Звуки шарманки на что похоже. Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка. Пьеса «Вальс» и «Танец кукол»

Среди затейливых старинных музыкальных ящиков самой популярной была шарманка. Ее встреча со слушателями обычно происходила так: «...Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки, и с ншпением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые...» (Л.Михеева).
В музыкальной истории всех народов звуки шарманки соотносятся с непростой судьбой ее владельца.
Каждый день под окошком он заводит шарманку. Монотонно и сонно он поет об одном.
Плачет старое небо, мочит дождь обезьянку.
Пожилую актрису с утомленным лицом...
А.Вертинский
Если вы выбрали для урока по описанию предмета пьесу П.И.Чайковского «Шарманщик поет», познакомьте учеников с историей шарманки.
Вот как рассказывает о ней искусствовед Л.Михеева дальше:
«Что же такое шарманка? Это небольшой переносной орган с механизированным звукоизвлечением. На его валиках записано несколько пьес, которые и начинают звучать, когда шарманщик крутит ручку.
Одной из первых пьес, исполненных на этом органчике, была французская песенка «Прекрасная Катрин». От нее и пошло название шарманки: «шарман» по- французски - «прекрасная». Но запись стиралась, шарманка начинала фальшивить, а ее бедный владелец, который жил на те жалкие гроши, что бросали ему слушатели, не мог купить новую. И постепенно слово «шарманка» стало ассоциироваться с фальшивым и однообразным звучанием.
Поэтому и сейчас, когда давным- давно шарманок нет и в помине, можно услышать укоризненное и сердитое; «Ну, опять свою шарманку завел!..»

В русской классике шарманщик со своим музыкальным ящиком появлялся довольно часто. О его судьбе писали А.Куприн, Д.Григорович, Н.Лесков.

Проводя подготовку к высказываниям детей о пьесе Чайковского, вы можете предложить им анализ таких литературных фрагментов.
«...За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку с щеглом, обученньм вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы - дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» - обе бывшие в моде лет тридцать - сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовито ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать...
...Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что- то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью... где- нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
- Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи...
...Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки, извлекая из нее дребезжащий, кашляющий мотив...» (А.Куприн).

Сегодня мы продолжим тему интересных музыкальных инструментов (вспомните занятие №014 " "). Папа Карло из сказки "Буратино" был шарманщиком! Будем слушать с детьми "Шарманщик поет" Петра Чайковского и "Шарманка" Дмитрия Шостаковича. Крутите ручку воображаемой шарманки, рисуйте звуки шарманки и фантазируйте, творите и погружайтесь в прекрасный мир классической музыки.

Шарманка! Шарманка! Шарманщик! Смотрите! Он крутит ручку и звучит музыка, вот чудо, вот чудо! Вспомним сказку "Золотой ключик ". Кем работал Папа Карло, который сделал из полена Буратино? Он был шарманщиком.

Шарманка - это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Шарманка может исполнять одну или несколько мелодий. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь.

"...Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки, и с ншпением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые..." (Л.Михеева).

"Шарманщик поет" Петр Ильич Чайковский (пьеса из "Детского альбома") - Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы "Шарманщик поет" взят итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка. Музыка напоминает вальс. Музыка печальная, грустная. Шарманка играет жалобно, певуче, грустно.

"Шарманка" Дмитрий Дмитриевич Шостакович - беззаботная, игривая, веселая, шутливая, задорная, забавная, бодрая музыка, похожая на танец польку. Повторяются одни и те же звуки, имитируя кручение ручки шарманки, однообразно и монотонно.

Ход нашего занятия:

  1. Расскажите своими словами, что такое шарманка , покажите как шарманщик крутит шарманку, в какие времена шарманка использовалась и для чего. Покажите иллюстрации шарманки, шарманщиков. Ключевое здесь - своими словами! Не нужно зачитывать определения из словарей. Прочитайте стихотворение, цитату, но основной текст, пожалуйста, расскажите своими словами.
  2. Послушайте "Шарманщик поет" Петра Чайковского . Напомните детям, что эта пьеска из "Детского альбома", с которым вы уже успели познакомиться на прошлых занятиях. Старайтесь подобрать как можно больше прилагательных для описания музыки, характера и настроения.
  3. Послушайте "Шарманка" Дмитрия Шостаковича . Это новый для нас композитор. Спросите деток о настроении музыки. Сравните с "Шарманщик поет", обсудите в чем различия и почему.
  4. Потанцуйте под музыку , подвигайтесь под "Шарманщик поет" и "Шарманка". Двигайтесь произвольно. Крутите шарманку, танцуйте на улицах города, мечтайте у окошка по заунывную песню шарманщика.
  5. Рисуйте карандашами, красками, мелками, ручкой, фломастерами. Чем пожелают ваши маленькие слушатели. Обсудите нарисованные образы, ещё раз описывая музыку. Спросите какое произведение понравилось больше и почему, какое хотелось бы послушать ещё разок.

