8 бессмертных даосов. Чайная история в лицах. Восемь бессмертных и чай У И Ба Сянь. Чжан Голао – воплощение мудрости

1. Гора Тайшань

«То, чем рождается жизнь, есть смерть»
Лао-Цзы

Жизнь и смерть… Два самых главных явления, которые касаются абсолютно всех! Но как ни странно, мы об этом знаем очень мало. И с развитием самого человека представление о жизни и смерти меняются. В современных словарях «жизнь» - это особая форма существования материи, возникшая на определенной ступени ее развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ. А «смерть» - это прекращение жизни, гибель и распад организма. Но по большому счету, что такое жизнь и смерть, не знает никто. Есть только наши попытки определить и познать эти состояния.
А что же тогда жизнь без смерти, т.е. бессмертие? Дать этому определение гораздо сложнее.
Идея бессмертия встречается в той или иной форме почти у всех древних народов. Греки и евреи под бессмертием понимали призрачное существование душ в царстве теней. Египтяне верили в бессмертие человеческой души. Они считали, что когда умирает тело человека, его душа переходит в ребенка, рождающегося в этот момент.
«Человек родится на смерть, а умирает на живот, на жизнь» - говорили наши предки.
Существование бессмертия, без всяких сомнений и иных задних мыслей, признавали латиноамериканская, кельтская, индийская, даосская традиции. Пожалуй, больше всего в этом направлении продвинулись даосы.
Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии, сформировался во II веке н.э. В его основу легли мистические и шаманские культы царства Чу Южного Китая, учение о бессмертии и магические практики царства Ци, философская традиция Северного Китая. Основателями даосизма считаются Желтый император Хуанди и мудрец Лао-цзы. Основными трактатами являются «Дао Дэ Дзин» и «Чжуан-цзы».
Глубина, изысканность и утонченность философских взглядов даосов, широкое практическое применение их знаний привлекали и привлекают умы многих людей. Я хочу рассказать о недавней поездке по горам Юго-Восточного Китая - священным горам даосизма - горам Бессмертных. Удивительные по красоте, восприятию и силе воздействия, они оставили в моей душе часть своей мудрости, одухотворенности, величия и Бессмертия. Пять знаменитых гор, овеянных тайнами и легендами… Тайшань, Лаошань, Маошань, Лунхушань, Лофушань.
Олег Чернэ, руководитель Международного этнического центра «INBI», многие годы практикующий даосскую алхимию, который организовал эту поездку и вел группу по дорогам Бессмертных, считает пространство Китая особенным. Писатель, путешественник, мастер, он побывал практически во всех странах мира, знаком со многими выдающимися людьми нашего времени, автор многочисленных книг и статей, он по-прежнему продолжает свой поиск и помогает другим в поисках своего.
Олег Чернэ:
Меня часто спрашивают: когда у меня начался интерес к даосизму? Вообще просто так ничего не может начаться, начинается тогда, когда мы реально понимаем, что мы делаем. От того, что мы что-то начинаем изучать или следуем за кем-то или чему-то, это не значит, что то-то началось. Мы просто меняем одно увлечение на другое. Когда ты начинаешь свой личный поиск, он и является преддверием пути, на который ты становишься. В конечном счете, я сказал: хорошо, надо что-то делать! я хочу что-то познать! и это побудило меня пойти в первую очередь в Китай. Это пространство раскрывалась постепенно - как лотос. И сегодня, когда я уже не первый раз приезжаю сюда, оно для меня нечто большее, чем Место Силы, люди, мастера и знания. Оно для меня как некий конструктор, в каждой части которого я понимаю, что делаю. И любая поездка в Китай для меня - это нечто необыкновенное.
Пространство и энергии разных стран дают различные возможности для развития человека, идущего по пути знаний.
Китай - родина одной из самых старых и сложных цивилизаций мира. Ее история насчитывает около 5 тысяч лет. Но время продолжает менять пространство, обычаи, культуры, религии. И китайцы это прекрасно понимают. Современный Китай - это страна огромного экономического потенциала. Последние два десятилетия сильно изменили традиционную жизнь китайцев. На глазах происходит бурное развитие космической и атомной промышленности, нефтехимии и электроники, интенсивное строительство, бурный экономический подъем и рост благосостояния. Приятно удивляет уважительное отношение китайцев к своей культуре. Допуская какое-нибудь новшество в массовое потребление, они всегда оценивают, как улучшится жизнь населения и как это повлияет на многовековые традиции. А в традициях Поднебесной - находить гармонию с миром, проводить время в беседах и медитациях, совершенствоваться в практиках различных учителей и мастеров. Ведь они не только сами развиваются, но и экспортируют свою культуру в другие страны.

