Алхимия лечит всё: "Живая вода, или вода из Грааля". Брак или союз женского и мужского аспектов субстанции. Обращение субстанции в порошок посредством ступки и пестика

В 1526 году Атриппа написал своему другу: "Слава Тебе Господи, если в этой сказке есть правда, я богат. Доверенный человек, мой давний друг добыл мне семена золота и посадил их в сосудах с длинными горлышками над моим очагом, разведя в нем огонь не жарче, чём тепло солнца. И как курица дни и ночи напролет насиживает свои яйца, так мы поддерживаем жар в печи, ожидая, когда из сосудов вылупятся огромные золотые цыплята. Если выведутся все, мы превзойдем Мидаса в богатстве или, по крайней мере, в длине ушей..."

Это пренебрежительно-насмешливое отношение к алхимии не разделялось правительствами и королями, которые с неослабевающим энтузиазмом продолжали поиски золота. В конце XVI века сенат Венеции нанял алхимика киприота, чтобы тот восстановил оскудевшую казну республики, но безуспешно. Король Англии Карл II соорудил алхимическую лабораторию под своей спальней, пренебрегая даже мошными взрывами, которые зачастую были единственным ощутимым результатом его алхимических опытов. Король Шотландии Яков IV нанял отважного алхимика, который не только безуспешно пытался изготовить золото, но и предпринимал попытки летать при помощи двух крыльев с перьями. Он спрыгнул с амбразур замка Стирлинг, рухнул на землю и сломал себе ногу. Свою неудачу он объяснял тем, что в крыльях были перья курицы, которая обычно "стремится к навозной куче, а не ввысь". В 1640-х годах из золота, добытого алхимическим путем, были отлиты монеты для датского короля Кристиана IV. Другие монархи тоже отливали деньги и медали из этого материала. В 1675 году в присутствии императора Леопольда I алхимик превратил в золото медь и олово, а через два года этот же адепт превратил в золото серебряный медальон. В 1888 году этот медальон был подвергнут анализу, который выявил необычную силу тяжести этого металла, значение ее находилось между золотом и серебром.

Высшей целью алхимиков являлось изготовление философского камня, который, по их представлениям, обладал властью все превращать в золото. Ж. В. ван Хельмонт, химик XVII века, а также изобретатель термина "газ", описал этот камень в своей книге "О жизни вечной". "Я не раз видел и держал в руках Камень Философов: по цвету он похож на шафрановый порошок, только тяжелый и блестящий, как размельченное стекло. Для определенного дела мне была дана четвертая часть зерна, составлявшая шестисотую часть унции. Завернув его в бумагу, я положил его на девять унций ртути, которые нагревались в атанаре, и тут же ртуть, издав слабый звук, превратилась в желтую массу. Расплавив ее на сильном огне, я обнаружил восемь унций без одиннадцати зерен чистейшего золота".

В отличие от ван Хельмонта Гельвеций, признанный авторитет в области медицины, скептически относился к алхимии. В 1666 году Гельвеция посетил незнакомец, показавший ему три кусочка камня, "каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледного серого цвета". После долгих уговоров незнакомец согласился дать Гельвецию кусочек этого материала. Когда Гельвеций пожаловался, что тот слишком мал, незнакомец разрезал его надвое и отдал половину. После ухода незнакомца Гельвеций обернул камень в воск и разогрел его в атанаре с пол-унцией свинца. Он сомневался, что из этого может что-нибудь получиться, однако через четверть часа свинец превратился в золото, высокое качество которого было подтверждено анализом.

Эти сообщения можно считать воплощенной ясностью по сравнению с теми описаниями Камня, которые дают большинство алхимиков. Они говорят, что камень существует повсюду в природе, однако считается бесполезным. Он состоит из животного, растения и минерала; он обладает телом, душой и духом; плоть и кровь его растут и увеличиваются; он создан из пламени и воды. Это камень и не камень, его знают все и никто, им пренебрегают и в то же время он невообразимо ценен, он исходит от Бога и не от Бога. Указания по его изготовлению зашифрованы самыми разнообразными символическими кодами. "Свяжи раба дважды и заточи его трижды", - говорится в книге, приписываемой алхимику и астрологу XIII века Арнальду из Виллановы. "Облачи его в белейшее полотно, а если он непослушен, снова заключи его в темницу. Заставь его признаться. На третью ночь дай ему белую жену. И он оплодотворит ее. И она даст жизнь тридцати сыновьям, которые превзойдут своего родоначальника". Алхимик-розенкрейцер Михаил Майер, умерший в 1622 году, говорил: "От мужчины и женщины сделай круг, потом квадрат, потом треугольник и снова круг, и ты получишь Философский Камень".

Алхимики окутывали процесс производства камня покровом тайны, что нередко смущало других алхимиков и делало их искусство еще более непознаваемым, так как совершавшиеся действия были не только химического, но и мистического свойства. Зачастую алхимия воспринимается как затянувшаяся глупая прелюдия к химии, однако это наименее интересный взгляд на нее. Философский камень не только превращает металлы в золото. Он также совершает духовное преобразование человека из состояния земной нечистоты в небесное совершенство. Некоторые алхимики никогда даже не приближались к лаборатории и осмеивали попытки изготовить золото с целью обогащения, но многие из тех, кто с надеждой трудился над печами и атанарами, полагали, что Камень может быть добыт только теми, кто достиг глубокого понимания сокровенных тайн Вселенной. Эти тайны не могут быть выражены простым языком, и не только потому, что их обладателями станут недостойные. Они могут быть переданы только путем символов и аллегорий, а полный объем их смысла может быть уловлен лишь благодаря мистическому переживанию.

Основы алхимии

"Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть". Лука, 17, 21

Алхимия, как и все магические искусства, основана на предположении, что Вселенная представляет собой единство. Основа единства и порядка была обнаружена алхимиками в веществе, называемом первоматерия, в веществе, которое остается неизменным при всем разнообразии. Первоматерия не является материей в точном смысле этого слова, она является ее возможностью. Первоматерия может быть описана лишь в противоречивых терминах. Она не обладает ни свойствами, ни качеством, и в то же время имеет все качества и свойства, так как содержит в себе возможность всего, что находится в ней в латентном состоянии. Первоматерия - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех характеристик.

Вплоть до XVIII века, а то и позже, алхимики считали, что объект может быть лишен своих свойств и низведен до первоматерии, к которой затем можно прибавить другие, лучшие свойства. Они базировались на распространенной тогда теории материи, развитой Платоном, Аристотелем и дополненной позднейшими философами, - теории четырех элементов. Согласно этой теории., не подвергавшейся сомнениям вплоть до XVII века (когда на нее обрушился с критикой Роберт Бойль), Вселенная создана Богом или менее значительным сверхъестественным существом из первоматерии, которая была им создана или обнаружена. После чего первоматерия была оформлена и одухотворена. Четыре элемента - огонь, воздух, земля и вода - были получены из нее первыми. Каждый из этих элементов содержит два из четырех основных свойств, существующих во всех вещах, - жар, холод, мокрость и сухость. Огонь жарок и сух, воздух жарок и влажен, вода холодна и мокра, земля холодна и суха. Все создано из этих четырех элементов, и различия между предметами и материалами объясняются разницей в пропорциях, в которых эти элементы сочетаются в них.

Если одно из свойств элемента нарушить, он превращается в другой элемент. Если горячий и сухой огонь теряет свой жар, он становится холодным и сухим и превращается в землю (золу), Когда холодная и мокрая вода нагревается, она становится горячей и мокрой и превращается в воздух (испаряясь).

Эта теория важна для алхимии, поскольку допускает возможность трансмутации. Золото - это соединение четырех элементов в определенной пропорции. Другие материалы являются соединением тех же элементов, но в немного других пропорциях. Изменяя пропорции в этих соединениях, нагревая или охлаждая, высушивая или увлажняя, можно другие металлы превратить в золото.

Современные оккультисты, многие из которых уверены в том, что алхимики преуспели в изготовлении золота, в целом согласны с теорией четырех элементов. "Современные исследования подтверждают старые представления о том, что Вселенная была создана из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли и именно в этом порядке; каждый из этих элементов возникал из своего предшественника и по очереди одухотворялся Словом, вдунутым в них в момент Творения". Но с точки зрения современного оккультизма, четыре элемента представляют собой четыре формы существования энергии. Огонь символизирует электричество, воздух - газообразное состояние, вода - жидкость, а земля - твердое тело. Все объекты существуют в форме одного из этих состояний или соединения их, и одно состояние может быть изменено в другое.

Теоретическая возможность трансмутации была доказана на практике еще ранними алхимиками при помощи тогдашних методов металлообработки. Ремесленники Египта, где незадолго до или сразу после рождения Христа, вероятно, и зародилась алхимия, изготавливали медно-серебряные сплавы, очень похожие на золото, в таком изобилии, что возникла сложная система терминов для различения на рынке разных видов этого "золота". Найденный в Фивах папирус, написанный по-гречески около 300 года н. э., предлагает несколько способов получения золота и серебра из других металлов и утверждает, что полученные металлы будут соответствовать настоящим при проведении любых анализов. И в этом, и в более ранних рецептах акцент делается на цвете металла, на необходимости желтить или белить его, пока он не начнет походить на золото или серебро.