Афанасий Афанасьевич Фет

Шарманщик

К окну я в потёмках приник -
Ну, право, нельзя неуместней:
Опять в переулке старик
С своей неотвязною песней!

Те звуки свистят и поют
Нескладно-тоскливо-неловки...
Встают предо мною, встают
За рамой две светлых головки.

Над ними поверхность стекла
При месяце ярко-кристальна.
Одна так резво-весела,
Другая так томно-печальна.

И - старая песня! - с тоской
Мы прошлое нежно лелеем,
И жаль мне и той и другой,
И рад я сердечно обеим.

Меж них в промежутке видна
Ещё голова молодая, -
И всё он хорош, как одна,
И всё он грустит, как другая.

Он предан навеки одной
И грусти терзаем приманкой...
Уйдешь ли ты, гаер седой,
С твоей неотвязной шарманкой?..

Скачайте музыку и иллюстрации к занятию классической музыкой с детьми "Под дубом - 365" в нашей группе Вконтакте по ссылке -

Музыкальная гостиная

«Волшебные звуки шарманки»

Калинина Ирина Петровна,
Брызгалова Елена Александровна,
музыкальные руководители МБДОУ № 4,
г. Мурманск

Задачи:
1) Формировать основы музыкальной и художественной культуры.
2) Продолжать знакомство с творчеством П.И. Чайковского.
3) Вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.
4) Развивать творческую инициативу при передаче танцевальными движениями различного характера музыки.
5) Воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальное произведение.

Материал и оборудование:
Ширма, шарманка, сундук, 2 сабли. Музыкальные инструменты: механическая маленькая шарманка, 2 барабана, 2 треугольника, 8 бубнов, 2 ксилофона, 6 колокольчиков, тарелки. Кукла бибабо – Баба-Яга. Детские костюмы: кукол, солдатиков, цветка; взрослые: шарманщика, куклы.

Персонажи:
Шарманщик, большая кукла, 4 куколки, 4 солдатика, 2 девочки-цветка.

Сценарий музыкальной гостиной:

Дети-зрители заходят в зал и занимают свои места.
Ведущий: Сегодня мы услышим и увидим музыкальную сказку, а поможет нам музыка Петра Ильича Чайковского, садитесь поудобнее, сказка начинается …

Фрагмент пьесы «Апрель».

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег, пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, расцвел голубой цветок (звучит музыка, поднимается цветок). Смотрит на снег и удивляется.
Цветок (девочка): А не рано ли я проснулся? (Звучит пение птиц). Нет, не рано, пора-пора, запели птицы, зажурчал ручей, зазвенел апрель!
Ведущий: Тихо. Утро раннее.
Чудо-песенка звенит на лесной проталине,
Чей-то нежный голосок еле-еле слышен –
И, расправив лепестки, из-под снега вышел?

Фрагмент пьесы «Апрель» . (Танец цветка).

Ведущий: (Цветок берёт в руки механическую шарманку, играет).
Динь-Дон, Динь-Дон, открываем мы альбом,
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад.
Нарисованы картинки – не карандашами,
Музыкальные картинки встанут перед нами. (В. Берестов)

Ведущий: Жил-был Кукольник. Всю жизнь он ходил по дорогам со своей любимой шарманкой и большим сундуком, в котором лежали его куклы. Заиграет шарманка и начинается кукольное представление. Его куклы были как живые люди – умели, и плакать и смеяться…и вот однажды…

Фрагмент пьесы «Шарманщик поет» . (Входит шарманщик).

Шарманщик: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! (Ответ детей).
Как же я рад, что моя любимая шарманка опять тихонько запела свою мелодию, она так соскучилась по прежней жизни, когда мои куклы давали представление и веселили народ.
Ведущий: Уважаемый шарманщик, мы бы тоже очень хотели увидеть Ваших кукол и послушать волшебные звуки шарманки.

