Значение слова котильон. Фигуры котильона Что такое котильон на балу

Вам будет любопытно узнать, что необходимо сделать в новогоднюю ночь, чтобы будущий год по испанским поверьям принес удачу и стал для вас счастливым.

1. Съесть 12 виноградин

«Самой испанской» из всех новогодних традиций страны является поедание двенадцати виноградин . Каждая виноградина проглатывается на каждый удар курантов и сопровождается загадыванием новогоднего желания. Поэтому все стараются успеть съесть как можно больше ягод, чтобы сбылось как можно больше желаний в следующем году. Испания является виноградной страной, поэтому не удивительно, что испанцы считают, будто виноградины могут изгонять нечистую силу, также существуют поверья, что они приносят успех и богатство на весь грядущий год. Традиция появилась в 1909 году, когда в Испании был собран небывалый урожай винограда, и король велел раздавать его просто так всем желающим в ночь наступления Нового года.

2. Выпить шампанское

Если кто-то предлагает вам в новогоднюю ночь бокал с шампанским, будьте осторожны: вы можете случайно проглотить золотое кольцо, которое опускается по традиции в бокал с игристым. Считается, что золото в бокале с шампанским должно приносить счастье. Итак, никакого страха – если вы выпьете шампанское вместе с кольцом, вы как раз удачливы!

3. Встретить Новый год в белье красного цвета

Пожалуй, самая оригинальная и модная испанская традиция – это надевать новое нижнее белье, носки, чулки исключительно красного цвета для встречи Нового года. Считается, что красный приносит удачу и отгоняет злых духов.

4. Узнать имя суженого

У молодежи в Испании на Новый год свои развлечения. Они записывают на бумажках имена всех присутствующих на празднике молодых людей и девушек, также пишут имена всех знакомых, кого удалось вспомнить. После этого каждый тянет жребий, и так можно узнать имя суженого или суженой. Конечно, бумажки юношей и девушек не смешиваются. Это старинный обычай, в некоторых деревушках его даже исполняют, зажигая костры на улицах и вытягивая бумажки у дверей церкви. Если вдруг получаются пары, то их признают влюбленными, если они сами, конечно, не против.

5. Котильон

Как только часы пробьют полночь на городской площади , можно наконец-то открыть котильон – специальную красиво украшенную сумочку, набитую праздничной атрибутикой – воздушными шарами, карнавальными масками, серпантином и конфетти; эти сумочки раздаются перед началом праздника, чтобы от души повеселиться со всеми собравшимися на площади, поздравить друг друга и поприветствовать наступивший год под звуки петард, салютов и искрящихся фейерверков. Котильон также принято дарить в качестве новогоднего подарка .


Происхождения.

Первоначально так называлась нижняя юбка. В дальнейшем это название закрепилось за танцем, во время которого были видны нижние юбки.

В неформальном церемониале, приглашение «на котильон» считалось сигналом окончательного выбора кавалером своей дамы.

История

Название котильон закрепилось за разновидностью контрданса в начале XVIII века, хотя в настоящее время невозможно сказать точно, что это был за танец тогда .

Напишите отзыв о статье "Котильон"

Примечания

Литература

  • Иллюстрированная энциклопедия моды. Л.Кибалова,О.Гербенова,М.Ламарова. Артия. 1986 год.
  • Котильон - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Котильон

В то самое время как князь Андрей жил без дела при Дриссе, Шишков, государственный секретарь, бывший одним из главных представителей этой партии, написал государю письмо, которое согласились подписать Балашев и Аракчеев. В письме этом, пользуясь данным ему от государя позволением рассуждать об общем ходе дел, он почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице, предлагал государю оставить войско.
Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты отечества – то самое (насколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главной причиной торжества России, было представлено государю и принято им как предлог для оставления армии.

Х
Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.
В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, – известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef d"?uvr"ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, – что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.
Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.
Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.

В истории танца бывают случаи, когда одно и то же название обозначает разные движения, разные шаги, разные фигуры. Такая же ситуация и со словом «котильон». Все знают, что это - веселый танец-игра XIX-го века, и немногие знают, что в XVIII-м веке котильонами назывались танцы контрдансного типа, но исполняемые не в колоне, а в квадрате-кадрили.

