Значение дракона и татуировки с драконом. Дракон на гербе Милана. Легенды о происхождении Дракон в германской геральдике

В последние годы многие семьи возвращаются к старым, забытым традициям и обзаводятся семейным гербом. У одних герб сложный, состоящий из множества вычурных элементов, у других простой и лаконичный. В любом случае герб семьи и значение символов должны нести смысловую нагрузку, отражая либо историю семьи, либо принципы и цели ее членов. Вне зависимости от масштабов герба – то ли это герб целого государства, то ли это фамильный герб – все они подчиняются основным правилам, которые можно узнать из книг по геральдике.

Символов в геральдике существуют сотни и сотни, но не все они имеют отношение к фамильным гербам, так как многие применяются, например, только для городов и крепостей, другие принадлежат правившим династиям. Мы хотим рассмотреть только те, которые можно использовать в гербе обычной (не монаршей) семьи.

Животные символы на гербах

  1. Бык – свидетельствует о трудолюбии, плодородии, терпеливости, а так же является символом скотоводства.
  2. Ворон – символизирует долголетие и прозорливость.
  3. Голубь – символ святого духа, чистоты и смирения.
  4. Грифон – мифическое существо полу-лев полуптица, символизирует могущество, силу, власть, бдительность.
  5. Дракон – символ могущества и силы.
  6. Единорог – в христианстве символизирует непорочность и чистоту, а так же непобедимость.
  7. Журавль – означает бдительность.
  8. Змея – символизирует осторожность, мудрость, добро. Если змея свернулась кольцом – то это символ здоровья, если схватила себя за хвост – вечность, бессмертие, если ползет – печали, если пьет из чаши – то это всем известный символ медицины, врачебного искусства.
  9. Кабан – обозначает могущество, бесстрашие.
  10. Кошка – символ независимости.
  11. Лев – символизирует силу, великодушие, власть, а так же предусмотрительность.
  12. Леопард – символ отваги в бою, стойкости.
  13. Медведь – знак силы и предусмотрительности.
  14. Овца – символизирует сельскую жизнь, доброту и кротость.
  15. Олень – знак воина, перед которым отступает неприятель.
  16. Орел – означает независимость, силу, великодушие, предусмотрительность и, конечно же, власть и господство.
  17. Пеликан – символизирует благотворительность, помощь, заботу, самопожертвование и бескорыстие.
  18. Петух – обозначает мужское начало, энергичность, силу, является символом бдительности, борьбы и боя.
  19. Пчела – знак неутомимости и трудолюбия.
  20. Гамаюн (райская птица) – символ мира, богатства, величия и благополучия.
  21. Собака – символизирует преданность, верность, послушание, бдительность.
  22. Сова – означает мудрость, сообразительность, расторопность.
  23. Сокол – знак ума, красоты, отваги.
  24. Феникс – символ возрождения и бессмертия.

Неодушевленные предметы на гербе семьи и их значение

  1. Десница (правая рука) – обозначает верность клятве, обещанию, присяге.
  2. Дубовый лист – символ прочности, силы, могущества и победы.
  3. Зеркало – знак общественной власти, правдивости, исполнения общественного долга, чистоты мыслей.
  4. Жезл меркурия – символизирует красноречие, острый ум, трудолюбие и является и является символом торговли.
  5. Книга – чаще всего раскрытая, знак знаний.
  6. Колос – обозначает богатство земли, земледелие.
  7. Корона – означает господство, власть.
  8. Лавровый венец – символизирует твердую славу, величие, нерушимость, победу.
  9. Лестница – знак больших возможностей для роста благосостояния, новых сфер развития.
  10. Меч – символ готовности к защите отчизны, рода от врагов. Если меч огненный – то это еще и знак духовного оружия, несущего добро и просвещение.
  11. Молот – обозначает усердный и тяжелый труд рабочих и ремесленников.
  12. Оливковая ветвь – знак мира, процветания.
  13. Посох – говорит о духовной власти, святительстве.
  14. Свеча – символизирует самозабвенное служение делу созидания. В христианской традиции огонь свечи обозначает Христа.
  15. Свиток – знак учености, свидетельствует об отношении к большой науке.
  16. Рука, держащая меч – обозначает верность воинскому долгу.
  17. Солнце – символизирует провидение, изобилие, истину и богатство.
  18. Факел – означает стремление к знаниям, правде, желание творить и духовное горение.
  19. Яйцо – обозначает начало жизни, надежду.
Со времен появления геральдики и формирования ее основных правил прошло уже довольно много времени. За эти годы в нашей жизни появились новые предметы, профессии и их символы. Их использование тоже уместно на фамильном гербе, но лучше все-таки предварительно обсудить их допустимость со специалистом. Все-таки герб это то, что передается из поколения в поколения и должно отражать вечные, а не сиюминутные ценности и рассказывать о семье в целом, а не только о тех представителях, которые были авторами этого герба.

