Анализ 1 и 2 главы евгения онегина. «Евгений Онегин» анализ. Вопросы и задания

Первые строки романа в стихах «Евгений Онегин» легли на бумагу в мае 1823 года во время кишиневской ссылки. В основном произведение было окончено в сентябре 1830 года, но работу над текстом Пушкин не прекращал до своей трагической дуэли. Можно сказать, что это был труд всей его жизни, который Александр Сергеевич назвал «подвигом».

За семь лет несколько раз менялся замысел произведения, менялся и сам автор. Если в первых главах чувствуется сильное влияние романтизма на творчество Пушкина, то в конце романа поэт предстает перед читателями реалистом . В целом «Евгений Онегин» – картина русской жизни, где представлены Петербург, Москва и провинция, а также все сословия – от высшего света до крестьянства.

Роман «Евгений Онегин» в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Внимательно его читая, можно узнать меню ресторанов того периода, репертуары театров, народные обычаи, светские манеры, капризы моды и многое другое.

Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в «Евгении Онегине» было девять глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные ее части под названием «Отрывки из путешествия Онегина».

Для своего произведения поэт разработал особую стихотворную строфу, которая получила название «онегинской». В ней четырнадцать строк, написанных четырехстопным ямбом : три четверостишия и заключительная пара. Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку и задает тему, второе с парной рифмовкой эту тему развивает. В третьем четверостишии с опоясанной рифмой наступает кульминация фрагмента, которая получает завершение в итоговом двустишии. Онегинской строфой написано все произведение, кроме песни девушек, писем Татьяны и Евгения.

Пушкин беседует с читателем непринужденно, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удается разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.

Поражает разнообразие рифм в романе:

  • традиционные: любовь – кровь;
  • глагольные: хранила – ходила;
  • составные: и я – меня;
  • с иностранными словами: дыша – entrechat;
  • и даже с инициалами: стекле – О. да Е.

Пушкин почти не прибегает к метафорам и гиперболам, применяя в основном эпитеты. И этого оказывается достаточно для создания неповторимых картин русской природы, описания балов, театральных представлений, деревенского быта и городской жизни.

В романе есть три главных героя: Онегин , Татьяна и Автор. Причем, образ Автора не следует ассоциировать с самим Пушкиным. В нем отразились многие черты поэта, но все же – это литературный персонаж. Перед читателем предстает образ человека мудрого, жизнелюбивого, чуть ироничного, доброго и обаятельного. Он выступает свидетелем описываемых событий, а иногда – их участником.

Поэт создал роман о своем современнике, типичном молодом дворянине. Портрет Онегина легко узнаваем. Модные гостиные того времени были заполнены такими молодыми людьми: скучающими франтами с острым умом и холодным сердцем. Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведет светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную.

Особенность Евгения в том, что такое бесцельное существование его не устраивает. «Томясь душевной пустотой» он отгораживается от света, пытается что-то изменить в своей жизни. Чтение, пробы пера, хозяйственные реформы в поместье показывают его стремление быть полезным. Но Онегин с детства не приучен к работе: «труд упорный ему был тошен» . Поэтому он так и остался скучающим созерцателем.

Отвергнув ложные ценности светского общества, Евгений не нашел для себя ценности подлинные – любовь и дружбу. Столкнувшись с настоящими чувствами, он не может их распознать, не выдерживает испытания дружбой Ленского и любовью Татьяны. Вступив в борьбу с общественным мнением, Онегин остается от него зависимым. Его недостойное поведение на именинах Татьяны – холодный расчет и тщеславие, а согласие на дуэль – следствие эгоизма и страха перед сплетнями. Только убийство Ленского пробуждает в Онегине человеческие чувства, а любовь к Татьяне – завершает перерождение героя.

Романтическая восторженность и наивная вера в дружбу, а также благородство отличают Ленского от рационального скептика Онегина. Но у этих героев есть и нечто общее. Пылкий идеалист Ленский, как и Евгений, получил европейское воспитание. Он тоже чувствует себя лишним в провинциальном обществе, бежит от него. Вовсе не случайно эти молодые люди сошлись. Оба – незаурядные личности, поэтому им интересно друг с другом.

Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина . Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальным характером. Татьяна – «русская душою» , воспитанная на народных традициях и обычаях, представляется автору «милым идеалом» . Она любит природу, старинные сказки и предания, следует народным обрядам.

Эта простая провинциальная барышня, воспитанная на романах, наделена «сердцем пламенным и нежным» , высокой нравственностью, чувством долга и сильной волей. Татьяна, как и Онегин, чувствует себя чужой в водовороте провинциальных мелких интриг и сплетен. Она «странная» и совсем не похожа на свою сестру – милую простушку Ольгу.

Как чистая и открытая девушка стала изысканной светской дамой, Пушкин не показывает. До последнего монолога «новая» Татьяна остается загадкой. Жаль, что ей так и не удается понять Онегина, поверить в его любовь. Фальшь и мелочность высшего света смогли отравить даже ее, заразить той болезнью, от которой мучительно избавлялся Евгений.

Пушкин стремится представить своих героев реальными персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известные места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневные темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.

Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленные недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы «превосходным образом воспитать в себе человека» .

Анализ романа «Евгений Онегин» Пушкина — тема, идея, жанр, проблематика, главные герои, сюжет и композиция.

«Евгений Онегин» Пушкин анализ

Роман А. Пушкина «Евгений Онегин» — первый реалистический роман не только в российской, но и в мировой литературе.

Год написания: 1823-1831

Жанр — социально-психологический роман в стихах.

Тема — изображение русской жизни первой четверти XIX века

Главные герои: Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина, Ольга Ларина

Композиция: строится «зеркально»: письмо Татьяны — ответ Онегина — письмо Онегина — ответ Татьяны.

Основной конфликт романа: конфликт двух жизненных философий, конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.

Проблематика «Евгений Онегин»

Человек на фоне эпохи, времени, смысл ее существования на земле.

— Проблема образования и воспитания; — Литературного творчества;

— Верности в супружеской жизни; — Человеческих взаимоотношений;

— Любовь; — Семейных отношений.

«Евгений Онегин» сюжет

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки, вынудившей Евгения покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:

Онегин получил соответствующее воспитание - сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем - гувернёра-француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает депрессия.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблён в Ольгу Ларину, дочь местного помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Ольга младше сестры на один год, она внешне красива, но неинтересна Онегину:

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным на именины Татьяны. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать, обещая, что никого из гостей-соседей не будет. На самом деле, приехав на торжество, Онегин обнаруживает «пир огромный», что его злит не на шутку.

На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

С полным текстом романа в стихах « » можно ознакомиться по ссылке.

Роман «Евгений Онегин» можно по праву назвать стихотворным романом-эпопеей. События в произведении охватывают большой временной промежуток. Поэт точно изобразил различные общественные уклады и людей, характеры которых формировались под влиянием этих укладов. Пушкин начал писать роман в 1823 г. и продолжал работу еще около восьми лет. Только в 1833 г. произведение было опубликовано и сразу же стало невероятно популярным в России.

В центре произведения Евгений Онегин – молодой богатый человек, проводящий дни в праздности. Несмотря на молодость он достаточно образован, прекрасно ориентируется в обществе. Отличительные черты его характера – усталость от жизни и скука. Жизнь в деревне он рассматривает как попытку развлечения.

Ленский – самый близкий друг Онегина. Он поэт, обладатель чистой и возвышенной души. В отличие от Евгения Ленский еще не утратил веры и надежды в любовь и счастливое будущее. Он наивен и воспринимает все происходящее слишком близко к сердцу.

Татьяна Ларина – главный женский персонаж. Это молодая девушка, выросшая в деревне и незнакомая с высшим светом. Ей присуща странная задумчивость и полное погружение в себя. В робкой девушке живут сильные страсти, которые только ждут своего пробуждения.

Ольга Ларина – младшая сестра Татьяны. Она красива, всегда весела и беззаботна. Жизнь она воспринимает как игру. Ее не омрачают серьезные мысли и глубокие переживания.

