Значение сервий туллий в большой советской энциклопедии, бсэ. Реформы сервия туллия Римское войско после реформ Сервия Туллия

В VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима после соответствующих испытаний был избран Сервий Туллий (Servius Tullius) (578 – 534 годы до нашей эры). Относительно его происхождения существуют две версии. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам (по другой версии, опровергаемой Титом Ливием, был сыном рабыни). Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии Танаквиль, вдовы покойного царя, захватил власть с одобрения сената. По другой малораспространенной версии (из речи императора Клавдия в сенате), Сервий Туллий – не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме, где переменил там имя и достиг царской власти. Иногда отцом Сервия Туллия предание называет римского бога кузнецов Вулкана.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них – центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи – введены в состав римской общины. Он разделил территорию римского государства на 4 трибы – территориальных округа. Не упраздняя куриатных комиций, Сервий Туллий ввел центуриатные комиции, то есть собрания по центуриям – сотням, основному военному подразделению, и придал им высшую законодательную, судебную и электоральную силу.

Далее Сервий Туллий ввел ценз имущества и распределил всех римских граждан на классы по имущественному цензу (доходу):
- всадники (equites);
- римляне с цензом 100 000 ассов;
- римляне с цензом 75 000 ассов;
- римляне с цензом 50 000 ассов;
- римляне с цензом 25 000 ассов;
- римляне с цензом 11 000 ассов;
- пролетарии.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. Формально «сверхбогатые», то есть всадники, и «сверхбедные», то есть пролетарии, не входили в классы. Всадники (или эквиты) – одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. Всадники в различные времена истории Древнего Рима имели различное значение, почему здесь надо различать несколько периодов. Первоначально – в царскую эпоху и в раннереспубликанский период – это была сражавшаяся верхом патрицианская знать. Всадники в войске римских царей носили тунику с красной полосой, расшитый плащ и особые красные ременные башмаки. Со временем все это, с некоторыми поправками, стало отличительными знаками принадлежности к патрициям, сенаторам и магистратам. В раннюю эпоху четкого различия между сословиями сенаторов и всадников не наблюдалось. По реформе Сервия Туллия в VI веке до нашей эры всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан. Первейшей обязанностью каждого класса было выставить определенное количество центурий, от пролетариев требовалась лишь одна центурия. Собрание стало проходить на Марсовом поле, где проводились военные смотры. Каждая центурия получила один голос. Чтобы решение собрания стало законом, требовалось набрать 98 голосов «за». Собрание принимало законы, рассматривало апелляции, избирало должностных лиц. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

Сервий Туллий вел успешные войны с Вейями и другими этрусскими городами. Ему приписывают также проведение религиозной реформы и постройку городской стены, остатки которой сохранились среди сооружений более поздней эпохи. При нем границы города были значительно расширены (в состав города вошли все семь холмов). После проведенных преобразований Сервий Туллий был убит в результате заговора, возглавляемого своим тестем Луцием Тарквинием Гордым (сын Тарквиния Приска), который и стал царем после Сервия Туллия. Однако попытка единоличного, авторитарного правления была пресечена народным восстанием 509 года до нашей эры. Луций Тарквиний Гордый бежал, и была провозглашена республика.

Происхождение и избрание на царство

Сервий Туллий родился в городе Корникуле, разрушенном впоследствии войсками под предводительством . В бою погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиле - жене римского царя. Сервий Туллий рос при царском дворе, пока с ним не случилось чудо: однажды, когда он спал в , яркое пламя короной охватило его голову. Танаквила увидела в этом событии знамение и посоветовала царю Тарквинию Приску обратить внимание на мальчика и дать ему хорошее образование. Сервий Туллий действительно проявил большие способности и стал любимцем царя, и народа. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями , Танаквила сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

Начало правления

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и . Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм и учредил союзные праздники. тоже не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к , но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в . Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.

Государственные реформы

С именем Сервия Туллия римская связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т.н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ - реформа, в соответствии с которой родовые были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 86 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по ). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по . Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц - (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных . Всего таких комиций было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центуриев 1 класса и 20 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования. Таким образом, была утверждена богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на , и .

