Женские образы в «Войне и мире»: сочинение. Сочинение на тему «женские образы в романе л.н. толстого война и мир Женские образы романа толстого война и мир

Меню статьи:

«Война и мир», без сомнений, – одна из вершин русской литературы. Лев Толстой затрагивает острые социально-философские проблемы. Но также внимания заслуживают женские образы в романе «Война и мир», которые представляют роли женских персонажей – как в период войны, так и мира.

Прототипы женских образов «Войны и мира»

Предлагаем любознательным читателям ознакомиться с описанным в романе Льва Толстого “Война и мир”

Лев Толстой признавался Митрофану Поливанову – другу детства и бывшему жениху Софьи Андреевны, что его семья послужила вдохновением для создания образа семейства Ростовых. В переписке с Поливановым, мемуаристка Татьяна Кузьминская – сестра Софьи Толстой – замечает, что Борис списан с образа самого Митрофана, Вера – с Лизы (особенно черты степенности и отношения к окружающим). Графиню Ростову писатель наделил чертами тещи – матери Софьи Андреевны и Татьяны. Кузьминская также находила общие черты между собой и образом Наташи Ростовой.

Кроме того, что Толстой взял многие черты и качества персонажей у реальных лиц, писатель также упомянул в романе множество событий, происходивших в действительности. Например, Кузьминская вспоминает эпизод венчания с куклой Мими. Известно, что Лев Толстой высоко оценивал литературные дарования «Берсов», то есть жены, Татьяны Кузьминской и собственных детей. Поэтому Берсы занимают значительное место в «Войне и мире».

Виктор Шкловский, однако, считает, что вопрос о прототипах не решается однозначно. Критик вспоминает рассказы первых читателей «Войны и мира», которые действительно узнавали в произведении образы людей – своих знакомых и близких. Но теперь, по мнению Шкловского, мы не можем адекватно говорить, что прототипом этого персонажа послужил такой-то человек. Чаще всего говорят об образе Наташи Ростовой и о том, что прототипом для героини Толстой выбрал Татьяну Кузьминскую. Но Шкловский делает ремарку: современные читатели не знали и не могли знать Кузьминской, а поэтому объективно судить о том, насколько Татьяна Андреевна соответствует чертами Наташе (или же наоборот – Наташа – Татьяне), невозможно. Есть и другая версия «происхождения» образа младшей графини Ростовой: Толстой, якобы, позаимствовал «шаблон» персонажа из какого-то английского романа, снабдив качествами Софьи Андреевны. В письмах Лев Николаевич и сам сообщает, что образ Наташи Ростовой – это микс, «смесь» характерных черт женщин, имевших значение в жизни писателя.


Мария, сестра Андрея Болконского, списана с матушки писателя – Марии Волконской. Примечательно, что в этом случае Толстой не менял имени героини, оставив его максимально похожим на имя прототипа. Старшая графиня Ростова имеет сходство с бабушкой автора: речь идет о Пелагее Толстой. Отношение писателя к этим героиням подчеркнуто нежное, теплое. Видно, что Толстой вложил много сил и эмоций в создание женских персонажей.

Дорогие книголюбы! Предлагаем вашему вниманию в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Отдельное место занимают Ростовы. Фамилия семейства была образована путем трансформации фамилии самого писателя. Это объясняет, почему среди образов Ростовых так много схожести с семьей и родственниками Льва Толстого.

Интересные детали окружают другой прототип героини «Войны и мира» Лизы Болконской – жены князя Андрея. Читатели порой вопрошают, почему же Толстой обошелся с этим персонажем столь жестоко: как мы помним, литературная Лиза Болконская умирает. Этот образ был порожден личностью супруги троюродного брата автора «Войны и мира» (Александра Волконского) – Луизой Ивановной Волконской-Трусон. Толстой описывает необычные и «лучшие» воспоминания, которые относятся именно к Луизе. Есть версия, что 23-летний Толстой был влюблен в 26-летнюю кокетливую родственницу. Любопытно, что писатель отрицал, будто прототипом Лизы является Луиза Волконская. Однако Софья Андреевна, супруга автора, писала о том, что находит сходство между Лизой и Луизой Ивановной.

Читатель, безусловно, найдет множество сходств между людьми, окружавшими Толстого, и созданными писателем образами. Но стоит упомянуть еще одну мысль Виктора Шкловского: прототипы – это трагедия автора, который старается спрятаться от прототипов в романе, избежать параллелей с реальными лицами, что никогда не получается.

Женская тема в романе Льва Толстого

Название произведения вынуждает писателя разделить роман на две части – на войну и на мир. Война традиционно ассоциируется с мужскими чертами, с жестокостью и грубостью, холодностью жизни. Мир же отождествляется с размеренностью, предсказуемым спокойствием повседневности и образом женщины. Однако Лев Николаевич демонстрирует, что в периоды наивысшего напряжения человеческих сил, в ситуации, например, войны, маскулинные и феминные черты смешиваются в одной личности. Поэтому женщины в романе кроткие и терпеливые, но, в то же время, сильные духом, способные на смелые и отчаянные поступки.

Наташа Ростова

Юная графиня Ростова – фаворитка писателя. Это чувствуется в нежности, с которой создатель «Войны и мира» подходит к выписыванию образа героини. Читатель становится свидетелем перемен, происходящих с Наташей по мере развития событий романа. Кое-что в младшей Ростовой остается неизменным: стремление любить, преданность, искренность и простота, причудливо сочетающаяся с утонченностью натуры.

В начале повествования графиня предстает ребенком. Наташе 13-14 лет, мы кое-что знаем из предыстории девочки. Первая детская любовь Наташи – Борис Друбецкой, который жил по соседству с поместьем Ростовых. Борис в дальнейшем покинет отчий дом, чтобы служить под началом Кутузова. Тема любви будет и дальше занимать существенное место в жизни Наташи.


Читатель впервые встречается с юной графиней в доме Ростовых. Эпизод – именины старшей графини и младшей дочери – обе Наташи. Младшая Ростова ведет себя кокетливо и немного капризно, ведь понимает, что милому ребенку в этот день позволено все. Родители любят дочь. В семье Ростовых царит покой, атмосфера гостеприимства и дружелюбия.

