилось, что о нашей команде узнали все ребята из соседних дворов. И к нам на пустырь стали приходить одна команда за другой.

Постепенно определились две сильнейшие дворовые команды. Одной из них была наша. Матч, о котором я хочу рассказать, был решающим. Он должен был определить, какая команда станет сильнейшей. После уроков мы собрались на пустыре. День был теплый, но пасмурный. С деревьев почти совсем облетели листья. Собственными ранцами мы обозначили ворота. Игра началась.

Она шла с переменным успехом. Сначала нам удалось поразить ворота соперников. Но в один момент я отвлекся на Петю, который всегда во время игр подавал улетевшие мячи (он стоял у меня за спиной и комментировал игру). На такой комментарий я и отвлекся. В результате мяч оказался у нас в воротах.

И вот наступила решающая минута. Болельщики, расположившиеся на брошенных на пустыре щитах, были в напряжении. За нас приходил болеть даже дядя Саша. Он жил в соседнем с нами домом и часто бывал на наших матчах, помогал нам выстраивать стратегию игры, потому что хорошо знал особенности футбола. Вот и теперь он сидел среди девчонок и мальчишек из нашего двора. Он был так увлечен нашей игрой, что готов был вскочить и отобрать мяч, который вел нападающий противника прямо ко мне в ворота.

Я приготовился поймать мяч. Пропустить его было нельзя. Я даже забыл про разбитое колено, которое мне перевязал дядя Саша. В ту минуту я не чувствовал боли. Согнувшись, я стоял на воротах весь в ожидании последнего удара, когда мяч с силой полетит ко мне. Я рассчитал каждое свое движение и был готов. И вот удар. Мяч летит прямо в меня. Я хватаю его и вдруг замечаю, что это ботинок, а мяч летит следом чуть в сторону, в правый угол. Кое-как изловчившись, я ударил по мячу. Он отлетел в сторону. Мы выиграли! А нападающий противника стоял в растерянности с босой ногой.

С тех пор я считался самым лучшим вратарем не только нашего, но и соседнего двора.

Сочинение от лица болельщика

В детстве я увлекался футболом. Стать настоящим футболистом мне не удалось. А вот увлечение осталось. Но не всегда получается попасть на футбольный матч. А иногда так хочется поболеть за любимую команду.

И вот не так давно я узнал, что неподалеку собираются на пустыре ребята из соседних домов и устраивают на импровизированном поле настоящие футбольные баталии. Вот я и решил однажды пойти посмотреть, как играют наши футболисты. Все какое-то развлечение, да и любимая игра все же. Пустырь был немаленьким.

Правда на футбольное поле он тоже мало походил. Но для игры годился. Играли ребята сразу же после школы. Границу ворот обозначили собственными портфелями.

Я и еще несколько болельщиков устроились на деревянных щитах. За своих друзей пришли поболеть девочки, одноклассницы одного из игроков. Были и ребята помладше. Все мы сидели рядышком.

Кое-кто из ребят пришел из дома: настолько интересен был им футбол. Игра началась довольно вяло. Но постепенно игроки входили во вкус.

И вскоре матч так захватил меня, что я забыл о том, что играют простые мальчишки. Я то вставал, то вновь опускался на импровизированную трибуну. Что-то кричал, давал советы.

Игра подходила к концу. Наша команда выигрывала. Но соперники не сдавались. Они всячески старались сравнять счет. Но вратарь нашей команды был всегда начеку.

На воротах стоял мой сосед Петя. Я его сразу даже не узнал. Встречая Петю на лестнице или во дворе дома, я думал о том, какой он неопрятный.

Вечно растрепанный с изорванным портфелем, он производил впечатление человека рассеянного, несобранного. Но сейчас он преобразился до неузнаваемости. Куда девалась его рассеянность и беспечность. Петя был одет просто: черная футболка, шорты. На ногах обычные ботинки.

Он был полностью сосредоточен на игре, внимательно следил за тем, что делалось на поле, и вовремя ловил летящий в ворота мяч. Наступил решающий момент игры. Все наше внимание было направлено на середину поля, где развернулась нешуточная борьба за мяч. Соперники всячески старались забрать его у наших защитников. Им это не удавалось. Но они не сдавались и шли в атаку вновь и вновь.