Центральные события романа – любовь Татьяны к Онегину и его дуэль с Ленским. Любовь Татьяны перевернула ее жизнь. В душе девушке пробудились спящие страсти, она отдалась им полностью и, не зная еще людского коварства, открылась своему возлюбленному. Онегин удивлен этому. Начав от скуки ухаживать за девушкой, он не ожидал такой скорой победы. Более того, после этого она стала ему совершенно неинтересна.

Дуэль Онегина с Ленским – самый трагичный эпизод. Лучшие друзья были вынуждены стреляться из-за ветрености Ольги, а также из-за равнодушия Евгения. Убийство лучшего друга легло на душу Онегина тяжелым камнем и стало его вечным наказанием.

Финальный разговор повзрослевших Онегина и Татьяны раскрывает вину общественного устройства в трагедии их жизни. Онегин стал равнодушным и бесчувственным человеком под влиянием того лживого образа жизни, который его окружал с детства. Его холодность разрушила надежды молодой девушки. Встретив ее снова и полюбив, он уже не может рассчитывать на взаимность. Татьяна пережила несчастье, оно сделало ее сильней. Но вместе с тем в ней умерли все искренние чувства и страсти. Она поняла, что они будут вечным источником страданий из-за господствующего мнения общества. Она по-прежнему любит Евгения, но, будучи замужем, не может пойти на нарушение святого супружеского долга ради любви.

» - роман в стихах А. С. Пушкина. Явился самым значительным его произведением и оказал влияние на всю последующую русскую литературу. В. Г. Белинский справедливо назвал его «энциклопедией русской жизни» и «поистине народным произведением».

История создания . Роман писался целых семь лет - с 1823 по 1830 год. Произведение было итогом его многолетних и разносторонних наблюдений. Сам Пушкин называл его написание «подвигом»; это одно из двух его произведений (второе - «Борис Годунов»), получивших от самого автора такую характеристику.

Смысл названия . , решив отойти от романтизма, задумал создать реалистическое произведение, посвящённое типичному представителю тогдашнего общества. Именем этого героя и был назван роман. Поэт желал создать роман, подобный байроновской поэме «Дон Жуан», и вывести в нём такого же представителя своего времени, как и герой Байрона.

Род и жанр . «Евгений Онегин» - роман, знаменующий переход Пушкина от романтизма к реализму. В первых главах романа, впрочем, заметны и черты романтизма. В этом произведении автор детально изображает быт и нравы российского общества того времени: одежду, моду, развлечения, интересы людей; изобразил крепостное право, «барскую» Москву и «светский» Петербург. И в центре всего этого - любовная история, в которой тоже, казалось бы, нет ничего «из ряда вон выходящего».

Примечательно, что события в романе развиваются во вполне определённые годы, примерно совпадающие со временем его написания. Отмечается, что каких-либо единых прототипов герои «Евгения Онегина» не имели; частично они «списаны» с реальных лиц, по большей части друзей и современников Пушкина, однако ни один из них не стал определяющим. Наоборот, с персонажами романа отныне стали сравнивать себя реальные люди.

Сюжет . Евгений Онегин - молодой столичный дворянин, ведущий шумную светскую жизнь, но внезапно впадающий в хандру. Он получает известие о том, что его дядя заболел, и вынужден уехать из Петербурга к нему в деревню. Дядя умирает, оставляя имение Евгению, и тот поселяется там, однако его неудовлетворённость жизнью не проходит. По соседству поселяется Владимир Ленский, молодой поэт. Он влюблён в Ольгу Ларину - дочь местного помещика. Сам же Онегин влюблён в её старшую сестру Татьяну.

Девушки очень разные. Ольга - красивая, весёлая и активная, но недалёкая, «В чертах у Ольги жизни нет». , наоборот, всегда серьёзная и задумчивая, это и привлекает Онегина. Однако он не желает вести спокойную семейную жизнь, поэтому когда Татьяна в письме признаётся ему в любви, он отвергает её. На день рождения Татьяны были приглашены оба героя. Онегин не желает ехать, но Ленский уговаривает его, обещая, что мероприятие будет проведено в тесном кругу «своих».

