Зеркало дракулы в особняке брусницыных. Зеркало дракулы-в мистическом особняке брусницыных. Из крестьян в промышленники-миллионеры

Петербург – город с многовековой историей, выросший из болота по велению императора Петра. С давних пор ему приписывают мистические свойства, а люди замечают, что есть в Северной столице особенные места – места силы. И те, кто умеет чувствовать кожей, ощущают там едва заметное дыхание чего-то потустороннего…

«Комсомолка» вспомнила десять самых мистических мест, по которым лучше не гулять в одиночестве.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК

Михайловский замок по праву занимает первое место в нашем хит-параде. Император Павел хотел сделать из него неприступную цитадель, со всех сторон окружив рвами с водой, но это не помогло ему спастись от заговорщиков.

Призрак императора до сих пор бродит по коридорам замка, не в силах выбраться из своего вечного заточения. Размытую фигуру в белом балахоне со свечой в руке во время Финской войны видели даже охранники дворца.

«Поначалу показалось, что окно осветила фарами припозднившаяся машина, но фары так высоко не светят. А затем со стороны перекрытой решеткой лестницы в полнейшей тишине в коридор шагнула светящаяся фигура в светлом балахоне. От полной невозможности подобного зрелища я замер, даже перестав дышать. Фигура продвинулась, словно проплыла до середины коридора, и я с ужасом представил, что она сейчас повернется и двинется в нашу сторону. Но она, чуть помедлив, повернулась в противоположную…», - рассказывал один из них.

Говорят, чтобы не навлечь на себя гнев привидения, нужно произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество».

ГДЕ: Садовая, 2.

ДОМ БРУСНИЦЫНЫХ

Неприметное здание на Кожевенной линии Васильевского острова хранит в себе множество тайн и загадок. В конце 19 века здесь жила семья купца Брусницына . Хозяин не скупился на диковинные вещички для интерьера и однажды заказал из Европы зеркало неписанной красоты. Раньше оно висело в итальянском палаццо, где хранится прах графа Дракулы.

Как только долгожданная покупка прибыла в Петербург, купец повесил ее на самое видное место в гостиной, но вскоре хозяева заметили, что в их доме стали происходить необъяснимые вещи. Со всеми, кто любовался своим отражением в зеркале, происходили неприятности – оно словно до капли высасывало удачу. А следом в семью Брусницыных и вовсе пришла беда – по неясным причинам скончалась их внучка. После этого зеркало сняли и заперли в темной кладовке, куда никто никогда не ходил…

Проходили десятилетия, но зеркало не утратило своей мистической силы. После революции его повесили в ДК имени Кирова , но потом снова вернули в особняк – в кабинет заместителя директора кожевенного завода. Вскоре после этого он бесследно исчез. Как и рабочий, нечаянно посмотревшийся в зеркало.

С тех пор, как управление завода переселили в другое здание, особняк пустует. Сейчас по нему и не скажешь, что когда-то оно было одним из самых богатых домов Петербурга.

ГДЕ: Кожевенная линия В.О., 27.

РОТОНДА С ЛЕСТНИЦЕЙ ДЬЯВОЛА

Винтовых лестниц в петербургских парадных хоть пруд пруди, но ту, что скрывается в доме №57 по Гороховой улице не даром называют ротондой. Ступени вьются вдоль круга, очерченного шестью колоннами, а венчает их голубой купол.

«Просто необычная парадная!», - воскликнет прагматик. Но вот вопрос – к чему такие архитектурные изыски, если во всем подъезде всего три квартиры? И те – лишь на третьем этаже.

Создается впечатление, что здание строили лишь для того, чтобы скрыть укромное местечко от посторонних глаз. В начале 19 века домом владел известный масон граф Андрей Зубов. Поговаривают, что именно здесь принимали в свой круг начинающих членов тайного общества.

Знатоки уверяют, что подвал дома по-прежнему пропитан тайнами и загадками. Однажды туда зашел семнадцатилетний студент, а через пять минут он вышел поседевшим стариком, совершенно лишенным разума.

Частым гостем на винтовой лестнице становится сам дьявол, и если попросить его о чем-то ровно в полночь, то он поможет исполнить желание. Только вот с такими просьбами стоит быть аккуратнее – как бы не пришлось расплачиваться душой.