Первые котильоны появились в самом начале XVIII-го века во Франции. Первоначально исследователи считали, что котильоны были заимствованы французами из круговых и квадратных контрдансов, которые были описаны еще у Плейфорда.
В 1969 г. французский исследователь М.Гульшер приводит доказательства в пользу того, что вопреки распространенному мнению, котильон и кадриль не являются французским развитием английских квадратных танцев, например, упомянутых в ранних изданиях Джона Плейфорда «The English Dancing Master». Исследователь дает основание предполагать, что, среди английских контрдансов, представленых ко двору Людовика XIV сначала англичанином Исааком Орлеанским (1684) и позже Андре Лореном (1688), не было кадрилей. Он предполагает, что истинным прародителем котильона и кадрили была модификация французского танца, бранля. В доказательство своей версии он цитирует введение к «Receuil pour I’Annee» 1706, который содержит первый известный танец названный LeCotillon , написанное придворным танцмейстером Фейе. По описанию Фейе этот Котильон был:

«…, хотя старый танец, но очень популярен при дворе, так что мне не обойтись без его включения в это небольшое собрание »

и он описывает его как:

«… вид бранля на четверых, который любой может танцевать без предварительной подготовки »

Этот танец для двух пар стоящих лицом друг к другу, состоял из шести куплетов, простых и различных фигур, разделенных общим, всегда одинаковым припевом. С 1716 года добавляются еще две пары, и танец стал квадратом для четырех пар. Дополнительные две пары подразумевали разработку более сложных припевов и число куплетов увеличилось до 9. Постепенно эти 9 куплетов были стандартизированы и стали одинаковыми во всех котильонах. Только припев отличал один котильон от другого. Во Франции куплеты танца были известны как 9 туров (иногда назывались репризами или синкопами), а припев назывался фигурой. В Великобритании куплеты были известны как перемены .

Однако действительно ли французы изобрели велосипед и создали свои квадратные танцы, столь похожие на английские, безо всякого влияния со стороны Англии?

Это представляется весьма сомнительным, особенно если учесть несколько обстоятельств:
Прежде всего, французские танцмейстеры знали не только отдельные английские танцы, но и знали сами сборники Плейфорда: к примеру, Фейе переписывает танец Джемеко, имеющийся у Плейфорда, под названием La Bonne Amitie (Добрая дружба). А значит, они знали и о существовании танцев в квадратном сете. Несомненно то, что в котильонах часто поочередно солируют то первая и противолежащая ей пары, то две боковые пары, могло и не быть осознанной калькой с аналогичных приемов в английских контрдансах, но при том, что французские мастера читали такие английские описания, как-то неправильно говорить, что такой вид построения они изобрели «с нуля». И еще один очень важный факт: структуру первых котильонов можно выразить как 1-А-2-А-3-А-4-А-5-…., где цифрами обозначены смены (общие для всех котильонов), а буквой - фигуры, каждая из которых могла повторяться в одном и том же котильоне хоть все девять раз, но для разных танцев подбирались разные фигуры. Такая же структура уже была известна в истории танца: многие контрдансы с плейфордовской формулой можно записать как 1-А-2-А-3-А, где 1,2,3 - это стандартные проходы вперед, сходы плечами, повороты за руки, общие для многих контрдансов, а А - припев, который мог быть как единый для всего танца, так и разный после каждого куплета. И в довершении хочется отметить, что первые три фигуры из котильонных туров были проход по кругу (аналог прохода в английских круговых контрансах), провороты за одну и за две руки (что можно рассматривать как переосмысление sides и arms). Т.о., мне кажется, что английские контрдансы в квадрате внесли свое влияние в формирование котильона. Это не было непосредственное заимствование формы (квадратные контрдансы в Англии на рубеже XVII-XVIII вв. были не очень популярны, а плейфордовская формула отошла в прошлое), скорее это было творческое переосмысление французскими хореографами прочитанных ими в сборниках Плейфорда старых танцев, сделанное на основе местных французских форм танца.

Котильоны были весьма популярны во Франции, так что именно такой тип танца в некоторых местностях стал называться контрдансом французским (по аналогии с контрдансом английским - танцем в лонгвее). Это объясняется тем, что:
а) бальные залы во Франции были не вытянутой формы как в Англии, а тяготели к квадрату;
б) в классовом сознании французского общества квадратное построение было предпочтительнее тем, что каждый может выбрать свое окружение для танца, а не танцевать со всеми подряд.