Герои едут к Лариным, но Онегин, к своему удивлению, обнаруживает там шумное общество. Из-за этого он не на шутку обиделся. Желая отомстить Ленскому, он прилюдно начинает заигрывать с Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль, но сам гибнет от пули Онегина. После этого уезжает из деревни. Через три года он оказывается в Петербурге, где встречает Татьяну. Она теперь замужем за богатым генералом и хранит ему верность, хотя и признаётся, что не любит его. Она по-прежнему влюблена в Онегина, но не имеет возможности реализовать свои чувства. На этом повествование заканчивается.

Следующая глава была посвящена путешествию Онегина, однако она сохранилась лишь во фрагментах, приложенных к основному тексту. Один из фрагментов этой главы содержал острую критику государственной политики, в том числе подготовки к военным действиям; Пушкин предпочёл уничтожить этот фрагмент, чтобы избежать преследования властями.

Проблематика . Белинский назвал «Евгения Онегина» историческим произведением, хотя в нём нет ни одного исторического лица. Компактно, но детально Пушкин описал практически все стороны русской жизни начала XIX века - сразу после «наполеоновских походов» русской армии и до восстания декабристов.

В одном не очень большом произведении уместились и московская жизнь, и петербургская, и жизнь русской деревни. Простота основного сюжета позволила поэту уделить особое внимание деталям: какие костюмы носят герои, как они называются, под каким влиянием они появились в русской культуре и почему в русском языке для этих вещей «названий нет» (впоследствии они «появились» - иностранные заимствования прочно укрепились в русском языке и перестали быть достоянием аристократического «салонного сленга»).

Впервые в русской литературе в качестве героя выведен «лишний человек». Онегин - это представитель базового социального слоя русского общества (дворянин средней руки), которому не нашлось места в привычной жизни этого общества. При этом Онегин не рассматривается как сугубо отрицательный или положительный персонаж. Он, скорее, порождение определённой социальной среды. Отец-неудачник, проматывавший своё состояние, но пытавшийся сохранять светский лоск и видимость успеха; несерьёзный гувернант-француз, не обременявший его занятиями; развлекательная бульварная литература - только её Онегин иногда пролистывает, не желая читать что-то более серьёзное…

Онегин проводит свою жизнь в развлечениях, ездит на балы и не желает пробовать себя в какой-либо деятельности; в те годы дворянину полагалось либо работать чиновником, либо служить в армии, но Онегин не желает этим заниматься. Он умеет соблазнять женщин, однако по-настоящему никого не любит. В то же время в поведении Онегина чувствуется неприязнь той несправедливости, которая царит в «серьёзном» дворянском мире.

Получив от дяди в наследство имение, он отказался от дикой и несправедливой, да к тому же устаревшей барщины, облегчив тем самым жизнь своим крестьянам, ввёл в своих владениях либеральные порядки. Не желая окунаться в мир госслужбы и армии, он разочаровался и в светской жизни. В конце концов он по-настоящему влюбился, однако его чувства остались неразделёнными: Татьяна выбрала участь богатой генеральши, хотя эта участь и была лишена живых чувств и подлинного счастья.

Онегин, воспитанный в атмосфере лжи и условностей, в один прекрасный момент прозрел, но после этого он не нашёл единомышленников и оказался «лишним». Можно заметить, что Пушкин оставляет своего героя в таком состоянии. Неизвестно, как могла бы развиваться судьба Онегина в дальнейшем. Герой остаётся на пике отчаяния, разве что в «дополнительной» главе он отправляется в странствия.

Однако исследователи отмечают в романе намёки, говорящие о последнем намерении Онегина… покончить с собой. «Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала, полного вина, Кто не дочёл её романа И вдруг сумел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим». Последняя строчка весьма двусмысленна: либо поэт, дописавший роман, расстаётся со своим героем, либо поэт и его герой принимают решение расстаться с жизнью. Последнее тесно перекликается с переживаниями и размышлениями самого Пушкина в 1830 году. Почему?

Да потому, что поэт, в то время влюблённый в юную Гончарову, боялся, что она его отвергнет, поскольку он был тогда уже «пожилым» - ему больше 30 лет, ей - всего двадцать. Такими размышлениями переполнен и сам текст романа; собственно, последний раз Онегин и Татьяна встречаются, когда им было ровно столько же лет. Мысли о смерти, да ещё и по собственному желанию, усиливались у Пушкина ещё и тем, что имение, в которое он приехал, страдало от холеры - страшного заболевания, часто заканчивающегося смертью.