Далее на глазах читателей Наташа превращается в девушку, которая взрослеет, формирует мировоззрение и картину мира, изучая свою пробуждающуюся чувственность. Из маленькой, бойкой, некрасивой, постоянно смеющейся, большеротой девчушки вдруг вырастает взрослая, романтичная и утонченная девушка. Сердце Наташи готово открыться для больших чувств. В это время графиня встречает князя Болконского, который потерял жену и пережил духовный кризис после военных событий. Князь Андрея, который, казалось бы, – прямая противоположность младшей графине Ростовой, делает девушке предложение. Решение князя сопровождается внутренней борьбой и сомнениями в Наташе.

Наташа не изображена идеальной: девушке не чужды ошибки, легкомысленные поступки, то, что можно назвать человечностью. Ростова – влюбчивая и ветреная. По настоянию отца, Андрей Болконский отстрочил помолвку с Наташей на год, но девушка не прошла испытание, увлекшись красавцем, но ловеласом Анатолем Курагиным. Предательство Анатоля Ростова переживает тяжело, даже пытаясь покончить с собой. Но музыка, тяга к искусству помогают Наташе выстоять под ветром жизненных трудностей.

После войны с Наполеоном, Наташа снова встречает старого друга детства – Пьера Безухова. Ростова видит в Пьере чистоту. В одном из диалогов романа Безухов, вернувшийся с войны, побывавший в плену, переосмысливший жизнь, сравнивается с человеком, искупанным в бане. В отношениях с Пьером Наташа выказывает совершенно отличные черты от юношеского образа: теперь это женщина, зрелая, уверенная в своих чувствах, преданная мать и жена, серьезная, но по-прежнему нуждающаяся в любви.

Отдельный акцент следует сделать на патриотизме Наташи. Во время отступления из Москвы девушка настояла, чтобы повозки, на которых перевозился семейный скарб, освободили для раненых. Жертвуя имуществом, Наташа демонстрирует понимание ценности жизни простого солдата. Этот образ напоминает историю о том, как дочери последнего российского императора, во время Первой мировой войны, работали в госпитале обычными медицинскими сестрами, меняя повязки больным и раненым военным.

Наташа полнится страстью к жизни, это очаровательная, легкая, жизнерадостная девушка. Ростовой удается сохранить эту легкость даже во время заботы об умирающем князе Андрее. Несмотря на прошлое, Наташа самоотверженно ухаживает за тяжело раненым Болконским: князь умирает на руках у бывшей невесты.

Старшая княгиня Ростова

Наталья, мать Наташи Ростовой, описана женщиной мудрой и зрелой. Героине, матери семейства, положено быть строгой. На самом деле, женщина добрая и любящая, лишь притворно демонстрирующая сердитость на капризных детей – в воспитательных целях.

Для Ростовых характерно не проводить нравственную черту между собой и простолюдинами. Это сочетается с либеральными тенденциями, господствовавшими среди дворян в то время. Вопреки принятым правилам хорошего тона, старшая Ростова – сострадательная натура, стремящаяся помочь друзьям и знакомым, находящимся в нужде.

На первый взгляд, Наталья Ростова предоставляет детям полную свободу выбора. Но, если присмотреться повнимательнее, графиня, как мать, беспокоится о будущем детей. Наталья старается отвадить Бориса Друбецкого от младшей дочери, заботиться, чтобы Николай сделал выгодную партию. Для этого Наталья не позволяет сыну женится на его возлюбленной – Софье. Девушка приходилась Николаю Ростову родственницей, но не имела за собой ни гроша, что смущало мать юноши. Образ старшей графини Ростовой – это выражение чистой и всепоглощающей материнской любви.

Вера Ростова

Образ сестры Наташи – Веры – находится на карте персонажей «Войны и мира» немного в стороне. Красота Веры угнетается холодностью натуры девушки. Лев Толстой подчеркивает, что Наташа при некрасивости черт лица, создавала впечатление очень симпатичной особы. Этот эффект достигался за счет красоты внутреннего мира. Вера, напротив, была симпатична внешне, но внутренний мир девушки был далек от совершенства.

Вера описана барышней некомпанейской, замкнутой. Лицо девушки порой становилось даже неприятным. Вера – натура эгоистичная и сконцентрированная на собственной персоне, поэтому компания младших братьев и сестры Вере не нравилась.

Черта характера Веры Ростовой – погруженность в себя, что отличало девушку от остальной родни, которым скорее свойственно искреннее отношение к окружающим. Вера становится женой некоего полковника Берга: эта партия очень подходит девушке по характеру.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Потомственная аристократка, происходившая из влиятельной дворянской семьи. Например, Лев Николаевич пишет, что сам Кутузов приходился девушке дядей. В девичестве героиню звали Лиза Мейнен, но читателю ничего не сообщается о детстве, родителях и юношеской жизни Лизы. Мы знаем этого персонажа лишь по «взрослой жизни».

Отношения Лизы с Болконскими – нейтральные. Лиза предстает миниатюрной, легкой и веселой девушкой, уравновешивающей трудный характер князя Андрея. Однако Болконского утомляет компания жены. В порыве душевного смятения князь уезжает на войну. Беременная Лиза ожидает возвращения мужа. Но супружескому счастью не суждено было сбыться, так как в день приезда Андрея Лиза умирает при родах. Трагично, что, возвращаясь, Андрей твердо решил попробовать начать отношения с женой с чистого листа. Смерть Лизы расстраивает Болконского: князь надолго впадает в состояние мрачности и депрессии.

Жизнерадостная Лиза нравится всем гостям, приходившим в дом к Болконским. Однако отношения с мужем складываются не самым лучшим образом. До брака между будущими супругами царила романтика, но в процессе семейной жизни приходит разочарование. Лиза и Андрея не соединены общим взглядом на жизнь или общими целями: супруги живут словно по отдельности. Лиза – это большой ребенок. Женщина капризна, немного взбалмошна, для княгини не характерна наблюдательность. В целом, княгиня добра и искренна.

Марья Болконская

Сестра князя Андрея Болконского – девушка милосердная и глубокая. Первое впечатление о княжне Марье – то, что это страдающая от собственной непривлекательности несчастная девушка, грустная и замкнутая. Княжна, между тем, добра и заботливо, преданно ухаживающая за умирающим отцом, который всегда был с дочерью подчеркнуто груб и деспотичен.

Марью отличает ум и мудрость, зрелость, приобретенная в изолированной жизни. Девушку украшают глаза, которые фокусируют на себе все внимание – так, что некрасивость княжны становится незаметной. Уникальность образа Марья Болконской требует внимания к душевной жизни девушки. Постепенно читатель видит, насколько сильна натура героини, крепок ее характер. Марья защищает поместье от разграбления французами, хоронит отца.

