Журнал Печорина. Предисловие. Cочинение ««Журнал Печорина», как «роман в романе Что сделал рассказчик с журналами печорина

Что мы узнаем о характере Печорина из главы "Журнал Печорина"? и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Журнал Печорина (в него входят «Тамань» , «Княжна Мери» , «Фаталист») раскрывает трагедию человека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. В своем дневнике герой очень честен, может быть, поэтому он вызывает к себе сочувствие и сострадание.
Первая запись - повесть «Тамань». Печорин повествует о происшедшем с ним событии в «скверном городишке» Тамани. Чередуются повествование о действиях героя и его размышления, но большую часть рассказа все еще занимает описание действия. Из этой новеллы мы узнаем, что Печорину вовсе не безразлична жизнь людей, он любит природу, любуется ею. Сюжет «Тамани» острый, развивающийся быстро, с элементами загадочности и таинственности. Загадочность - один из приемов композиции, в целом направленный на более углубленное раскрытие образа Печорина. Рисуя контрабандистов, автор записок высказывает свои личные взгляды, симпатии, склонности. Раскрыть переживания героя, его душевное состояние, отношение к происходящему помогает также пейзаж, являющийся не только реалистическим фоном действия, но и участвующий в его развитии. Герой тонко чувствует красоту природы, она для него источник радости, наслаждения и утешения.
Если в повестях «Тамань» и «Бэла» Печорин выступает в окружении простых людей, то в «Княжне Мери» он показан в типичной дворянской среде «водяного общества». Здесь мы узнаем о переживаниях, объясняющих действия Печорина. «История души» главного героя раскрывается с помощью психологического анализа. Если в «Тамани» Печорин находил мягкие, лирические, красивые слова для описания портретов и событий, то, показывая представителей «водяной знати» , он говорит словами грубыми, даже вульгарными, что совсем ему несвойственно. В обрисовке лиц большое место занимает портретная характеристика. Свое отношение к изображенным персонажам автор дневника подчеркивает подбором эпитетов и глаголов, передающих состояние или раскрывающих отдельные черты персонажа. Например, Печорин так описывает драгунского капитана: «он пожелтел, посинел». У второго секунданта Грушницкого он отмечает «пискливый голос». Речь драгунского капитана характеризует его как человека малокультурного и пошлого. Существенно во внешней характеристике персонажей и описание одежды. Особенности Грушницкого в манере одеваться подчеркиваются дважды. Об отсутствии вкуса у юнкера свидетельствуют эпитеты: «двойной лорнет» , «черный огромный платок». От Грушницкого не пахнет розовой помадой, а «несет» .
В «Фаталисте» полностью раскрывается душа Печорина. Поступки, описанные в этой повести, ничего нового в характере героя не выявляют. Поведение его доказывает, что жизнь свою он не считает главной ценностью. Но много нового мы узнаем из размышлений Печорина о силе предопределения, о цели его жизни. Здесь дается объяснение, почему герой смотрит «на страдания и радости других только в отношении к себе». Из предисловия к « Журналу Печорина » мы узнаем о его дальнейшей судьбе и о его смерти.
Действие «Героя нашего времени» перенесено на Кавказ, что освобождает автора от необходимости рассказывать полностью биографию Печорина и выяснять причины, заставившие его сюда попасть. Но из черновых рукописей романа известно, что Печорин был сослан.

Стиль «Журнала Печорина» во многом близок к стилю авторского повествования в «Бэле» и «Максиме Максимыче». Еще Белинский отмечал: «хотя автор и выдает себя за человека совершенно чуждого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи - удивительное сходство».

А). «Тамань»

«Журнал Печорина» открывает небольшая повесть «Тамань». Как писала В.И.Мануйлова: «Тамань - остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть во всей книге.
Я считаю, что «Тамань» - своего рода столкновение двух стихий романа: реализма и романтизма. Но все в итоге объясняется самым обычным и прозаическим образом, хотя первоначально воспринимается Печориным (да и читателями) несколько романтически и подлинно поэтически. Это не удивительно. Например, Печорин попадает в непривычную и в нетипичную для дворянского героя обстановку. Ему кажется загадочной бедная хата с ее неприветливыми обитателями на высоком обрыве у Черного моря. И Печорин вторгается в этот непонятный для него мир контрабандистов, как камень, брошенный на гладкий источник».
Читатель вместе с Печориным начинает понимать, что девушка-контрабадистка только разыграла роль страстно влюбленной русалки, чтобы освободиться от непрошеного гостя-офицера.
Белинский высоко ценил «Тамань»: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта строкой; она вся в форме; если выписать, то должно выписать всю от слова до слова; перессказывание ее даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели».