Легенды и мифы Китая полны удивительных историй о людях, достигших бессмертия в результате самосовершенствования по даосским практикам. Описанные в древних китайских текстах «Восемь бессмертных святых» (Ба Сянь), относящихся к даосскому пантеону, были реальными личностями. У каждого из них своя история и своя дорога к бессмертию. Став святыми, они освободились от мирских чувств и страстей, получили вечную жизнь и живут теперь по небесным законам. Вот их имена.
Чжун Лицюань - глава Восьми Бессмертных, обладал секретом изготовления эликсира жизни и порошка перевоплощения.
Ли Тегуай - считается покровителем магов, волшебников, чародеев.
Чжан Голао - из всех восьми бессмертных он самый старый по годам и самый благоразумный. Жил отшельником в горах и всю жизнь скитался. Всегда ездил на осле задом наперед, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, он складывал ослика, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и осел снова оживал. Чжан Голао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей.
Лань Цайхэ - этот бессмертный считается покровителем музыкантов и изображается с флейтой в руках.
Цао Гоцзю известен как представитель правящего клана времен династии Сун. Изображается с кастаньетами и с нефритовой дощечкой, дающей право входить в императорский двор. Покровитель актеров и мимов.
Люй Дунбинь с самого детства был развит не по летам и мог ежедневно запоминать до десяти тысяч слов.
Хэ Сяньгу - единственная женщина среди этой восьмерки. Еще в раннем детстве она встретила Люй Дунбиня, который, предвидя будущее девочки, подарил ей персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в земной пище. На рисунках Хэ Сяньгу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке, а в другой она держит широкую плетеную корзинку, иногда наполненную цветами. Хэ Сяньгу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала людям судьбу.
Хань Сянцзы - был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего при династии Тан.
Вратами в мир блаженных небожителей всегда считались священные китайские горы. В даосских традициях горы рассматриваются не только как связь с небесами или с небожителями, но как живые существа, которые не только формируют знания, создают и генерируют энергию, но и представляют собой определенные ступени познания и выполняют конкретные задачи. Так, например, первая гора, на которой мы побывали, - Тайшань, или Нефритовая гора, - дает понимание всей структуры развития, преобразования, кристаллизации и генерирования энергии, которые человек может познать, преобразовав эту энергию 9 раз.
Т.е. каждая гора - это некое пространство, где человек может получить определённые знания или энергии для понимания и трансформации уже наработанного опыта. Китайские мудрецы, проживая какое-то время на различных горах, напитывали себя энергиями разного качества. Как пчелы собирают нектар с цветов, так и они собирали энергию в сосуд свое мудрости.
Самое ценное из искусств - искусство обучаться. Все остальное - лишь следствие. Процесс наращивания или приобретения новых качеств требует постоянного восполнения собственных ресурсов, постоянной работы над собой. Поэтому секреты даосских практик раскрываются только для целеустремленных.
Олег Чернэ:
Даосизм - это не для ленивых людей, это для людей, которые готовы к действию. Он допускает ошибки, ответвления, даже ненужные направления, но не приемлет бездействия до того момента, когда действие становится натуральным, естественным и тогда оно рассматривается как бездействие. Но это бездействие по отношению к действию, которое было не нужным, но в реальности создающее наращивание, алгоритм, прогрессию… Т.е. здесь нет цели, нет стремления достичь чего-то, кроме как опоры на одно, что порождает второе. Непрерывный процесс действия.
Язык не поворачивается назвать даосов ленивыми, когда, преодолев более 7200 ступеней, они поднимаются на высоту 1545 м. Гора Тайшань, расположенная в провинции Шандунь, традиционно считается местом обитания даосских святых и бессмертных. Она не только входит в число пяти священных гор даосизма, но имеет большую культурную и историческую значимость как для Китая, так и для всего мира - гора включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хоть раз в жизни каждый китаец должен взойти на эту гору, желательно пешком, хотя в настоящее время имеется и подъемник.
В китайской культуре гора закрепилась как символ стабильности, рождения и восхода солнца, что породило поговорку - «непоколебимый, как гора Тайшань». Эта поговорка нередко использовалась Мао Цзэдуном. Крутые каменные ступени, сильная влажность и жара, лестница, уходящая в облака, словно к истокам всех времен и начал - это путь для тех, кто не удовлетворен условностями цивилизаций и морали, кто ищет истинно великое и вечное, чтобы вместить в себя весь мир и прикоснуться к истокам всего происходящего.
Олег Чернэ:
Если говорить о становлении даосизма как такового, то можно сказать, что это была попытка правильно жить в правильном пространстве. Это очень интересно. Эту попытку постарался реализовать первый император династии Цин. Сам факт, что была мысль простроить пространство более корректно, чем оно простроено сейчас, вызывает большой интерес. Для меня интересен также сам человек как таковой, потому что я не считаю, что люди по-настоящему реализуют свои человеческие качества. Они реализуют либо животные качества, либо сверхсознательные. Человеческие качества требуют определенного образования и развития, и в даосизме человек - это некий элемент, некая структура, которую надо понимать и развивать.
В основе даосских практик лежат простые положения: человек рожден для того, чтобы развиваться, развитие требует усилия, усилие определяется волей. Успешность этих практик заключается в одновременном вовлечении в работу ментального, энергетического и физического потенциала человека. Синхронизация этих моментов и дает поразительные результаты.
Многие термины из китайских духовных практик широко известны во всем мире. Ци - это всепроникающая жизненная энергия, существующая в каждом человеке, будь он азиат, африканец или славянин. Только название ее в разных традициях разное. Индийцы называют ее праной, славяне - живой, японцы - ки. Ци течет в организме человека по системе меридианов, и состояние человека напрямую зависит от состояния ци. Согласно китайской философии, эта энергия вдыхает жизнь во все сущее, это и есть дыхание самой природы и самой жизни. «Человек пребывает в дыхании, а дыхание - в человеке».
В даосских практиках работают с тремя основными видами энергии и их сочетаниями. Все эти энергии неразрывно связаны между собой и их разделение условно. Ци - наполняющая энергия, цзин - увязывающая, шен - трансформирующая.
Перевод важнейших даосских понятий представляет собой особую трудность, потому что даосизм говорит языком поэтических метафор. Можно еще сказать, что ци - это дыхание, цзин - семя, а шен - дух. Есть еще одно понятие «дэ» - обозначающее внутреннее совершенство. И наконец, понятие «дао» - переводится словом «путь». Движение от простого к сложному. Бесконечный путь по мосту, соединяющему одно состояние сознания с другим. Вершины становятся все выше и выше, и по ним уже идут Бессмертные…
Мудрые даосы изучили и классифицировали различные виды энергии, которые мы можем вырабатывать, использовать и трансформировать в своем теле. Их система - больше, чем просто абстрактная схема каких-то там отвлеченных эзотерических понятий, оторванных от реальной жизни. Она очень взаимосвязана со множеством других аспектов нашего существования.

Непрерывный поток людей движется по крутой дороге вверх. Каменные ступени, иногда разной величины, хранят отпечатки миллионов стоп. Люди разного возраста, разного социального положения, много молодежи. Это не просто - подняться на высоту в 1,5 километра в очень душной и влажной атмосфере, такой непривычной для нас. Поэтому частые остановки. Да и постоянные съемки с различных точек прекрасных видов гор забирают время. Ведь я приехала в составе небольшой съёмочной группы, и наша задача - запечатлеть путешествие по горам Бессмертных. Приходиться постоянно догонять основную группу, что еще больше усложняет наш подъем.
Мы пользуемся популярностью у местной публики. Китайцы - люди в основном деликатные, но желание сфотографироваться на фоне нас сильней. И они незаметно становятся так, чтобы в ракурсе оказались они, горы и мы. Некоторые, посмелей, просят нас сфотографироваться вместе с ними. И мы не отказываемся. Улыбки, благодарность, рукопожатия. Всем приятно и интересно - и нам, и им. Как ни странно, европейцев на этом пути практически нет.
Самый высокий пик называется Пиком Нефритового Императора. Храм на вершине горы - цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. И хоть на гору можно подняться на подъемнике, но достойней всё-таки взойти пешком. Поэтому и тянется бесконечная вереница людей по дороге, скрывающейся в облаках.
Олег Чернэ:
Храм Тай-Цзи-Темпе - Храм Нефритового Императора - самый важный храм во всем Китае, расположенный на Тайшане. Нефритовый император символизирует высшую степень кристаллизации и трансформации, которую может достигнуть человек. Это не просто символ, а определенное место, где аккумулируется самая главная важная энергия для тех, кто следует даосским путем. Особенность этого места надо прочувствовать, здесь заложены глубинные познания даосской алхимии.
В даосском пантеоне Нефритовый император (Юй-ди) занимает позицию верховного божества, который правит небом и делами людей. Он восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Он мудр и строг, и все в его власти.
В различных древних традициях алхимией называлось тонкое и сложное искусство последовательного очищения и изменения некой субстанции. Такие преобразования, по мнению древних мудрецов, могли происходить и с человеческим телом, и с его энергией. Как искусство внутренней трансформации человека, алхимия была представлена практически во всех мировых эзотерических традициях. Однако как система знаний она нашла свое наибольшее развитие в Древнем Китае. Понятие Макро- и Микрокосмоса, учение об энергии, циркулирующей в человеческом теле, согласно определенным законам, было структурировано древними китайскими мастерами, развито и доведено до высочайшего уровня.

