Анализ произведения евгений онегин по главам. Анализ романа “Евгений Онегин” Пушкина: суть, смысл и идея произведения. Тест по произведению

Если первые две главы романа «Евгений Онегин» можно назвать вводными, в них автор знакомит читателей со своими героями, то анализируя третью главу, мы видим завязку сюжета. Ленский прощается с Онегиным, чтобы уехать к Лариным, но Евгению становится интересно, где и с кем проводит Владимир вечера, и он тоже напрашивается в гости. Зная гостеприимный характер семьи Лариных, Владимир предлагает ему поехать вместе с ним.

Третья глава романа «Евгений Онегин» — одна из самых романтичных глав. И в то же время она очень драматична и посвящена Татьяне и ее внезапно вспыхнувшему чувству. Поэтому анализ 3 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» будет посвящен Татьяне. Эта глава вместила в себя переживания главной героини после первой встречи с Онегиным, ее любовное волнение. Хотя на моменте первой встречи Пушкин не заостряет внимания своего читателя. Данному эпизоду он уделил всего 7 строк.

Явились; им расточены

Порой тяжелые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенья,

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой.

Как произошла эта встреча? Что было сказано? Все это поэт предлагает читателям домысливать самим. Скорее всего, ничего в те минуты незаурядного не происходило. Семья Лариных оказала молодым господам радушный прием. Татьяна, может быть, смотрела на Евгения так, как она смотрела на других молодых и не очень помещиков, посещавших их дом. Она не сразу, и не вдруг осознала, что ее посетило первое чувство любви, о котором она много читала во французских романах, и мечтала в глубине души. Любовные мечты подогревались сплетнями кумушек о предстоящей свадьбе Ленского и Ольги. Вся глава романа наполнена любовью юной девушки к Онегину. В ней во всей полноте раскрывается образ Татьяны.

Татьяна ожидала, что Онегин будет приезжать к ним вместе с Владимиром, но дни шли, а он не появлялся. Читая книги, теперь она представляла себя на месте главных героинь ее любимых романов. Она мечтает о Евгении сидя в комнате у окна, или гуляя по саду, и в один прекрасный день решается признаться ему в любви.

Татьяна пишет Онегину письмо. Это письмо – одно из лучших частей в поэме Пушкина. Построением стихов, рифмой, ритмом письмо отличается от общей композиции произведения, изложенного в жанре романа в стихах. И в тоже время оно служит яркой характеристикой девушки, готовой бороться за свое счастье.

Основной сюжет поэмы излагается 14-тистрочными строфами, а в письме строфы разные по длине, изменяется и стихотворный ритм.

Татьяна решается первой признаться в любви к Онегину. Это не было принято в дворянском обществе, и Татьяна прекрасно понимает, что может стать притчей во языцех всех уездных кумушек, если о ее смелом поступке узнают в обществе. Вот почему она признается:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня.

А в конце добавляет:

Кончаю! Страшно перечесть…

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Пушкин отмечает, что признание в любви было написано по-французски. В XIX веке в российском дворянском обществе знание французского языка было обязательно. Сам Пушкин первые свои детские стихи писал по-французски. Французский язык подчеркивал образованность, отличал дворян от черни, позволял общаться между собой так, чтобы прислуга не понимала их, что позволяло сохранять семейные секреты внутри семьи.

Каждая строчка Письма Татьяны, как жемчужина в ожерелье поэмы. Неслучайно поэтому на протяжении последующих лет, в каждом поколении обязательно находились девушки, которые признаваясь молодым людям в любви, переписывали письмо Татьяны.

Это письмо было написано настолько трогательно, и с таким чувством неподдельной искренности, что оно тронуло даже такого скептика как Онегин.

Драматизмом наполнено и ожидание Татьяной ответа на свое письмо. Она понимала, что после ее поступка Евгений не может не ответить. Раз он до сих пор не написал ей ответ, значит, приедет сам и объяснится с нею. Этого момента она ожидала с волнением и тревогой. Песня девушек, разбавившая «онегинские строфы», лишь подчеркивает, добавляет акцент в драматическую картину момента.