ГДЕ: Гороховая, 57

БАШНЯ ГРИФОНОВ

В середине 18 века здесь располагалась аптека фармацевта Пиля. Легенды гласят, что в стенах странного строения он не только готовил лекарства, но и занимался алхимией. Чтобы сохранить свои секреты, доктор выводил грифонов, которые охраняли башню от незваных гостей. Поговаривают, что и по сей день по ночам в окнах соседних домов можно разглядеть тени сказочных существ, но теперь под их опекой находится не только дворик на Васильевском острове, но и весь город.

Таинственными преданиями окутаны и белые цифры на стенах башни. Некоторые верят, что алхимик Пель смог подобрать код Вселенной и в разбросанном порядке написал его на красных кирпичах. На самом деле, цифры появились лишь 1 мая 1994 года, когда совпал День солидарности трудящихся и православная Пасха. Группа художников разместила на башне огромное яйцо и расписала стены. Сейчас их уже закрасили – местным жителям не нравились незваные гости во дворе дома.

Адрес: Дом №6, 7-ая линия В.О.

СЕМИМОСТЬЕ

Вода обладает огромной энергетической силой. Она способна воплотить в жизнь как плохие, так и хорошие мысли человека. Не удивительно, что мостам, нависающим над речной гладью, с давних пор приписывали мистические свойства – одни их боялись, другие восхваляли.

Сразу семь мостов можно увидеть в Петербурге на небольшой территории около Никольского собора. Говорят, что это место не сравнится ни с каким другим по способности исполнять желания. Семерка – сама по себе счастливая цифра. В древнем Египте ее называли символом вечной жизни, в древнем Риме – атрибутом небесных богов. Люди верили, что она может принести счастье, богатство и любовь.

Магическая сила семимостья достигает пика лишь раз в году – седьмого июля в семь часов вечера. В это время там всегда много народу. Говорят, что загаданное желание сбывается на сто процентов.

ГДЕ: Лучше всего выйти на Пикалов мост на набережной Крюкова канала между домами №19 и 21.

СМОЛЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Смоленское кладбище называют одним из самых старых в городе. Несмотря на то, что открыть его приказа лишь императрица Анна Иоановна, первые захоронения на берегу реки появились много раньше. При Петре именно сюда свозили погибших при строительстве города…

Сейчас на кладбище захаживают не только родственники покойных, но и искатели приключений. Любители пощекотать нервишки рассчитывают встретить призраков. Однажды на узких тропинках уже видели бродящую девочку с фарфоровой куклой, которая затем бесследно исчезла в воздухе. А другой раз навстречу студенту-посетителю вышел мужчина в плаще, какие носили члены Мальтийского ордена…

Но самая жуткая история – легенда о сорока священниках. Придание гласит, что после революции на Смоленском кладбище заживо погребли святых отцов, которые не захотели отказаться от веры. Стоны из братской могилы раздавались еще три дня и три ночи – до тех пор, пока на маленький участок земли не снизошел божественный луч. Многие историки сходятся во мнении, что события вполне могли происходить на самом деле.

ГДЕ: Камская, 3, станция метро «Приморская»

БЫВШИЙ ОСОБНЯК КНЯГИНИ ГОЛИЦЫНОЙ

В доме №10 по Малой Морской сейчас находится поликлиника, но когда-то здесь жила известная в Петербурге княгиня Наталья Голицына , фрейлина Екатерины II. Именно она стала прототипом старой графини из поэмы Пушкина «Пиковая дама».

Поговаривают, что светской львице была открыта магия карт, и она владела непреложным правилом: тройка, семерка и туз выигрывают к ряду, но играть больше одного раза не стоит. Легенда гласит, что под конец жизни к Голицыной явился призрак черного офицера, и увел ее в могилу.

Все современники, как один говорили, что княгиня обладала крутым и надменным нравом, лишенных даже самых маленьких женских слабостей. Возможно, именно по этой причине, у поэмы Пушкина тоже отрицательная аура? Театралы отмечают, что практически все постановки провалились или оставались незавершенными.

