Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке. Комплекс Золушки: почему бесполезно ждать чуда  Что делала золушка в сказке

Кадр из фильма "Золушка", 2015 год

Вы никогда не задумывались, как сложилась судьба Золушки и Принца после того, как повествование сказки оборвалось на слове «конец»? Великолепная история любви, торжество справедливости, роскошная свадьба и намек на долгую и счастливую жизнь вместе – знаменитая сказка раскрыла перед десятками поколений девочек одну важную истину: «будешь много трудиться и заботиться о других – и воздастся тебе по заслугам». Чему же история о Золушке нас так и не научила – так это тому, что эту самую важную истину полезно иногда разделить надвое.

«Все мы неверно понимаем сказку о Золушке, а точнее, неэффективно используем ее подсказки, – пишет в своей книге «Как попасть во дворец, если ты не Золушка» клинический психолог Люция Сулейманова. – Что мы думали об этой истории в детстве и продолжаем думать во взрослой жизни? Что там реализуется мечта простой девочки стать принцессой. Ах, вздыхали мы, Золушка такая удачливая! Если быть вот такой же, тебя все будут любить, а потом стоит только потерпеть и подождать – и непременно из воздуха соткет и наколдует всяческих приятностей какая-нибудь залетная фея, и жизнь окончательно удастся. При этом остальных героинь – Мачеху и ее Дочек – мы привыкли считать лишь жестокими и не стоящими внимания и интереса злодейками, а Фею – просто инструментом для раздачи наград хорошим девочкам».

Дрю Бэрримор и Дюгрей Скотт в к/ф "История вечной любви" (реж. Энди Теннант, 1998 г.)

В своей книге Люция описывает, что случается с женщинами, которые так и не выросли из роли Золушки в отношениях с мужчинами (и не только). Вот из самого очевидного: скандалы в семье, скука в браке, измены со стороны «принца», несчастная, скрывающая свое надовольство «Золушка» и, как следствие, развод. По крайней мере, именно так сложится судьба искренней, чистой и наивной девушки, если она вовремя не поймет, что живет по одному-единственному и неэффективному шаблону. Как же это понять – рассказываем подробнее на основании наблюдений и исследований психолога.

Посмотрите на себя: быть может, вам стоит что-то поменять в своей жизни, если вы…

Всегда пытаетесь его «спасти» (и неважно, от чего)

Именно это однажды и сделала наша сказочная Золушка, придя на бал и выцепив Принца из лап хищных и жестоких красоток, падких лишь на его деньги и положение. В качестве стратегии для знакомства это сработало. Но будет ли работать дальше? Большой вопрос.

Кадр из советского м/ф "Золушка" («Союзмультфильм», 1979 г.)

Проблема всех Золушек в том, уверена Люция Сулейманова, что они всегда готовы поставить чьи-то интересы выше своих. Взять хотя бы отца нашей героини, который с легкостью позволил злой Мачехе сделать свою дочурку семейной прислугой. «На самом деле, для своего отца Золушка всегда была на последнем месте, но она упрямо вуалировала его истинный, слабый характер и верила, что он все сделает из любви к ней», – отмечает психолог.

Эдакая жертвенность трогает мужчину и продолжает трогать какое-то время после свадьбы. Искренность и непосредственность Золушки подкупает, равно как и ее желание окружить любимого чрезмерной заботой, предупредить все его желания, поставить его в центр собственной Вселенной, быть всегда рядом, покорной, некапризной. Удобной.

Путаете заботу и хлопотливость

Золушка расценивает как чудо тот факт, что на нее обратил внимание сам Принц. Большой парадокс: несмотря на то, что подсознательно она постоянно жаждет пожертвовать собой во спасение любимого, она так же считает, что это ее только что спасли. И надо быть благодарной. Вот только в этом чувстве бесконечной благодарности Золушка теряет саму себя, собственную индивидуальность, полностью сливаясь с личностью своего спасителя, своего Единственного. А может, и не было никакой индивидуальности?

Янина Жеймо и Эраст Гарин в к/ф "Золушка" (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947 год)

Благодарность – хорошее чувство, но не тогда, когда оно проявляется в пассивной услужливости. Но беда в том, что Золушка умеет проявлять заботу только так – прислуживая любимому, как она когда-то прислуживала Мачехе и ее Дочерям. Словно послушный щенок, она смотрит на хозяина влюбленными глазами в ожидании очередной команды. То же и в сексе – полное подчинение, покорность и никаких собственных желаний. Словно это то, что она просто обязана дать своему Принцу, который вытащил ее из лап Мачехи и перевез во дворец. И не дай бог ей самой получить удовольствие.

Потому что только так счастлива Золушка – когда она слаба, послушна, когда ей трудно и тяжело. Ведь тогда и ценность награды, которая ей полагается за старания, выше. Вот только никакой награды не будет: добрая Фея не прилетит снова, а если и прилетит – то ничем не поможет. «Золушка никогда не была ведущей, всегда ведомой, – пишет Люция. – Изначально она пассивна в целях и не умеет мечтать, у нее нет навыков планирования и трансформирования идей в реальность. Бесконечно отдавая, она находится вне взаимного обмена, который лежит в основе успешных отношений. И не получая отдачи, ответной энергии, она теряет баланс и начинает злиться».