Многогранное, «самое задушевное» произведение писателя, по его собственным подсчетам, создавалось «7 лет 4 месяца 17 дней» (1823—1830). В первое полное издание романа 1833 г. (до этого публиковались отдельные главы) Пушкин включил 8 глав и «Отрывки из путешествия Онегина». Существовала и 10-я глава, уничтоженная писателем, сохранились отдельные строфы из нее.
Пытаясь определить жанровую принадлежность произведения,
Пушкин говорит о «дьявольской разнице» между романом и романом в стихах. Действительно, «Евгений Онегин» — это и обычный роман, где есть вполне четко прописанная интрига, «несчастная любовь, дуэль, сон, два письма», и непрекращающийся авторский монолог, лирическое самовыражение писателя. Он выступает то в облике известного читателю автора «Людмилы и Руслана», то как знакомый и приятель героя, то как отстранившийся от событий повествователь, впрочем, чаще он активно и страстно оценивает поступки и характеры. Автор рассказывает о том, как создавались отдельные части произведения, вступает в споры по различным вопросам с предполагаемыми оппонентами среди читателей. Так называемые «лирические отступления» настолько многочисленны, так тесно связаны с иными формами авторского присутствия в тексте, что их правильнее считать самостоятельной несюжетной частью произведения.
Авторское самовыражение в произведении — это и отношения повествователя с героями, и рассказы писателя о собственной судьбе и восприятии явлений жизни, и языковая стихия, свободно совмещающая новое, устаревшее, низкое и высокое, серьезные, иронические, драматические интонации.
И в попытках все-таки определить жанр «Евгения Онегина» лучше всего обратиться к самому писателю, который назвал то, что он пишет, «большим стихотворением».
В романе равное значение имеют:
. сюжетные перипетии, связи, противоречия, внутренние психологические состояния и изменения героев;
. изменяющиеся по мере развития действия личность, характер автора (не забудем, что роман писался долгие годы);
. собственно стихотворные эмоционально-смысловые элементы, обусловленные воплощенными в стихах и через стихи чувствами и мыслями, игрой и чередованием ритмов, использованием тропов и стилистических фигур и иными элементами формы и содержания, через посредство которых стихи совершенно по-особому воздействуют на читателя и воспринимаются им. Для воплощения столь многогранного и необычного замысла писателем был использован излюбленный стихотворный размер, четырехстопный ямб, и создана новая поэтическая форма — «онегинская строфа». Она состоит из 14 строк и включает три четверостишия со всеми вариантами парной рифмовки: перекрестной (АбАб) (прописными буквами обозначены женские, строчными мужские рифмы), смежной (ВВгг), опоясывающей (ДееД), заключает строфу двустишия со смежной мужской рифмой (ЖЖ) (мужская рифма — ударение на последнем слоге: занемог; не мог; женская — на предпоследнем: наука, скука; дактилическая — два безударных слога в конце строки: черемуха, березовый; гипердактилическая — более двух: опаловая, прикалывая). Строфы романа почти всегда интонационно и по смыслу закончены, округлены, содержат заключенные в них автономные мысль и эмоцию, связанные с целым эпизода, главы, произведения.
Сюжет романа многопланов. История героев представляет не меньший интерес, чем постепенная самореализация в тексте автора как личности, характера, стихотворца с определенными взглядами на профессию.
В фабульные события активно вовлечены четыре героя — Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга. При этом Ольга интересует автора куда меньше остальных, он ограничивается ее общей характеристикой. Даже испытание, связанное со смертью Ленского, ее касается в меньшей степени, хотя, казалось бы, все должно было быть наоборот — погиб ее жених, человек, которого она любила. Автор подчеркнул, что не только внешность Ольги трафаретна, но характер ее не способен к развитию. Вскоре после дуэли она исчезает со страниц романа, выйдя замуж за улана, о котором опять-таки ничего не сказано, читатель не может хотя бы догадываться, как характеризует ее этот выбор. Гораздо больше интересуют автора личности и характеры неоднозначные, способные к изменениям, росту.
Судьба Владимира Ленского имеет для писателя самостоятельное значение. Во-первых, его смерть на дуэли —кульминационное событие сюжета, изменившее течение жизни всех ведущих персонажей. Смерть Ленского была предсказана ранее, во сне Татьяны, и не раз вспоминается позже. Для автора важна загадочностью его будущего. Этот образ отдельными своими сторонами как бы прилегает, повторяет, копирует центральную пару персонажей и автора. С Онегиным Ленского сближает уже смысл фамилий, имеющих «северное», «речное» звучание. Не случайно, что при всей разности жизненного опыта, характеров, воззрений все же «они сошлись». С Татьяной же они похожи многим: возрастом, исконно русской семантикой имен, воспитаны на западных романтических литературных образцах, далеки от среды, в которой живут, мечтательны и странны, неопытны, отчего ошибаются в своем первоначальном выборе. Не случайно же искушенный и умный Онегин заметил, что Татьяна гораздо больше подходит Ленскому, чем Ольга:
Я выбрал бы другую,
Когда бы был, как ты, поэт.
Наконец, Онегин сыграл в их судьбе сходную роковую роль. Сначала он «убил» романтически настроенную Татьяну:
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилася она.
Затем — самого поэта-романтика. И позже Татьяна говорит себе, что в Онегине она должна ненавидеть «убийцу брата своего».
Автор рассуждает о двух вариантах будущего Ленского. При этом первым называется достойный, высокий путь:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден.
Разумеется, герой не был застрахован и от иного. Реалист Пушкин трезво понимает, какое гнетущее и искажающее первоначальные задатки личности влияние может оказать среда, да и леность человеческая. И все же целомудренный, чистый, искренний, талантливый герой имел все основания для достойного продолжения жизни. Незавершенное в нем должно «доразвиться» в героях, оставшихся жить, и в авторе.
Онегину еще предстоит пройти через «убийственный выстрел», теперь уже в него («Стоит Евгений, как будто громом поражен, в какую бурю ощущений теперь он сердцем погружен!»). Впрочем, следует понять, что Татьяна сурова вынужденно: уж слишком далеко заходит Онегин в покушении на непререкаемые для нее ценности и правила (они же были и естественной основой натуры убитого Ленского). Этот «выстрел», следовательно, правильнее считать «самоубийственным», спровоцированным самим героем. И его задача, пройдя через второе сильнейшее потрясение и, наконец, переродившись, стать в духовном смысле таким, каким мог быть убитый им Ленский, и чего по-своему достигла Татьяна. Ее отношения к семейной жизни, мужу далеки от ханжества и пошлости. Это возвышенно-одухотворенный вариант семейной жизни, достойный уважения своей моральной безупречностью, общественно значимый («благо мира»), по мнению писателя.
Многообразны и связи Ленского с развивающимся образом автора.
Пушкин начал писать роман в период, когда совершается переход от преимущественно романтического к реалистическому творчеству. Известно, сколь сильным было влияние западной литературы, философии, просто языков на писателя. Упоминаемые в романе жанры, темы, настроения стихов Ленского близки тем, которые можно обнаружить в раннем творчестве самого Пушкина. Идеал красоты юного поэта не был вовсе и всегда чужд Пушкину, который, с иронией нарисовав портрет Ольги, замечает:
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Расставаясь с Ленским, поэт незаметно переходит к рассуждениям о своем творчестве, судьбе. Он прощается и с невозвратной, наивной, милой, естественной порой собственной жизни, говорит о переходе к иным принципам творчества: «Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью-рифму гонят». Но при этом надеется сохранить то, чем так дороги ему Ленский, уходящая молодость, романтически окрашенная поэзия:
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаше прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь...
Завершалась поэма «болдинской осенью» накануне женитьбы, которую Пушкин считал началом совершенно нового этапа жизни, требующего большей ответственности, следования жестким нравственным правилам, законам чести и ответственности перед совестью, близкими людьми, обществом. Именно так понимает брак и, шире, зрелое отношение к бытию любимая героиня писателя. Ее позиция — воплощенный образец дальнейшей «взрослой» жизни для него и для заглавного героя. Не только в семье принципы верности, ответственности и чести могут и должны быть воплощены. Поэт оставляет своего Онегина на распутье, дальнейший его путь неясен. Важно, чтобы он, наконец, понял, как следует жить. Это понимание сделает жизнь достойной, в каких бы формах она ни протекала.
В случае с Онегиным речь еще должна идти и об искуплении того зла, которое было связано с его одиноким, бесцельным и безответственным движением по жизни. Забыть смерть Ленского, который, вполне вероятно, был рожден «для блага мира», автор не позволяет. Все предшествовавшее сцене дуэли повествование призвано указать закономерности, приведшие Онегина к убийству. Ему немало было дано от природы — ум, благородство, способность верной нравственной, интеллектуальной, эстетической оценки людей и явлений. Эти задатки подлинно глубокого характера поставили Онегина в оппозицию к абсолютно бездуховной жизни светского общества. Он отвергает ветошь светского маскарада внешне, но законы, стереотипы и привычки неестественной маскарадной жизни над ним по-прежнему властны.
Именно они не позволяют воспринять в полной мере Татьяну. Она уже в юности требовала глубины души, которая могла бы вместить и оценить ее порыв, желания, возможности. А Онегин обладал интеллектуальной и чувственной опытностью, о существовании же души не догадывался, хотя и упоминал о ней многократно в своей отповеди. Он прав, честно и строго выговаривая романтически настроенной, экзальтированной провинциальной барышне. Он слеп, не замечая в ней задатков незаурядной, духовно мошной личности, столь потрясшей его в полном развитии. «Новая» Татьяна является Онегину в той среде и тех формах поведения, которые доступны «светскому» глазу героя. Его поразило, что она осмеливается жить «без этих маленьких ужимок, без подражательных затей» — без маски, в мире масок. Но ведь Татьяна уже была такой, написав ему трогательное, искреннее признание, «где все наруже, все на воле».