И еще одна любопытная деталь: в разное время Пушкин и Чайковский жили недалеко от дома Пиковой дамы и оба умерли ровно через три года после выхода своих знаменитых произведений.

ГДЕ: Малая Морская, 10.

ЛИТЕЙНЫЙ МОСТ

Место, на котором находится Литейный мост, вполне обоснованно можно назвать проклятым. В середине 19 века там находилась наплавная переправа, которую снесло бурным ледоходом. Строить переправу начали в 1873 году, но снова неудача: во время работ случилось несколько крупных аварий, при которых погибли около тридцати человек.

Местные частенько жаловались, что в этих местах бродит нечисть, а позже, уже в двадцатом веке, здесь видели призрак Ленина . Странного человека с характерной походкой, в кепке и пальто заметила супружеская пара во время прогулки. И все бы ничего, но дойдя до середины переправы, он просто растворился в воздухе.

Литейный мост и в наши дни пользуется дурной славой. Его часто выбирают самоубийцы, чтобы свести счеты с жизнью.

КРЫША НА ГОРОХОВОЙ

Еще один дом на Гороховой, обладающий волшебной силой. Но на этот раз не темной, а светлой.

Есть негласное правило, что того, кто хоть раз побывал в этом месте силы, обязательно примет Петербург, ведь город на Неве – своенравный. Многим он посылает нелегкие испытания, и тогда, в последней надежде, люди идут на Гороховую, 4.

В свое время так поступила и Диана Арбенина . Тогда она была еще никому неизвестной девушкой, приехавшей недавно с Магадана . Позже певица признавалась, что именно эта крыша принесла ей удачу. Вскоре после визита туда Диана познакомилась со Светланой Сургановой и появилась группа «Ночные снайперы», покорившая миллионы сердец по всей России .

Есть поверие, что забраться на крышу может только по-настоящему добрый человек, а иных она просто не пустит.

ГДЕ: Гороховая, 4.

ТРЕУГОЛЬНИК СМЕРТИ

В геральдике треугольник признается одним из самых древних и мощных универсальных символов. В масонстве он считался фигурой вечности, воплощающей в себе прошлое, настоящее и будущее. Часто треугольник наделяют мистическими свойствами, а на территориях, очерченными тремя линиями, происходят странные вещи: вспомним хотя бы Бермудский треугольник, тайна которого не разгадана по сей день.

Мистическая фигура нашла место и в Петербурге. Ее вершинами считают места, где в разное время происходили по-настоящему трагические и даже кровавые события: Михайловский замок, Спас-на-Крови и Вечный огонь на Марсовом поле. Страшно представить, какая энергетика бьется и не находит выхода на этом скромном пятачке!

Особняк, с которым связана страшная легенда. /Фото:citywalls.ru

В рабочем квартале, расположенном в юго-западной части Васильевского острова в Петербурге, есть загадочный дом. Он затерялся в промзоне среди заводов и складов, и мало кто из туристов, да и самих петербуржцев, знает о его существовании.


Из крестьян в промышленники-миллионеры

В середине XIX века выходец из крестьян тверской губернии Николай Матвеевич (Мокеевич) Брусницын перебрался в Москву и наладил свое дело. Сначала это была небольшая мастерская по выделке кожи, но постепенно бизнес разросся и в конечном счете Брусницыны стали зажиточной и уважаемой в городе купеческой семьей. Своим трем сыновьям купец 1-й гильдии Николай Брусницын оставил в наследство современный завод на шестьсот рабочих мест и заработанные на кожевенном деле миллионы.


Как щедрые благотворители братья Брусницыны содержали богадельню и общежитие, оказывая финансовую помощь семьям своих рабочих. Известно, что на момент октябрьских событий 1917 года здесь проживало около 200 детей и стариков.


На Васильевском острове Брусницыны владели участками на Кожевенной и Косой линиях. На стыке этих двух линий было расположено здание XVIII века, которое Николай Брусницын купил и несколько видоизменил, дополнив, в частности, пристройкой с западной стороны. После смерти отца Брусницыны еще больше переделали здание, заказав работу петербургскому архитектору Анатолию Ковшарову. Выбирая стиль, тот остановился на эклектике, заручившись одобрением хозяев.