К середине XVIII-ого столетия котильон (по-английски ’cotillion’) утвердился во всех главных городах Франции и был так же популярен, как и англез (l’Anglaise), английский танцевальный стиль лонгвеев с прогрессией. В 1762 году парижский собиратель и издатель танцев, де Ла Кюисс, изобрел новый метод записи, используя который каждый котильон можно было записать посредством всего одной страницы простых диаграмм. Это сильно уменьшало себестоимость танцевальных книг (для сравнения - нотация Фейе требовала целых восемь тщательно выгравированных пластин, чтобы передать ту же самую информацию). Правда, новая система не описывала шаги, но к этому времени шаги были редки в употреблении и их использовали в фигурах по соглашению. Сокращение затрат на публикацию при помощи метода Кюисса привело к быстрому росту доступности котильонов широкой публике и также ускорило их распространения вне границ Франции. Котильон проникает во многие страны, включая Германию, Италию, Данию и Англию.

Именно 1760-е считались звездным часом котильона. Эти танцы завоевали весь старый свет, и были известны в новом свете - причем каждый танец следовал раз и навсегда установленной в той или иной местности формуле, для Англии она, например, выглядела так:

1. Grand Rond (Гранд Ронд) - общий круг влево и вправо.
А. первое исполнение оригинальной фигуры
2. La Main (Ля Мейн) поворот за правую руку, затем поворот левую руку
А. второе исполнение оригинальной фигуры
3. Поворот за две руки - сначала по часовой стрелке, затем против
А. третье исполнение оригинальной фигуры
4. Мулине Дам
А. четвертое исполнение оригинальной фигуры
5. Мулине Кавалеров .
А. пятое исполнение оригинальной фигуры
6. Дамы танцевали общий круг за руки - сначала по часовой стрелке, затем против нее, до своих мест.
А. шестое исполнение оригинальной фигуры
7. Аналогичный общий круг кавалеров
А. седьмое исполнение оригинальной фигуры
8. Аллеманда (партнеры скрещивают руки за спинами и кружатся сначала по часовой стрелке, затем против)
А. восьмое исполнение оригинальной фигуры
9. Grand Rond - общий круг влево и вправо.
Иногда котильон предписывалось завершать La Main.

Последовательность смен, впрочем, в разных странах была разной: в Америке: общий круг, променад, круг за руки, аллеманд, мулине дам, мулине кавалеров, круг дам, круг кавалеров, общий шен за правые и левые руки, общий круг ; в России - общий круг, круг за руки на месте, аллеманд, мулине дам, мулине кавалеров, круг дам, круг кавалеров, общий круг . Иногда добавляли перед финальным общим кругом мулине и круг в четверках (первые с четвертыми, вторые с третьими) . Ради справедливости, нужно отметить, что все эти традиции зафиксированы уже в 19-м веке.

Котильонов было много, их сочиняли все, кому это было интересно: «За это время, контр выливались въ регулярные котильоны съ особымъ ярко выраженнымъ стилем. Появились для контры новыя руководства изобретательных танцмейстеровъ. Лица изъ общества также сочиняли и комбинировали разныя контры, которыя вошли въ списки самоучителей. Дошли даже до того, что контра «La Griel» была сочинена въ 1760 г. въ честь сторожа парка въ С.-Клу; «La Franc» получила свое название отъ имени сторожа въ Булонскомъ лесу. »

К концу XVIII-ого столетия каноническая форма котильона начала изменяться. Ранний припев подразумевал, что все 8 танцоров постоянно находились в движении. Теперь же количество танцующих одновременно сокращалось до одного-двух человек. Таким образом, навыки отдельных танцоров стали более заметными для других членов сета, каждый из которых, в свою очередь, мог продемонстрировать умение и восхитить партнеров. Эти изменения формы танца, возможно, стимулировались учителями танцев, представлявших танцы нового сезона, поскольку у танцмейстеров была материальная заинтересованность в том, чтобы побуждать танцоров улучшать и расширять знание сложных шагов и фигур.

Другим изменением было сокращение числа куплетов. Переход от обычных девяти к четырем-пяти значительно сокращало танец и уменьшало скуку от повторяющихся одинаковых припевов . В самом конце столетия есть некое указание в опубликованных танцах, что между припевами мог просто повторяться один общий круг (’rond ordinaire’). Дальнейшее изменение - очевидное желание уменьшить количество повторений в котильоне - привело к изобретению ’pot-pouree’, варианту котильона, где каждый куплет сопровождался припевом, отличающимся от предыдущего. Первоначально, возможно, было только три припева, повторенные последовательно, но в конечном счете pot-pourees были разработаны с различным припевом после каждого из девяти куплетов. К счастью, судя по всему, эти невероятно сложные танцы не распространились за пределы Франции.