Петя, согнув ноги в коленях, упершись в них руками в перчатках, ждал, готовый в любой момент отразить удар. Но ему этого делать не пришлось. Старшеклассник, бывший на матче судьей, объявил, что время вышло.

Игра была окончена. Расстроенные соперники нехотя побрели домой. А мы радовались нашей победе. Я поздравил Петю с великолепной игрой, и мы вместе направились к дому, обсуждая лучшие моменты.

С тех пор я часто бываю на пустыре, болею за команду нашего двора.

Сочинение от первого лица

Все творчество Григорьева полностью посвящено детской и школьной тематике. Не исключение и его картина «Вратарь». Эта картина была написана в 1949 году, но до сих пор не потеряла своей актуальности, ведь футбол – это любимое занятие ребятишек школьных возрастов, которые хотят отдохнуть от уроков.

Когда я смотрю на это полотно, то вижу таких же детей, как и сейчас, увлеченно играющих в веселую спортивную игру. На картине изображен теплый октябрьский денек, когда листья на деревьях уже пожелтели и начали постепенно опадать, но холода еще не пришли, что видно, по голым ногам одного из ребят.

При взгляде на картину, мое воображение рисует картину, как ребята собираются на пустынном местечке рядом со школой и размечают территорию футбольного поля, сложив по углам свои портфели и ранцы. После чего ребята разделились – кто-то из них сел на скамеечку, чтобы следить за игрой, а остальные разбились на две команды и азартно погнали по полю свой мяч.

И вот наступает тот момент, который и запечатлел на картине художник. Глядя на нее, я вижу, что мальчик с голыми ногами сделал напряженную стойку и всматривается прямо перед собой, куда повернуты также головы всех зрителей. Я не знаю, что там происходит, но ясно, что изображенный на картине момент будет переломным в игре – и мяч или влетит в ворота команды-противника вратаря с перебинтованной ногой, который изображен на переднем плане картины, или ему самому придется вступить в игру, защищая свои ворота…

Чем закончится эта игра, невозможно сказать, но одно знаю точно, что при взгляде на картину, меня охватил невероятный азарт от этой удивительной игры – футбола! Такой же азарт, который охватил и всех, кто изображен на картине – от самых маленьких детей до взрослого мужчины, который тоже не смог отказать себе в удовольствии посмотреть на увлекательное действо.

Картина С. А. Григорьева "Вратарь".
С. А. Григорьев - известный украинский художник, автор многих картин, персонажами которых являются дети. Одна из лучших работ живописца - картина "Вратарь", написанная в 1949 году.
Действие происходит на школьном дворе в один из тёплых дней ранней осени. Вдали виднеются дома, стройки и пустырь, скрывающиеся в сиренево-голубоватой дымке. Границы ворот - сумки и кепки ребят.
Главный герой картины - долговязый светловолосый мальчик. Он один выглядит как настоящий спортсмен, на нём синие шорты, свитер, чёрные кожаные перчатки, спущенные носки. У мальчика перевязано колено, и это показывает, что он играет не в первый раз. Вратарь стоит в напряжённой позе: широко расставив ноги, опершись руками в колени, следит за действиями противника. За вратарём расположился, выпятив живот, заложив руки за спину, в красном лыжном костюме, его помощник, в любой момент готовый поймать мяч.
Зрители разместились на неаккуратно сложенных досках. Все они разных возрастов. За игрой следит мужчина, проходивший мимо и увлечённый возгласами детей. Активнее всех "болеют" мальчик в тёмном костюме и девочка в красном капюшоне. Остальные ребята более спокойны. Все болельщики смотрят в одном направлении. Из этого можно сделать вывод, что сейчас будут бить пенальти. За игрой наблюдает и маленькая белая собачка, свернувшаяся в клубок у ног детей.
Художнику удалось единым действием объединить довольно много персонажей. Каждой детали найдено своё место, каждый герой раскрыт по-своему объективно. Колорит картины разнообразен. В ней как бледные, телесные оттенки, так и яркие краски.
Мне, как и многим мальчишкам, нравится наблюдать за игрой кого-либо в футбол. Быть болельщиком - очень увлекательное занятие.
Картина мне понравилась, потому что художнику удалось передать накал футбольных страстей.

