Значение творчества куприна в русской литературе. Жизнь и творчество Куприна: краткое описание. Обучение и начало творческого пути

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

Обучение и начало творческого пути

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным , Антоном Чеховым и Максимом Горьким .

Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию . Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность .

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах ”, “Лунной ночью ”, “Безумие ”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека.

Первые творческие искания Куприна завершились повестью “Молох ”, в которой писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - всё это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка ”, “Локон ”, “Детский сад ”, “В цирке ” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.

В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся ”. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, в этот период появляется его рассказ “Ночная смена ”. Именно в это время в творчестве Куприна появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок ”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя.



С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств .

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма ”, в которой он отдает дань натурализму, показывая обитательниц публичного дома.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет ” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет ” о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера ”.

Проза Куприна стала одним из заметных явлений русской литературы начала века, ее литературные традиции новаторски, оригинально обогащаются писателем, Куприн заметно усилил в своих произведениях событийное, сюжетное начало . Куприн – мастер увлекательного сюжета, изобразитель порой странных и маловероятных событий («Штабс-капитан Рыбников», «Капитан», «Звезда Соломона»).

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

«ПОЕДИНОК»

Тематически "Поединок " продолжал многие купринские рассказы о русской армии, достигнув дотоле небывалой остроты и глубины осмысления. Критика живо и одобрительно откликнулась именно на эту линию повести, отметив, что армейская действительность обнажена здесь "во всей ее ужасной и трагической неприглядности".

Повесть Куприна рассматривалась как подлинно художественный обличительный документ эпохи и как выражение авторской сбивчивой и пассивной по смыслу положительной программы. В основе "Поединка " – постижение мира и своего "я" личностью, ее духовное пробуждение. Критическое осмысление армейских порядков только одна из многих граней этого процесса.



Путь сложных и мучительных раздумий проходит подпоручик Юрий Ромашов. Столь, казалось бы, традиционный для русской литературы мотив приобретает у Куприна особое наполнение. Ромашов – молод, чист, даже наивен, а вынужден находиться в тягостной и скудной обстановке заштатного полка. Все, что свойственно юности – мечты о счастье, любви, тяготение к красоте, болезненно обостряется в постоянном общении с ограниченными и грубыми офицерами. А восприятие окружающей жизни приобретает редкую интенсивность под влиянием нетерпеливого ожидания своего "звездного часа". За короткий период (действие повести протекает в пределах около двух месяцев) происходит мужание души, созревание новых нравственных и эстетических идеалов. И потому стремительно меняется и углубляется понимание Ромашовым конкретных людей и сущности человеческих отношений. Томящееся по красоте сердце измеряет реальность по своим внутренним законам.

Авторский голос органично вплетается в раздумья главного действующего лица "Поединка", расширяя и углубляя их. Так донесена правда о русском офицерстве, для которого военная служба принудительная, "опротивевшая барщина ". Конкретный факт – самоубийство солдата – сопоставлен (отнюдь не в памяти Ромашова) с таким же случаем в прошлом – оттенена печальная закономерность. Именно автор связывает персонажей повести со всеми людьми одной трагедией "запутанного и угнетенного сознания". Границы сюжетного времени и пространства свободно раздвинуты.

Смысл жизни Ромашова тоже нужно искать не в суждениях его друзей и сослуживцев, а в целостном звучании произведения. Устойчивыми стали такие определения купринского героя, как "безвольный", "сомневающийся", "пассивный". Может быть, потому, что Шурочка назвала Ромашова "слабым", хотя явно по-своему истолковав это качество как неспособность завоевать "место под солнцем". Постоянные сомнения, угрызения совести молодого подпоручика самому писателю представляются стимулом прозрений. А прозрения были, и самого сокровенного для Куприна свойства.

В "Поединке " есть сквозной мотив юности . Молодость Ромашова усиливает его тягостное переживание повсеместных "нелепости, сумбурности, непонятности". Вместе с тем жажда нового бытия – верный знак непрочности дряхлого мира. Возраст героя влечет к иной ассоциации - с преображением жизни. Поэтому так трагична бессмысленная гибель Ромашова на дуэли от руки ничтожного карьериста. Последний аккорд исполнен не только сострадания, но и осуждения эгоистичных людей, не оценивших прекрасно расцветающую юность. Куприн был недоволен краткостью финальной главы своей повести. Представляется, однако, что именно сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова как нельзя более усиливает ощущение недопустимости смерти молодого человека, до последнего мгновения страстно стремившегося к правде и красоте, вступившего в поединок с пошлостью и подлостью.

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой, совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе, сделал стимулом перерождения другой. Так возникло одно из самых целомудренных произведений - "Гранатовый браслет" (1911).