Б). «Княжна Мери»

Вторая повесть, входящая в состав «Журнала Печорина», «Княжна Мери», разрабатывает тему героя времени в окружении «водяного общества», намеченную еще Пушкиным в известных строфах «Путешествия Онегина» («Уж пустыни сторож вечный…»);
Система образов в «Княжне Мери» глубоко продумана и уравновешена. В первых же записях Печорина от 11и 13 мая мы узнаем о Грушницком и Мери, о Вере и Вернере. Сразу же намечен круг основных персонажей, дана их полная жизненная позиция. По одну сторону от Печорина – Грушницкий и Мери, в отношениях с которыми раскрывается в основном внешняя сторона его жизни. По другую сторону – Вернер и Вера, из отношений, с которыми мы узнаем о подлинном Печорине, лучшей части его души.
Грушницкий – один из самых реалистичных объектированных образов. В нем отображен тип романтика не по внутреннему своему складу, а по следованию за модой. Этот вид романтизма, который нравится «романтическим провинциалкам до безумия», который только «драпируется» в романтические Необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Его замкнутость на самом себе подчеркнута органической непосредственностью к подлинному духовному общению, к «неформальному диалогу»: «Он отвечает на ваши возражения, но он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому, имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая на самом деле есть только продолжение его собственной речи».
Иной тип представляет Вернер. Он из разряда «странных людей». Е.Михайлова справедливо заметила: «Характерно, что обычному трафаретному светскому «обществу» Печорин предпочитает «странных людей». Единственным своим приятелем он избрал доктора Вернера, который подобно Печорину, поражает «странным сплетением противоположных наклонностей». (Михайлова Е. Проза Лермонтова)
Вернер – человек, по мнению Печорина «замечательный по многим причинам» И дальше Печорин дает развернутую характеристику человека, в котором писатель запечатлел тип русского интеллигента, скорее всего разночинца, материалиста, и демократа по своим убеждениям, человека богатой и сложной душевной жизни, сотканного, как и Печорин, из противоречий – в облике, внешних проявлениях и внутренних качествах. Вынужденный жить и служить в превелигерованной среде, он внутренне близок к простым людям. Он насмешлив и нередко исподтишка насмехается над своими богатыми сановными пациентами, но Печорин видел, как «Он плакал над умирающим солдатом». От его злых эпиграмм не один из самодовольных и сытых «добряков» прослыл «пошлым дураком». В то же время, все «истинно порядочные люди, служившие на Кавказе» были его приятелями. И в них современники угадывали ссыльных декабристов.
Подчеркивая внешнюю неказистость Вернера, Печорин особо выделял в его «неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой».
Грушницкий и Вернер – это две существующие в жизни ипостаси характера Печорина. Первый – утрированное изображение чисто внешних печоринских черт, второй воспроизводит немало из его внутренних качеств. В смысле Грушницкий контрастирует с непривлекательной внешностью Вернера, «Уродливо себялюбивой душе» Грушницкого противостоит обаяние «красоты душевной» Вернера: в душе первого «ни на грош» поэзии, другой поэт «на деле»; Грушницкий – ограниченный эгоист, Вернер способен на подлинно гуманные чувства и тд. Между тем простая арифметическая сумма качеств одного и другого не может дать характера, подобного Печорину. Он на много сложнее и значительнее их, вместе взятых, хотя порою и «впадает в Грушницкого» и действительно близок Вернеру.
Лермонтову удались и женские образы: жертвенно любящей, жаждущей счастья, но глубоко страдающей Веры и умной, благородной, нравственной и чистой Мери.
Мери – светская девушка, не лишенная духовных запросов, настроенная несколько романтически. В ее романтизме много наивно-незрелого и внешнего. Однако есть в этом романтизме и положительное звено – стремление к иной, более содержательной жизни. Особую многозначительность приобретает фраза Вернера, о московских барышнях, которые, призрев пустое кокетничанье «пустились в ученье». Мери «знает алгебру, читает по-английски Байрона.
Жертвой прихоти Печорина становится не бездумная кокетка, а существо юное, с порывами к идеальному не только в книжно-романтическом смысле; лично поэтому, Мери вызывает такое сочувствие читателя. Пожалуй, наиболее вероятно, что Мери, не появись на ее жизненном пути Печорин, благополучно пережила свой поэтический возраст и, скорее всего, превратилась в заурядную светскую даму. Своеобразную действенную сущность образа Мери отмечал Белинский: «В ее направлении есть нечто общее с Грушницким, хотя она несравненно выше него».
Образ Веры в какой-то мере проливает свет на возможные варианты судьбы Мери. Вера, очевидно, прошла тот же душевный «искус» приобщения ее Печориным миру дотоле неведомых духовно-нравственных ценностей и примеров, несовместимых с условной и во многом искусственной светской жизнью и моралью.
Романтическая основа судьбы Мери в значительной мере реалистически уравновешивается психологически мотивированным изображением постепенного зарождения и развития в душе чувства любви. Это нельзя сказать о Вере. Изнутри она остается нераскрытой. Ее всепоглощающая любовь к Печорину дана в готовом виде, возникновение и развитие этой любви можно только гадательно предполагать (что, и было в данном сделано). Это наиболее объектированный, лирического плана образ, представляющий собой как бы синтез образов Бэлы с ее естественностью и страстностью и Мери с ее утонченностью и сложной умственно-душевной организацией. В образе Веры, по словам Белинского «особенно отразилась субъективность взгляда автора. Но и он лишен какой-либо романтической ходульности и выспренности, и поэтому не выпадает из общего жизнедостоверного повествования о судьбе «странного человека», как Печорин.
Говоря о «Княжне Мери» нельзя не сказать о Печорине. Здесь Лермонтова интересует в первую очередь преломление различного отношения Печорина к любви, как сильнейшему человеческому чувству, его отношения с Мери – доведенная до своего крайнего по-печорински последовательного выражения «светская наука страсти нежной, утонченная и жестокая игра в любовь, поединок, в котором побеждает наименее поддающейся искренним порывам человеческого сердца. Здесь сказывается вся мера светской испорченности Печорина, хотя тут же проявляется и другая, более глубокая сторона его личности – способность искренне увлекаться малейшими проблесками в человеке красоты внутренней, душевной. Вспомним его не раз обращенные к себе вопросы: «Уж не влюбился ли я, в самом деле? Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что это можно от меня ожидать?».