Либуше Шафранкова в к/ф "Три орешка для Золушки" (реж. Вацлав Ворличек, 1973 год)

Не можете без него жить

Предположим, уехал Принц на охоту. Или заперся в кабинете, чтобы поработать. Что будет делать Золушка? Перемоет всю посуду, прогнав предварительно прислугу, погладит его носки, уложит спать детей. Все это она переделает за час-два. А дальше? Может, перемоет посуду по второму кругу. А может, начнет наивно стучаться в дверь к своему принцу, чтобы узнать, не нужно ли чего. И будет удивляться, что тот ей не открывает.

Янина Жеймо в к/ф "Золушка" (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947 год)

«Наполненное содержанием личное время – одна из поначалу кажущихся непосильных задач, ведь Золушка привычно живет чужими заботами, – рассказывает Люция Сулейманова в книге. – Своих желаний не имеет, искренне полагая ими бесконечные хлопоты вокруг других. То есть технически создать в ежедневнике пункт «личное время» легко, а вот докопаться до самой себя, своих «хочу» – ох как непросто». Золушка, застрявшая в собственном шаблоне поведения, никогда не поймет, чего хочет на самом деле. А Принц в определенный момент устанет искать для нее занятие. И разведется с ней. Ибо от той таинственной красавицы, заворожившей его на балу, уже не осталось и следа.

Когда полезно быть Золушкой

Лили Джеймс и Ричард Мэдден в к/ф "Золушка" (реж. Кеннет Брана,2015 год)

Да, совсем скоро прекрасный Принц разочаруется в своей Золушке, но если в этот момент ему посчастливится встретить мудрого человека, то он, скорее всего, услышит следующие слова: «А не нужно было очаровываться».

Впрочем, проще сказать, чем сделать. Ведь если вспомнить первый день их встречи, то не останется никаких сомнений: тогда Золушка действительно была великолепна. Такая необычная, непохожая на других, трепетная, влюбленная… И такая недоступная. Ведь чуть пробила полночь, она со всех ног умчалась от него, оставив на память о себе лишь туфельку. Настоящая девушка-загадка.

«В этот момент (в полночь – прим.ред. ) Золушка совершает единственное свое верное действие: выбирает, пусть и невольно, правильную тактику побега, – убеждена Люция Сулейманова. – Не в том дело, что она движима ужасом перед тем, как волшебство рассеется и закончится сладкая иллюзия, наведенный шик-блеск-красота. Принц-то не знает, что она убегает из страха перед последним ударом часов. Он знает только, что она в принципе убегает».

Кадр из американского м/ф "Золушка" (Walt Disney Productions, 1950 г.)

И это, убеждает нас психолог, единственно правильная стратегия всех Золушек – ускользать, пробуждая в заинтересовавшем мужчине инстинкт охотника. Предлагая ему увлекательнейшую ролевую игру.

Недавно мы отпраздновали 8 марта. В этот прекрасный весенний день каждая женщина хоть немного почувствовала себя сказочной принцессой, а каждый мужчина – добрым принцем для своей любимой.

Одной из самых красивых и заманчивых сказок, знакомых нам с детства, но не забываемых и во взрослом возрасте, является история о Золушке. Эта сказка привлекает нас тем, что даёт возможность поверить в то, что на свете бывают чудеса и что даже несбыточная мечта достижима.

Мы давно привыкли к представлению о Золушке как о бедной работящей девушке, которой очень повезло выйти замуж за принца. Но так ли все просто и очевидно в сказке Шарля Перро? Давайте откроем правду об этой героине и разберемся, в чем же настоящая причина её успеха.

На самом деле Золушка была знатного происхождения: её отец – «почтенный и знатный человек», да и простую семью не пригласили бы на королевский бал во дворец: «сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми».

Золушка была не из бедной, а из обеспеченной семьи. Её сводным сестрам для королевского бала купили дорогие наряды: старшей – «красное бархатное платье и драгоценный убор, который... привезли из-за моря», младшей – скромное платье и «накидку, расшитую золотыми цветами, и бриллиантовый пояс, какого нет ни у одной знатной дамы». Также чепчики им пошила искуснейшая модистка (и, видно, дорогая), а мушки «купили у самой лучшей мастерицы в городе» (все лучшее – дорого!).

Такое же платье, чепчик и накидку могла бы надеть и Золушка для совместной поездки с отцом, мачехой и сестрами на королевский бал. Если бы не злая воля мачехи, которая в падчерице видела явную конкурентку для своих некрасивых и грубых дочерей.