Рассказ зачастую толкуют примитивно – противоположением аристократке Вере Шеиной бедного чиновника Желткова. А они оба принадлежали примерно к одному кругу образованной интеллигенции. В "Гранатовом браслете " все сложнее и значительнее.

Редчайший дар высокой и безответной любви стал "громадным счастьем", единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь "величайшей тайной" Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования.

С первых строк возникает ощущение увядания . Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с "точно выродившимися", мелкими розами, в "травянистом, грустном запахе" предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Прекрасное вовсе не чуждо Вере, но стремление к нему давно притупилось. Она "была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна". Царское спокойствие и разрушает Желтков.

Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души . Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний. Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены, созревает и затем осуществляется план посещения Шейным и братом Веры Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.

Психологическая кульминация рассказа – прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное "свидание" – поворотный момент в ее внутреннем состоянии. На лице усопшего она прочла "глубокую важность", "блаженную и безмятежную" улыбку, "то же самое умиротворенное выражение", как "на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона". Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызвавшем,- такого никогда не испытывала сама Вера. "В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Былая самоуспокоенность воспринимается ошибкой, недугом.

Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами, чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты – прослушать ее завещал Желтков - Вера как бы принимает в свое сердце все, что перенес он. Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает "жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть". Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.

Редкой сложности и сокровенности процесс заключен в "Гранатовом браслете". Писатель тем не менее отказывается и от передачи развернутых раздумий героини, и от собственных прямых размышлений о ней. Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей рассказа.

Переживания Веры в их кульминации и разрешении воплощены лаконично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительной ассоциацией происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена (вынесенной и в эпиграф "Гранатового браслета"). Слияние мыслей Веры со звуками позволяет естественно выразить возвышенное молитвенное состояние души , будто донести голос Желткова. А сопричастность героине цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы женщины, как бы благословляя ее на верную память об усопшем. Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования.

Поэтический "Гранатовый браслет", посвященный, казалось бы, какому-то частному случаю, очень важен для понимания авторской концепции человека. В этом произведении, может быть, более четко, чем во многих других вещах, сближены священные для Куприна понятия - творчества и любви. Она толкуется как таинственная энергия, созидающая гармонию земного бытия, в том числе человеческих отношений. "Гранатовый браслет", пожалуй, единственный в купринской прозе, отразил феномен любви-сотворчества с самой матерью-природой.

Введение

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» и повести «Поединок»

Романтическое в повести «Суламифь» и рассказе «Олеся»

Теория и методика целостного анализа рассказа «Гранатовый браслет» на уроке в 11 классе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Имя А. И. Куприна, несомненно, связано с реалистическим направлением в русской литературе начала 20 века. Этот художник честно и прямо говорил о насущных проблемах своего времени, затрагивал множество нравственно-этических и социальных вопросов, волновавших предреволюционное русское общество.

Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже встречаются люди, подобные купринским героям, раньше они были явлением вполне обычным. Тем более Куприн мог писать лишь тогда, когда сам жил и чувствовал. Он не придумывал свои повести и рассказы за письменным столом, а выносил их из жизни. Потому, наверное, все его книги такие яркие и впечатляющие.

К. Чуковский писал о Куприне, что «его требования к себе, как писателю-реалисту, изобразителю нравов, буквально не имели границ, (...) что с жокеем он умел вести разговор, как жокей, с поваром - как повар, с матросом - как старый матрос. Он по-мальчишески щеголял этой своей многоопытностью, кичился ею перед другими писателями (перед Вересаевым, Леонидом Андреевым), ибо в том и заключалось его честолюбие: знать доподлинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах...».

Куприн повсюду искал ту силу, которая могла бы возвысить человека, помочь ему обрести внутреннее совершенство и счастье.

Такой силой могла стать любовь к человеку. Именно этим чувством пронизаны повести и рассказы Куприна. Человеколюбие можно назвать главной темой таких произведений, как «Олеся» и «Анафема», «Чудесный доктор» и «Листригоны». Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности.

«А для реализации своей гуманистической идеи писатель использует романтические художественные средства. Куприн зачастую идеализирует своих героев (Олеся из одноименного рассказа) либо наделяет их почти неземными чувствами (Желтков из Гранатового браслета). Очень часто романтическими бывают финалы произведений Куприна». Так, например, Олесю изгоняют из общества вновь, но на этот раз она вынуждена уехать, то есть покинуть чуждый ей мир. Ромашов из «Поединка» уходит от действительности, полностью погружаясь в свой внутренний мир. Потом в поединке с жизнью он погибает, не вынося мучительной раздвоенности. Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» стреляется, когда теряет смысл жизни. Он бежит от своей любви, благословляя свою возлюбленную: «Да святится имя твое!».