В). «Фаталист»

Роман заканчивается повестью «Фаталист». Главным действующим лицом является Вулич.
Портрет Вулича перекликается с вычеркнутыми в черновике «Максим Макимыч» рассуждениями о человеческом характере: «Наружность попутчика Вулича отвечала вполне его характеру». И тот час убеждаемся, что он и в правду не боролся с природными склонностями, он был их пленником: «Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все и обыкновенно проигрывал, но постоянные неудачи только разжигали его упрямство».
Этот офицер принадлежал к тому же поколению, что и Печорин, то есть к «жалким» наследникам героических времен, «скитающихся по земле» существам, лишенным веры и цели в жизни (о них, размышляет Печорин на ночной улице казачьей станицы). Но Вулич не жалуется ни на «жар души, растраченный в пустыне», ни на потерю «постоянства воли».Он довольствовался тем, что бездельно дразнил и испытывал судьбу « не сомневаясь в ее власти над человеком».

Тема урока:

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера главного героя

Цель: проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, ответить на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Задачи:

1) Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) литературного произведения.

2) Формировать информационно-коммуникативную компетентность обучающихся.

3) Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе, культуру общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация, отрывки из фильма

Ход урока:

Слайд 1.

1. Организационный момент.

На предыдущих уроках знакомились с темой, идеей, композицией романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проанализировали первые главы романа. Сегодня, продолжая работу над романом, мы постараемся проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, а также ответим на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Откройте тетради, запишите тему урока.

Сегодня у нас с вами необычная форма работы - работа по группам. Группы предварительно получили задание по одной из глав «Журнала». Каждый ученик будет оценен в конце урока: на столах лежит лист оценивания, который заполняет ответственный в данной группе.

2. Блиц - опрос по содержанию романа. Создание мотивации.

Слайд 2-10

Итак, прежде, чем перейдем к работе по группам, давайте вспомним события и героев произведения.

Предлагаются фрагменты из романа с пропусками на месте географических названий.

Надо заполнить пробелы.

По отрывкам из романа нужно отгадать персонажа, о котором идёт речь.

Каждому предмету нужно найти хозяина.

3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового

Слайд 11

Когда был написан роман?

(с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)

Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

3.1. Композиция (презентация Композиция)

Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке).

Т.е. фабула не совпадает с сюжетом. Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА?

Слайд 12

Фабула - воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью.

Сюжет – это «художественно построенное распределение событий» (Б. В. Томашевский), совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла.

Иначе говоря, фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики. Сюжет же является формой воплощения фабулы; рассказ о событиях может сопровождаться нарушением хронологической последовательности, убыстрением или замедлением темпа повествования, умолчаниями или, наоборот, художественной конкретизацией и детальной разработкой отдельных, наиболее важных с точки зрения автора моментов.

Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке.

Слайд 13-14

Почему в романе сюжет и фабула не совпадают? Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя, а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица- самого Печорина). Все другие персонажи тоже объясняют так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)
Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, пишет:

"Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя".

Слайд 15

Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин.)


3.2. Психологический портрет Печорина.

Давайте обратимся к главам романа, чтобы проследить, как раскрывается внутренний мир героя.

Герой в оценке Максима Максимовича.
- Кто нам представляет Печорина в главе "Бэла"?

(Печорин предстает перед читателем в рассказе Максима Максимовича, в его восприятии).

- Каким предстает Печорин в его рассказе? Найдите в тексте.

(Чтение фрагмента со слов : «Раз, осенью, пришел транспорт…» до слов «…богатый человек: сколько было у него дорогих вещиц»).

Можно ли доверять мнению Максима Максимовича? (Он не понимает того, что человек не всегда стремится обнажить свои чувства, не понимает причин «несчастного характера» героя. Считает, что причина этого – избалованность в детстве. Для него Печорин странен. А значит скрыт и загадочен для нас, читателей).

Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера.

Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"?
(Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)
- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. Приведите примеры из текста.
("…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"
"…он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…"
"…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…"
"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"
"…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…"
"…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".
"… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…").


- Таким мы видим Печорина глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. Т.о., Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

3.3. Работа с термином

А что значит психологический портрет?

Слайд 16

Запись в тетрадь

Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование.

Какова его роль?

(Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя. Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека).

Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

Слайд 17

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь - и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

4. Анализ журнала Печорина

Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?
(Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь отмечал: "Я пишу не повесть, а путевые записки"), то следующие повести - это дневник Печорина - «Журнал Печорина», объясняющий загадки его характера.

4.1. Работа с термином

Слайд 18

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.

Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.

Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?
(Три главы романа – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» – части «Дневника Печорина».)

Кто нам представляет героя?
(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

5. Групповая работа

5.1. Работа с таблицей:

В ходе работы по группам отвечаем на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя? Результаты наблюдений заносим в таблицу по ходу обсуждения.