Второй этаж стал выше, кроме того, у здания появилась лестница парадного входа, оранжерея, изменилась отделка фасадов. Появился карниз с дентикулами, а также интересный фронтон, полукруглые эркеры и много других новых элементов. Само здание по форме стало напоминать лежащую плашмя букву «Ш», и у каждого брата в этом особняке было свое крыло. Кстати, оригинальные двери входа со стороны Кожевенной линии сохранились до сих пор.


Внутри здание было также богато украшено и выглядело шикарно. В гостиной располагался огромный стол из дуба с 60 (!) стульями - здесь обедала вся большая семья с гостями.



Шикарный интерьер

В здании были и помпезная бильярдная, и курительная комната (кальянная), выполненная в модном по тем временам мавританском стиле, и просторный зал для танцев, оформленный в стиле помещений Людовика XV. Лепные узоры зала изображают мифических героев, растения, цветы, музыкальные инструменты.





Для внутреннего интерьера характерно обилие резных орнаментов. Кстати, деревянные бараньи головы, украшающие двери столовой, в мифологии символизируют торговлю.


Сейчас в здании проходят экскурсии. Посетители неизменно восхищаются фантазией архитектора и деталями изысканного внутреннего убранства, которые сохранились еще со времен первых владельцев - например, шикарной лепниной на потолке (правда, позже покрытой краской) и огромной люстрой. Мраморный подоконник и мраморный камин в танцевальном заде тоже сохранились с купеческих времен.




Смутные времена

После революции новые власти заколотили у здания главный вход, а расположенный на фасаде вензель купеческой семьи сбили, водрузив на его место другого рода «вензель» - серп и молот. Вместо главных ворот сделали заводскую проходную.


Национализированный завод Брусницыных стал носить имя Радищева, и в особняке разместилась его администрация. Интересна и судьба самих бывших владельцев. Если двое из братьев после событий 1917 года уехали за границу, то третий, Александр Николаевич, решил не покидать Россию и остался работать на родном предприятии - правда, уже не в качестве хозяина, а в должности главного инженера и председателя коллегии Управления завода. Увы, в мае 1919-го в квартиру Брусницына явились сотрудники ЧК и, как несложно догадаться, арестовали его как врага народа. Его приговорили к тюремному заключению, но история эта все-таки разрешилась благополучно. Случай, по тем временам, уникальный: возмущенные арестом рабочие завода подали в ЧК ходатайство об освобождении своего начальника, и, в конце концов, добились пересмотра дела. Брусницына выпустили.

Страшная легенда о зеркале Дракулы

С одним из объектов этого особняка связана таинственная и страшная история. Согласно этой странной легенде, наводившей ужас на окрестных жителей и даже сейчас делающей это здание таинственно-мрачным, во время строительства особняка купец Брусницын решил выписать из Италии шикарное зеркало для будущего танцевального зала. И якобы это было то самое зеркало, которое ранее висело в усыпальнице графа Дракулы.


Через некороткое время после того, как зеркало доставили в купеческий дом и установили на стене, все, кто в него смотрелся, стали замечать странные вещи. Человеку либо становилось плохо, либо у него портилось настроение, а некоторые из тех, кто глядел в зеркало, даже становились жертвами несчастных случаев. По слухам, обнаружив такую жуткую закономерность (последним в череде несчастий стала внезапная смерть внучки), владелец приказал снять зеркало и убрать в кладовую.

Дальнейшая судьба зеркала очень туманна. Согласно одной из легенд, его увезли обратно в Европу. По другим слухам, оно так и осталось лежать в кладовой, после революции его якобы перевезли в ДК им. Кирова, а еще через некоторое время власти решили вернуть его в особняк. Зеркало повесили в кабинете замдиректора завода, вскоре после чего он исчез при весьма загадочных обстоятельствах. Также внезапно пропал и один из рабочих завода, который, войдя однажды в кабинет, имел неосторожность посмотреться в это зеркало. После этих странных случаев кабинет якобы заколотили, и в нем уже больше никто не работал.