Дальнейшим развитием этого типа танцев были сеты кадрилей - но это явление уже полностью принадлежит 19-му веку.

Та же ситуация была и в России - у Петровского отмечены как обязательные 7 фигур, у Максина их всего только пять Rogers Ellis A. The Quadrille. Orpington, 2003. pp. 10

КОТИЛЬОН

КОТИЛЬОН

(фр. cotillon , от ср.-в.-лат. cotta , cottus - длинное верхнее платье). Старинный танец, состоявший из нескольких различных фигур, по выбору танцующих. В наше время: кадриль с перемежающими легкими танцами и разнообразнейшими фигурами.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

КОТИЛЬОН

танец времен Людовика XIV ; состоит из нескольких фигур, выбор которых зависит от танцующих. Сперва танцует одна пара, а другие повторяют то же самое.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

КОТИЛЬОН

танец, вошедший в моду во Франции при Людовике XIV ; его танцуют и теперь; состоит обыкновенно из кадрили, между фигурами которой вставляются другие танцы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

КОТИЛЬОН

франц. cotillon , от древн.-франц. cota , пров. cota , cot , ит. cotta ; средневек.-лат. cotta , cottus , длинное верхнее платье. Род танца, исполняемого четырьмя или восемью лицами.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Котильо́н

(фр. cotillon) своеобразный танец-игра французского происхождения, получивший в середине 19 в. широкое распространение на европейских балах в форме сюиты из нескольких самостоятельных бальных танцев и и(гр.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Котильон

котильона, м. [фр. cotillon ] (истор.). Кадриль, перемежающаяся разными др. танцами.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Котильон

(льё ), а, м. (фр. cotillon).
Своеобразный танец-игра, получивший широкое распространение в середине 19 в.; разновидность кадрили .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОТИЛЬОН" в других словарях:

    - (фр. cotillon) бальный танец французского происхождения. Первоначально так называлась нижняя юбка. В 1775 году это название закрепилось за танцем, во время которого были видны нижние юбки. Котильон близок контрдансу. Особое… … Википедия

    котильон - а, м. cotillon m. 1. Старинный танец, состоявший из нескольких фигур, близкий к вальсу в быстром темпе; позже кадриль, между фигурами которой вставляются другие танцы: мазурка, вальс, полька. БАС 1. Танец времен Людовика XIV; состоит из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Кадриль Словарь русских синонимов. котильон сущ., кол во синонимов: 2 кадриль (5) танец … Словарь синонимов

    - (франц. cotillon) бальный танец французского происхождения. Объединяет вальс, мазурку, польку и др … Большой Энциклопедический словарь

    КОТИЛЬОН, котильона, муж. (франц. cotillon) (ист.). Кадриль, перемежающаяся разными др. танцами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [льё ], а, муж. Старинный французский танец игра, в к ром танцующие повторяют вслед за первой парой фигуры из разных танцев (вальса, мазурки, польки, кадрили). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    котильон - котильон. Произносится [котильён] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    А; м. [франц. cotillon] Старинный танец кадриль, фигуры которой перемежаются вальсом, полькой и другими танцами; музыка к этому танцу. Повторять фигуры котильона вслед за первой парой. Оркестр заиграл к. * * * котильон (франц. cotillon), бальный… … Энциклопедический словарь

    котильон - КОТИЛЬОН, а, м Старинный французский, парный танец, представляющий собой игру, в которой танцующие повторяют вслед за первой парой фигуры из других танцев (вальса, мазурки, польки и т.д.). Дети на уроках хореографии разучивают старинный… … Толковый словарь русских существительных

    - (франц. cotillon) бальный танец французского происхождения, близок Контрдансу. Известен с 18 в. Особое распространение получил с середине 19 в. в странах Европы, в том числе в России. К. объединял несколько самостоятельных танцев (вальс,… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Котильон. Вклад в сексуальную символику , Робитсек Альфред. Работа Альфреда Робитсека`Котильон. Вклад в сексуальную символику` отдельной книгой была издана на немецком языке в 1925 г. в`Internationaler Psychoanalytischer Verlag`. В данном тексте…

Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка». Это веселый танец-игра, который сопровождался беготней «по всем комнатам, даже в девичью и спальни». «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше...». «Попурри и котильон (которые сливаются ныне воедино) – роковые танцы для незнакомых между собою. Я всегда называл их двухчасовою женитьбою, потому что каждая пара испытывает в них все выгоды и невыгоды брачного состояния».