В романтические тона окрашена у Куприна тема любви. О ней он говорит благоговейно. О своем «Гранатовом браслете» писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Этот замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, - «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине». Несмотря на то, что в основу «Гранатового браслета» положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой ярчайший образец романтической традиции.

Это говорит нам об умении Куприна видеть в реальности поэтически возвышенное, а в человеке - самое лучшее и чистое. Поэтому мы можем назвать этого писателя и реалистом и романтиком одновременно.

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» и повести «Поединок»

Бывалый человек, не раз колесивший по России, переменивший множество профессий, легко сближавшийся с самыми разными людьми, Куприн накопил огромный запас впечатлений и делился ими щедро, увлеченно. В его рассказах прекрасные страницы посвящены любви - мучительной или торжествующей, но всегда завораживающей. Критически изображая жизнь «как она есть», Куприн давал почувствовать и ту жизнь, которая должна быть. Он верил в то, что человек, который «пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья, будет счастлив и свободен».

Однако его идеалом была скитальческая, бродяжья, полная пестрых приключений и случайностей жизнь. И его симпатии - всегда на стороне людей, оказавшихся по тем или иным причинам вне рамок размеренного и благополучного существования.куприн рассказ реалистическое

Певца патриархальной естественности, Куприна не случайно привлекали формы труда, связанные с природой. Это не тягостная повинность у станка или в душной шахте, а работа «с солнцем в крови», под свежим ветром на бескрайних водных просторах. Называя своих героев «листригонами» по имени сказочных рыбаков-пиратов из «Одиссеи», Куприн подчеркивал неизменность, устойчивость этого мирка, сохранившего свои обычаи чуть ли не с гомеровских времен, и идеализировал этот древний, словно нетронутый временем тип ловца, охотника, сына природы. Но под античными масками угадывались живые лица современных Куприну балаклавских греков, ощущались их нынешние заботы и радости. В «Листригонах» отразились эпизоды дружеского общения писателя с крымскими рыбаками; все герои цикла - реальные люди, Куприн не изменил даже их имен. Так из сплава прозы и поэзии, правды и легенды возник один из лучших образцов русского лирического очерка.

В годы назревания первой русской революции Куприн отдаётся работе над своим крупнейшим произведением - повестью «Поединок». Действие повести, вышедшей в свет в 1905 году, происходит в 90-е годы. Однако всё в ней дышало современностью. Произведение давало глубокое объяснение причин поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Более того, порождённый стремлением Куприна разоблачить пороки армейской среды, «Поединок» был ошеломляющим ударом по всем порядкам царской России.

«Полк, офицерство и солдаты» написаны крупным планом в органическом взаимодействии с главным героем. В «Поединке» мы видим реалистические картины, создающие большое полотно, в котором «второстепенные» персонажи могут быть столь же важными для художественного целого, как и главные образы.

Повесть сильна, прежде всего, обличительным пафосом. Куприн, как известно, прекрасно знал дикие нравы армейской жизни, где высшие армейские чины обращались с солдатами, как со скотом. Офицер Арчаковский, например, до такой степени избил своего денщика, что «кровь оказалась не только на стенах, но и на потолке». Особенно злобствовали офицеры во время бессмысленной солдатской муштры, когда шла подготовка к парадным смотрам, от которых зависела их служебная карьера.

Сюжет произведения буднично трагичен: подпоручик Ромашов погибает в результате дуэли с поручиком Николаевым. Ромашов, городской интеллигент в мундире подпоручика заштатного полка, страдает от пошлости и бессмыслицы жизни, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки к неизбежному возникновению конфликта. Ромашов испытывает к затравленному солдату Хлебникову «прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания». Автор не идеализирует юного Ромашова, не делает его борцом против уклада армейской жизни. Ромашов способен только на робкое несогласие, на неуверенные попытки убедить, что культурные, порядочные люди не должны нападать с шашкой на безоружного: «Бить солдата нечестно. Это стыдно». Обстановка презрительного отчуждения закаляет Ромашова. К концу повести он обнаруживает твердость и силу характера. Поединок становится неизбежным, а любовь его к замужней женщине, Шурочке Николаевой, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь, ускорила развязку.

«Поединок» принес Куприну европейскую славу. Передовая общественность восторженно встретила повесть, ибо, как писал современник, купринская повесть «подтачивала, расшатывала, поражала насмерть военную касту». Сегодняшним читателям повесть важна как описание поединка добра и зла, насилия и гуманизма, цинизма и чистоты.