Описание картины С. Григорьева "Вратарь"
План сочинения.
Сергей Алексеевич Григорьев и его картина "Вратарь"
Сюжет и композиция картины
Образ вратаря

Сергей Алексеевич Григорьев родился в 1910 г.
В творчестве художника важную роль играет тема молодости, физического и духовного здоровья человека. Особенно часты у Григорьева детская и школьная темы. Детям посвящены лучшие работы художника. Картина "Вратарь" принесла Григорьеву заслуженную славу. За некоторые работы, в том числе и за "Вратаря", Григорьев получил Государственную премию. Именно об этой картине пойдет речь в данной работе.
Эта картина очень динамична. Сюжет ее следующий. На полотне царит осень, о чем свидетельствуют темное пасмурное небо, желтеющая и опадающая листва. Ребята возвращались из школы и зашли на пустырь поиграть в футбол. Пустырь находится сравнительно недалеко от города, на горизонте виднеются какие-то строения, даже просматриваются купола церкви. Ребята соорудили ворота из портфелей и школьных сумок, просто бросив их на землю, и завязалась увлекательная игра. О том, что игра азартна, свидетельствует неприкрытый интерес болельщиков. Зрители сидят на штабеле из досок.
Центральным персонажем картины является мальчик-вратарь. Вратарь стоит, согнувшись, поза его напряжена, он сосредоточенно следит за игрой. По его позе можно предположить, что мяч пока далеко от ворот. Но в любой момент мальчик готов вступить в игру и защищать свои ворота. Герой хочет походить на настоящего вратаря. У него поза профессионального футболиста, на руках перчатки. Замотанная бинтом коленка свидетельствует о том, что не впервые вратарь стоит на футбольном поле, и всегда он защищал ворота, даже ценой собственных коленей. Возникает ощущение, что мальчик нередко наблюдал за игрой в футбол и стремится подражать футболистам даже в одежде. На ногах у мальчика спущенные чулки и подвязанные тесьмой калоши. Видно, что вратарь - храбрый, бесстрашный мальчик, увлеченный своим делом.
За вратарем стоит, заложив руки за спину, маленький мальчик в красном костюме. Кажется, что он тоже считает себя почти профессиональным футболистом, с видом знатока ребенок следит за игрой. Но в команду его пока не принимают.
Взоры всех болельщиков устремлены вправо, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Остальные игроки с мячом не изображены на полотне, но напряженное внимание зрителей свидетельствует о жаркой схватке. Мужчина в шляпе и пиджаке, кажется, целиком захвачен зрелищем игры и словно бы сам хочет принять в ней участие. В его позе художник сумел изобразить напряжение и готовность к порывистым движениям. Мужчина сидит, слегка расставив ноги, оперевшись ладонями о колени и подавшись вперед и вбок, туда, где игроки бьются за мяч. Вероятно, молодой мужчина и сам хорошо играет в футбол. А возможно, он вспомнил собственное детство и такие же гонки с мячиком на пустыре.
Мальчик в лыжном костюме и красном галстуке не меньше увлечен игрой. Он смотрит, вытянув голову вперед и приоткрыв рот. Мальчик с малышом на руках и девочка в школьной форме, с красным бантом в волосах также внимательно смотрят за игрой. Другие девочки, сидящие на досках - с куклой, в капюшоне, в красной шапке, - более спокойно относятся к игре, но тем не менее внимательно за ней наблюдают. Самые спокойные, даже равнодушные к игре персонажи картины - малыш в пуховом платке и белый лохматый пес с черным ухом. Ребенок спокойно прислонился к брату, а собака свернулась клубочком и дремлет.
Картина называется "Вратарь", и это название отражает суть задумки художника. Григорьев стремился изобразить мальчика, стоящего на страже ворот.
Несмотря на то что зрители не видят собственно футбольного матча, можно понять, что Григорьев отобразил один из наиболее острых моментов игры. Это чувствуется и в позе вратаря - напряженной, исполненной ожидания, и в явном интересе зрителей.
Для раскрытия замысла Григорьев использует такие средства живописи, как освещение, цвет, композиция. Построение картины достаточно простое и максимально отражает авторский замысел. Как мы уже говорили, центральное место занимает вратарь, главный герой полотна. Вратарь изображен на переднем плане, отдельно от других игроков команды. На втором плане можно увидеть детей и молодого мужчину. На заднем плане картины угадываются город, высотные здания, жилые дома. Важную роль в восприятии картины играют детали. Внимание привлекают сооруженные из портфелей и сумок ворота, забинтованное колено вратаря.
Картина решена в теплой цветовой гамме. Художник использует оттенки желтого, светло-коричневого, красного. Земля на картине светло-коричневая, вытоптанная, лишенная растительности, и зритель понимает: футбольная игра далеко не впервые проводится на этом пустыре. На кустарниках и поле можно увидеть золотистые листья, рыжевато-желтые доски играют роль лавочки для болельщиков. Красные тона отразились в костюме маленького мальчика, банте и шапочке девочек. Такие цвета помогают художнику передать напряженность действия, матча.
Картина Григорьева передает ощущение воздушности, прозрачности осеннего воздуха. Пейзаж в данной работе играет роль фона, он ненавязчив и исполнен в достаточно приглушенных красках: словно затуманенный город на заднем плане, темные и теплые тона земли, светлые неяркие кустарники. Все в картине подчинено основному замыслу художника и тонкого психолога: наиболее точно изобразить юного вратаря, всецело увлеченного игрой и ответственно относящегося к своей роли. Картина Григорьева - это рассказ о детях, играющих в футбол.