До момента решительного выбора хорошие задатки Онегина позволяют ему находить верный тон в общении с Ленским. Ощущение талантливости, неординарности личности влечет Онегина к юному поэту. Но стать выше светских предрассудков, да хотя бы презираемого в душе провинциального общества, снять маску он не смог. В сценах, предшествующих ссоре и вызову, писатель намеренно сгущает недостатки жителей провинции, собравшихся на именины Татьяны, хотя в иных частях произведения поэтизирует традиционный быт, нравы, человеческие качества представителей столичного и провинциального дворянства. Карикатуры, которые «чертит в душе своей» рассерженный Онегин, не так уж далеки от истины:
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом.
Не многие из эпизодических персонажей романа удостоились такой развернутой характеристики, как непосредственный организатор дуэли — Зарецкий. Писатель подчеркивает, что не только общественное мнение, «шепот, хохотня глупцов», на которое ориентируется Онегин, принимая решение, но и возможные оценки старого дуэлиста не стоят того, чтобы подвергать опасности жизнь друга. Порыв и заблуждение юной души Онегин хорошо понимает. Стать выше «ложного стыда» перед людьми, не достойными уважения, он не может.
Смерть Ленского потрясла Онегина, заставила переосмыслить всю жизнь, но не переродила его. В сущности, с точки зрения правил светской чести он был ни в чем не виноват: «"Ну, что ж? убит", — решил сосед». Автор же подчеркивает, что убийство стало закономерным итогом всей предшествовавшей жизни Онегина, который
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Из путешествия Онегин, прежде «добрый малый», похожий на «целый свет», уже возвращается несколько «странным» на взгляд светских посредственностей. Новое потрясение и еще один шанс окончательно стать иным дало Онегину, как сказано выше, переживание связанное с его любовью к замужней Татьяне. Искреннее и большое чувство пришло к герою, судя по всему, впервые в жизни и пробудило лучшее в нем. Он один из немногих способен отличать истинно прекрасное от ложно многозначительного. Настоящая любовь связана с новыми, не предусмотренными «наукой страсти нежной», незнакомыми чувствами. Онегину странно и неприятно не скучать, а страдать. Но скука — эмоция бесплодная, а страдание — чувство, способное укрепить ослабшего, очистить и возродить падшего.
Пройдя через страдания, ставшие частью ее духовного опыта, обрела человеческую зрелость, сохранив лучшие свои задатки, Татьяна.
Пушкин подчеркивает близость системы нравственных ценностей, эстетических взглядов, поведения, облика, самого имени героини русскому народному, национальному началу. Автор всеми силами стремится усилить русское в ней. Впечатления детства, родной природы, национальной жизни создают неизменную и прочную основу личности, так дивно развившейся в зрелости. Она открыта всему в мире. Очаровывается вымыслами западной литературы, не теряется и в «свете» с его противоречивым влиянием на человека.
После замужества разительно меняется поведение, внешний облик героини. Многим даже казалось, что такое быстрое преображение невозможно — за два года она из провинциальной девушки превратилась в законодательницу светских мод. Пушкин же подчеркивает, что простота и естественность чистой, искренней деревенской девочки и моральная безупречность и спокойное самоуважение аристократки не так далеко отстоят друг от друга, как иногда думают. В этом смысле Татьяна осталась прежней: «Все тихо, просто было в ней». И по-прежнему далек от понимания ее Онегин, которому кажется, что теперь-то он разглядел истинную Татьяну.
В финальной главе повторяется та же ситуация, что и при первом знакомстве героев. Но теперь Онегин пишет Татьяне любовные письма. Чувства его кажутся искренними, хотя нельзя не заметить в них значительной доли самолюбивого желания покорить «светскую львицу». Ноошибается герой итеперь. Ведьон, признавшись в любви замужней женщине, толкает ее на совершение греха — измену мужу, между прочим, «родне и другу» своему.
Татьяна, выросшая в патриархальной среде, свято чтит христианские ценности. Она никогда не нарушит данного ею обязательства:
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить...
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Героиня отвечает так не потому, что не любит Евгения или не верит в возможность счастья с ним. Она действует, руководствуясь чувством долга, которое осмыслено поэтом как глубокая основа национальной народной нравственности.
Разговор является апофеозом благородства Татьяны, со всей отчетливостью показывает нравственную чистоту, народную основу миро-отношения героини, умеющей сделать правильный, хотя и нелегкий выбор. Сцена объяснения показывает и последнее искушение Онегина. Страсти, суета, эгоцентризм все еще властны над ним. Но все в последней сцене построено автором так, чтобы показать, что герой на пороге, на пути к нравственному очищению, преображению.
Татьяна — герой, наиболее любимый автором, воплощающий его человеческий идеал. Она сохраняет верность себе, даже вынужденно находясь в условиях, далеких от тех, в которых хотела бы себя видеть.
Онегин же все-таки заглавный герой романа потому, что с ним связаны важнейшие социальные и нравственные вопросы, он не столь целен, находится в поиске себя. Он именно романный герой и потому стоит в центре сюжета.
Мы остановились лишь на некоторых важных и интересных аспектах неисчерпаемого произведения Пушкина, наиболее сложного и художественно совершенного создания писателя.