Шарманщик: Моя шарманка тайнами и песнями полна
Секреты музыкальные откроет вам она!
Вновь колесо шарманки сейчас я закручу,
И представленье кукол для вас сейчас начну!

Меняется картинка, солдатики идут,
Все дружно маршируют и в барабаны бьют!

«Марш деревянных солдатиков» (4 мальчика, 2 барабана, 2 ружья).

Шарманщик: Бравые солдатики так громко били в свои барабаны, что разбудили всех остальных кукол, и даже злая Баба-Яга вылетела на своей метле и закружила в поисках избушки на курьих ножках и своих верных слуг: диких гусей-лебедей и старого ворона.

Звучит фрагмент пьесы «Баба-Яга».
(На ширме кукла бибабо Баба-Яга летает на метле, на последних аккордах забегает большая кукла, пугается и садится на кресло, опустив голову).

Шарманщик: Баба-Яга так напугала большую красивую куклу, что та заболела.

Звучит фрагмент пьесы «Болезнь куклы».
(На последних звуках в зал заходят маленькие куколки).

Шарманщик: И другие маленькие куколки собрались возле неё и тихо заплакали. (Куколки трут глазки кулачками).
Шарманщик: А потом, чтобы как-то развлечь большую куклу, они стали вспоминать, как хорошо им было, когда они каждый день давали представление, а люди смеялись! И все игрушки захлопали в ладоши и даже запрыгали.

Фрагмент пьесы «Новая кукла».

Шарманщик (крутит ручку механической шарманки):
Меняется картинка, и куклы не грустят
Все радостно танцуют и веселят ребят!

Пьеса «Вальс» и «Танец кукол».

Шарманщик: Неожиданно в комнату ворвался стремительный солнечный луч и напомнил куклам, как они путешествовали и побывали в прекрасной стране Италии.
Меняется картинка, вновь музыка слышна
И звуками Неаполя наполнена она.
(Крутит ручку механической шарманки).
Звенит весёлый бубен, труба зовёт вперёд,
Играет, веселиться, мой кукольный народ!

Пьеса «Неаполитанская песенка» в исполнении детского оркестра.

Шарманщик: Дорогие мои куклы, я приглашаю вас опять отправиться со мной в путь — дорогу, мы снова будем давать представления и веселить людей. Согласны?
Куклы: Да!
Шарманщик: Со старенькой шарманкой я не расстаюсь,
Она приносит радость, и отгоняет грусть.
Со старенькой шарманкой и нам уж в путь пора.
Мы славно веселились! До встречи, детвора.
(Звучит музыка, шарманщик и дети уходят из зала)

Ведущий: Вот и закончилась наша музыкальная сказка, она вам понравилась? Какая музыкальная пьеса Петра Ильича Чайковского запомнилась вам особенно? (Ответы детей).
Бим-бом, бим-бом, закрывается альбом,
Не простой, а музыкальный, сочиненный для ребят,
Много лет тому назад.

Чернышев А.Ф. Шарманщик.

Сейчас вряд ли кто-нибудь помнит шарманку а когда-то она была очень распространена. Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые.


Существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты), считается, что этот механизм изобрел в 1769 году швейцарский механик Антуан Фавр.

Henry William Bunbury. 1785

В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

Emil Orlik. 1901

Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента — шарманка.

Одним из первых мастеров, занимавшихся изготовлением шарманок, был итальянец Джованни Барбери (отсюда происходит французское наименование этого инструмента — orgue do Barbarie, буквально «органчик из страны варваров», искаженное orgue do Barbcri). Немецкое и английское наименования этого инструмента также включают в себя корневую морфему "орган". Да и в русском языке "органчик" часто выступает в качестве синонима "шарманки": «В комнате находились еще мальчик-шарманщик, с маленьким ручным органчиком...» (Достоевский. Преступление и наказание).

В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», украинское "катерника", белорусское "кацерынка", польское "katarynka, или «лее шарманка».

Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.

«…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею» (очерк «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» Д. В. Григорович).

В.Г. Перов. Шарманщик.

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.

R. Zink.The Farandole. 1850

Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных на валике. Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты. На одном валике записывалась только одна мелодия, но валик было нетрудно заменить.

В 20-м веке вместо валиков стали использовать перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. Нередко шарманка снабжается приспособлением, которое специально звук прерывистым и дрожащим, чтобы лучше удавалось «выжать слезу» у слушателей. Но еще бывали язычковые шарманки — сейчас они попадаются в качестве детских игрушек. Со временем колки шарманки стирались, звук становился невнятным и навязчивым - отсюда «Ну, опять свою шарманку завел!..»

Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской». Но шлягером начала прошлого века была песня «Маруся отравилась». Песня вышла в 1911 году на пластинке Нины Дулькевич, с авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана "Яр".

Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. Есть запись цирковой клоунады 1919 года "Шарманка", где звучит песенка "Маруся отравилась" в исполнении знаменитого клоуна-акробата Виталия Лазаренко.

Мне прыгать что-то надоело

И, граждане, признаюсь вам,

Я за другое взялся дело:

Хожу с шарманкой по дворам.

Шарманки звуки-то тоскливы,

А то бравурны иногда.

Вам всем знакомые мотивы

Она играет хоть куда!

Кукольники для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз приключения Петрушки. Шарманщик выступал и в роли «понукалки» — представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах.

100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли популярные романсы, вальсы или любимые в народе массами песни вроде «Разлуки» Жители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика на плече сидела обезьянка, которая участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.

Или же компаньоном был большой попугай или дрессированная белая мышь, которые за копеечку вынимали из коробки свернутые в трубочку билетики «со счастьем» - на бумажке было написано, что ожидает человека в будущем. Часто вместе с шарманщиком ходил совсем маленький мальчик и тоненьким голоском пел жалобные песни (о судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман Гектора Мало «Без семьи»).

Из повести И. Т. Кокорева «Саввушка» мы узнаем о тех музыкальных пьесах, которые входили в репертуар шарманщиков: «Тройка удалая», «Ты не поверишь», (Соловей», «Барыня», «полька», «валец». Здесь по упомянута еще одна чрезвычайно популярная мелодия — ее исполняла знаменитая шарманка Ноздрева в «Мертвых душах». Как сказано у Гоголя, «Шарманка играла не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: „Мальбрук в поход поехал", а „Мальбрук в поход поехал" неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом». Ноздрев пытается всучить шарманку Чичикову вместе с мертвыми душами, утверждая при этом, что она сделана «из красного дерева».

Позднее в репертуар шарманщиков вошли и другие мелодии: чувствительные романсы «Под вечер осени ненастной» и «Отворите окно, отворите» [ мемуары И. А. Белоусова «Ушедшая Москва»]. А шарманка, с которой выступали герои купринского «Белого пуделя», играла «унылый немецкий вальс» композитора И. Ф. Ланнера и галоп из оперы «Путешествие в Китай».

"Шарманка" не раз упоминается в произведениях Ф. М. Достоевского. Герой повести «Бедные люди» Макар Девушкин встречает шарманщика на Гороховой улице в Петербурге, причем артист не только играет па шарманке, но и демонстрирует публике танцующих кукол: «Прошел один господин и бросил шарманщику какую-то маленькую монетку; монетка упала прямо в тот ящик с огородочкой, в котором представлен француз, танцующий с дамами».

Шарманщики были очень популярны во Франции, Германии, России и Италии. Подробное описание петербуржского шарманщика можно прочесть у Дмитрия Григоровича: "Разодранный картуз, из-под которого в беспорядке вырываются длинные, как смоль, черные волосы, осеняя худощавое загоревшее лицо, куртка без цвета и пуговиц, гарусный шарф, небрежно обмотанный вокруг смуглой шеи, холстинные брюки, изувеченные сапоги и, наконец, огромный орган, согнувший фигуру эту в три погибели, все это составляет принадлежность злополучнейшего из петербургских ремесленников - шарманщика".

Корзухин Алексей Иванович. Петрушка.

- «Herr Володя, глядите в тетрадь!»

- «Ты опять не читаешь, обманщик?

Погоди, не посмеет играть

Nimmer mehr этот гадкий шарманщик!»

Золотые дневные лучи

Теплой ласкою травку согрели.

- «Гадкий мальчик, глаголы учи!»

О, как трудно учиться в апреле!..

Наклонившись, глядит из окна

Гувернантка в накидке лиловой.

Fräulein Else сегодня грустна,

Хоть и хочет казаться суровой.

В ней минувшие грезы свежат

Эти отклики давних мелодий,

И давно уж слезинки дрожат

На ресницах больного Володи.

Jan Michael Ruyten

Инструмент неуклюж, неказист:

Ведь оплачен сумой небогатой!

Все на воле: жилец-гимназист,

И Наташа, и Дорик с лопатой,

И разносчик с тяжелым лотком,

Что торгует внизу пирожками…

Fräulein Else закрыла платком

И очки, и глаза под очками.

