Александр бурдонский театр российской армии. Внук Сталина полжизни провёл в разлуке с женой. — Что именно о нем он говорил

45 лет назад - 19 марта 1962 года - умер младший сын "отца народов" Василий Сталин
Александр Бурдонский встретился со своим дедом единственный раз - на похоронах. А до этого видел его, как и другие пионеры, лишь на демонстрации: в День Победы и в Октябрьскую годовщину.

Одни историки называют Василия любимчиком вождя. Другие уверяют, что Иосиф Виссарионович обожал дочь Светлану - "Хозяйку Сетанку", а Василия презирал. Говорят, на столе у Сталина всегда стояла бутылка грузинского вина и он дразнил жену Надежду Аллилуеву, наливая рюмку годовалому мальчику. Так что Васино трагическое пьянство началось с пеленок. В 20 лет Василий стал полковником (прямо из майоров), в 24 года - генерал-майором, в 29 - генерал-лейтенантом. До 1952 года командовал военно-воздушными силами Московского военного округа. В апреле 1953 года - через 28 дней после смерти Сталина - был арестован "за антисоветскую агитацию и пропаганду, а также злоупотребление служебным положением". Приговор - восемь лет лишения свободы. Через месяц после освобождения, управляя автомобилем в нетрезвом виде, попал в аварию и был выслан в Казань, где и умер от алкогольного отравления. Впрочем, версий этой смерти было несколько. Военный историк Андрей Сухомлинов в своей книге "Василий Сталин - сын вождя" пишет, что Василий покончил жизнь самоубийством. Серго Берия в книге "Мой отец, Лаврентий Берия" говорит о том, что Сталин-младший был убит ножом в пьяной драке. А сестра Василия Светлана Аллилуева уверена, что к трагедии причастна его последняя жена - Мария Нузберг, якобы состоявшая на службе в КГБ. Но есть документ, подтверждающий факт естественной смерти от острой сердечной недостаточности на фоне алкогольной интоксикации. В последний год жизни младший сын вождя выпивал литр водки и литр вина ежедневно... После смерти Василия Иосифовича осталось семеро детей: четверо собственных и трое усыновленных. Ныне из родных детей жив только 65-летний Александр Бурдонский - сын Василия Сталина от первой жены Галины Бурдонской. Он - режиссер, народный артист России - живет в Москве и возглавляет Центральный академический театр Российской Армии. Александр Бурдонский встретился со своим дедом единственный раз - на похоронах. А до этого видел его, как и другие пионеры, лишь на демонстрации: в День Победы и в Октябрьскую годовщину. Пообщаться с внуком поближе вечно занятый глава государства желания не высказывал. Да и внук не слишком-то стремился. В 13 лет он принципиально взял фамилию матери (многие родственники Галины Бурдонской погибли в сталинских лагерях). Ненадолго вернувшись из эмиграции на родину, Светлана Аллилуева была поражена: какой головокружительный взлет сделал за 17 лет разлуки когда-то "тихий, боязливый мальчик, живший в последнее время с сильно пьющей матерью и начинавшей пить сестрой"... ...Говорит Александр Васильевич скупо, интервью на семейные темы практически не дает, глаза прячет за очками с темными стеклами.

"МАЧЕХА С НАМИ СТРАШНО ОБРАЩАЛАСЬ. КОРМИТЬ ЗАБЫВАЛА ПО ТРИ-ЧЕТЫРЕ ДНЯ, У СЕСТРЫ ПОЧКИ БЫЛИ ОТБИТЫ"

- Правда, что ваш отец - "человек шальной смелости" - отбил вашу маму у знаменитого в прошлом хоккеиста Владимира Меньшикова?

Да, им было тогда по 19 лет. Когда отец ухаживал за мамой, он был - как Паратов из "Бесприданницы". Чего только стоили его полеты на небольшом самолете над станцией метро "Кировская", возле которой она жила... Умел покрасоваться! В 1940 году родители поженились.

Моя мама была жизнерадостной, любила красный цвет. Даже свадебное платье сшила себе красное. Оказалось, это дурная примета...

В книге "Вокруг Сталина" написано, что ваш дед на эту свадьбу не пришел. В письме сыну он резко написал: "Женился - черт с тобой. Жалею ее, что она вышла за такого дурака". Но ведь ваши родители выглядели идеальной парой, даже внешне были так похожи, что их принимали за брата с сестрой...

Мне кажется, мама любила его до конца своих дней, но им пришлось расстаться... Она была просто редкостным человеком - не могла прикинуться кем-то и никогда не лукавила (может, в этом была ее беда)...

По официальной версии, Галина Александровна ушла, не выдержав постоянных пьянок, рукоприкладства и измен. Например, мимолетной связи Василия Сталина с женой известного кинооператора Романа Кармена Ниной...

Кроме всего прочего, мама не умела приобретать друзей в этом кругу. Начальник охраны Николай Власик (воспитавший Василия после гибели матери в 1932 году. - Авт. ), вечный интриган, пытался ее использовать: "Галочка, ты должна мне рассказывать, о чем говорят Васины друзья". Мать его - матом! Он прошипел: "Ты за это заплатишь".

Вполне возможно, развод с отцом и был платой. Чтобы сын вождя взял жену из своего круга, Власик закрутил интригу и подсунул ему Катю Тимошенко, дочь маршала Семена Константиновича Тимошенко.

Это правда, что мачеха, выросшая в детдоме после того, как ее мать сбежала от мужа, обижала вас, чуть ли не голодом морила?

Екатерина Семеновна была женщиной властной и жестокой. Мы, чужие дети, ее, видимо, раздражали. Пожалуй, тот период жизни был самым трудным. Нам не хватало не только тепла, но и элементарной заботы. Кормить нас забывали по три-четыре дня, одних запирали в комнате. Мачеха с нами страшно обращалась. Сестру Надю била жесточайшим образом - у нее почки были отбиты.

До отъезда в Германию наша семья жила зимой на даче. Помню, как мы, маленькие дети, ночью в темноте прокрались в погреб, набрали в штаны свеклу и морковку, зубами чистили немытые овощи и грызли их. Просто сцена из фильма ужасов. Поварихе Исаевне здорово попадало, когда она нам что-нибудь приносила....

Жизнь Екатерины с отцом - сплошные скандалы. Я думаю, он ее не любил. Скорее всего, чувств особых не было с обеих сторон. Очень расчетливая, она, как и все в своей жизни, просто просчитала этот брак. Надо знать, чего она добивалась. Если благополучия, то цель, можно сказать, была достигнута. Екатерина навезла из Германии огромное количество барахла. Bсе это хранилось в сарае на нашей даче, где мы с Надей голодали... А когда отец выставил мачеху в 1949 году, ей потребовалось несколько машин, чтобы вывезти трофейное добро. Мы с Надей услышали шум во дворе и кинулись к окну. Видим: "студебеккеры" цепочкой идут"...

Из досье "Бульвара Гордона".

Екатерина Тимошенко жила с Василием Сталиным в законном браке, хотя его развод с Галиной Бурдонской не был оформлен. И эта семья развалилась из-за измен и запоев Василия. Пьяный, он кидался драться. Первый раз Екатерина уходила от мужа из-за его нового романа. А когда Василий Сталин, командовавший ВВС Московского округа, плохо провел воздушный парад, отец снял его с должности и заставил сойтись с женой. По крайней мере, на траурных мероприятиях в связи с кончиной вождя Василий и Екатерина находились рядом.

У них было двое совместных детей - в 47-м появилась дочь Светлана, в 49-м - сын Василий. Светлана Васильевна, которая родилась болезненной, скончалась в 43 года; Василий Васильевич - он учился в Тбилисском университете на юридическом факультете - стал наркоманом и умер в 21 год от передозировки героина.

Екатерины Тимошенко не стало в 1988 году. Она похоронена в одной могиле со своим сыном на Новодевичьем кладбище.

"ОТЕЦ БЫЛ ОТЧАЯННЫМ ЛЕТЧИКОМ, УЧАСТВОВАЛ В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ И ВО ВЗЯТИИ БЕРЛИНА

- Если не ошибаюсь, второй вашей мачехой стала чемпионка СССР по плаванию Капитолина Васильева.

Да. Капитолину Георгиевну вспоминаю с благодарностью - она была единственной в то время, кто по-человечески пытался помочь отцу.

Он писал ей из тюрьмы: "Я очень крепко овасильевился. Да это и не случайно, ибо все лучшие мои дни - семейные дни - были с вами, Васильевыми"...

По натуре отец был добрым человеком. Любил дома мастерить, слесарить. Близко знавшие говорили о нем - "золотые руки". Был отличным летчиком, смелым, отчаянным. Участвовал в Сталинградской битве и во взятии Берлина.

Хотя отца люблю меньше, чем мать: не могу ему простить, что нас с сестрой он забрал к себе и мы жили с мачехами. Папа носил фамилию Сталин, я ее изменил. Кстати, всех интересует, не оставил ли он мне в наследство склонность к алкоголизму. Но вы же видите, я не спился и сижу перед вами...

Я читала, что из Лефортово Василий Сталин приехал не к Капитолине Васильевой, а к вашей маме. Но она не приняла его - у нее была уже своя жизнь.

Мама говорила: "Лучше к тигру в клетку, чем быть с отцом хоть день, хоть час". Это при всем к нему сочувствии... Она помнила, как, разлученная с нами, металась в поисках выхода и натыкалась на стену. Пыталась устроиться на работу, но как только в отделе кадров видели паспорт со штампом о регистрации брака с Василием Сталиным, отказывали под любым предлогом. После смерти Сталина мама послала письмо Берии с просьбой вернуть детей. Слава Богу, оно не успело найти адресата - Берию арестовали. Иначе это могло кончиться плохо. Она написала Ворошилову, и только после этого нас вернули.

Потом мы поселились вместе - я и мама, у сестры Надежды была уже своя семья (15 лет Надежда Бурдонская прожила с Александром Фадеевым-младшим, родным сыном актрисы Ангелины Степановой и приемным - советского писателя-классика. Фадеев-младший, страдавший алкоголизмом и несколько раз пытавшийся наложить на себя руки, до Надежды был женат на Людмиле Гурченко. - Авт. ).

Иногда меня спрашивают: почему люблю ставить спектакли о нелегких женских судьбах? Из-за мамы...

В мае прошлого года вы показали премьеру "Дуэль королевы со смертью" - свою интерпретацию пьесы Джона Маррелла "Смех лангусты", посвященной великой актрисе Саре Бернар...

Пьеса эта лежала у меня давно. 20 с лишним лет назад мне принесла ее Элина Быстрицкая: ей очень хотелось сыграть Сару Бернар. Я уже решил поставить спектакль с ней и Владимиром Зельдиным на нашей сцене, но театр не захотел "гастролей" Быстрицкой, и пьеса ушла из моих рук.

Сара Бернар прожила долгую жизнь. Ею восхищались Бальзак и Золя, Ростан и Уайльд писали для нее пьесы. Жан Кокто говорил, что ей не нужен театр, она может устроить театр в любом месте... Как человека театра меня не может не волновать самая легендарная в истории мирового театра актриса, равных которой не было. Но, конечно, волновал и ее человеческий феномен. В конце жизни, уже с ампутированной ногой, она играла сцену смерти Маргариты Готье, не вставая с постели. Меня потрясла эта жажда жизни, это неуемное жизнелюбие.