Казалось бы, что давно прошло то время, когда женщин сжигали на кострах инквизиторы, а народ верил в огнедышащих драконов. Но нет. Оказывается, оно-таки не прошло. В Великобритании связь с мифологическим все еще сильна и хиреть, кажется, совсем не собирается.

Британия не ограничивается пределами Англии. Помимо туманного Альбиона в нее входят Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Каждая из этих стран самобытна, каждая имеет в своем арсенале интересную символику. Сначала даже трудно понять, что забыли львы на гербе Соединенного Королевства или почему валлийцы боготворят красных драконов. Однако, погрузившись с головой в историю, разобраться можно и в этом.

Львиная лихорадка

На гербах Англии и Шотландии изображены львы, причем на английском гербе их и вовсе целых три. В английской геральдике этих животных изображают стоящими на одной задней ноге и боксирующими передними лапами.Первый вопрос, который автоматически возникает: откуда в северной стране появились символы, связанные с такими животными, как львы и леопарды? Логическая связь здесь есть и вполне очевидная. Хищный зверь появился на британском гербе во время правления Ричарда Львиное Сердце. Монарх желал показать всем львиную храбрость и выносливость. И к тому же он таким образом намекал врагам Британии: государство, которым управляет человек с таким прозвищем, опасно и может вонзить свои клыки в кого угодно. Собственно, народ называл львами всех британских монархов, поэтому это животное и стало национальным.

Мозаика на полу церкви святого Лоренцо, Великобритания, фото: Oxfordshire Churches

Слон в подарок

Кто же преподнес столь экзотический дар Британии? Луи IX Французский в 1254 году отдал своего питомца Генриху III Английскому. Слон – символ силы и надежности, поэтому он украсил герб города Ковентри в Англии. Вот такой прекрасный подарок от души. «Слон есть самое большое животное из всех живущих на земле», – писали братья Стругацкие. И одно из самых необыкновенных.

Артур и Ричард Львиное сердце, на щите которого – лев, фото: Hannele K

Фантастический грифон

Напомню, в Британии мифологических существ любили. Среди таких любимчиков оказался и гриф – нечто среднее между львом и орлом. Быстрый как орел и отважный как лев. Эдуард III выбрал для своего герба именно грифона. Правда, существо нигде не прижилось: ни среди людей, ни среди официальных символов. И все животное считалось среди британцев защитником сокровищ, в том числе, и золота.

Единорог на цепи

Единорог по своей сути противоречивое существо, хотя и является самым прекрасным в геральдическом британском зверинце. С одной стороны, единорог напоминает лошадь и антилопу, да еще и имеет белый, невинный цвет. Но с другой – у него длинный острый рог, которым он может серьезно ранить. Нередко его изображают в цепях, показывая зависимость Шотландии от Англии: единорог - именно шотландский символ.

Лев и единорог на гербе Англии в церкви святой Этельдреды, фото: Shola

Дракон-хранитель

Герб Лондона – два дракона, держащие щит. У британцев на этот счет существует легенда: давным-давно в Темзе якобы жил дракон, охранявший город от саксонских захватчиков. А у кельтов дракон был символом ужаса, независимости и непобедимости.

Дракон также любимый геральдический символ жителей Уэльса. Он изображен на флаге и гербе страны. Местные верят в могущество этого мифологического существа. А история озерного дракона Несси – одна из самых нашумевших в мире. Символом Уэльса дракон стал, когда римские легионы ушли из Британии, то есть в конце IV века. Красный дракон с тех времен обозначает приверженность цивилизованному римскому образу жизни.