Золушка не была и невежественной простушкой – очевидно, до смерти матери она успела получить неплохое образование и воспитание, положенное для знатной барышни того времени. Отметим, что девушка великолепно разбиралась в моде, у неё было развито эстетическое чувство (помните, что сестры спрашивали у Золушку, какой выбрать гребень, ленту или пряжку, потому что она лучше их понимала, «что красиво и что некрасиво», да и «никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны» – откуда бы взялся такой вкус у необразованной служанки?!). Когда Золушка находилась во дворце – она, видимо, поразила всех не только своей красотой, богатым выездом и шикарным платьем, но и хорошими манерами (ведь за принцессу не приняли бы простушку, даже одетую в бархат и шелка). Вот пример: Золушка подсела к своим сестрам, сказала каждой несколько приятных слов (это был не только зов доброй Золушкиной души, но и правило этикета того времени, угостила их фруктами, которые поднес ей сам принц). Когда часы пробили без пятнадцати двенадцать, она всем присутствующим поклонилась (опять же, знание норм этикета). И танцевала она великолепно – и это непростые танцы 17 века! – («Она танцевала так легко и грациозно, что все залюбовались ею еще больше, чем прежде»), видимо, раньше у неё был учитель танцев.

То есть, по сути, девушка была обеспечена, воспитана и образованна, помимо остальных достоинств, данных ей природой. Почему же она была служанкой в собственном доме? Почему она, казалось, не видела или не хотела признать реальной причины, по которой она не может поехать на бал, а находила для себя и других отговорки? Помните, когда сестры язвительно её спрашивают, хотелось бы ей поехать на королевский бал, она по душевной простоте отвечает: «Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?!».

А дело ведь было не в страшненьком платье и не в дебелых деревянных башмаках. Правда была в том, что Золушка имела право быть во дворце, носить красивые платья, изящные туфельки – ей это право принадлежало даже больше, чем неродным сестрам – это было её наследство – деньги отца. Но она не решалась отстоять свое право – то, что уже принадлежало ей – просто ей трудно было пройти этот путь. Она, видимо, любила отца и не хотела его огорчать «разборками», она была очень «добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать». Или, возможно, у неё были навязанные комплексы – она действительно видела себя недостойной того, что имели её сестры. Ей легче было уйти в себя, тяжело работать по дому (хотя денег у её семьи вполне хватило бы, чтобы нанять служанку, да и не одну, или, в крайнем случае, все обязанности четыре женщины в доме могли бы поделить, а не сваливать все на одну беззащитную девушку), сидеть вечерами у камина на ящике с золой (что, ей не нашлось бы какой-нибудь скамейки, чтобы не пачкать единственное латанное и застиранное платьице?), спать на колючей соломенной подстилке на чердаке, не только чистить котлы и кастрюли, мыть лестницы, но и убирать комнаты мачехи и двух её дочерей. И это делала наследница, хорошо воспитанная и образованная! Явное унижение – она могла бы занять любую спальню, иметь кровать под балдахином и резной туалетный столик, а она всего лишь смотрела на эти прекрасные вещи: не как на свои, а как на принадлежащие «обеим барышням», как будто Золушка была не законная дочь, а бедная сирота, принятая на воспитание, но и с сиротой порой поступают намного лучше!

Какая странная ситуация – та, которой могло принадлежать все в доме, была бесправнее служанки. Имея богатства и возможности, Золушка или все видела в другом свете – не решалась признаться себе, что с ней поступают несправедливо, что у неё тоже есть права, или не верила в себя, считая себя недостойной, или её сдерживал страх перед мачехой или боязнь огорчить отца.

Не так ли часто бывает и в нашей жизни, когда у нас есть богатство – потенциал возможностей, когда у нас есть талант, способности, а мы видим лишь преграды и незавидные обстоятельства, застилающие нам глаза – вместо того, чтобы оглянуться вокруг, осмелиться сделать первый шаг, все преодолеть и жить той жизнью, которую мы достойны, которая нам предназначена!

Но у Золушки были чудесный дар, который все-таки помог ей осуществить свою мечту – поехать на бал и выйти замуж за принца. Это – её характер.

Что выгодно отличало Золушку от её сестриц – это её благодарность. Если те как должное воспринимали то, что их сводная сестра ухаживает за ними как служанка, то Золушка была совсем не такая. После первого бала она забежала к крестной-волшебнице поблагодарить её за вечер, полный радости. Так нужно и нам благодарить судьбу, окружающих людей за то, что мы имеем, особенно за успехи, за приятные моменты, даже когда в жизни много и неприятностей – нужно не зацикливаться на негативе, а думать только о хорошем. Без благодарности никто не достигнет многого. Я думаю, крестная очень порадовалась благодарности своей воспитанницы и щедро её наградила – Золушка на следующий день на балу «была еще прекраснее и наряднее, чем накануне».

Еще Золушка была не мстительна, не злопамятна – она никогда не жаловалась крестной на свою горькую судьбу, хотя я хорошо себе представляю, что могла бы сделать женщина, обладающая магическими способностями, с обидчицами бедной девушки – с мачехой и её дочерями. Золушка не держала зла в себе – в двояком смысле – не думала плохо о мачехе и одновременно не отравляла свою душу злобой и гневом – вполне справедливыми в этой ситуации чувствами.

