Значение танца пчел. Развивается ли пчелиный язык? Кто открыл язык пчел

Догадки, что в улье есть пчёлы-разведчицы, были давно. Например, у А. С. Пушкина есть такие строки:

Вылетала первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать. Впервые танцы пчёл описаны в 1688 году садовником английского короля Карла II Д. Эвелином. В дневнике он писал: "Кажется, будто пчёлы говорят друг с другом при помощи разных танцевальных движений"Более 20 лет изучал поведение пчёл австрийский учёный Карл Фриш. Он пришёл к выводу, что пчёлы, нашедшие источник взятка, своеобразными движениями, сигналами могут о нём сообщить другим пчёлам. Фриш обнаружил у них две разновидности движений, которые назвал круговыми и виляющими танцами. Делая пробежки за танцующей пчелой, повторяя её движения, улавливая запахи принесённого корма, пчёлы лучше усваивают информацию, чтобы тут же использовать в деле. Так устроена память у пчёл. При круговом танце пчела в возбуждённом состоянии входит в леток, бежит по сотам в самую гущу пчёл. Передав нескольким пчёлам-приёмщицам принесённый нектар, сборщица начинает круговой танец буквально вокруг одной ячейки и, развернувшись на 180 градусов, бежит в обратном направлении. Так она описывает несколько кругов. Таким своим поведением она привлекает окружающих её пчёл. "Танец" продолжается 15-30 секунд. Затем танцовщица переходит на другие соты и снова повторяет подобные движения. После этого она улетает за взятком, и другие пчёлы летят за ней. Это был вербовочный танец пчелы, зовущей своих подруг за добычей. Во время танца пчёлы своими усиками ощупывали танцовщицу и повторяли за ней её движения. Вот в этом и вся разгадка. Ведь танцовщица пропитана ароматом какого-то одного видацветка, на котором она работала. И другим пчёлам надо найти именно такой же. Вот поэтому иногда пчёлы пролетают мимо буйного цветения других растений и летят дальше туда, куда их позвала танцовщица. Усики хорошо "запоминают" предложенный запах, так как в этих своеобразных антеннах находятся тысячи обонятельных пор. Теперь пчёлы найдут в воздухе среди множества других запахов и ароматов именно тот, который сообщила вербовщица. Круговые танцы направляют пчёл на работу вблизи улья, в пределах 100 метров. Уникальная особенность пчёл заключается ещё и в том, что они оставляют запахи, выделяемые особой железой, на тех цветах, которые обильно дают нектар. Эти цветы служат своеобразным душистым маяком. По мере того, как успешный взяток иссякает, пчёлы всё меньше выделяют запахов своими железами. А это ведёт к тому, что отцветающий массив привлекает всё меньше пчёл и, наконец, их прилёт за добычей сюда прекращается полностью. К этому времени пчёлами уже найдены другие медоносы. Виляющий танец изображает пчела, нашедшая взяток дальше 100 метров. Она описывает полукруг влево, затем резко поворачивает и резво бежит к исходной точке, изображая восьмёрку. Таким образом, она делает повороты несколько минут. Когда пчела пробегает по прямой линии, то делает быстрые, виляющие движения брюшком. К. Фриш утверждал, что при этом слышен шорох. Любопытно, что виляющий танец с пробежкой, пчела делает на соте в сторону солнца. Это значит, что взяток находится в той стороне, где светит солнце. А если голова пчелы при пробежке направлена в нижнюю часть сота, то взяток находится в обратной стороне от солнца. Когда взяток вправо или влево от солнца, то и пчела показывает это с помощью своей пробежки. Направление полёта пчелы к источнику взятка определяется углом, который образуется между двумя прямыми, проходящими от улья к солнцу и от улья к тому месту, где обнаружен корм. Чем дальше найден корм, тем медленнее движения пчёл, тем больше времени занимает прямой пробег, и пчела делает больше виляющих движений брюшком. К. Фриш и другие учёные многократно убеждались в этом, наблюдая за танцами пчёл в стеклянном улье на одну рамку. Напитавшись информацией в улье, сборщица, вылетая за добычей, выбирает нужный курс по солнечному компасу и на самой высокой скорости летит к намеченной цели. Характерно, что сборщица, прилетевшая со скудной поляны, не танцует. Интересно и то, что солнечный компас действует по-разному в течение дня. По мере движения солнца танцовщица даёт поправки в танце, смещая пробежки по часовой стрелке.