Из досье "Бульвара Гордона".

Галине Бурдонской, сильно пившей, в 1977 году поставили диагноз "сосуды курильщика" и ампутировали ногу. Инвалидом она прожила еще 13 лет и умерла в коридоре больницы Склифосовского в 1990 году.

"ВНЯТНОГО ОТВЕТА О ПРИЧИНАХ СМЕРТИ ОТЦА (В 41 ГОД!) НАМ ТАК И НЕ ДАЛИ"

- Приемный сын Сталина Артем Сергеев вспоминал, что, увидев, как ваш отец наливает себе очередную порцию алкоголя, сказал ему: "Вася, хватит". Тот в ответ: "У меня только два выхода: пуля или стакан. Ведь я жив, пока мой отец жив. А только он глаза закроет, меня Берия на другой же день на части порвет, а Хрущев с Маленковым ему помогут, и Булганин туда же. Такого свидетеля они терпеть не будут. А ты знаешь, каково жить под топором? Вот я и ухожу от этих мыслей"...

Я был у отца и во Владимирской тюрьме, и в Лефортово. Видел загнанного в угол человека, который не мог за себя постоять и себя оправдать. И разговор его в основном был, конечно, о том, как выйти на свободу. Он понимал, что в этом не можем помочь ни я, ни сестра (ее не стало восемь лет назад). Его терзало чувство несправедливости содеянного с ним.

Из досье "Бульвара Гордона" .

Василий с детства любил животных. Из Германии лошадь раненую привез и выходил, приблудных собак держал. Хомяк был у него, кролик. Как-то на даче Артем Сергеев увидел, как он сидит рядом с грозным псом, гладит его, целует в носик, из своей тарелки дает есть: "Этот не обманет, не изменит"....

27 июля 1952 года в Тушино прошел парад, посвященный Дню Военно-воздушного флота. Вопреки бытующему мифу, что из-за Василия разбился самолет, он справился с организацией блестяще. Посмотрев парад, Политбюро в полном составе отправилось в Кунцево, на дачу Иосифа Сталина. Вождь распорядился, чтобы на банкете был и его сын... Василия нашли пьяным в Зубалово. Капитолина Васильева вспоминает: "Вася поехал к отцу. Зашел, а там за столом сидит все Политбюро. Его качнуло в сторону, потом в другую. Отец ему говорит: "Ты пьян, пошел вон!". А он: "Нет, отец, я не пьян". Сталин нахмурился: "Нет, ты пьян!". После этого Василия сняли с должности...".

У гроба он плакал навзрыд и упорно твердил, что отца отравили. Был не в себе, чувствовал приближение беды. Терпение у "дяди Лаврентия", "дяди Егора" (Маленкова) и "дяди Никиты", а знали они Василия с детства, лопнуло очень быстро. Через 53 дня после смерти отца, 27 апреля 1953 года, Василий Сталин был арестован.

Писатель Войтехов писал в свидетельских показаниях: "Зимой в конце 1949 года, приехав на квартиру бывшей своей жены, актрисы Людмилы Целиковской, я застал ее в растерзанном виде. Она сказала, что только что у нее был в гостях Василий Сталин и пытался принудить ее к сожительству. Я поехал к нему на квартиру, где он пил в компании летчиков. Василий встал на колени, назвал себя подлецом и негодяем и заявил, что сожительствует с моей женой. В 1951 году у меня были денежные затруднения, и он устроил меня в штаб референтом. Работы я не выполнял никакой, а зарплату получал как спортсмен ВВС".

В документах значилось, что в тюрьму доставили не Василия Иосифовича Сталина, а Васильева Василия Павловича (сын вождя в тюрьме сидеть не должен).

В 1958 году, когда здоровье Василия Сталина резко ухудшилось, о чем доложил шеф КГБ Шелепин, сына вождя опять перевели в Лефортовский изолятор столицы, а однажды на несколько минут отвезли к Хрущеву. Шелепин вспоминал, как тогда Василий в кабинете Никиты Сергеевича упал на колени и стал умолять его освободить. Хрущев был очень растроган, называл "милым Васенькой", спрашивал: "Что они с тобой сделали?". Прослезился, а затем еще целый год продержал Василия в Лефортово...

- Говорят, о смерти Василия Иосифовича вам рассказал таксист, услышавший сообщение по "Голосу Америки"...

Тогда в Казань полетели третья жена отца Капитолина Васильева, я и сестра Надя. Мы видели его уже под простыней - мертвого. Капитолина подняла простыню - я помню прекрасно, что у него были швы. Наверное, его вскрывали. Хотя внятного ответа о причинах его смерти - в 41 год! - нам никто тогда не дал...

Но Васильева пишет, что швов от вскрытия не увидела, что гроб стоял на двух табуретках. Без цветов, в убогой комнате. И что похоронили ее бывшего мужа, как бомжа, людей было мало. По другим же источникам, на кладбище из-за скопления народа даже упало несколько памятников...

Люди шли довольно долго. Несколько человек, проходя, раздвигали борта пальто, под которым были военная форма и ордена. Видимо, летчики так устраивали прощание - иначе нельзя было.

Помню, что моя сестра, которой было тогда, по-моему, 17 лет, приехала с этих похорон совершенно седая. Это был шок...

Из досье "Бульвара Гордона".

Капитолина Васильева вспоминает: "Я планировала приехать в Казань на день рождения Василия. Думала, остановлюсь в гостинице, привезу чего-нибудь вкусного. И вдруг звонок: приезжайте хоронить Василия Иосифовича Сталина...

Приехала с Сашей и Надей. Спросила Нузберг, от чего он умер. Говорит, мол, приехали грузины, привезли бочку вина. Было, мол, плохо - сделали укол, потом второй. Крутило, корежило... Но такое бывает при свертывании крови. Токсикоз исправляют не уколами, а промывают желудок. Человек лежал и мучился 12 часов - "скорую помощь" даже не вызвали. Спрашиваю, почему так? Нузберг говорит, что сама медик и сделала ему укол.

Я украдкой осмотрела кухню, заглянула под столы, в мусорное ведро - никакой ампулы не нашла. Спросила, было ли вскрытие и что оно показало. Да, говорит, было. Отравился вином. Тогда я сказала Саше, чтоб подержал дверь, - решила сама проверить, было ли вскрытие. Подошла к гробу. Василий был в кителе, распухший. Я стала расстегивать пуговицы, а руки трясутся...

Следов вскрытия нет. Вдруг дверь распахнулась, ворвались два мордоворота, которые за мной по пятам ходили, как только мы приехали в Казань. Сашу отшвырнули, Надю едва с ног не сбили, и я полетела... А чекисты орут: "Вам не положено! Не имеете права!".

Пять лет назад прах Василия Сталина был перезахоронен в Москве, о чем вы чуть ли не в газетах прочитали. Но почему на Троекуровском кладбище, если его мать, дедушка с бабушкой, тетя с дядей похоронены на Новодевичьем? Так решила ваша сводная сестра Татьяна, которая добивалась этого 40 лет, писала в Кремль?

Напомню, Татьяна Джугашвили никакого отношения к младшему сыну Иосифа Сталина не имеет. Это дочь Марии Нузберг, которая взяла фамилию Джугашвили.

Перезахоронение было устроено, чтобы как-то примкнуть к этой семье, - своеобразное пиратство, свойственное нашему времени.

"ЗА ЧТО Я МОГ БЛАГОДАРИТЬ ДЕДА? ЗА СВОЕ ИСКАЛЕЧЕННОЕ ДЕТСТВО?"

- Вы с двоюродным братом Евгением Джугашвили фантастически разные люди. Вы говорите тихим голосом и любите поэзию, он - громогласный военный, сожалеющий о добрых старых временах и недоумевающий, почему в ваше сердце "не стучит пепел этого Клааса"...

Я не люблю фанатиков, а Евгений - фанатик, живущий именем Сталина. Не могу видеть, как кто-то обожает вождя и отрицает совершенные им преступления.

Год назад еще один ваш родственник по линии Евгения - 33-летний художник Яков Джугашвили - обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой расследовать обстоятельства смерти его прадеда Иосифа Сталина. Ваш двоюродный племянник утверждает в своем письме, что Сталин умер насильственной смертью и это "сделало возможным приход к власти Хрущева, возомнившего себя государственным деятелем, чья так называемая деятельность оказалась не чем иным, как предательством государственных интересов". Будучи уверен, что в марте 1953 года произошел государственный переворот, Яков Джугашвили просит Владимира Путина "определить степень ответственности всех лиц, причастных к перевороту".

Я не поддерживаю эту затею. Мне кажется, что такими вещами можно заняться только от нечего делать...Что случилось, то случилось. Люди уже ушли из жизни, зачем прошлое ворошить?

По легенде, Сталин отказался обменивать своего старшего сына Якова на фельдмаршала Паулюса, сказав: "Я солдата на фельдмаршала не меняю". Сравнительно недавно Пентагон передал внучке Сталина - Галине Яковлевне Джугашвили - материалы о гибели ее отца в фашистском плену...

Благородный шаг никогда совершить не поздно. Я врал бы, если бы говорил, что вздрогнул или у меня заболела душа, когда передали эти документы. Все это - дело далекого прошлого. И оно прежде всего важно для дочери Яши Галины, потому что она живет памятью об отце, который ее очень любил.

Важно поставить точку, ведь чем больше времени проходит после всех событий, связанных с семейством Сталина, тем труднее дотянуться до правды...

Правда ли, что Сталин был сыном Николая Пржевальского? Известный путешественник якобы в Гори гостил в доме, где работала горничной мать Джугашвили - Екатерина Геладзе. Эти слухи подогревало удивительное внешнее сходство Пржевальского и Сталина...

Я не думаю, что это так. Скорее, дело в другом. Сталин увлекался учением религиозного мистика Гурджиева, а оно предполагает, что человек должен скрывать свое реальное происхождение и даже дату своего рождения окутывать неким флером. Легенда о Пржевальском, конечно, лила воду на эту мельницу. А то, что похож внешне, так, пожалуйста, ходят еще слухи о том, что Саддам Хусейн был сыном Сталина...

Александр Васильевич, вам приходилось слышать предположения о том, что режиссерский талант вам достался от деда?

Да, мне иногда говорили: "Понятно, почему Бурдонский режиссер. Сталин ведь тоже был режиссером"... Дед был тираном. Пусть кому-то очень хочется приделать ему ангельские крылья - они на нем не удержатся... Когда Сталин умер, мне было ужасно стыдно, что все вокруг рыдают, а я нет. Я сидел возле гроба и видел толпы рыдающих людей. Я скорее был этим испуган, даже потрясен. А что хорошего я мог к нему питать? За что благодарить? За искалеченное детство, которое у меня было? Никому не желаю такого.... Быть внуком Сталина - тяжкий крест. Никогда ни за какие деньги не пойду играть Сталина в кино, хотя сулили огромные барыши.

- А что вы думаете по поводу нашумевшей книги Радзинского "Сталин"?

Радзинский, видимо, хотел во мне как в режиссере найти еще какой-то ключик к характеру Сталина. Пришел якобы меня послушать, а сам четыре часа проговорил. Я с удовольствием сидел и слушал его монолог. Но истинного Сталина он не понял, мне кажется....

Художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов рассказывал, что Иосиф Виссарионович ел, а потом вытирал руки о накрахмаленную скатерть - он же диктатор, чего ему стесняться? А вот ваша бабушка Надежда Аллилуева, говорят, была очень воспитанной и скромной женщиной...

Как-то в 50-е годы сестра бабушки Анна Сергеевна Аллилуева передала нам сундук, где хранились вещи Надежды Сергеевны. Меня поразила скромность ее платьев. Старая кофта, заштопанная под мышкой, поношенная юбка из темной шерсти, а с изнанки вся в заплатах. И это носила молодая женщина, о которой говорили, что она любила красивые наряды...

P. S. Кроме Александра Бурдонского, есть еще шестеро родных внуков Сталина по другой линии. Трое детей Якова Джугашвили и трое - Ланы Питерс, как себя переназвала Светлана Аллилуева, уехав в США.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

«НАС И НЕ КОРМИТЬ МОГЛИ ПО НЕДЕЛЕ — МЫ, ДВА ГОЛОДНЫХ ДЕТЕНЫША, ЗУБАМИ НЕМЫТУЮ СВЕКЛУ ЧИСТИЛИ И ЕЛИ»

— Во время войны и Яков, старший сын Сталина, и Василий, ваш отец, на фронт пошли...

— Иначе и быть не могло.

— Яков, как известно, в плен попал и трагически там погиб, а Василия судьба хранила... Он храбрым был летчиком?

— Я многих его однополчан знал, и абсолютно все говорили: «Васька был смелый». Рисковать, правда, ему не разрешали...


— Вам он немножко безбашенным не казался?

— Ну, безусловно, но был бы я принцем, тоже, наверное, вел бы себя безбашенно...

— А может, наоборот...

— ...сплошные театры строил бы...(Улыбается) .

— Пьянки, загулы у него постоянно случались?

— Это в войну началось... Безудержно... А потом болезнью стало. Помню, на даче случай: мы там гуляли, на территории играли, а отец к подъезду шел. У нас ручной грач был — мы его с перебитым крылом нашли, вылечили, и он домашним стал, и вот эта птица к отцу подлетела. Боже мой, как он закричал! Видно, белая горячка у него началась, но мы-то этого не понимали... Лишь много лет спустя осознали, как-то с Капитолиной разговорившись...

Он, конечно, болен был, и тяжело, но окружение это пристрастие поддерживало, потому что, когда отец пьянствовал, с него что-то получить можно было...


— Управляемый... Вы в этом состоянии часто его видели?

— Ну, не очень... Все-таки мы как бы на своей половине жили, а он на своей... Не часто, но видел...

— Отец иногда какую-то ласку по отношению к вам проявлял, погладить, поцеловать мог?

— Да, и даже фотографии есть, где он меня, маленького, на закорках таскает, тетешкает. Когда я подрос, все это пореже происходило, но мог.

— Бил часто?

— Нет. Помню, как он меня отлупил, когда с мамой я встретился, и потом мы в Германии какое-то время с Екатериной Тимошенко жили, и я из окна вылез. Там невысокий такой второй этаж был... К счастью, на большой куст упал и ничего особенного со мной не случилось — ну поцарапался где-то, но когда отец приехал и Екатерина ему об этом сказала, он пощечину мне влепил... Впрочем, это, видимо, беспокойство какое-то выплеснулось...

— Профилактика...

— Беспокойство! — оно выражалось вот так, понимаете?

— Екатерина Тимошенко, дочь бывшего наркома обороны, по вашему собственному признанию, била вас с сестрой смертным боем, даже плеткой...

— Била, Наде даже губу нижнюю ото-рвала — пришлось залечивать.

— Это правда, что вашей сестре мачеха почки отбила?

— Да! Ну, она ее ногами в сапогах избивала, а много ли девочке шести-семи лет надо? Надя тоненькая была, хрупкая...

— Откуда же в молодой женщине жестокость такая?

— Думаю, что это, ну как сказать... Помните у датского карикатуриста Бидструпа комикс «Круг замкнулся»? Министр на зама накричал, зам — на пома, пом — на секретаря, а последнему в этой цепочке, нижнему по иерархии, зло сорвать не на ком, так он собаку ногой пнул, а та в свою очередь министра за зад схватила. Думаю, так отношение отца к Екатерине проявлялось.

— Бил он ее сильно?

— На ваших глазах?

— Ну, не на моих. Второй этаж представьте: тут наша, допустим, комната, затем холл, а дальше их апартаменты, но все же слышно...

— Слушайте, если мачеха такое вытворяла: сестру ногами в сапогах била, плеткой охаживала — почему вы к отцу не пошли, не пожаловались?

— Боялись, наверное. Сейчас я чего-то наврать вам могу, но думаю, все же боялись. Нас-то и не кормить могли по неделе...


— Что же вы ели?

— Ой, у нас там Исаевна была, повариха старенькая, — она манную кашу тайком принесла, но Екатерина об этом узнала и тут же ее уволила. Мы, два голодных детеныша, на втором этаже сидели и однажды увидели, как из погреба на саночках к кухне картошку, морковку, свеклу везут. На ключ нас не запирали, поэтому ночью оделись...

— ...голодные...

— ...в этот погреб пошли и в подолы ночных рубашек всего, что под руки попалось, набрали... Мы даже не видели, что берем, только писк слышали — там крысы, видимо, бегали, и вот добычу эту принесли... Ножа у нас не было, так мы зубами немытую свеклу чистили и ели — такое тоже было.

— Тимошенко вас что же, со свету сживала?

— Это, очевидно, наказание было за что-то...

— Но, извините, детей не кормить...

— Милый, в чужой «котелок» не заглянешь.

— Остальные мачехи по отношению к вам нормально себя вели?

— Капитолина? Она неплохой человек, нормальная баба была, сама тяжелую жизнь прошедшая, детство голодное...

«КОГДА ОТЦА ИЗ ВЛАДИМИРСКОЙ ТЮРЬМЫ В МОСКВУ ПЕРЕВЕЗЛИ И В КРЕМЛЬ ДОСТАВИЛИ, ХРУЩЕВ ОБНИМАЛ ЕГО, ПЛАКАЛ И СОКРУШАЛСЯ: «ЧТО ОНИ С ТОБОЙ СДЕЛАЛИ?»

— Когда после смерти отца с Екатериной Тимошенко вы встретились и сутки напролет с ней проговорили, о детских обидах своих напомнили?

— Нет. Она спрашивала: «Саша, ну ведь правда, я хорошей была мачехой?». Я: «Конечно», а сам в глаза ей смотрю, но она моих, так сказать, излучений, сигналов, которые ей посылал, не поняла. Ну зачем? У нее же больная совершенно дочка была, сын-наркоман... (Ее дочь Светлана имела психические отклонения, базедовой болезнью страдала, позднее не-дееспособной была признана, а сын Василий под действием наркотиков в 19 лет застрелился. Д. Г. ).

— Больная девочка — это сводная сестра, дочь Тимошенко от вашего отца?

— Кто знает, от него или нет, но вроде как от отца — так считается...

— Я вас цитирую: «Маме отец говорил: у меня только два выхода — пуля или стакан, ведь я жив, пока мой отец жив»...

— Вы когда-нибудь о Сталине с ним говорили?

— После того, как его выпустили. В тюрьме во Владимире, где я у него бывал, люди плотно, как на партсобрании, сидели, поэтому разговоры там лишь чисто светские могли вестись, а вот когда он вышел, разговаривали.


— Василий Иосифович любил отца?

— Да, конечно!

— Что именно о нем он говорил?

— Мучился из-за того, что его убрали.

— Убили...

— Да, и что люди, которые это сделали, скорбь изображали, а сами радовались — от этой лжи он страдал. Кстати, когда отца из Владимира в Москву перевезли и в Кремль доставили, Хрущев обнимал его, плакал и сокрушался: «Что они с тобой сделали?», так что театра времен Нерона и Сенеки там много было.


— В каких условиях Василий Иосифович во Владимире сидел?

— В таких же, как все, — единственное, в его камере деревянный пол сделали, потому что, видимо, сильные боли у него уже начались. Отца ведь потому выпустили, что у него облитерирующий эндартериит прогрессировал — понимаете, что это такое? Ноги отмирают, гангрена идет...

— Сколько всего он сидел?

— В политической тюрьме Владимирской почти семь лет, еще год в Лефортово...

— И все это время в четырех стенах закрыт был, даже не в колонии находился... Зачем же его там держали, зачем это нужно было?

— Думаю, они просто не знали, что с ним делать.

— То есть пускай сам умирает...

— Выпустить боялись, тем более страна все время какими-то слухами полнилась... Интересовались им все — и сын короля американской прессы Херст-младший, который в Советский Союз приезжал, и Китай, развенчание Сталина не поддержавший, естественно. Отовсюду вопросы шли: где он, что он? Конечно, такого человека выпустить, а тем более «железную маску» с него снять нельзя было.


— Как заключенные к нему относились?

— Очень хорошо — об этом там до сих пор легенды, по-моему, ходят. Отец им тележки какие-то делал, на которых еду возили, но и унижение пережил страшное. Я этого не видел, но Надя рассказывала, как однажды во Владимир раньше меня приехала, и ее в кабинет провели. Там на стене портрет Сталина висел, а под ним отец в ватнике сидел — еще и конвоир, когда привел, прикладом в спину его подтолкнул.

— В каком театре это увидишь?

— В нашем. Россия разве не театр? Мы ее так и называем...

— Во Владимир неоднократно вы приезжали?

— Да, несколько раз...

— И прямо в тюрьму приходили?

— Во Владимире тетка маминой приятельницы жила (она учительствовала — в ее семье все литературу или английский язык, по-моему, преподавали) — вот у них мы и останавливались. Она на свидания с отцом меня провожала (ой, как ее звали? — Лида, по-моему), а как это было? Вот убей, не помню...

— Василий Иосифович, когда видел вас, плакал?

— Нет, он вообще не слезливый был человек.

— После тюрьмы вы часто с ним виделись?

— Ну как часто? Отец всего-то ничего на свободе побыл. Он, когда из тюрьмы в 61-м году вышел, к нам приехал. Остаться хотел, мама, естественно: «Нет!», но ему тут же звание вернули и пенсию генеральскую, трехкомнатную квартиру в Москве на Комсомольском проспекте и дачу в Жуковке выделили, обеды кремлевские — обеспечили полностью.


— Вот даже как...

— Я довольно долгое время — он меня просил — со складов Кремля мебель ему возил, которая раньше у него на даче и в особняке стояла, но там мебель из адъютантских осталась, потому что все приличное уже разошлось... Ну, не-важно... Отец на это время в санаторий в Кисловодск с сестрой моей уехал, и потом, когда вернулся, тоже был с ней, с Надей. Он еще в клинике Вишневского лежал, а после того, как с машиной японского или какого-то посла столкнулся, снова арестован был и в Казань сослан.

Все это меньше года заняло — выход на свободу, Кисловодск, клиника Вишневского, новая отсидка, но в тюрьме его держать нельзя было — он умирал, поэтому на выбор пять городов ему предложили. Он Казань назвал, потому что там летные полки были.