Поэма «Евгений Онегин» - это настоящая энциклопедия жизни русского человека 19 столетия. Роман в стихах создавался на протяжении 1823-1831 годов. В нем явно прослеживаются стилистические черты реализма. Весьма лаконично и точно изображены разные слои населения России того временного отрезка. Начальные главы были написаны юным поэтом, а в заключительных чувствуется, что автор - человек с огромным жизненным опытом. В этом романе прослеживается взросление А. С. Пушкина как творца.

История создания

Над своим детищем великий поэт трудился более семи лет. Роман «Евгений Онегин» автор считал великолепным творением. Наряду с «Борисом Годуновым» он называл его подвигом. В увлекательном произведении раскрывается драматическая судьба дворянской интеллигенции. Все это происходит на фоне картин русской жизни.

Работа над сочинением началась в мае 1823 года в Кишиневе. В это время поэт был в ссылке. Пушкин решил писать реалистический роман в стихах, отказавшись от романтизма как ведущего творческого принципа.

Но все же первым страницам еще присущи романтические черты. Первоначальная идея предполагала наличие девяти глав. Однако в связи с политическими моментами пришлось изъять одну главу - «Путешествие Онегина». Отдельные ее фрагменты присутствуют в приложении. Исследователи творчества Александра Сергеевича указывают, что в этой главе описывается, как Евгений Онегин становится наблюдателем неподалеку от Одесской пристани. После чего шли достаточно резкие суждения и замечания. Боясь вероятных преследований со стороны властей, Пушкин уничтожил данный фрагмент.

Время действия романа

Поэма «Евгений Онегин» охватывает многочисленные события (с 1819 по 1825 гг.). Во-первых, это было время правления Александра Первого. Во-вторых, то были годы развития русского общества. В-третьих, период от до восстания декабристов.

Время действия и создания романа практически совпадают. Ведь в целом в нем отразились важные события первой четверти 19 века.

Подобно поэме лорда Байрона под названием «Дон Жуан» создал свой роман А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», стихи которого словно собираются в пестрые главы, по праву считается лучшим литературным творением 19 столетия.

Роман не зря называют энциклопедией своего времени. Из текста можно узнать о вкусах и об их предпочтениях в одежде, о моде, а также о ценностях. В «Евгении Онегине» описана буквально вся русская жизнь.

Издания

Поэма публиковалась постепенно, отдельными выпусками, каждый из которых включал одну главу. Наиболее яркие отрывки издавались в альманахах и журналах. Каждую главу ждали с огромным нетерпением, это воспринималось как большое событие в русской литературе. Самая первая глава вышла в свет в 1825 году. Полное издание в одном томе читатели могли приобрести с 1833 г. Незадолго до гибели Пушкина (в январе 1837 г.) типография И. Глазунова выпустила роман в мини-формате.

Планировалось продать 5000 экземпляров в течение года (по пять рублей за одну книгу). Однако после гибели поэта весь тираж был раскуплен за неделю.

В 1988 году вышел тираж в 15000 экземпляров (издательство «Книга»).

Сюжет

Поэма открывается сетованиями молодого дворянина по поводу болезни родного дяди. Уже здесь проявляется характер Евгения Онегина. Ему приходится приехать в Петербург, чтобы проститься с больным. В первой главе рассказывается о происхождении, семье и жизни главного героя до получения печального известия.

Светские развлечения и любовные интриги наполняли жизнь молодого человека в Петербурге. Но все это ему надоедает. Когда Евгений приезжает к дяде в деревню, то узнает, что родственник уже умер. Молодой человек становится его единственным наследником.