5.2.Анализ повести «Тамань»

Слайд 19

Итак, что же узнает читатель из «Тамани?» (сжатый пересказ ).
- Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

Просмотр эпизода из фильма: диалог слепого и девушки-ундины.

Подумайте, как в этом эпизоде проявляется характер Печорина?

Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? (Печорин- деятельная натура. Здесь так же, как и в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасности, миру контрабандистов. Но Печорин понимает, что в среде «честных контрабандистов» невозможно обретение той полноты жизни, счастья, которой так жаждет его душа. В этом мире ему открывается своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия).

Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? (Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою . Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдая за плачущим мальчиком, он понимает, что тоже одинок . Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб .)

Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» (Активность героя направлена на себя , она не имеет высокой цели, ему просто любопытно . Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру . Он досадует на себя за то, что вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

Вывод:

Какие особенности характера героя раскрываются в повести “Тамань”?
(Показывает себя как человек действия . Решителен, смел , но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминали бы, для которых Печорин чувствует в себе силы. Он растрачивает себя , ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье).

Что записали в таблицу?

В таблицу (Решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)

5.3. Анализ повести «Княжна Мэри»

Слайд 20

В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?
(Повести « Княжна Мери».)

Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов? (Среда, окружающая героя, - это люди, равные ему по социальному происхождению – представители светского общества).

Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?
(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально. Для этих людей главным является не внутренний мир человека, а его внешность, чувства женщин скоротечны и неглубоки.)

Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?
(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» .)

Как это характеризует Печорина?

(Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм , даже жестокость . Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Печорин слишком любит себя , чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

Какие черты Печорина проявляются в нем во время последней встречи с Мери? (16 июня).

Прочитайте этот эпизод («Я стоял против нее» до слов «Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел»).

(Печорин здесь не играет. У него появились чувства, естественные для человека в этой ситуации – жалость, сострадание. Он хочет быть честным с Мери, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна презирать его. При этом самому Печорину нелегко).

Но так ли его душа черства? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
(В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у Мери. Нежность Веры не зависит от каких бы то ни было условий. Чуткость сердца позволила понять Печорина со всеми его пороками и скорбью.

Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца и любви, не только берет, он и отдает часть самого себя.

Особенно это качество проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. Зачитайте его.

Чтение эпизода.

Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям.

Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

("… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный…" Настоящих друзей у Печорина нет.)

К чему может привести гордость, отсутствие друзей?
(Конечно же, к одиночеству).

Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». “Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать”.)

Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?
(Умение понять внутреннюю суть человека .)

- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек
мужественный . Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения . Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: “…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи”.)

Испытывает ли герой торжество победителя?
(Печорину тяжело : “У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…”)

С какой целью автор вводит образ Грушницкого?
(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя. Грушницкий – карикатура на Печорина, он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой . Дуэль Печорина с Грушницким – попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души).
- Итак, какие черты Печорина раскрываются в главе «Княжна Мери»?
Что записали в таблицу?

В таблицу: (Эгоизм, жестокость, отсутствие простоты, любование собой, мужественность, проницательность, демонстрирует возможность любить).

5.4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия. Обратимся к главе «Фаталист».

Работа с термином

Что такое фатализм и кто такой фаталист?

Слайд 21

Фатализм - вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова, да и людей предыдущего поколения..волнует сегодня и нас. Печорина тоже волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека?

Слайд 22

Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? У кого из них оно неоднозначно и почему?

(Вулич не сомневается в существовании предопределения и предлагает «испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому..заранее назначена роковая минута»;

У Печорина нет готовых ответов на вопросы, связанных с существованием или отсутствием заранее предначертанной человеческой судьбы, предопределения, но он понимает, что характер имеет немалое значение в судьбе человека. В характере героя есть стремление активно вмешиваться в жизнь встречающихся на его пути людей. Из всех событий, изображенных в повести, герой приходит к мысли : при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость ).

Какой поступок Печорина подтверждает эти мысли?

(Сцена захвата пьяного казака)

Как ведет себя Печорин? Какие выводы делает?

(Анализируя ситуацию, поведение, говорит, «что вздумал испытать судьбу». Но при этом он действует не наобум, вопреки рассудку, хотя и не из одних рассудочных соображений)

Чтение эпизода со слов : «Велев есаулу завести с ним разговор…» до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»

С чем же поздравляли офицеры Печорина?

(Печорин совершает героический поступок: он впервые жертвует собой ради других . Эгоистическая воля, ранее творившая зло, теперь становится доброй, лишенной корысти. Она наполняется общественным смыслом. Т.о., поступок Печорина в финале романа открывает возможное направление его духовного развития ).

Почему повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

(Подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба на этот раз не только щадит его, но и возвышает. Фатальная предопределенность человеческой судьбы рушится, но остается трагическая социальная предопределенность (невозможность найти свое место в жизни).

В таблицу (способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться).

6. Систематизация знаний

Слайд 23

Проанализируйте содержание таблицы и сделайте вывод: каким предстает перед нами Печорин в «Журнале»?

(Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других).

За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

Чтение наизусть отрывка ("… зачем я жил? Для какой цели я родился? …)

Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.

Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
()

- Ребята, а могли бы мы сегодня, с позиции человека 21 века, познакомившись с судьбой, внутренним миром Георгия Печорина, дать ему какие-нибудь советы, рекомендации? (Ответы детей).