Ремесленники древнего мира стремились подражать Природе, пользуясь сплавами и красками, чтобы искусственно созданные материалы напоминали естественные. Убеждение, что Природе можно подражать, является одной из фундаментальных теорий алхимии, суммированной в максиме "самое естественное и совершенное творение - создать то, что подобно себе". Одновременно с этим существовало мнение о том, что менее ценные или "исходные" металлы являются недостатками Природы. Природа всегда стремится к совершенству, пытаясь создать наилучший металл - золото, наименее подверженный порче и коррозии. Но природные процессы часто сбиваются, и в результате получаются другие, несовершенные металлы. Когда алхимик пытается превратить исходный металл в золото, он полагает, что высвобождает этот металл от примесей и переводит его в более высокое состояние, в то состояние, для которого он был замыслен. Золото алхимика должно быть истинным золотом, и процессы его изготовления копируют те, с помощью которых золото создается в земле.

Алхимики считают, что, работая с металлами, они работают с жизнью. Они не проводят резкого различия между одушевленным и неодушевленным. По их представлениям, все, включая людей и животных, состоит из одних и тех же четырех элементов и является живым (или, как это объясняют современные оккультисты, все содержит энергию). Металлы растут в чреве земли точно так же, как ребенок растет во чреве матери. В немецком справочнике по металлам и горнодобывающему делу, написанном в 1505 году, говорится: "Необходимо заметить, что для роста или зарождения металла должен присутствовать зачинатель и некоторый субъект, способный к восприятию генеративного действия", и более того, "когда в руде присутствуют ртуть и сера, сера ведет себя как мужское семя, а ртуть как женское в зачатии и рождении ребенка".

Параллель между существованием металла и жизнью человека прослеживается во всей алхимии. Это отражает магический принцип, согласно которому все создано по образу человека. Первым важным шагом в работе алхимика является сведение исходного металла к первоматерии. Оно заключается в "убийстве" внешней формы металла и в высвобождении искры жизни, заключенной в ней, точно так же как после смерти душа человека высвобождается из тела. Затем искра жизни соединяется с первоматерией для зарождения "эмбриона" металла, который будет обладать естественным стремлением стать золотом, так как Природа жаждет совершенства. Подкармливаемый должным образом, эмбрион будет расти и наконец родится в атанаре алхимика как совершенное золото, Камень. Этому процессу сопутствуют бесчисленные сложные процедуры, но общая схема именно такова. Алхимики различают "тело" вещества - его негорячую часть, и "дух" - его горячую и летучую составную. Когда дерево "убивается" посредством сжигания, образуются дым и пепел. Пепел - мертвое тело дерева, дым, поднимающийся к небу, - его дух или искра жизни.

Представление о том, что искра божественной жизни, упавшая с небес, заключена во всех объектах материи, унаследовано алхимией от комплекса религиозных и философских идей, популярных в восточном Средиземноморье в эпоху Христа. Этого же мнения придерживались многие гностики, полагая, что душа исходит от Бога через небесные сферы и попадает в оковы материи, например, в тело. То, что в Бытии содержится две разных версии творения человека, подвигло иудейских и гностических комментаторов на размышления о двойственности человеческой природы. С одной стороны, она духовная и божественная по своей сути, а с другой - материальная и земная. Манихеяне, вероятно, воспринявшие идею о божественной искре у зороастрийцев, утверждали, что вначале злые силы Тьмы боролись с божественной сферой Света. Захватив часть света и не желая ее отпускать, темные силы заключили этот свет в созданного ими человека.

Таким образом, божественный свет оказался смешанным с человеческим мраком, свет, который манихеяне называли "живой сутью" или "светлой сутью" - предшественником астрального тела современной оккультной теории. Некоторые христианские гностики называли его искрой или семенем света. В Новом завете он называется пневмой, "дыханием" или "духом".

Греческие философы тоже внесли свой вклад в теорию пневмы. Аристотель говорил, что все на Земле подвержено изменению и старению, поскольку состоит из четырех изменяемых элементов. Он уже знал о неизменности видов. Крыса рождала крысенка, а не черепашку. Сейчас неизменность видов связывается с действием в живых клетках химического элемента, называемого ДНК. Аристотель относил это за счет действия неизменяемой составляющей в человеческом семени - пневмы.

В последние годы до нашей эры и в первые нашей эры философы-стоики следовали этим же путем. Они утверждали, что пневма - это нечто, присутствующее во всех живых существах в дополнение к плотным тканям и жидкостям, из которых они состоят. Пневма движется волнами, подобными звуковым, и может существовать в разных "тонах" или степенях напряжения, по аналогии с барабаном, который издает различные звуки в зависимости от степени натянутости кожи. Такова ранняя форма оккультного представления о вибрирующей Вселенной. Свойства любого существа зависят от степени напряженности волн его пневмы.

Живое тело содержит различные типы пневмы. "Связующая пневма" удерживает вместе его части, "витальная пневма" оживляет его, а "рациональная пневма", пребывающая только в мыслящих существах, обеспечивает его сознанием. Рациональная пневма - стоический эквивалент божественной искры. После смерти тела она возвращается на небо в виде огненного испарения. Небо является универсальной пневмой, веществом, связывающим все воедино, то есть самим Единым.

Алхимики с их антропоморфным взглядом на Вселенную полагали, что вся материя содержит пневму или дух, которые они идентифицировали с ртутью - металлом, принадлежащим богу разума Меркурию. Вероятно, яркость и блеск ртути напоминали заключенный в материю божественный свет, и поэтому ртуть воспринималась как жизненный принцип металлов. Возможно, это произошло еще и благодаря жидкому состоянию ртути. Считалось, что жидкости являются вместилищем жизни - дождь, кровь, сперма, содержание яйца. Если металлы являются живыми объектами, то очевидно, что ртуть - самый живой из них, поскольку она в состоянии двигаться.

Ртуть воспринималась как дух любой отдельно взятой материи, испарение, образующееся при нагревании, иногда ее даже рассматривали как Единого - единство, скрывающееся за всем разнообразием (точно так же по теории стоиков рациональная пневма индивидуальных созданий являлась частью универсальной пневмы). Как и Единый, ртуть соединяет в себе противоположности. Она является и металлом и жидкостью. Она - жидкость, но не намачивает поверхность, на которой пребывает. По этой причине ее называли "мужской-женской" и часто изображали в образе гермафродита. Также ртуть изображалась как козерог, укрощаемый девой, - символ примирения противоположностей; как лев, дерущийся с единорогом, - символ антагонизма противоположностей; как дракон или крылатый змей, что символизирует плотность (змея, земля) и подвижность (крылья, воздух, пар).

Ртуть алхимиков - не обыкновенная ртуть, а философская - идеальное вещество, лишь отдаленно напоминающее металл, существующий в природе. Алхимики верили в существование и других идеальных веществ, черпая подтверждение этому в теории форм Платона, а также в утверждении Аристотеля, который пояснял, что известные нам четыре элемента не являются истинными элементами. Например, воздух в своем истинном виде представляет собой очищенную форму того воздуха, которым мы дышим и в котором содержится смесь всех четырех элементов с преобладанием воздуха.

Значение, придаваемое алхимией ртути, определяется не только классической теорией (которую средневековые алхимики усвоили не непосредственно, а через арабских писателей, переводившихся на латынь, начиная с XII века и далее), но и Библией. Философская ртуть идентифицировалась с Духом Божьим, почивавшим на водах в Бытии. Господь создал первоматерию - пустую зияющую тьму - "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною". Тьма сгустилась над водами, где летал Святой Дух. Дух оживил водную первоматерию и придал ей форму, содержащую в себе возможность всех вещей. По аналогии с древними мифами, в которых жизнь Вселенной считалась результатом сексуальных взаимоотношений богов, действие Духа воспринималось как оплодотворение. Ортелйй, алхимик конца XVI века, говорил, что дух "навис над ликом вод" и "снес в них семя, оплодотворив их и высидев яйцо, как курица". Считалось, что таким было начало всего последующего творения.

Существовало мнение, что первые главы Бытия содержат в себе все тайны алхимии, и некоторые адепты изобретали процессы, в которых копировались семь дней творения.

Ортелий также утверждал, что "Дух был вдунут во все посредством Слова Божия, и так получил свое воплощение". Это предположение также внесло свой вклад в теорию пульсирующей Вселенной. В Бытии Господь творит, выражая свои распоряжения в словах, а затем вдувая свое дыхание, как Он вдохнул жизнь в ноздри Адама. Произнесение слов или дыхание заставляют воздух вибрировать, и современный автор, процитированный ранее в связи с оживлением четырех элементов "при помощи Слова, вдунутого в них в момент Творения", говорит, что выдохнутое слово создает вибрации, которые пронизывают всю Вселенную. Оккультисты часто связывают дух или божественную искру в человеке с вдохновением - словом, буквальный смысл которого сводится к тому, что в человека что-то вдохнули. Первая глава Святого Иоанна предоставила возможность алхимикам и оккультистам соединить воедино созидательное Слово Божие со Святым Духом Бытия, с жизненным принципом, божественным дыханием, вдунутым в Адама, а также с искрой божественного света, заточенной в материю. "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".