Но самая жуткая версия о судьбе зеркала до сих пор навевает ужас на особо впечатлительных местных жителей. Согласно этой «страшилке», сей злосчастный предмет хранится в особняке и поныне - мол, он спрятан в некоем секретном помещении и до сих пор влияет на энергетику старинного особняка. Кто-то из любителей мистики даже утверждает, что в темное суток мимо особняка лучше не ходить: якобы из здания то и дело доносятся стоны и непонятный шум.

Съемки фильма на парадной лестнице особняка. / Фото:lenarudenko.lj.com

Построенный на месте древних финских капищ, окружённый водой, которой по славянским поверьям издавна приписывалась особенная сила, пронизанный ветрами Санкт-Петербург с момента образования считался мистическим городом. «Он выстроен на стыке реальности и легенд», – замечал поэт XIX века Василий Жуковский.

Современные экстрасенсы утверждают, что город обладает удивительно мощной энергетикой. Никто из тех, кто приезжает в него, не остаётся равнодушным. Одни восторгаются и безоговорочно влюбляются в его красоты. Другие ощущают странный дискомфорт и стараются уехать побыстрее. Коренные жители Петербурга иногда шутят, что любая дверь парадной может вывести в потусторонний мир. Таинственность, обилие воды, особенная гармония природы и архитектуры роднят Петербург с Венецией. Но есть несколько мистических историй, которые показывают эту связь особенно явно. Одна из них таится под обветшалыми сводами особняка купцов Брусницыных на Васильевском острове. Некогда один из красивейших домов Северной столицы, построенный в стиле эклектики, прочно связан с легендами о зазеркалье.

Зеркало издавна считалось одним из самых загадочных предметов. Ещё у древних египтян существовало поверье, что в зеркалах живут души умерших, а вход в потусторонний мир охраняет зловещий бог смерти Анубис. Особенная сила приписывалась древним зеркалам, которые веками впитывали в себя энергию происходящих вокруг событий. Одно такое зеркало с таинственной историей попало в особняк Брусницыных.

Кожевенные заводчики Брусницыны, крестьяне по происхождению, много работали, мистикой не увлекались, прилежно ходили в церковь, особо не грешили. Первый из них, крестьянин Тверской губернии Николай Мокеевич Брусницын, приехал в Петербург в 1844 году. Он купил небольшой деревянный дом на Васильевском острове и рядом основал кожевенную мастерскую, в которой поначалу работало всего десять человек – они занимались дублением кожи.

Неграмотный, но очень предприимчивый и старательный Брусницын вскоре расширил своё дело, начал торговать. Уже через несколько лет вместо мастерской появилась фабрика, на которой трудились около тысячи рабочих. Дела пошли в гору, Брусницын обзавёлся семьёй и начал перестраивать дом. В 1867 году архитектор А.С. Андреев пристроил несколько флигелей, увеличил высоту этажей, почти полностью переделал фасад здания.

В 1882 году особняк перешёл во владение трёх сыновей Николая Мокеевича – Николая, Александра и Георгия. Братья немедленно затеяли масштабную реконструкцию и пригласили архитектора Анатолия Ивановича Ковшарова, который особенно занялся интерьерами дома, придав им роскошный вид, и устроил зимний сад

Особняк Брусницыных по праву считался одним из самых красивых в Петербурге: парадные белые залы поражали великолепием, в курительную комнату в мавританском стиле гости заходили как в музей. Особой гордостью считался Зеркальный коридор, для которого Брусницыны выискивали в Европе зеркала работы старинных мастеров.

Особо славились венецианские зеркала. Считалось, что итальянским мастерам известен особый секрет, потому и любой человек в нём всегда выглядит лучше, чем в реальности. Такой эффект получался благодаря добавлению в ингредиенты бронзы и золота, и такие зеркала высоко ценились знатоками.

Именно в Италию, в Венецию, направился Николай Мокеевич Брусницын, чтобы приобрести украшения для своего дома. Заметив, что богатый русский купец интересуется старинными зеркалами, один из мастеров упомянул о редкостном экземпляре, созданном, по его словам, ещё в эпоху крестовых походов. Якобы это зеркало обладало особым свойством дарить силу и успех своему владельцу и некогда принадлежало султану Саладину. Именно в него смотрелся султан перед тем, как сражаться с крестоносцами, и рама была изготовлена из обрубков мечей его поверженных противников. «Наверное, такое зеркало очень дорого стоит?» – предположил купец, сразу прикинув цену в уме. «Напротив, – ответил мастер. – Хозяйка отдает его практически за бесценок. Она стара и очень нуждается». Приобрести зеркало султана Саладина, да ещё дёшево? Воодушевившись, Брусницын поспешил по указанному адресу: площадь Сан-Марко, палаццо Лютти.

