1933 в большом театре. Большой · театр. Слышала о вашем приложении "Голосую!" Расскажите, пожалуйста, для чего оно и как разрабатывалось? Насколько будет защищен мой девайс, если я его установлю

Павел (Минск) :

Олег Дикун: Вопрос, вступать в БРСМ или не вступать - дело конкретно каждого молодого человека. Но организация - это платформа для молодых людей, где можно проявить себя. Если человек не настроен на активную работу, ему в принципе ничего не интересно, то, наверное, в организации он себя не найдет. Но если у человека есть какие-то конкретные проекты, идеи, либо он чувствует в себе потенциал, то организация, безусловно, поможет ему раскрыться.

Направлений деятельности у организации, мне кажется, даже слишком много. Их - на любой вкус. Это и культурные проекты, и образовательные, и движение студенческих отрядов (мы помогаем ребятам трудоустроиться), и молодежно-правоохранительное движение, волонтерство, работа в Сети интернет - т. е. направлений хватит каждому, поэтому мы всех ждем в нашей организации. Я уверен, что каждый молодой человек может найти здесь себе место. Главное - чтобы ребята не стеснялись, приходили в наши организации, предлагали идеи, и мы обязательно поддержим. На сегодняшний день политика нашей организации - поддержать идеи каждого молодого человека в той степени, в которой организация может это сделать.

У нас очень много проектов, которые реализуются на республиканском уровне, но инициировали их именно ребята. Проект, который недавно начал реализовываться - "ПапаЗал" пришел к нам из семьи в Гомельской области. Он про участие пап в воспитание детей. Папы приходят вместе с детьми в спортивные залы и занимаются с ними спортом, тем самым прививают детям любовь к физической культуре и пропагандируют здоровый образ жизни. К сожалению, наши папы зачастую не могут уделить достаточно времени детям, поскольку они работают и обеспечивают семью - для мужчины это главное. "ПапаЗал" позволит им больше времени проводить с детьми.

Александра Гончарова: И еще как плюс, что и мама в это время может немножко отдохнуть и уделить время себе.

Я добавлю. Олег не сказал о направлении, которое сейчас у нас очень развивается, - это международное сотрудничество. Наша организация дает возможность общаться ребятам из разных стран, собираться на каких-то интернациональных платформах, мероприятиях. Так что, будучи членом БРСМ, можно также побывать на международных форумах и поучаствовать в интересных программах.

Сколько человек сейчас являются членами Союза молодежи? Есть ли возрастной ценз или можно быть пожизненно в составе БРСМ?

Николай (Брест) :

Олег Дикун: Каждый пятый молодой человек в стране является членом Белорусского республиканского союза молодежи, и мы, безусловно, этим гордимся. Нельзя сказать, что мы гонимся за количеством. Мы стараемся организовывать и проводить качественные мероприятия, чтобы люди приходили к нам. А качество уже перейдет в количество.

У меня есть идея для благоустройства своего родного города. Куда я могу обратиться?

Екатерина (Орша) :

Олег Дикун: Безусловно, организация занимается этим направлением. Для того, чтобы вам помогли (например, вы хотите создать площадку или просто организовать людей на субботник, чтобы благоустроить родной город, и вам не хватает инвентаря либо нужна техническая помощь), можно обратиться в районную или городскую организацию БРСМ. Я уверен, что вам не откажут, потому что мы должны делать места, где живем, чище, лучше. К тому же у нас идет Год малой родины, поэтому мы всех призываем подключаться и принимать участие в благоустройстве своих городов и сел.

Александра Гончарова: Можно на сайте brsm.by зайти в раздел “Контакты”, найти районную организацию города Орши и туда обратиться со всеми идеями, не только по благоустройству города.

Олег Дикун: Также хотел бы добавить, что мы широко представлены в социальных сетях. Если на сайт не хочется заходить, мы есть в “Инстаграме”, во “ВКонтакте”, ищите нас там.

Слышала о вашем приложении "Голосую!" Расскажите, пожалуйста, для чего оно и как разрабатывалось? Насколько будет защищен мой девайс, если я его установлю?