Мечты девушки, между тем, – простые, но недостижимые. Марья хочет семейной жизни, тепла, детей. Княжна описана довольно взрослой девушкой, которой уже пора выйти замуж. Анатоль Курагин кажется Болконской подходящим по статусу кандидатом. Но позже княжна узнает, что избранник женат. Из-за сочувствия к несчастной женщине – жене Анатоля – Марья отказывается от замужества. Впрочем, семейное счастье все же ждет девушку: княжна выйдет замуж за Николая Ростова. Брак с Николаем – выгоден обоим: для семейства Ростовых это спасение от нищеты, для княжны Болконской – это спасение от одинокой жизни.

Марья не симпатизирует Наташе. Отношения между девушками налаживаются после смерти князя Андрея. Самоотверженность Наташи, проявленная во время ранения брата, помогла княжне изменить мнение о Ростовой.

Элен Курагин

Елена Васильевна Курагина – красивая княжна, которая стала первой женой Пьера Безухова. Княжна была похожа на античную статую, а лицо девушки оживляли глубокие, черные глаза. Элен хорошо разбиралась в моде и слыла любительницей платьев и драгоценностей. Наряды княжны всегда отличались излишней откровенностью, обнаженными плечами и спиной. О возрасте Элен читателю ничего не сообщается. Но манеры героины – поистине аристократичны и величавы.

Выпускница Смольного института благородных девиц, Элен выказывала спокойствие характера, выдержку, воспитание, достойное настоящей светской леди. Для героини характерна общительность, любовь к шумным приемам, которые Элен устраивала дома, принимая у себя «весь Петербург».

Внешность Элен, внимание к своей красоте, улыбке и обнаженным плечам характеризует бездушность девушки, зацикленность исключительно на телесности. Элен – глупая женщина, не отличающаяся умом и высокими нравственными качествами. Между тем, княжна умеет себя подать, потому у окружающих сложилась иллюзия об уме Элен. Подлость, бессердечность, пустота – вот, что отличает девушку. В нравственном отношении она недалеко ушла от брата – Анатоля.

Повествование развертывается так, что писатель демонстрирует склонность Элен к разврату, лицемерию, обману. Княжна оказывается грубой и вульгарной женщиной, но целеустремленной: Курагина получает то, что хочет.

Элен заводит многочисленные романы на стороне и даже принимает католическую веру, чтобы развестись с Пьером Безуховым и повторно выйти замуж. В итоге Курагина умирает очень молодой от болезни, предположительно венерического характера.

Женский образ в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого - это, можно сказать, тема отдельного произведения. С его помощью автор показывает нам свое отношение к жизни, понимание счастья женщины и ее предназначения. На страницах книги представлено множество характеров и судеб представительниц прекрасного пола: Наташа Ростова, Мария Болконская, Лиза Болконская, Соня, Элен Курагина. Каждая из них достойна нашего внимания и показывает отношение великого писателя к такому Итак, попробуем вспомнить, кто воплощает женский образ в романе «Война и мир». Мы уделим внимание нескольким героиням, которые встречаются на страницах произведения.

Наташа Ростова в начале романа

Этот женский образ в романе «Война и мир» требует наибольшего внимания автора, именно Наташе он посвящает многие страницы своего творения. Героиня, безусловно, вызывает самый живой интерес читателей. В начале произведения она ребенок, но немного позднее перед нами предстает юная восторженная девушка. Мы так и видим, как она грациозно кружится в танце, улыбается, смотрит на жизнь как на только что приоткрытую книгу, полную загадок, чудес, приключений. Это удивительно добрая и открытая юная особа, которая любит весь мир, доверяет ему. Каждый день ее жизни - настоящий праздник, она любимица родителей. Кажется, что такой легкий характер обязательно подарит ей счастливую, беззаботную жизнь с любящим мужем.

Ее восхищает красота лунной ночи, она видит нечто прекрасное в каждом мгновении. Такая восторженность покоряет сердце Андрея Болконского, который случайно услышал разговор Наташи и Сони. Наташа, конечно, тоже влюбляется в него легко, радостно, беззаветно. Однако ее чувство не прошло испытания временем, с такой же готовностью она принимает ухаживания Анатоля Курагина. Андрей не может простить ей этого, в чем признается своему другу, Пьеру Безухову. Наташу сложно винить в неверности, ведь она так молода, так хочет больше узнать о жизни. Таков этот юный женский образ в романе «Война и мир».

Наташа Ростова. Испытания в жизни

Однако на долю девушки выпадает немало испытаний, которые сильно меняют ее характер. Как знать, быть может, если бы Наташа не столкнулась с жизненными трудностями, из нее выросла бы самовлюбленная эгоистка, думающая лишь о своих интересах и радостях, неспособная сделать счастливыми мужа и детей.

Она с готовностью берется ухаживать за умирающим Андреем Болконским, показав себя как вполне зрелая, взрослая личность.

После смерти Андрея Наташа очень горюет, тяжело переживает его уход из жизни. Теперь уже перед нами не веселая кокетка, а серьезная молодая женщина, которая пережила утрату.

Следующий удар в ее жизни - гибель брата Пети. Она не может предаваться горю, так как в помощи нуждается ее мать, которая чуть не из-за потери сына. Наташа день и ночь проводит у ее постели, разговаривает с ней. Ее ласковый голос успокаивает графиню, превратившуюся из моложавой женщины в старуху.

Мы видим перед собой совершенно иной пленительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова теперь совсем другая, она с легкостью жертвует своими интересами ради счастья других. Кажется, будто все тепло, которое дали ей родители, теперь изливается на окружающих.

Наташа Ростова в конце романа

Любимый женский образ в романе «Война и мир» - это для многих образ Наташи Ростовой. Эта героиня любима и самим автором, неспроста он уделяет ей так много внимания. В конце произведения мы видим Наташу матерью большого семейства, которая живет заботами о близких. Теперь она совершенно не напоминает ту юную девочку, которая была перед нами на первых страницах произведения. Счастье этой женщины - благополучие и здоровье детей и мужа Пьера. Ей чуждо пустое времяпрепровождение и праздность. Она с еще большей силой отдает любовь, полученную в нежном возрасте.

Конечно, Наташа теперь не так изящна и красива, она не очень следит за собой, носит простую одежду. Эта женщина живет интересами близких ей людей, целиком отдавая себя мужу и детям.

Удивительно, но она абсолютно счастлива. Известно, что человек способен лишь тогда, когда живет интересами близких, ведь любимые люди - продолжение нас самих. Любовь к детям - это тоже любовь к себе, только в более широком смысле.