История и описание картины «Вратарь» известного советского художника Сергея Григорьева. Сочинение по картине для 7 класса.

Кто написал картину «Вратарь»

Автором картины является советский художник Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988). Стал одним из самых прославленных советских живописцев. Народный художник СССР, Лауреат двух Сталинских премий второй степени. Самыми известными работами Сергея Григорьева стали «На собрании», «Приём в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вернулся» и другие, в частности та работа, которую мы здесь обсуждаем. Наиболее известен, как представитель социалистического реализма и советского бытового жанра живописи. Особенное внимание уделял молодёжи и школьникам, как молодому поколению, призванному продолжать дело своих предков.

В каком году была написана картина «Вратарь»

Сергей Григорьев написал картину в 1949 г. Холст, масло. Размеры: 100 × 172 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В 1950 году картина была награждена Сталинской премией II степени.

Описание картины «Вратарь» Григорьева

Картина является ярким проявлением соцреализма в советской живописи. На картине представлена бытовая жанровая сцена. Действие происходит в Киеве, в послевоенное время. Картина стала настолько яркой и знаковой, что её рекомендовали школам для написания сочинений в советское время, и продолжают делать это сегодня. Игра в тяжёлое послевоенное время является символической, воспитывает в детях не только познания в плане изучения живописи, но также рассказывает о непростой истории середины прошлого века.

Жанровая сцена рассказывает о том, что жизнь продолжается. Война прошла и дети вновь могут играть в футбол. Все герои картины во время войны в той или иной степени пострадали, ощутили лишения и горе, но теперь жизнь возвращается на круги своя, они вновь могут после школы беззаботно выйти на улицу и просто погонять в футбол.

Художнику удалось создать действительно впечатляющее полотно. Каждый герой картины по-своему убедителен. Все персонажи картины объединены общим порывом и одинаково переживают за исход игры.

Интересно, что художник на своей картине опустил борьбу за мяч, которому бы посвятили внимание другие художники. Здесь мяч находится за пределами картины. В центре же находится белобрысый парень. Он стоит в импровизированных воротах, которые наспех соорудили из школьных портфелей.

Мальчик на картине сосредоточен. Он полностью поглощён игрой. Сейчас для него нет ничего важнее, чем этот самый мяч, который нужно обязательно поймать.