Александра (Минск) :

Александра Гончарова: Приложение было разработано не в этом году, оно было подготовлено нашими активистами к выборам в местные Советы, прошло дополнение, и сейчас наши разработчики из первичной организации БГУИР предложили его всем для скачивания. Приложение позволяет ввести свой адрес и узнать, как добраться до избирательного участка, проложить маршрут пешком, на транспорте или на велосипеде, и главное - узнать о кандидатах, которые баллотируются в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь 7-го созыва.

Олег Дикун: Основная задача приложения была в том, чтобы узнать о выборах стало проще, быстрее. Молодежь сейчас очень мобильная, подвижная. Та же информация, которую ЦИК будет размещать на стендах, будет предоставлена и в приложении. Так что не надо будет тратить время на избирательном участке, всех призываем устанавливать приложение "Голосую!", оно есть в App Store и Play Market.

Ведущая: А что насчет защищенности?

Александра Гончарова: Жалоб не было. Разрабатывали его профессионалы, наши студенты IT-вуза, так что о безопасности, я думаю, они позаботились.

Олег Дикун: Приложение также размещено на сайте ЦИК, если уж нам не доверяете, то ЦИК должны, там точно все проверили.

БРСМ идет в ногу со временем и я постоянно слышу, что вы разрабатываете и придумываете приложения. Почему такой акцент на это направление, в чем эффективность? Мне кажется, что уже мало кто засоряет свой телефон различными приложениями?

Алёна (Витебск) :

Олег Дикун: Сегодня мы активно работаем над созданием приложения БРСМ. Можно будет посмотреть, чем занимается организация, оперативно получать информацию о наших проектах, можно будет связаться с нами. Сегодня молодежь хочет получать информацию самым удобным способом, а мы считаем, что самый удобный - это приложение. Скачал, зашел, получил уведомление, что сегодня проходит такое-то мероприятие в твоем городе.

Сколько проектов нашло свое практическое применение и реализовалось из "100 идей для Беларуси"?

Михаил (Бобруйск) :

Олег Дикун: Проекту "100 идей для Беларуси" уже 8 лет. Проект развивается, и на сегодняшний день с гордостью могу сказать: он охватывает все регионы. Сейчас у нас проходят зональные этапы, после них - областные и Минский городской этап. Планируем, что в феврале пройдет республиканский. Прежде всего это площадка для того, чтобы ребята могли показать свои проекты, поработать с менторами, которые им расскажут, где, что и как им можно улучшить. И это дает возможность молодым людям выйти на новый уровень, усовершенствовать свой проект.

10 победителей республиканского этапа получают возможность бесплатной разработки бизнес-плана. Наличие бизнес-плана дает автоматическое участие в конкурсе инновационных проектов. Победители конкурса инновационных проектов получают первое финансирование на реализацию своих проектов. Сколько проектов реализовано на сегодняшний день, сказать трудно, потому что очень много было региональных проектов. Один из самых ярких последних примеров - протез руки, который разработал Максим Кирьянов. Таких ребят много, и с каждым годом их становится еще больше, чему мы рады. Поэтому "100 идей для Беларуси" мы будем развивать, делать его мобильнее, чтобы он был интереснее молодежи.

Александра Гончарова: Еще одна звездочка нашей организации - молодая мама, она сама покоряла вершины вулканов и разработала сорбент с очень трудным названием. И два патента как у молодого ученого у нее уже есть. Ярких звездочек в БРСМ много!

Олег Дикун: Чем больше ребята заявляют о себе и своих проектах на различных площадках, в том числе и в "100 идеях для Беларуси", тем больше возможностей найти инвестора, спонсора, который вложит деньги в их реализацию.

Наша молодежь активна и инициативна. А как по вашему опыту это проявляется в политических кампаниях? Какие инициативы есть у БРСМ?