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена ), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium ). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине .

Сервию Туллию приписывается реформа (он первый в Риме начал чеканить . Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примера в он выкупал бедняков из рабства и освобождал от зависимости - эта процедура носила название nexum . Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Сыновья Тарквиния Приска и гибель Сервия Туллия

Сервий Туллий пришёл к власти, когда сыновья его предшественника ещё были младенцами. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую - за гордого Луция, а честолюбивую меньшую - за нерешительного Аруна. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию.

Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку

Сервий Туллий

Преемником Тарквиния был Сервий Туллий, образ которого являет­ся, пожалуй, наиболее историческим. Относительно его происхождения существуют два рассказа. Согласно общепринятой традиции, он был сы­ном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попав­шей в плен к римлянам. Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярнос­тью и при содействии вдовы покойного, захватил власть с одобрения се­ната.

Другой рассказ резко отличается от первого и стоит особняком в на­шей традиции. Его сообщает император Клавдий (I в. н. э.) в речи, произ­несенной им в сенате. По словам Клавдия, этрусские писатели рассказы­вали, что Сервий Туллий - никто иной, как Мастарна, этрусский авантю­рист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме. Он переменил там имя и достиг царской власти. Вариант Клавдия находит некоторую анало­гию в живописи на стенах гробницы Франсуа.

Эти два варианта легенды, резко отличные друг от друга, не дают воз­можности с полной точностью решить вопрос о происхождении шестого римского царя. Вероятнее, по-видимому, общепринятый вариант о латин­ском происхождении С. Туллия. Рассказ Клавдия в значительной степени основан на непонимании этрусских сказаний. (К этому вопросу мы еще вернемся ниже.) Во всяком случае, традиция приписывает С. Туллию та­кие конкретные и важные дела, которые едва ли могли быть выдуманы. Прежде всего - знаменитую реформу, состоявшую в учреждении имуще­ственного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности. Далеко не все в ней достоверно, но самое ядро реформы производит впе­чатление подлинного факта. Далее, С. Туллию приписывается постройка городской стены. Остатки ее сохранились среди сооружений более поздней эпохи. Наконец, характерно чрезвычайно сочувственное отношение к С. Туллию традиции. Плебеи чтили его память ежемесячными возлияния­ми. Эти положительные черты предпоследнего римского царя не только служат лишним аргументом в пользу его историчности, но и подтвержда­ют его неэтрусское происхождение.

Традиционная версия следующим образом рассказывает о происхож­дении шестого римского царя: «В это время в царском доме случи­лось чудо, дивное и по виду, и по последствиям. На глазах у многих, гласит предание, пылала голова спящего мальчика по имени Сервий Туллий. Многоголосый крик, вызванный столь изумительным зре­лищем, привлек и царя с царицей, а когда кто-то из домашних при­нес воды, чтобы залить огонь, царица остановила его. Прекратила она и шум, запретив тревожить мальчика, покуда тот сам не про­снется. Вскоре вместе со сном исчезло и пламя. Тогда, отведя мужа в сторону, Танаквиль говорит: "Видишь этого мальчика, которому мы даем столь низкое воспитание? Можно догадаться, что когда-ни­будь, в неверных обстоятельствах, он будет нашим светочем, опло­том униженного царского дома. Давай же того, кто послужит к вели­кой славе и государства, и нашей, вскормим со всею заботливостью, на какую способны".