Слайд 24

Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам:

«Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

7. Домашнее задание. Оценки.

Слайд 25

Это герой того времени. Что бы мы взяли в наше время?

Сочинение на тему: « Какие черты характера необходимы герою нашего времени? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)».

Отметить работу активных учащихся, проанализировать лист оценивания.

Как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Глава «Тамань»

Глава «Княжна Мери»

Глава «Фаталист»

Решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение

авантюризм

мужественность, проницательность, демонстрирует возможность

любить

Эгоизм, жестокость,

отсутствие простоты,

любование собой

способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться

Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.


«Журнал Печорина» как средство раскрытия внутреннего мира героя

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» давно привлекает литературоведов своей новизной. Именно в романе М.Ю. Лермонтова совершенно по-новому был изображен человек, отражавший новое явление русской действительности. Автор раскрывает внутренний мир своего героя посредством его самоанализа.

В романе М.Ю. Лермонтова стиль и композиция подчинены одной задаче: как можно глубже, точнее и всесторонне раскрыть образ главного героя, проследить историю его жизни, внутреннего мира. «История души человеческой, - пишет автор в предисловии к «Журналу Печорина», - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Образ главного героя раскрывается с двух сторон: с точки зрения посторонних наблюдателей (Максима Максимыча, рассказчика) и с помощью дневниковых записей самого Печорина.

В предисловии к роману автор сообщает нам то, что не мог бы сообщить сам главный герой: Печорин умер, возвращаясь из путешествия в Персию. Это известие обосновывает право автора на публикацию «Журнала Печорина»: «оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя над чужим произведением».

«Журнал Печорина» состоит из трех повестей: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Сюжет повестей концентрического типа: Печорин находится в центре всех событий. Здесь М.Ю. Лермонтов оставляет нас наедине с героем. Страницы «Журнала» - это предельно искренняя исповедь героя перед самим собой.

Стиль написания «Журнала Печорина» во многом близок к стилю авторского повествованиях в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Еще В.Г. Белинский отмечал: «хотя автор и выдает себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи – удивительное сходство».

Скрытный Григорий Печорин, умеющий точно определить каждую мысль, каждое душевное состояние своих собеседников и самого себя, с несвойственной ему откровенностью рассказывает о своей жизни, о глубокой неудовлетворенности собой и всем своим окружением. Печорин – тонкий психолог. В самоанализе, в «рефлексии» (по терминологии В.Г. Белинского) – сила и в то же время слабость Печорина. Отсюда его превосходство над окружающими, и в этом же одна из причин его скептицизма, недовольства и разочарованности.

В каждой повести офицер Григорий Печорин предстает перед читателями в новом ракурсе.

В повести «Тамань» М.Ю. Лермонтов являет перед нами молодого мечтательного человека, который находится в поисках новизны и приключений. В душе Печорина живет какая-то наивная, даже детская вера во что-то лучшее, необычное. Странная красавица привлекает его, она кажется Печорину чудесной и неповторимой. Как ребенка, его привлекает все непознанное. Но, жестоко обманувшись, герой, которого обокрали и чуть не утопили, снова приходит в себя. Он возвращается в свое обычное состояние разочарованного во всем человека. Он осуждает себя за то, что оторвался от реальности поверил в волшебство.

В повести «Княжна Мери» Печорин предстает перед нами в двояком образе. С одной стороны это разумный человек, хорошо осознающий все свои действия и их последствия. С другой – нам кажется, будто демон сидит в герое, заставляя его вести нечистую игру. Разными методами офицер добивается любви юной Мери. Ее любовь совершенно не нужна Печорину, его привлекает лишь приключение, достижение цели – сделать несчастным Грушницкого. Печорин с легкостью сменяет несколько масок, никому не показывая своей истинной сути. Когда Мери влюбляется в него, герой уходит со сцены – цель достигнута.

На страницах этой повести «Журнала» мы видим Печорина, который пользуется людьми ради временного удовлетворения. При этом он расчетлив, отлично понимает, что делает, даже осуждает себя за это, но все равно продолжает в том же духе. Герой поглощен своей скукой и не проявляет к людям никакого душевного тепла.

Последняя повесть «Журнала» раскрывает нам еще одну сторону личности героя: Печорин не ценит дара жизни. Даже возможная смерть – это лишь игра, которая может развеять скуку. Печорин пытается испытать себя, рискуя жизнью. Он отважен, храбр, имеет стальные нервы. Поневоле начинаешь задумываться, на какие подвиги и свершения был бы способен этот человек с такими способностями и с такой волей. Но все сводится лишь к «острым ощущениям», игре со смертью.

Общение с людьми принесло Печорину лишь раздражение и разочарование. Он потерял надежду быть понятым окружающими. Отсюда его уход в себя и замкнутость. Отсюда стена между ним и средой. Отсюда гнетущее чувство одиночества и душевной пустоты.

Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, который мы находим на страницах «Журнала Печорина».

Литература:

    Белинский В.Г. Герой нашего времени. – М.: Современник, 1988.

    Григорян К.Н. Русская литература 19 века: Хрестоматия литературоведческих терминов: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

    Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М.: Пан Пресс, 2011.

    Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

Михаил Лермонтов сочетал в себе редкие дарования: виртуозное стихосложение и мастерство прозаика. Его роман известен ничуть не меньше, чем его лирика и драма, а может и больше, ведь в «Герое нашего времени» автор отразил болезнь целого поколения, исторические особенности своей эпохи и психологизм героя-романтика, ставшего голосом своего времени и самобытным проявлением русского романтизма.

Создание романа «Герой нашего времени» покрыто тайной. Нет ни одного документального подтверждения точной даты начала написания этого произведения. В своих записках и письмах писатель умалчивает об этом. Принято считать, что окончание работы над книгой датируется 1838 годом.

Первыми были «Бэла» и «Тамань». Дата выпуска этих глав приходится на 1839 год. Они, как самостоятельные повести, публиковались в литературном журнале «Отечественные записки» и имели огромный спрос у читателей. В феврале 1840 появляется «Фаталист», в конце которой редакторы обещают скорый выход целой книги Лермонтова. Автор дописал главы «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри» и в мае того же года выпустил роман «Герой нашего времени». Позднее он еще раз издал свой труд, но уже с «предисловием», в котором дал своеобразный отпор критике.

Изначально М.Ю. Лермонтов не задумывал данный текст как что-то целостное. Это были своего рода путевые заметки, со своей историей, на которые его вдохновил Кавказ. Только после успеха повестей в «Отечественных записках» писатель дописал еще 2 главы и соединил все части общим сюжетом. Следует отметить, что писатель очень часто бывал на Кавказе, поскольку с детства здоровье его было слабым, и бабушка, опасаясь смерти внука, часто привозила его в горы.

Смысл названия

Заглавие уже вводит читателя в курс дела, открывая истинные замыслы художника. Лермонтов с самого начала предвидел, что критики сочтут его произведение личным откровением или же банальной беллетристикой. Поэтому он решил сразу же обозначить суть книги. Смысл названия романа «Герой нашего времени» заключается в том, чтобы заявить тему произведения – изображение типичного представителя 30-х годов 19 века. Произведение посвящено не личной драме какого-то выдуманного персонажа, а тому, что чувствовало целое поколение. Григорий Печорин вобрал в себя все тонкие, но аутентичные для молодых людей той эпохи, характеристики, позволяющие понять атмосферу и трагедию личности того времени.

О чем книга

В романе М.Ю. Лермонтова ведется повествование о жизни Григория Печорина. Он – дворянин и офицер, о нем мы впервые узнаем «из уст» Максима Максимыча в главе «Бэла». Старый солдат поведал читателю об эксцентричности своего молодого приятеля: всегда добивается своих целей, чего бы ему это не стоило, при этом не боится общественного осуждения и даже боле серьезных последствий. Выкрав прекрасную горянку, он жаждал ее любви, которая со временем зародилось в сердце Бэлы, другой вопрос, что Григорию это стало уже не надо. Своим безрассудным поступком он в один миг подписал смертный приговор девушке, ведь позднее Казбич в порыве ревности, решает увезти красавицу от похитителя, а когда поймет, что с женщиной в руках ему не уйти – смертельно ранит ее.

В главе «Максим максимыч» раскрывается холодность и чувственный барьер Григория, которые он не готов переступить. Печорин очень сдержанно приветствует старого друга — штабс-капитана – чем очень сильно огорчает старика.

Глава «Тамань» приоткрывает завесу совести героя. Григорий искренне раскаивается, что влез в дела «честных контрабандистов». Волевая сила характера так же показана в этом фрагменте в момент борьбы в лодке с Ундиной. Наш герой любознателен и не хочет оставаться в неведение дел, происходящих вокруг него, именно поэтому он следует за слепым мальчиком посередине ночи, допрашивает девушку на предмет ночных деяний ее бадны.

По-настоящему таинства души Печорина открываются в части «Княжна Мэри». Здесь он подобно Онегину, что от скуки «волочился» за дамами, принимается разыгрывать пылкого влюбленного. Смекалка и чувство справедливости героя в момент дуэли с Грушницким поражают читателя, ведь в холодной душе живет и жалость, Григорий давал шанс товарищу на раскаяние, но тот его упустил. Главная линия в этой главе — любовная. Мы видим героя любящим, все-таки он умеет чувствовать. Вера растопила все «льды», заставив старые чувства загореться еще ярче в сердце избранника. Но жизнь его не создана для семьи, его образ мыслей и свободолюбие косвенно влияют на исход отношений с возлюбленной. Всю жизнь Печорин разбивал сердца молоденьких дам, а теперь он получает от судьбы «бумеранг». Она не уготовила для светского франта семейного счастья и тепла домашнего очага.

В главе «Фаталист» ведутся рассуждения о предначертании человеческой жизни. Печорин вновь проявляет мужество, проникая в дом к казаку, зарубившему шашкой Вулича. Здесь нам представлены размышления Григория о судьбе, о предопределении и о смерти.

Основные темы

Лишний человек. Григорий Печорин — умный, интеллигентный юноша. Он не показывает эмоциональности, как бы сильно сам не захотел этого. Холодность, расчетливость, циничность, умение анализировать все свои поступки – эти качества выделяют молодого офицера из всех персонажей романа. Он всегда в окружении какого-либо общества, но всегда там «чужой». И дело не в том, что героя не принимает высший свет, отнюдь, он становится объектом внимания каждого. Но он сам себя отодвигает от окружения, и причина кроется в его развитии, которое ушло дальше «века сего». Склонность к анализу и трезвому рассуждению – вот, что поистине выдает в Григории личность, а, значит, и объяснение его неудач в «социальной» сфере. Люди, которые видят больше, чем мы хотим показывать, нам никогда не понравятся.