Татьяна (Гродно) :

Александра Гончарова: У нас есть одноименная игра. Мы не политическая партия, но у нас очень активная позиция. Есть ребята, которые на разных уровнях участвуют в составе участковых избирательных комиссий как наблюдатели (в дни досрочного голосования и 17 ноября они будут осуществлять наблюдение на избирательных участках). Есть кандидаты в депутаты - члены нашей организации. Мы очень активны в этой кампании, и не только в этой.

Олег Дикун: На сегодняшний день мы поддерживаем 10 наших молодых кандидатов. Вчера мы их всех на собрали на одной площадке, где они обсуждали, с чем идут в Палату представителей, какие проекты хотели бы реализовать, какие есть идеи, что им озвучивало население в период сбора подписей, встреч. Мы всю информацию от избирателей будем аккумулировать и изыскивать возможности вопросы людей решать. Даже несмотря на то, пройдут наши ребята или нет, но мы очень надеемся, что население поддержит молодых кандидатов.

Ведущая: Насколько активно члены вашей организации откликаются на такие мероприятия как, например, избирательная кампания?

Александра Гончарова: Каждую субботу в крупных городах мы проводим молодежные агитационные пикеты, на которых рассказываем, когда пройдут выборы, как найти свой участок, знакомят жителей с нашим приложением "Голосую!".

В Гомеле была разработана инициатива “Азбука гражданина”, когда на себя можно примерить роль парламентария. Ребята сами разрабатывают законопроекты, отправляют их на доработки. Тем самым мы не только работаем с молодежью, которая уже имеет право голоса, но с теми, кто будет голосовать через год-другой. С ребятами ведется большая информационная работа.

Может быть вопрос ожидаемый, но все же. Интернет, соцсети - там сосредоточено много молодых людей и много неоднозначной информации. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении. Как вы работаете в Интернете, нужно ли это? Может быть есть какие-то информационные семинары, ведь детей нужно учить в этом потоке выбирать нужное и полезное, а не поток фейков.

Ксения (Могилёв) :

Олег Дикун: Сложный вопрос. Сегодня - это проблема всего человечества. Проходит очень много конференций по кибербезопасности. Мы можем сказать, что интернет приносит пользу и негатив одновременно. Мы активно работаем в интернете, и это, безусловно, нужно, потому что вся молодежь сидит в онлайне, и поэтому мы должны доносить информацию любым удобным для них способом. Мы есть в социальных сетях, созданы группы и "ВКонтакте", и в Instagram и в Facebook у всех наших районных организаций. Работаем в мессенджерах - Telegram, Вайбер. Мы думаем над программами, которые бы, возможно, и в игровой форме донесли ребятам, что хорошо, что плохо. Мы будем рады любым предложениям и инициативам, потому что на самом деле - это больной вопрос.

Стоит ли запрещать интернет, недавно Главе государства задали такой вопрос. На мой взгляд, не стоит, потому что запрет рождает интерес. Просто надо правильно преподносить информацию и рассказывать, что полезного и как взять в интернете. Ну, и родительский контроль никто не отменял, надо интересоваться, чем дети занимаются в социальных сетях, какие сайты посещают.

Александра Гончарова: Когда мы обсуждали, как ребят убрать из интернета, то пришли к выводу, что никак. И тогда вопрос, чем мы насытим это информационное поле, где они общаются. Сейчас очень много проектов для пионеров и даже для октябрят размещены на нашей платформе. Сразу похвалюсь, наш ресурс был отмечен премией ТИБО-2019 как лучший сайт для детей и подростков. У нас очень много проектов, благодаря которым ребята учатся находить информацию, правильно ее использовать и позитивно проводить время в интернете. В нашем проекте "Вотчына бай" дети на раз-два создают QR-коды. Мы стараемся заполнять это информационное поле полезной и интересной информацией.

Расскажите, пожалуйста, о проекте "Открытый диалог". С кем, как и для чего этот диалог?

Елизавета (Минск) :

Александра Гончарова: Это одна из коммуникационных площадок, которую не первый год организует БРСМ, туда мы приглашаем экспертов, и молодежь в открытом формате на различные темы может пообщаться с представителями власти, спортсменами, знаменитыми нашими людьми, обсудить проблемы, которые волнуют молодое поколение. Сейчас у нас открыта серия диалогов под общим названием "Беларусь и я", которая посвящена электоральной кампании. Это проект реализуется давно и успешно.