Зрители на заднем плане обращают внимание за пределы футбольного поля. Все они с нетерпением ждут, когда состоится удар, и сможет ли вратарь поймать мяч. Колено мальчика забинтовано, но он не боится сложностей и продолжает стоять за свою команду. Позади него важно стоит ещё один мальчик, который не принимает участия в игре, но ловит и возвращает мяч на поле, так как у «ворот» здесь нет сетки.

Многие искусствоведы считают, что картина насквозь пропитана отсылками к войне. Через детскую игру автор передал царившую тогда атмосферу героизма. Главная фигура - вратарь - является символом советского воина, который героически стоял за свою страну и за мир во всём мире. До последнего он охранял рубежи, не смотря на раны (повязка на колене), готов был принять любой удар. По мнению искусствоведов, художник по этой же причине перенёс сюжет работы на окраину города - отсылка к линии обороны, которую враг не должен преодолеть.

На картине представлен только один взрослый. Он не является тренером команды. В его руках папка с бумагами. Судя по всему, он направлялся по делам, но решил посмотреть чем закончится футбольный матч. В символическом смысле, взрослый мужчина играет роль наставника, человека, который передаёт опыт старшего поколения, во всём поддерживает молодёжь, радуется каждой их победе. Всё вместе — это символ восстановления страны после войны, надежда на молодёжь, которая должна поднять страну из руин.

Предположительно, Сергей Григорьев написал картину из сада Киевского художественного института. Именно с этого места открывается такая панорама.

План сочинения по картине «Вратарь» 7 класс

  1. Автор картины С. А. Григорьев
  2. Описание картины
  3. Время года
  4. Вратарь
  5. Зрители, болельщики
  6. Мои впечатления

Сочинение по картине «Вратарь» 7 класс

Картина «Вратарь» была написана советским художником Сергеем Алексеевичем Григорьевым в 1949 г. Полотно находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

На картине мы видим сцену футбольного матча. На переднем плане — мальчик, который стоит, расставив ноги и уперев руки в колени, как профессиональный вратарь. По бокам от него лежат два портфеля, которыми игроки обозначили пределы ворот. Позади вратаря стоит мальчик помладше. На нём яркий красный костюм. Он выполняет роль ловца мячей. Так как нет сетки, мяч вылетает за пределы. На заднем плане находятся зрители - 7 детей и один взрослый, а также собака. Действие происходит на пустыре. Вдалеке видны серые здания.

Художник изобразил сцену в атмосфере холодной осени. Это можно увидеть по трём признакам. Во-первых, самый яркий признак - жёлтые листья, которые уже почти полностью опали с деревьев и лежат на земле. Во-вторых, хмурое осеннее небо. В третьих, дети одеты тепло, так как наступают первые холода.

Главным действующим лицом картины является вратарь. Художник решил сосредоточить внимание зрителя именно на нём, а не на мальчике, который сейчас будет бить штрафной. Вратарь полностью сосредоточен на мяче. Во что бы то ни стало, чтобы не подвести команду, ему необходимо его поймать. По всему видно, что он любит играть в футбол, и уже успел получить травму - у вратаря перевязано колено.

Стоит обратить внимание на зрителей. Они находятся на заднем плане, расселись на досках. Каждый из персонажей увлечённо смотрит за происходящим на поле и ждёт развязки, даже девочки, одна из которых нянчит куклу.

Среди болельщиков оказался и взрослый мужчина. В руках он держит папку с бумагами. Судя по всему, мужчина в шляпе куда-то направлялся, но, увидев увлекательную игру, решил поболеть за мальчишек. С улыбкой и нетерпением он ждёт удара по мячу, приняв почти такую же позу, как и сам вратарь.

Картина является очень жизненной и правдоподобной. Такие сценки многие из нас могут видеть каждый день. Дети после школы устраивают матчи по футболу. В этом нет ничего необычного, однако талантливый художник Сергей Григорьев сумел поймать такой момент, который заставляет переживать зрителя. Простая сценка из повседневной жизни трогает до глубины души, радует сердце. Кажущаяся простота сюжета продумана скрупулёзно, с тщательной прорисовкой каждого персонажа, его характером, настроением. Всё вместе это создаёт особую атмосферу, которая воодушевляет и заставляет радоваться обычным мелочам.