Ртуть или "дух" появляется в алхимии в самых разнообразных обличьях. В XII-XIII веках бытовало мнение, что все металлы состоят из ртути и серы. Сера, как легковоспламеняющееся вещество, считалось огненным, активным, мужским началом, а ртуть - водным, пассивным, женским. Иногда и то и другое начала соединялись в двойственной природе самой ртути. Считалось, что идеальное золото, философский камень, является результатом соединения в совершенной пропорции философской серы и ртути. И основной процесс создания Камня заключался в соединении этих двух ингредиентов или в примирении противоположностей.

В IX веке влиятельный арабский алхимик Разес предположил, что в металлах содержится третий, солевой компонент. Эта идея стала чрезвычайно существенной для поздней европейской алхимии, и уже в XVI веке Парацельс утверждал, что все состоит из философской ртути, серы и соли (при этом он не отказывался от теории четырех элементов). "Мир таков, каким его создал Бог. Вначале Он создал тело, состоящее из четырех элементов. Он погрузил это изначальное тело в триединство ртути, серы и соли. Из этих трех веществ и состоит законченное тело. Ибо они формируют все, пребывающее в четырех элементах, они содержат в себе все силы и способности смертных вещей. В них день и ночь, тепло и холод, камень и плод и все остальное, еще не имеющее формы". Попытка примирить 4 (элемента) с 3-мя (ртуть, сера, соль) и 2-мя (противоположности день-ночь и так далее) в единице (философский камень) - одно из основных занятий поздней алхимии.

Соответствуя божественной Троице и тройственной природе человека, современная алхимическая теория тройственна по своей сути. По этой классификации человек состоит из трех основных частей - тела, души (чувства, желания, естественные склонности и пристрастия) и духа (высшие способности сознания- вдохновение, воображение, интуиция, способность к нравственной оценке и суду). В металлах соль представляет собой тело - инертное, пассивное, женское. Огненная сера, соответствуя жарким страстям человека, - душу и мужское. Противоположности серы и соли разрешаются в ртути, которая бисексуальна и соответствует духу или сознанию человека, благодаря которому душевные движения трансформируются в телесные действия.

Это является возвращением к гораздо более раннему разделению человека на плоть, соответствующую связующей пневме стоиков, душу - чувства и страсти (витальная пневма), и дух - рациональная пневма или на высшем уровне - Логос Святого Иоанна, Слово Божие, являющееся Его же Промыслом (Хокмах и Бинах в Каббале). Согласно теории о сошествии души сквозь сферы, дух заключен внутри души. Когда душа снова поднимается после смерти, она один за. другим скидывает накопленные слои или кожи, пока наконец сама душа не отбрасывается прочь и дух не воссоединяется с Богом.

Как и каббалисты, гностики и приверженцы мистических культов считали, что смерть не является обязательным условием воссоединения человека с божественным. В гностической молитве "Спасенные твоим светом" говорится: "Мы радуемся, что ТЫ явился нам в полном своем обличье, мы радуемся, что ты сделал нас богами в наших телах через лицезрение тебя". В мистериях Митры посвящаемый проходил через семь ворот, поднимаясь по семи ступеням, что символизировало восхождение души сквозь семь планетарных сфер. 6 мистериях Йзиды посвящаемый надевал или снимал с себя семь одежд (иногда двенадцать). В обоих случаях результатом инициации было перерождение. Посвящаемый рождался заново Кай Бог. В конце "Золотого осла" Апулея героя посвящают в мистерии Изйды. Он не раскрывает все подробности церемонии и лишь говорит, что приблизился к самый вратам смерти, но получил разрешение вернуться. Затем он появляется, облаченный в двенадцать стол и плащ, на котором вышиты священные животные, плащ этот называется олимпийской столой. Герой увенчан пальмовым венцом, символизирующим лучи восходящего солнца, "...внезапно я предстал перед взорами толпы, как статуя, с которой снято покрывало, облаченный, как Солнце. Это был Счастливейший день моего Посвящения, и я праздную его как день своего духовного рождения..."

Попытка стать богом - Великое Дело как в магии, так и в алхимии. Предположение о том, что человек может достигнуть божественного состояния, продолжая Оставаться в собственном теле, а также взаимосвязь этого процесса с превращением исходных металлов в золото были перенесены "" греко-египетскими алхимиками-гностикамй на основы металлургии древнего Мира. Один из них, Зосима Панополййский из Египта (около 300 г. н. э.), описывал сон, в котором он видел, как священник приносит жертву на куполообразном алтаре, к которому ведут 15 ступеней. Он слышал голос священника, который говорил: "Я совершил труд нисхождения на пятнадцать Ступеней во тьму и труд восхождения па пятнадцать ступеней к свету. Жертва обновляет меня, отметая грубую плоть тела. Так, посвященный, необходимостью, я становлюсь духом". Далее священник говорит, что он перенес невыносимое насилие. Он был расчленен мечом. Кости его были смешаны с плотью и "сожжены в огне очищения". Таким образом через трансформацию тела он стал духом.

Слово, которым назван куполообразный алтарь - фиал - применялось также для обозначения округлого стеклянного сосуда, помещавшегося над дистиллятором для конденсации паров. Вероятно, сон описывает уничтожение "тела" металла путем нагревания и выделение пара - "духа". Но одновременно он символизирует и мистерию посвящения. Нисхождение по лестнице во тьму и возвращение к свету олицетворяет нисхождение и восхождение Души сквозь сферы. Расчленение мечом является псевдосмертью, которая предшествует новому рождению. Горение в огне - очищение от земной Природы и ее трансформация в дух.

Далее в том же сне Зосима видит толпу людей, погруженных в кипящую воду на алтаре. Он видит медного человека со свинцовой таблицей. Наблюдатель говорит ему, что "желающие достигнуть добродетели входят сюда и, лишившись тел, становятся духами". Пробудившись ото сна, Зосима советует читателю построить храм "как бы из белого свинца, как бы из алебастра, который не имел бы ни начала ни конца. И Пусть внутри он походит на источник чистой воды, сверкающей как солнце... Затем возьми меч и найди узкое отверстие, ведущее внутрь храма. Там у входа лежит змея. Схйати ее, убей, освежуй и используй ее тело как ступеньку, ведущую ко входу. Ты найдешь, что ищешь. Медный человек стал серебряным, а если ты захочешь, он станет золотым".

Храм символизировал лабораторию алхимика, алтарь - его оборудование, люди - ингредиенты, которые Превращаются в дух или пары, змея - трудности в работе. Но очевидно, что этот сон имеет более глубокое значение. Современные оккультисты могут интерпретировать храм, не имеющий ни Начала ни конца, как истинное "я", которое вечно, или как тело женщины, содержащее сверкающую воду жизни, божественную искру. Узкий вход напоминает Евангелие от Матфея: "Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их", а змея, охраняющая его, - звериная природа человека, стоящая на пути его духовного роста, но, будучи преодоленной и видоизмененной, она становится важной ступенью к божественному. Проникновение внутрь через узкий вход есть мистическое совокупление или объединение противоположностей, которое предшествует новому рождению посвящаемого.

Алхимия родилась и создавалась там же и в то же самое время, что и Каббала. Сочинения Зосимы дошли до нас лишь во фрагментах, но в ранних комментариях к ним - "Священном Искусстве" Олимпиодора - сказано, что он исповедовал союз с Богом, который является высшей целью каббалистов. Ои говорит, что это требует усмирения страстей и телесного покоя, которого каббалисты пытались достичь своими упражнениями. Он говорит, что алхимик должен взывать к божественному существу внутри себя и что те, кто знает себя, знают и Бога внутри себя. Это соответствует каббалистической доктрине о том, что человек есть форма, таящая в себе Бога. В позднейшей алхимии изготовление философского камня часто изображалось как дерево, подобное Древу Жизни, где ствол и ветви являлись последовательными шагами в работе, как сефироты - ступенями лестницы, ведущей на небеса.

Философский камень есть идеальное золото, платоническая "форма" золота, которое проникает в любое вещество, возвращая его к его собственной золотой природе. Поскольку ранние металлурги, превращая исходный материал в золото, в основном сосредоточивали свое внимание на изменении цвета, зачастую камень называли тинктурой. Зосима говорит, что "наше золото, которое обладает желаемым качеством, может превращать в золото и красить в золото. Вот величайшая тайна - золото становится золотом и делает все вокруг себя золотым". "Наше золото" и есть то, что более поздние поколения называли Камнем. Это божественная искра или Святой Дух в ощутимой форме. Это мистическим образом воплотившийся Единый и это человек как Бог.

Представьте себе, что перед Вами небольшой бассейн. В него поместили крабов. Вода в нем не содержит растворимых солей кальция, столь необходимых для построения их панцирей. В ней находятся только растворимые соли магния. В этом Вы лично убедились. Затем Вы несколько раз с перерывами побывали на территории бассейна, где увидели, как растут крабы. При этом на Ваших глазах проводились экспресс-анализы содержания магния в воде бассейна. Они показали постепенное уменьшение его содержания при отсутствии кальция. А крабы-то росли, увеличивались и их панцири, содержащие кальций. Это озадачивает. Выявилось, что крабы оказались в экстремальной ситуации, и в условиях отсутствия солей кальция в воде бассейна, начали извлекать из нее соли магния, превращать магний в кальций и продолжать строить свои панцири из солей кальция. В это как-то не верится. Какое-то аномальное явление! Крабы оказались способными осуществлять превращение (трансмутацию) одного стабильного химического элемента – в другой, то есть осуществлять холодную ядерную реакцию – холодный термояд.