Олег Дикун: Важно уточнить, почему "Беларусь и я". Все говорят, государство не дало нам то, не сделало это, государство плохое. Мы подумать и решили обсудить тему: "Что государство сделало для молодежи, и что молодежь сделала для государства". Что лично каждый из нас дал государству или планирует дать, какие есть идеи и проекты. Критиковать легко, а вы предложите что-нибудь. Если есть идеи, предложения, мы всегда готовы к диалогу.

Как лично вы оказались в БРСМ? Не жалеете ли, тяжело ли это - быть активным и лидером, и что это Вам дало?

Глеб (Шклов) :

Олег Дикун: Я пришел в организацию, потому что у меня в школе был хороший педагог-организатор, которая сумела увлечь меня различными направлениями деятельности, в том числе и Союзом молодежи. Мы принимали активное участие в культурных программах, соревнованиях и в качестве поощрения попали на профильную смену БРСМ в "Зубренок", где нас конкретно познакомили с тем, чем занимается организация. На смену приезжали секретари ЦК, для меня они были чуть ли не боги. Я смотрел, слушал, восхищался и думал, такие занятые люди, такие серьезные. Свою активную деятельность я начал в школе, потом поступил в университет, где со временем стал секретарем факультета, потом секретарем первичной организации университета. Сегодня я работаю в Центральном комитете БРСМ. Сложно ли это - непросто, но когда ты реализовываешь какой-то проект, и он на стадии завершения, получаешь кайф от того, что у ребят горят глаза. Больше всего мне нравится поддерживать и помогать реализовывать идеи ребят. Это здорово!

Александра Гончарова: Какое-то время назад я была в роли того педагога-организатора, который увлекал ребят. Сейчас столько общественных объединений, и мне надо было вовлечь в эту деятельность ребят. С чем-то в работе молодежных организаций я была не согласна, и вот желание это изменить и сделать организацию лучше во мне сыграло. Когда в комнате общественных объединений начинают тусоваться ребята - ты понимаешь, что им это надо… Сложно ли это - сложно. Но тот отклик, который ты получаешь каждый раз после мероприятий и проектов, убеждает в правильности того, что делаю. И что самое главное - я получаю его и от собственного ребенка. Это самое классное, когда у ребят горят глаза, хочется сделать организацию лучше, и, я надеюсь, что у нас это получается. И мы не будем останавливаться на достигнутом.

В нашей стране волейбол начал широко развиваться в 1920-1921 годах в районах Средней Волги (Казань, Нижний Новгород). Затем он появился на Дальнем Востоке - в Хабаровске и Владивостоке, а в 1925 - на Украине. Волейбол той поры в шутку называли в стране «игрой актёров». Ведь в Москве первые волейбольные площадки появились во дворах театров - Мейерхольда, Камерного, Революции, Вахтангова. 28 июля 1923 года на Мясницкой улице состоялся первый официальный матч, в котором встретились команды Высших художественных театральных мастерских (ВХУТЕМАС) и Государственного техникума кинематографии (ГТК). Первопроходцами нового вида спорта стали мастера искусств, будущие народные артисты СССР Николай Боголюбов, Борис Щукин, будущие знаменитые художники Георгий Нисский и Яков Ромас, хорошими игроками были прославленные актёры Анатолий Кторов и Рина Зелёная. С этой встречи ведётся летоисчисление нашего волейбола.

В январе 1925 года Московский Совет физкультуры разработал и утвердил первые официальные правила соревнований по волейболу. По этим правилам с 1927 года регулярно проводятся первенства Москвы. Важным событием в развитии волейбола в нашей стране явился чемпионат, разыгранный во время первой Всесоюзной Спартакиады 1928 в Москве. В нем участвовали мужские и женские команды Москвы, Украины, Северного Кавказа, Закавказья, Дальнего Востока. В том же году в Москве была создана постоянная судейская коллегия.