Как мы уже говорили раньше, в основе даосской философии лежит концепция непрерывного развития человека. На начальной фазе обучения работают в основном с энергией ци-ци, что позволяет построить тело и циркуляцию энергии, создать условия для энергетического наполнения и сохранения энергии, наполнившей тело. В алхимической фазе работают с энергиями цзин и шен и создают условия для увязывания, преобразования и структурирования энергии. Остальные уровни развития связаны с энергиями цзин-ци, цзин-цзин, цзин-шен, шен-ци, шен-цзин и шен-шен.
В любом деле важна последовательность и постоянство. Очистка энергии или преобразование более грубой в более тонкую приводит к постоянному изменению в опыте практикующего. И человек как Микрокосмос соединяется с Макрокосмосом на все более и более глубоких уровнях. Этот процесс требует совершенствования и единства трех качеств - формы (тела), движения (энергии) и направления (сознания) до тех пор, пока они не станут единой гармоничной энергетической субстанцией. Эти изменения и проникновения в тайны жизни и Вселенной и есть «высшие даосские сокровища человеческого существования».
Олег Чернэ:
Даосская алхимия - это процесс преобразования, где человек в процессе жизни в состоянии генерировать, улучшать, преобразовывать и изменять свою энергию. Т.е. вначале он как бы уходит от своей предрасположенности судьбы и достигает нечто большего, на что он будет способен благодаря культивации энергии. Даосский путь - это некий процесс проживания в условиях, когда вначале нужно достигнуть некоего гармонического состояния, при котором, собственно, и возможен процесс культивации. Гармоническое состояние - это сложное понятие для современного человека, потому что оно определяет комбинацию энергий, которые позволяют человеку быть в естественном состоянии. Оно позволяет сознанию находиться в том качестве, которое мы называем гармоничным. Это не есть психологическая или философская установка - это есть физическое состояние, позволяющее энергии находиться в балансе. Т.е. гармония - это некое особое состояние, которое позволяет человеку находиться в комфортных условиях взаимодействия с окружающей средой.
Достижение более высоких состояний требует огромных духовных и энергетических затрат. Хотя иногда есть более быстрые способы достижения таких целей. Легенды горы Тайшань говорят о том, что можно «обрести Небеса», если броситься вниз с вершины. Поэтому всегда находилось немало паломников-самоубийц, стремившихся броситься в бездну с вершины горы. Еще одно поверье, более альтруистическое, говорит о том, что таким поступком можно избавить своих родителей от болезни и смерти. Хотя будет ли радостна их жизнь после смерти своего ребенка?!
В настоящее время приняты меры по ограждению территории на вершине для предотвращения таких поступков.
Наконец мы поднялись на самую вершину горы Тайшань. Здесь расположено много храмов и гостиниц для паломников. Небо и земля поменялись местами. Вечерние облака скрывают от нас землю, и кажется, что мы уже, подобно Бессмертным, парим над ней. Время от времени легкий порыв ветра разрывает застилающую пелену и на оставшейся дымке, как на холсте, проступают силуэты храма. Это действо завораживает и восхищает, как вечная попытка человека познать мир и себя в нем.
Даосскую алхимию можно еще определить как науку о бессмертии, близкую к макробиотике и разделяющуюся на «внешнюю» (вай дань) и «внутреннюю» (нэй дань). Первая предполагала изготовление эликсиров бессмертия, вторая - создание эликсира в самом теле адепта.
Олег Чернэ:
Киноварь, или «дань», - это главный ингредиент в изготовлении «пилюль бессмертия». «Поля киновари», или «даньтяни», - своеобразные энергетические резервуары в теле человека, в которых накапливается и распространяется по всему телу главная ци. Существует три даньтяня: верхний, средний и нижний. Соответственно - «Дворец нирваны» (нивань гкун), находящийся в голове, «Пурпурный дворец» (цзян гунн) расположен около сердца, «Океан жизненных сил» (ци хай) в районе пупка. Именно в этих местах находится тигель для выплавки «пилюли бессмертия» внутреннего алхимического процесса. «Пилюля бессмертия» - это уже такое качество энергии, которое и приводит к совершенно иным уровням жизни.
Кроме внутренней алхимии, существовала еще и внешняя алхимия. Даосы считали, что употребление ряда металлов, минералов, растений может обеспечить долголетие. Однако наиболее эффективны лекарства, приготовленные специально. В их основе - киноварь, золото, серебро и пр.
И вот на горе Тайшань есть места, где формируется киноварь. Три уровня киновари. Вначале киноварь формируется под влиянием энергии ци. Это место находится ниже. Изначально процесс или структуризация генерирует энергию ци. И там киноварь как бы связана с землей. Второй уровень киновари связан с камнем, где генерация уже происходит по отношению к камню. И третий уровень киновари связан с небом, это другое место. Это место, которое определенным образом находит свое взаимодействие между кристаллической природой самого камня, т.е. минерализацией, солнцем, которое позволяет усиливать эту генерацию, и туманом, который постоянно нагоняется сюда и питает этот камень. Он постоянно подпитывается и находится в определенном ритме.
Чтобы создать киноварь, надо понимать определенный ритм создания энергии. Нельзя энергию просто развить и что-то с ней резко сделать. Это как ковер. Когда он готов - он есть ковер, когда он делается - он не представляет из себя цельности и определенной силы. Конечно, работать с этим местом гораздо тяжелей, чем с местом, где собирают киноварь, связанную только с энергией ци.
«Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Долговечна же не абстрактная истина, а искренность чувства, бесконечно долго предвосхищаемого, ожидаемого и потому бесконечно долго памятуемого. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, немногого стоит».

Людмила Загоскина
г. Днепропетровск
e-mail: [email protected]
(Продолжение следует)

Среди многообразия сортов чая из Уишани, горного района провинции Фуцзянь, есть чудесный сильно-ферментированный улун под названием «У И Ба Сянь» (кит. 八仙, Ba Xian) , что значит «Восемь бессмертных из У И» . Кто же такие эти восемь бессмертных?

У каждого народа есть свои герои. Порой этих героев объединяют в группы: три богатыря, семь гномов, и так далее. Китайцы очень любят цифру «восемь», так что неудивительно, что своих мифологических персонажей они объединили в «волшебную восьмерку».



Все эти личности реально жили в Китае в стародавние времена, но скорее всего, они даже и не знали друг про друга, однако народная молва соединила их очень тесными отношениями. Существует огромное множество легенд о путеществиях и приключениях этой компании. В Китае даже есть небольшой городок под названием Пэнлай, где, по легенде, все восемь бессмертных собрались, чтобы перейти море по пути на пир к Владычице Запада Си Ван Му.

Вот эти бессмертные: Чжун Ли Цюань, Ли Те Гуай, Чжан Го Лао, Лань Цай Хэ, Люй Дун Бинь, Хэ Сянь Гу, Хань Сян Цзы . Все они отличались выдающимися способностями – кто-то мог летать по небу, кто-то исцелял больных, а кто-то мог делать настоящие чудеса. Среди них были как ученые, так и лекари, музыканты, и просто путешественники. Вот краткое описание восьми бессмертных



Восемь бессмертных переплывают море

Чжун Ли Цюань . Глава восьми бессмертных жил во времена династии Чжоу. Он обладал секретом изготовления эликсира жизни и порошка перевоплощения. Его обычно рисуют толстяком с обнаженным животом. Иногда он держит в одной руке персик, а в другой - веер, с помощью которого оживляет души усопших.

Ли Те-гуай . Он обыкновенно изображается хромым нищим, опирающимся на железный костыль. В руке он держит тыкву-горлянку, в которой находится снадобье, обладающее таинственной силой - с его помощью можно отделять душу от тела. Ли Те-гуай считается покровителем магов, волшебников, чародеев.

Из всех восьми бессмертных Чжан Го Лао самый старый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали лао - «старый», «почтенный», «уважаемый». Жил он отшельником в горах и всю жизнь скитался. Чжан Го-лао всегда ездил на осле задом наперед, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, он складывал ослика, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и осел снова оживал.

Чжан Го-лао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. На популярном рисунке он изображен сидящим на осле и подносящим младенца только что повенчанной паре. Чжан Го-лао считают также покровителем изящных искусств. Он часто изображается с бамбуковым сосудом для кистей.

Лань Цай Хэ был пьяницей. Однажды, сидя в кабачке и забавляя присутствующих, он вдруг услышал небесное пение. В тот же миг он бесшумно поднялся в небо - его подхватило облако. Лань Цай-хэ сбросил вниз сапог, халат, пояс. Облако взвилось ввысь, становясь все меньше и меньше, и с тех пор никто уже на земле не слыхал про Лань Цай-хэ. Этот бессмертный считается покровителем музыкантов и изображается с флейтой и руках.

Люй Дун Бинь . С самого детства он был развит не по летам и мог ежедневно запоминать по десяти тысяч слов; без всякой подготовки он овладел литературной речью. Пройдя с честью все испытания, Люй Дун-бинь овладел искусством магии и получил меч «чудесного могущества» (его часто изображают с мечом за спиной). Целых четыреста лет он странствовал с этим мечом по земле, защищая людей, убивая драконов и тигров.

Хэ Сянь Гу . Единственная женщина среди этой восьмерки. Еще в раннем детстве она встретила Люй Дун-биня, который, предвидя будущее девочки, подарил ей персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в земной пище. На рисунках Хэ Сянь Гу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке, а в другой она держит широкую плетеную корзинку, иногда наполненную цветами.. Хэ Сянь Гу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала людям судьбу.

Хань Сян Цзы был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего при династии Тан. Отправившись на поиски учителя, он случайно встретил мудрого Люй Яня. Слушая его наставления, он быстро постигал учение о дао. Однажды они пришли в страну, где в изобилии росли «персики духов». Хань Сян-цзы хотел сорвать несколько плодов и для этого влез на дерево. Вдруг сук под ним подломился, он упал на землю и умер. Но в тот же миг вознесся на небо - уже как бессмертный, без страданий и боли. Хань Сян-цзы изображается часто с корзиной цветов. или фруктов в руках и считается покровителем садовников.