Этот эксперимент, в котором Вы мысленно участвовали, в реальной действительности провел в 1959 году французский исследователь Луи Кервран. Он же подметил, что куры, не получая солей кальция в потребляемых ими продуктах питания и воде, несут яйца в скорлупе, содержащей вышеупомянутый химический элемент. По его мнению, куры превращают калий, которого много в скармливаемом ими овсе, в кальций. Оказывается, что еще не вылупившийся цыпленок содержит в четыре раза больше кальция, чем было в яйце, из которого он появился, при почти неизменном весе скорлупы. Л.Кервран наблюдал и рост испанского мха на медной проволоке при отсутствии почвы.

Были и другие естествоиспытатели, подмечавшие, по их мнению, явления трансмутации стабильных химических элементов в органическом мире. Назовем некоторых из них. Так ганноверский барон Альбрехт фон Герцееле еще в 1873 году написал книгу «Происхождение неорганических веществ», в которой показал, как растения могут превращать фосфор в серу и магний в кальций. Француз Пьер Беранже в 1958 году показал, как при прорастании семян в растворе марганцевых солей происходит исчезновение марганца и появление железа. По этому поводу он опубликовал статью в научном журнале под названием «Мои результаты невероятны».

Вышеприведенные эксперименты Л.Керврана и наблюдения других исследователей с соответствующими выводами о трансмутации не воспринимались научной общественностью по причине их необычности, не укладывающейся в принятые научные догмы; были сомнения и в корректности проведения исследований. Но с течением времени становилось все больше наблюдений и экспериментов, показывающих реальность превращения одних стабильных химических элементов в другие различными представителями органического мира. А японский ученый Хизатоки Комаки в 1993 году на Международной конференции по холодному ядерному синтезу подтвердил достоверность ранее приведенных экспериментов Л.Керврана и выводов из них.

Не остался без внимания и человек как объект исследования на его возможную способность к превращению стабильных химических элементов. И в этом большая заслуга новосибирского ученого, академика В.П.Казначеева, убежденного сторонника проявления холодных ядерных реакций – холодного термояда, или как он называет – биотермояда – в человеке и в других представителях органического мира. В.П.Казначееву удалось установить, что по мере старения человека в его организме происходит превращение тяжелых стабильных нерадиоактивных изотопов в легкие, причем с выделением энергии. Имеется в виду потеря изотопа углерода 15 и накопление углерода 12. Были выявлены превращения и других элементов в человеке. По мнению В.П.Казначеева, в живой клетке осуществляется не только макромолекулярный белковый процесс (горение, окисление), но и неизвестный нам феномен холодного биотермояда. По исследованиям В.П.Казначеева, определенные бактерии способны переводить марганец 54 в изотоп железа 55.

В этой связи появление железо-марганцевых конкреций (мелких шарообразных скоплений минералов) на дне морей и океанов возможно обязано превращению марганца в железо в бактериальной среде донного ила.

В публикациях были попытки дать объяснение механизму трансмутации химических элементов. Высказывалось мнение, что в живой клетке осуществляются процессы холодного ядерного синтеза посредством митохондрий, представляющих собой структурно обособленные образования в клетке, ответственные за ее энергетику. Отмечают, что мыслительная деятельность человека связана с ядерными процессами, протекающими в его мозгу. А сами эти процессы носят характер триггеров – спусковых механизмов, запускающих все жизненные функции, протекающие в организме.

Человек представляет собой систему с высоким уровнем самоорганизации. В этой связи он имеет все данные для осуществления в определенных пределах саморегуляции наличия в своем организме химических элементов, необходимых для его жизнедеятельности и превращает при необходимости одни из них в другие посредством холодных ядерных реакций. Такая возможность представляется реальной в свете всего вышеизложенного материала, а в подтверждение можно привести такой факт. Ученые выявили, что негры одного племени в Африке в продуктах питания и используемой воде не получают несколько химических элементов, необходимых для их жизнедеятельности, но чувствуют себя здоровыми, количество же упомянутых компонентов в их органах не только сохраняется с течением времени, но иногда и увеличивается. Можно с большой достоверностью предположить, что механизм превращения одних химических элементов в другие в человеческом организме неизбежно сработает в процессе его адаптации к голоданию, болезни, перенесению других стрессовых ситуаций, приспособлению к условиям жизни в определенной географической или климатической зоне со всеми ее специфическими особенностями.

Низкоэнергетические ядерные реакции, осуществляемые во время технических экспериментов, и холодный термояд в биологических системах имеют свою специфику и отличаются друг от друга, но у них есть одна общность – выделение энергии в процессе превращения стабильных химических элементов, превышающая энергию, затрачиваемую на их осуществление. Данный факт имеет фундаментальное значение для выявления новых закономерностей ядерных и внутриядерных взаимодействиях и создания новейших энергетических установок. Намечаются и перспективы творческих поисков в новом научном направлении у физиков, химиков, биологов, медиков, агрохимиков, почвоведов, микробиологов и других специалистов.

Способность биологических систем к осуществлению холодных ядерных реакций – холодного термояда – может быть признана неотъемлемой особенностью живого вещества. Данный факт свидетельствует о колоссальной и пока еще таинственной силе жизни, способной преобразовывать одни стабильные химические элементы в другие. В этой связи уместен такой вопрос: вышеуказанная способность организмов была придана им Творцом при создании мира или возникла на определенном этапе развития жизни на земле. На каком именно? Как это вообще могло осуществиться?

Современное знание о человеке, его способностях и возможностях физиологии и энергетики сопоставимы с небольшой макушкой айсберга, возвышающегося над водой. А все наиболее полное знание о человеке представляет собой огромное, спрятанное под водой тело, называемое «Тайной мудростью человеческого организма», к которой попытался прикоснуться в своей известной книге того же наименования врач А.С.Залманов.

В условиях современного бурного развития науки и техники приходится наблюдать, как некогда отвергаемое старое получает признание и приобретает современное обличие, а фантастические идеи становятся реальностью, и этот процесс нельзя остановить.

Алхимия вторгается в современную науку

Последние годы ушедшего столетия ознаменовались успехами в осуществлении экспериментальных низкоэнергетических ядерных реакций и холодного ядерного синтеза, приводящих к превращению одних стабильных химических элементов и синтезу других.

Первые такие эксперименты были проведены в 1922-28 годах во Франции профессорами Сорбонны Фрейндлером и Шпиндлером. Но их результаты не были восприняты физиками-теоретиками. Позднее аналогичные эксперименты проводились в США и других странах. В России экспериментировали А.В.Болотов, В.П.Аликин, А.В.Уразов, И.В.Филимоненко. Следует упомянуть П.А.Королькова, П.В.Неймана, Н.Г.Докусову, доказывающих возможность превращения стабильных химических элементов. Но результаты экспериментаторов и сама идея трансмутации отвергались авторитетами с формулировкой «Этого не может быть!» Однако рассматриваемая проблема привлекала внимание многих ученых, и в период с 1993 по 1998 годы прошли пять международных симпозиумов и конференций по холодному ядерному синтезу и трансмутациям ядер с оживленными дискуссиями по проведенным экспериментам. Превращения элементов осуществили в 1998 г. Флейшман и Ронс. В 1996г. прошла вторая конференция по малоэнергетическим ядерным реакциям с изданием фундаментального труда «Развитие технологии превращения элементов». В 1998г. в канадском городе Ванкувуре были продемонстрированы явления трансмутации элементов при низких энергиях. Во время осуществления некоторых электролитических процессов были выявлены превращения элементов не объяснимые современной физической химией и электрохимией.

Исследователям удавалось раньше посредством ядерных реакций преобразовать свинец в золото, но оно оказалось очень дорогим в связи с большими энергозатратами на его получение.

Но недавно в нескольких зарубежных научно-исследовательских центрах и в нашей стране в институте имени Курчатова в экспериментальных условиях на малых энергиях удалось получить золото путем превращения других стабильных химических элементов. Оно оказалось вполне конкурентоспособным при сравнении с его природным аналогом. Осуществилась наконец вековая мечта алхимиков о трансмутации элементов и превращении неблагородных металлов в благородные! Пока еще не разработана технология поточного получения золота из других элементов периодической системы, и золотоискателям не грозит безработица. Но в недалеком будущем у золотодобывающей промышленности могут возникнуть серьезные проблемы.

В настоящее время накопился большой экспериментальный материал по превращению стабильных химических элементов посредством ядерных реакций на низкоэнергетическом уровне. Его уже нельзя игнорировать.

В августе 2000 года в Санкт-Петербурге прошла Шестая Международная конференция на тему «Современные проблемы естествознания». Один из участников – итальянский физик Монти Роберто А., профессор из Больньи выступил с докладом о низкоэнергетических ядерных реакциях. В конце своего доклада он заявил: «Физика XXI века будет физикой ядерных реакций с низкой энергией и возрождением алхимии».