Для развития волейбола большое значение имели массовые соревнования, проводившиеся на площадках парков культуры и отдыха. Эти игры были хорошей школой не только для москвичей, но и для зарубежных гостей. Недаром в начале 30-х гг. в Германии были изданы правила соревнований по волейболу под названием «Волейбол - народная русская игра».

Весной 1932 при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана секция волейбола. В 1933 во время сессии ЦИК на сцене Большого театра перед руководителями правящей партии и правительства СССР был сыгран показательный матч между сборными Москвы и Днепропетровска. А уже через год регулярно проводятся первенства Советского Союза, официально называвшегося «Всесоюзным волейбольным праздником». Став лидерами отечественного волейбола, спортсмены Москвы удостоились чести представлять его на международной арене, когда гостями и соперниками в 1935 были афганские спортсмены. Несмотря на то, что игры проводились по азиатским правилам, советские волейболисты одержали убедительную победу - 2:0 (22:1, 22:2).

В годы Великой Отечественной войны волейбол продолжали культивировать в воинских частях. Уже в 1943 начинают оживать волейбольные площадки в тылу. С 1945 возобновляются первенства СССР, год от года совершенствовались техника и тактика. Наши волейболисты не раз выступали в качестве реформаторов игры. В 1947 году наши волейболисты вышли на международную арену. На I Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге был проведён турнир по волейболу, в котором участвовала сборная Ленинграда, усиленная, как тогда это было принято, москвичами. Руководили сборной тренеры Алексей Барышников и Анатолий Чинилин. Наши спортсмены выиграли 5 матчей со счётом 2:0, и лишь последний 2:1 (13:15, 15:10, 15:7) у хозяев, сборной Чехословакии. Первый «женский» выезд состоялся в 1948 году - в Польшу поехала столичная команда «Локомотив», дополненная коллегами из московских «Динамо» и «Спартака» и ленинградскими спартаковками.

В 1948 году Всесоюзная секция волейбола вступила в члены Международной федерации волейбола (и не американские, а наши правила игры легли в основу международных), а в 1949 наши игроки впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях. Волейболистки сборной СССР дебютировали на чемпионате Европы в Праге и сразу же завоевали титул сильнейших. И первыми олимпийскими чемпионами на Олимпиаде в Токио (1964) стала наша мужская сборная. Побеждала она и на Олимпиадах в Мехико (1968) и в Москве (1980). А женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988) завоёвывала титул олимпийских чемпионов.

Советские волейболисты - 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 - Европы, 1 - на Кубке мира.

Мужская сборная России - победитель Кубка мира-1999 и Мировой лиги-2002. Женская команда побеждала на чемпионате мира-2006, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), «Гран-при» (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов-1997.

Театральное здание построено в 1783-87 годах (фасад завершён в 1802) в Петербурге (архитектор Дж. Кваренги) в традициях античной архитектуры.
Эрмитажный театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца 18 века. Здесь устраивались балы, маскарады, разыгрывались (придворной знатью) любительские спектакли, ставились итальянские, французские (преимущественно комические) и русские оперы, драматические представления, выступали русские, французские, немецкие, итальянские оперные и балетные труппы.
Открылся 22 ноября 1785 года (до завершения постройки) комической оперой M. M. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват». На сцене театра шли оперы «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» Паизиелло, «Ричард Львиное сердце» Гретри и др. (композиторы Д. Чимароза, В. Мартин-и-Солера, Дж. Сарти, В. А. Пашкевич создали ряд опер специально для Эрмитажного театра). Ставились драматические спектакли — «Нанина» и «Аделаида де Теклен» Вольтера, «Лжец» Корнеля, «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф» Мольера, «Школа злословия» Шеридана, «Недоросль» Фонвизина и др.
Выступали широко известные драматические актёры — И. А. Дмитревский, Ж. Офрен, П. А. Плавильщиков, С. Н. Сандунов, Т. М. Троепольская, Я. Д. Шумский, А. С. Яковлев, певцы — К. Габриелли, А. М. Крутицкий, В. М. Самойлов, Е. С. Сандунова, Л. Р. Тоди и танцовщики — Л. А. Дюпор, Ш. Ле Пик, Г. Росси и др. Декорации для т-ра писал П. Гонзага.
В 19 веке Эрмитажный театр постепенно приходил в упадок, спектакли ставились нерегулярно. Здание неоднократно реставрировалось (архитекторы Л. И. Шарлемань, Д. И. Висконти, К. И. Росси, А. И. Штакеншнейдер).
После капитального ремонта, начавшегося в 1895 под руководством придворного архитектора А. Ф. Красовского (стремившегося вернуть театру «кваренгиевский вид»), Эрмитажный театр открылся 16 января 1898 водевилем «Дипломат» Скриба и Делавиня и балетной сюитой на музыку Л. Делиба.