В глубокую депрессию впадает Евгений Онегин (анализ его образа находится в отдельном разделе). Он начинает дружить с соседом Ленским, являющимся полной противоположностью Онегина. Владимир - пылкий и страстный поэт-романтик, который влюблен в Ольгу Ларину. Евгений весьма удивлен выбору друга, намекая, что выбрал бы Татьяну. Последняя влюбляется в Онегина и пишет ему откровенное письмо с признаниями в любви. Однако холодный дворянин отвергает ее.

Онегин оказывается на обеде у Лариных. От скуки он начинает ухаживать за Ольгой, заставляя друга ревновать. Ленский вызывает его на поединок. Дуэль заканчивается смертью Владимира, а Евгений уезжает из деревни.

Очередная встреча с полюбившей его Татьяной случается спустя три года. Теперь она важная светская дама, жена генерала. Онегин влюбляется в нее, но попытки добиться расположения девушки заканчиваются провалом. Теперь она отказывает ему, хоть и не скрывает, что любит до сих пор. Но верность и семья для нее превыше чувств.

На этом повествование прерывается. Характеристика романа «Евгений Онегин» продолжается описанием основных персонажей.

Действующие лица

  • Онегин.
  • Татьяна Ларина.
  • Владимир Ленский.
  • Ольга Ларина.
  • Няня Татьяны.
  • Зарецкий (секундант).
  • Муж Татьяны Лариной, имя которого не указывается.
  • Автор (сам Пушкин).

Упоминаются Дмитрий и Прасковья Ларины (отец и мать), дядя Евгения, московская кузина Лариных и др.

«Евгений Онегин». Анализ письма Татьяны

Юная провинциальная девушка в письме к Онегину признается во вспыхнувших в ней чувствах. В 19 веке не принято было барышням первыми объясняться в любви. Однако Татьяна осознанно переступает через нравственные запреты. От этого страдает ее гордость, она терзает себя сомнениями, ее одолевают противоречивые чувства. Несмотря на все это, девушка действует решительно. В письме проявляется ее тонкая и романтичная натура. Совсем не удивительно, что Татьяна испытывает столь пылкие чувства. Девушка с детства любила французские романы. Она всегда мечтала найти своего героя, чтобы можно было выплеснуть эмоции. Выбор на Онегина пал не случайно. Он показался ей особенным, совсем не похожим на других жителей деревни. Он был для нее таинственным и загадочным. Именно о таком герое грезила Татьяна. Она считала, что Евгений непременно ее поймет и полюбит. Она очень переживает за написанные строки и стыдится их. Внезапно вошедшая няня замечает румянец на лице девушки, но считает это признаком здоровья. Татьяна отдает письмо и в страхе ожидает результата.

Характеристика главного героя

Образ Евгения Онегина весьма сложный и противоречивый. Это молодой помещик, который в детстве не получил должного внимания и правильного воспитания. Вырос он без матери, лишенный необходимой ласки и тепла. Отцу же до сына не было никакого дела. Он поручил его гувернерам. Поэтому Онегин стал эгоистичной личностью. Его волновали только собственные желания, а страдания других людей были абсолютно неинтересны. Образ Евгения Онегина поражает своим хладнокровием. Он может задеть за живое практически любого человека. Евгений способен сильно обидеть, не заметив при этом, что совершил плохой поступок. К сожалению, все хорошее и красивое, что было спрятано глубоко в его душе, так и осталось неразвитым. Вся жизнь Евгения - это сплошная лень и скука. Насыщенный однообразными удовольствиями, он не видит в жизни ничего радостного.

Невыдуманный герой

Образ Евгения Онегина не придуман. Это типичный молодой человек того времени. Такие юноши отличаются от представителей правящего класса. Они благороднее, добросовестнее и умнее. Такие собой, общественным устройством и личным окружением. У Онегина высокие взгляды и требования к жизни. Познакомившись с Ленским, который окончил лучший университет в Германии, он может спорить с ним на любую тему. Дружбу с Владимиром он очень ценит. В отношении к Татьяне и к Ленскому раскрывается такая его черта, как доброжелательность.

К концу романа образ Евгения Онегина трансформируется. Мы уже видим искреннее влюбленного человека. Он другой. Но его любовь запоздала. Татьяна хоть и испытывает чувства, предать своего мужа не готова. Теперь Евгений понимает, как был глуп раньше. Он жалеет, что упустил такую девушку и возможное счастье. Но осознание приходит слишком поздно, уже ничего не изменить.