Цао Го Цзю был младшим братом Цао Тайхоу, матери императора Сун Шэньцзун, жившего в эпоху Сун. С молодости он предпочитал уединение, и все прелести придворной жизни были ему чужды. Однажды, не желая более мириться с притеснениями простых людей, которые учинялись его семьей, он решил отправиться в горы для постижения даосского учения, направленного на чистоту существования и естественность жизни.
Цао Го Цзю изображается с большими кастаньетами в руках и считается покровителем актеров.



Так какое же отношение все эти волшебники имеют к чаю? Издавна даосы искали снадобье бессмертия, которое позволяло бы человеку жить бесконечно долго. Они проводили множество экспериментов, исследовали свойства разных растений и трав. Чай же по праву считался средством для прояснения ума, очищения тела и создания особого настроя. Чай обладает способностью впитывать энергию своего окружения, потому так и ценятся монастырские чаи, которые собирают в горах, вдали от суеты. Так и чай, собранный среди зеленых утесов, чистых горных ручьев, может передать человеку ясность и чистоту природы и настроение того места, где он был собран.

Чай «У И Ба Сянь» собирается в горном районе, где также изготавливают такие известные чаи как «Да Хун Пао» или «У И Шуй Сянь». Для него берут верхние крупные листья, которые в процессе изготовления скручиваются по длине. Для всех сильно-ферментированных улунов процесс изготовления примерно одинаков – после сбора листья слегка подвяливаются, потом обрабатываются и подвергаются процедуре «убийства зелени». Подготовленный лист скручивают в специальных барабанах, а затем прожаривают над дымными очагами в решетчатых корзинах. Поэтому сухой чайный лист очень темный, почти черный, длиной от 3 до 5-6 см. Запах сухого листа теплый, с фруктовым оттенком.

Для приготовления чая нужно взять только что вскипевшую воду, не ниже 90 градусов. Чая можно брать довольно много, до половины чайника, хотя это, конечно зависит от качества чая и от личных предпочтений. Первый раз вы можете просто промыть лист, а вторая заварка уже даст вам золотистый чайный настой с ароматом нагретого солнцем луга, с небольшим оттенком имбиря. С каждой последующей заваркой цвет становится все насыщенней, меняется к янтарно-красноватому, его запах окутывает все вокруг. Этот чай хорошо согревает, выравнивает состояние, дает ощущение расслабленности. После восьмой заварки вы можете почувствовать, как все восемь бессмертных уже пришли к вам, чтобы научить вас Дао, а может вы поймете, что Дао уже пришло к вам…

Алевтина Шарапова, 2008

Хань Сян Цзи

Хань Сян Цзи был племянником Хан Ю, великого поэта и ученого времен династии Тан. Он учился и готовился к сдаче государственных экзаменов, но к великому огорчению своего дяди, не стал их сдавать. Он был умным, но несколько диковатым ребенком, ему были чужды помпезность и тщеславие. Несмотря на изгнание из буддистского ашрама за грубость и хулиганство, он любил тишину и уединение. Он был посвящен в секреты даосизма бессмертным по имени Люй Дун Бинь еще в подростковом возрасте и уже тогда начал осваивать практики внутренней алхимии. Он испытал мистерию Небес и изучил в совершенстве превращение Пяти Элементов. Однажды Люй Дун Бинь привел его к мифическому Древу Мира, чтобы рассказать о Вселенной. Хань Сян Цзи упал с дерева и погиб, но немедленно воскрес. Он стал творить чудеса и предсказывать будущее. Он делал вино без использования винограда, а цветы могли расцвести у него в середине зимы. Однажды он вырастил куст пионов, и на каждом лепестке золотом были написаны стихи, предсказывающие судьбу его дяди. Его часто изображают с букетом цветов. Он носит флейту и играет на ней шесть целительных звуков. Он показан верхом на буйволе, мифическом буддистском божестве.

Цюань Чжун Ли

Цюань Чжун Ли родился в 3-ем веке. Во времена династии Хан он служил генералом армии. После встречи со старцем, который учил его Дао, он покинул государственную службу и ушел в горы, став нищим странником. Однажды во время медитации каменная стена его жилища раскололась, и в щели появилась нефритовая шкатулка. В шкатулке оказались секретные инструкции по практикам Бессмертия. Он последовал инструкциям, и в один прекрасный день его келья заполнилась радужными облаками и божественной музыкой. Прилетел журавль и унес его в край Бессмертия. После этого он смог самостоятельно бродить по небесам. Во время Великого голода он превращал медь и олово в золото и серебро и раздавал его бедным, в результате чего спас многие жизни. Он обучал Люй Дун Биня даосским секретам после того, как доказал ему бренность существования и убедил присоединиться к лику Бессмертных. Обычно его изображают с бородой и в легкой одежде. Его волосы уложены в два пучка. Его символ – веер, которым он оживляет и реинкарнирует души усопших. Ему уже 1800 лет, но он иногда появляется на земле как посланник небес.

Цао Го Цзю

Цао Го Цзю – это один из двух братьев императрицы династии Сунг, правившей в 11 в. н. э. Он так стыдился своего брата, убийцы и гедониста, что роздал все свое богатство бедным и ушел в горы в поисках Дао. В горах он носил одежду из диких растений и жил как отшельник. Через какое-то время он гармонизировал свой ум, тело и дух и научился даосским техникам трансформации. Однажды, гуляя по своему горному царству, он встретил двух из восьми бессмертных: Чжун Ли Цюаня и Люй Дун Биня. Люй Дун Бинь спросил его, "Что ты делаешь?" Он ответил, «Я вынашиваю Дао и изучаю Путь». Когда его спросили, где Дао, он указал на небо. Когда спросили, где небо, он указал на свое сердце. Чжун Ли Цюань просветлел и сказал: "Сердце – это небеса, а небеса – это Дао. Ты, действительно, нашел истину и путь. Ты понимаешь суть вещей ". Они пригласили его путешествовать вместе с ними. Его символ – кастаньеты, ритм его кастаньет успокаивает и расслабляет, что облегчает медитацию и путешествие по Вселенной. Он едет верхом на лошади, чей дух, возможно, помог ему раскрыть секреты Дао и бессмертия. Говорят, что он все еще живет на Земле.

Чжан Го Лао

Чжан Го Лао родился в 8-м веке н.э., но в прошлой жизни служил Первым министром у легендарного императора Яо (2357-2255 гг. до н.э.). Он уже был стар и жил отшельником в горах, когда ему открылись секреты бессмертия, и он обратился в "Исходный Пар". У него был потрясающий осёл, который переносил его на тысячи миль за считанные секунды. Когда он приезжал в пункт назначения, он просто складывал осла в карман как листок бумаги. Когда ему опять приходило в голову попутешествовать, он просто доставал осла из кармана и смачивал водой. Многие императоры династии Тан приглашали его ко двору, но обычно он отказывал им. Одного из императоров он развлекал тем, что превращался в невидимку и пил яды. Император присвоил ему титул, "Мастер Постижения Чудес", предложил ему высокий пост и дочку в придачу, но Чжан Го Лао отклонил оба предложения. И когда император хотел силой заставить его сделать это, он пал ниц и умер. Он был похоронен в гробу, но позже, когда гроб открыли, он оказался пуст. После этого его часто видели живым. Его символ – колчан с волшебными палочками или "перьями феникса ", спомощью которого он может предсказывать судьбу.