Биолог Кальмус решил это проверить. Он перевез из северного полушария в Южную Америку семью пчел, после чего они полностью утратили способность ориентироваться. Между тем местные пчелы, четыреста лет назад завезенные из Португалии в Южную Америку, отлично ориентируются. Отсюда следует, как считает Кальмус, что в «знании» пути, по которому движется солнце, есть что-то врожденное и что пчелам, вывезенным из северного полушария европейцами-завоевателями, понадобился весьма длительный срок, чтобы столь радикально измениться. Линдауэр с этим не согласен: он полагает, что Кальмус вел свои наблюдения недостаточно долго. Если следить за перемещенными пчелами дольше, то вначале по их поведению, действительно, будет заметно, что они дезориентированы, но пройдет четыре-пять недель, в семье появятся молодые пчелы, никогда не видевшие солнца в северном полушарии, и все придет в норму.

Диалекты

Вот что взбудоражит лингвистов: помилуйте, как можно применять такое слово, говоря о пчелах?! Попробуем все-таки разобраться: все породы пчел (а их в наших широтах насчитывается пять или шесть) в тех случаях, когда корм находится поблизости, танцуют просто, совершая круг на сотах. Предельное расстояние, при котором мобилизующий круговой танец сменяется большим направляющим танцем в форме «8», не одинаков у разных пород. Даже «темп» бывает различным: быстрее всего танец краинских пчел, за ними, далеко позади, следуют пчелы немецкие и тельенские, затем - итальянские и, наконец, особо медлительные кавказские. Пчеловоды умеют формировать из различных пород население одного улья. Если вести запись ошибок, совершаемых пчелами, можно увидеть, что они перестают «понимать» друг друга: краинская пчела, например, не способна расшифровать танец разведчицы-кавказянки; ведь для оповещения об одном и том же расстоянии пчелы этой породы танцуют гораздо медленнее, чем ее соотечественницы.

Диалоги

«Ну уж теперь вы перешли все границы», - скажут лингвисты. И тут же займутся определением понятия «диалог», применимого только к человеку, да еще примутся убеждать нас в том, в чем многие и без того твердо убеждены: язык танцев пригоден только для того, чтобы оповещать пчел о месте, где находится нектар. Между тем все обстоит совершенно иначе, и мы убедимся в этом, наблюдая обмен информацией у отроившихся пчел. Пока рой еще в улье, разведчицы не- которое время ведут поиски, но ищут не корм, а пристанище. Линдауэр задумал выяснить, чем определяется их выбор. Он перевез на один остров в Балтийском море, совершеино лишенный растительности, несколько различных предметов, которые, как он полагал, могли послужить убежищем для роя. Сюда же он перевез несколько ульев с готовыми к роению пчелиными семьями. Именно здесь и удалось очень скоро выяснить, что пчелы предпочитают старые плетеные ульи деревянным, что рои выбирают места, защищенные от ветра и расположенные неподалеку от прежнего улья. Лучше, кроме того, если новое убежище затенено, в него не должны иметь доступ муравьи. Рой, вылетев из улья, собирается где-нибудь поблизости, повисая на ветке дерева. Для того чтобы рой выбрал себе пристанище, разведчицы исполняют на поверхности клуба танцы и танцуют, если нужно, целыми днями, постоянно отражая в танце изменения в поло- жении солнца в течение дня. Линдауэр, хорошо изучивший вкусы пчел, довольно жестоко поступил с ними, дав возможность сразу двум разведчицам открыть два равноценных по удобству убожища, расположенных в двух противоположных направлениях. Оказалось, что, если одна из разведчиц менее настойчива, она вскоре прекратит танец, полетит в направлении, указанном ее «собеседницей», и постепенно примирится с этим. Но если обе пчелы-разведчицы проявят одинаковое упорство, то рой разделится на две группы и полетит в двух противоположных направлениях. Беда, по правде говоря, не гак уж велика: ведь одна группа пчел неизбежно окажется без матки (матка-то всего одна) и не замедлит присоединиться к другой группе в избранном ею убежище.

сайт - Язык природы бесконечно разнообразен: он может быть быть химическим, электромагнитным, звуковым, световым, языком телодвижений и др.

За последние десятилетия ученые сумели расшифровать достаточно языков, чтобы понять всю сложность эволюционного разнообразия коммуникации в природе.

Так, в 20-х гг. прошлого века немецким зоологом Карлом Фришом был открыт язык пчел.

Сам факт способности пчел передавать информацию о месте массового цветения и наличия у пчел-разведчиц стереотипных повторяющихся движений зафиксирован еще в 1788 г., однако Фриш впервые исследовал это явление именно как язык. Это язык звуков, жестов, запахов.