Итак, девушка после первого визита во дворец побежала к крестной – видимо, она делала это и раньше – и весьма нередко – когда, конечно, по дому все было сделано, чтобы мачеха не ругалась. Почему же крестная не помогла ей раньше? Я думаю, что девушка не была еще готова, возможно, у неё не было сильного желания что-то изменить – она мирилась с поведением мачехи, её пока все устраивало – в том смысле, что ещё можно было терпеть, а вот когда дело коснулось важного, когда у Золушки наконец проявилось сильное чувство, желание, мечта – поехать на бал (как она горько заплакала, когда мачеха и «сестры» уехали во дворец!), тут-то и появилась её крестная – волшебница…

Это история учит, что если вам трудно начать изменения в своей жизни самому, найдите человека, способного вас научить, помочь достичь вашей цели.

Золушка давно имела те качества, которые в результате привели её к успеху, нужен был только случай, чтобы они открылись явно и другим. Какого случая ждете вы? Может, пора уже начать действовать? Может, ваш случай уже был, а вы его не заметили?

У нас часто бывает много знаний, и умений, но не хватает решительности, возможно уверенности в себе, но помните: для того, чтобы положить начало исполнению вашей мечты, все нужное, как у Золушки, у вас уже есть!

Идем дальше. Когда её сестры напрасно старались натянуть на свои большие ноги туфельку, которую потеряла загадочная принцесса, девушка улыбалась. Я не думаю, что это было злорадство, просто, наконец, к ней пришло осознание, что и она достойна жить той жизнью, о которой она так мечтала и которая ей предназначена. Она даже сказала с достоинством: «А ведь она, кажется, будет впору мне». Золушка уже не боялась гнева мачехи, недовольства и упреков отца: она узнала свою судьбу – и уже ничто не могло помешать её счастью.

Триумфом Золушки стал момент, когда ей пришлась впору туфелька, – тогда всем, наконец, открылось, кто на самом деле эта девушка в стареньком перепачканном золе платье! Девушка, достойная, по меньшей мере, принца! Но еще большее торжество, когда Золушка достала из передника вторую туфельку и её надела – тут уж никто не стал бы сомневаться, говорить про совпадения: девушке принадлежало настоящее сокровище, которое никто уже не способен был у неё отнять! И что еще примечательное – в этот момент появилась её крестная и снова превратила старенькое платье в ещё более великолепный наряд.

Итак, я призываю вас, дорогие женщины, стать, наконец, доброй феей для самой себя, найти свою мечту и идти за ней, несмотря ни на что – на якобы непреодолимые препятствия, на неверие в вас окружающих, главное – поверьте вы в себя сами, сделайте, наконец, то, о чем мечтаете, идите смело навстречу своей судьбе – и тогда ничто не способно будет вам помешать! http://www.lifeplayer.ru/free_mission/

А вас, мужчины, - чтобы ваша любимая рядом с вами всегда чувствовала себя настоящей принцессой!

Сказка для взрослых

Зима. Заснеженный лес - зимняя сказка. Принаряженный город - обыкновенное новогоднее чудо. В стране - по-прежнему актуален нестареющий девиз "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". В мыслях - где бы взять на это силы и найти помощницу в виде бескорыстной феи? В сердце - мечты, желания, надежды. Люди любят мечтать, и им нравится надеяться на чудо. Особенно женщинам, а возраст не имеет никакого значения. Но все-таки особенно сладко мечтается в юности. Есть и определенное время года, когда мечтать и загадывать желания можно и нужно, высказывать вслух, держать в тайне, и обязательно настойчиво и трепетно ждать чуда. Это самые таинственные и сказочные месяцы года: декабрь и январь.

Одно из самых заветных желаний многих девушек - судьба Золушки. И как-то сам собой напрашивается вопрос: а что было бы, если б в Западной Европе не появилась эта сказка? Но есть предположение, что история, напоминающая сказку "Золушка", была известна в Китае в очень давние времена - 3 000 лет назад, то есть, простите, до нашей эры. Но сегодня не удивительно, что Поднебесная впереди планеты всей во многих вопросах бытия.

Грустная история со счастливым концом

Сюжет этой сказки имеет тысячу интерпретаций в мировом фольклоре, а сколько будоражащих воображение историй из жизни мы знаем! На французском языке сказка называется Cendrillon, на немецком - Aschenputtel. С легкой руки И.С.Тургенева название звучало не очень привлекательно и несколько пренебрежительно - "Замарашка". Такое сгущение красок свойственно русскому менталитету: чем хуже сейчас, тем слаще будет счастье. К тому же по законам жанра надо сначала страдать, чтобы потом получить от жизни такой большой бонус. Однако прижилось слово более мягкое, став и названием сказки, и именем героини - Золушка, которое кажется вполне изысканным: "Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там, на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой" (Ш.Перро).

Как звали Золушку?

Странно, что ни один автор не открыл тайну настоящего имени Золушки. Словно это не имело никакого значения, потому что вся прошлая жизнь ее была кошмаром и неудачей, о которых хочется забыть. К тому же, выйдя замуж за принца, она получила не просто фамилию мужа, а титул. Именно титул и целое королевство - главное, что привлекает девушек.

Из грязи в князи?