День выдался ветреный и сырой, волны бились о пристань. Дверь палаццо, украшенную бронзовой мордой льва, открыла сама хозяйка – она жила одна, без прислуги. Визиту Брусницына она не удивилась. Она его ждала, её уже предупредили. Купца поразило лицо женщины – оно было испещрено морщинами, но глаза – ярко-зелёные – сверкали молодо, как два изумруда, а под чёрной кружевной вуалью можно было различить огненно-рыжие волосы, не тронутые сединой. На руках хозяйки сверкали рубиновые перстни. «Это наследство моего отца, – объяснила она, перехватив взгляд купца. – Несмотря на нужду, я не продаю фамильные драгоценности». «А с кем имею честь?» – поинтересовался Брусницын. Ответ прозвучал как гром среди ясного неба: «Княгиня Борджиа».

Родство хозяйки с Борджиа произвело на Николая Мокеевича большое впечатление, об итальянском роде слышал он немало: о знаменитом римском полководце Чезаре Борджиа, а особенно о его дочери Джованне, увековеченной Боттичелли на полотнах в галерее Уффици.

Хозяйка провела Брусницына в зал и показала зеркало. Оно было большое, овальное и словно светилось изнутри. «Мне сказали, оно раньше принадлежало Саладину», – сказал купец, не отрывая взгляда от диковины. «Да, так и есть, – ответила княгиня. – В одном из походов оно было захвачено рыцарями-тамплиерами и хранилось в крепости на острове Родос. После того как остров захватили турки, оно снова перешло во владение султанов. Позднее его похитил Влад Дракула, валашский князь. И оно висело в замке Бран, пока он был жив».

Больше об истории зеркала хозяйка ничего не могла сказать. Но диковина очень понравилась купцу. Она идеально подходила в Зеркальный коридор на место над камином, куда никак не могли подобрать зеркало – то форма не та, то не тот размер. Тут же все совпало идеально. К тому же и цена-то красная, что называется, чуть не даром отдают. Это не могло оставить равнодушным расчётливого купца. Очень выгодный товар!

Возможно, Николай Мокеевич и колебался бы в иных обстоятельствах, возможно, и поторговался бы ещё – как не поторговаться! – но взгляд зелёных глаз княгини окончательно предопределил его выбор. В какой-то момент все морщины с лица её исчезли, и женщина с картины Боттичелли в галерее Уфицци предстала перед Николаем Мокеевичем. Сделка была заключена.

Виктория Дьякова

Продолжение в №10/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 90-93

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

В евангельской истории о воскресении Иисуса Христа говорится о том, что Мария Магдалина, а затем апостолы Пётр и Иоанн, придя в пещеру, где было оставлено тело их Учителя, снятое с креста, не обнаружили его там. Но жены-мироносицы, которые явились ко гробу Христову первыми, видели ангела, ослепительного, словно молния. Когда подобрали пелены, в которые был завёрнут Иисус, и плат, покрывавший его голову, стало окончательно ясно - тела в пещере нет! Так Евангелие повествует нам о чудесном воскресении Иисуса… Но, может быть, люди, находясь в состоянии глубокого потрясения от увиденного, чего-то не заметили?

Лесосплавом занимались издавна и вплоть до конца XX столетия. От Скандинавии до Альпийских гор, от русских северных земель до днепровского бассейна, по рекам шли «поезда» - бревна, связанные в плоты, управляемые сплавщиками.

Наверное, здесь стоило бы написать что-нибудь возвышенное, патриотическое… Но, пожалуй, нет. Афганская война стала горьким опытом для всех её участников. Бойцов контингента считали спасителями, защитниками угнетённых, а потом обвинили во всех бедах. Сделали крайними в навязанной войне. И за что же они сражались в чужом Афганистане?