Романтическое в повести «Суламифь» и рассказе «Олеся»

Несмотря на всю реалистичность произведений Куприна, в любом из них можно найти элементы романтизма. Более того, иногда это проявляется настолько сильно, что даже невозможно назвать некоторые страницы реалистическими.

В повести Олеся все начинается довольно прозаично, даже немного скучно. Лес. Зима. Темные, неграмотные полесские крестьяне. Кажется, что автор просто захотел описать жизнь крестьян и делает это, ничего не приукрашивая, изображая серую, безрадостную жизнь серым цветом. Хотя, конечно же, условия, в которые попадает главный герой повести, далеко не привычны для большинства из нас, но все же это реальные условия жизни в Полесье.

И вдруг среди всего этого унылого однообразия появляется Олеся, образ, несомненно, романтический. Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства. Куприн обращает внимание на руки девушки, хоть и загрубевшие от работы, но маленькие, аристократические, на ее манеру есть, говорить. Откуда в такой среде могла появиться девушка, подобная Олесе? Очевидно, образ юной колдуньи уже является не жизненным, а идеализированным, над ним потрудилось воображение автора.

После того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом. Наступает весна, природа радуется вместе с влюбленными. Появляется новый, романтический мир, где все прекрасно. Это мир любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Как только они встречаются, этот мир вдруг возникает из ниоткуда, когда расстаются - исчезает, но сохраняется в их душах. И влюбленные, находясь в обыденном мире, стремятся в свой, сказочный, никому другому не доступный. Это «двоемирие» - тоже явный признак романтизма.

Обычно романтический герой совершает «поступок». Не является исключением и Олеся. Она пошла в церковь, подчиняясь силе своей любви.

Таким образом, в повести описывается любовь реального человека и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир Олеси, а она - в его реальность. Становится понятным, почему в произведении прослеживаются черты как одного, так и другого направления.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь - это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Но иногда Куприн не придумывает ничего идеального. В Поединке, мне кажется, нет ни одного безупречного образа. Если Шурочка сначала и кажется прекрасной (она так умна, красива, хотя ее окружают пошлые, жестокие люди), то вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь, как Олеся или Желтков, она предпочитает ей внешний блеск высшего общества. И сразу, как только это понимаешь, и красота ее, и ум, и чувства предстают в ином свете.

Любовь Ромашова, конечно же, была чище и искренней. И хоть он совсем не идеализируется автором, его можно считать романтическим героем. Он все очень остро переживает и чувствует. К тому же Куприн проводит Ромашова через жизненные страдания: одиночество, унижение, предательство, смерть. На фоне реалистического изображения порядков царской армии, пошлости, жестокости, грубости выделяется еще одно лицо - Назанский. Это уже настоящий романтический герой. Как раз в его речах можно найти все основные идеи романтизма о несовершенстве этого мира, о существовании другого, прекрасного, о вечной борьбе и вечном страдании.

Как видно, в своих произведениях Куприн не придерживался рамок только реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

Куприн обладал способностью совмещать в своих книгах реальность с романтической выдумкой. Наверное, это и есть та самая замечательная способность усмотреть в жизни прекрасное, достойное восхищения, которой лишены многие люди. Но если уметь видеть в жизни лучшие ее стороны, то, в конце концов, из самой скучной и серой повседневности может родиться новый, замечательный мир.

Восприятие и осмысление произведения искусства как целостности в наше время стало особенно значимым. Отношение современного человека к миру как целостности имеет ценностный, жизненный смысл.

Искусство с самого своего начала было направлено на эмоциональное ощущение и воспроизведение целостности жизни. Поэтому «… именно в произведении отчетливо реализуется всеобщий принцип искусства: воссоздание целостности мира человеческой жизнедеятельности как бесконечного и незавершенного «социального организма» в конечном и завершенном эстетическом единстве художественного целого».

Литература в своем развитии, временном движении, т. е. литературном процессе, отразила поступательный ход художественного сознания, стремящегося отразить овладение людьми целостностью жизни и сопутствующее этому движению разрушение целостности мира и человека.

Чтобы более или менее исчерпывающе познать художественное произведение, необходимо в идеале пройти все три ступени его научного рассмотрения, ничего в них не пропуская. Это значит, что необходимо осознать произведение как целое на уровне первичного восприятия, затем провести скрупулезный анализ его по элементам и, наконец, завершить рассмотрение системно-целостным синтезом.