Сегодня принято думать, что Золушка - девушка из бедной семьи , а потому ей приходилось выполнять роль прислуги и делать всю черную работу по дому. Но это не так. Получить приглашение на бал, который устраивает королевская семья, не пустяк. Надо быть знатным человеком, каким, очевидно, и был отец Золушки. Все зло в ее жизни исходило от мачехи и ее дочерей. И если бы папа Золушки не был подкаблучником и мог защитить свою дочь, то она спокойно поехала бы на бал и очаровала принца, так сказать, без всяких интриг и трудностей. Но тогда не было бы сказки.

Добрая фея

Стоит ли говорить, что искусство волшебства - это большая сила во все времена и у всех народов. Но и сама Золушка кажется почти волшебницей: каждое воскресенье Золушка расчесывала волосы, из них выпадали золотые зернышки, которые склевывали гуси. Одним словом, у Золушки все-таки были шансы стать счастливой. Сегодня эти факты почему-то забываются, а потому бытует мнение, что Золушкой может стать девушка, которая в этой жизни вообще не могла ни на что рассчитывать: бедна, из неблагополучной или очень простой семьи, без образования, да и собой не так уж хороша.

В советские времена Золушками называли себя девушки из рабочих семей, которым посчастливилось выйти замуж за сына, например, работника обкома партии. Впрочем, об этом могли мечтать практически все девочки. Времена в этом плане не изменились, поменялись лишь названия. Но только не у этой сказки.

Почему именно ОНА?

Стать Золушкой мечтают многие. Но не у всех получается. А потому часто задается вопрос, почему именно она? Например, девушкам из благополучных семей, красавицам и умницам, как-то неприлично мечтать о судьбе Золушки. За ними ухаживают хорошие мальчики - потенциальные женихи, открыты все дороги к образованию, а не черной работе, есть деньги на красивые платья и хрустальные туфельки. Будущее почти прописано по пунктам… Но не всем им, однако, выпадает большое личное счастье: не смея желать Принца, некоторые выбирают в мужья свинопасов; хорошие мальчики оказываются подлецами; благополучие исчезает, как туман, становясь семейным преданием. Вырваться из неприятных жизненных ситуаций, сломать старую неудачную жизнь и построить новую, счастливую, как у Золушки, эти девушки, увы, не могут. Причина до обидного банальна: мешает интеллект и вечный вопрос: а разве такое возможно? А в жизни возможно все, надо только уметь вставать из пепла и перерождаться. Кстати, слово "аschen" переводится с немецкого как "пепел".


Все средства хороши

Золушка всегда отождествлялась с Вестой, богиней дома и домашнего очага, и была символом смирения, которое когда-то считалось добродетелью. Естественно, что сегодня ждать можно всю жизнь, если не поехать на бал - устроиться на работу в известную компанию, пойти на вечеринку, поехать отдыхать на дорогой курорт, то есть туда, где будут мужчины, которым можно присвоить почетное звание "принц".

Но и знакомство с Принцем - это только аванс, потому что своего счастья необходимо добиваться. Помните, у Золушки даже на балу находится при себе нитка и иголкой? Этот факт очаровал короля, ведь у юной красавицы еще и золотые руки! Золушка волшебным образом улучшает настроение Принца: это самый большой плюс, и этим придется заниматься всегда! Намного хуже, если до встречи с вами у него было хорошее настроение, а потом испортилось.

Туфелька


Как мы знаем, туфелька, которую потеряла Золушка, была хрустальной. Вернее, из голубого хрусталя. Но это у Шарля Перро. Братья Гримм решили, что туфелька должна быть золотой.
В пересказах этого действительно легендарного произведения обувь Золушки бывала расшита жемчугом и драгоценными камнями. Одним словом - дорогая. Так что, отправляясь на поиски принца, не надо забывать о том, что обувь делает женщину женщиной (х\ф "Служебный роман"), а дорогая обувь - дорогой женщиной. И уж если на лестнице, по хитрости принца намазанной смолой, как в сказке Гримм, вы потеряете туфельку именитого дизайнера, то придется вам вернуться за ней самой.

Принц

Сказочный Принц Мирлифлор был на самом деле хорош. Современные Принцы стали другими: у них поменялись вкусы. Одна Золушка, вторая, третья. В этой ситуации считать до трех довольно утомительно. К тому же, зачем Золушку официально превращать в Принцессу? Этого хочется ЕЙ, но, как говорят на Западе, а теперь у нас: это ЕЁ проблемы. Золушке лучше подарить иллюзию, ожидание счастья, а это, как утверждают психологи, - уже и есть счастье. При этом жениться лучше на девушке из хорошей семьи, со звучной фамилией, намекающей на то, что ее предки были аристократами и близки к короне, смешать свою голубую кровь, даже если она такой не была еще 20 лет назад, с еще более голубой. Потому стало модным искать жену через брачное агентство и за рубежом, например, в Великобритании, но идеальную, которой не напомнят при случае, что она была Золушкой.

Но и Золушки все чаще хотят не Принца, а самого короля.