«Любви все возрасты покорны», - гласит один из самых известных фрагментов романа, однако дальше разъясняется, что благотворна эта любовь только для молодого поколения, а «в старости» не приносит никакого удовольствия и даже разрушительна. В этом, видимо, и кроется ключ к пониманию того, почему в конце Татьяна отвергает Онегина. Другой знаменитый фрагмент - «Чем меньше женщину мы любим…» - объясняет, что Онегин упустил свой шанс, не ответив взаимностью Татьяне в первый раз, и погубил её, разбив её сердце и заставив разочароваться в любви. Пушкин, конечно, не покончил с собой в 1830 году, но в этот период его стихи пронизаны неким «старческим» отчаянием. Поэт как бы опечален тем, что не смог окончить жизнь рано. Видимо, своего Онегина он сделал более счастливым, предоставив ему такую возможность.

Герои и их прототипы . Как уже было сказано, герои «Евгения Онегина» не имеют однозначных реальных прототипов, однако на их образы так или иначе повлияли многие исторические лица. Вот, например, список прообразов самого Онегина:

  1. П. Я. Чаадаев - считается главным прототипом; его биография очень напоминает жизненный путь Онегина.
  2. Александр Раевский.
  3. Джордж Байрон. Также источниками для образа Онегина послужили многие светские знакомцы Пушкина и, конечно же, персонажи самого Байрона - Чайльд-Гарольд, Дон Жуан.

С Владимиром Ленским связывали, например, Кюхельбекера и Б. В. Голицына. О том, что у Татьяны Лариной был прототип, писал сам Пушкин. Исследователи в связи с этим называли разные версии, однако ни одна не является окончательной. Кюхельбекер, друг Пушкина с лицейских лет, отмечал, что одним из прототипов Татьяны был… сам поэт.

Анализируя биографию Пушкина и содержание романа, можно отметить, что Татьяна в финале соответствует Наталье Гончаровой - будущей жене поэта. Кстати, в романе упомянута некая «двоюродная сестра» Татьяны, которую Пушкин называет своей «музой».

Особым персонажем романа является сам Пушкин. Он является рассказчиком и постоянно вмешивается в ход повествования, делает отступления, комментирует действия героев. Он называет себя давним другом Онегина, однако его отношение к главному герою неоднозначное: в некоторых фрагментах их образы практически сливаются, в других Пушкин явно противопоставляет себя Онегину.

Многие второстепенные персонажи позаимствованы Пушкиным из других популярных произведений тех лет: так, Скотинины «перекочевали» в роман из фонвизинского «Недоросля», а помещик Буянов позаимствован из поэмы «Опасный сосед» В. Л. Пушкина - дяди Александра Сергеевича.

» (из статей 8, 9)

«Прежде всего, в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом де. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания — заслуга безмерная!

…Форма романов вроде «Онегина» создана Байроном… Байрон писал о Европе для Европы… эта личность… стремилась… к суду над его прошедшею и настоящею историею… Пушкин писал о России для России… он далек был от того, чтобы соблазниться создать что-нибудь в байроновском роде, пиша русский роман… И зато его «Онегин» — в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума» — стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений, как мы уже и заметили выше, русские поэты еще умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни…

…Вместе с «Онегиным» Пушкина его (Грибоедова) «Горе от ума» было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь. Без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени », так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины.

…Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи. Чтоб верно изображать какое-нибудь общество, надо сперва постигнуть его сущность, его особность, а этого нельзя иначе сделать, как узнав фактически и оценив философски ту сумму правил, которыми держится общество. У всякого народа две философии: одна ученая, книжная, торжественная и праздничная, другая — ежедневная, домашняя, обиходная. Часто обе эти философии находятся более или менее в близком соотношении друг к другу, и кто хочет изображать общество, тому надо познакомиться с обеими, но последнюю особенно необходимо изучить… И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало «Онегина» и «Горе от ума» произведениями оригинальными и чисто русскими.