Барельеф с друконами на одном из зданий близ Тауэра, фото: Marco Braun

Конечно, это не единственные представители геральдического зверинца Великобритании. Здесь «водятся» и мифические бонаконы, и олени, и таболты – разгадывать британский геральдический ребус увлекательно и познавательно, да вы и сами попробуйте.

В Милане повсюду можно встретить ярко-синего дракона с красным человеком в пасти. И на старинных фресках, и на барельефах, и даже на логотипе известного производителя автомобилей Альфа Ромео. — известный геральдический символ в Средневековье. И о происхождении герба известного Миланского рода Висконти есть несколько легенд.

Первая восходит к крестовому походу 1187 года. По преданию, рыцарь Оттоне Висконти сражался в поединке с сарацином. В доблестной схватке христианин победил, и отобрал у мусульманина его герб, на котором был изображен огромный змей, пожирающий младенца. По задумке, для устрашения неверных, гибнущий малютка символизировал Христа и христианскую веру. Некоторые историки считают, что эта история была придумана в XIII веке, когда Маттео Висконти, позже получивший прозвище Великий, был назначен городским главой. И поэтому хотел хоть как-то внушить уважение к своему роду, на тот момент ничем особым не прославившемуся.

Колонна с барельефом герба Висконти в Миланском музее

Вторая легенда рассказывает о драконе, который в V веке якобы поселился на берегах озера близ Милана. Как и положено традиционному монстру, он опустошал окрестности, пожирал стада и отравлял воды озера. Но предок рода Висконти мужественно сразился с чудовищем, успешно его истребил и вернул жителям мир и спокойствие. Легенда явно восходит к тому же XIII веку и призвана разообразить истории подвигов предков Маттео Висконти. На любителя, кому-то по душе более реалистичная версия с сарацинским щитом, а кто-то, может, верил в сказки о драконах.


Герб Висконти на стене церкви Санта Мария делле Грацие

В качестве третьей легенды, бытует мнение, что дракон имел змеиное происхождение, у древних племен, населяющих Ломбардию, синий уж считался мощным оберегом.

Четвертая версия повествует о знаменитом средневековом символе Жены, облечённой в Солнце , описанной у Иоанна Богослова. В 12 книге откровения он пишет: «…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. » Рождения младенца ожидал красный дракон, чтобы сожрать его, но был повержен Архангелом Михаилом. Легенду толковали все известные богословы, соотнося её символизм то с Богородицей и Христом, то с христианской церковью. Но на мой взгляд, корни этого предания лежат гораздо глубже, в доисторических легендах о Великой Матери, добре и зле, чистоте и пороках, мире бесплотном и плотном.

Позже, в XV веке, род Висконти пришел в упадок. И последняя представительница, Бьянка Висконти, была отдана в жёны Франческо Сфорца, который объединил дракона жены и своего чёрного орла. Этот герб затем разошёлся вместе по Европе вместе с их потомками, в частности, достался польской королеве .


Герб Висконти-Сфорца

Интересное изображение двух драконов, образующих символ кадуцеи, я увидела на стене знаменитой церкви Санта Мария делле Грацие, где находится нашумевшая Тайная Вечеря Леонардо да Винчи. Привожу здесь их изображение, а рядом — легендарную китайскую пару,

Кадр из фильма Король Артур

Изображения драконов встречаются по всему миру. Сейчас приятно считать, что это мифическое животное. Хотя его изображения встречаются в разных местах нашей планеты.