Оказывается, общение пчел происходит посредством специфических замысловатых жестов и движений, похожих на танцы. Такими своеобразными танцами, к примеру, пчела-разведчик может сообщить своим сородичам информацию о ближайшей поляне полной нектарных цветов, расстоянии и направлении к ней.

Пчела-разведчица, обнаружив цветущее поле, толкается в соты своих подруг, сообщает им о находке и в сильном возбуждении начинает танцевать - вилять кон¬чиком брюшка в разные стороны. Чем ближе место находки от улья, тем активнее ее движения. Танцуя, она делает несколько шажков в определенном направлении по прямой, резко поворачивает в сторону, затем снова повторяет танец - и так до 20 раз.

В полной темноте улья подруги не увидели бы танца разведчицы, но они прикасаются к ней усиками и повторяют его, а после нескольких повторений летят к указанному месту. Расстояние до него они определяют по ритму танца, по времени исполнения фигур, причем время это измеряется с феноменальной точностью - до 0,01 секунды. Начало и окончание фигуры танцовщица регистрирует жужжанием крылышек.

Пчела-разведчица с большой точностью указывает место¬положение кормового участка и ориентируется по солнцу. Если участок находится по направлению к солнцу, то, тан¬цуя, она движется сверху вниз, при направлении от солн¬ца - снизу-вверх, при других направлениях делает любой угол между положением солнца и источником пищи. Величи¬на угла, определяемая фасетками глаз, удивительным обра¬зом транспонируется (перекладывается) на силу тяжести, которую пчелы отлично различают. На горизонтально лежа¬щих сотах не нужно никакого транспонирования. Пчела просто указывает направление источника питания. Если по¬вернуть соты, не меняя горизонтальной плоскости, то она, подобно магнитной стрелке компаса, поворачивается на най¬денный корм. Расстояние до источника корма не свыше 100 м вообще не дается разведчицей, а указывается лишь наличие его. Какие найдены растения, пчелы узнают по аро¬матам, которые она принесла на своем теле. При полетах дальше 100 м сигнализируются не только расстояния и направления, но и сила встречного, бокового или попутного ветра. На этот фактор, как и на другие, мешающие или спо¬собствующие полету, в сообщениях пчел даются поправки - расстояние или удлиняется или укорачивается в зависимости от того, какие трудности придется преодолеть в пути. С биологической точки зрения это вполне понятно: для пчел важно знать, сколько потребуется времени и силы для до¬стижения цели. А биологические часы у них работают пре¬восходно.

Интересно, что пчелы не только точно придерживаются указанного курса, но и ориентируются по высоте стояния солнца, если оно даже закрыто облаками. Это загадочное явление связано с тем, что пчелы руководствуются ультрафиолетовым и естественно поляризованным светом. Ультра¬фиолетовые лучи, как доказал Карл Фриш (1959), проника-ют даже через сплошной облачный покров, и поляризован¬ный свет, волны которого колеблются в одной плоскости, пробивается через малейшие просветы в облаках. Глаз пчелы, состоящий из пяти тысяч фасеток, играет роль ана¬лизатора. Имея такой чудесный оптический прибор, пчела по любому участку ясного неба определяет положение солнца на горизонте. Человек может сделать это только с помощью приборов.

Кроме дневного небесного светила, ориентирами для пчел служат и более простые указатели: рельеф местности, запа¬хи, различные предметы и их окраска. Пчела наверняка до¬пустит ошибку и залетит в рядом стоящий чужой улей, если его окрасить в соответствующий цвет.

Танцевальный язык очень нужен пчелам также во время роения. Прежде чем покинуть обжитое убежище, нужно по¬добрать новое со всеми удобствами и тогда уже переселяться. Новый дом должен иметь достаточную жилплощадь, в него не должна проникать вода и дуть ветер, нужно, чтобы в нем хорошо пахло и не было муравьев - ненужных сожителей. На подыскание жилья в разные стороны вылетает целая бригада пчел. Они тщательно осматривают каждое дупло в дереве, дыру в стене, а то и скворечник. Каждая разведчица своими танцами докладывает улью результаты обследования. Поскольку дело очень важное, танцы длятся не одну-две минуты, как при сборе нектара, а часами (иногда по двад¬цать часов кряду).

За это многочасовое выступление разведчицы во мраке улья солнце пройдет большой путь по небо¬своду. Казалось бы, угол между положением солнца на горизонте и направлением к новому дому, куда показывает пчела, должен сильно измениться, и ее сообщение уже не имеет никакой ценности. Но этого не бывает. Внутренние биологические часы с точностью до одной сотой секунды со¬общают пчеле, сколько прошло времени с тех пор, как она подлетела к улью и на какой угол за это время перемести¬лось солнце.