Несмотря на большой объём живописных работ советского периода в журнале, о самих пишу непростительно мало. Исправляюсь. Украинский художник, дважды лауреат Сталинский премии за свои работы, незамысловатые по сюжету, словно невзначай подсмотренные в соседнем дворе или квартире, привлекающие зрителей узнаваемостью персонажей. О его новых полотнах писали газеты, их обсуждали в коллективах, печатали на открытках, репродукции вешали над кроватями и рабочими столами...
Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988)
Сергей родился 5 июля 1910 года в городе Луганске в многодетной семье, где был двенадцатым ребенком.

Сергей Алексеевич рассказывает: «Родился в Луганске, а детство прошло в Запорожье. На железной дороге работал кондуктором мой отец Алексей Васильевич. Фамилии моих родителей были: отца, украинца - Григораш, матери, молдаванки - Кондра. Отец рассказывал мне, что по фамилии Григорьев его записали в паспорт, когда он пошел работать на железную дорогу. В селе отец был единственный грамотный и по понятиям односельчан сделал блестящую карьеру, пройдя путь от станционного чернорабочего до кондуктора пассажирского поезда.

Путь этот был длинный, и сначала семья наша, как и все односельчане, жила очень бедно. В сырых землянках и бараках дети рождались и умирали. Став кондуктором, отец получил квартиру в одноэтажном четырехквартирном доме. Электричества еще не было, вода - в колодце. Купались и стирали после большого дождя, набрав воды во все ведра и кадки.

Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет отца»
работа 1925 года; юному живописцу на тот момент было всего 15 лет !

В первые годы после революции учился в единой семилетней школе. Школу я не любил, но очень много читал, имел хорошую память и много знал для своего возраста. Систематических знаний не имел, не знал в нужных объемах по школьной программе физики, математики. В дальнейшей жизни это не раз приводило к большим неприятностям
В нашем классе был ученик Толя Амелин, который прославился на всю школу как художник, так как срисовал с картинки портрет Тараса Шевченко в барашковой шапке, а потом и самого Карла Маркса. Как-то за пропуск уроков на меня сердился зав. школой и, как пример, указывал на Амелина. У меня взыграло самолюбие, и я взял да и срисовал Шевченко из учебника украинского языка. Это был мой первый рисунок. Все пришли в изумление, а учитель рисования стал помогать мне, учил рисовать разные несложные предметы с натуры, даже подарил новый карандаш и тетрадь для рисования. Так я взялся тогда рисовать, уже совсем забыв о других уроках…»

В 1923-1926 годах учеба в Запорожской художественно-профессиональной школе. Затем неудачная попытка поступления в Академию художеств в Ленинграде (в те годы – Высший художественно-технический институт), после чего в 1928 году поступил на живописный факультет Киевского государственного художественного института, получив после окончания специальность графика и живописца. Среди учителей его были известные русские и украинские художники - М. Куприянов, В. Фаворский, Ф. Кричевский, Ф. Красицкий. .

1929 - вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины». Увлечение авангардными течениями, влияние «бойчукистов».




1930 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Сделано на Донбассе»



1930-е Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет женщины с наклоненной головой»



1930-е Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Сталин с трубкой»

После окончания института, в 1932 году Сергей Алексеевич переехал в Харьков. Работал в республиканском издательстве «Мистецтво». Создал серию плакатов «Передовики Донбасса», «Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия» и др.

В 1932 году Сергей Алексеевич женился на Любовь Игнатовна Стелецкая (1910 - 1991), которая была тоже графиком и живописцем. В 1933 родились дочери-близнецы Майя (1933-2004), ставшая позже женой опального художника Виктора Зарецкого, и Галина.

В 1934 году его назначают на должность доцента кафедры рисунка Киевского художественного института. В возрасте двадцати четырех лет , начав преподавать в том же институте, который недавно окончил сам, он смог завоевать любовь и уважение студентов. С этого момента начинается педагогическая и творческая деятельность, которая продолжалась всю жизнь. А собственно живопись в 30-е годы как-то не давалась ему. Темы и стилистика его ранних картин типичны для того времени: физкультура, приподнято бодрые композиции...