Не уходит шарманщик слепой,

Легким ветром колеблется штора,

И сменяется: «Пой, птичка, пой»

Дерзким вызовом Тореадора.

Fräulein плачет: волнует игра!

Водит мальчик пером по бювару.

- «Не грусти, lieber Junge, — пора

Нам гулять по Тверскому бульвару.

Ты тетрадки и книжечки спрячь!»

- «Я конфет попрошу у Алеши!

Fräulein Else, где черненький мяч?

Где мои, Fräulein Else, калоши?»

Не осилить тоске леденца!

О великая жизни приманка!

На дворе без надежд, без конца

Заунывно играет шарманка.

Марина Цветаева. Вечерний альбом.

Маковский Владимир Егорович. Шарманщик. 1879

Rupert Bunny. Artist in Paris.

Валерий Крылатов. Парижский шарманщик. 1995

Николай Блохин. Продавец счастья.

Carl Henry d"Unker.

Fritz von Uhde.

Маковский Владимир Егорович.

François-Hubert Drouais.

Мелодия

Мелодия

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

_____

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ

Франца Шуберта «Серенада»

Д/З

ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад

ВИДЫ ФАКТУР

1. Аккордовая (хоральная) .

Роберт Шуман Хорал

2. Гомофонно-гармонический

П. Чайковский Шарманщик поет

__

3. Полифонический

И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор

___

Определите виды фактур в музыкальных примерах:

П. Чайковский «Итальянская песенка»

________________________________________________________

П. Чайковский «Утренняя молитва»

Л.Моцарт Менуэт __________________________________________

Д/З запомни названия трех видов музыкальной фактуры. Послушай и запиши вид фактуры в следующих пьесах:

1. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя»

__________________________________________________



2. И.С.Бах. Инвенция Фа-мажор

__________________________________________________

3. Р.Шуман. Северная песня

__________________________________________________

(слушаем музыку в группе Домик Дилидона в vk)

МЕТР. РИТМ

МЕТР (греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке. Пульс сердца. Маятник часов.

А. Островский «Есть часы во всех домах»

С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов

Метроном – это устройство, которое отстукивает ____________ в определенном ____________________.

РИТМ (греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.

Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.

У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, музыка народов Кавказа и Закавказья)

Лезгинка (зурна, барабан)

____________________________________________________________

Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»

Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:

Д/З Записать длительностями музыкальные шаги: слона, лисицы и синички (длительности выберите сами):

Слон______________________________________________________________Лисичка___________________________________________________________Синичка___________________________________________________________

ТЕМП

Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.

Медленные темпы Очень медленные темпы

Andante -спокойно Largo - широко

Sostenuto - сдержанно Lento - медленно

Умеренные темпы Adagio - медленно

Moderato - умеренноБыстрые темпы

Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро

Vivo – очень скоро

Presto- очень скоро

А.Петров Балет «Сотворение мира»

«Сотворение Адама» ______________________________________

«Веселая погоня» _________________________________________

ТЕМБР

ТЕМБР (фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.



1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.

В оркестр могут быть включены фортепиано и арфа.

Руководит оркестром дирижер. На пульте перед дирижером лежит партитура. Партитура – это полная запись всех партий инструментов.

Рабочий инструмент дирижера– дирижерская палочка.

Викторина: определить тембры музыкальных инструментов

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

№8 «Вальс»

Образ _________________________________________________________

Размер ___________________Фактура ________________________________

Лад ______________________

№9 «Новая кукла»

Образ_________________________________________________________

Темп____________________ Размер ___________

№10 «Мазурка»

Мои впечатления ________________________________________________

_______________________________________________________________

№11 «Русская песня» - обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка»

Образ: звучание удалого мужского хора.

Лад то мажор, то минор – ладовая переменность

№12 «Мужик на гармонике играет»

Это маленькая музыкальная сценка.

Что вы представили? ___________________________________________

______________________________________________________________

Чайковский подражает звучанию ливенской гармоники (г. Ливны, Орловской губернии). Д7 звучит 30 раз!

№13 «Камаринская»

В основе пьесы знаменитый плясовой наигрыш. Образец варьирования.

№14 «Полька»

Характер_____________________________________________________

Размер _______________Форма___________Регистр _________________

№15 «Итальянская песенка»

Мелодию этой песенки Чайковский услышал в Италии в исполнении мальчика 10-11 лет и записал.