Поэма Александра Сергеевича Пушкина - это одно из лучших творений 19 века. Поэт трудился над своим детищем на протяжении семи лет. Произведение можно назвать социально-психологическим романом в стихотворной форме. Написано оно простым и легким языком. Автор много внимания уделяет изображению характеров и душевных переживаний своих персонажей: Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги, матери девочек, няни и других.

История создания

История создания романа Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827- м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина", которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Жанр. Тема. Проблема. Идея.

«Евгений Онегин» Пушкин анализ Роман А. Пушкина «Евгений Онегин» - первый реалистический роман не только в российской, но и в мировой литературе.

Жанр - социально-психологический роман в стихах.

Тема - изображение русской жизни первой четверти XIX века

Главные герои: Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина, Ольга Ларина.

Композиция: строится «зеркально»: письмо Татьяны - ответ Онегина - письмо Онегина - ответ Татьяны.

Основной конфликт романа: конфликт двух жизненных философий, конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.

Проблематика:

Человек на фоне эпохи, времени, смысл его существования на земле.

Проблема образования и воспитания;

Литературного творчества;

Верности в супружеской жизни;

Человеческих взаимоотношений;

Истинные и мнимые жизненные ценности;

Внутренняя свобода мыслящей личности и диктат светского общества;

Идеал женской красоты;

Семейных отношений.

«Евгений Онегин» - произведение о любви. Любовь у Пушкина высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим, но только не в этом романе. ХОТЬ Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, она даже не получила ответной любви. Проследить тему любви можно по двум встречам Татьяны и Евгения.

Лирические отступления - это композиционно-стилистический прием, заключающийся в отклонении автора от сюжетного повествования и введении прямой авторской речи. Они создают образ автора как живого собеседника, рассказчика и размыкают мир повествования вовне, вводя дополнительные, не относящиеся к сюжету темы, В «Евгении Онегине» лирические отступления составляют значительную часть - почти треть его объема. Лирические отступления выполняют в романе многочисленные функции: обозначают границы романного времени и замещают сюжетное повествование, создают полноту изображения, характерную для «энциклопедии» и дают авторский комментарий к событиям. Именно лирические отступления вводят авторское «я», позволяют вести своеобразный диалог с читателями. Создавая дистанцию между автором и героем, они позволяют Пушкину встать в позицию объективного исследователя по отношению к изображаемым событиям и героям, что необходимо в реалистическом произведении.

Сюжет и композиция.


Герои:

Евгений Онегин:

Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин , это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, поручив его «убогим» гувернерам. Вследствие этого Онегин вырос эгоистом, человеком, который заботится только о себе, о своих желаниях и который не умеет обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Он способен обидеть, обидеть человека даже не замечая этого. Все красивое, что было в душе юноши, так и осталось неразвитым. Жизнь Онегина - скука и леность, однообразные удовлетворения при условии отсутствия реального, живого дела.

Образ Онегина не выдуман. В нем поэт обобщил черты, типичные образы для молодых людей того времени. Это люди, обеспеченные за счет работы и крепостных крестьян, которые получили беспорядочное воспитание. Но в отличие от большинства представителей правящего класса, эти юноши умнее, чувствительнее, добросовестнее, благороднее. Они недовольны собой, своим окружением, общественным устройством.

Онегин по взглядам и по требованиям к жизни стоит выше не только своих сельских соседей-помещиков, а и представителей петербургского высшего света. Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в наилучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на любую тему, как с равным. Дружба с Ленским открывает в душе Онегина скрытые за маской холодного эгоизма и равнодушия возможности верных, дружественных отношений между людьми.

Увидев впервые Татьяну, еще даже не пообщавшись с ней, не услышав ее голоса, он сразу ощутил поэтичность души этой девушки. В отношении к Татьяне, как и к Ленскому, раскрылась такая его черта как доброжелательность. Под влиянием событий, изображенных в романе, в душе Евгения происходит эволюция, и в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы видели его раньше. Он влюбился в Татьяну. Но его любовь не приносит счастья, ни ему, ни ей.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил легкомысленного юношу, который даже в любви не может дать себе совета. Убегая от мира, Онегин не смог убежать от себя. Когда он понял это, было уже поздно. Татьяна теперь не верит ему. И это открывает Онегину глаза на самого себя, но ничего не изменить.

«Молодой повеса» - этими словами коротко можно охарактеризовать Евгения в это время. Он нигде не служит, ведет светскую жизнь, бывает на балах и обедах, уделяет много внимания своей внешности. Он умеет казаться умным и тонким, на самом же деле знания его поверхностны, и он пользуется ими только чтобы произвести впечатление.

Он любит женщин, но его увлечения поверхностны. Пользуясь своим обаянием, он покоряет женщин, а затем быстро остывает.