Как показали длительные наблюдения, пчела-разведчица, сообщая танцами азимут направления, непрерывно меняет направление в строгом соответствии с движением солнца.

Следует заметить, что открытие Фриша было признано отнюдь не безоговорочно. В 60— 70-е годы разгорелась бурная дискуссия по поводу того, действительно ли пчелы передают информацию с помощью системы дистанционного наведения, включающей абстрактные символы, или они в какой-либо форме используют пахучие вещества. Было высказано предположение о том, что идеальным разрешением этого спора были бы результаты, полученные с помощью пчелы-робота — модели, изготовленной для выполнения танца под контролем человека.

В 1992 году ученые из Дании создали пчелу-робота, обученную всем движениям «танца» языка общения, которые описал зоолог Карл фон Фриш. И что удивительно, наблюдавшие за «танцами» пчелы-робота настоящие насекомые полетели именно в то место, которое было указано в описаниях австралийского зоолога, разгадавшего язык этих удивительных насекомых. Так был подтвержден сам факт использования пчелами «языка танцев». Расшифровка этого языка до сих пор не завершена. Новые исследования в этой области приносят интересные результаты, но они же ставят и новые вопросы.

Теперь в какой-то степени уже расшифрован сложный язык медоносных пчел. Это язык звуков, жестов, запахов. Они издают звуки и ультразвуки и способны их воспринимать, реагируя на них. Однотонный, глухой шум, доносящийся из улья, свидетельствует о том, что в семье все нормально. Возбужденные, озлобленные пчелы гудят громче и резче. Разрозненный, нескладный шум, из которого то в одной, то в другой стороне гнезда выделяются жалобные, попискивающие голоса, свидетельствует о том, что семья потеряла матку. Исключительно важную роль в жизни сообщества медоносных пчел играет и так называемый химический язык - запахи. Само гнездо пчел переполнено ароматическими веществами. Нектар и цветочная пыльна самых разных растений, прополис березы, тополя, осины, воск, гормональные выделения матки, пчел и расплода - все это создает неповторимый запах улья.

Этот запах - пароль, особый для каждой семьи, служит пропуском в жилище, который предъявляют прилетающие домой пчелы. Гормональные выделения кожных желез матки, которые разносятся пчелами по гнезду, активизируют жизнедеятельность семьи и организуют ее. Стоит матке потеряться, как сработает сигнал бедствия, и семья приходит в сильное возбуждение и расстройство. По феромонам личинок во тьме улья пчелы безошибочно узнают их возраст и потребность в соответствующей их организму пище. Запахи, таким образом, управляют поведением медоносных пчел, обеспечивают жизнедеятельность семьи, как единого, самостоятельного биологического организма. Важнейшее средство общения между пчелами - особые телодвижения на сотах, так называемые танцы. Известно, что этими сигналами пчелы-танцовщицы сообщают об открытии нового богатого источника пыльцы или нектара, о найденном для роя новом жилище, о времени выхода роя и т. д. Известно два вида танцев - круговой и виляющий. В танце содержатся сообщения о расстоянии до взятка и направлении полета. Перед началом кругового танца пчела освобождается от нектара, а затем начинает описывать небольшие круги на том месте сота, где до этого сидела.

Она постоянно меняет направление движения, поворачиваясь направо и налево. Двигаясь то в одну, то в другую сторону в самой гуще пчел, пчела описывает один-два круга, вовлекая в танец других насекомых. Постепенно за танцовщицей движется уже целый хоровод. Такое кружение может длиться от нескольких секунд до минуты, после чего танцовщица внезапно прекращает его, чтобы начать танцевать в другом месте сотов. Затем она направляется к выходу, летит к месту корма и, вернувшись с грузом, повторяет свой танец. Не менее важен в жизни пчел и виляющий танец. Пчела делает небольшой полукруг, пробегая по соту, а затем резко возвращается назад и бежит по прямой к исходной точке. Второй полукруг пчела делает в обратном направлении, дополняя первое движение до полного круга. После этого пчела делает несколько таких полукругов в одну и другую сторону. Все время танца она производит быстрые виляющие движения брюшком, которые и дали название танцу. Пчелы, наблюдающие за танцем, постоянно касаются танцовщиц своими усиками - обнюхивают, запоминая аромат тех растений, на которых танцовщицы собирали нектар. Уяснив из танца, где находится взяток и насколько он велик, они вылетают из улья, отыскивают взяток и при возвращении тоже начинают танцевать, вербуя для сбора меда все новые и новые группы пчел.