Мы с Надей и Капитолиной, когда его хоронили, туда прилетели. В однокомнатной квартире гроб на двух табуретках стоял, Капитолина на полу ампулы от уколов увидела и поднять их пыталась, а небезызвестная Маша Нузберг (по некоторым сведениям платная осведомительница КГБ, которая познакомилась с Василием Сталиным, когда тот в больнице лежал, и за ним в Казань последовала, где на оформлении брака настояла. Д. Г. ) ногой их давила.


— Странная медсестра, да...

— Хирург Вишневский (генерал-полковник медицинской службы, с 1948 года директор института хирургии имени Александра Васильевича Вишневского, его отца. Д. Г. ) Светлану предупреждал, что это стукачка и, вообще, она у них не в штате, но это не мое дело, я обстоятельств не знаю...

«КОГДА С ОТЦОМ ПРОЩАЛИСЬ, МЕНЯ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЧЕРНЫЕ СИНЯКИ НА РУКАХ ЕГО ПОРАЗИЛИ, ССАДИНЫ. С ПОХОРОН СЕСТРА В МОСКВУ СЕДАЯ ВЕРНУЛАСЬ...»

— Отца тоже убили, как думаете?

— Конечно, не без этого, и вот мы приехали, цветов купить не могли — мороз стоял, хотя это март был. Странно, но у них с мамой жизни в два числа уложились: отец 24 марта родился, и 19 марта умер, а мама наоборот: 19 июля родилась и 24-го в том же месяце умерла. Ну, неважно...

Проститься с отцом много народу собралось, большой двор людьми был запружен, потому что «Голос Америки» сразу же сообщение о смерти его передал... Мы-то как узнали? Тоже совершенно случайно. Нам позвонили, трубку Надя взяла, и ей сказали: «Умер отец. Похороны тогда-то и тогда-то». Рыдания, паника... Что делать, мы не знали и решили к двоюродной сестре ехать. Выскочили, такси пой-мали... Только отъехали, шофер повернулся: «Слышали, Вася Сталин умер?», но я о другом...

На похоронах многие мужики в гражданских пальто были, но когда к гробу подходили, полы распахивали, а там — летная форма: это я хорошо запомнил, и потом меня очень сильные синяки на руках отца поразили, ссадины. Знаете, так лицо оцарапано бывает, если человек ничком упал, но поди знай, почему такие синяки были — аж черные. Мы и с Капитолиной это потом обсуждали: «Странно... Кто-то за руки его, что ли, держал?».


— Вы на похоронах плакали?

— Я нет, а сестра в Москву седая вернулась... Потом эта седина отошла, но меня потрясло, что она черный платок сняла, а волосы под ним белые оказались.

— Это в 20-то лет. Почему?

— Нервы. Она отца очень любила (я-то о себе, грешном, сказать этого не могу). Любила, жалела, хотя я жалел тоже — в известной степени, ограниченной...

— Василия Сталина в Казани похоронили?

— Могила его там была, но Светлана, тетка моя, еще когда в Москве жила, хлопотала, чтобы его на Новодевичьем кладбище рядом с матерью — Надеждой Аллилуевой перезахоронили. Ей отказали. Моя сестра Надя письма писала, и я их подписывал — тоже безрезультатно. Нашей семье отказали, а дочкам Нузберг разрешили.


— То есть их мать к вашему отцу подхоронили?

— Это его к ней подхоронили (в 2002 году, на Троекуровском кладбище. Д. Г. ), поэтому, когда меня спрашивают, бывал ли я там и почему на могилу не хожу, отвечаю, что со своим отцом в Казани простился, душа его в этом городе отлетела, и проводили его в последний путь там. Мы с Надей на тех похоронах были, а что здесь лежит, я не знаю (дочь Марии Нузберг Татьяна все втайне от Александра Бурдонского сделала, который о переносе праха от журналистов услышал. Д. Г. ).

— Вы говорите, что отца не любили, хотя жалели, но сейчас его понимаете?

— Конечно, двух мнений быть не может, и все, в том числе детство свое, ему прощаю.

— Фильмы о нем смотрите?

— Ну-у-у... Вот со Стекловым в главной роли — «Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа» — практически не мог, а картину «Сын отца народов» посмотреть просто заставили, и я купился на то, что очень хорошо актер Гела Месхи отца играл...

— Понравился?

— Понравился, потому что похож на него безумно, даже манерами (он и меня, молодого, напоминает — хороший мальчик!). Отец в его исполнении, может, чересчур Робин Гуд, но похож, а все остальное — такая бодяга, что дальше просто некуда.

«ВНЕБРАЧНЫЕ ДЕТИ СТАЛИНА? ДА РАДИ БОГА, ПОЧЕМУ НЕТ? В ТУРУХАНСКОМ КРАЕ НЕ В ДУПЛО ЖЕ ОН ЭТО ДЕЛАЛ, А С КЕМ-ТО...»

— С тетей, Светланой Аллилуевой, вы общались?

— Конечно.

— Хорошие у вас отношения были?

— Светлана Иосифовна, вообще-то, родственников, насколько я знаю, не жаловала...

— Нет, к Наде и ко мне очень хорошо относилась, а когда из Америки вернулась... В общем... Она писала об этом, обо мне... (Во время недолгого возвращения на Родину в 1984 году Светлана Аллилуева была поражена тем, какой головокружительный взлет сделал за 17 лет разлуки этот когда-то «тихий, боязливый мальчик, живший в последнее время с сильно пьющей матерью и начинавшей пить сестрой». Д. Г. )

Интересная женщина была?

— Бесспорно — и талантливая, и умная, и, вы знаете, перо у нее очень хорошее.

— Легкое...

— Не в том даже дело — попробую вам объяснить, что я в виду имею. Вот у Марии Осиповны Кнебель, великого режиссера и моего педагога, много книг есть, и когда их читаешь, кажется, будто с ней беседуешь, — вот как она говорила, так и писала. У Светланы это точно так же было, что меня поразило — у нее очень хорошие книжки, особенно мне «Далекая музыка» нравится.

— Братья и сестры в России сегодня у вас есть?

— Практически никого не осталось. Надя умерла, Ося, Светланин сын, умер... Катя, ее дочка, на Дальнем Востоке живет — она вулканолог, после окончания МГУ замуж за коллегу вышла. Они, естественно, не в Москве вулканами занимались, уехали, а потом у ее мужа очень тяжелый рак начался, и он в себя выстрелил. Похоронив его, Катя там жить осталась — она ждановская девочка...

— Дочь Светланы от Юрия Жданова, сына соратника Сталина Андрея Жданова?

— Да. Тут всякие богатства ей оставляли и все такое прочее, но она на этом всем крест поставила. (Екатерина Жданова только один раз за 40 с лишним лет поселок Ключи на Камчатке покинула — в Ростов-на-Дону к отцу, который был ректором Ростовского университета, летала. Живет она отшельницей в ветхом, запущенном доме, ни с кем, кроме своих многочисленных собак, не общается. Когда администрация поселка предложила ей сделать ремонт, никого внутрь не пустила, поэтому халупу подлатали только снаружи. Д. Г. ).

— И что, ни одной родной души не осталось?

— Ну как? Во-первых, у моей сестры дочка есть, у нее тоже дочка — внучатая племянница моя, очень хорошая девочка, умница. Когда три года назад внучка, так скажем, в институт поступала, я ей помочь пытался, кто-то еще плечо подставить вызвался: не захотела, сама! — и поступила. Учится прекрасно, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.

— По линии Якова, старшего сына Сталина, дети остались?

— Ну, дочь его Галя умерла, а ее сын с отцом-алжирцем (Хусейном бен Саадом — экспертом ООН. Д. Г. ) живет, больной мальчик. Ну как больной? Мозги прекрасные, математика, физика — все великолепно дается, но он с травмой родился — слепоглухонемой, и Галя своими руками зрение ему вернула, в обычной школе его выучила, институт он окончил. Там свой подвиг был совершен... (По понятным причинам Александр Васильевич своего двоюродного брата упомянуть «забыл» — полковника в отставке Евгения Яковлевича Джугашвили, который в 1996 году возглавил Общество идейных наследников Иосифа Сталина в Грузии, неоднократно в судах в защиту чести и достоинства деда своего выступал и даже его роль в фильме режиссера Абашидзе «Яков, сын Сталина» исполнил. Д. Г. ).


— По слухам, у Сталина и внебрачные дети были — вы в это верите?

— Да ради Бога...

— То есть теоретически такое возможно?

— А почему нет?

— Живой человек...

— В ссылке на Курейке, в Туруханском крае, не в дупло же он это делал, а с кем-то, правда, в одной газете я прочитал, что хорошеньких охранников он любил, но это как-то быстро замяли. Чего в порыве не скажешь... Ко мне как-то, когда я на Тверской жил, человек пришел, который на телевидении здесь работал (Константин Кузаков, зампредседателя Гос-телерадио СССР. Д. Г. ): вот, значит, я сын Сталина. Я ему...

— ...«Чем докажешь?»...

— Нет, я любезен был. «Рад за вас, — сказал. — И что? Я-то тут при чем?». — «Мы каким-то образом общаться должны». — «А зачем? — я спросил. — Я вас не знаю, вы меня тоже, мы, может, совершенно разные люди. У вас свой круг, связанный с работой, у меня свой — ну и слава Богу, зачем нам общаться?». — «И вам совершенно безразлично, что у вас дядя есть?». — «Честно говоря, абсолютно», — кивнул я.

Мне действительно никакого дела до него не было, а потом, знаете, сколько людей приходит и звонит, которые никакие на самом деле не родственники: «Я дочка того...», «Я внучка этого...»? Даже человек нашелся, утверждавший, что он сын моей мамы и якобы после того родился, как она от отца ушла, — этот «братец» по телевизору фильм о ней увидел и, видимо, ею пленился, а наши Аллилуевы уши развесили, поверили.

«Я НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ДЕТИ У МЕНЯ БЫЛИ, И СЕСТРЕ РОЖАТЬ НЕ СОВЕТОВАЛ»

— Детей у вас нет...

— Я не хотел...

— Почему?

— Ну, за объяснениями надо к детству моему отправляться (я и сестре рожать не советовал, но она иначе решила). Я очень тяжелую жизнь прожил, понимаете? Под-робностей не рассказываю, потому что чего обиды свои, которым уже 60 лет, ворошить? — это просто смешно. Нет, я не хотел, чтобы дети у меня были. К счастью, и жена у меня тоже полоумная режиссерша была, литовка (однокурсница Даля Тумалявичуте, которая главным режиссером Молодежного театра в Вильнюсе работала. Д. Г. ) — у нас пепел везде сыпался, мы самозабвенно о каких-то проектах спорили...

— Это правда, что одно время вы на Людмиле Чурсиной были женаты?

— Господь с вами! Я уже много лет с ней работаю — да, но везде почему-то рас-спросами о Чурсиной доканывают: и в Прибалтике, и в Петербурге. Она...

— ...красивая женщина...

— ...красивая, талантливая, и с ней разговаривать можно, ведь не все актрисы мозгами отличаются, какие-то вещи понимать способны.

— Свой путь в искусстве под началом Олега Ефремова вы начинали...

— В студии «Современника» на актерском учился, а как только Мария Осиповна Кнебель нас обучать стала, в ГИТИС к ней постучался, ее курс окончил и с тех пор работаю, работаю, работаю.