Первый компьютер был создан мужчиной. Но заставить это устройство понимать языки программирования и считать удалось женщине. Она предвосхитила возникновение проблемы искусственного интеллекта ещё тогда, когда вообще никто её не обсуждал, и ответила на вопросы, которые будут заданы лишь спустя столетие.

Феномен сохранения мёртвого тела нетленным с давних пор привлекает внимание исследователей. Такое противоречие законам природы учёные пытаются объяснить физическими свойствами окружающей среды или секретами бальзамирования, но однозначного решения загадки до сих пор не существует.

День 11 сентября 2001 года стал в общественном сознании неким рубежом - датой выхода международного терроризма на качественно новый уровень противостояния общественно-политическим институтам, которые так называемый свободный мир декларирует как единственно правильные. Но обстоятельства этой трагедии невольно наводят на некоторые «неправильные» мысли.

Многим знаком по голливудским фильмам вертолёт «Чинук» - длинный, с двумя винтами, перевозящий туда-сюда морпехов США. Однако американцы не первые, кто изобрёл машины такого типа. Можно с гордостью сказать, что именно в СССР придумали вертолёты продольной схемы, а американцы идею позаимствовали - редкий случай.

5 сентября исполнилось 90 лет со дня гибели легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева. Сегодня уральские краеведы располагают сенсационными сведениями о жизни, деятельности и смерти красного командира. Эти сведения они разыскали в архиве города Уральска.

Изысканный особняк в заводском районе смотрится очень неожидано.

Из крестьян в промышленники-миллионеры

В середине XIX века выходец из крестьян тверской губернии Николай Матвеевич (Мокеевич) Брусницын перебрался в Москву и наладил свое дело. Сначала это была небольшая мастерская по выделке кожи, но постепенно бизнес разросся и в конечном счете Брусницыны стали зажиточной и уважаемой в городе купеческой семьей. Своим трем сыновьям купец 1-й гильдии Николай Брусницын оставил в наследство современный завод на шестьсот рабочих мест и заработанные на кожевенном деле миллионы.


Семья Брусницыных с близкими.

Как щедрые благотворители братья Брусницыны содержали богадельню и общежитие, оказывая финансовую помощь семьям своих рабочих. Известно, что на момент октябрьских событий 1917 года здесь проживало около 200 детей и стариков.


Глава семейства в окружении родственников и пайщиков фирмы. 1870 г.

На Васильевском острове Брусницыны владели участками на Кожевенной и Косой линиях. На стыке этих двух линий было расположено здание XVIII века, которое Николай Брусницын купил и несколько видоизменил, дополнив, в частности, пристройкой с западной стороны. После смерти отца Брусницыны еще больше переделали здание, заказав работу петербургскому архитектору Анатолию Ковшарову. Выбирая стиль, тот остановился на эклектике, заручившись одобрением хозяев.


Декоративных элементов необычайно много.

Второй этаж стал выше, кроме того, у здания появилась лестница парадного входа, оранжерея, изменилась отделка фасадов. Появился карниз с дентикулами, а также интересный фронтон, полукруглые эркеры и много других новых элементов. Само здание по форме стало напоминать лежащую плашмя букву «Ш», и у каждого брата в этом особняке было свое крыло. Кстати, оригинальные двери входа со стороны Кожевенной линии сохранились до сих пор.


У каждого брата в особняке было свое крыло.

Внутри здание было также богато украшено и выглядело шикарно. В гостиной располагался огромный стол из дуба с 60 (!) стульями – здесь обедала вся большая семья с гостями.


Дубовые резные панели в купеческой столовой.
Бильярдная.

Шикарный интерьер

В здании были и помпезная бильярдная, и курительная комната (кальянная), выполненная в модном по тем временам мавританском стиле, и просторный зал для танцев, оформленный в стиле помещений Людовика XV. Лепные узоры зала изображают мифических героев, растения, цветы, музыкальные инструменты.


Люстра в кальянной.
Курительная комната оформлена в мавританском стиле.
Лепной декор невероятной красоты.
Внутренние помещения оформлены превосходно.

Для внутреннего интерьера характерно обилие резных орнаментов. Кстати, деревянные бараньи головы, украшающие двери столовой, в мифологии символизируют торговлю.


Резные бараньи головы символизируют успех в торговле.