С той поры с ним обходились как с сыном, наставляли в науках, которые побуждают души к служенью великому будущему. Это оказалось нетрудным делом, ибо было угодно богам. Юноша вы­рос с истинно царскими задатками, и, когда пришла пора Тарквинию подумать о зяте, никто из римских юношей ни в чем не сумел сравниться с Сервием Туллием; царь просватал за него свою дочь. Эта честь, чего бы ради ни была она оказана, не позволяет пове­рить, будто он родился от рабыни и в детстве сам был рабом. Я более склонен разделить мнение тех, кто рассказывает, что, когда взят был Корникул, жена Сервия Туллия, первого в том городе че­ловека, осталась после гибели мужа беременной; она была опозна­на среди прочих пленниц, за исключительную знатность свою из­бавлена римской царицей от рабства и родила ребенка в доме Тарквиния Древнего. После такого великого благодеяния и женщины сблизились между собою, и мальчик, с малых лет выросший в доме, находился в чести и в холе. Судьба матери, попавшей по взятии ее отечества в руки противника, заставила поверить, что он родился от рабыни» (Ливий I, 39, пер. В. М. Смирина). Речь императора Клавдия (48 г. н. э.), сохранившаяся в виде надпи­си в Лионе (Derrau, Inscriptiones Latinae Selectae, I, 212), передает другую версию происхождения Сервия Туллия. Известно, что Клав­дий с увлечением занимался историей этрусков и собиранием эт­русских легенд, одна из которых, по мнению императора, сообща­ла, что Сервий Туллий «представлял собой вернейшего товарища и соратника некоего Целия Вибенны во всех его предприятиях. Испытав переменчивость судьбы, он ушел из Этрурии со всеми остальными из Целиева войска и, захватив холм Целий, который был назван так по предводителю, изменил свое имя, ибо по-этру­сски его звали Мастарна. Как я сказал раньше, под именем Сервия Туллия он управлял царством с большой пользой для государства» (пер. И. Л. Маяк).

Из книги Извлечения о жизни и нравах римских императоров автора Аврелий Виктор Секст

Глава VI Сервий Гальба Гальба, происходивший из знатного рода Сульпициев, правил семь месяцев и столько же дней. (2) Он постыдно обращался с юношами и был безмерно невоздержан в пище. Он все делал по совету трех своих друзей - Винния, Корнелия и Икела, поэтому все они жили

Из книги О Цезарях автора Аврелий Виктор Секст

Глава VI Сервий Гальба А когда не менее знатный Гальба из славного рода Сульпициев вступил в Рим, казалось, (что) он пришел для поддержания роскоши и даже жестокости, чтобы все хватать, тащить, мучить людей и самым безобразным способом все опустошать и осквернять. (2)

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Древнего Рима в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

36. Марк Туллий Цицерон Мы заканчиваем ряд римских героев величайшим и последним оратором Римской республики – Цицероном, жизнь которого охватывает время от доблестных дней Г. Мария до второго триумвирата, оратора, который играл весьма важную роль в величественной драме

автора

1.6. Сервий Туллий, Одоакр, Теодорих а. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха «СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ» по Ливию. См. рис. 5.7. b. ТРЕТЬЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха якобы 476–526 годов н. э. ОДОАКР (476–493) + ТЕОДОРИХ (493–526 или 497–526). Рис. 5.7. «Античные» цари: Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Из «Всемирной Хроники»

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

2.1. Сервий Туллий и Теодорих Параллелизм, задаваемый замечательной хронологической формулой Т = X + 300, уже описанный мною на протяжении двухсот лет - якобы 300–500 годы н. э. - успешно продолжается и далее, на VI век н. э. Напомним, что сравнение дат по этой формуле

автора Беккер Карл Фридрих

7. Сервий Туллий. (578…534 г. до Р. X.).Тарквиний оставил после себя двух несовершеннолетних сыновей и зятя Сервия Туллия. Но те грубые и смутные времена не допускали учреждения опекунства для сохранения царского престола за малолетними детьми, а требовали немедленного

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

41. Марк Туллий Цицерон (106…43 г. до Р. X.)Жизнь этого замечательного человека представляет такой интерес, что здесь будет вполне уместно остановиться на ней несколько подробнее. Цицерон родился 3 января в поместье близ Арпина. Род его принадлежал к сословию всадников.