Оригинал статьи находится на сайте За кадры

на журнал "Человек без границ"

1. Ablation (Альбация)

Отделение компонента удалением верхней части, иногда сбрасыванием с поверхности, а иногда промакиванием используя перо или ткань. Например, снятие пленки.

2. Albification (Альбификация)

Делание материи в алхимической работе белой.

3. Ablution (Аблуция)

Очищение субстанции отмываниями с жидкостью.

4. Amalgamation (Амальгамация)

Составление амальгамы или сплава металла с ртутью. Также означает любой союз металлов.

5. Ascension (Асцензия)

Когда активная или тонкая часть возносится в флаконе, обычно под действием тепла.

6. Assation (Ассация)

Возвращение субстанции в сухую золу обжигом.

7. Calcination (Кальцинация)

Разрушение субстанции огненным жаром и сожжением, обычно в открытом тигле.

8. Cementation (Цементация)

Воздействие на субстанцию послойным смешением с порошковидным (часто едким) материалом, таким как известняк, к примеру. Эта микстура для взаимодействия помещается в цементировальную печь.

9. Ceration (Церация)

Делание субстанции мягкой и текучей подобно воску. Это часто совершается продолжительным добавлением жидкости и нагреванием.

10. Cineration (Цинерация)

Обращение в золу.

11. Circulation (Циркуляция)

Очищение субстанции круговой дистилляцией в пеликане или закрытом перегонном аппарате. Посредством нагревания жидкие компоненты разделяются, конденсируются и опускаются снова на субстанцию в сосуде.

12. Coadunation (Коадунация)

Другое название для коагуляции.

13. Coagulation (Коагуляция)

Преобразование тонкой жидкости в твердую смесь через некоторое внутреннее изменение, как свертывание молока, к примеру. Это может быть осуществлено разными способами-добавлением вещества, охлаждением иль нагреванием.

14. Coction Кокция (Варка)

Варка или нагревание вещества при умеренно высокой температуре в течение длительного периода времени.

15. Cohobation (Кохобация)

Частое удаление влажного компонента субстанции нагреванием. Зачастую влажный компонент (или некая другая жидкость) добавляется и процесс продолжается.

16. Colliquation (Колликвация)

Соединение или совместная плавка двух плавких субстанций

17. Coloration (Колорация)

Окрашивание субстанции добавлением красителя или цветной тинктуры. Окрашивание может затрагивать целое тело или поверхностный слой.

18. Combustion (Комбустия)

Сожжение субстанции на открытом воздухе

19. Comminution (Коммуниция)

Обращение субстанции в порошок или размалыванием, или растиранием или протиранием сквозь сито.

20. Composition (Композиция)

Сведение вместе двух разных субстанций.

21. Conception (Концепция)

Брак или союз женского и мужского аспектов субстанции

22. Concoction (Конкокция)

Варка или нагревание смеси субстанций при умеренно высокой температуре в течение длительного периода времени.

23. Congelation (Конгеляция)

Преобразование тонкой текучей субстанции в сгущенную плотную субстанцию, часто нагревания посредством.

24. Conglutination (Конглютинация)

Обращение субстанции в клейкую массу, часто через путрефакцию.

25. Conjunction (Конъюнкция)

Соединение двух противоположных компонентов, часто рассматриваемое как союз мужского и женского, тонкого и грубого, или даже стихий.

26. Contrition (Контриция)

Обращение субстанции в порошок только посредством огня.

27. Copulation (Копуляция)

Соединение или объединение двух противоположных компонентов, рассматриваемое чрез метафору союза Мужского и Женского, или союз фиксированного и летучего.

28. Corrosion (Коррозия)

Пожирание субстанции кислотой, щелочью или иным едким материалом

29. Cribation (Крибация)

Превращение вещества в порошок посредством протирания через сито или отверстия.

30. Crystallization (Кристаллизация)

Формирование кристаллов обычно из водного раствора субстанции, или их постепенным формированием в жидкости или ее постепенным выпариванием.

31. Dealbation (Деальбация)

Становление черной материи алхимического делания ослепительно белой.

32. Decoction (Декокция)

Вываривание субстанции в сосуде без добавления любого другого материала.

33. Decrepitation (Декрепитация)

Растрескивание и разламывание на части вещества под действием жара. Например соль каменная.

34. Deliquium (Деликвация)

Обращение твердого в жидкое помещением во влажное помещение, за счет поглощения атмосферной влаги. Или же росной влаги насыщенной флюидами.

35. Descension (Десцензия)

Когда тонкая или активная часть субстанции погружается на дно сосуда, скорее чем поднимается в виде пара.

36. Dessication (Дессикация)

Иссушение или удаление всей влажности из вещества.

37. Detonation (Детонация)

Взрывообразное горение субстанций от жара, например веществ смешанных с селитрою.

38. Digestion (Дигестия)

Медленная модификация вещества за счет умеренного жара.

39. Disintegration (Дезинтеграция)

Разрушение или разъединение субстанции на различные составляющие.

40. Dispoliaration (Дисполиарация)

Растворение или трансформация мертвой субстанции в жидкость.

41. Dissociation (Диссоциация)

Разрушение или разложение субстанции на составные части.

42. Dissolution (Диссолюция)

Растворение или преобразование субстанции в жидкость.

43. Distillation (Дистилляция, перегонка)

Перегонка. Отделение летучего компонента от субстанции нагреванием с последующим охлаждением и конденсацией.

44. Divapouration (Дивапорация)

Испарение сухих паров из вещества, которое может происходить при разных температурах.

45. Division (Разделение)

Разделение субстанции на стихии.

46. Ebullition (Эбуллиция)

Вскипание производимое через ферментацию.

47. Edulceration (Эдульцерация)

Отмывание солевой субстанции до тех пор, пока все соли не будут удалены.

48. Elaboration (Элаборация)

Общий термин для процесса разделения чистого от нечистого, и проведения субстанции к совершенству, которое может быть достигнуто различными средствами и процессами.

49. Elevation (Элевация)

Возведение тонких частей вещества вверх, далеко от телесных остатков, в верхнюю часть сосуда.

50. Elixeration (Эликсерация)

Обращение вещества в эликсир.

51. Evaporation (Эвапорация, Выпаривание)

Удаление водянистой части субстанции умеренным нагреванием, или выстаиванием в сухом месте длительное время.

52. Exaltation (Экзальтация)

Операция которой вещество возносится в более чистую и более совершенную природу.

53. Exhalation (Эксгаляция)

Выделение газа или воздуха из субстанции.

54. Expression (Экспрессия)

Извлечение соков посредством пресса.

55. Extraction (Экстракция)

Приготовление тончайших и чистейших частей субстанции, обычно вымачивая в спирте. Экстракт может быть отделен от остатка.

56. Fermentation (Ферментация, Сбраживание)

Сбраживание субстанции, обычно органической природы, часто сопровождаемое выделением пузырьков газа.

57. Filtration (Фильтрация)

Процесс или удаление грубых частей субстанции пропусканием через фильтр, шерсть, ткань.

58. Fixation (Фиксация)

Делание летучего постоянным, так, чтобы оно сохраняло в огне свои свойства.

59. Foliation (Фолиация)

Делание некоторых веществ слоистыми, подобно листьям друг на друге, слоям. Обычно теплом достигается..

60. Fulmination (Фульминация)

Приготовление фульмината или взрывчато-нестабильной формы металла. Иногда применяется к спонтанным случаям взрывов.

61. Fumigation (Фумигация)

Изменение вещества под воздействием едких дымов.

62. Fusion (Сплавливание)

Соединение порошкообразных субстанций вместе, или преобразование вещества в новую форму, посредством высочайшей степени огня, часто с применением плавочных флюсов.

63. Glutination (Глютинация)

Обращение субстанции в клейкую, клеевидную массу

64. Gradation (Градация)

Постепенное очищение вещества, обычно через серию стадий.

65. Granulation (Грануляция)

Обращение вещества в зерна или порошок. Различные есть для этого средства, как то – трамбование, перемолка, тепловой удар с перепадом температур и многие другие.

66. Grinding (Размалывание)

Обращение субстанции в порошок посредством ступки и пестика.

67. Humectation (Гумектация)

Процесс, которым веществу придается влажность, обычно не прямым добавлением жидкости, но постепенным процессом поглощения влажности.

68. Ignition (Игниция)

Само-обжиг субстанции самосгоранием в тигле.

69. Imbibition (Имбибиция)

Осуществление процесса длительным и постепенным добавлением нужного вещества.

70. Impastation (Импастация)

Когда материя, подвергающаяся путрефакции, обращается в подобие черной, густой и вязкой смолы.

71. Impregnation (Импрегнация)

Алхимический процесс, который некоторые сравнивают с беременностью дитем. Таким образом, импрегнация следует из союза или копуляции мужского и женского, и ведет к рождению нового вещества.

72. Inceration (Инцерация)

Приведение вещества в мягкое воскообразное состояние, обычно сочетанием с водой.

73. Incineration (Инцинерация)

Обращение вещества в золу сильным жаром.

74. Incorporation (Инкорпорация)

Смешение смешанных тел в конгломератную массу.

75. Ingression (Ингрессия)

Это происходит когда два вещества смешиваются таким образом, что не могут быть потом более разъединены.