В идеале методика анализа должна быть своей для каждого произведения, она должна диктоваться его идейно-художественными особенностями. Чтобы выборочный анализ не был случайным и фрагментарным, он должен одновременно быть анализом целостным. Казалось бы, противоречие, но на самом деле это не так. Только при целостном взгляде на систему можно определить, какие стороны, элементы и связи в ней более существенны, а какие носят вспомогательный характер. В первую очередь необходимо познать «закон целого», принцип его организации, а уж он потом подскажет, на что конкретно обратить внимание. Поэтому рассмотрение художественного произведения необходимо начинать не с анализа, а с синтеза. Необходимо прежде всего осознать свое целостное первое впечатление и, проверив его главным образом перечитыванием, сформулировать на понятийном уровне. На этом этапе уже возможно провести ключевую операцию для дальнейшего целостно-выборочного анализа - определить содержательные и стилевые доминанты произведения. Это и есть тот ключик, который открывает целостность строения художественного создания и определяет пути и направления дальнейшего анализа. Так, если доминанта содержания лежит в области проблематики, то тематику произведения вполне можно не анализировать, сосредоточившись на связи проблематики и идеи; если в области пафоса - то анализ тематики необходим, поскольку в пафосе естественным образом соединяются объективный и субъективный моменты, проблематика же в этом случае оказывается не так важна. Более конкретное определение доминант подсказывает и более конкретные пути анализа: так, идейно-нравственная проблематика требует пристального внимания к индивидуальной «философии» героя, к динамике его взглядов и убеждений, при этом его связи с социальной сферой оказываются, как правило, второстепенными. Проблематика же социокультурная, напротив, диктует повышенное внимание к статике, к неизменным чертам внешнего и внутреннего облика персонажей, к связям героя с породившей его средой. Выделение стилевых доминант также указывает на то, чем в произведении следует заниматься в первую очередь. Так, анализировать элементы сюжета не имеет смысла, если мы наблюдаем в качестве стилевой доминанты описательность или психологизм; тропы и синтаксические фигуры анализируются в том случае, если стилевая доминанта - риторичность; сложная композиция направляет внимание на анализ внесюжетных элементов, повествовательных форм, предметных деталей и т.д. В результате достигается поставленная задача: экономия времени и усилий сочетается с постижением индивидуального идейно-художественного своеобразия произведения, выборочный анализ оказывается одновременно и целостным.

«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato. Соната Бетховена Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

Из переписки Куприна и мемуаров известны прототипы героев рассказа: Желтков - мелкий телеграфный чиновник П.П. Желтиков, князь Василий Шеин - член Государственного совета Д.Н. Любимов, княгиня Вера Шеина - его жена Людмила Ивановна, урожденная Туган - Барановская, ее сестра Анна Николаевна Фриессе - сестра Любимовой, Елена Ивановна Нитте, брат княгини Шеиной - чиновник Государственной канцелярии Николай Иванович Туган - Барановский.

Рассказ выдержал ряд изданий на французском, немецком, английском, шведском, польском, болгарском, финском языках. Зарубежная критика, отмечая тонкий психологизм рассказа, приветствовала его как «порыв свежего ветра».

Для целостного анализа художественного произведения, учащимся необходимо задавать следующие вопросы:

О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные событии.)

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что маленький человек способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее).

Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист - переодевается в трубочиста - становится судомойкой - превращается в монаха - трагически гибнет, оставляя после смерти завещание).

Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. «Прежняя страстная любовь давно ушла», может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с «чувством прочной, верной, истинной дружбы». Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами».)

Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка.)

Как изображается Куприным Желтков и его любовь?

Почему он «заставляет» Веру послушать вторую сонату Бетховена?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть (стихотворение И. Мятлева «Розы», И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы»), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - «громадное счастье». Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым.

Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.)

Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (Желтков признаёт, что неудобным клином врезался в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь - не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек).

Каким настроением проникнут финал повести? (Финал проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера, ей открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет.»)

Существует ли идеальная любовь?

Любить и быть любимым - это одно и то же? Что лучше?

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюблённый просил повесить браслет - символ святой любви - на икону)

Встречается ли неземная любовь? (Да, встречается. Но очень редко. Именно такую любовь и описал А. Куприн в своём произведении)

Как притягивать любовь? (Мало ждать любовь, надо самим научиться любить, чувствовать себя частицей окружающего мира)

Почему любовь управляет человеком, а не наоборот? (Любовь - вечный поток. Человек реагирует на волны любви. Любовь - вечна, она была, есть и будет. А человек приходит и уходит)

Какой видит А.И.Куприн истинную любовь? (истинная любовь - основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека)

Что такое любовь? (Любовь - это страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях).

Любовь для писателя - основа всего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

Его герои - люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Заключение

Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениям жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприн много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Куприн боролся с эмигрантской судьбой, он не хотел покоряться ей. Он старался жить интенсивной творческой жизнью и продолжать служение литературе. Нельзя не отдать должное талантливому писателю - он и в эти тяжелые для него годы сумел внести значительный вклад в русскую литературу.