Печорин сам признается, что избалован высшим светом, в нем же и причина пресыщения. После освобождения от опеки родителей Григорий, как и многие молодые люди любого времени, начинает изучать удовольствия жизни, доступные за деньги. Но нашему герою быстро наскучивают эти развлечения, разум гложет скука. Ведь и княжну Мэри он влюбляет в себя ради потехи, ему это было не нужно. От скуки Печорин начинает играть в крупные «игры», невольно разрушая судьбы людей вокруг себя. Так, Мэри остается с разбитым сердцем, Грушницкий убит, Бэла стала жертвой Казбича, Максим Максимыч «обезоружен» холодностью героя, «честным» контрабандистам приходится покинуть любимый берег и оставить слепого мальчика на волю судьбы.

Судьба поколения

Роман был написан в период «безвременья». Тогда потеряли смысл светлые идеалы деятельных и активных людей, которые мечтали изменить страну к лучшему. Государство в ответ надругалось над этими благами намерениями и показательно наказало декабристов, поэтому вслед за ними пришло потерянное поколение, разочаровавшееся в служении родине и пресыщенное светскими увеселениями. Их не могли удовлетворить врожденные привилегии, они же прекрасно видели, что все остальные сословия прозябают в невежестве и нищете. Но помочь им дворяне не могли, с их мнением не считались. И в лице своего героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов собирает пороки той апатичной и праздной эпохи, не случайно роман назван «Герой нашего времени».

Юноши и девушки получали должное воспитание и образование, но реализовать свои возможности было невозможно. Из-за этого молодость их проходит не за удовлетворением амбиций путем достижения целей, а за постоянными весельями, отсюда и берет начало пресыщение. Но Лермонтов не корит своего героя за его действия, задача произведения состоит в другом – писатель старается показать, как Григорий пришел к такому положению дел, он старается показать психологические мотивы, по которым персонаж действует тем или иным образом. Конечно, ответом на вопрос является эпоха. После неудач декабристов, казней лучших представителей общества молодые люди, на глазах которых вершилось подобное, никому не верили. Их приучили к хладности разума и чувств, сомнению во всем. Люди живут, оглядываясь по сторонам, но при этом, не выказывая виду. Эти качества и вобрал в себя герой романа М.Ю. Лермонтова — Печорин.

В чем смысл?

Когда читатель впервые знакомится с Печориным, у него появляется антипатия к герою. В дальнейшем эта неприязнь уменьшается, нам раскрываются новые грани души Григория. Его действия оценивает не автор, а рассказчики, но и они не судят юного офицера. Почему? В ответе на этот вопрос и кроется смысл романа «Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтов своим произведением дает отпор николаевскому времени, а через образ лишнего человека показывает, к чему человека приводит «страна рабов, страна господ».

Кроме того, в произведении автор в подробностях описал романтического героя в российских реалиях. Тогда это направление было популярно в нашей стране, поэтому многие художники слова пытались воплотить свежие тенденции в искусстве и философские веяния в литературе. Отличительной чертой новаторского мотива был психологизм, которым как раз и прославился роман. Для Лермонтова образ Печорина и глубина его изображения стали необыкновенной творческой удачей. Можно сказать, что идеей книги является психоанализ его поколения, завороженного и вдохновленного романтизмом (статья « » подробнее расскажет вам об этом).

Характеристика главных героев

  1. Княжна Мэри – не обделенная красотой девушка, завидная невеста, любит мужское внимание, хоть и не выдает этого желания, в меру горда. Прибывает с матерью в Пятигорске, где и знакомится с Печориным. Влюбляется в Григория, но безответно.
  2. Бэла – черкешенка, дочь князя. Ее красота не похожа на красоту девушек высшего света, это что-то необузданное и дикое. Печорин замечает прекрасную Бэлу на свадьбе у князя и тайком крадет ее из дома. Она горда, но после долгих ухаживаний Григория ее сердце оттаяло, позволив любви овладеть им. Но ему она уже стала не интересна, ведь только запретный плод действительно сладок. Погибает от руки Казбича. мы описали в сочинении.
  3. Вера – единственный человек, который любит Печорина таким, какой он есть, со всеми недостатками и странностями. Когда-то Григорий любил ее в Петербурге, и, встретив снова в Пятигорске, вновь испытывает к Вере теплые и сильные чувства. Она же имеет сына и была дважды замужем. Второму мужу в порыве переживаний на фоне дуэли Печорина с Грушницким она рассказывает о ее связи с Григорием. Супруг увозит Веру, а любовник сгорает в бесплодных попытках догнать возлюбленную.
  4. Печорин – молодой офицер, дворянин. Григорию было дано блестящее образование и воспитание. Он эгоистичен, холоден сердцем и разумом, анализирует каждое действие, умен, красив и богат. Доверяет только себе, он разочарован в дружбе и браке. Несчастен. Подробнее его разобран в сочинении на эту тему.
  5. Грушницкий – молодой юнкер; эмоционален, страстен, обидчив, глуп, тщеславен. Его знакомство с Печориным происходит на Кавказе, подробности этого в романе умалчиваются. В Пятигорске вновь сталкивается со старым приятелем, на этот раз у молодых людей одна узкая дорога, с которой кому-то придется сойти. Причиной ненависти Грушницкого к Григорию стала княжна Мэри. Даже подлый план с незаряженным пистолетом не помогает юнкеру избавиться от соперника, и он погибает сам.
  6. Максим Максимыч – штабс-капитан; очень добрый, открытый и умный. Знакомится с Печориным во время службы на Кавказе и искренне полюбил Григория, хотя и не понимал его странностей. Ему 50 лет, холостяк.