— Уже много лет вы режиссер Театра сначала Советской Армии, потом Российской...

— ...а до 1951-го — Красной...

— В этот театре прекрасные актеры работали: Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Андрей Попов, Федор Чеханков...

— ...Владимир Зельдин до сих пор, слава Богу, на сцену выходит, Людмила Чурсина, Алина Покровская, Мария Голубкина...

— С такими мастерами творить — удо-вольствие?

— Еще бы! — но и им наше сотрудничество большое удовольствие доставляло, они меня очень любили. У меня и в Малом театре спектакль есть, который с Элиной Быстрицкой мы делали, — дружу с ней и очень ее люблю, а она тем же мне отвечает, да и когда из Японии уезжал (я там четырежды ставил), каждый раз все актеры собирались и плакали — таким я тоже могу быть.

— Если сегодня вам вдруг очень хороший сценарий фильма о Сталине предложат, такой, что вас увлечет, за-интересует, деда сыграть согласитесь?

— Нет. Нет!

— Поезд ушел?

— Это какие-то другие люди должны делать — почему я-то, какое к этому отношение имею? Нет, никогда бы не стал, ни за какие деньги.

— Если бы — опять-таки сослагате-ль-ное наклонение! — вам сегодня сказали, что жизнь свою можно по-другому прожить, какую бы выбрали? Ту, что есть?

— Да, знаете... Как человек разумный вы понимаете, что счастье — это секундочки, ну минуты собираются, а я все-таки делом, которое люблю, занимаюсь, оно мне взаимностью отвечает — значит, уже какой-то счастливый билет вытащил. С другой стороны, мы еще с мамой как-то говорили: ну вот родился бы я, а она замужем за Володей Меньшиковым была бы... Не слава меня волнует, поверьте, нет! — но я в каком-то переплете истории, в каких-то трагических событиях не только свидетелем оказался, но и участником. Это серьезный отпечаток накладывает и многому учит — в первую очередь порядочным человеком оставаться. В мои 75 можно уже сказать, что я достаточно порядочный? Нет, и дрался, конечно, и выпивал, может, и хамил кому-то, но все это такие мелочи...

— Последний вопрос: на могилу бабушки Надежды Сергеевны Аллилуевой, на могилу дедушки Иосифа Виссарионовича Сталина вы ходите?

— К Сталину — никогда, он государственный человек, и к нему другие люди ходят и цветы кладут, а к бабушке каждый год по нескольку раз хожу, обязательно... И к Надежде Сергеевне, и к маминым папе с мамой, и к Анне Сергеевне Аллилуевой, которую прекрасно помню... Она чудным человеком была, добрейшим: святая, юродивая — прошу, чтобы вы это оставили. Когда Пастернака единогласно из Союза писателей вытурили, один голос был против.

— Ее?

— Она к тому времени успела уже из тюрьмы выйти, где в одиночке восемь лет ни за что провела...

Ну а еще на Новодевичьем все кумиры мои похоронены: Станиславский, Немирович, Уланова, Бабанова — вся наша театральная школа, весь цвет нашей культуры: как же туда не ходить? Конечно. С цветами всех обхожу...


Прошло 40 дней, как ушел из жизни народный артист РФ Александр Бурдонский.

45 лет он верой и правдой служил Театру Российской армии. В одном из интервью признался, что хочет уйти на пике. Так и получилось… вспомнили Александра Васильевича вместе с его коллегами по сцене.

Поскольку печальное событие произошло совсем недавно, я в первую очередь спросила, при каких обстоятельствах это случилось.

– Когда Бурдонский попал в больницу, позвонила и спросила у него: «Вы не залежались?» Он ответил, что пока не будет выписываться. На него это было совсем непохоже, – сказала мне народная артистка России Ольга Богданова, ведущая актриса Театра Российской армии. – Александр Васильевич не казался здоровым: бледный, худенький, но у него была невероятная сила духа. На репетициях у него буквально открывалось второе дыхание и все болезни уходили. Казалось, что он на этой силе духа и продержится.

Однако через какое-то время, 9 мая, она позвонила актеру, чтобы поздравить с Днем Победы, и спросила, как бы он отнесся к визиту. Бурдонский сказал: «Обязательно приходи». Слово «обязательно» ее насторожило. И через два дня актриса решила его навестить.

– Честно говоря, немного побаивалась этой встречи, – призналась она мне. – Решила морально подготовиться, попросила медсестру, чтобы меня встретила. Но так получилось, что мы с Бурдонским столкнулись в коридоре. И он очень просто сказал: «Знаешь, у меня рак». У меня все тогда похолодело внутри. Стал рассказывать, что предстоит химиотерапия. Ему было важно знать, сколько еще отпущено и сможет ли после процедур вернуться домой, чтобы работать. Я подбадривала, говорила, что мы, актеры, его очень ждем и готовы бегать к нему на репетиции...

Прощание с Александром Бурдонским / Стоп-кадр YouTube

Почему не взял фамилию вождя?

Несмотря на то, что Александр Бурдонский был внуком Иосифа Сталина, знаменитого деда он видел только на похоронах. Бурдонский с рождения носил фамилию своего отца Василия, был Сталиным, но потом решил взять фамилию матери Галины. Будучи мальчиком, уже понимал, что его дед был палачом многих невинных душ, и называл его тираном.

– В день смерти Сталина мне было ужасно стыдно, что все вокруг рыдают, а я нет, – признавался в одном из интервью Александр Бурдонский. – Сидел возле гроба и видел толпы рыдающих людей. Я скорее был этим испуган, потрясен. А что хорошего я мог к нему питать? За что благодарить? За искалеченное детство, которое у меня было? Быть внуком Сталина – тяжкий крест.

С младенчества ему вбивалось в голову, что надо быть отличником в школе, вести себя примерно. Потом говорили, что должен быть воином, в Суворовское училище отправили, хоть Александр этому сопротивлялся.

Мама Бурдонского разошлась с Василием Сталиным, не выдержав его пьянок, измен и скандалов. Поговаривали, что Василия буквально с пеленок пристрастил к алкоголю его отец: он дразнил жену Надежду Аллилуеву, наливая рюмку годовалому мальчику. Василий лишил Галину возможности общаться с детьми. Ее место заняла мачеха Екатерина Тимошенко.

– Она была женщиной властной и жестокой, – вспоминал Бурдонский. – Мы, чужие дети, ее, видимо, раздражали. Нам не хватало не только тепла, но и элементарной заботы. Кормить нас забывали по три-четыре дня, одних запирали в комнате. Мачеха с нами страшно обращалась. Сестру Надю била жесточайшим образом – у нее почки были отбиты.

Детей у него не было

После таких испытаний Бурдонский все же смог не потерять веру в любовь. Со своей супругой Далей Тумалявичуте (ее не стало в 2006 году) режиссер прожил в счастливом браке 40 лет, но детей у них не было. Как он считал, потому что было слишком тяжелое детство. Свою нереализованную отцовскую любовь отдавал студентам ГИТИСа.

По словам Александра Васильевича, у него было три безумных любви – мама, жена и театр.

– Он был скептичным, саркастичным. Иногда и деспотичным, и грозным: мог прикрикнуть на актеров, если они его не слышали, не чувствовали или не шли с ним в одном русле, – поделилась воспоминаниями актриса Театра Российской армии Анастасия Бусыгина. – Он любил нас больше своей жизни. У него дома хранились все наши подарки, фотографии с нами. Он не был одиноким. И когда уходил из жизни, рядом были любимые люди.

В день, когда не стало Александра Васильевича, на сцене шел его любимый спектакль «Чайка» по А. П. Чехову.

– Он лежал в хорошей частной клинике, – говорит актриса Ольга Богданова. – Актеры пообещали заехать к нему после спектакля. Александр Васильевич дождался. Они рассказали, как прошел спектакль. И после этого на их глазах он впал в забытьё и покинул этот мир.

45 лет назад - 19 марта 1962 года - умер младший сын "отца народов" Василий Сталин
Александр Бурдонский встретился со своим дедом единственный раз - на похоронах. А до этого видел его, как и другие пионеры, лишь на демонстрации: в День Победы и в Октябрьскую годовщину.

Одни историки называют Василия любимчиком вождя. Другие уверяют, что Иосиф Виссарионович обожал дочь Светлану - "Хозяйку Сетанку", а Василия презирал. Говорят, на столе у Сталина всегда стояла бутылка грузинского вина и он дразнил жену Надежду Аллилуеву, наливая рюмку годовалому мальчику. Так что Васино трагическое пьянство началось с пеленок. В 20 лет Василий стал полковником (прямо из майоров), в 24 года - генерал-майором, в 29 - генерал-лейтенантом. До 1952 года командовал военно-воздушными силами Московского военного округа. В апреле 1953 года - через 28 дней после смерти Сталина - был арестован "за антисоветскую агитацию и пропаганду, а также злоупотребление служебным положением". Приговор - восемь лет лишения свободы. Через месяц после освобождения, управляя автомобилем в нетрезвом виде, попал в аварию и был выслан в Казань, где и умер от алкогольного отравления. Впрочем, версий этой смерти было несколько. Военный историк Андрей Сухомлинов в своей книге "Василий Сталин - сын вождя" пишет, что Василий покончил жизнь самоубийством. Серго Берия в книге "Мой отец, Лаврентий Берия" говорит о том, что Сталин-младший был убит ножом в пьяной драке. А сестра Василия Светлана Аллилуева уверена, что к трагедии причастна его последняя жена - Мария Нузберг, якобы состоявшая на службе в КГБ. Но есть документ, подтверждающий факт естественной смерти от острой сердечной недостаточности на фоне алкогольной интоксикации. В последний год жизни младший сын вождя выпивал литр водки и литр вина ежедневно... После смерти Василия Иосифовича осталось семеро детей: четверо собственных и трое усыновленных. Ныне из родных детей жив только 65-летний Александр Бурдонский - сын Василия Сталина от первой жены Галины Бурдонской. Он - режиссер, народный артист России - живет в Москве и возглавляет Центральный академический театр Российской Армии. Александр Бурдонский встретился со своим дедом единственный раз - на похоронах. А до этого видел его, как и другие пионеры, лишь на демонстрации: в День Победы и в Октябрьскую годовщину. Пообщаться с внуком поближе вечно занятый глава государства желания не высказывал. Да и внук не слишком-то стремился. В 13 лет он принципиально взял фамилию матери (многие родственники Галины Бурдонской погибли в сталинских лагерях). Ненадолго вернувшись из эмиграции на родину, Светлана Аллилуева была поражена: какой головокружительный взлет сделал за 17 лет разлуки когда-то "тихий, боязливый мальчик, живший в последнее время с сильно пьющей матерью и начинавшей пить сестрой"... ...Говорит Александр Васильевич скупо, интервью на семейные темы практически не дает, глаза прячет за очками с темными стеклами.
"МАЧЕХА С НАМИ СТРАШНО ОБРАЩАЛАСЬ. КОРМИТЬ ЗАБЫВАЛА ПО ТРИ-ЧЕТЫРЕ ДНЯ, У СЕСТРЫ ПОЧКИ БЫЛИ ОТБИТЫ"

- Правда, что ваш отец - "человек шальной смелости" - отбил вашу маму у знаменитого в прошлом хоккеиста Владимира Меньшикова?