76. Inhumation (Ингумитация)

Захоронение под землей, иногда используется для обозначения процесса что погребает активное вещество в темном землистом материале. Также используется для обозначения помещения сосуда в навоз.

77. Liquefaction (Ликвефакция)

Обращение твердого вещества в жидкое, обычно плавкой или растворением.

78. Lixiviation (Ликсивиация)

Окисление сульфидных руд через выставление их на воду и воздух. Формируется купорос.

79. Luting (Замазывание)

Запечатывание колбы с помощью замазки или смолистой массы для достижения герметичности...

80. Maturation (Матурация)

Общий термин, применяемый для идентификации появляющейся степени совершенства в работе.

81. Melting (Плавка)

Обращение металла или вещества в жидкость воздействием жара.

82. Mortification (Мортификация)

Здесь вещество подвергается своего рода смерти, обычно через путрефакцию, и кажется, что оно будет разрушено и его активная сила потеряна, но в конечном счете восстанавливается.

83. Multiplication (Мультипликация)

Процесс увеличения силы проекционного порошка.

84. Precipitation (Преципитация)

Осаждение субстанции на дно сосуда из раствора.

85. Preparation (Препарация)

Процесс посредстом которого лишние вещества удаляются, а нужные прибавляются..

86. Projection (Проекция)

Добавление фермента или тинктуры в субстанцию для произвеления эффекта трансмутации.

87. Prolectation (Пролектация)

Разделение вещества в тонкую и более крупную часть истончением или разрежением более тонких частей вещества, скорее чем огрублением земляной части.

88. Pulverisation (Пульверизация)

Разрушение вещества к меньшим фрагментам сквозь неоднократные удары тупым инструментом, типа молотка, или кувалды.

89. Purgation (Пургация)

Очищение вещества удалением грубой части.

90. Putrefaction (Путрефакция)

Гниение субстанции, часто под воздействием умеренного продолжительного влажного тепла. Например, в навозе. Обычно материя становится черной.

91. Quinta Essentia (Квинт Эссенция)

Создание квинтэссенции, или наиболее возвышенной и утонченной формы вещества.

92. Rarefaction (Рарефакция)

Делание субстанции крайне утонченной или воздушной.

93. Rectification (Ректификация)

Очищение материи посредством повторных перегонок, когда отгон снова перегоняется.

94. Reiteration (Реитерация)

Повторение процесса, особенно применимо к циклической перегонке, в которой дистиллят возвращается в сосуд, и процесс продолжается много циклов.

95. Resolution (Резолюция)

Это происходит, когда вещества, которые смешаны вместе, становятся яростно разделенными, будучи размещены в раствор. Таким образом молоко в этом смысле под действием уксуса расходится. Этот процесс подобен коагуляции.

96. Restinction

Здесь вещество в белом накале принесено к совершенствованию, закаливанием в жидкости возвышающей.

97. Retrogradation (Ретроградация)

Возвращение металла к его первичному раскрытому и живому состоянию.

98. Reverberation (Реверберация)

Обжиг при высокой температуре в реверберирной (отражательной) печи.

99. Revivification (Ревивификация)

Возвращение умерщвленной материи обратно к жизни, или реактивация ее.

100. Rubification (Рубификация)

Становление материи Делания из белой – красной.

101. Segregation (Сегрегация)

Разделение композитной субстанции на части.

102. Separation (Сепарация)

Делание двух противоположных компонентов отделенными друг от друга. Частенько чередуется с процессом конъюнкции.

103. Stratification (Стратификация)

Операция посредством которой производятся слои в веществе в колбе.

104. Subduction (Субдукция)

Отделение извлечения вниз от тонкой части как при фильтрации.

105. Sublimation (Сублимация, возгонка)

Это наименование процесса когда твердое вещество под действием тепла переходит в парообразную форму без жидкой фазы с последующей конденсации в твердом виде на холодной части сосуда. Пример нашатырь.

106. Subtilation (Субтиляция)

Отделение тонкой части вещества от грубой и тяжелой.

107. Transudation (Трансудация)

Это происходит, если эссенция, появляется выпотевающей в каплях в течение нисходящей перегонки.

108. Trituration (Тритурация)

Обращение вещества в порошок, не обязательно измельчением, но применением тепла.

109. Vitrification (Витрификация)

Делание субстанции стекловидной за счет сильнейшего жара и иногда добавления известняка.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ

(технологический университет)


Студент I курса

факультета МТРиЭ

группы МЧ-01-1

Колесников В.А.

Преподаватель: Митрохина Л.А.

Москва 2001

1. Вступление............................................................................3

2. Связь химии и алхимии.......................................................4

3. «Естественная философия металлов»................................7

4. Единство материи................................................................11

5. Семь металлов. Их бытие...................................................12

6. Заключение..........................................................................14

7. Некоторые алхимические символы...................................15

Список используемой литературы........................................ 16

Вступление.

Слово «алхимия» воскрешает в памяти известную средневековую гравюру, изображающую старца, который трудится в своей лаборатории среди множества инструментов, один таинственней другого, одержимый единственной идеей – найти философский камень.

Однако оказывается, что эта наука о трансмутации металлов и растений не только была известна арабам, египтянам, китайцам и даже индейцам доколумбовой Америки, но по своей основной характеристике, заключающейся в создании символического видения природных мутаций, она восходит своими корнями к самому происхождению человека.

Все магические и религиозные традиции, идущие из глубин древности, доносят до нас постоянное стремление наших предков придать глубокий смысл природным мутациям, свидетелями или участниками которых они были.

Возьмем для примера добычу металлов. Для так называемого «примитивного человека» металл был живым сердцем неодушевленного камня. Извлечение металла из его материальной оболочки было не чем иным, как очищением природы посредством ее разложения на элементы и соединения их вновь. По сравнению с рудой, символом инерции, «мертвого света», чистый металл обладает необычайной хрупкостью и твердостью; оба эти свойства символизируют материю, способную принять формы духа.

Алхимия – это прежде всего наука и искусство транс-мутации.

Глубоко изменяя природу вещей, она не выходит при этом за естественные рамки. В этом смысле она является наукой о бытии.

Алхимия – это не обьективная наука.

Связь химии и алхимии.

Алхимию часто рассматривали в качестве предшественницы химии. Однако такая концепция алхимии никоим образом не приведет нас к ее пониманию, так как химия предлагает совершенно иной подход к природным феноменам.

Безусловно, и в том, и в другом случае речь идет о естественных мутациях. Но если химия основана на наблюдении за феноменами и ее действие направлено от внешнего (наблюдатель) к внутреннему (элементы материи), то алхимия при изучении явлений идет от внутреннего к внешнем, то есть от сути к формальному проявлению.

Когда речь идет о химии, мы можем говорить о трансформации, изучать изменение внешнего вида объектов и устанавливать классификацию, основанную на принципе идентичности: А есть А и не может быть Б, если они отличаются по форме. Алхимия открывает нам тайну трансмутации, постигаемую при помощи принципа аналогии между наблюдателем и объектом в его становлении. Здесь имеются в виду два взаимодополняющих подхода к пониманию жизни; алхимия включает в себя химию, ибо она в конце концов имеет дело с трансформацией, или изменением, которая является одной из сторон любой трансмутации, или превращения.

В самом деле, понятно, что человек легко может измениться, если сменит грубую одежду на изящную и благородную, но ему гораздо труднее так изменить свою глубинную природу, чтобы благородство стало для него внутренне более естественно, чем грубость...

Вот такая заманчивая награда ждет того, кто желает изучить алхимию.

Что значит познать вещь изнутри?

Объективная наука предполагает использование точной техники, подобной интерфейсу между наблюдателем и объектом наблюдения. При этом в целях максимальной объективности никоим образом не принимается в расчет состояние души наблюдателя. Поэтому его может заменить даже компьютер.

Такая механизация сознания доступна всем без углубления в суть дела, и именно поэтому обучать этой науке относительно легко.

Овладев алхимическим языком, мы оказываемся перед совершенно иной формой педагогики, поскольку создается впечатление, что алхимия и объективная наука полностью противоположны.

Алхимический язык – это поэтика, обращенная главным образом к воображению:

Алхимические тексты не поддаются математической расшифровке, поскольку в них часто встречаются загадки, фантастические истории, героями которых являются создания, существующие лишь в воображении.

Это сбивает с толку и может стать препятствием для того, кто не будет заставлять работать свое воображение. Понимание изнутри ведет к тому, что собственный внутренний мир человека в достаточной степени обогащается символическими образами, готовыми войти в резонанс со смыслом текста. Невозможно понять что-либо, не видя основную мысль. Почему же именно эта мнимая преграда превращает алхимию в науку, отталкивающую столь многих?

Напомним: речь идет о том, чтобы познать живое существо, не препарируя его, то есть не заставляя его умереть.

Алхимия – это прежде всего искусство, а не техника.

Это Искусство Любви, Царское искусство, как говорили средневековые алхимики, и его герметический, сокровенный характер есть не что иное, как знак уважения к Живому: можно дотронутся до кого-либо путем простого физического прикосновения, но это даст лишь поверхностное, мимолетное и преходящее знание. Если же мы соприкоснемся с его сердцем, то нам откроется его истинное измерение, измерение существа, тело которого – не более чем оболочка, одежда.