Раньше их даже различали по видам, например:


Четыре вида драконов из книги Джона Джонстона (Jan Jonston) "Historiae naturalis de Insectis, de Serpentibus et Draconibus" (Франкфурт, 1653)

Драконы в Европе

Да что там изображения! В Англии нашли даже детеныша дракона, правда, не живого, а заспиртованного. Конечно же, это подделка (а может быть и нет?):

Заспиртованный дракончик, найденный в графстве Оксфордшир на юге Англии

Во всяком случае, в той же самой Англии имеется легенда о белом и красном драконах, постоянно дерущихся между собой. Не отсюда ли ноги растут у понятий "красные" и "белые"? Так их изображали:


Вортигерн в Динас Эмрис, иллюстрация «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского. (Вортигерн - кельтский король Британии первой половины V века)

Присутствует дракон на гербе Генриха VII (1457-1509) - короля Англии и государя Ирландии (1485-1509), первого монарха из династии Тюдоров:


Роспись на стене средневекового дома, расположенного в графстве Девон, Англия.

Тут уже плохо видно, что слева нарисован красный дракон, справа – белая собака. Современное изображение:


Герб Генриха VII

И еще этот же самый дракон, но в другом виде:


Красный дракон или И-Драйг Гох - валлийский символ, присутствующий на национальном флаге Уэльса.

В книге «Славянское царство» об Англии написано следующее:

Видукинд Голландский во II книге «Венедов» и Еремей Русский в «Летописях Московии» пишут, что славяне, еще во время своего жительства в Сарматии, видя, что в непрерывных войнах, которые они вели с различными народами, им всегда сопутствовала победа, приняли упомянутое имя славян, под которым позднее (согласно тому, что пишет Ринальд Британский в I книге «Хроники»), снарядив мощный флот в Венедском море, напали на Англию, и, будучи высокого роста, были сочтены за великанов. То же самое утверждает Петр Суффрид Леовардийский в I книге «Происхождения фризов»: «Все историки, писавшие об истории Британии, сходились во мнении о том, что Брут, назвавший Британию, прежде именовавшуюся Альбионом, по собственному имени, изгнал с этого острова великанов, именовавшихся славянами.

Не один, а ВСЕ историки сходились во мнении, что Брут, живший в 12 веке ДО н.э., отбил этот остров у славян. А славяне перед этим, снарядив мощный флот (жалко не сообщается в каком году до н.э. это произошло), завоевали его у прежних жителей. К сожалению, не сообщается, кем они были.

Дракон - не мифическое существо?

Мавро Орбини описывает драконов как живых существ, обитающих не где-то там, на задворках планеты, а в самой Европе, на Балканском п-ве:

«Затем, в 286 году, когда сарматы, напав при императоре Пробе на Иллирик, практически стерли Эпидавр с лица земли, крепость была расширена.

[Сам же Эпидавр], по свидетельству Салонского, был совсем оставлен жителями, так как в нем, как пишет святой Иероним в жизнеописании святого Илариона [Великого] (S. Ilarione Abbate), завелся дракон по имени Боа (Boas), который проглатывал быков, убивал пастухов и отравлял своим дыханием воздух, поселившись в бездонной пещере, которую и теперь можно видеть в центре Эпидавра. Упомянутый дракон был сожжен святым Иларионом примерно в 360 году от Рождества Господня.»

«По этой причине славяне не могли быть теми, кто разрушил Эпидавр, а были ими готы, которые задолго до того, как святой Иларион прибыл в Далмацию и убил эпидаврского дракона, разрушили упомянутый город, на чьих руинах его горожане (согласно Сабеллико и практически всем другим писателям) и основали новый город Рагуза. И было это не в 453 году, как считают вышеупомянутые авторы, а, как пишет в своем трактате о Далмации Михайло Салонский, самый древний из всех упомянутых авторов, в 267 году. И это представляется более правдоподобным, поскольку, если в 360 году в Эпидавре жил дракон, то там не могло быть никакого поселения, так как он своим дыханием отравлял воздух . К тому же и святой Иероним говорит, что дракон убивал не горожан, а тамошних пастухов , откуда с очевидностью следует, что Эпидавр к тому времени полностью обезлюдел, а его жители уже переселились в новый город Рагуза.»

И не только Мавро Орбини описывает дракона, как живое существо, но и Афанасий Кирхер:

Иллюстрация из книги Афанасия Кирхера «Иллюстрированная энциклопедия Китая», 1667г.

Я не скажу, что всё поняла из описания к этой иллюстрации, но, во всяком случае, поняла, что речь идёт о реальных животных, а не о мифических.