Так описал Л. Н. Толстой этот удивительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова, кратко о ней рассказать сложно, - это идеал женщины самого писателя. Он любуется ее грациозной юностью, восхищается повзрослевшей героиней и делает ее счастливой матерью и супругой. Толстой считал, что самое большое счастье для женщины - это замужество и материнство. Только тогда ее жизнь наполнена смыслом.

Л.Н. Толстой также показывает нам, насколько разной может быть женская привлекательность. В юном возрасте восхищение миром, открытость всему новому, безусловно, приводят в восторг окружающих. Однако такое поведение у взрослой дамы может показаться нелепым. Только представьте, если бы красотой ночи восхищалась не юная девушка, а дама более зрелого возраста. Скорее всего, она могла бы выглядеть нелепо. У каждого возраста - своя красота. Забота о близких делает взрослую женщину счастливой, а ее душевная красота заставляет окружающих восхищаться.

Когда старшеклассникам задают сочинение на тему «Мой любимый женский образ в романе "Война и мир"», все без исключения пишут о Наташе Ростовой, хотя при желании, конечно, можно было бы написать о ком-нибудь другом. Это лишний раз подтверждает то, что общепринятые человеческие ценности определены в мире давно, а героиня романа, написанного более ста лет назад, по-прежнему вызывает симпатию.

Марья Болконская

Еще один любимый автором женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская, сестра Андрея Болконского. В отличие от Наташи, она не обладала живостью характера и привлекательностью. Как пишет про Марью Николаевну Толстой, она была некрасива: слабое тело, худое лицо. Девушка безропотно подчинялась своему отцу, который хотел развить в ней деятельность и ум, будучи уверенным в абсолютной неказистости дочери. Ее жизнь состояла из занятий по алгебре и геометрии.

Однако необыкновенным украшением лица этой женщины были глаза, которые сам автор называет зеркалом души. Именно они делали ее лицо «привлекательнее красоты». Глаза Марьи Николаевны, большие и всегда грустные, излучали доброту. Такое автор дает им удивительное описание.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Николаевной, - это абсолютная добродетель. По тому, как автор пишет о ней, становится понятно, насколько он восхищается такими женщинами, существование которых иногда бывает незаметно.

Сестра Андрея Болконского, также как и Наташа, любит семью, хотя ее никогда не баловали, она воспитывалась в строгости. Марья терпела отца, уважала его. Она даже подумать не могла обсуждать решения Николая Андреевича, благоговела от всего, что он делал.

Марья Николаевна очень впечатлительна и добра. Ее огорчает дурное настроение отца, она искренне радуется приезду жениха, Анатоля Курагина, в котором она видит доброту, мужественность, великодушие.

Как любая добрая женщина, Марья, конечно, мечтает о и детях. Она бесконечно верит в судьбу, в волю Всевышнего. Сестра Болконского не смеет ничего желать для себя, ее благородная глубокая натура не способна завидовать.

Наивность Марьи Николаевны не дает ей увидеть людские пороки. Она во всех видит отражение собственной чистой души: любовь, доброту, порядочность.
Марья принадлежит к числу тех которые действительно счастливы счастьем других. Эта умная и светлая женщина просто не способна на злость, зависть, месть и другие низменные чувства.

Итак, второй восхитительный женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская. Пожалуй, Толстой любит ее не меньше, чем Наташу Ростову, хотя и уделяет ей не так много внимания. Она словно тот идеал автора, к которому Наташа придет через много лет. Не имея ни детей, ни семьи, она находит свое счастье в том, чтобы отдавать тепло другим людям.

Женское счастье Марьи Болконской

Сестра Болконского не ошиблась: ничего не желая для себя, она тем не менее встретила человека, который искренне полюбил ее. Марья стала женой Николая Ростова.

Два, казалось бы, совершенно разных человека идеально подошли друг другу. Каждый из них пережил разочарование: Марья - в Анатоле Курагине, Николай - в Александре Первом. Николай оказался тем человеком, который смог увеличить достаток семьи Болконских, сделав жизнь супруги счастливой.

Марья окружает мужа заботой и пониманием: она одобряет его стремление к совершенствованию самого себя через упорный труд, через ведение хозяйства и заботу о крестьянах.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Болконской, - это портрет настоящей женщины, привыкшей жертвовать собою ради благополучия других и от этого быть счастливой.

Марья Болконская и Наташа Ростова

Наташа Ростова, которую мы видим в начале произведения, абсолютно не похожа на Марью: она желает счастья для себя. Сестра Андрея Болконского, так же как и ее брат, на первое место ставит чувство долга, веру, религию.

Однако чем старше становится Наташа, тем больше она напоминает княжну Марью тем, что желает счастья для других. Тем не менее они отличаются. Счастье Наташи можно назвать более приземленным, она живет повседневными хлопотами и делами.

Марья больше озабочена душевным благополучием близких людей.

Соня

Племянница отца Наташи Ростовой, - еще один женский образ. В романе «Война и мир» Соня, казалось бы, существует лишь для того, чтобы показать лучшие качества Наташи.

Эта девушка, с одной стороны, очень положительная: она рассудительна, порядочна, добра, готова жертвовать собой. Если говорить о ее внешности, то она очень хороша. Это стройная грациозная брюнетка с длинными ресницами и роскошной косой.

Изначально в нее был влюблен Николай Ростов, но они не смогли пожениться, потому что родители Николая настояли на том, чтобы отложить свадьбу.

Жизнь девушки в большей степени подчинена разуму, а не чувствам. Толстой не очень любит эту героиню, несмотря на все ее Он оставляет ее одинокой.

Лиза Болконская

Лиза Болконская - это, можно сказать, героиня второго плана, жена князя Андрея. В свете ее именуют «маленькой княгиней». Она запоминается читателям благодаря хорошенькой верхней губке с усиками. Лиза - привлекательная особа, даже этот небольшой изъян придает молодой женщине свойственное только ей неповторимое очарование. Она хороша, полна жизненных сил и здоровья. Эта женщина с легкостью переносит свое деликатное положение, всем вокруг весело на нее смотреть.

Для Лизы важно бывать в свете, она избалована, даже капризна. Она не склонна к размышлениям о смысле жизни, ведет обычный для светской дамы образ жизни, любит пустые разговоры в салонах и на вечерах, радуется новым нарядам. Жена Болконского не понимает своего мужа, князя Андрея, который считает важным приносить пользу обществу.