Итак, говоря символическим языком, алхимическое знание основывается на умении заставить нашу внутреннюю струну вибрировать в гармонии с внутренней струной того существа, которое мы желаем познать, идет ли речь о человеке, животном, растении или даже о камне – почему бы и нет?

Для алхимика живым является все. Его задача – научиться вести диалог с тем, что живет в каждой вещи, то есть с тем, что может заставить ее измениться.

Теперь мы можем лучше понять основное кредо алхимика:

«Освободить дух через материю и освободить материю через дух».


Такое двойное освобождение выражается через существование активной циркуляции между самыми плотными и самыми тонкими сферами бытия. Вот почему бессмысленно говорить о материальной или духовной алхимии.

Любое творение есть симбиоз Идеи и Субстанции. Алхимию интересует то, что их обьединяет, связь, которая не может не быть парадоксальной, если принять во внимание противоположность этих двух миров. Лишь идея циркуляции может устранить это противоречие.

«Solve et coagula» («Разлагай и соединяй»), еще один алхимический девиз, хорошо иллюстрирует такую циркуляцию: растворять и снова соединять вещество столько раз, сколько будет необходимо для получения самого совершенного симбиоза материи и духа – философского камня.

Таким образом, любое существо, чем бы оно ни было – минералом, растением, животным или человеком, - может стать философским камнем.

«Естественная философия металлов».

Что же такое алхимия? Для нас это только естественная наука, мать химии. Но средневековые алхимики вот как определяют свою науку: Алхимия, говорит Парацельс , есть наука превращения одних металлов в другие (Это небо философов). Подобное же определение дается и большинством алхимиков. Так, Дионисий Захарий в своем сочинении, озаглавленном «Естественная философия металлов», говорит: «Алхимия – это часть естественной философии, показывающая способ усовершенствования металлов, подражая, по возможности природе».

Роджер Бэкон , строгий мыслитель, дает более точное определение: «Алхимия есть наука приготовления некоторого состава или эликсира, который, будучи прибавлен к неблагородным металлам, превращает их в металлы совершенные» («Зеркало алхимии»). Подобно этому Аргиропея есть превращение серебра в золото, а Хризопея – превращение в золото земли (Chrysopeiae et Argyropaeiae). В XVIII веке, когда химия сияла во всем своем блеске, надо было разделить обе эти науки, и вот как об этом говорит Пернети : «Обыденная химия есть искусство разрушать составы, которые сформировала природа, тогда как герметическая химия помогает природе их совершенствовать».

Но все эти определения имели в виду только высшую алхимию, на поприще изыскания которой работало только два сорта лиц: алхимики-суфлеры, не имевшие понятия о теории и работавшие случайно. Они, правда, искали философский камень, но только попутно, при производстве продуктов промышленной химии, каковы: мыла, искусственные драгоценные камни, кислоты, краски и пр.; это были родоначальники химии; они-то и продавали за деньги тайну изготовления золота; шарлатаны и мошенники, они делали фальшивые монеты. Многие из них были повешаны на вызолоченных виселицах.

Напротив, герметические философы, гнушаясь подобными работами, предавались изысканию философского камня не из жадности, но из любви к науке. Они имели специальные теории, которые не позволяли им удаляться за известные пределы.

Так, в приготовлении философского камня они работали обыкновенно только над благородными металлами, между тем как суфлеры имели дело с различными произведениями царств растительного, животного и минерального. Философы придерживались доктрин, сохраняющихся в неприкосновенности целые века, тогда как суфлеры мало-помалу оставили дорогостоящие изыскания, к тому же крайне медленные, и занялись производством продуктов повседневного обихода, приносящие хороший доход; таким путем химия превратилась постепенно в особую науку и отделилась от алхимии.

Лучше всего осветит вопрос отрывок из Беккера («Physica subterranea»): «Ложные алхимики ищут только способ делать золото, а истинные философы жаждут науки. Первые делают краски, поддельные камни, а вторые приобретают знание вещей».

Теперь мы рассмотрим проблемы алхимии. Главная состояла в приготовлении эликсира, магистерия, философского камня , имеющего способность превращать обыкновенные металлы в благородные. Различали два вида эликсира: один – белый, превращавший металлы в серебро; другой – красный, превращавший их в золото.

Греческие алхимики знали это различие двух эликсиров; первый белил металлы, второй их желтил. Вначале за философским камнем признавалось только свойство превращения металлов, но позднее герметические философы признали у него массу других свойств, как то: производить бриллианты и другие драгоценные камни, исцелять все болезни, продлевать человеческую жизнь долее обыкновенных границ, давать тому, кто им обладает, знания наук, силу влияния и могущества над небесными духами и т.д.

Первые алхимики имели целью только превращение металлов, но позднее они себе поставили много других задач и даже создание одушевленных существ. Легенда гласит, Альберт Великий сделал деревянного автоматического человека – андроида , в которого могущественными заклинаниями вдохнул жизнь. Парацельс пошел дальше и предполагал сотворить гомункула – живое существо из мяса и костей. В его трактате «De natura rerum» имеется способ их создания. В одном сосуде заключаются различные животные продукты, коих мы не назовем; благоприятные влияния планет и легкая теплота необходимы для удачи операции. В сосуде образуется легкий пар и постепенно принимает человеческие формы; маленькое создание шевелится, говорит – рождается гомункул. Парацельс весьма серьезно описывает способ его кормления.

Алхимики искали также алкагест , или всеобщий растворитель. Эта жидкость должна была разлагать на составные части все погруженные в нее тела. Одни думали ее найти в едком калии, другие – в царской водке, Глаубер – в своей соли (сернокислом натрии). Они не сообразили только того, что если бы алкагест действительно все растворял, то уничтожил бы и содержащий его сосуд. Но как бы ошибочна ни была гипотеза, она помогает открытию истины; отыскивая алкагест, алхимики открыли много простых тел.

По существу, палингенезия приближается к идее гомункула, так как это слово означает воскрешение; и действительно, с помощью этой операции воспроизводили растение или цветок из его пепла, как указал Афанасий Кирхер в своем «Mundus subterraneus» («Подземный мир»).

Алхимики пробовали также извлекать Spiritus Mundi (Мировой дух). Эта субстанция, разлитая в воздухе, насыщенная планетным влиянием, по их мнению, обладает массой удивительных свойств, в особенности – растворять золото. Они ее искали в росе, в «flos coeli» - небесном цветке или «nostoc» - тайнобрачном, появляющемся после больших дождей. «Дождь во время равноденствия служит мне, чтобы заставить выйти из земли «flos coeli»или универсальную манну, которую я собираю, гною и выделяю из нее чудесным образом воду – истинный источник молодости, радикально растворяющий золото».

Проблема квинтэссенции была рациональнее. Надо было извлечь из каждого тела самые деятельные части, непосредственным результатом чего являлось совершенствование очистительных процессов.

Наконец, алхимики искали « or potabile » - жидкое золото. По их словам, золото, будучи телом совершенным, должно быть лекарством энергичным, сообщающим организму силу противодействовать всем болезням. Одни употребляли раствор хлористого золота, как это можно увидеть в следующем тексте: «Если налить воды в этот раствор, положить туда олова, свинца, железа и висмута, то золото, брошенное туда, обыкновенно пристает к металлу, и, как только вы помешаете воду, оно, будучи подобно грязи, смешивается и собирается в воде» (Glauber). Но обыкновенно шарлатаны продавали очень дорого под именем растворенного золота жидкость, имеющую желтый цвет, и в особенности раствор хлорной перекиси железа.

Таким образом, у алхимиков не было недостатка в предметах для испытания терпения, но большинство оставляло без внимания второстепенные задачи для Великого Делания. Большая часть герметических сочинений говорит только о философском камне.

Часто приходится слышать мнение, будто алхимики брели ощупью, как слепые. Это большое заблуждение; они имели весьма определенные теории, основанные греческими философами второго века нашей эры и продержавшиеся почти без изменений до XVIII века.

Единство материи.

В основании герметической теории лежит великий закон единства материи . Материя одна, но принимает различные формы, комбинируясь сама с собой и производя бесконечное количество новых тел. Эта первичная материя еще называлась «причиной», «хаосом», «мировой субстанцией». Не входя в подробности, Василий Валентин признает в принципе единство материи. «Все вещи происходят от одной причины, все они были однажды рождены одной и той же матерью» («Char de Triomphe de l’antimoine»). Сендивогий, более известный под именем Космополита , еще определеннее выражается в своих «Письмах». «Христиане, - говорит он, - хотят, чтобы Бог сначала сотворил известную первичную материю... и чтобы из этой материи способом отделений были выделены простые тела, которые впоследствии, будучи смешанными одни с другими, посредством соединения послужили бы к созданию видимого нами... В творении была соблюдена последовательность: простые тела служили для образования более сложных». Наконец, он так резюмирует все сказанное: «1-ое – образование первой материи, которой ничто не предшествовало, 2-ое – разделение этой материи на элементы и, наконец, 3-е – посредством этих элементов составление смесей» (Письмо XI). Под именем смеси он понимал всякое составное тело.

Д Эспанье дополняет идею Сендивогия, устанавливая постоянство материи, и говорит, что она может только изменять свои формы...

Алхимики работали, главным образом, на металлах, поэтому понятно, что они много писали о Книге Бытия и составе металлов.