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Сервий Туллий Преемником Тарквиния был Сервий Туллий, образ которого являет­ся, пожалуй, наиболее историческим. Относительно его происхождения существуют два рассказа. Согласно общепринятой традиции, он был сы­ном одной знатной женщины из латинского города Корникула,

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

VII Сервий Туллий - шестой римский царь Сервий Туллий, сын Туллия из Корникул и пленницы Окрезии, воспитывался в доме Приска; однажды вокруг его головы показалось какое-то сияние наподобие огня. (2) Увидев это, Танаквиль догадалась, что это предсказывает ему высокое

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Марк Туллий Цицерон Великий оратор, писатель и политический деятель Марк Туллий Цицерон родился близ города Арпина в состоятельной семье всадника (3 января 106 г. до н. э.). Прозвище рода Туллиев – «Цицерон» («Горошина»). Предположительно, что у одного из предков великого

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

автора

4. При царе Тарквинии Древнем выдвигается его преемник Сервий Туллий Аналогично, при протосевасте Алексее Комнине, опекуне юного царя Алексея Комнина, выдвигается их преемник Андроник-Христос Согласно Титу Ливию, молодой Сервий Туллий живет при дворе царя Тарквиния

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

8. Сервий Туллий становится царем при ещё живом царе Тарквинии Древнем Андроник-Христос становится царем и соправителем юного царя Алексея Комнина Согласно Титу Ливию, Сервий Туллий стал фактическим царем в те дни, когда тяжело раненный Тарквиний Древний был еще жив. То

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

10. Сервий Туллий стал царем благодаря Танаквиль, жене Тарквиния Древнего Став царем, Андроник будто бы женился на Анне, бывшей жене юного царя Алексея Комнина Как мы видели, именно благодаря поддержке римской царицы Танаквиль, жены царя Тарквиния, Сервий Туллий поднялся

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

21.3. Иоанн Креститель осуждает женитьбу Ирода на Иродиаде Сервий Туллий не одобряет, хотя и не запрещает женитьбу Луция Тарквиния на Туллии-Свирепой Евангелия сообщают, что Иоанн Креститель осуждал царя Ирода за женитьбу на Иродиаде, жене своего брата Филиппа. «Иоанн

Сервий Туллий родился 13 августа в латинском городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством . В сражении погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль - жене Тарквиния Приска. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме , яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Когда ребенок проснулся, пламя погасло и не причинило ему никакого вреда.

Римские анналисты утверждают, что Сервий, будучи любимцем в царском доме, хотя и рабом, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами. Юноша пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. После убийства Тарквиния сыновьями , Сервий принял правление по совету и настоянию Танаквиль, объявившей, что Тарквиний еще жив и передает правление до своего выздоровления Сервию. Когда же последний достаточно утвердился на престоле, он открыто выступил царем и только потом уже велел утвердить себя в своем достоинстве сенату. Происхождение от рабыни, возможно, придумано сказанием на основании имени Сервия (слуга), но то что Сервий достиг престола незаконным путем — это факт исторический. Может быть, он принадлежал к сословию плебеев , которому обеспечил свободу и политические права, и всегда почитался благодетелем и защитником низшего и бедного класса народа.

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков. Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия.

По легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.


Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ. При нем римское общество было радикальным образом реорганизовано.

Прежде всего, это знаменитая реформа, состоявшая в учреждении имущественного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности. Далеко не все в ней достоверно, но само ядро реформы производит впечатление подлинного факта. Граждане под присягой должны были установить денежную стоимость всей своей собственности. Если кто-то давал ложные сведения, то у него отбирали все имущество, а его самого продавали в рабство.

Английское слово census означает «перепись населения», русское «ценз» - границу, проведенную по определенной социальной характеристике (имущественный, возрастной, образовательный ценз). Это потому, что латинское census сочетает в себе оба понятия - перепись и распределение граждан по имущественным классам. По сути дела, реформа Сервия сформировала само понятие римского гражданства.

Плебеи все еще составляли политически неустроенную массу, в то время как патриции одни держали в своих руках управление государством. Но плебеи числом значительно превосходили старых граждан и в целом не уступали им и в образовании. Оставить их совершенно вдали от всех политических прав могло оказаться небезопасным для государства в будущем. Кроме того, распределения и организации плебеев требовали и административные цели - без этого было невозможно комплектование войска и собирание податей.

В соответствии с реформой родовые трибы были заменены территориальными. С этой целью Сервий разделил всю римскую территорию на 30 округов, или триб, - 4 городские (tribus urbanae) и 26 сельских (rusticae), вследствие чего все население распалось на соответственное число отделов, или триб. Весьма вероятно, что не только плебеи, но и патриции и клиенты были включены в эти местные трибы. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору , жившему в 3 веке до н.э.). Кроме этого местного деления всего народа на трибы, Сервий предпринял еще и второе деление его, а именно, распределение по классам и центуриям, причем он, подобно Солону в Афинах, принял за основу деления имущественное состояние, ценз.