П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

№16 «Старинная французская песенка»

Композитор использовал в этой песенке напев 16 века «Куда вы ушли». Воссоздается колорит средневековой Франции.

Знакома ли вам эта пьеса? Штрих ____________________________

№17 «Немецкая песенка»

Жанр крестьянского танца лендлера.

Плавное движение мелодии сочетается со скачками, которые называются йодлями. Они распространены среди жителей Альп.

Размер _________________________

№18 «Неаполитанская песенка»

Образ веселого итальянского карнавала. Чайковский использовал эту мелодию в балете «Лебединое озеро»

№19 «Нянина сказка»

Штрихи__________________________________________________________

№20 «Баба-Яга»

Характер ______________________________________________________

№21 «Сладкая грёза»

Характер______________________________________________________

Мелодия _____________________________________________________

Ваши мечты ____________________________________________________

_

№22 «Песня жаворонка»

Регистр ___________________________________________________________

№23 «Шарманщик поет» Подлинная мелодия.

№24 «В церкви»

Фактура _________________________________________________________

Это переложение для фортепиано православной молитвы «Царю небесный»

РОБЕРТ ШУМАН (1810-1856)

«АЛЬБОМ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» (1848 год)

Р.Шуман - немецкий композитор –романтик, музыкальный писатель, пианист.

Для детей Р.Шуман написал «Детские сцены» (13 пьес), «Лесные сцены» (9 пьес), «Альбом для юношества» (43 пьесы)

Рассмотрим некоторые из пьес цикла:

№2 «Солдатский марш»

Что общего с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского? ______________________________________________________________

№16 «Первая утрата»

Характер______________________________________________________

Музыкальный образ ____________________________________________

№18 «Смелый наездник»

Характер ______________________________________________________

Регистр 1ч. _______________2ч. ______________

№25 «Отзвуки театра»

Ваши впечатления _______________________________________________

_______________________________________________________________

№10 «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

Характер _______________________________________________________

Лад _________________________Регистр______________________________
Мелодия вокальная или инструментальная (подчеркнуть)

Викторина по «Альбому для юношества» Р.Шумана

1. _____________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________

4. ______________________________________________________

5. ______________________________________________________

КЛОД ДЕБЮССИ (1862-1918)

«ДЕТСКИЙ УГОЛОК» (1809год)

Клод Дебюсси – французский композитор–импрессионист, пианист, дирижер, критик.

Фортепианный цикл «Детский уголок» состоит из шести фортепианных пьес. Данный альбом был посвящен дочери композитора Эмме.

Характер ____________________________________________________

Лад _____________________ Жанр ______________________________

Темп _____________________________

Кто такой Доктор Gradus ad Parnasum»? ____________________________

______________________________________________________________

№2 «Колыбельная Джимбо»

Характер ____________________________________________________

Лад _____________________

Регистр ____________________Темп _____________________________

Динамика_____________________________________________________

Кто такой Джимбо»? ___________________________________________

Развитие музыкального действия ___________________________________

_______________________________________________________________

№3 «Серенада кукле»

Красива ли кукла? ___________Кто поёт ей серенаду? ___________________

Характер ______________________________________________________

Фактура _______________________________________________________

№4 «Снег танцует»

Самая большая и сложная пьеса цикла. Её отличают живописность звучания.

Характер _______________________________________________________

Регистр ________________________________ Лад______________________

№5 «Маленький пастух»

Что ты чувствуешь, когда слышишь наигрыш маленького пастушка?

_____________________________________________________________

Лад ____________________ Фактура_____________________________

№6 «Кукольный кэйкуок» - блестящий финал. Кейкуок – американский танец (шествие с пирогами)

В пьесе пародируется модный тогда танец регтайм.

Характер _________________________________________________

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ (1915-1998)

ПЛАН РАЗБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2. Название_____________________________________________________

3. Жанр________________________________________________________

4. Характер_____________________________________________________

5. Лад, тональность______________________________________________

6. Форма_____________________________________________________

7. Мелодия (речитатив, кантилена)_________________________________

8. Размер ______________________________________________________

9. Ритмические особенности_____________________________________

10. Фактура (гомофонно-гармоническая, аккордовая, полифоническая, унисон)______________________________________________________

11. Темп_____________________________________________________

12. Штрихи______________________________________________________

13. Динамика____________________________________________________

14. Тембр________________________________________________________

15. Музыкальный образ_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунок по музыкальному произведению

МОЙ РИСУНОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ

__________________________________________________________________

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

ПРЕЛЮДИЯ. ТОККАТА

Музыкальный жанр – это род и вид музыкального произведения.