Да, им было тогда по 19 лет. Когда отец ухаживал за мамой, он был - как Паратов из "Бесприданницы". Чего только стоили его полеты на небольшом самолете над станцией метро "Кировская", возле которой она жила... Умел покрасоваться! В 1940 году родители поженились.

Моя мама была жизнерадостной, любила красный цвет. Даже свадебное платье сшила себе красное. Оказалось, это дурная примета...

В книге "Вокруг Сталина" написано, что ваш дед на эту свадьбу не пришел. В письме сыну он резко написал: "Женился - черт с тобой. Жалею ее, что она вышла за такого дурака". Но ведь ваши родители выглядели идеальной парой, даже внешне были так похожи, что их принимали за брата с сестрой...

Мне кажется, мама любила его до конца своих дней, но им пришлось расстаться... Она была просто редкостным человеком - не могла прикинуться кем-то и никогда не лукавила (может, в этом была ее беда)...

По официальной версии, Галина Александровна ушла, не выдержав постоянных пьянок, рукоприкладства и измен. Например, мимолетной связи Василия Сталина с женой известного кинооператора Романа Кармена Ниной...

Кроме всего прочего, мама не умела приобретать друзей в этом кругу. Начальник охраны Николай Власик (воспитавший Василия после гибели матери в 1932 году. - Авт. ), вечный интриган, пытался ее использовать: "Галочка, ты должна мне рассказывать, о чем говорят Васины друзья". Мать его - матом! Он прошипел: "Ты за это заплатишь".

Вполне возможно, развод с отцом и был платой. Чтобы сын вождя взял жену из своего круга, Власик закрутил интригу и подсунул ему Катю Тимошенко, дочь маршала Семена Константиновича Тимошенко.

Это правда, что мачеха, выросшая в детдоме после того, как ее мать сбежала от мужа, обижала вас, чуть ли не голодом морила?

Екатерина Семеновна была женщиной властной и жестокой. Мы, чужие дети, ее, видимо, раздражали. Пожалуй, тот период жизни был самым трудным. Нам не хватало не только тепла, но и элементарной заботы. Кормить нас забывали по три-четыре дня, одних запирали в комнате. Мачеха с нами страшно обращалась. Сестру Надю била жесточайшим образом - у нее почки были отбиты.

До отъезда в Германию наша семья жила зимой на даче. Помню, как мы, маленькие дети, ночью в темноте прокрались в погреб, набрали в штаны свеклу и морковку, зубами чистили немытые овощи и грызли их. Просто сцена из фильма ужасов. Поварихе Исаевне здорово попадало, когда она нам что-нибудь приносила....

Жизнь Екатерины с отцом - сплошные скандалы. Я думаю, он ее не любил. Скорее всего, чувств особых не было с обеих сторон. Очень расчетливая, она, как и все в своей жизни, просто просчитала этот брак. Надо знать, чего она добивалась. Если благополучия, то цель, можно сказать, была достигнута. Екатерина навезла из Германии огромное количество барахла. Bсе это хранилось в сарае на нашей даче, где мы с Надей голодали... А когда отец выставил мачеху в 1949 году, ей потребовалось несколько машин, чтобы вывезти трофейное добро. Мы с Надей услышали шум во дворе и кинулись к окну. Видим: "студебеккеры" цепочкой идут"...

Из досье "Бульвара Гордона".

Екатерина Тимошенко жила с Василием Сталиным в законном браке, хотя его развод с Галиной Бурдонской не был оформлен. И эта семья развалилась из-за измен и запоев Василия. Пьяный, он кидался драться. Первый раз Екатерина уходила от мужа из-за его нового романа. А когда Василий Сталин, командовавший ВВС Московского округа, плохо провел воздушный парад, отец снял его с должности и заставил сойтись с женой. По крайней мере, на траурных мероприятиях в связи с кончиной вождя Василий и Екатерина находились рядом.

У них было двое совместных детей - в 47-м появилась дочь Светлана, в 49-м - сын Василий. Светлана Васильевна, которая родилась болезненной, скончалась в 43 года; Василий Васильевич - он учился в Тбилисском университете на юридическом факультете - стал наркоманом и умер в 21 год от передозировки героина.

Екатерины Тимошенко не стало в 1988 году. Она похоронена в одной могиле со своим сыном на Новодевичьем кладбище.

"ОТЕЦ БЫЛ ОТЧАЯННЫМ ЛЕТЧИКОМ, УЧАСТВОВАЛ В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ И ВО ВЗЯТИИ БЕРЛИНА

- Если не ошибаюсь, второй вашей мачехой стала чемпионка СССР по плаванию Капитолина Васильева.

Да. Капитолину Георгиевну вспоминаю с благодарностью - она была единственной в то время, кто по-человечески пытался помочь отцу.

Он писал ей из тюрьмы: "Я очень крепко овасильевился. Да это и не случайно, ибо все лучшие мои дни - семейные дни - были с вами, Васильевыми"...

По натуре отец был добрым человеком. Любил дома мастерить, слесарить. Близко знавшие говорили о нем - "золотые руки". Был отличным летчиком, смелым, отчаянным. Участвовал в Сталинградской битве и во взятии Берлина.

Хотя отца люблю меньше, чем мать: не могу ему простить, что нас с сестрой он забрал к себе и мы жили с мачехами. Папа носил фамилию Сталин, я ее изменил. Кстати, всех интересует, не оставил ли он мне в наследство склонность к алкоголизму. Но вы же видите, я не спился и сижу перед вами...

Я читала, что из Лефортово Василий Сталин приехал не к Капитолине Васильевой, а к вашей маме. Но она не приняла его - у нее была уже своя жизнь.

Мама говорила: "Лучше к тигру в клетку, чем быть с отцом хоть день, хоть час". Это при всем к нему сочувствии... Она помнила, как, разлученная с нами, металась в поисках выхода и натыкалась на стену. Пыталась устроиться на работу, но как только в отделе кадров видели паспорт со штампом о регистрации брака с Василием Сталиным, отказывали под любым предлогом. После смерти Сталина мама послала письмо Берии с просьбой вернуть детей. Слава Богу, оно не успело найти адресата - Берию арестовали. Иначе это могло кончиться плохо. Она написала Ворошилову, и только после этого нас вернули.

Потом мы поселились вместе - я и мама, у сестры Надежды была уже своя семья (15 лет Надежда Бурдонская прожила с Александром Фадеевым-младшим, родным сыном актрисы Ангелины Степановой и приемным - советского писателя-классика. Фадеев-младший, страдавший алкоголизмом и несколько раз пытавшийся наложить на себя руки, до Надежды был женат на Людмиле Гурченко. - Авт. ).

Иногда меня спрашивают: почему люблю ставить спектакли о нелегких женских судьбах? Из-за мамы...

В мае прошлого года вы показали премьеру "Дуэль королевы со смертью" - свою интерпретацию пьесы Джона Маррелла "Смех лангусты", посвященной великой актрисе Саре Бернар...

Пьеса эта лежала у меня давно. 20 с лишним лет назад мне принесла ее Элина Быстрицкая: ей очень хотелось сыграть Сару Бернар. Я уже решил поставить спектакль с ней и Владимиром Зельдиным на нашей сцене, но театр не захотел "гастролей" Быстрицкой, и пьеса ушла из моих рук.

Сара Бернар прожила долгую жизнь. Ею восхищались Бальзак и Золя, Ростан и Уайльд писали для нее пьесы. Жан Кокто говорил, что ей не нужен театр, она может устроить театр в любом месте... Как человека театра меня не может не волновать самая легендарная в истории мирового театра актриса, равных которой не было. Но, конечно, волновал и ее человеческий феномен. В конце жизни, уже с ампутированной ногой, она играла сцену смерти Маргариты Готье, не вставая с постели. Меня потрясла эта жажда жизни, это неуемное жизнелюбие.

Из досье "Бульвара Гордона".

Галине Бурдонской, сильно пившей, в 1977 году поставили диагноз "сосуды курильщика" и ампутировали ногу. Инвалидом она прожила еще 13 лет и умерла в коридоре больницы Склифосовского в 1990 году.

"ВНЯТНОГО ОТВЕТА О ПРИЧИНАХ СМЕРТИ ОТЦА (В 41 ГОД!) НАМ ТАК И НЕ ДАЛИ"

- Приемный сын Сталина Артем Сергеев вспоминал, что, увидев, как ваш отец наливает себе очередную порцию алкоголя, сказал ему: "Вася, хватит". Тот в ответ: "У меня только два выхода: пуля или стакан. Ведь я жив, пока мой отец жив. А только он глаза закроет, меня Берия на другой же день на части порвет, а Хрущев с Маленковым ему помогут, и Булганин туда же. Такого свидетеля они терпеть не будут. А ты знаешь, каково жить под топором? Вот я и ухожу от этих мыслей"...

Я был у отца и во Владимирской тюрьме, и в Лефортово. Видел загнанного в угол человека, который не мог за себя постоять и себя оправдать. И разговор его в основном был, конечно, о том, как выйти на свободу. Он понимал, что в этом не можем помочь ни я, ни сестра (ее не стало восемь лет назад). Его терзало чувство несправедливости содеянного с ним.

Из досье "Бульвара Гордона" .

Василий с детства любил животных. Из Германии лошадь раненую привез и выходил, приблудных собак держал. Хомяк был у него, кролик. Как-то на даче Артем Сергеев увидел, как он сидит рядом с грозным псом, гладит его, целует в носик, из своей тарелки дает есть: "Этот не обманет, не изменит"....

27 июля 1952 года в Тушино прошел парад, посвященный Дню Военно-воздушного флота. Вопреки бытующему мифу, что из-за Василия разбился самолет, он справился с организацией блестяще. Посмотрев парад, Политбюро в полном составе отправилось в Кунцево, на дачу Иосифа Сталина. Вождь распорядился, чтобы на банкете был и его сын... Василия нашли пьяным в Зубалово. Капитолина Васильева вспоминает: "Вася поехал к отцу. Зашел, а там за столом сидит все Политбюро. Его качнуло в сторону, потом в другую. Отец ему говорит: "Ты пьян, пошел вон!". А он: "Нет, отец, я не пьян". Сталин нахмурился: "Нет, ты пьян!". После этого Василия сняли с должности...".

У гроба он плакал навзрыд и упорно твердил, что отца отравили. Был не в себе, чувствовал приближение беды. Терпение у "дяди Лаврентия", "дяди Егора" (Маленкова) и "дяди Никиты", а знали они Василия с детства, лопнуло очень быстро. Через 53 дня после смерти отца, 27 апреля 1953 года, Василий Сталин был арестован.

Писатель Войтехов писал в свидетельских показаниях: "Зимой в конце 1949 года, приехав на квартиру бывшей своей жены, актрисы Людмилы Целиковской, я застал ее в растерзанном виде. Она сказала, что только что у нее был в гостях Василий Сталин и пытался принудить ее к сожительству. Я поехал к нему на квартиру, где он пил в компании летчиков. Василий встал на колени, назвал себя подлецом и негодяем и заявил, что сожительствует с моей женой. В 1951 году у меня были денежные затруднения, и он устроил меня в штаб референтом. Работы я не выполнял никакой, а зарплату получал как спортсмен ВВС".

В документах значилось, что в тюрьму доставили не Василия Иосифовича Сталина, а Васильева Василия Павловича (сын вождя в тюрьме сидеть не должен).