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Бросает диск»
И вот в 1937 году, может быть, только как пробу, как проверку себя и зрительской реакции выставил Сергей Григорьев небольшую работу «Дети на пляже». На песчаной отмели расположилась детвора. Трое ловят рыбу, используя вместо бредня майку. Старший занят с младшим братишкой: лежит на песке, спустив ноги в воду, а белоголовый карапуз размазывает мокрый песок по его загорелой спине - моет... И вот именно эта нехитрая сценка была замечена. Около нее задерживались зрители, ее обсуждали знатоки и ее купил с выставки Киевский музей украинского искусства.



1937 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Дети на пляже. На косе»


1939 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Модель в студии»


1941 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет Фомина»

С 1940 по 1945 год Сергей Алексеевич в качестве офицера-политработника участвовал в Великой Отечественной войне. В годы войны почти забросил живопись - не мог, наверное, не до искусства было. Зато сразу после Победы он написал целую серию акварельных пейзажей - уцелевшие от бомбежек районы Киева. Но война, развалины - это смерть, а живопись - жизнь. Не может, во всяком случае, не должно быть живописи, посвященной смерти.



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «После войны»



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Руины»


1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вознесенский спуск»



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Возле речки»



1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Купание»


1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Мальчик в белом»


1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Девочка в шубке»


1946 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Художница» жена живописца


1947 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Шестиклассница»



1947 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «На собрании»


1947 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Портрет художника Константина Зарубы»

В 1948 году Сергею Алексеевичу было присвоено звание Заслуженный деятель искусств УССР.


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Юные натуралисты»


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «В родной семье»


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Натюрморт»


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Школьница»


1948 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Лыжница



1949 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вратарь»



1949 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Прием в комсомол»



Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Прием в комсомол»
после развенчания культа И.Сталина художник убрал с полотна его бюст



1950 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Обсуждение двойки»

В 1950 году присуждение Сталинской премии второй степени за картины «Вратарь» и «Прием в комсомол».

В 1951 году мастеру присуждено звание Народный художник УССР, и вручен орден Трудового Красного Знамени. А так же присуждена Сталинская премия второй степени за картину «Обсуждение двойки».
Создал шаблонно-оптимистичную картину «Энтузиасты Каховки»; после этой неудачи три года не выставлял новых работ. С 1951 по 1955 годы был ректором Киевского художественного института



1950-е Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Портрет Дины Фруминой»


1952 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Пионерский галстук»


1952 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Голова мальчика»

Когда в 1954 году на выставке в Москве, посвященной 300-летию воссоединения Украины с Россией Сергей Алексеевич показал зрителям картину «Вернулся», о ней заговорили. Зал, где она была представлена, всегда был полон народа, и люди не спешили отойти от картины. А после, бывало, что и не день, и не два спорили дома, на работе, с друзьями, сослуживцами: «Простит она его или не простит?»



1954 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вернулся»
...Тяжелый мужской ботинок поставлен рядом с хрупким игрушечным сервизом. И от неуместности этого соседства с особенной остротой ощущается, сколь чревато опасностью для мира детства вторжение в него взрослых неурядиц, бед и сложностей. Пепел дымящей папиросы сыплется на цветной коврик, где только что угощались чаем плюшевый мишка и кукла. Но грузный мужчина - отец, усевшийся на детский столик, не замечает всей нелепости своего поведения. Ведь он шел сюда с двумя коробками конфет и с уверенностью, что его приход станет в покинутой семье праздником. И вдруг встретил отчужденность в маленькой дочери, непримиримость в сыне-подростке.

Более противоречивый внутренний разговор читается нами во взглядах, позах, выражениях лиц мужчины и женщины, которые когда-то были самыми близкими друг другу людьми, а теперь выяснилось, что этот внешне сильный человек никогда и не был жене защитой, опорой, другом. Грустная и усталая женщина оказалась сильнее, выше его душевно. Но она его не просто судит, она понимает его слабость. Судят этого человека зрители.