Диссонансы



Бывает, что Принцев тоже бросают бывшие Золушки, потому что надоел и хочется нормального мужика, но - не будем лукавить - не самого простого, а с изюминкой, с лаврами, с огнем в очах, с обещанием того, чего еще не было в жизни.

Под елкой

Лучшее место для сладких мечтаний в ожидании чуда - под елкой. В полумраке, в переливах света гирлянд и огне свечей, в аромате хвои хочется верить, что счастье прямо сейчас или немного позже постучит в дверь. Но самое интересное, что не только девушки мечтают о судьбе Золушки. Часто предаются мечтам и мужчины: они тоже хотят рассчитывать на помощь Феи и стать Принцами благодаря доброй и понимающей Принцессе, главное - они верят, что рано или поздно так и будет. Вот только как зовут этих парней? Смешно, но название сказки вполне универсально. Так, может быть, "Золушок"? О, могучий и великий русский язык, что бы мы без тебя делали?


Оригинал записи и комментарии на

Знаем ли мы свои любимые сказки? [Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк, фрагмент] Коровина Елена Анатольевна

ЗОЛУШКА, или Бал жизни

Бал жизни

О, ВЕЩАЯ МОЯ ПЕЧАЛЬ,

О, ТИХАЯ МОЯ СВОБОДА

И НЕЖИВОГО НЕБОСВОДА

ВСЕГДА СМЕЮЩИЙСЯ ХРУСТАЛЬ!

Осип Мандельштам

Золушка» – воистину любимая сказка всех времен и народов. И не просто сказка – программа будущей жизни под названием «Как выйти замуж за принца». Правда, в нашем народном сознании (согласно социологическому вопросу) оформился тезис с поправкой: «Лежа на печи – выйти замуж за принца». Ну если «лежа на печи» – программа для мужского населения, то «выйти замуж за принца» – уж точно для женского. И вот забавно – во всем мире это считается нормальным. Но у нас социологи завопили в унисон: кошмар, ужас! А что в этом плохого-то?! Наверное, наши аналитики-толкователи до сих пор считают, что место женщины – днем у станка, а вечером на кухне, а еще лучше будет, если она, аки передовица производства, будет без роздыху шпалы класть. Ну никак не выветривается из нашего общественного сознания идеалы социализма – того самого, что был «без человеческого лица». И никто из «умников» не вспоминает, что вообще-то Золушка была далеко не вертихвосткой, а труженицей.

Иначе откуда бы взялось такое количество вариантов? По всему миру рассказывают про Золушку. В разных странах сюжеты обрастают своими подробностями, деталями, именами героев. Между прочим, такие сказки с единым сюжетом, но разными деталями, называют бродячими или миграционными.

А знаете ли вы, что…

Только в Европе встречается более пятисот вариантов сказки о Золушке.

По Индии, Шри-Ланке, по другим странам Востока тоже бродят ее пересказы. Известен, например, китайский вариант, созданный еще в IX веке.

Сказки о Золушке имеют разные названия. Например, в Чехии и Словакии есть сказка «Три орешка», в Испании – «Волшебные платья».

Но во всех народных сказках героиня носит прозвище, говорящее о том, что она много работает по дому, особенно у очага, и всегда выпачкана в золе и пепле. Она -

Золушка – в России,

Cendrillon – во Франции,

Попелюшка или Попелка – в Польше, Чехии, на Украине,

Aschenputtel – в Германии,

Cinderell – в Англии.

Наивный вопрос:

А каким было имя девушки, если Золушка – это только прозвище?

А вот этого не знает никто. Это – главная тайна нашей героини. Но если конкретного имени нет, то любая женщина (практически любых лет) может отождествить себя с ней, ожидая прекрасного принца. Вот как мудро придумано народом!

Внимание!

Существуют и мужские версии сказки, когда «золушкой» становится младший из братьев – эдакий «золушок»

Как правило, он – нелюбимый третий сын в семье, и старшие братья не берут его с собой, когда едут свататься к королевской дочке. То есть это вариант сказки о трех братьях – двух умных, а третьем – дураке. Помните наших Иванов и Емель, сватавшихся к царской дочке? Впрочем, западноевропейский «золушок» ближе не им, а скорее Гансу Чурбану Андерсена. Этот третий брат, отвергнутый старшими, и сам находит способ пробраться во дворец и получить в жены прекрасную принцессу. Обычно его и зовут соответственно. Например, в скандинавских сказках есть Замухрышка Эспен и Эспен Аскеладден. Последнее переводится как «копающийся в золе».

Конечно, самая известная интерпретация «Золушки» – сказка Перро. На Западе она традиционно называется «Синдерелла, или Маленькая хрустальная туфелька», в России – «Золушка, или Хрустальный башмачок». Сам Перро назвал ее «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом».

Стоп! Какой еще мех?! Известно же, что туфельки были хрустальными. Интересно, а вы сами пробовали когда-нибудь носить такие туфельки-башмачки? Никогда? Тогда вспомните хотя бы хрустальные вазы – те, что красуются у вас на самой видной полке. Хрусталь тяжел, как и любое стекло, он порежет ноги, к тому же треснет или вообще разобьется при первом же шаге.