Творчество Александра Ивановича Куприна высоко ценили Антон Павлович Чехов, Алексей Максимович Горький, Лев Николаевич Толстой. Константин Паустовский писал о нем: «Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих людей - представителей человечества, как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей земле».

Нравственная энергия, и художественная, творческая магия Куприна идут от одного корня, от того, что он может быть смело назван самым здоровым, самым жизнерадостным и жизнелюбивым в кругу русских писателей XX века. Книги Куприна нужно непременно прочесть, прожить в юности, ибо они - своего рода энциклопедия здоровых, нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

Список использованной литературы

Корман Б.О. О целостности художественного произведения. Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1977, № 6

Куприн А. И.Гранатовый браслет.- М.,1994. - С. 123.

Паустовский К. Поток жизни // Собр. соч. в 9-ти томах. - М., 1983. Т.7.-416 с.

Чуковский К. Современники: портреты и этюды (с илл.): изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», М., 1962 - 453 с.

В литературе с именем Александра Ивановича Куприна связан важный переходный этап на рубеже двух столетий. Не последнюю роль в этом сыграл исторический надлом в политической и общественной жизни России. Данный фактор, несомненно, самым сильным образом повлиял на творчество писателя. А. И. Куприн — человек необычной судьбы и крепкого нрава. Почти все его произведения основаны на реальных событиях. Ярый борец за справедливость остро, дерзко и вместе с тем лирично создавал свои шедевры, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Родился Куприн в 1870 году в городке Наровчат Пензенской губернии. Его отец, мелкий помещик, скоропостижно скончался, когда будущему писателю был всего год. Оставшись с матерью и двумя сестрами, он рос, претерпевая голод и всевозможные лишения. Испытывая серьезные финансовые трудности, связанные со смертью мужа, мать пристроила дочерей в казенный пансион, и вместе с маленьким Сашей перебралась в Москву.

Мама Куприна, Любовь Алексеевна, была гордой женщиной, так как являлась потомком знатного татарского рода, а также коренной москвичкой. Но ей пришлось принять непростое для себя решение — отдать сына на воспитание в сиротское училище.

Детские годы Куприна, проведенные в стенах пансиона, были безрадостными, а внутреннее состояние всегда казалось подавленным. Он ощущал себя не на своем месте, чувствовал горечь от постоянного угнетения его личности. Ведь, учитывая происхождение матери, которым мальчик всегда очень гордился, будущий писатель по мере взросления и становления проявлял себя как эмоциональный, активный и харизматичный человек.

Юность и образование

После окончания сиротского училища Куприн поступил в военную гимназию, впоследствии преобразованную в кадетский корпус.

Это событие во многом повлияло на дальнейшую судьбу Александра Ивановича и, в первую очередь, на его творчество. Ведь именно с начала учебы в гимназии он впервые выявил в себе интерес к писательству, а образ подпоручика Ромашова из знаменитой повести «Поединок» является прототипом самого автора.

Служба в пехотном полку позволила Куприну побывать во многих отдаленных городах и губерниях России, изучить военное дело, основы армейской дисциплины и муштры. Тема офицерских будней заняла прочные позиции во многих художественных произведениях автора, которые впоследствии вызывали неоднозначные диспуты в обществе.

Казалось бы, военная карьера — судьба Александра Ивановича. Но его бунтарский нрав не позволил этому осуществиться. К слову, служба была совсем чужда ему. Бытует версия, что Куприн, находясь под воздействием алкоголя, сбросил с моста в воду служащего полиции. В связи с этим происшествием он вскоре ушел в отставку и навсегда оставил военное дело.

История успеха

Оставив службу, Куприн испытал острую необходимость в получении всесторонних знаний. Поэтому он стал активно путешествовать по России, знакомиться с людьми, черпать из общения с ними массу нового и полезного для себя. Вместе с тем Александр Иванович стремился попробовать свои силы в разных профессиях. Он приобрел опыт на поприще землемеров, цирковых артистов, рыболовов, даже летчиков. Однако один из полетов чуть не окончился трагедией: вследствие крушения самолета Куприн едва не погиб.

Также он с интересом работал журналистом в различных печатных изданиях, писал заметки очерки, статьи. Жилка авантюриста позволяла ему с успехом развивать все начатое. Он был открыт всему новому и впитывал происходящее вокруг, как губка. Куприн был исследователем по натуре: он жадно изучал человеческую природу, хотел прочувствовать все грани межличностного общения на себе. Поэтому за время военной службы, столкнувшись с явной офицерской распущенностью, дедовщиной и унижением человеческого достоинства, творец в изобличающей манере сформировал основу для написания известнейших своих произведений, таких как «Поединок», «Юнкера», «На переломе (Кадеты)».