Лань Сай Хэ

Лань Сай Хэ родился во времена династии Тан и возрасте 16 лет стал самым молодым бессмертным. Он был артистом и как многие древние шаманы гримировался и носил женскую одежду. Он был нищим уличным певцом, и раздавал все, что зарабатывал. Он ходил по улицам босым, пел и пританцовывал, а за ним следовала толпа зевак, думая, что он сумасшедший. Он писал и пел песни о жизни, о ее иллюзорных удовольствиях, бесконечных и бесполезных перевоплощениях. Зимой он спал в снегу, и от его тела исходил пар, что свидетельствовало о его владении техникой внутренней алхимии. Однажды вечером после представления он вышел из таверны и сел на журавля, который спустился на землю в сопровождении звуков божественного хора. И на глазах у изумленной публики журавль изящно поднял в небо этого " юродивого" . Его символ – корзина с хризантемами, цветущими ветками персика, лапами сосны и бамбука. Он сидит верхом на слоне, символе мудрости, силы и благоразумия.

Люй Дун Бинь

Этого бессмертного часто называют Прародитель Лу или Лу Ван. Люй Дун Бинь – это тот, кто постиг непостижимую истину на вершине горы Стор. Он родился в 8-ом веке н.э. и жив до сих пор. Он был учеником Конфуцианской школы и стал даосом, пройдя посвящение в секреты внутренней алхимии у бессмертного мастера Чунг Ли Чуна. Он сидит верхом на тигре, символе священной энергии, исходящей от даосской богини Си Ван Му, которая правит Западом. Люй Дун Бинь держит в руках метёлочку из конских волос, что демонстрирует его способность летать по небу и ходить по облакам. Его всегда рисуют с волшебным обоюдоострым мечом за спиной. Этот меч был подарен ему драконом, с его помощью можно прятаться на небесах и становиться невидимым для злых духов. Борода Люй Дун Биня разделена на три части и символизирует три Пронизывающих Канала, используемых в технике внутренней алхимии. Он может мгновенно переноситься на тысячи миль в поиске людей с доброй душой и дарить им Бессмертие. Он также использует любую возможность наказать богатых и знатных, если видит, что они угнетают слабых и бедных. Китайский народ всегда любил и уважал Прародителя Лу. Он прожил на земле 400 лет, и часто появляется вновь.

Хэ Сянь Гу

Хэ Сянь Гу родилась в 7-ом веке н.э., и сейчас ей больше 1400 лет. Она стала бессмертной, когда ей было 14, и она повстречала бессмертного Люй Дун Биня, который научил ее внутренней алхимии и подарил ей ПЕРСИК БЕССМЕРТИЯ . Как только девушка съела персик, она смогла отправиться в путешествие в своем духовном теле и засвидетельствовать свое почтение великой даосской богине бессмертия, Си Ван Му, которая любезно показала Хэ Сянь Гу ее новый дом - бескрайние сады. Девушка научилась останавливать менструации и сохранять свою жизненную энергию. Она также приобрела способность питаться исключительно сладкой божьей росой, соединяясь с вездесущей Ци. В молодости она предсказывала судьбу, перелетая через вершины гор и собирая травы и пищу для своей матери и бедных людей. Слава о чудесных способностях девушки дошла до императорского дворца, и императрица Китая вызвала ее к себе. Но девушка вознеслась на небеса и больше не показывалась в дневное время. Через несколько лет ее видели летящей на облаке над храмом Ма Ку. И сейчас Хэ Сянь Гу приходит к добродетельным людям, нуждающимся в поддержке. Она изображена с цветком лотоса в руке (символом открытого сердца и святого сияния), демонстрирующим ее силу и чистоту. Она сидит верхом на олене, символе долголетия и неисчерпаемой энергии.

Ли Тэ Гуай

Ли Тэ Гуай (или «Ли Железный Костыль»), родился во времена династии Хань. Он 10 лет прожил в горах, где так самозабвенно предавался медитациям, что подчас забывал поесть и поспать. Одни предания говорят, что сам великий Лаоцзы посвятил его в даосские практики, другие указывают, что божественная Си Ван Му, правительница Запада, научила его бессмертию. Он изображен в обличье ламы, хотя раньше был красив и хорошо сложен. Он превратился в урода после того, как его духовное тело слетало повидаться с Лаоцзы. Ли Тэ Гуай попросил своего ученика последить за своим телом в течение семи дней и не позволять животным, насекомым и другим духам входить в него. Ученик сказал, что его мать умирает, поэтому он сжёг тело и пошел к постели матери. На седьмой день Ли возвратился и хотел войти в свое тело. Видя, что оно разрушено, он вошел в тело только что умершего нищего ламы. Полив водой бамбуковый посох нищего, он превратил его в железный костыль и волшебный посох. Его символы – посох и тыква (символ Вселенной). В совершенстве освоив технику Пяти Элементов и научившись соединять инь и ян в одну первородную энергию, он приобрел способность изменять вещи с помощью посоха и лечить с помощью лекарст, которые хранились в тыкве. Говорят, что он вернул к жизни мать одного из своих учеников с помощью зелья, замешанного в тыкве. Ночью он превращается в крошечного человечка и залезает спать в тыкву. Его щедрость хорошо известна бедным, больным и несчастным. В конечном счете, он ушел на небо в обличье дракона, но часто он возвращается, чтобы помочь нуждающимся. Он сидит верхом на химере, мифическом страже, символе мужества и отваги.

Изображения Восьми Бессмертнвых в формате А4 (глянец) и их Жизнеописания можно приобрести у нас в Центре.

Описанные в древних китайских текстах «Восемь бессмертных святых (ба сянь)», относящихся к даосскому пантеону, были реальными историческими личностями. Став святыми, они освободились от мирских чувств и страстей, радостей и печалей. Они получили вечную жизнь и живут по небесным законам.

Мифы Китая полны удивительных историй о людях, получивших бессмертие в результате самосовершенствования по даосским практикам. Стать бессмертным можно было различными способами. По одним поверьям, даос, уходя на Небо, забирает с собой свое тело. При этом происходят таинственные превращения, тело наполняется веществом небесной энергии и навечно обретает бессмертие. В других случаях превращения происходят из-за того, что человек выпил эликсир бессмертия, чаще всего приготовленный в Небесных чертогах, или съел пилюлю бессмертия. Можно также отведать персик с дерева Бессмертия, которое растет в саду Богини Сиванму и дает плоды раз в три тысячи лет, а еще есть волшебная формула, написанная на бумаге, прочитал - и стал бессмертным.

Таким образом, способов очень много, выбирайте любой. Бессмертный даос, вступивший в вечную жизнь, ведет существование, которое не зависит от земных законов. Он может жить в прекрасных пещерах на священных горах или на благословенных островах в море. Он может даже поселиться на Небе, если на то будет разрешение Нефритового Императора. В любом случае, это уже не человек, а святой, обладающий нереальными для человека возможностями. Их физический облик тысячелетиями оставался таким же, каким он был в земной жизни.

Бессмертные могут принимать человеческий облик и общаться с людьми. Они повелевают небесными животными, могут перевоплощаться, зачастую они обладают различными магическими предметами, наделенными волшебной силой, это может быть веер, шнурок, посох и т.д.

Мифы о Восьми бессмертных получили в Китае наибольшее распространение. Эти бессмертные, почитаемые и любимые народом, некогда были людьми, известными историческими личностями, а затем, став святыми, уединились в высоких горах вдали от земных радостей и печалей.

Чжун Ли Цюань – глава Восьми бессмертных. Он жил во времена династии Чжоу (1122 до н.э.-249 г.г н.э) При жизни он был полководцем, и поэтому считается покровителем солдат. Его обычно изображают толстым человеком с обнаженным животом. Иногда он держит в одной руке персик, а в другой – веер, с помощью которых он оживляет усопших, так как он обладал секретом изготовления элексира жизни и порошка перевоплощения.

Родился Чжун Ли недалеко от Сяньяна в провинции Шеньси. Первое упоминание о нем находится в «Сюан-хэ шу пу» («Перечень каллиграфических надписей годов Сюань-хэ»). Согласно этой книге, у него высокий рост, курчавая борода, густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги. Так он и изображается на рисунках.