Сейчас в здании проходят экскурсии. Посетители неизменно восхищаются фантазией архитектора и деталями изысканного внутреннего убранства, которые сохранились еще со времен первых владельцев – например, шикарной лепниной на потолке (правда, позже покрытой краской) и огромной люстрой. Мраморный подоконник и мраморный камин в танцевальном заде тоже сохранились с купеческих времен.


Белый (танцевальный) зал.
Мраморный камин танцевального зала.
Расписная раковина, как и все остальные детали, восхищает экскурсантов.

Смутные времена

После революции новые власти заколотили у здания главный вход, а расположенный на фасаде вензель купеческой семьи сбили, водрузив на его место другого рода «вензель» – серп и молот. Вместо главных ворот сделали заводскую проходную.


Над старинной дверью - серп и молот вместо купеческого вензеля.

Национализированный завод Брусницыных стал носить имя Радищева, и в особняке разместилась его администрация. Интересна и судьба самих бывших владельцев. Если двое из братьев после событий 1917 года уехали за границу, то третий, Александр Николаевич, решил не покидать Россию и остался работать на родном предприятии – правда, уже не в качестве хозяина, а в должности главного инженера и председателя коллегии Управления завода. Увы, в мае 1919-го в квартиру Брусницына явились сотрудники ЧК и, как несложно догадаться, арестовали его как врага народа. Его приговорили к тюремному заключению, но история эта все-таки разрешилась благополучно. Случай, по тем временам, уникальный: возмущенные арестом рабочие завода подали в ЧК ходатайство об освобождении своего начальника, и, в конце концов, добились пересмотра дела. Брусницына выпустили.

Страшная легенда о зеркале Дракулы

С одним из объектов этого особняка связана таинственная и страшная история. Согласно этой странной легенде, наводившей ужас на окрестных жителей и даже сейчас делающей это здание таинственно-мрачным, во время строительства особняка купец Брусницын решил выписать из Италии шикарное зеркало для будущего танцевального зала. И якобы это было то самое зеркало, которое ранее висело в усыпальнице графа Дракулы.


По легенде, здесь располагалось зеркало Драуклы. Сейчас на его месте висит обычное зеркало, которому никто не приписывает волшебных качеств.

Через некороткое время после того, как зеркало доставили в купеческий дом и установили на стене, все, кто в него смотрелся, стали замечать странные вещи. Человеку либо становилось плохо, либо у него портилось настроение, а некоторые из тех, кто глядел в зеркало, даже становились жертвами несчастных случаев. По слухам, обнаружив такую жуткую закономерность (последним в череде несчастий стала внезапная смерть внучки), владелец приказал снять зеркало и убрать в кладовую.

Дальнейшая судьба зеркала очень туманна. Согласно одной из легенд, его увезли обратно в Европу. По другим слухам, оно так и осталось лежать в кладовой, после революции его якобы перевезли в ДК им. Кирова, а еще через некоторое время власти решили вернуть его в особняк. Зеркало повесили в кабинете замдиректора завода, вскоре после чего он исчез при весьма загадочных обстоятельствах. Также внезапно пропал и один из рабочих завода, который, войдя однажды в кабинет, имел неосторожность посмотреться в это зеркало. После этих странных случаев кабинет якобы заколотили, и в нем уже больше никто не работал.


Со всеми, кто смотрелся в зеркало, происходили несчастья.

Но самая жуткая версия о судьбе зеркала до сих пор навевает ужас на особо впечатлительных местных жителей. Согласно этой «страшилке», сей злосчастный предмет хранится в особняке и поныне – мол, он спрятан в некоем секретном помещении и до сих пор влияет на энергетику старинного особняка. Кто-то из любителей мистики даже утверждает, что в темное суток мимо особняка лучше не ходить: якобы из здания то и дело доносятся стоны и непонятный шум.


Говорят, мимо особняка (на фото справа) ночью лучше не ходить.

Впрочем, есть и скептики, которые не обращают на слухи никакого внимания и посещают этот дом лишь за тем, чтобы полюбоваться декором и пофотографировать старинные интерьеры. В здании даже периодически проходят фотосессии.


Съемки фильма на парадной лестнице особняка.