Сюжеты всех своих произведений писатель строил, опираясь исключительно на личный опыт и воспоминания, полученные им за время службы и путешествий по России. Открытость, простота, душевность изложения мыслей, а также достоверность описания образов персонажей стали залогом успеха автора в литературной стезе.

Творчество

Куприн всей душой рвался к своему народу, а его взрывной и честный характер, обусловленный татарским происхождением матери, не позволил бы искажать на письме те факты о жизни людей, свидетелем которых он стал лично.

Однако не всех своих персонажей Александр Иванович осуждал, даже выводя на поверхность их темные стороны. Будучи гуманистом и отчаянным борцом за справедливость, Куприн образно продемонстрировал эту свою особенность в произведении «Яма». В нем повествуется о жизни обитательниц публичных домов. Но писатель не заостряет внимание на героинях как падших женщинах, напротив, он предлагает читателям разобраться в предпосылках их падения, в терзаниях их сердец и душ, предлагает разглядеть в каждой распутнице, прежде всего, человека.

Темой любви пропитано не одно произведение Куприна. Наиболее ярким из них является повесть « «. В ней, как и в «Яме», присутствует образ рассказчика, явного или неявного участника описываемых событий. Но рассказчик в «Олесе» — один из двух основных персонажей. Это повесть о благородной любви, отчасти ее недостойной считает себя героиня, которую все принимают за ведьму. Однако ничего общего девушка с ней не имеет. Напротив, ее образ воплощает в себе все возможные женские добродетели. Финал повести нельзя назвать счастливым, ведь герои не воссоединяются в своем искреннем порыве, а вынуждены утратить друг друга. Но счастье заключается для них в том, что им довелось в жизни испытать силу всепоглощающей взаимной любви.

Конечно, отдельного внимания заслуживает повесть «Поединок» как отражение всех ужасов армейских нравов, царивших тогда в царской России. Это яркое подтверждение черт реализма в творчестве Куприна. Возможно, именно поэтому повесть вызвала шквал негативных отзывов критиков и общественности. Герой Ромашова в том же звании подпоручика, что и сам Куприн, ушедший некогда в отставку, подобно автору, предстает перед читателями в свете неординарной личности, чей психологический рост мы имеем возможность наблюдать от страницы к странице. Эта книга принесла широкую известность своему создателю и по праву занимает одно из центральных мест в его библиографии.

Революцию в России Куприн не поддержал, хоть первое время и встречался довольно часто с Лениным. В конечном итоге писатель эмигрировал во Францию, где продолжал свой литературный труд. В частности, Александр Иванович любил писать и для детей. Некоторые его рассказы («Белый пудель», « «, «Скворцы»), несомненно, заслуживают внимания целевой аудитории.

Личная жизнь

Александр Иванович Куприн был женат дважды. Первой супругой писателя стала Мария Давыдова, дочь известного музыканта-виолончелиста. В браке родилась дочь Лидия, скончавшаяся в дальнейшем во время своих родов. Появившийся на свет единственный внук Куприна погиб от ран, полученных в ходе Второй Мировой Войны.

Второй раз писатель женился на Елизавете Гейнрих, с которой он прожил до конца своих дней. В браке родились две дочери, Зинаида и Ксения. Но первая умерла в раннем детстве от воспаления легких, а вторая стала известной актрисой. Однако продолжения рода Куприных не последовало, и на сегодняшний день у него не осталось прямых потомков.

Вторая супруга Куприна пережила его всего на четыре года и, не выдержав тяжелого испытания голодом во время блокады Ленинграда, покончила с собой.

  1. Куприн гордился своим татарским происхождением, поэтому часто надевал национальный кафтан и тюбетейку, выходя в таком облаченье на люди, ходил в гости.
  2. Отчасти благодаря знакомству с И. А. Буниным, Куприн стал писателем. Бунин однажды обратился к нему с просьбой написать на интересующую его тему заметку, что и положило начало литературной деятельности Александра Ивановича.
  3. Автор славился своим обонянием. Однажды в гостях у Федора Шаляпина он поверг всех присутствующих в шок, затмив приглашенного парфюмера своим уникальным чутьем, безошибочно распознав все компоненты нового аромата. Иногда при знакомстве с новыми людьми Александр Иванович обнюхивал их, тем самым ставя всех в неловкое положение. Говорили, что это помогало ему лучше понять сущность того человека, который перед ним.
  4. За всю свою жизнь Куприн сменил около двадцати профессий.
  5. После знакомства в Одессе с А. П Чеховым писатель поехал по его приглашению в Петербург для работы в известном журнале. С той поры автор приобрел репутацию дебошира и пьяницы, так как часто принимал участие в увеселительных мероприятиях в новой для себя среде.
  6. Первая жена, Мария Давыдова пыталась искоренить некую неорганизованность, присущую Александру Ивановичу. Если тот засыпал во время работы, она лишала его завтрака, либо запрещала входить в дом, если не были готовы новые главы произведения, над которым он в то время трудился.
  7. Первый памятник А. И. Куприну был установлен лишь в 2009 году в Балаклаве в Крыму. Связано это с тем, что в 1905 году во время Очаковского восстания матросов писатель помог им спрятаться, тем самым сохранив их жизни.
  8. Про пьянство литератора ходили легенды. В частности, остряки повторяли известную поговорку: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».