Они дали им имена и знаки семи планет: Золото или Солнце, Серебро или Луна, Ртуть или Меркурий, Свинец или Сатурн, Олово или Юпитер, Железо или Марс, Медь или Венера.

Семь металлов. Их бытие.

Они разделяли металлы на совершенные, неизменяемые, каковы золото и серебро, и металлы несовершенные, изменяющиеся в «известь» (окись).

«Элемент “Огня” изменяет металлы несовершенные и их уничтожает. Этих металлов пять. Металлы совершенные от огня не изменяются» (Paracelse. Le Ciel des philosophes).

Посмотрим, каково применение герметической теории металлам. Прежде всего, все металлы должны происходить от одного и того же родоначальника – первичной материи. Герметические философы сходятся во мнениях относительно этого пункта. «Металлы сходны в “эссенции”. Они различаются только своей формой» (Albert de Grand). «Есть только одна первичная материя для всех металлов и минералов» (Basile Valentin). И, наконец: «Природа камней одна и та же, как и природа других вещей» (Cosmopolite).

Изречение Альберта Великого указывает на то, что материя одна во всех вещах, что все существующее разделяется лишь по форме, что атомы одинаковы меж собой и, группируясь, составляют различные геометрические формы; отсюда происходит различие между телами. В химии аллотропия оправдывает прекрасно этот способ суждения.

«Сера» есть отец (начало активное) металлов, говорит алхимия, а «меркурий» (начало пассивное) – их мать. «Меркурий есть ртуть, которая управляет семью металлами, ибо она их мать».

«Заметили, что свойства металлов зависят от серы и меркурия. Только различная степень варки производит разницу в металлической породе»

Металлы несовершенные рождаются первыми. Железо преобразуется в медь, медь – в свинец, свинец – в олово, затем идут ртуть, серебро и, наконец, золото.

Глаубер пошел дальше; он пустил в обращение странную теорию, будто металлы, раз дошедшие до состояния золота, проходят цикл в обратном порядке и, делаясь все более несовершенным, доходят до железа для того, чтобы вновь поднятся до благородных металлов; и так – до бесконечности. Золото есть совершенство и постоянная цель творчества природы; кроме недостаточного градуса варения или нечистоты серы и меркурия, различные случайности могут затруднять его действие.

Алхимики единогласно признавали влияние планет на металлы. Парацельс идет дальше и специализирует это действие. По его словам, каждый металл обязан своим рождением планете, имя которой он носит. Шесть остальных планет, соединенные каждая с двумя знаками зодиака, дают ему различные качества.

Металлы и минералы, сформированные на основе первичной материи, составленны из серы и меркурия. Степень варения, переменная чистота составов, различные случайности и планетные влияния производят различия металлов.

Заключение.

Алхимия – наука самая туманная из всех, оставленных нам в наследство Средними Веками. Схоластика со своей тонкой аргументацией, Теология с двусмысленной фразеологией, Астрология, столь обширная и сложная, - детские игрушки по сравнению с Алхимией.

Откройте один из важнейших герметических трактатов XV или XVI века и попробуйте его читать. Если вы не специалист в этом предмете, не посвященны в алхимическую терминологию и у вас нет некоторого познания в неорганической химии, вы скоро закроете книгу.

Некоторые скажут, что аллегории бессмысленны, что таинственные символы придуманы для развлечения... На это можно ответить, что не мудрено отрицать то, чего не понимаешь, и мало людей, которых препятствия только пробуждают вести борьбу.

Эти последние – избранники науки – имеют настойчивость, основную добродетель ученого. Когда перед ними встает проблема, они начинают трудиться без устали, чтобы найти ее решение. Знаменитый алхимик Дюма, начав с одного факта, употребил десять лет на разработку закона металепсии, то есть замены элементов.

Герметические трактаты действительно темны, но под этой темнотой скрывается свет (во всем есть доля истины).

Искав легендарный философский камень, алхимики сделали множество полезных открытий. И в переводе на современный научный язык некоторые их труды звучат вполне реалистично.


Список используемой литературы:

1. Шварц Ф., Пуассон А., Блаватская Е.П. «Теории и символы алхимиков». – М.: Новый Акрополь, 1995

2. Беккерт М. Железо. Факты и легенды. – М.: Металлургия. – 1988

3. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия: 8 класс (учебник) – М.: Дрофа, 1997

В результате долгих (на это ушло 32 года) и кропотливых поисков эффективных, универсальных способов лечения человека, удалось "правильно" прочитать труды Алхимиков, — произошедшая трансмутация в сознании принесла понимание принципов Алхимии и этот алхимический метод — подход в лечении, как простых, так и сложных заболеваний человека. Оказывается, всё лежало на поверхности (как обычно), и понять "это" не сложно, но говорить об этом просто, когда знаешь суть!

Труды Алхимиков зашифрованы аллегориями, символами и абстрагированным описательным характером происходящего в "печи" и "реторте", и на этом не заканчиваются сложности восприятия; у "трансмутации" есть несколько смыслов, и понять, когда и о каком идёт речь — не просто! Философский камень — это не булыжник, который лежит на дороге, но "камень", который нужно сдвинуть… и из-под него побежит вода!

Так и произошло, практически, буквально. Речь идёт о воде, которая приготовлена в специальных условиях, алхимическим способом, не всякая вода для этого подходит… Загадок было много, и они открылись разом; в результате экспериментов на себе, близких, друзьях, знакомых, знакомых знакомых и просто людях "с улицы", появились убедительные факты эффективности подхода, метода, системы, — такого количества положительных результатов (излечения) за такие короткие интервалы времени (2-4 месяца) за эти тридцать лет я не наблюдал, причём мощное воздействие "живая вода" оказывает не только на соматические заболевания без разбора, но и на психосоматические тоже! Не имеют значения названия болезней, они просто исчезают бесследно и безболезненно, без изнурительных и болезненных клинических процедур!

"Omnia in unum" , — одно из глубокомысленных выражений Алхимиков, которое по праву принадлежит Гермесу Трисмегисту, — всё в одном. О чём же идёт речь, когда всё в одном… Речь идёт о человеке, в котором всё в одном… Печь — это тело, реторта — это желудок — биохимическая лаборатория организма, что туда подать, как туда подать, в каком виде туда подать? Вопросы-ответы, на которые заслуживают Нобелевскую премию… Только зачем она герметическому знанию, эта премия, если только как расписка в беспомощности сегодняшней медицины!? Вещество, необходимое организму для его восстановления, выплавляет сам организм, внутри, не за его пределами, как химическое, синтетическое соединение, которое ещё должно быть адаптировано к организму и пройти апробацию, причём к каждому в отдельности, вот здесь возникают сложности, с простынёй противопоказаний в виде аннотации к препарату… Зачем это? Ошибка в логике рассуждений, привела к сегодняшней медицине! Ну и что, что Парацельс был "гуляка и бабник", — он пережил Бубонную чуму в Европе, которая пришла вместе с кочевниками из Монголии, в результате вторжения погибли 60 миллионов человек, но не от рук кочевников, а то, что было на их руках и теле: вирус Бубонной чумы! Помните — "Пир во время чумы", никто не знал, кто следующий и как скоро… Чума убивает быстро! Парацельс остался жив, вся его семья погибла: "В своём отечестве — пророков нет!". А ведь это просто — "Omnia in unum" — всё в одном, кто-то понял, а большинство нет, да ещё и гонениями препирали, а в результате не выжили сами препирающие, их засыпали известью в общем рве! Назидание глупцам! Истории повторяются!

Такой неутешительный диагноз, как болезнь Крона, неизвестной этиологии, а значит, никто не знает, чем лечить и как!? Четыре месяца в особо застаревших случаях — и болезни нет, без рецидивов, вот вам и Алхимия, которую гнали и попирали, чтобы самим не остаться без работы, как и сейчас, ничего не изменилось! Ревматоидный артрит сейчас успешно лечится гормонами, которые уродуют организм, а в отдельности печень, почки, селезёнку и другие системы, пусть даже они не стероидные, а в противовес живая вода или вода из Грааля, как я её называю, этот диагноз был у меня, на ряду с полиартритом… Полипоз — гадкое заболевание, изматывающее, также медицина не отвечает на вопрос происхождения, лечится только хирургическим путём, но на месте одного удалённого полипа могут вырасти два новых, как минимум, и многие понимают, о чём я говорю между строк,.. уходит без усилий, жёстких диет и мучительных ожиданий следующего кровотечения или диареи, как минимум. Папилломы уходят сами без косметических процедур удаления, кожа становится гладкой, упругой, морщины и складки расправляются. Быстро лечатся все болезни ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и многие другие. Семейные пары, которые долго не могли завести детей и уже стояли в очереди на ЭКО, у обоих всё в порядке, а детей нет, 3-5 женских циклов и две полоски, принимали живую воду вместе с мужем или мужчиной, от которого женщина хотела иметь ребёнка, чтобы не выяснять: кто здоров, а кто нет, смысл не в этом, хотя человеческие эмоции доходят и до этого предела! Их можно понять: биологическая программа и её выполнение — архиважная часть в жизни любой женщины, подчёркиваю — женщины! Сейчас занят вопросом омоложения, ближайшее время покажет свои результаты!