Лиза любит его поверхностно, так, словно они только должны пожениться. Он для нее - фон, который вписывается в представления светских дам о том, каким должен быть супруг. Лизе непонятны его размышления о смысле жизни, ей кажется, что все просто.

Им тяжело быть вместе. Андрей вынужден сопровождать ее на балах и прочих светских раутах, что становится для него совершенно невыносимо.

Это, пожалуй, самый простой женский образ в романе «Война и мир». Лиза Болконская с первой редакции романа оставалась неизменной. Ее прототипом стала жена одного из родственников Толстого, княгиня Волконская.

Несмотря на полное отсутствие взаимопонимания между супругами, Андрей Болконский в разговоре с Пьером отмечает, что она - редкая женщина, с которой можно быть спокойным за собственную честь.

Когда Андрей уезжает на войну, Лиза поселяется в доме его отца. Ее поверхностность лишний раз подтверждается тем, что она предпочитает общаться с мадемуазель Бурьенн, а не с княжной Марьей.

Лиза предчувствовала, что не сможет пережить роды, так оно и случилось. Она с любовью относилась ко всем и никому не хотела зла. Об этом говорило ее лицо и после смерти.

Недостаток характера Лизы Болконской состоит в том, что она поверхностна и эгоистична. Однако это не мешает ей быть нежной, ласковой, добродушной. Она приятный и веселый собеседник.

Однако Толстой относится к ней холодно. Он не любит эту героиню из-за ее душевной пустоты.

Элен Курагина

Последний женский образ в романе «Война и мир» - Элен Курагина. Вернее, это последняя героиня, о которой мы напишем в данной статье.

Из всех женщин, которые появляются на страницах этого грандиозного романа, Элен, безусловно, самая красивая и роскошная.

За ее прекрасной внешностью стоят эгоизм, вульгарность, интеллектуальная и духовная неразвитость. Элен осознает силу своей красоты и пользуется ею.

Всего, чего хочет, она добивается за счет собственной внешности. Привыкнув к такому положению вещей, эта женщина перестала стремиться к развитию личности.

Элен становится женой Пьера Безухова исключительно из-за его богатого наследства. Она не стремится в действительности создать крепкую семью, родить детей.

Война 1812 года окончательно расставляет все по своим местам. Ради собственного благополучия Элен принимает католичество, тогда как ее соотечественники объединяются против врага. Эта женщина, образ которой можно назвать «мертвым», действительно умирает.

Безусловно, самый прекрасный внешне женский образ в романе «Война и мир» - Элен. Толстой любуется ее плечами на первом балу Наташи Ростовой, однако он прерывает ее жизнь, считая такое существование бессмысленным.

Лиза Болконская, Элен Курагина и Наташа Ростова

Как уже говорилось выше, смерти Лизы и Элен не были случайными. Они обе жили для себя, были капризны, эгоистичны.

Вспомним, какой же была Наташа Ростова в начале романа. Так же как Лиза Болконская, она восхищалась балами, высшим светом.

Как и Элен Курагину, ее привлекало нечто запретное, недоступное. Именно по этой причине она собиралась бежать с Анатолем.

Однако высокая духовность Наташи не дает ей остаться навсегда поверхностной дурочкой и окунуться, как Элен, в развратную жизнь. Главная героиня романа принимает трудности, выпавшие на ее долю, помогает матери, ухаживает за смертельно больным Андреем.

Смерти Лизы и Элен символизируют то, что увлеченность светскими раутами и желание попробовать запретное должны остаться в юности. Зрелость требует от нас более взвешенного поведения и готовности жертвовать собственными интересами.

Толстой создал целую галерею женских образов. Одни из них он любил, другие - нет, однако для чего-то включил в свой роман. Сложно определить, какой же лучший женский образ в романе «Война и мир». Даже отрицательные и нелюбимые героини были придуманы автором неспроста. Они показывают нам человеческие пороки, неспособность отличать напускное, поверхностное от действительно важного. И пусть каждый решит сам для себя, какой же самый привлекательный женский образ в романе «Война и мир».

План: Министерство образования РФ

Средняя общеобразовательная школа с/п “Село Пивань”

Реферат

Женские образы романа Л.Н. Толстого "Война и Мир".

Выполнела: Рубашова Оля

Проверил:_______________

2008 г.

1. Вступление

2. Наташа Ростова

3. Мария Болконская.

4. Заключение


Вступление

Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она вносит какой-то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищаются прекрасной половиной человечества, боготворят их и преклоняются им. Женщина всегда окружена ореолом тайны, загадочности. Поступки женщины приводят в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее- это то же самое, что разрешить одну из самых древнейших загадок Вселенной.

Русские писатели всегда отводят женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видит её по- своему, но для всех она навсегда останется опорой и надеждой, предметом восхищения. Тургенев воспел образ женщины стойкой, честной, способной ради любви на любые жертвы. Чернышевский, будучи революционером- демократом, выступал за равенство мужчины и женщины, ценил в женщине ум, видел и уважал в ней человека. Идеал Толстого- это естественная жизнь- это жизнь во всех её проявлениях, со всеми естественными чувствами, присущими человеку- любовью, ненавистью, дружбой. И конечно таким идеалом для Толстого является Наташа Ростова. Она естественна, и эта естественность заключена в ней с рождения.

Многие писатели переносили черты характера своих любимых женщин на образы героинь своих произведений. Я думаю, именно поэтому образ женщины в русской литературе так поражает своей яркостью, неординарностью, силой душевных переживаний.

Любимые женщины всегда служили для мужчин источником вдохновения. Женский идеал у каждого свой, но во все времена представители сильного пола восхищались женской преданностью, способностью пожертвовать, терпеливостью. Истинная женщина навсегда останется неразрывно связанной с семьёй, детьми, домом. И мужчины не перестанут удивляться женским капризам, искать объяснения женским поступкам, бороться за женскую любовь!

Наташа Ростова

Свой идеал Толстой показал в образе Наташи Ростовой. Для него именно она была истинной женщиной.

На протяжении всего романа мы следим за тем, как маленькая шаловливая девочка становится настоящей женщиной, матерью, любящей женой, хранительницей домашнего очага.

С самого начала Толстой подчеркивает, что в Наташе нет ни грамма фальши, она острее всех чувствует неестественность и ложь. Своим появлением на именинах в гостиной, полной официальных дам, она нарушает эту атмосферу наигранности. Все её поступки подчинены чувствам, а не разуму. Даже людей она видит по- своему: Борис- черный, узкий, как каминные часы, а Пьер- четырехугольный, красно- коричневый. Для неё этих характеристик хватает для того, чтобы понять, кто есть кто.