Такое устройство имело целью слить в одно политическое целое оба сословия и отмерить каждому отдельному гражданину, без различия происхождения и сословия, а единственно на основании его имущественного состояния его политические права в народном собрании. Все общество в этом делении считалось войском и распадалось на следующие отделы:

Всадники (equites) - 18 центурий, из которых 6 заключали в себе старые патрицианские двойные центурии, а 12 были вновь образованы из знатнейших плебеев.

Пехота , разделенная на 5 классов и 170 центурий:

  • I класс, из 80 центурий, с цензом не менее 100 000 ассов (или 100 мин).
  • II класс, из 20 центурий, с цензом 75 000 ассов (75 мин).
  • III класс, из 20 центурий, с цензом 50 000 ассов (50 мин).
  • IV класс, из 20 центурий, с цензом 25 000 ассов (25 мин).
  • V класс, из 30 центурий, с цензом 12 500 ассов (12,5 мин).

Стоящие вне классов , из 5 центурий, а именно:

  • ремесленники (fabri) при войске, 2 центурии;
  • музыканты при войске (tubicines и cornicincs), 2 центурии;
  • proletarii, или capite censi; они имели имущества менее 12 500 ассов и считались поголовно, без различия имущественного состояния; они назывались пролетариями потому, что могли служить государству не своим имуществом, а только своими детьми (proles).

В народном собрании при поголовном голосовании принимался в расчет голос каждой отдельной центурии. Поэтому когда богатые и знатные всадники и первый класс были заодно, то они своими 98 голосами решали дело по-своему. Устройство, следовательно, было таково, что богатство имело перевес; но и беднейший плебей принимал участие по крайней мере в голосовании, в решении важнейших дел государства, хотя влияние его было весьма незначительно.

Такие собрания всего народа назывались центуриатскими комициями (comitia centuriata), и Сервий перенес на эти собрания те права, которые прежде имели comitia curiata, собрания патрициев, а именно: принятие новых законов, утверждение избранного царя и высших сановников и решение вопроса о войне.

Кроме упомянутой политической цели, Сервиево деление по центуриям имело и военную цель. Распределенный таким образом народ представлял римское войско и назывался также exercitus. Пять классов были в то же время пятью отделами войска, вооруженными разным оружием. Вооружение первого класса состояло из шлема, круглого щита, набедренников и нагрудника (все из меди), из пики и сабли, как орудий нападения. Второй класс имел то же вооружение, только без нагрудника, и вместо круглого щита имел продолговатый щит, деревянный, обтянутый кожей. Третий класс не имел и набедренников. Четвертый класс имел только пики и метательные копья. Пятый - пращи и метательные камни. Следовательно, чем богаче был человек, тем больше средств он должен был тратить на свое вооружение.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству.

Согласно Ливию, перепись Сервия насчитала около 80 000 граждан, то есть взрослых мужчин, способных к службе в армии. Правда современные ученые предполагают, что в конце 4 века до н. э. население города составляло около 35 000 человек. Но и при такой численности на поле боя могли выйти более 9 000 мужчин призывного возраста, т.е. один легион из 6 000 человек, 2 400 легковооруженных воинов и 600 всадников. По меркам того времени это была весьма крупная армия. Рим стал обладать довольно большой силой.

В целом, Сервий своими политическими учреждениями дал римскому народу гражданский порядок, определил его политические права и положил новое основание всему его государственному развитию. Римский народ во все времена признавал за ним эту заслугу и всегда сохранял благодарную память благодушному, человеколюбивому царю, защитнику угнетенных.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов, уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине 4 века до н.э.. А Сервий, по-видимому, просто построил нечто вроде земляного вала.


Стена Сервия Туллия

Сервию Туллию приписывается и денежная реформа - он первый в Риме начал чеканить серебряную монету (правда, по материалам большинства статей, серебряные монеты начали чеканить в Риме лишь в 3 веке до н.э.) Он так же всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости - эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём.