Возможно, все животные, которые сейчас считаются мифическими, еще недавно таковыми не являлись? Николаас Витсен, например, в своей книге «Северная и Восточная Тартария» даже приводит изображение черепа найденного скелета единорога:

Череп единорога, иллюстрация к книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария»

Изображения драконов у древних славян

Присутствовало изображение дракона и и:


Практически такой же дракон изображен в книге Мавро Орбини:

иллюстрация из книги Мавро Орбини «Царство славян», 1601г.

Изображения драконов в находках наследия древних славян:



золотая шейная гривна сарматской царицы, изображающая дракона и загадочных существ с человеческими туловищами и головами обезьян

Украшение из гробницы, найденной в Афганистане. Называется Бактрийским золотом. Но очень похоже на скифское украшение:

«Короли с драконами». Найдены во 2-й гробнице

А это очень известная вещь - скифская пектораль. На ней, правда, изображены не драконы, а грифоны, но из этой же серии:


Фрагмент золотой пекторали скифов из кургана

«Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость - около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) - искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.

Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).»

Конечно, дикие кочевники не могли такое сделать. Они все свои украшения заказывали у греков. Свое оружие, очевидно, тоже? Вот приходилось бедным грекам трудиться. День и ночь, наверное, сидели, изготавливали украшения для диких, ничего не умеющих делать скифов. А ну-ка обеспечь такую ораву? А потом еще перевозки. Территорию-то -сарматы-тартары занимали не малую. А золотые украшения они, судя по найденному их количеству находок, очень любили.

Славянские "драконовы" знамена

Использовали славяне изображения драконов не только для украшений, но и для устрашения врагов, применяя для этого специальные «драконовы» знамена. Так описывает их древнегреческий историк (2 век н.э.) Флавий Арриан:

«Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины . Они сшиваются из цветных лоскутьев, причём головы и всё тело вплоть до хвоста делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят на месте, видишь только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на названных животных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой» [Тактика, 35, 3-5].

Войско каролингской эпохи в походе. Впереди – драконарий со знаменем-"драконом". Миниатюра из Золотой Псалтыри (Psalterum Aureum). Сенкт-Галл, ок. 900 г.

Как воплощение страха дракон был популярной эмблемой воинов на протяжении длительного времени. Исследователи считают, что «драконово» знамя впервые было зафиксировано у ассирийцев, от них заимствовано Киром (персидский царь 6 век до н.э.) и до Дария III бытовало у персов. После победы над Персией Александр Македонский (4 век до н.э.) перенёс изображение дракона в качестве эмблемы на знамя Македонского царства, а покорившие Македонию римляне стали использовать «драконово» знамя в своей армии. ()

Однако на колонне Траяна изображены даки и сарматы с «драконовыми» знаменами, а не римляне. И есть мнение, что римляне заимствовали этот приём именно у них:

Около 100 г. при Траяне были введены знамёна по парфянскому или дакийскому образцу в виде окрашенных драконов из материи. Дакийские боевые знамёна в виде дракона отражены, например, на колонне Траяна 113 г. н.э. в Риме , где изображено вторжение варваров в Подунавье зимой 101/102 гг. н.э. [Словарь античности, 1989, илл. на с. 193]. На нём знамя держит в руках воин-дак, однако здесь же присутствует изображение катафрактариев-роксаланов.

Хазанов полагал, что римляне заимствовали драконов у сарматов и считали их варварскими. Другие исследователи такое заимствование связывают не с сарматами, а с аланами [Туаллагов, 2000, с. 162].


даки с боевым знаменем в виде дракона, колонна Траяна, Рим
Колонна Траяна, фрагмент. На заднем плане горящий дакийский город. На переднем –даки, несущие свое «драконово» знамя. Барельеф сарматского драконария и реконструкция, Северная Англия. Городской музей

Драгуны - это драконы

От драконов образовалось название кавалеристов – драгуны. «Драгун» по-французски дословно означает «дракон». Но до этого драконами называлась пехота, посаженная на лошадей:

Корволант (фр. corps volant - «летучий корпус ») - первый корпус в вооружённых силах России, создан Петром I в 1701 году как войсковое соединение (общевойсковое, временное) из конницы, пехоты, перевозимой на лошадях, и лёгкой артиллерии; предназначался для действий в тылу противника, перехвата его коммуникаций, его преследования и уничтожения. Должен был быть способен самостоятельно решать стратегические задачи в отрыве от основных сил. (Большая советская энциклопедия )

Вот такой был герб у этого Летучего Корпуса:


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Всякий, кто обладает минимальными познаниями в области зоологии, на первый взгляд отнесет дракона к классу пресмыкающихся и окажется прав, так как в Индонезии, на Суматре, действительно существует летающий дракон (Draco volans). Однако между этим маленьким и безобидным существом и фантастическим зверем, изрыгающим пламя и иногда пожирающим своих детенышей, такая же пропасть, как между орлом и фениксом.

Несмотря на это, дракон является уникальным феноменом мировой культуры - ведь он присутствует почти во всех мифологиях мира. Французский естествоиспытатель Ласепед едко заметил, что он существует повсюду, кроме самой природы, хотя почти инстинктивно ассоциируется с Китаем, а какую смысловую нагрузку он несет - позитивную или негативную - невозможно решить однозначно. В Китае это, несомненно, положительный персонаж: там дракон, по легенде, учил императора каллиграфии, а вот в иудео-христианской традиции - отрицательный.

Дракон в геральдике, в искусстве и предметах обихода

Образы святых (например, Георгия Победоносца) и архангелов, сражающихся с драконами, присутствуют и на печатях, и на монетах, и на барельефах, и в живописи, и, конечно, в гербах. Однако в геральдике существует четкое различие между сатанинским чудищем, символом зла, обязательно поверженным и пронзенным, и «добрым» драконом, символом «бдительности, проницательности, благоразумия, верной стражи, власти и добрых предзнаменований».

Все это явно соотносится с античной традицией: «В древности драконов носили на стягах персы, парфяне, скифы, даки и ассирийцы (...); позднее сами римляне рисовали их красным цветом на своих знаменах, и те солдаты, которые несли эти знамена, назывались «драгонариями»; потом появился обычай изображать их в гербе» (он же). Что касается греческой истории и мифологии, то как не вспомнить стражей садов Гесперид, Эпаминонда со щитом, украшенным изображением дракона, и дракона, появившегося в небе (крест в ту пору, как императору Константину, еще не являлся) над водами Саламинской бухты? А эмблему партии худеющих гибеллинов, если говорить о более поздних эпохах?

Дракон в германской геральдике

В древнегерманском эпосе дракон в геральдике, убитый Зигфридом, является стражем бессмертия. Это позволяет провести параллель с индийской мифологией (что говорит об индоевропейских корнях самого мифа), где от дракона исходит вещество сома, дающее бессмертие, а китайский дракон возносит на небеса Бессмертных, то есть императоров. С Дальнего Востока происходит и изображение двух драконов, повернутых друг к другу лицом, которое европейцы восприняли, вероятно, через арабскую куль-туру, так как в изобразительных искусствах и в герметических доктринах (и у арабов, и в Европе) он присутствует именно в своем двузначном символическом значении.

Дракон являет собой два противоположных начала, нейтрализующих друг друга или стремящихся объединиться в единую непобедимую силу (как два дракона, белый и красный, в кельтско-британской мифологии). Но в геральдике не обошлось и без курьезных преувеличений. Так, блазон герба французского рода Ансезюн гласит: «Красное поле с двумя чудовищными противостоящими золотыми драконами, обращенными друг к другу, держащими правой лапой свою бороду, состоящую из скрученных змей; каждая лапа оканчивается тремя змеями с единым хвостом, каждая из которых кусает себя за спину».

Родовой герб фамилии Ансальди (Мессина) «В красном поле золотой дракон»

Герб города Китиньяно «В золотом поле два противовосстающих зеленых дракона с красными языками»

Родовой герб фамилии Арнальди (Падуя) «В пересеченном золотом и черном щите крылатый пересеченный дракон* переменных цветов»

Родовой герб фамилии Боккадифуоко (Сицилия, происх. из Пьяченцы) «В синем поле золотой дракон, изрыгающий красное пламя»