Григорьевские картины словно бы читаешь. Быть может, потому что Сергей Алексеевич в жизни великолепный рассказчик, и этот дар образного повествования выбрала его живопись. Об этом говорится во многих монографиях о творчестве С.А. Григорьева, публикациях, статьях, очерках.
В жанровых картинах его кисти, принесших ему широкую известность, художник проявил большое композиционное мастерство, умение передать тончайшее состояние человеческой души, проникновенно раскрыть детский характер. (Наталья Бугаева, старший научный сотрудник отдела современной истории Луганского музея)






Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Вернулся» эскиз



1955 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910 - 1988) «Весёлые зрители»


1955 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Новый велосипед»


1955 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Портрет Михалева»


1958 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Курит»



1958 Григорьев Сергей Алексеевич (СССР, 1910-1988) «Рыбачок»


1950-е Григорьев Сергей Георгиевич (СССР, 1918-1984) «Народная артистка СССР В. Н. Пашенная».


1951 Григорьев Сергей Георгиевич (СССР, 1918-1984) «Пионер»


1948 Григорьев Сергей Георгиевич (СССР, 1918-1984) «Наташа»


Григорьев Сергей Георгиевич (СССР, 1918-1984) «Автопортрет» 1936

Продолжение следует...

Картина «Вратарь» Григорьева была написана еще в 1949 году. Но смотреть на нее интересно и сейчас, потому что она посвящена никогда не устаревающей игре – футболу.

На картине изображен матч и наблюдающие за ним зрители. Картина привлекает внимание своей непринужденностью. Кажется, что ребята только что прибежали из школы на пустырь, сделали из портфелей ворота и начали игру. Любопытной особенностью картины служит то, что на ней не нарисовано полевых игроков. Мы видим только одного из них, вратаря. Именно с его описания, как я думаю, нужно начинать описание картины «Вратарь» Григорьева.

Это мальчик лет двенадцати-тринадцати. Он стоит, полусогнувшись, ожидая мяча. Его лицо выражает серьезность, он очень увлечен игрой. Видно, что мальчик – опытный вратарь. У него уверенная поза и сильные, жилистые ноги. Даже своей одеждой он хочет походить на настоящих футболистов. На нем надеты шорты (а ведь судя по одежде зрителей, на дворе уже прохладная осень), а на руках – перчатки. Они помогают вратарю в игре. На ноге у него повязка – наверное, ему не повезло в одном из предыдущих матчей.

Что происходит на поле, зрителю не видно, и из-за этого лично мне картина кажется еще интереснее. Можно только догадываться, где сейчас мяч, когда он прилетит в ворота и повезет ли вратарю. Но, судя по лицам наблюдающих за матчем, игра в самом разгаре. А если приглядеться к сосредоточенному лицу вратаря, можно уверенно сказать, что он мяча не пропустит!

Нарисованные зрители в картине играют не меньшую роль, чем фигура главного героя. Их достаточно много. В основном это такие же, как и мальчик-вратарь, школьники. Но в самом углу картины виднеется фигура взрослого человека в костюме, в шляпе и с папкой на коленях. Похоже, что он шел куда-то по делам, но остановился, увлеченный сражением. Мне очень нравится его поза и лицо, потому что видно, что он по-настоящему заинтересован игрой и не считает ее детскими глупостями. Если бы он мог, он бы и сам побежал на поле.

Не меньше захвачен событиями и маленький мальчик в красном спортивном костюме. Его явно не взяли в игру из-за того, что он еще маленький, но он отчаянно хочет оказаться среди игроков. Вот он и застыл за спиной у вратаря, чуть отклонившись назад, так, что вся его фигура выражает протест. Думаю, он обижен на школьников, но не может уйти – слишком уж интересно все происходящее.

А еще среди зрителей изображены девочки. Одна из них, с ярко-красным бантом, внимательно наблюдает за игрой. Видно, что у нее боевой характер и что она бы тоже могла играть. Вторая, совсем маленькая зрительница, сидит на коленях у брата. Неизвестно, понимает ли она что-нибудь, но смотрит очень внимательно.