К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо их просто людей.

В двадцатых годах текущего столетия русская литература от подражательности устремилась к самобытности: явился Пушкин. Он любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества и к которому принадлежал сам, и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего столетия».

Характеристика Онегина

«Поэт очень хорошо сделал, выбрав себе героя из высшего круга общества. Онегин — отнюдь не вельможа, Онегин — светский человек…

…Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Это мало, многие добродушно верили и верят, что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже значит — имея глаза, ничего не видеть. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств… в душе его жила поэзия… вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет — все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою. Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везет, то и всеми. Жизнь не обманывает глупцов; напротив, она все дает им, благо немногого просят они от нее — корма, пойла, тепла…

Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность… В душе его еще тлелась искра надежды — воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы, но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей воли зависящих обстоятельств… Онегин — страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле…

Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать…»

Характеристика Ленского и Ольги

«В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.

Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, чистая душа и благородная. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии. Он полюбил Ольгу, — и что ему была за нужда, что она не понимала его, что, вышедши замуж, она сделалась бы вторым, исправленным изданием своей маменьки, что ей все равно было выйти — и за поэта, товарища ее детских игр, и за довольного собою и своею лошадью улана? Ленский украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых у ней не было и о которых она и не заботилась… Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни. В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого была его смерть, заранее воспетая им в туманно-романтических стихах…

Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или …делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. …Становя себя центром мира, они спокойно смотрят на все, что делается в мире, и твердят о том, что счастие внутри нас, что должно стремиться душою в надзвездную сторону мечтаний и не думать о суетах этой земли, где есть и голод, и нужда… Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском… в них только претензии на великость и страсть марать бумагу. Все они поэты, и стихотворный балласт в журналах доставляется одними ими. Словом, это теперь самые несносные, самые пустые и пошлые люди.

…Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».

Характеристика Татьяны

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину…

Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же; портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, впоследствии является только развившимся, но не изменившимся.

…Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям… но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур.

Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал, и только разве тяжкое горе жизни могло потом разбудить его, да и то для того, чтоб сдержать страсть и подчинить ее расчету благоразумной морали… Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят.

Без книги она была бы совершенно немым существом, и ее пылающий и сохнущий язык не обрел бы ни одного живого, страстного слова, которым бы могла она облегчить себя от давящей полноты чувства. И хотя непосредственным источником ее страсти к Онегину была ее страстная натура, ее переполнившаяся жажда сочувствия, — все же началась она несколько идеально. Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению… И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайною, его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошЛым миром, среди которого он явился таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни — все это произвело таинственные слухи/ которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить ее к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. И она увидела его, и он предстал перед нею, молодой, красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для ее неразвитого ума, весь обольщение для ее дикой фантазии… Есть женщины, которых внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием, холодностью и скептицизмом, как признаками огромных требований на жизнь или как результатом мятежно и полно пережитой жизни; бедная Татьяна была из числа таких женщин…

…Объяснение Онегина с Татьяною в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение, — понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира.

Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания (после посещения дома Онегина): ум ее проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление: оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина.

Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным. В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения, и хитрые силлогизмы ума, светскою моралью парализовавшего великодушные движения сердца…

Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете — его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

…Татьяна — тип русской женщины… Восторженные идеалисты, изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского, требуют от необыкновенной женщины презрения к общественному мнению. Это ложь: женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому, высшему закону — закону своей натуры, а ее натура — любовь и самоотвержение…»

«Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностию, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества, высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов, — все это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству… Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Вез де видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика… Он нападает в этом классе на все, "что противоречит гуманности, но принцип класса для него — вечная истина… И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование… Вспомните описание семейства Лариных во второй главе и особенно портрет самого Ларина… Это было причиною, что в «Онегине» многое устарело теперь. Но без этого, может быть, и не вышло бы из «Онегина» такой полной и подробной поэмы русской жизни, такого определенного фактора для отрицания мысли, в самом же этом обществе так быстро развивающейся…

«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, — и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы. В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них все превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно-прекрас- ными стихами… Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такой любящею, такой гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным… Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина» — как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»