В 1898-1909 в театре ставились пьесы А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева и др., оперы «Месть Амура» А. С. Танеева, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, отрывки из опер «Борис Годунов»; «Юдифь» Серова, «Лоэнгрин», «Ромео и Джульетта», «Фауст»; «Мефистофель» Бойто, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Троянцы в Карфагене» Берлиоза, балеты «Фея кукол» Байера, «Времена года» Глазунова и др.
В спектаклях участвовали многие крупнейшие исполнители: драматические актёры — К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, А. П. Ленский, Е. К. Лешковская, М. Г. Савина, H. P. Сазонов, Г. Н. Федотова, А. И. Южин, Ю. М. Юрьев; певцы — И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, А. М. Давыдов, М. И. Долина, И. В. Ершов, М. Д. Каменская, А. М. Лабинский, Ф. В. Литвин, К. Т. Серебряков, М. А. Славина, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, Н. Н. и М. И. Фигнеры, Ф. И. Шаляпин; артисты балета — М. Ф. Кшесинская, С. Г. и Н. Г. Легат, А. П. Павлова, О. И. Преображенская, В. А. Трефилова и др. Декорации оформляли Л. С. Бакст, А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.
После Oктябрьской революции 1917 в Эрмитажном театре открылся первый в стране Рабочий университет. Здесь с 1920-х годов читались лекции по истории культуры и искусства. В 1932-35 в помещении Эрмитажного театра работал музыкальный музей, в котором проводились тематические концерты-выставки; в них принимали участие артисты Ленинградских театров и педагоги консерватории. К концертам издавались пояснительные программы, брошюры. В 1933 на сцене Эрмитажного театра были поставлены отрывки из тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера и полностью «Служанка-госпожа» Перголези. Представления сопровождались лекциями.
В Эрмитажном театре работает филиал Центрального лектория. Периодически здесь ставятся музыкальные спектакли (так, в 1967 силами студентов консерватории и музыкальных театров была поставлена в концертном исполнении «Коронация Поппеи» Монтеверди), устраиваются камерные концерты для сотрудников Эрмитажа, проводятся научные конференции, сессии, симпозиумы; в 1977 здесь состоялся конгресс Международного совета музеев.
А. П. Григорьева
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982

Танец Софьи Головкиной как ничей другой отражал эпоху.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)

Софья Николаевна Головкина была одной из балерин «сталинского призыва». На сцене Большого театра она выступала с 1933 года, танцевала главные партии во многих классических спектаклях и «реалистических» драмбалетах, сделала отличную карьеру на сцене и вне ее.

Пожалуй, не было у нас балетной актрисы, чей танец столь буквально отражал эпоху. Вклад Головкиной в исполнительское искусство – галерея уверенных в себе женщин с железными нервами и крепкими ногами. Ее героини – слепок со среднестатистической девушки из «передовой молодежи» того времени. Сценические персонажи Головкиной, воздушные или сказочно-условные по обстоятельствам сюжета, но всегда земные по облику и манере танца, тесно связывали элитарное искусство классического балета с советской повседневностью. Заколдованная Одетта, куртуазная Раймонда или деловитая Сванильда в исполнении Головкиной неуловимо напоминали энергичных рабфаковок и физкультурниц, а ее же «роковая» Одиллия – женщину-комиссара из «Оптимистической трагедии».