Язык пчел

  • Перейти в оглавление раздела: Пчелы
  • Язык пчел ; ; ;

Сколько возражений и насмешек вызвали в свое время работы Фриша, посвященные танцам пчел! При этом многие думали, что речь идет о трудах относительно новых, а ведь в действительности первые публикации по этому вопросу вышли еще в 1926 году. К тому же Фриш писал только по-немецки, а в послевоенной Франции лишь немногие из научных работников нового поколения знают немецкий язык. Помню, как я был поражен, когда, получив в центральной библиотеке Музея естественной истории несколько старых трудов Фриша, увидел, что я первый разрезаю их страницы.

Основное понятие, которое никак не хотели признать, было Bienensprache - язык пчел. Надменные лингвисты (знавшие о Фрише только из двух-трех популярных статей) сейчас же принялись поучать нас, толковать о том, чем является язык и чем он не является, и по каким причинам пчелы навсегда лишены права говорить. Нужно сказать правду: факты, о которых писал Фриш, были беспримерными в биологии- пчелы-разведчицы указывают своим соплеменницам направление, ведущее к найденному источнику корма, и расстояние до него, и информацию об этом несет ритм и направленность специального, исполняемого на сотах танца. У тех, кто читал подобные заявления, буквально валился из рук ныне ставший знаменитым журнал со статьями Фриша - «Известия сравнительной физиологии» (Zeitschrift fur vergleichende Physiologie) .

Но вот наконец Торпе (Кембридж) пожелал увидеть все своими глазами. В один прекрасный день он прибыл в Тироль, где в Брюнвинкле проводил свой отпуск Фриш, и с места в карьер попросил его показать свои знаменитые опыты. «Это легче легкого, - ответил тот. - Все, что вам нужно, это улей со стеклянной стенкой, угломер и часы с секундной стрелкой. Я поставлю где-нибудь в парке мисочку с сиропом, а вы разыщете ее, руководствуясь теми указаниями, которые дадут вам сами пчелы». После этого Фриш удалился, а Торпе остался, как вы можете себе представить, в некоторой растерянности. Ну да что там! Попытка не пытка. И вот хронометр и угломер показывают ему, что пчелы сигнализируют: это отсюда в 400 метрах, под углом 30°, влево от солнца. Торпе идет в этом направлении: триста пятьдесят метров, четыреста... Он останавливается, сердце его замирает от того ощущения необычного, какое иногда приходится испытывать биологам, - мисочка здесь, он чуть не наступил на нее.

Конечно же, англичанин вернулся, преисполненный энтузиазма, и после его рассказов многие биологи призадумались, не стоит ли, в свете опытов, Ярове" ренных Торпе, повнимательнее перечитать номера «Zeitschrift fur vergleichende Physiologie». Сражение было выиграно. Опыты и теории Фрища получили всеобщее признание, более того, нашлись биологи, например Бирюков из Фрибурга на Брисгау, которые и у некоторых других насекомых обнаружили, правда в зачаточном состоянии, язык танцев. В научных журналах ежегодно публикуется по нескольку больших сообщений, посвященных танцам пчел; на них следует остановиться подробнее.

Первый опыт, в котором участвует передача информации

Установим на лугу застекленный улей того типа, который был введен Фришем (в таком улье гораздо легче метить, пчел и наблюдать за ними), поставим на известное число пчел разноцветные метки. Делается это сравнительно просто, причем с помощью разных красок можно Снабдить индивидуальными метками многие сотни пчел, условившись, например, что метки на груди справа и слева будут обозначать единицы и десятки, а на брюшке - сотни.

Расставим затем в направлении четырех стран света четыре мисочки с медом, каждую на расстоянии 800 метров от улья; если угодно, у каждой мисочки может дежурить наблюдатель. Пройдет некоторое время, и одна из разведчиц откроет, скажем, северную мисочку; допустим, что это разведчица, помеченная на груди бедой краской. Она возвращается в улей, и через несколько минут какое-то количество пчел вылетает по направлению к северной мисочке, именно к северной, а не к какой-либо другой. Однако нашей Белогрудки с ними нет. Вывод может быть только один: разведчица тем или иным способом дала знать своим подругам по улью, где находится источник продовольствия. Расположив все мисочки в одном направлении, по на разных расстояниях, мы без труда убедимся, что пчелы будут посещать лишь одну из них, именно ту, которую открыла разведчица; ясно, что информация может касаться не только направления, но и расстояния.....

P. ШОВЕН. ОТ ПЧЕЛЫ ДО ГОРИЛЛЫ. ИЗД-ВО «МИР», Москва 1965.