Смерть

Литератор вернулся из эмиграции в СССР в 1937 году, но уже с подорванным здоровьем. Он питал надежды на то, что на Родине откроется второе дыхание, он поправит состояние и сможет снова писать. В то время зрение Куприна стремительно ухудшалось.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Иванович Куприн – талантливый и самобытный русский писатель конца XIX - начала XX века. Личность Куприна, как и его творчество – это взрывоопасная смесь дворянина, благородного разбойника и нищего странника. Огромный, необработанный драгоценный самородок, в котором сохранена первобытная красота и сила характера, мощь и магнетизм личного обаяния.

Биография Куприна кратко

Александр Куприн родился 26 августа 1870 года в Пензенской губернии. Отец его был мелким чиновником дворянского происхождения, а родословная матери имела татарские корни. Мальчик рано осиротел и почти семнадцать лет находился в военных казенных учреждениях – сиротский дом, гимназия, кадетское, а позже, юнкерское училища. Интеллектуальные задатки пробились сквозь панцирь военной муштры, и у юного Александра появилась и окрепла мечта стать поэтом или писателем. Вначале были юношеские стихи, но после военной службы в провинциальных гарнизонах, появляются первые рассказы и повести. Сюжет этих произведений начинающий писатель берет из собственной жизни. С рассказа "Дознание”, написанного в 1894 году, начинается творческая жизнь Куприна. В этом же году он уходит в отставку и отправляется странствовать по югу России. Кем только не был Куприн за время странствия – разгружал баржи на киевских пристанях, принимал участие в спортивных состязаниях атлетов, работал на заводе в Донбассе, служил лесным объездчиком на Волыни, учился на зубного техника, играл в провинциальном театре и в цирке, работал землемером. Эти странствия обогатили его жизненный и писательский опыт. Постепенно Куприн становится профессиональным литератором, печатая свои произведения в провинциальных газетах.Не приняв октябрьскую революцию, Куприн эмигрирует и до 1937 года живет за границей. Ностальгия по родине отозвалась не только творческим спадом, но и физическим нездоровьем. Всего только год прожил в России Куприн, после возвращения, и в августе 1938 года он умер.

Творчество Куприна

В 1896 году Куприн пишет и публикует повесть "Молох”, которая является началом нового этапа в творческой жизни начинающего писателя и совершенно новым произведением для русской литературы. Капитализм, не смотря на его прогрессивность – это безжалостный молох, пожирающий жизни и судьбы людей для получения материальной прибыли. В 1898 году он печатает повесть "Олеся”, первую из его немногочисленных произведений о любви. Наивная и прекрасная в своей наивности, чистая любовь лесной девушки, или как ее зовут в округе "колдуньи” Олеси, разбивается о робость и нерешительность ее возлюбленного. Человек иного круга и мировоззрения смог разбудить любовь, но не сумел защитить свою возлюбленную. С начала нового, 20 века, Куприн начинает печататься в петербургских журналах. Герои его произведений – простые люди, умеющие сохранить честь и достоинство, не предать дружбу. В 1905 году выходит повесть "Поединок”, которую автор посвящает Максиму Горькому. О любви и человеческой преданности пишет Александр Иванович в рассказе "Суламифь” и повести "Гранатовый браслет”. Не так уж много найдется произведений в мировой литературе, где описывают так тонко безнадежное, безответное, и одновременно, самоотверженное чувство любви, как это делает Куприн в "Гранатовом браслете”.

  • Александр Куприн и сам большой романтик, даже в чем-то авантюрист. В 1910 году он поднимается на воздушном шаре.
  • В этом же году, но чуть позже, совершает одним из первых в России полет на аэроплане.
  • Опускается на морское дно, изучая водолазное дело, и дружит с Балаклавскими рыбаками. И потом все, кого он встречает в жизни, появляются на страницах его произведений – от капиталиста–миллионера до нищего попрошайки.