Герои-двойники в романе

В романе «Герой нашего времени» представлено 3 двойника главного героя – Григория Печорина – Вулич, Вернер, Грушницкий.

С Грушницким нас знакомит автор в начале главы «княжна Мэри». Данный персонаж всегда находится в игре «трагического спектакля». На каждый вопрос он всегда имеет заготовленную красивую речь, сопровождающуюся жестами и жизнеутверждающей позой. Как ни странно, именно это и делает его двойником Печорина. Но поведение юнкера, скорее, пародия на поведение Григория, нежели его точная копия.

В этом же эпизоде читатель знакомится с Вернером. Он врач, его взгляды на жизни весьма циничны, но основаны они не на внутренней философии, как у Печорина, а на врачебной практике, которая явственно говорит о смертности любого человека. Мысли молодого офицера и врача похожи, что и зарождает дружбу между ними. Доктор, как и Григорий, скептик, причем его скепсис гораздо сильнее Печоринского. Чего не скажешь о его цинизме, который только «на словах». Герой достаточно холодно относится к людям, он живет по принципу «а вдруг завтра умрешь», в общении с окружением выступает в роли покровителя. В руках у него зачастую оказываются «карты» человека, расклад которых делать ему, ведь он отвечает за жизнь пациента. Так же и Григорий играет судьбами людей, но ставит на кон и свою жизнь.

Проблемы

  • Проблема поиска смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на вопросы бытия. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но вот вопрос, чего? Он старается заполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, испытать весь спектр своих возможностей, и в этих стремлениях к самопознанию губит других людей, поэтому теряет ценность собственного существования и бездарно тратит отведенное время.
  • Проблема счастья. Печорин в своем журнале напишет, что удовольствие и настоящее чувство счастья – насыщенная гордость. Он не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что он имеет все аспекты для насыщения своей гордости – он несчастен, поэтому герой и пускается во всякие авантюры, надеясь хоть в этот раз достаточно потешить свое самолюбие, чтобы стать счастливым. Но становится лишь удовлетворенным, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий отрезан обстоятельствами от созидательной деятельности и не видит ценности в жизни, как и возможности проявить себя, принести обществу пользу.
  • Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком рьяным циником и эгоистом, чтобы остановить себя в игре с человеческими жизнями. Мы видим постоянные размышления героя, он анализирует каждое действие. Но находит, что ни к любовному счастью, ни к крепкой долговременной дружбе не способен. Его душа наполнена недоверчивостью, нигилизмом и усталостью.
  • Социальная проблематика. Например, очевидна проблема несправедливого политического строя. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важный посыл: личность в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотичной власти не развивается. Писатель не судит Печорина, его цель показать, что таковым он стал под влиянием времени, в котором родился. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов такие явления – не редкость.

Композиция

Повести в романе «Герой нашего времени» расположены не в хронологическом порядке. Сделано это для того, чтобы более глубоко раскрыть образ Григория Печорина.

Так, в «Бэле» рассказ ведется от лица Максим Максимыча, штабс-капитан дает свою оценку молодому офицеру, описывает их взаимоотношения, события на Кавказе, приоткрывая одну часть души приятеля. В «Максим Максимыче» повествователем выступает офицер, в разговоре с которым старый солдат и вспоминал Бэлу. Здесь мы получаем описания внешности героя, поскольку видим его глазами чужого человека, который, естественно, сначала сталкивается с «оболочкой». В «Тамани», «Княжне Мэри» и «Фаталисте» о себе рассказывает сам Григорий – это его путевые заметки. В этих главах подробно описаны его душевные перевороты, его мысли, чувства и желания, мы видим, почему и как он приходит к тем или иным поступкам.

Интересно, что роман начинается с рассказа о событиях на Кавказе и заканчивается там же – кольцевая композиция. Автор сначала демонстрирует нам оценку героя чужими глазами, а потом уже раскрывает особенности устройства души и разума, найденные в результате самоанализа. Повести выстроены не в хронологическом, а в психологическом порядке.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие души человека, мастерски анализируя личность. Необычной композицией, сменой повествователя, героями-двойниками автор раскрывает таинства сокровенного внутреннего мира героя. Это и называется психологизмом: повествование направлено на то, чтобы изобразить личность, а не события или явление. Акцент смещается с действия на того, кто его выполняет и на то, зачем и почему он это делает.

Лермонтов считал бедой начала 19 века робкое молчание людей, напуганных последствиями декабристского восстания. Многие были недовольны, но снесли обиду и не одну. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: отсутствие реализации своих амбиций и нежелание за нее бороться. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но даже не попробовало что-то изменить к лучшему.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!