Комиссарской хваткой Головкина с 1960 года сорок лет управляла московской балетной школой. При ней хореографическое училище получило новое, специально построенное здание, было преобразовано в Академию хореографии, ученики академии стали получать высшее образование. В легенду вошли способности директрисы выбивать блага для училища за счет умения ладить с партийно-государственными начальниками всех времен, учить их дочек и внучек престижному классическому танцу. В последние годы ее управления Московская балетная академия максимально отошла от прежнего статуса школы при Большом театре, потому что Софья Николаевна, хорошо ладившая с Юрием Григоровичем, не ладила с его преемниками на посту руководителя балета Большого театра.

В перестройку неприкасаемость Головкиной пошатнулась, и в последние годы директорской карьеры ее сильно критиковали, обвиняли в снижении уровня подготовки танцовщиков в Московской академии. Но критика никак не сказалась на положении всесильной директрисы. В момент окончания долгого царствования Софьи Николаевны (она дала уговорить себя – и в 85 лет согласилась на должность почетного ректора) Головкина столь же твердо держала бразды правления, как и в молодости.

Железное единовластие – залог ее достижений и ее неудач. При Головкиной время в балетной школе словно застыло. Но в ее эпоху школу окончили многие даровитые классические танцовщики, они работают и сегодня во многих труппах России и за границей. А рассуждая о марке «московский балет» (в танце главное – не техника, а душа нараспашку), историки балета всегда будут упоминать имя профессора Головкиной.

В свой 82-й день рождения 25 мая Большой театр оперы и балета открыл двери для зрителей и пустил их в свои недра: на сцену и даже под крышу. Более двух тысяч записавшихся на экскурсии увидели Большой изнутри и узнали, как он готовится к спектаклям, как проходят репетиции и как создаются декорации.

"Когда проводишь что-то в первый раз, все считают это авантюрой. Так было с Рождественским оперным форумом, Большим балом, вечерами Большого театра в замке Радзивиллов, Международным конкурсом вокалистов… Все когда-то проходит впервые, а потом все хорошее становится традицией ", - сказал в торжественный день генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко в своем кабинете.

Еще зимой объявили внутренний конкурс предложений, как отметить день рождения театра. Среди прочих идей начальник службы маркетинга и рекламы Татьяна Александрова и заместитель генерального директора Светлана Казюлина предложили в этот день показать внутреннюю жизнь Большого.

"Когда человек приходит в театр, он видит все в праздничном формате. Но не каждому дано понять, что значит создать спектакль. Это каторжный труд ", – объяснил Владимир Гридюшко, почему ему понравилась идея. Доносили эту мысль до посетителей в праздничный день 20 экскурсоводов, специально подготовленных сотрудников театра.



Еще в 20-х годах на базе БДТ-1 действовала оперная и балетная труппа, хоровой коллектив и оркестр. В 1924 году был создан музыкальный техникум, через год на базе техникума появились оперные и балетные отделения. Затем в 1930 году возникла оперная и балетная студии, и 25 мая 1933 года на сцене нынешнего Купаловского театра состоялась премьера оперы "Кармен" тогда еще Государственного театра оперы и балета БССР. Главную партию исполнила Лариса Помпеевна Александровская. Примечательно, что опера была на белорусском, Кармен – героиней пролетариата, а контрабандисты боролись с несправедливостью. В 1935 году "Кармен" поставили еще раз, также на белорусском языке, но уже без пролетарского флёра.

В 1939 году построили сегодняшнее здание Большого театра, и первой оперой стал "Міхась Падгорны". Его вместе с "Цветком счастья" и балетом "Соловей" в 1940 году показали на декаде белорусского искусства в Москве. Тогда же театр получил звание Большого. В 1964 году театру присвоили звание академического, и в 1996 году – национального.

14 июня в Большом пройдет восьмая за историю театра постановка "Кармен" . Администрация театра приоткрыла тайну и рассказала, что артисты разучивают фламенко и севильяну.