Чжун Ли Цюань – один из основателей алхимического искусства бессмертия. Он также является одним из основателей даосской школы Цюаньчжень (Школа Совершенной Истины). В даосизме его также называли Чженьян Цзуши – первый мастер Истинного Ян, а также Мастер Облачного Зала. Он был учеником другого бессмертного – Ли Те-гуая. При монгольской династии Юань в 13-14 веках н.э. Чжун Ли был канонизирован и был назван даосским патриархом.

В легенде говорится, что, когда Чжун Ли Цюань появился на свет, вся комната озарилась необычным сияньем, из-за чего ребенку предсказали необыкновенное будущее. Внешность новорожденного также была весьма необычна: огромная голова, широкий лоб, большие уши, толстые щеки и яркие губы, длинные брови и красный нос. Его руки были длинными, как у трехлетнего ребенка, семь дней младенец ничего не ел и не плакал.

Читайте также:

Когда Чжун Ли вырос, он стал полководцем, который удостоился милостей императора. Когда тибетское племя туфань, жившее на северо-западе, совершило набег на пограничную местность, пять тысяч солдат под командованием Чжун Ли Цюаня были посланы навстречу неприятелю. Во время главного сражения, когда успех Чжуна уже был очевиден, над полем боя пролетал другой бессмертный – Ли Те Гуай. Увидев происходящее внизу, Ли подумал: « Да это же Чжун Ли Цюань, который должен был стать святым, чтобы возвыситься над миром. Но он не постиг Дао и слишком любит почести и славу. Если он и теперь одержит победу, то императорские милости совсем вскружат ему голову. Он слишком погрязнет в почестях и славе и это закроет ему путь к Дао. Пусть он лучше потерпит поражение и это заставит его покинуть суету этого мира и встать на Путь Истины».

Ли Те Гуай тотчас же превратился в старика, явился к военачальнику племени туфань и открыл ему способ, с помощью которого можно было разбить китайскую армию. Воины туфань разгромили китайцев, сам Чжун Ли Цюань верхом умчался с поля боя, спасая свою жизнь. Вернуться к императору с позором он не мог и, в полном отчаянии, вернулся в родную деревню, где женился и занялся изучением философии.

Однажды Чжун Ли Цюань обратил внимание на женщину в траурном одеянии, которая сидела возле могильного холма и веером обмахивала землю. На вопрос, что это значит, женщина пояснила, что муж перед смертью просил её не выходить вторично замуж до тех пор, пока земля на могильном холме не высохнет. Теперь, найдя жениха, она хотела побыстрее высушить землю на могиле мужа. Чжун Ли Цюань взял у неё веер и при помощи заклинанья высушил могильный холм. Вдова с благодарностью удалилась, оставив веер у него в руках. Дома он рассказал эту историю своей молодой жене, и она страшно возмутилась поступком вдовы. Эти слова жены навели Чжун Ли Цюаня на мысль проверить её чувства. Прошептав соответствующее заклинанье, он притворился мертвым.

Перед мнимой вдовой тут же появился красивый молодой человек, и через несколько дней она согласилась выйти за него замуж. Жених сказал, что для женитьбы ему необходимо снадобье, приготовленное из мозга её покойного мужа. Вдова согласилась исполнить просьбу жениха и открыла гроб. Она пришла в ужас, когда обнаружила, что её бывший муж ожил, а жених бесследно исчез. Не в силах вынести позора, женщина покончила с собой. После всего этого Чжун Ли Цюань поджог свой дом и ушел, взяв с собой только веер и священную книгу «Даоцзин».

В полном отчаянии Чжун Ли встретил монаха, к которому обратился за советом, что ему теперь делать? (Это был, конечно же, Ли Те Гуай). Монах пригласил его к себе, и они долго шли вместе, пока не достигли жилища Наставника Восточного Китая. Старец (в которого обратился монах), оказал Чжун Ли радушное гостеприимство и последний попросил старца принять его к себе в ученики. С того дня на высокой Горе Трех Вершин он начал свою практику самосовершенствования, став на путь постижения Дао.

В это время в том краю был сильный голод, тысячами умирали люди. Здесь впервые Чжун Ли Цюань начал применять на практике полученные знания. При помощи алхимии он превращал медь и олово в серебро и золото и раздавал его людям, чтобы они могли купить себе еду. Так он спас множество людей.

Однажды он сидел в пещере глубоко задумавшись. Вдруг каменная стена с грохотом раскололась на две половины, и из расщелины появилась нефритовая шкатулка, в которой лежали таинственные наставления, как стать бессмертным. Он сделал все, как было написано. Внезапно комната наполнилась разноцветными облаками, послышалась прекрасная музыка, и небесный аист предложил Чжун Ли Цюаню отправиться вместе с ним в страну бессмертия. С тех пор он сделался бессмертным, а его веер стал обладать чудесной способностью возвращать к жизни умерших.

Восемь бессмертных (ба сянь) – это легендарные даосские герои, которые спускаются с Небес на Землю, чтобы помочь людям осуществить их цели и желания. Среди бессмертных шесть мужчин и две женщины. Вот их имена: Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Люй Дунбинь, Хань Сянцзы, Цао Гоцзю, Чжан Голао, Лань Цайхэ, Хэ Сяньгу.

Каждый из восьми бессмертных воплощает различные стороны жизни и различные состояния, каждый обладает сверхъестественными для человека способностями и все вместе они «перекрывают» почти весь спектр человеческих желаний, поэтому часто их изображают вместе и используют изображения в качестве благоприятного символа фен шуй. Каждый из них имеет свои символы, наделенные магической силой. Их называют бессмертными, потому что согласно истории или легендам, каждый из них, благодаря своим особым качествам, в разное время и при разных обстоятельствах действительно достиг бессмертия.

Я пишу «согласно истории или легендам», потому что есть несколько мнений – одни считают, что когда-то это были реальные люди, жившие на Земле, другие считают, что это вымышленные герои, а третьи считают, что часть из них действительно жили на Земле, а часть – вымышленные. Для нас сейчас это уже не важно. Жили они в разное время, даже в разные века, в разных провинциях Китая, но их собрали вместе видимо, потому что, во-первых, их всех объединяет бессмертность, а во-вторых, потому что вместе они «перекрывают» все стороны жизни, и когда их изображения присутствуют в доме, они помогают наладить жизнь, в которой ВСЕ хорошо.

Все они достигли бессмертия при разных обстоятельствах, но есть легенда, согласно которой они стали бессмертными, выпив нектар и съев персик бессмертия. Это тоже не важно. Важно, что они могут творить чудеса и помочь всем членам семьи буквально во всем.

Их изображения рисуют на посуде, вазах, на ткани, режут из камня, кости и дерева, льют из металла, изображают на почтовых марках, веерах и везде, где возможно. Их изображают сидящими, стоящими, верхом на особенных животных и часто их изображают на лодке-драконе. В живописи часто встречаются изображения пирующих бессмертных, сидящих и отдыхающих, переплывающих море или встречающихся с основателем даосизма Лао-цзы.

Размещают их изображения тоже везде, где можно – и в домах и в офисах, в храмах и ресторанах. О них пишут стихи, поэмы, ставят театральные пьесы.

Есть мнение, что поскольку бессмертных именно восемь, то особую удачу они приносят именно в наше время – в восьмом поколении по китайскому календарю с 2004 по 2024 годы.

После того, как каждый из них стал бессмертным, их уже можно было «встретить» вместе в любое время и есть легенды об их совместной деятельности. Самая известная из них изложена в популярном романе У Юньтая «Путешествие восьми бессмертных на Восток» и речь идет об их путешествии через моря с целью посещения владычицы Запада Си Ванму и владыки Востока Дун Вангуна. Конечно же, это было очень увлекательное путешествие, в котором каждый из бессмертных проявил свои волшебные способности и совершил фантастические подвиги, творя добро и наказывая злых героев с целью поддержания мира и покоя на земле и на воде.

Когда они закончили свой визит к Си Ванму и отправились в гости к владыке Востока, на их пути было Восточное море, но даже водная бездна была бессмертным нипочем. Каждый пустился вплавь на том, чем владел: кто на кастаньетах, кто на железной клюке, кто на корзине с цветами, кто на осле, кто на веере.