ПРЕЛЮДИЯ (лат. играю вступление) – инструментальная пьеса импровизационного характера или вступление к другой пьесе.

Ф. Шопен Прелюдия ЛяЬ мажор

Характер________________________________________________________

Самостоятельная пьеса или вступление (подчеркнуть)

Этюды Карла Черни

КАРЛ ЧЕРНИ (1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог. Родился в семье пианиста-педагога. Брал уроки музыки у Бетховена. Обладал феноменальной памятью. Знал наизусть все сочинения Бетховена. Унаследовал от своего учителя виртуозную технику, громадную работоспособность, беззаветную преданность музыке.

Их играют и начинающие, и опытные пианисты. Знаменитый ученик Черни Ф. Лист говорил: «Играйте прилежно Черни»

К.Черни Этюды

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каприсы Н. Паганини

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782-1840) – итальянский скрипач и композитор.

Его виртуозная игра, демонический облик и ореол тайны приводили современников в восторг. Паганини открыл новые технические возможности скрипки: быструю игру щипком и смычком, разнообразное стаккато, игру на одной струне.

Каприс или каприччио (итал. - каприз, прихоть) – пьеса изменчивого характера. Каприсы Паганини – это инструментальные виртуозные пьесы свободной формы для скрипки .

Композитор написал 24 каприса для скрипки соло (1820 год). Современники объявили их неисполнимыми.

Н. Паганини Каприс №24 ля минор

Характер_______________________________________________________

Технические приемы _____________________________________________

_______________________________________________________________

Есть партия аккомпанемента ______________________________________

Д/З Принести ноты этюда. Определить вид техники в данном этюде.

ЭТЮДЫ ШОПЕНА И ЛИСТА

В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился: он стал этюдом –настроением. Из учебного этюда он превратился в подлинно художественное произведение.

ЭТЮДЫ ШОПЕНА

ФРИДЕРИК ШОПЕН (1810-1849) – польский композитор, пианист.

27 этюдов Шопена – это новый этап в развитии фортепианной виртуозности. В каждом своя техническая задача.

ЭТЮД №1 До мажор

Характер__________________________________________________________

Вид техники _____________________________________________________

Музыкальный образ ______________________________________________

ЭТЮД № 13 ЛяЬ мажор

Характер _________________________________________________________

Вид техники ____________________________________________________

Музыкальный образ _____________________________________________

Какому этюду соответствуют данные стихи по настроению:

Ф Тютчев «Конь морской» _______________________________________

В. Гюго «Маргаритки» __________________________________________

ЭТЮДЫ ЛИСТА

Венгерский композитор и пианист –виртуоз Ференц Лист (1811-1886) не уставал напоминать своим ученикам: «Путь к сложному лежит через простое». К вершинам виртуозности сам Лист шел через этюды: этюды-упражнения, этюды по каприсам Паганини, «Этюды высшего исполнительского мастерства»

Этюд № 12 «Метель»

Музыкальный образ _______________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

Д\з: Выучить определения жанров Прелюдия, Токката, Этюд.

СКЕРЦО. ЮМОРЕСКА

У человека бывает разное настроение: иногда ему грустно, иногда хочется пошутить, посмеяться, Шутка может быть добродушной, задиристой, насмешливой и даже злой.

И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты си минор

Юмореска (от слова юмор) – пьеса веселого, шутливого характера .

П. Чайковский «Юмореска»

Характер добрый и безобидный или задиристый и дразнящий?

Форма _________________________________________________________

Средний раздел _________________________________________________

СКЕРЦО (итал. –шутка) – произведение шутливого характера . Скерцо бывают юмористические, лирические, драматические, фантастические и зловещие.

П. Чайковский «Скерцо»

Какое это скерцо? ________________________________________________

Форма __________________ Средняя часть__________________________

СЕРЕНАДА. НОКТЮРН

СЕРЕНАДА (итал. – ясный, открытый, латин. – поздний вечер)

- пение или игра на музыкальном инструменте внчером или ночью под окном возлюбленной. Серенады распевались под аккомпанемент щипковых инструментов – лютни, мандолины, гитары. Серенады бывают вокальные и инструментальные.

Й. Гайдн Серенада

Вокальная или инструментальная?

Характер ______________________________________________________

Ф. Шуберт Серенада

Образ: грусть и волнение, радость и нежность.