Петляя по коридорам театра, попадаем на сцену площадью 600 квадратных метров без арьерсцены (задней части сцены, резервного помещения для декораций, создающих иллюзию глубины; с ней площадь сцены составляет 800 квадратных метров. – TUT.BY ) .

Если не идет спектакль, сцена закрыта противопожарным занавесом. Механик Анатолий специально в день открытых дверей на время поднял заслон, и показался зрительный зал – на первый взгляд такой маленький со сцены.

На самой сцене - семь штативов с софитами и еще по четыре боковые башни для освещения. Каждый прожектор поворачивается в любой плоскости независимо от другого. Это позволяет создать необходимое освещение спектаклю. Вся механика сцены управляется с помощью электронного пульта и сенсорного табло. Под сценой 21 площадка, которые могут подниматься отдельно и менять уклон. Сама сцена по правилам под уклоном 4 градуса.

Люстра в зрительном зале, диаметром 4 метра и весом 1200 кг, состоит из 30 тысяч подвесок, 500 лампочек, подключенных с помощью 1 км проводов. После закрытия сезона люстру опускают, и можно убедиться в том, что она высотой в два роста человека.

С поднятым противопожарным занавесом

Сцена без противопожарного занавеса. После реконструкции театра, проходившей с 2006 по 2009 годы, конструкции закрепили. Есть график регулярного осмотра помещений, когда замеряют малейшие изменения.

У сцены находится комната мелкой бутафории, чтобы кубки, мечи, сабли, маски и бутылки для сценических застолий были под рукой.

В день открытых дверей в театре шла подготовка к вечернему балету "Спящая красавица". В сцене подняли сейф из пола, в котором хранятся мягкие декорации. В каждом из четырех ярусов – по три комплекта декораций. Все они подписаны, чтобы работники знали, к какой балке привязывать драпировку.

Верхняя часть театральной сцены – колосники. Они находятся высоко над сценой и устланы решеткой, чтобы спускать декорации. Признаться, даже на ровном полу не по себе и подкашиваются ноги, когда сквозь щели смотришь вниз. В колосниках находятся моторы, способные поднять до 1 кг декораций.

Колосники. Самое мистическое помещение под крышей Большого.


Более 40 тысяч костюмов к спектаклям хранятся под крышей. Петляя в коридорах вместе с костюмером Натальей Харабровой, говорим о лабиринтах театра.

По ее словам, в первый год работы и сами сотрудники теряются. Но текучка в театре маленькая, люди работают десятками лет, поэтому ориентируются почти интуитивно, в том числе в помещении с костюмами.

Сама Наталья уже наизусть помнит, где какой хранится костюм. В это сложно поверить неискушенному человеку, потому что без подготовки в такой массе костюмов даже с подписями каждого ряда было бы сложно что-то найти. Мы зашли на самый большой склад, а их в театре еще 11, но меньших по размеру.



В одном спектакле может быть задействовано 250-300 костюмов, и для костюмера этот день - напряженный: все костюмы переносятся вручную или на тележках. "Костюмер должен иметь хорошую память, чтобы запомнить, где какой носочек, платочек ", – говорит Наталья Хараброва.

Периодически на склады приезжает санстанция и обрабатывает их, чтобы не завелась моль и не было пыли. После спектакля какие-то костюмы стирают, а какие-то отдают в химчистку, некоторые стирают вручную в специальной прачечной. По словам костюмера, все наряды к спектаклю уникальны, "повторить их невозможно", именно по этой причине театр не сдает их в аренду – это как произведение искусства. А некоторые костюмы хранятся десятилетиями, как, например, кожаные к балету "Спартак" – они в Большом с 80-х годов.

Однако открытием дверей театр не ограничится. Именинник уже к следующему сезону готовит сертификаты на спектакли. По словам директора, когда дарят билеты в театр, у человека не всегда есть возможность сходить на конкретный спектакль в конкретное время. Сертификат позволит купить любой билет на любое время за указанную сумму.