Так откуда же взялась хрустальная туфелька?!

Не знаете? А по ошибке – образовалась из опечатки в книге.

Дело было так. В народных сказках туфелька обычно золотая. Впрочем, в некоторых народных сказках Золушка вообще теряет не туфельку, а свое крохотное колечко. Но Перро решил, что туфелька будет эффектней.

Надо сказать, что в его времена никто мехом обувь уже не обшивал, хотя раньше, в средневековой Франции, богачи заказывали себе именно такую обувку – для тепла и красы. Но при дворе Людовика XIV, во времена которого и жил Перро, уже носили совсем иную обувь – из парчи, украшенную бриллиантовыми пряжками, да еще и на высоких каблуках. Так что своей меховой оторочкой Перро мог, во-первых, отнести действие сказки в далекие времена. А во-вторых, подчеркнуть уникальность меховых башмачков во времена Людовика ХIV, а значит, усилить их таинственные, загадочные свойства.

И вот Перро написал в заглавии по-французски viar , то есть мех для оторочки. Но в последующем издании наборщик перепутал буквы и возникла опечатка. Viar превратилось в vеrrе, что значит стекло. Ну а переводчики подумали – стекло несколько простовато и написали «хрусталь». Так и пошла гулять по миру хрустальная туфелька. И все, не удивляясь, восприняли ее как воистину волшебную, сделанную из необычного «чудесного материала».

Есть в «Золушке» Перро и еще одна тайна – появление волшебницы, помогающей Золушке. Дело в том, что в народных сказках действие начинается с того, что умирает мать Золушки. А отец вскоре женится на другой. И тогда бедная Золушка просит умершую мать помочь ей. В разных вариантах это происходит по-разному. Иногда, как у братьев Гримм или в испанских сказках, на дереве, растущем на могиле матери, вырастают платья невиданной красоты. Иногда от матери появляются посланцы (птицы, белочки, добрые духи и пр.), приносящие Золушке дары (например, три орешка, три цветка или листика, в которых скрыты наряды для предстоящего королевского бала).

Перро образ умершей матери вообще изъял. Он же хотел написать праздничную «бальную» волшебную сказку, а тут вдруг разговоры о болезни и даже смерти?! Но кто-то же должен был помочь бедной Золушке? Так появилась фея-волшебница. Перро сделал ее крестной матерью Золушки, ведь в его времена во Франции было принято брать в крестные отцы и матери покровителей, высших по происхождению и положению. Слуги старались заполучить господ в крестные для своих детей, подчиненные звали на крестины начальника. Что ж, без протекции «родного человечка» плохо жить хоть в волшебном, хоть в реальном мире. Ведь волшебный мир – лишь отражение мира реального.

Внимание! Викторина

А кто сумеет объяснить, почему фея создала карету именно из тыквы?

Кто ответит правильно, тот вполне может рассчитывать на то, что жизнь будет полна балов и прочих развлечений.

Ну как – есть предположения? Неужели нет? Тогда порассуждаем вместе.

Во-первых, вспомним, что тыква в Европе изначально не росла. Ее завезли в Европу испанские конкистадоры, вернувшиеся из Америки. И случилось это только в XVI веке. Значит, ко времени написания сказок Перро, в XVII веке, тыква еще не была повсеместно распространена и представлялась народу некоей заморской, таинственной гостьей, то есть загадочным овощем. То есть фея-крестная использовала волшебные свойства тыквы.

Во-вторых, тыква располагалась на грядках весьма вольготно. За это крестьяне и прозвали ее уважительно – Госпожа-Матушка Тыква. К тому же тыква была самым большим овощем. А разве не такой нужен для кареты?

Вот поглядите – в ХХ веке американец Крис Стивенс вырастил тыкву-великаншу весом 821 килограмм и 5 метров в обхвате. Если достать оттуда сочную золотую мякоть да приделать колеса – получится самая настоящая карета, в которой хоть на бал отправляйся, хоть в путешествие!

В-третьих, золотистая тыква, словно развалившийся на грядке вельможа, напоминала вышитую золотом одежду аристократов. Но не только! Кареты той поры тоже обивали золотом. Вот и из золотистой тыквы явно выходила дорогая карета.

В-четвертых, тыква очень прочна. Недаром же, вычерпав ее сочную внутреннюю часть, из кожуры (корки) делают весьма прочные сосуды, подходящие для разных хозяйственных целей. Ну а разве волшебная карета не должна быть прочной?

Ну а в-пятых (это вообще особый случай), тыква помогает от укачивания. Вспомним, Золушка не привычна ездить в каретах, ими пользовалась только знать. К тому же кареты того времени сильно трясли. Так что мужчины вообще предпочитали передвигаться верхом на лошадях, оставляя кареты дамам, которые готовы были претерпевать любые трудности, лишь бы не испортить платье и прическу.

А знаете ли вы, что…

В сказке Перро у принца есть имя собственное – Мирлифлор. Сказочник образовал его из двух французских слов mirer – «стремиться», «домогаться» и fleur – «цветок».