Нередко бал заканчивался «греческим» танцем, a la grecque, «со множеством фигур, выдумываемых первою парою». «Бал заключался шумным a la grecque, или гросс-фатером, введенным, как утверждали, пленным шведским вице-адмиралом графом Вахтмейстером».

На балах исполнялись и сольные танцы, например русский народный танец.

По отзывам современников, дочь А. Г. Орлова-Чесменского, Анна Алексеевна, была выдающейся исполнительницей русских народных танцев. «Когда мы вернемся в Москву, – писала Марта Вильмот, – княгиня Дашкова попросит графа Орлова устроить бал... Дочь графа – девица весьма достойная, к тому же прославленная танцорка, вот там-то я и увижу все настоящие русские танцы в самом лучшем исполнении».

А. А. Орлова-Чесменская была не единственной исполнительницей русских народных танцев среди молодых дворянок. П. А. Вяземский сообщает А Я. Булгакову: «Урусова – совершенная богиня, еще похорошела, восхитила всех своею русскою пляской».

Вспоминая веселую жизнь в имении В. А Недоброво, А. П. Беляев пишет: «Василий Александрович очень любил, когда вторая дочь Надежда Васильевна плясала русскую. Для этого она надевала богатый сарафан, повойник и восхищала всех гостей своей чудной грацией». Этим мастерством наделил Л. Н. Толстой и свою любимую героиню Наташу Ростову.

К сольным танцам принадлежал и танец с шалью, па-де-шаль.

«Однажды на балу у Орлова попросили одну из московских красавиц, жену его незаконного сына, протанцевать "pas de chele", – вспоминает Е, И. Раевская. – Она согласилась и, став посреди залы, будто невзначай, выронила гребень, удерживающий ее волосы. Роскошные, как смоль, черные волосы рассыпались по плечам и скрыли стан ее почти до колен. Все присутствующие вскрикнули от восторга и умоляли ее исполнить танец с распущенными волосами. Она только того и хотела; исполнила танец при общих рукоплесканиях».

Появлению этого танца способствовало увлечение французского общества античной культурой. «Па-де-шаль – соло, танцуется с легким газовым шарфом в руках: танцующая то обметывается им, то распускает его». Особое внимание обращалось на плавность и грациозность движения рук.

Иногда на балу рождался какой-нибудь новый танец. «На последнем бале у Ф. Голицына было 18 дам и более 40 танцоров, – сообщает москвичка М. А. Волкова своей подруге В. И. Ланской 1 февраля 1815 года – Так как этот толстый князь Федор из всего умеет извлечь пользу, видя, что многие не танцуют, он выдумал кадриль, в которой у каждой дамы было по два кавалера, нас это очень забавляло; но беда была в том, что все путались, не зная, в какую сторону повернуться и кому прежде кланяться».

Наиболее полный список популярных в то время танцев встречаем в воспоминаниях М. Дмитриева: «А тогда танцев было множество: экосезы и англезы со множеством фигур, круглый польский, polonaise sautante* [* Полонез с прыжками (фр.], вальс, тампет, матрадура, мазурки, и все это кончалось бесконечным котильоном, а после ужина поднимались и старики с молодыми и дурачились в грос-фазере** [** Правильнее – гросфатер]. Бывало, так завеселишься, что ног под собой не слышишь; эти балы кончались... часа в четыре за полночь».

«Если где-либо собирались на вечер или на бал, то каждый имел право подходить к любой даме, не ожидая, чтоб его прежде представили: за благонадежность и приличность господина ручалось уже то, что он находился в одном доме с дамою; иначе его бы не приняли; следовательно, дама не имела никакого основания опасаться, что подходящий к ней кавалер может ее компрометировать».

«Первый мой выезд был на бал к Хвостовым, – вспоминает Е. А. Хвостова. – ... Войдя в ярко освещенную залу, у меня потемнело в глазах, зазвенело в ушах; я вся дрожала... Но боязнь эта скоро исчезла, дамы и девушки заговорили со мной первые (тогда еще не существовала на свете претензия говорить и танцевать только с представленным лицом)...».