Но как ни благоприятствовало ему счастье со дня его рождения, конец Сервия был трагический. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую старшую - за гордого Луция, а честолюбивую меньшую - за нерешительного Аруна.

Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния, составив заговор и убив Аруна и старшую Туллию. Побуждаемый преступной и властолюбивой Туллией, Тарквиний соединился с партией патрициев, недовольной нововведениями Сервия, и, окруженный своими приверженцами, выступил в сенате царем. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция.


Убийство Сервия Туллия, царя Рима. Луи Жан Франк Лагрин, 1770

Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной» (Vicus sceleratus). стал римским царём и получил прозвище Гордый.


Туллия переезжает на колеснице тело своего отца. Жан Барден, 1765

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ

Туллий (Servius Tullius) (6 в. до н. э.), согласно римскому преданию, шестой царь Древнего Рима в 578-534/533 до н. э. С именем С. Т. римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них - центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи - введены в состав римской общины. По реформе всё население Рима (и патриции, и плебеи) было разделено на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу, каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц - центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего было 193 центурии, из них 1-й класс (имущественный ценз не менее 100 тыс. ассов) выставлял 98 центурий, 2-й (ценз 75 тыс. ассов) - 22 центурии, 3-й (ценз 50 тыс. ассов) - 20 центурий, 4-й (ценз 25 тыс. ассов) - 22 центурии, 5-й класс (ценз 11 тыс. ассов) - 30 центурий, пролетарии выставляли 1 центурию и соответственно имели 1 голос в народном собрании. С. Т. приписывают также религиозные реформы и постройку городской стены.

Лит.: Немировский А. И., К вопросу о времени и значении центуриатной реформы Сервия Туллия, "Вестник древней истории", 1959, | 2 .