Это имя стало нарицательным. Во времена короля Людовика XIV «мирлифлорами» стали называть особо элегантных молодых людей из высшей знати.

И еще одна «тайна», а вернее, примечательность сказки Перро. Эта сказка не просто литературная, но отражающая черты того придворного мира, в котором жил сказочник.

В абсолютно волшебную сказку Перро вводит реальные современные детали, описывает подробности пышных балов и царившие на них нравы. И все это с юмором и галантностью, свойственной эпохе «короля-солнце». Волшебная сказка становится отзвуком прекрасно известных Перро дворцовых празднеств, с их шумом, блеском и вечными пересудами. Потому-то сказки Перро и принято считать первыми в мире литературными, авторскими сказками. Конечно, Перро использовал сюжеты народных сказок, но он не просто обрабатывал их в пересказах, как делали, например, наш блистательный фольклорист А.Н. Афанасьев или не менее блистательные немецкие собиратели фольклора братья Гримм, – нет! На основе народного сюжета Шарль Перро писал собственную авторскую сказку. Да мы словно слышим голос самого автора, обожавшего читать свои сказки в литературных салонах!

«Воцарилось глубокое молчание, прекратились танцы и замолчали скрипки, – такое внимание привлекла к себе невиданная красота незнакомки. Слышен был только смутный гул восклицаний: «Ах, как прекрасна!» Все дамы пристально рассматривали ее головной убор и ее платье, чтобы завтра же обзавестись подобными нарядами. Если только окажется прекрасная материя и найдутся столь искусные мастера».

То есть это сказка аристократическая. Отсюда и мораль. Это в народных сказках героиня получила принца и счастье потому, что была трудолюбива, усердна и добра к людям. А в аристократической сказке Перро залогом успеха Золушки на балу, а потом и в сердце принца стали аристократические ценности своего времени – хорошие манеры, умение безупречно вести себя в обществе. Героиня явилась на бал в прекрасных нарядах (хороший вкус), прелестно танцевала с принцем (изящество в танцах) и даже своих сестер угостила лимонами и апельсинами, которые дал ей принц (кстати, лакомствами по тем временам самыми дорогими).

Вот какова мораль сказки Перро:

Бесспорно, красота для женщин сущий клад;

Все неустанно хвалят вид пригожий,

Но вещь бесценная – да нет, еще дороже! -

Изящество, сказать иначе – лад.

<…> Красотки, есть дары нарядов всех ценнее;

Но покорять сердца возможно лишь одним -

Изяществом, любезным даром феи:

Ни шагу без него, но хоть на царство с ним.

Сказать честно, дипломат Перро уж слишком «дипломатическим флером» прикрыл здесь свою мораль. Под понятием «изящество» он подразумевает скорее внутреннюю гармонию (лад) человека, его естественность, наконец, человечность поведения и доброту нрава.

Но вот примечательно – народную мудрость о том, что даже самая неказистая, но умная, добрая и трудолюбивая девушка может привлечь внимание принца, доказала сама, история. И это не выдумка, не миф, а реальный факт из биографии сына-наследника короля Людовика XIV – дофина Луи.

Эту реальную историю вы можете прочесть в Приложении к книге. А пока мы не станем прерывать разговор о сказке. Но…

Внимание всем дурнушкам!

Внимание всем толстушкам!

Прочтите и запомните – так БЫВАЕТ!

Знал ли Шарль Перро эту историю? Конечно! Ведь он был не только известным поэтом, критиком, членом Французской академии, но и опытнейшим царедворцем, дипломатом, которому Людовик XIV поручал самые деликатные и заковыристые дела.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Король жизни Мысль и Слово - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций - ему дозволено изображать все. В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Из

Из книги автора

Вода жизни О! Горячая вода - ты вода живая. Когда-то наша планета была молодой планетой огня, потом землю остудила вода и жизнь, потом под зеленым покровом леса у холодных рек появились люди, но где-то в глубине, куда достигают лишь самые глубокие потоки, от тепла

Из книги автора

Искусство жизни Искусство и действительность - два противоположных полюса, границы пространства человеческой деятельности.В пределах этого пространства и развертывается все разнообразие поступков человека. Хотя объективно искусство всегда тем или иным способом

Из книги автора

28. О неправедной жизни А кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божия не имеет и отческого предания не хранит, и о церкви божьей не радеет, и святого Писания не требует, и отца духовного не слушает, совету добрых людей и наставлениям не вникает по-божески, чинит

Из книги автора

Длина жизни Пророк Сулейман прожил двенадцать сотен лет. Когда он умер, ангелы его спросили:- Как тебе показалось: долго или мало ты жил на свете? Пророк Сулейман ответил:- Сколько нужно времени, чтобы войти в одну дверь дома, а выйти в другую. Вот столько времени и

Из книги автора

Принцип построения образовательных курсов Школы Жизни. Урок в Школе Жизни Понятия Содержание образования, Образовательный план, Образовательный курс употребляются взамен понятий Содержание обучения, Учебный план, Учебная дисциплина. Этим подчёркивается важность сути

Из книги автора

Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.

Популярное