Есть романы, в которых подробно описаны жизнеописания всех бессмертных и обстоятельства, при которых они обрели бессмертие.

Чжунли Цюань – олицетворение долголетия.

Чжунли Цюань обычно изображают толстым, с голым животом, с веером в руке, который он использует для исцеления. Он символизирует хорошее здоровье и долгую жизнь. Считается, что он является покровителем солдат, во-первых потому, что обладая эликсиром бессмертия и волшебным опахалом, он может возвращать к жизни убитых солдат и возвращать здоровье раненым солдатам. А во-вторых, потому что он был хорошим полководцем.

Чжунли Цюань был учеником другого бессмертного – Ли Тегуая и тот, зная о способностях и предназначении Чжунли Цюаня, подстроил ему поражение в важнейшем сражении, с тем чтобы он отказался от мирской славы ради обретения Дао. Так и случилось. Он ушел от мира, взяв с собой лишь свиток «Дао Дэ Цзин». Постигая Дао, он занимался алхимией и научился превращать медь и олово в золото и серебро, раздавая их беднякам в голодные годы.

Однажды перед ним раскололась каменная стена, и он увидел нефритовую шкатулку, в которой оказались наставления о том, как стать бессмертным. Он внял им, и к нему спустился журавль, сев на которого, Чжунли улетел в страну бессмертных.

В некоторых преданиях говорится, что он был блестящим каллиграфом эпохи Тан, у него высокий рост, курчавая длинная борода, густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги. На некоторых изображениях у него действительно есть борода, правда не до пояса, а на некоторых он совсем без бороды.



По преданию, он по сей день часто спускается на Землю на Цилине (о нем можно узнать на сайте в разделе Символы удачи фен шуй). Считается, что его образ помогает также тем, кто переживает полосу неприятностей в связи с влиянием Великого Князя Юпитера.

Чжан Голао – воплощение мудрости.

Чжан Голао, как и все бессмертные, обладает мудростью и почитается как мудрец. Как и другие бессмертные, он может становиться невидимым и вообще творить чудеса. Считается, что он помогает бездетным парам в обретении потомства, покровительствует старым людям, помогает главе семейства в принятии правильных решений. Изображения Чжан Голао, подносящего сына молодым супругам принято дарить на свадьбу и вешать их в комнате новобрачных.

Можно встретить разные изображения Чжан Голао. Его изображают в разном возрасте – иногда молодым, но чаще старым, с бородой. Иногда его изображают верхом на муле, иногда на белом муле. Пишут также, что он ездил на волшебном белом осле, который мог без устали бежать целый день, причем есть изображения Чжан Голао, сидящим на осле задом-наперед, лицом к хвосту.

Когда его изображают молодым, то обычно изображают, играющим на особом музыкальном инструменте – на бамбуковой трещетке или просто на флейте или на бамбуковом барабане. Но чаще всего его изображают старым, с бородой, держащим в руках футляр с торчащими из него двумя палочками, изогнутыми на концах. Видимо, повзрослев и помудрев, он перестал играть на трещетке и стал заниматься более серьезными делами, например предсказанием судьбы.

Чжан Голао прославился тем, что мог заглядывать в будущее, т.е. предсказывать будущее, предсказывать судьбу. Он делал это по собственной методике, используя специальные палочки, которые он и носил в футляре.

Трудно говорить о том, кто из бессмертных старше или младше, ведь все они живут уже много веков, но считается, что Чжан Голао является старшим из восьми бессмертных, о которых мы говорим.


Люй Дунбинь – ученый, изгоняет демонов и злых духов, помогает в учебе, исцеляет болезни.

Люй Дунбинь известен и как ученый-затворник, и как мастер медитации и как покровитель литературы и парикмахеров. Почему именно парикмахеров? Это остается загадкой. Он также защищает от болезней, вызванных злыми духами и плохой Ци, помогает добиться успехов в науке. Его изображение в доме защищает от всех злых энергий.


Изображается он с перекинутым за спину магическим мечем – подарком дракона, которым он борется со злыми духами и плохими энергиями вообще, и опахалом или мухогонкой в правой руке. Как и Чжан Голао, его иногда изображают с мальчиком на руках, потому что он просит небеса даровать многочисленное потомство всем желающим.

Есть разные мнения по поводу его рождения и жизни до просветления и обретения бессмертия, по поводу его необычных качеств. Пишут, что в момент его зачатия с неба к постели матери спустился белый журавль, а когда он родился, то вокруг него чувствовался аромат благовоний. От рождения Люй имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, лик дракона, глаза феникса, густые брови, под левой бровью - чёрная родинка. Он мог запоминать в день по 10 тысяч иероглифов. В 20 лет он не был женат, дважды пытался сдать экзамен на чиновника, но потерпел провал. В 21 год по одной версии и в 50 лет по другой, он встретил своего Учителя – Бессмертного Чжунли Цюаня - известного мага и алхимика. Эта встреча круто изменила жизнь Люя, он понял тщетность, пустоту повседневной жизни и просветлел. Люй становится даосским отшельником и, пройдя длительное обучение многочисленным техникам, получает посвящение и в дальнейшем, становится известным как святой подвижник, познавший в мирской жизни страдания и решивший служить людям в качестве заклинателя демонов, преследующих беспомощный народ.


Цао Гоцзю – олицетворяет славу и признание

Согласно литературным источникам, Цао Гоцзю был сыном первого министра при Сунском императоре и братом императрицы. Обычно его изображают одетым в придворную мантию и держащим в руке пару кастаньет или нефритовую дощечку - это символизирует его знатное происхождение и подтверждает право входа в императорский дворец.

Однако, Цао Гоцзю был предан даосскому учению и однажды, в зрелом возрасте он попрощался с императором и императрицей и отправился бродить по свету. В знак признательности и уважения, государь вручил ему золотую пластину с надписью: «Гоцзю повсюду может проезжать, как сам государь» и эта табличка сыграла важную роль в судьбе Цао Гоцзю. Согласно преданиям, однажды Цао Гоцзю переправлялся через реку Хуанхэ и перевозчик потребовал с него деньги. Цао Гоцзю показал перевозчику пластину и его спутники, прочитав надпись, стали причитать ему здравицу, а перевозчик так просто обмер от испуга. Сидевший в лодке даос сказал: «Коль ушёл в монахи, чего являешь своё могущество и пугаешь людей?». Цао склонился в поклоне перед даосом и ответил: «Как смеет Ваш ученик являть свое могущество». Тогда даос сказал: «А слабо бросить золотую пластину в реку?». Цао тут же бросил пластину в реку. Все изумились, а даос (им по преданию был Люй Дунбинь) пригласил его странствовать вместе.




Выросший при дворе Цао не был обучен какому-либо конкретному ремеслу и руками, как говорится, ничего не умел делать, поэтому он просто бродил по стране. Но однажды Лай Цайхэ подарил ему свои кастаньеты и Цао стал петь, плясать и кривляться. Именно поэтому артисты считают его своим покровителем. Он также дарит главе семейства общественное признание и привлекает к нему внимание высоких властей. Он считается покровителем политиков и приносит удачу тем, кто жаждет власти.

Наличие его изображения в доме в качестве символа фен шуй, выполняет защитные свойства. Он - могущественный защитник, который охраняет вас, хотя вы можете об этом и не догадываться. Он отличный друг тех, кто хочет быть успешным в получении образования.

Ли Тегуай – дарует мудрость

Ли Тегуай изображается в одеянии нищего, но обладает сверхъестественными способностями. Он дарует мудрость и считается самым могущественным из бессмертных, хотя, как можно говорить о том, кто из бессмертных более могуществен, а кто менее? Вот и скажи после этого, что разбираешься в жизни, когда под одеянием нищего может быть мудрец, а под одеянием мудреца может быть мошенник.