Наташу называют «живой жизнью» в романе. Своей энергией она вдохновляет к жизни окружающих. Поддержкой и пониманием героиня практически спасает мать после смерти Петруши. Князь Андрей, который успел проститься со всеми радостями жизни, увидев Наташу, почувствовал, что и для него ещё не все потеряно. А после обручения весь мир для Андрея как бы поделился на две части: одна- там, где Наташа, где всё светло, другая- все остальное, где одна тьма.

Наташе можно простить увлечение Курагиным. Это был единственный случай, когда её подвела интуиция! Все её действия подвержены сиюминутным импульсам, которые не всегда можно объяснить. Она не понимала желание Андрея отложить свадьбу на год. Наташа стремилась жить каждую секунду, и год для неё был равен вечности. Толстой наделяет свою героиню всеми лучшими качествами, притом она редко оценивает свои поступки, чаще всего полагаясь на внутреннее нравственное чувство.

Как и всех своих любимых героев, автор видит Наташу Ростову частью народа. Это он подчеркивает в сцене у дядюшки, когда «графинюшка, воспитанная француженкой- эмигранткой», плясала не хуже Агафьи. Это чувство единства с народом, а так же истинный патриотизм толкают Наташу на то, чтобы при выезде из Москвы отдать все подводы под раненых, оставить почти все вещи в городе.

Даже высокодуховная княжна Марья, не полюбившая вначале «язычницу» Наташу, поняла её и приняла такой, какая она есть. Наташа Ростова не была уж очень умной, да и не это было важно для Толстого. «Теперь, когда он (Пьер) рассказывал всё это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину,- не умные женщины, которые слушая, стараются запомнить что им говорят, для того, чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же…, а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и высасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины.»

Наташа реализовала себя как жена, мать. Толстой подчеркивает, что она сама выкормила всех своих детей (невозможная вещь для дворянки), но для автора это абсолютно естественно. Её семейное счастье наступило и почувствовалось ею после пережитых нескольких маленьких и больших любовных драм. Я не хочу сказать, что все увлечения Наташи нужны были автору только для того, чтобы после них героиня смогла ощутить все прелести семейной жизни. Они имеют и другую художественную функцию- служат целями обрисовки характера героини, показа её внутреннего мира, возрастных изменений и т. д.. Толстой различает ранние её увлечения и поздние, более серьёзные. Переход от детской влюбчивости к настоящей любви замечает за собой и сама героиня. Об этом она говорит, когда полюбила Андрея Болконского: «Я была влюблена в Бориса, в учителя, в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно, твердо. Я знаю, что лучше его не бывает людей и так мне спокойно, хорошо теперь, совсем не так, как прежде». Да и раньше, оказывается, она не придавала большого значения своим привязанностям, без упрёка сама себе признавалась в собственной ветрености. Вспомним, как она противопоставила себя Соне: «Она кого полюбит, так навсегда, а я этого не понимаю, я забуду сейчас» . По признанию пятнадцатилетней Наташи, она тогда ни за что не хотела идти замуж и собиралась об этом сказать Борису при первой встрече с ним, хотя считала его своим женихом. Однако смена привязанностей не свидетельствует о непостоянстве и неверности Наташи. Всё объясняется её исключительной жизнерадостностью, придающей молодой героине милую обаятельность. Всеми любимая, «волшебница»- по выражению Василия Денисова, Наташа очаровывала людей не только внешней красотой, сколько своим душевным складом. Лицо её не отличалось особой привлекательностью, в нем отличаются автором даже недостатки, которые делались заметнее, когда она плакала. «И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно другою, заревела, как ребёнок». Но она оставалась всегда прекрасной, когда её девичий облик озарялся внутренним светом. Толстой всеми поэтическими средствами старается передать её ощущение радости бытия. Она переживает счастье жить, пытливо всматриваясь в мир, который всё больше и больше её удивляет и радует. Может быть, это идет оттого, что она чувствует в себе все данные быть любимой и счастливой. Девочка рано почувствовала, что в мире много для неё интересного и обещающего. Ведь говорит же Толстой, что моменты переживания чувства радости были для неё «состоянием любви к себе».

Своей жизнерадостностью она удивляла Андрея Болконского: «О чем она думает? Чему она так рада?». Сама Наташа дорожила своим радостным настроением. У неё на особом счету находилось старое платье, которое по утрам делало её веселой. Жажда новых впечатлений, резвость, чувство восторга в особенности проявились у Наташи при встрече с братом Николаем и Василием Денисовым, приехавшими к Ростовым на побывку. Она «прыгала, как коза все на одном месте и пронзительно визжала». Ей все было в высшей степени интересно и смешно.

Одним из источников радости являлись для неё первые чувства любви. Она любила всё, что казалось ей хорошим. Об отношении к любимому человеку Наташи- девочки можно судить по тому, каким показано её самочувствие у Иогеля. «Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена во всех. В того на кого она смотрела, в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена». Как видим, любовная тема не обретает в романе самостоятельного значения, служа лишь раскрытию духовного облика героини. Иное дело- любовь к Андрею, Анатолю Курагину, Пьеру: она так или иначе связана с проблемами семьи и брака. Об этом я отчасти уже говорила и продолжаю речь впереди. Здесь только следует заметить, что в скандальной истории с Анатолем Курагиным, стоившей тяжёлых переживаний для Наташи, осуждается взгляд на женщину только как на орудие наслаждения.

Мария Болконская

Другим женским образом, который привлек моё внимание в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», является княжна Марья. Эта героиня внутренне настолько красива, что её внешность не имеет значения. Её глаза излучают такой свет, что лицо теряет свою некрасивость.

Марья искренне верит в Бога, она считает, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благодарна, как её брат, но её гордость не обижает, потому что доброта- неотъемлемая часть её натуры- смягчает это порою неприятное другим чувство.

По- моему образ Марьи Болконской - это образ ангела – хранителя. Она оберегает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такая личность, как княжна Марья, заслуживает много больше, чем союз с Анатолем Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; впрочем, у него были совсем другие нравственные ценности.