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
    Согласно преданию, шестой - предпоследний - римский царь, правивший в период с 578 по 534 до н. э. Сервий Туллий …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Servius Tullius) согласно античному преданию, шестой царь Др. Рима в 578-534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
    шестой римский царь (578—535 до Р. Хр.). Предание говорит, что он был сыном Окрезии, рабыни царицы Танаквили, супруги Тарквиния Приска, …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
    ? шестой римский царь (578 ? 535 до Р. Х.). Предание говорит, что он был сыном Окрезии, рабыни царицы Танаквили, …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Servius Tullius) , согласно античному преданию, шестой царь Др. Рима в 578-534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, …
  • СЕРВИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРВИЙ ТУЛЛИЙ (Servius Tullius), согласно антич. преданию, 6-й царь Др. Рима в 578- 534/533 до н.э., ему приписывается проведение центуриатной …
  • ТУЛЛИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ту"ллий, ту"ллии, ту"ллия, ту"ллиев, ту"ллию, ту"ллиям, ту"ллий, ту"ллии, ту"ллием, ту"ллиями, ту"ллии, …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ
    (Cicero, ?. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3-го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, …
  • ТАРКВИНИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Tarquinii). Древний город в Этрурии, один из 12-ти этрусских городов. (Tarquinius). 1) Луций Тарквиний Приск (L. Tarq. Priscus); первоначальное имя …
  • СЕРБИЙ ТУЛЛИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Servius Tullius). Шестой римский царь (578—534 гг. до Р. X.). Он установил повинности граждан в зависимости от их имущественного ценза, …
  • АГЕР ПУБЛИКУС
    Ager publicus Земли составляли большую часть римской государственной и народной собственности. Они доставались государству путем завоевания по тому правилу, что …
  • ARTEMIDORUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРТЕМИДОР 1) грамматик, ученик-Аристофана, жил в Александрии ок. 230 г. до Р. X., писал о дорическом диалекте и сделал собрание …
  • СЕМЬ ЦАРЕЙ РИМА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Согласно традиции, это - Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний …
  • ГАЛЬБА, СЕРВИЙ СУЛЬПИЦИЙ в биографиях Монархов.
  • БОДЯНСКИЙ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бодянский, Павел Николаевич, - историк. Родился в 1857 г.; образование получил в Киевском университете по историко-филологическому факультету; состоит директором гимназии …
  • ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ
    Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпинум, - 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский …
  • ГАЛЬБА СЕРВИЙ СУЛЬПИЦИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сервий Сульпиций (Servius Sulpicius Galba) (ок. 3 до н. э. - 69 н. э.), римский император (правил в 68-69 н. …
  • ТАРКВИНИИ, РОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Tarquinii) — царский род в Древнем Риме, давший двух римских царей: Т. Древнего и Т. Гордого. 1) Т. Древний (Т. …
  • СЕРВИЙ, РОДОВОЕ ИМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родовое имя (Servius), фигурирующее в качестве личного имени (praenomen) при некоторых родовых именах, напр., Cornelii, Sulpicii, Claudii и …
  • СЕРВИЙ, РИМСКИЙ ЮРИСТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Servius Sulpicius Rufus) — знаменитый римский юрист, современник и друг Цицерона (был в 51 г. до Р. Хр. консулом, † …
  • СЕРВИЙ, ЛАТИНСКИЙ ГРАММАТИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Servius, полнее Maurus или Marius Servius Honoratus) — латинский грамматик, живший в Риме во 2-й половине IV в. по Р. …
  • ТАРКВИНИИ, РОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Tarquinii) ? царский род в Древнем Риме, давший двух римских царей: Т. Древнего и Т. Гордого. 1) Т. Древний (Т. …
  • СЕРВИЙ, РОДОВОЕ ИМЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? родовое имя (Servius), фигурирующее в качестве личного имени (рrаеnоmеn) при некоторых родовых именах, напр., Cornelii, Sulpicii, Claudii и …
  • СЕРВИЙ, РИМСКИЙ ЮРИСТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Servius Sulpicius Rufus) ? знаменитый римский юрист, современник и друг Цицерона (был в 51 г. до Р. Х. консулом, + …
  • СЕРВИЙ, ЛАТИНСКИЙ ГРАММАТИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Servius, полнее Maurus или Маrius Servius Honoratus) ? латинский грамматик, живший в Риме во 2-й половине IV в. по Р. …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ТВОРЧЕСТВО в Словаре Кольера.
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ЖИЗНЬ в Словаре Кольера:
    К статье ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ в Словаре Кольера:
    (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.), римский оратор и философ. См. также: ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ЖИЗНЬ ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: …
  • РИМ, ДРЕВНИЙ: ОСНОВАНИЕ ГОРОДА И ЭПОХА ЦАРЕЙ в Словаре Кольера:
    К статье РИМ, ДРЕВНИЙ В начале железного века, приблизительно в 10 в. до н.э., территорию Лация вокруг Альбанской горы (ныне …
  • О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-11 Time: 01:59:14 * История, которую мы хотим рассказать, не опирается на факты: она настолько невероятна, что в неё …
  • ЦИЦЕРОН в Новейшем философском словаре:
    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими …
  • АФРИКАНСКИЕ СВЯТЫЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Святые, в землях Африканских …
  • ЧЕЛОВЕК (88) в Высказываниях известных людей:
  • ЧЕЛОВЕК в Словаре Одно предложение, определения:
    - свой злейший враг. Марк Туллий …
  • ЧЕЛОВЕК (88) в Афоризмах и умных мыслях:
    свой злейший враг. Марк Туллий …
  • РИМ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Roma). Столица римского государства, на реке Тибр в Лациуме, основанная, по преданию, Ромулом в 753 г. до Р. X. Первоначально …
  • ЦЕЗАРЬ
  • ГАЛЬБА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • АКИДАЛИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Acidalia, АКИДАЛИЯ, mater у Вергилия (А. 1, 720) - Венера; прозвище, как объясняет Сервий, заимствовано от на ходившегося близ Орхомена …
  • DONUSSA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ДОНУССА, Donoussa, 1) городок в Ахайе, разрушенный сикионцами. Paus. 7, 26, 13; 2) остров в Эгейском море, на восток от …
  • CIC. в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Цицерон Марк Туллий (106-43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал …
  • CIC в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    сокращ.Цицерон Марк Туллий (106-43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал …
  • CENTURIA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.