В 1958 году, когда здоровье Василия Сталина резко ухудшилось, о чем доложил шеф КГБ Шелепин, сына вождя опять перевели в Лефортовский изолятор столицы, а однажды на несколько минут отвезли к Хрущеву. Шелепин вспоминал, как тогда Василий в кабинете Никиты Сергеевича упал на колени и стал умолять его освободить. Хрущев был очень растроган, называл "милым Васенькой", спрашивал: "Что они с тобой сделали?". Прослезился, а затем еще целый год продержал Василия в Лефортово...

Говорят, о смерти Василия Иосифовича вам рассказал таксист, услышавший сообщение по "Голосу Америки"...

Тогда в Казань полетели третья жена отца Капитолина Васильева, я и сестра Надя. Мы видели его уже под простыней - мертвого. Капитолина подняла простыню - я помню прекрасно, что у него были швы. Наверное, его вскрывали. Хотя внятного ответа о причинах его смерти - в 41 год! - нам никто тогда не дал...

Но Васильева пишет, что швов от вскрытия не увидела, что гроб стоял на двух табуретках. Без цветов, в убогой комнате. И что похоронили ее бывшего мужа, как бомжа, людей было мало. По другим же источникам, на кладбище из-за скопления народа даже упало несколько памятников...

Люди шли довольно долго. Несколько человек, проходя, раздвигали борта пальто, под которым были военная форма и ордена. Видимо, летчики так устраивали прощание - иначе нельзя было.

Помню, что моя сестра, которой было тогда, по-моему, 17 лет, приехала с этих похорон совершенно седая. Это был шок...

Из досье "Бульвара Гордона".

Капитолина Васильева вспоминает: "Я планировала приехать в Казань на день рождения Василия. Думала, остановлюсь в гостинице, привезу чего-нибудь вкусного. И вдруг звонок: приезжайте хоронить Василия Иосифовича Сталина...

Приехала с Сашей и Надей. Спросила Нузберг, от чего он умер. Говорит, мол, приехали грузины, привезли бочку вина. Было, мол, плохо - сделали укол, потом второй. Крутило, корежило... Но такое бывает при свертывании крови. Токсикоз исправляют не уколами, а промывают желудок. Человек лежал и мучился 12 часов - "скорую помощь" даже не вызвали. Спрашиваю, почему так? Нузберг говорит, что сама медик и сделала ему укол.

Я украдкой осмотрела кухню, заглянула под столы, в мусорное ведро - никакой ампулы не нашла. Спросила, было ли вскрытие и что оно показало. Да, говорит, было. Отравился вином. Тогда я сказала Саше, чтоб подержал дверь, - решила сама проверить, было ли вскрытие. Подошла к гробу. Василий был в кителе, распухший. Я стала расстегивать пуговицы, а руки трясутся...

Следов вскрытия нет. Вдруг дверь распахнулась, ворвались два мордоворота, которые за мной по пятам ходили, как только мы приехали в Казань. Сашу отшвырнули, Надю едва с ног не сбили, и я полетела... А чекисты орут: "Вам не положено! Не имеете права!".

Пять лет назад прах Василия Сталина был перезахоронен в Москве, о чем вы чуть ли не в газетах прочитали. Но почему на Троекуровском кладбище, если его мать, дедушка с бабушкой, тетя с дядей похоронены на Новодевичьем? Так решила ваша сводная сестра Татьяна, которая добивалась этого 40 лет, писала в Кремль?

Напомню, Татьяна Джугашвили никакого отношения к младшему сыну Иосифа Сталина не имеет. Это дочь Марии Нузберг, которая взяла фамилию Джугашвили.

Перезахоронение было устроено, чтобы как-то примкнуть к этой семье, - своеобразное пиратство, свойственное нашему времени.

"ЗА ЧТО Я МОГ БЛАГОДАРИТЬ ДЕДА? ЗА СВОЕ ИСКАЛЕЧЕННОЕ ДЕТСТВО?"

- Вы с двоюродным братом Евгением Джугашвили фантастически разные люди. Вы говорите тихим голосом и любите поэзию, он - громогласный военный, сожалеющий о добрых старых временах и недоумевающий, почему в ваше сердце "не стучит пепел этого Клааса"...

Я не люблю фанатиков, а Евгений - фанатик, живущий именем Сталина. Не могу видеть, как кто-то обожает вождя и отрицает совершенные им преступления.

Год назад еще один ваш родственник по линии Евгения - 33-летний художник Яков Джугашвили - обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой расследовать обстоятельства смерти его прадеда Иосифа Сталина. Ваш двоюродный племянник утверждает в своем письме, что Сталин умер насильственной смертью и это "сделало возможным приход к власти Хрущева, возомнившего себя государственным деятелем, чья так называемая деятельность оказалась не чем иным, как предательством государственных интересов". Будучи уверен, что в марте 1953 года произошел государственный переворот, Яков Джугашвили просит Владимира Путина "определить степень ответственности всех лиц, причастных к перевороту".

Я не поддерживаю эту затею. Мне кажется, что такими вещами можно заняться только от нечего делать...Что случилось, то случилось. Люди уже ушли из жизни, зачем прошлое ворошить?

По легенде, Сталин отказался обменивать своего старшего сына Якова на фельдмаршала Паулюса, сказав: "Я солдата на фельдмаршала не меняю". Сравнительно недавно Пентагон передал внучке Сталина - Галине Яковлевне Джугашвили - материалы о гибели ее отца в фашистском плену...

Благородный шаг никогда совершить не поздно. Я врал бы, если бы говорил, что вздрогнул или у меня заболела душа, когда передали эти документы. Все это - дело далекого прошлого. И оно прежде всего важно для дочери Яши Галины, потому что она живет памятью об отце, который ее очень любил.

Важно поставить точку, ведь чем больше времени проходит после всех событий, связанных с семейством Сталина, тем труднее дотянуться до правды...

Правда ли, что Сталин был сыном Николая Пржевальского? Известный путешественник якобы в Гори гостил в доме, где работала горничной мать Джугашвили - Екатерина Геладзе. Эти слухи подогревало удивительное внешнее сходство Пржевальского и Сталина...

Я не думаю, что это так. Скорее, дело в другом. Сталин увлекался учением религиозного мистика Гурджиева, а оно предполагает, что человек должен скрывать свое реальное происхождение и даже дату своего рождения окутывать неким флером. Легенда о Пржевальском, конечно, лила воду на эту мельницу. А то, что похож внешне, так, пожалуйста, ходят еще слухи о том, что Саддам Хусейн был сыном Сталина...

Александр Васильевич, вам приходилось слышать предположения о том, что режиссерский талант вам достался от деда?

Да, мне иногда говорили: "Понятно, почему Бурдонский режиссер. Сталин ведь тоже был режиссером"... Дед был тираном. Пусть кому-то очень хочется приделать ему ангельские крылья - они на нем не удержатся... Когда Сталин умер, мне было ужасно стыдно, что все вокруг рыдают, а я нет. Я сидел возле гроба и видел толпы рыдающих людей. Я скорее был этим испуган, даже потрясен. А что хорошего я мог к нему питать? За что благодарить? За искалеченное детство, которое у меня было? Никому не желаю такого.... Быть внуком Сталина - тяжкий крест. Никогда ни за какие деньги не пойду играть Сталина в кино, хотя сулили огромные барыши.

А что вы думаете по поводу нашумевшей книги Радзинского "Сталин"?

Радзинский, видимо, хотел во мне как в режиссере найти еще какой-то ключик к характеру Сталина. Пришел якобы меня послушать, а сам четыре часа проговорил. Я с удовольствием сидел и слушал его монолог. Но истинного Сталина он не понял, мне кажется....

Художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов рассказывал, что Иосиф Виссарионович ел, а потом вытирал руки о накрахмаленную скатерть - он же диктатор, чего ему стесняться? А вот ваша бабушка Надежда Аллилуева, говорят, была очень воспитанной и скромной женщиной...

Как-то в 50-е годы сестра бабушки Анна Сергеевна Аллилуева передала нам сундук, где хранились вещи Надежды Сергеевны. Меня поразила скромность ее платьев. Старая кофта, заштопанная под мышкой, поношенная юбка из темной шерсти, а с изнанки вся в заплатах. И это носила молодая женщина, о которой говорили, что она любила красивые наряды...

P. S. Кроме Александра Бурдонского, есть еще шестеро родных внуков Сталина по другой линии. Трое детей Якова Джугашвили и трое - Ланы Питерс, как себя переназвала Светлана Аллилуева, уехав в США.

Александр Бурдонский

Театральный режиссер, народный артист России и внук Иосифа Сталина Александр Бурдонский умер в Москве. Ему было 75 лет.

Как рассказали РИА Новости в Центральном академическом театре Российской армии, где Бурдонский отработал несколько десятилетий, режиссер скончался после тяжелой болезни.

В театре уточнили, что гражданская панихида и прощание с Бурдонским начнется в 11:00 в пятницу, 26 мая.

“Все будет происходить в его родном театре, где он работал с 1972 года. Затем состоится отпевание и кремация на Николо-Архангельском кладбище”, - сообщил представитель Центрального академического театра Российской армии.

“Настоящий трудоголик”

Актриса Людмила Чурсина назвала смерть Бурдонского огромной потерей для театра.

“Ушел человек, который знал о театре все. Александр Васильевич был настоящим трудоголиком. Его репетиции были не просто профессиональными занятиями, а и жизненными размышлениями. Он много воспитал молодых актеров, которые его обожали”, - заявила Чурсина РИА Новости.

“Для меня это личное горе. Когда умирают родители, наступает сиротство, а у меня с уходом Александра Васильевича наступило сиротство актерское”, - добавила актриса.

Чурсина много работала с Бурдонским. В частности, она играла в спектаклях “Дуэт для солистки”, “Элинор и ее мужчины” и “Игра на клавишах души”, которые ставил режиссер.

“У нас было шесть совместных спектаклей, и начали уже работать над седьмым. Но случилась болезнь, и он сгорел за четыре-пять месяцев”, - рассказала актриса.

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая назвала Бурдонского человеком уникального таланта и железной воли.

“Это замечательный педагог, с которым мне случилось вместе преподавать десять лет в ГИТИСе, и очень талантливый режиссер. Его уход - большая потеря для театра”, - заявила она.

“Рыцарь театра”

Актриса театра и кино Анастасия Бусыгина назвала Александра Бурдонского “настоящим рыцарем театра”.

“С ним у нас была настоящая театральная жизнь в лучших ее проявлениях”, - цитирует слова Бусыгиной телеканал “360” .

По ее словам, Бурдонский был не только великолепным человеком, но и “истинным служителем театра”.

Бусыгина впервые столкнулась с Бурдонским при постановке чеховской “Чайки”. Она отметила, что в работе режиссер порой был деспотичен, однако его “любовь сплачивала актеров в одну команду”.

Как внук Сталина стал режиссером

Александр Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве. Его отцом был Василий Сталин, а матерью - Галина Бурдонская.

Семья сына вождя распалась в 1944 году, однако развод родители Бурдонского так и не оформили. Кроме будущего режиссера, у них была общая дочь - Надежда Сталина.

С рождения Бурдонский носил фамилию Сталин, однако в 1954 году - уже после смерти деда - взял материнскую, которую сохранил до конца жизни.