Она живет наивным мировоззрением церковной легенды, вызывающем критическое отношение князя Андрея и не совпадающими с воззрениями Пьера Безухого и самого Толстого. В пору лучшего состояния своего здоровья и духа, т. е. до кризисных предсмертных переживаний, князь Андрей не принимал всерьёз религиозных поучений Марии. Только из снисхождения к сестре он считается с её религиозностью. Принимая у неё крест в день отъезда в армию, Андрей шутя замечает: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет, то сделаю тебе удовольствие». В своих тяжелых раздумья на Бородинском поле Андрей сомневается в догматах церкви, исповедуемых княжной Марьей, чувствуя их неубедительность. «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики, а пришел Наполеон и, не знал об его существовании, как щенку с дороги, столкнул его и развалились его Лысые Горы, и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание посланное свыше. Для чего же испытание, когда его нет и не будет? Никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытаниях?». Что касается отношения к героине самого Толстого, то здесь должно быть принято во внимание само настроение образа Марьи, ставящее её мистицизм в связь с тяжелым обстоятельствами личной жизни, что в свою очередь придаёт особую психологическую глубину типизации этого характера. Роман намекает нам на причины религиозности Марьи. Героиня могла стать такой в силу тяжёлых душевных мук, выпавших на её долю и внушавших ей мысль о страдании и самопожертвовании. Марья была некрасива, переживала это и мучилась. Из- за своей внешности ей приходилось терпеть унижение, самым ужасным и оскорбительным из них было то, которое она пережила во время сватовства к ней Анатоля Курагина, когда жених устроил ночью свидание с её компаньонкой Бурьен.

Лев Толстой неоднозначно относился к женщинам. Писатель воспевал роль материнского начала, но сомневался в способности слабого пола любить так страстно, как любят мужчины. Женские образы в романе «Война и мир» условно можно разделить на две категории. Важное место в сюжетной линии произведения автор отвел героиням, олицетворяющим народные идеалы, читатель восхищается добродетелью Наташи Ростовой и Марии Болконской. Осуждение вызывает праздный образ жизни светских дам: Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной и других представительниц высшего общества России начала XIX века.

Наташа Ростова

Богатый графский дом был известен всей Москве. Наташу растили в роскоши, но девочку не испортили ни ласковая родительская любовь, ни их нежная забота. Известно, что героиня родилась в 1792 году и предстала перед читателем юной тринадцатилетней красавицей, баловницей судьбы, матери, братьев и сестер.

Прелестное дитя с черными глазами, выразительным контуром рта автор называет некрасивым, но тут же подчеркивает, что детская живость и непосредственность вместе с черными кудряшками очень украсят уже взрослую девушку, которой она вот-вот станет. Ведь 13 лет – переходный возраст, Наташа в голубом платье выглядит, по словам автора, свежей, румяной, веселой.

Не налагая на ребенка строгих запретов, мать сумела воспитать честную и открытую девочку, которая делилась с ней своими сокровенными мыслями и секретами, весело играла в подвижные игры со сверстниками, но проявляла изысканную воспитанность за столом. Через всю сюжетную линию романа дочь пронесла трепетное уважение и любовь к своей матери.

Юность Наташи Ростовой наполнена любовными переживаниями. Подростковое увлечение Борисом Друбецким уходит в забытье. Душу терзают страстные чувства, свойственны всем девушкам от шестнадцати лет. В 1809 году граф впервые выводит дочь в свет, ей шьют взрослое длинное платье из белой ткани, украшенное розовыми лентами и берут с собой на бал. Описание бала является важным эпизодом сюжетной линии романа. Здесь впервые Болконский обратил внимание на грациозную, легко танцующую девушку, между ними развивается взаимная симпатия.

Была ли это любовь, оба убедятся гораздо позже. А теперь молодой князь уступит доводам своего отца, который настаивает, что дочь графа Ростова не является достойной партией их семье. Взрослые отложат намечающуюся свадьбу Андрея и Наташи на год, этот год окажется роковым для всей России.

Болконский уезжает, оставив возлюбленной свободу действий, время на то, чтобы определиться со своими чувствами. А может это ему, вдовцу с неудачным семейным опытом, нужно было 365 дней, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Жизнь разделила пару, Наташа пытается наладить отношения с будущим свекром и сестрой жениха. Но безуспешно.

Стоит ли осуждать героиню за то, что в состоянии одиночества, когда любимый есть гипотетически, но совместное будущее весьма призрачно, она увлекается настойчивым Анатолием Курагиным? Легкомысленный молодой человек окружил девушку вниманием, повысил ее самооценку, выразил признание ее достоинств. Назойливыми ухаживаниями злой соблазнитель Курагин спас юную душу от неминуемой депрессии.

Веря в любовь и серьезные намерения Анатоля, Наташа решается на побег с ним. Безумному решению мешает добрая Соня, которая предупредила взрослых о намечавшемся побеге. Пьер сообщает несостоявшейся беглянке о том, что избранник уже сочтен браком. Настал момент крушения надежды на счастье, разочарования жизнью и переосмысление жестокости мира, человеческой судьбы.

Наташа Ростова, чистая душа, верящая в бога, способная на глубокое раскаяние, на переоценку своих чувств к Болконскому, на благородный поступок, отказывает любимому, считая себя недостойной быть рядом с ним. Война поможет героям разобраться в своих чувствах, заставит обрести и потерять друг друга.

Девушка найдет раненого Андрея в густом потоке отступающего войска, будет ухаживать за ним, держать за руку в последние дни жизни русского патриота, настоящего офицера. После войны Наташа выходит замуж за Пьера Безухова, ей удается проявить в браке лучшие качества матери и хранительницы семейного очага. Лев Толстой считал Наташу своим самым любимым образом в романе.

Марья Болконская

Княжна Марья родилась в знатно семье, но высокий титул не принес девушке счастья. С детства Мария отличалась слабым телом и маленьким острым лицом. Лев Толстой называет ее некрасивой, но глазам приписывает теплоту и лучезарность, исходящую от добродетельной души человека. В начале XIX века болезненная бледность была не в моде.

Аскетического вида девушка, бывало, не раз плакала, печаль придавала выражению ее лица особую прелесть. Окружающие пророчили ей брак только по расчету, исключая возможность, что неловкую, обделенную грацией княжну кто-то полюбит по-настоящему. Чтобы уравновесить недостатки внешности влиятельный отец изнурял дочь строгим воспитанием и обучением по сложной программе, составленной им самым.

Главным предметом домашнего обучения была математика, много часов князь Николай Болконский отводил на изучение геометрии. В процессе обучения отец вел себя жестко, требовательно и критически. Старику невозможно было угодить. Будучи набожной, Марья все терпела, молилась и ждала перемен в своей жизни, избавления, которое могло принести только замужество. Молодая женщина находила утешение в религии.