Ли Тегуай изображается еще и хромым, в одной руке он держит волшебную тыкву-горлянку, в которой хранит волшебное снадобье, а в другой - железную клюку-посох. Он считается защитником больных, покровителем магов и астрологов. Он обладает репутацией благотворителя и помогает тем, кто нуждается в деньгах, а также тем, кому требуется восстановление сил после болезни.

Нефритовый император даровал ему бессмертие за многочисленные благородные поступки. По легендам, он является учеником и современником самого Лао Цзы.

Несмотря на высокий статус бессмертного и уважение к себе, его изображают в одежде нищего, с клюкой не случайно – красивая легенда, отражённая в романе «Путешествие на Восток» (16-17 вв.), объясняет это. Согласно этой легенде, даос по имени Ли Сюань, познав тайны Дао, оставил своё физическое тело в пещере Даншань, в провинции Аньхой на попечение ученика, а сам (в тонком теле) отправился к Лао Цзы, предупредив ученика, что если он не вернется через семь дней, надо будет уничтожить его тело. Через шесть дней ученик узнал о болезни матери, досрочно сжёг тело учителя и поспешил домой. Вернувшись на седьмой день, Ли Сюань обнаружил, что его тело сожжено! И что же ему оставалось делать? Как раз в это время недалеко от пещеры умер от голода хромой нищий, и Ли Сюань перешёл в его тело. С тех пор он жил в теле хромого нищего.

Правда есть и другие, не менее красивые истории. Например, некий человек по имени Хань Юй, 40 лет постигал Дао в горах, а потом, оставив в хижине тело, отправился гулять. Тело растерзал тигр, а вернувшаяся душа вселилась в плоть умершего хромого нищего.

Существуют рассказы о том, как Ли переплывал реку на листке бамбука и продавал на базаре чудотворные снадобья, излечивающие от всех болезней. Ли почитали как покровителя магов, его изображения служили знаком аптекарских лавок.


Ли Тегуай частенько улетает на небо и возвращается на Землю на тигре, поэтому можно встретить его изображения, где он сидит верхом на тигре.

О нем ходит много легенд. Вот парочка из них. Говорят, что во времена своих земных странствий, он ночью обычно вешал тыкву на стену и прыгал в нее, появляясь только на следующее утро. Рассказывают также, что однажды в холодную ночь он вошел в раскаленную печь и пригласил стражника Чаоду, которого считал очень достойным человеком, следовать за собой в раскаленную печь. Ужаснувшись, тот отказался. Тогда Ли Тегуай велел ему взойти на лист бамбука, плававший по поверхности реки, сказав, что это лодка, которая легко перевезет его на другой берег. И снова Чаоду отказался, тогда Ли Тегуай заявил, что стражник слишком отягощен земными заботами и не может перейти в стан Бессмертных. Сказав это, он ступил на лист бамбука и уплыл.

Хань Сянцзы приносит исцелительную энергию. Есть мнение, что его учителем был Люй Дунбинь.

Хань Сянцзы любит играть на флейте и эти звуки привлекают Ци счастья, поэтому все животные, насекомые и растения благоденствуют и растут в его присутствии. Именно поэтому он считается покровителем музыкантов. Он умеет заставлять растения расцветать в его присутствии, сразу. В мешке на спине он носит множество растений. Именно поэтому его изображают играющим на флейте или просто держащим флейту в руке и с мешком на спине.

Можно встретить изображения Хань Сянцзы с корзиной цветов или фруктов в руках, так как его считают покровителем садовников.

Считается, что он был племянником известного ученого и литератора эпохи Тан, Хань Юя. Однако Хань Юй был прагматиком и не верил ни в какие чудеса и даже не разделял взгляды никакой из религий. И в наше время многие ученые считают, что негоже истинному ученому верить в чудеса и в Бога, какой бы он ни был. А вот Хань Сянцзы наоборот, верил в чудеса и даже сам творил чудеса и стал бессмертным.

Есть легенда о том, как однажды, во время сильной засухи, государь попросил ученого Хань Юя помочь – сделать что-то, чтобы урожай не погиб, но Хань Юй, как ни пытался, своими научными методами помочь не мог. А вот Хань Сянцзы сотворил чудо – он взял, да и вызвал дождь, причем, чтобы насолить дяде, он вызвал дождь везде, но не над усадьбой дяди.


В другой раз на пиру у дяди, Хань Сянцзы наполнил таз землёй и, на глазах у гостей, вырастил два прекрасных цветка, на листьях которых проступали золотые иероглифы, образующие фразу: «Облака на хребте Циньлин преградили путь, где же дом и семья? Снег замёл проход Ланьгуань, конь не идёт вперёд». Смысл этих строк Хань Юй понял позже, когда за выступление против буддизма был отправлен в ссылку на юг. Добравшись до хребта Циньлин, он попал в пургу, а явившийся в облике даоса Хань Сянцзы напомнил ему о пророческих стихах и всю ночь рассказывал о даосских таинствах, доказывая превосходство своего учения. Частенько можно встретить изображения дяди и племянника именно на этой встрече.

Хань Сянцзы особо преуспел в изучении магических знаний. Он умел превращать воду в вино и выращивать зимой цветы. Его изображают красивым юношей, играющим на волшебной флейте, от чего все вокруг расцветало. За эту красоту Хань Сянцзы ассоциировался с женщиной, и иногда его изображали с явными женскими чертами.


Среди восьми бессмертных есть две женщины.

Лань Цайхе – приносит удачу девушкам

Лань Цайхе обычно изображают в голубом платье с корзиной цветов в руках или просто с букетом цветов. Она является воплощением женственности и приносит счастье молодым женщинам. Она покровительствует торговцам цветами и садоводам.


Однако, есть одна трудность в понимании этого образа, потому что иногда Лань Цайхе изображают как девушку, а иногда – как юношу. И то и другое вполне приемлемо. Когда Ланя изображают юношей, он тоже одет в синее платье, потому что Лань означает «синий», но его платье рваное, на одной ноге он носит сапог, а другая нога босая. В руке он может держать кастаньеты, но не испанские, а китайские, представляющие собой пару бамбуковых дощечек. Предание гласит, что он бродит по городским базарам, распевая песни, которых он знает множество, и прося на пропитание. Деньги, которые ему дают люди, Лань нанизывает на длинный шнур и тащит его за собой.

Временами он терял монеты, раздавал их встречным беднякам или пропивал в винных лавках. Однажды, когда он пел и плясал подле озера Хаолян и пил вино в тамошней винной лавке, в облаках показался журавль и послышались звуки тростниковой свирели и флейты. В тот же миг Лань поднялся на облако и, сбросив вниз свой сапог, платье, пояс и кастаньеты, исчез.

Когда Лань повстречался с другими бессмертными, он отдал свои кастаньеты Лао Гоцзю, флейту отдал Хань Сянцзы, а сам стал носить корзинку с цветами. В народном фолклере он иногда превращается в фею цветов.

Хе Сяньгу – помогает устроить удачный брак, обрести семейное счастье

Вторая женщина среди бессмертных- Хэ Сяньгу. Она предсказывала судьбу и покровительствовала домашнему хозяйству, хотя сама умела обходиться без еды. Ее изображают с цветком лотоса или корзиной цветов в руках, но есть ее изображения с флейтой из персикового дерева. Ее присутствие в доме приносит пользу старшей женщине рода, а также счастье в семье и браке.

Судя по всему, она не является прототипом реально живущего прежде человека, потому что в народном фолклере существует много легенд о девицах по фамилии Хэ и Хэ Сяньгу. По-видимому, она является собирательным образом.

Согласно одной из легенд, в юности, во сне ей явился святой и научил питаться слюдяной мукой, чтобы сделаться лёгкой и не умереть. Впоследствии она средь бела дня вознеслась на небеса, но и потом не раз появлялась на земле. Считается, что святым, наставившим её на путь бессмертия, был Люй Дунбинь. Она поклялась не выходить замуж и семьи у нее не было.

Боги время от времени приглашали ее ухаживать за цветами, растущими у небесных врат, а после этой работы она снова спускалась на землю.