В одном из интервью он признался, что видел Иосифа Сталина только издалека - на трибуне и лишь один раз воочию - на похоронах в марте 1953-го.

Александр Бурдонский окончил Калининское суворовское училище, после чего поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Кроме того, он учился на актерском курсе Олега Ефремова студии при театре “Современник”.

В 1971 году режиссера пригласили в Центральный театр Советской армии, где он занимался постановкой спектакля “Тот, кто получает пощечину”. После успеха ему предложили остаться в театре.

За время работы Александр Бурдонский поставил на сцене Театра Российской армии спектакли “Дама с камелиями”, Александра Дюма-сына, “Снеги пали” Родиона Феденева, “Сад” Владимира Арро, “Орфей спускается в ад” Теннесси Уильямса, “Васса Железнова” Максима Горького, “Ваша сестра и пленница” Людмилы Разумовской, “Мандат” Николая Эрдмана, “Последний пылко влюбленный” Нила Саймона, “Британик” Жана Расина, “Деревья умирают стоя” и “Та, которую не ждут…” Алехандро Касоны, “Арфа приветствия” Михаил Богомольного, “Приглашение в замок” Жана Ануйя, “Дуэль королевы” Джона Маррелла, “Серебряные колокольчики” Генрика Ибсена и многие другие.

Кроме того, режиссер поставил несколько спектаклей в Японии. Жители Страны восходящего солнца смогли увидеть “Чайку” Антона Чехова, “Вассу Железнову” Максима Горького и “Орфей спускается в ад” Теннесси Уильямса.

В 1985 году Бурдонский получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1996-м - народного артиста России.

Режиссер также активно участвовал в театральной жизни страны. В 2012 году он принял участие в митинге против закрытия Московского драматического театра имени Гоголя, который был переформатирован в “Гоголь-центр”.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

24 / 05 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет


01 / 10 / 2019

30 сентября 2019 года не стало доктора химических наук, профессора кафедры общей химии, любимого наставника, надежного друга – Андрея Терентьевича Телешева. Родился Андрей Терентьевич 7 ноября 1945 года. После службы...


17 / 09 / 2019

Коллектив Института истории и политики МПГУ понёс тяжелую утрату. На 54-м году жизни скончался профессор Московского педагогического государственного университета Александр Владимирович Пыжиков, доктор исторических наук, государственный и общественный деятель.


22 / 08 / 2019

Профессорско-преподавательский состав, выпускники и студенты кафедры контрастивной лингвистики с глубоким прискорбием сообщают, что 17 августа 2019 г. ушла из жизни ветеран Великой Отечественной войны, Почетный работник высшего профессионального образования...


15 / 07 / 2019

14 июля 2019 года ушел из жизни Почетный профессор МПГУ, кандидат исторических наук, участник Великой Отечественной войны Владимир Наумович Рубин...


12 / 07 / 2019

5 июля ушла из жизни доктор педагогических наук, директор департамента иностранных языков ВШЭ, Елена Николаевна Соловова. А для нас, ее бывших коллег МПГУ, просто Лена Соловова, наша Леночка...


17 / 06 / 2019

Институт детства и Факультет начального образования МПГУ с прискорбием сообщают, что 15 июня 2019 года после тяжелой и продолжительной болезни на 82-м году жизни скончалась профессор Лидия Павловна Ковригина, долгое время возглавлявшая Факультет начальных...


24 / 05 / 2019

24 мая 2019 года ушла из жизни Наталия Ивановна Басовская, заслуженный профессор Российского государственного гуманитарного университета, выдающийся историк-медиевист и педагог, популяризатор исторического знания. Человек широчайшего кругозора, открывший когда-то тысячам...


15 / 05 / 2019

Институт детства и Центр психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ скорбит о скоропостижной кончине студентки 309 группы – Соиной Александры – сильного, добросовестного, жизнерадостного и отзывчивого человека, уважаемого всеми сокурсниками. Александра...


14 / 05 / 2019

13 мая 2019 года на 84-ом году жизни ушла из жизни Алевтина Васильевна Жмулёва, профессор кафедры теории чисел Института математики и информатики МПГУ, кандидат педагогических наук.


26 / 04 / 2019

Ушла из жизни актриса театра и кино, народная артистка СССР Элина Быстрицкая. Обладавшая природной красотой и благородством, Элина Быстрицкая делала любой фильм незабываемым. В ней были стать, внутренняя сила, воля, энергия и одновременно настоящая женственность и красота.


09 / 04 / 2019

Четыре года назад ушел из жизни Валерий Иванович Жог – замечательный человек, коллега, друг, доктор философских наук, профессор, прошедший в МПГУ путь от студента до декана факультета, проректора и председателя диссертационного совета...


03 / 04 / 2019

3 апреля 2019 года после тяжелой болезни скончалась доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных, заместитель директора ИБХ по дополнительному образованию, ученый секретарь ученого совета Института биологии и химии...


22 / 03 / 2019

21 марта 2019 года на 91-ом году жизни скоропостижно скончался профессор кафедры педагогики Московского областного государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник...


19 / 03 / 2019

Ушел из жизни легендарный кинорежиссер Марлен Хуциев. Человек, ставший для поклонников его творчества символом открытости и надежд «оттепели», светлой чистоты и щемящей душу немонументальной человечности...


12 / 03 / 2019

4 марта 2019 г. ушел из жизни Вадим Алексеевич Ильин - ученый-радиофизик, доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей и экспериментальной физики (КОЭФ) Института физики, технологии и информационных систем (ИФТИС) Московского...


04 / 03 / 2019

Ушел из жизни Жорес Алферов. Нобелевский лауреат, великий ученый и человек. Почетный профессор МПГУ. Из когорты тех гениев, которые не просто хотят найти научную Истину и Знание...


27 / 12 / 2018

26 декабря 2018 года не стало Владлены Валерьевны Кулик. По должности – начальника Отдела видеотехнологий, по сути – Человека, благодаря которому все главные события в жизни Университета получали вечную жизнь


11 / 12 / 2018

Библиотека МПГУ с прискорбием сообщает, что 10 декабря 2018 года на 79 году жизни после продолжительной болезни скончалась Дина Артемовна Панкратова (1939 -2018). С 1990 по 2014 годы Дина Артемовна...


26 / 11 / 2018

На днях ушла из жизни наша коллега по вожатскому цеху – руководитель образовательной программы Международного детского центра «КОМПЬЮТЕРиЯ» (Тверская область), замечательный человек – Светлана Юрьевна Смирнова. Светлана Юрьевна навсегда останется...


22 / 11 / 2018

7 марта 2018 года ушёл из жизни Валерий Александрович Гусев – известный ученый в области теории и методики обучения математике, автор монографий, учебников и многочисленных учебных пособий по геометрии. Его...


21 / 11 / 2018

17 ноября 2018 года на 82-м году жизни скончалась Маргарита Григорьевна Плохова -известный ученый в области истории педагогики советского периода, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Института «Высшая школа образования»...


14 / 11 / 2018

11 ноября 2018 года на 60-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончалась старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Пекленкова Евгения Юрьевна. Евгения Юрьевна пришла работать в МПГУ (бывш. МГПИ...


24 / 09 / 2018

Коллектив МПГУ приносит соболезнования родным, близким и коллегам в связи с скоропостижным уходом из жизни декана исторического факультета, заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, доктора искусствоведения, профессора, почетного члена Российской академии художеств Ивана Ивановича Тучкова.


31 / 07 / 2018

30 июля 2018 года на 51-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался видный историк, педагог и общественный деятель, многолетний преподаватель исторического факультета МПГУ, кандидат исторических наук, доцент Иван Александрович Воронин.


07 / 05 / 2018

Инесса Абрамовна Кленицкая (1930-2018) 5 мая 2018 года скоропостижно скончалась Инесса Абрамовна Кленицкая – заведующая библиотекой Физического факультета МГПИ им. В. И. Ленина с 1964 по 2013 год. В 1950...


09 / 04 / 2018

1 апреля 2018 года на 84 году ушел из жизни Евгений Викторович Ткаченко - выдающийся ученый и организатор образования России, академик Российской академии образования, профессор, доктор химических наук, действительный член ряда российских и зарубежных общественных академий.


21 / 11 / 2017

Ушел из жизни светлый, добрый и отзывчивый человек, всю свою жизнь посвятивший служению Родине.


09 / 10 / 2017

8 октября 2017 года после продолжительной болезни скончался Лев Борисович Кофман, доктор педагогических наук, почетный профессор кафедры физического воспитания и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ.


04 / 10 / 2017

7 октября, в 67-ю годовщину со дня рождения, помним и чтим память Виктора Леонидовича Матросова, ректора МПГУ в период с 1987 по 2013 год...

22 / 09 / 2017

20 сентября 2017 года скоропостижно скончался Михаил Анатольевич Михайлов, профессор кафедры теоретической физики им. Э.В. Шпольского, талантливый ученый и замечательный педагог.


16 / 08 / 2017

Математический факультет МПГУ выражает глубокие соболезнования родным, близким, коллегам в связи со скоропостижной кончиной доктора физико-математических наук Михаила Абрамовича Ройтберга.


12 / 07 / 2017

12 июля 2017 года, на 46 году ушла из жизни кандидат филологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Марина Витальевна Рейзвих.


10 / 07 / 2017

Ректор МПГУ А.В.Лубков выразил глубокие соболезнования в связи со смертью великого российского художника Ильи Глазунова.


27 / 04 / 2017

В Москве на 67-м году жизни скончался известный ученый, литературовед и фольклорист, выпускник МПГУ Федор Капица, сын выдающегося популяризатора науки Сергея Капицы и внук великого физика Петра Капицы.


03 / 04 / 2017

1 апреля скончался Евгений Евтушенко, последний из великого поколения поэтов-шестидесятников. Летом ему должно было исполниться 85 лет – и, невзирая на давнюю тяжелую болезнь, на свой юбилей поэт планировал отправиться в большой гастрольный тур


12 / 01 / 2017

12 января 2017 года на 85-м году жизни скончался известный ученый-математик, методист и педагог, доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической информатики и дискретной математики математического факультета Московского педагогического государственного университета, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАО, Почетный профессор МПГУ Иван Иванович Баврин.


12 / 12 / 2016

9 декабря 2016 года на 70-м году жизни скончался экс-министр общего и профессионального образования РФ, директор Московского института электроники и математики Высшей школы экономики Александр Николаевич Тихонов.


05 / 12 / 2016

В ноябре не стало старейшего преподавателя кафедры иностранных языков МПГУ Наталии Игоревны Леоновой. Наталия Игоревна с отличием закончила педагогический институт иностранных языков имени Н. А. Добролюбова в г. Горьком (1967) и высшие педагогические курсы при МГПИ имени...


29 / 11 / 2016

25 ноября 2016 года на девяносто первом году жизни скончался лидер кубинской революции Фидель Кастро Рус (13.08.1926 – 25.11.2016), выдающийся политический деятель современности, пламенный патриот и борец за мир.


18 / 11 / 2016

14 ноября на 49-м году ушла из жизни Юлия Александровна Костенкова. Коллеги-дефектологи и сотрудники кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии скорбят о безвременной кончине Юлии Александровны и выражают глубокие соболезнования семье и близким покойной.