Характер______________________________________________________

Вокальный или инструментальный вариант понравился больше?

_________________________________________________________________

Ф. Шопен Ноктюрн ми минор

Характер______________________________________________________

Образ__________________________________________________________

Э.Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыки, композитор, пианист, дирижер.

Э.Григ «Ноктюрн»

Характер __________________________________________________________

Образ__________________________________________________________

ЭКСПРОМТ. РАПСОДИЯ

ЭКСПРОМТ (фр.- наготове, лат. – готовый)- инструментальная пьеса импровизационного характера . Сочинить экспромт – значит мгновенно, без подготовки.

Классические образцы жанра экспромта представлены в творчестве Ф. Шуберта, ф. Шопена, Ф. Листа.

Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор-романтик.

Написал 8 экспромтов в 1827 году.

Ф. Лист Рапсодия №2

Ваши фантазии____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Иногда рапсодии представляют собой фантазию на темы другого композитора. Например, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова.

ПЕСНЯ, РОМАНС

ПЕСНЯ жанр, в котором сочетаются слово и музыка . Мелодия выражает общее настроение текста, не выделяя детали. Строфа песни называется куплетом, который состоит из запева и припева.

Ваша любимая песня:

__________________________________________________________________

«Песенка о капитане» муз. И. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача

Характер_________________________________________________________

Форма____________________________________________________________

Основоположником классической песни стал австрийский композитор Франц Шуберт. Им написано более 600 песен.

Ф. Мендельсон Песня без слов «Весенняя»

Особенность сочинения_____________________________________________

РОМАНС – пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Исполнялись на испанском «романском» языке, относящемуся к группе романских языков. Термин романс возник в Испании в средние века и обозначал светскую песню. В России романсами можно считать российские песни на стихи Сумарокова, Ломоносова. Чем отличается романс от песни? В романсе более тесная связь музыки и поэтического текста, большая образность партии фортепиано.

Самостоятельная работа

Что такое песня? ________________________________________________

________________________________________________________________

Что такое романс?________________________________________________

________________________________________________________________

Чем отличается романс от песни ___________________________________

__________________________________________________________________

Определите жанр этих произведений:

1._______________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

КАНТАТА

КАНТАТА (итал. –петь) – вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра . Составные части кантаты: арии, хоры, ансамбли и оркестровые эпизоды.

Первые кантаты возникли одновременно с оперой на рубеже 16-17 веков в Италии.

И.С. Бах создал классические образцы кантатного жанра. Им написано около 300 кантат. Светские и духовные кантаты.

И.С. БАХ «Кофейная кантата» для баса, тенора, сопрано и инструментального ансамбля (струнные, флейта, клавесин).

Ария Шлендриана (бас)

Характер _______________________________________________________

Ария Лизхен (сопрано)

Характер______________________________________________________

Инструментальное сопровождение флейта или клавесин? _________________

ОРАТОРИЯ

ОРАТОРИЯ (лат. – говорю, молю) – монументальное вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра . Составные части: арии, речитатив, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды.

Жанр оратории возник в Италии на рубеже 16-17 веков. Классический тип оратории создал Г. Гендель (1685-1750). Всего Гендель написал 32 оратории.

Первая русская оратория «Минин и Пожарский» была написана в 1811 году

композитором С. Дегтяревым.

КРОССВОРД

Ю
М
О
Р
Е
С 7
К 8
А

1. Ночная музыка

2. Инструментальная пьеса импровизационного характера

3 Виртуозная пьеса для клавишных инструментов (в переводе удар)

4 Пение на открытом воздухе вечером или ночью

5 Вокальный жанр, где соединяются слово и музыка

6 Вокальный жанр, возникший в Испании в средние века

7 Жанр, обозначающий в переводе «шутка»

8 Вокально-инструментальный жанр для хора, солистов и оркестра

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

1. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

(вписать соответствующий термин)

Мелодия

Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.

Итальянская песня «Санта Лючия»

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы, фразы, предложения, кульминацию, каданс.

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ (греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.

Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»

Мелодия _____________________________________________________

Аккомпанемент ________________________________________________

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»

______________________________________________________________

В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.

Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику

ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад ) – способ изложения музыкального материала.

ВИДЫ ФАКТУР

1. Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме.

Роберт Шуман Хорал

__________________________________________________________________

2. Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.

П. Чайковский Шарманщик поет

__________________________________________________________________

3. Полифонический склад или фактура – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.