Воспитанная мужчиной, она, как часто это бывает в таких случаях, мало ценила порядок, но отличалась сдержанностью суждений и умела находить объективную оценку происходящему вокруг. Княжна Марья прожила жизнь в деревне, к другой жизни не стремилась, потому что не знала, как это – жить по-другому. Девушка помогала бездомным странникам.

Когда князь Василий Курагин прислал к ней в сваты своего беспутного сына Анатоля Курагина, она не решилась выйти замуж за нелюбимого человека. Марья жертвует своей личной жизнью, остается со злым отцом, который со временем превращается в настоящего тирана для своей дочери.

Но война 1812 года забрала у нее отца и любимого брата Андрея. Смыслом жизни стал племянник Николай. После войны княжна нашла себе подругу в лице Наташи Ростовой, а Пьера Безухова она знала еще с детства и ценила за его доброе сердце.

Любовная история княжны Марьи начинается со встречи с Николаем Ростовым. Гусар спасает ее из плена деревенских мужиков, которые хотели сдать ее французам. Русский офицер сразу прочитал в глазах девушки чистоту нравов и благородство души. Их отношения развивались вопреки их воли, уйти друг от друга, от всепоглощающего чувства любви, объединяющего двоих людей, им не удалось.

Граф Николай Ростов и княжна Марья Болконская сочтутся браком перед господом и людьми. Марья стала счастливой женщиной, преданной и верной супругой. В ее образе читатель найдет народный образец женских добродетелей.

Элен Курагина

Элен Курагина была красивой женщиной, рядом с ней всегда были мужчины, но ее избранником по совету отца стал граф Пьер Безухов. Князь Василий Курагин сам выступил инициатором свадьбы, желая обеспечить свою дочь за счет наследства жениха. Брак по расчету – легкая игра только для ограниченных женщин. Элен же была яркой личностью, обремененной соблазнительной внешностью, которая испортила характер молодой женщины.

Черные глаза с кокетливым огоньком, тело, напоминающее античную грациозность статуй, обезоружили графа Безухова, его назвали обладателем красавицы. Об улыбке светской львицы часто высказываются персонажи романа. Элен умела улыбаться той чувственной улыбкой, от которой мужчин пронизывает сладкий трепет.

Многочисленные бриллианты подчеркивали белизну шикарных плеч. Женщина любит белые наряды, выгодно оттеняющие мраморный цвет ее кожи, часто их носит. Ее походка величественна, это поступь шикарной женщины из высшего света, которая знает, как себя держать среди вельмож и придворных. Автор подчеркивает, что каждый, кто видел героиню, восхищался ее красотой. Даже уравновешенный Андрей Болконский согласен, что она хороша собой.

Возраст княжны Курагиной остается неизвестный, хотя по косвенным признакам можно догадаться, что на званном вечере у Анны Шеррер в 1805 году речь идет о молодой девушке, выпускнице Смольного института, фрейлине ее величества. Элен считает своими друзьями весь Петербург, только муж отзывается о ней плохо, пытаясь внушить читателю эту мысль.

Вопреки мнению супруга, окружающие считают героиню в одинаковой мере умной и красивой. Элен изменяет Пьеру, вызвав его естественное негодование. Поэтому Безухов называет ее подлой, бессердечной, испорченной породой, лицемерной, льстивой, грубой, вульгарной. За аристократическими манерами женщина скрывала развратные наклонности. Так считал не только Пьер Безухов.

Со временем люди стали говорить о многочисленных любовниках Элен, о порочной связи с Борисом Друбецким. О героине ходили грязные сплетни, осуждающие ее поступки, наконец, женщина принимает католическую веру, чтобы беспрепятственно создать новую семью. Но внезапная болезнь уносит жизнь молодой красавицы. Лев Толстой был строг со своей героиней, в ее образе он показал недостатки представительниц высшего общества.


В своём выдающемся романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показал жизнь русского общества начала XIX века. Он, пытаясь осознать значение женщины в обществе, семье, создаёт в произведении множество женских образов, которые можно разделить на две категории: в первой находятся женщины народного идеала, такие как Марья Болконская, Наташа Ростова и другие, а во второй – представительницы высшего света – Анна Шерер, Элен и Жюли Курагины.

Одним из самых выделяющихся женских образов является образ Наташи Ростовой, в котором Толстой реализовал наилучшие качества личности. Благородность и скромность делают её очаровательнее благоразумной, умной Элен Курагиной с её светскими манерами. Множество фрагментов романа повествуют о том, как Наташа протягивает людям руку помощи, делает их добрее, помогает найти любовь к жизни, даёт советы, заставляет окружающих чувствовать себя счастливее, не требуя ничего взамен.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Так, когда Николай Ростов приходит домой после того, как проиграл деньги Долохову, с чувством безнадёжности, услышав пение Наташи, вновь обретает радость жизни: “Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”.

Помимо всего Наташа близка к восприятию невероятной красоты природы. Описывая ночь в Отрадном, Толстой сравнивает настроение двух сестёр, Сони и Наташи. Наташа, восхищаясь красотой ночного неба, восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!”» Однако Соне не близко состояние её подруги, в ней нет той искры, которая присуща Наташе. Соня искренна, ласкова, нежна, дружелюбна. Она слишком правильная, не делает поступков, из которых можно было бы извлечь уроки и развиваться дальше. И в отличие от неё Наташа постоянно ошибается и делает какие-то выводы; испытывает чувства к князю Андрею, их души что-то объединяет. Однако же затем внезапно влюбляется в Анатолия Курагина. Это говорит о том, что Наташа – простой человек, имеющий несовершенства.

Марья Болконская – противоположность Наташи, но и в чём-то похожа на нее. Главная её черта – самопожертвование, которое сочетается в ней с покорностью и стремлением к счастью. Повиновение приказам отца, запрет на протест его желаниям – понимание своей роли дочери княжны Марьи. Но при необходимости она может продемонстрировать твёрдый характер. Ставя самопожертвование выше всего, она уничтожает в себе что-то поистине важное; и всё же, именно жертвенная любовь позволила ей обрести счастье в семье. По-настоящему Марья раскрыла свои личностные качества, когда положение дел вынудило её проявить самостоятельность после смерти отца, а также когда она стала матерью и женой.

Этим двум схожим женщинам противоположны дамы высшего общества – Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Курагина. Они во многом похожи.

Этими образами Л.Н. Толстой показывает, что женщины простые, живущие обычной жизнью, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают счастье семейное, тогда как светские дамы, далёкие от нравственных ценностей, не способны достичь истинного счастья из-за самолюбия и преданности ложным и пустым идеалам высшего общества.

Обновлено: 2018-04-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.