Евгений Онегин в деревне

В конце концов Евгений охладевает к такому образу жизни. Пресытившись и балами, и женским вниманием, он собирается путешествовать, но тут умирает его дядя, и Евгений остается наследником поместья.

Здесь мы узнаем Онегина с другой стороны. Не побоявшись вызвать неудовольствие здешних помещиков, он заменяет для крепостных барщину легким оброком. Сбежав от столичных развлечений, он и в деревне не посещает соседей, зато близко сходится с наивным, но искренним Ленским .

Убийство друга и отвергнутая любовь

Эта дружба заканчивается трагически. Пылкий юноша отправляет Евгению вызов. Онегин сознает, что лучше извиниться перед другом, но самовлюбленность заставляет его надеть привычную маску равнодушия и принять вызов. Ленский гибнет от руки Онегина.

Получив письмо Татьяны, Евгений был тронут. Он симпатизирует Татьяне, но еще не любит ее. Не испытав ни разу настоящей любви к женщине, пользуясь ею, как разменной монетой, он вообще не способен всерьез воспринимать это чувство. Поэтому Евгений, как обычно, входит в роль опытного, холодного сердцем человека, при этом проявляющего благородство. Евгений не воспользовался чувствами Татьяны, но не ушел от искушения прочитать нотацию влюбленной девушке.

Прозрение Онегина

Прошло несколько лет и ему довелось жестоко пожалеть о своей холодности. В зрелом возрасте его уже не интересуют эффектные позы, он меньше сосредоточен на себе. Встретив Татьяну, замужнюю даму, в совершенстве изучившую искусство «властвовать собой», Евгений беззаветно влюбляется в нее. Время не лечит его, проходят месяцы, а он по-прежнему думает только о ней, доводя себя почти до безумия.

Происходит объяснение; он узнает, что Татьяна по-прежнему любит его, но не собирается нарушать верность мужу.

Пушкинский герой способен на настоящие чувства, но ранняя приверженность свету портит его, заставляя жертвовать любовью и дружбой в пользу позерства. Когда же Онегин, наконец, начинает «быть», а не «казаться», многих ошибок уже не исправить.


Похожая информация.


Пушкин определил жанр своего произведения как роман в стихах. Вся поэма изложена строфами в 14 строк (стихов). Но рифмы строфах неоднотипные. Здесь использованы перекрестные, кольцевые и парные рифмы. Первая глава, в которой Пушкин представляет своим читателям главного героя, начинается описанием его размышлений последнем родственнике, дающих представление о скептичном характере Евгения Онегина. Или как характеризует его сам Пушкин – «резкий, охлажденный ум.

Некоторые критики полагают, что Евгения Онегина Пушкин писал с себя, но, позволим себе не согласиться с этим утверждением, поверим, пожалуй, автору в том, что прототипом Онегина послужил некто из его петербуржских знакомых. Это показывает и анализ 1 главы романа Пушкина «Евгений Онегин. Поэт красочно и с талантом художника описывает представителя петербуржского светского общества. И если проанализируем образ Онегина и сравним с характером самого Пушкина, то легко поймем, что в них нет ничего общего. На Пушкина в значительной степени похож другой герой этой поэмы.

Первую главу поэмы можно условно разделить на 4 части. Первой частью Пушкин начинает и заканчивает главу. В ней он показывает настоящее, в котором находится в данный момент главный герой. Евгений Онегин едет в деревню своего дяди, который вызвал его к себе, и возможно, хотел сделать некоторые наставления своему будущему наследнику. Пока наш герой трясется в карете, Пушкин показывает читателю семью Онегина, условия, в которых он рос и воспитывался. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Одной строкой, довольно емкой, поэт характеризует домашнее воспитание дворянской молодежи. В последующих строфах Пушкин характеризует своего героя, с юных лет усвоившего «науку страсти нежной», как опытного соблазнителя.

Во второй части главы поэт показывает быт и времяпрепровождение Онегина в Петербурге.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.

Скучать Онегину не приходилось. В поэме описан только один вечер Онегина. Сначала встреча с друзьями, ростбиф и шампанское, затем он едет в театр. Описание вечера наполнено глаголами, показывающими стремительный темп жизни Онегина: помчался, поскакал, взлетел стремглав, полетел.

Жизнь Онегина полна развлечений. Но развлечений весьма однообразных. Отсутствие цели и смысла в жизни порождают скуку, состояние хандры в его опустошенной душе.

Показывая театр, поэт позволяет себе лирическое отступление, связанное с собственными воспоминаниями о спектаклях его молодости.

Балет не заинтересовал Онегина, и он, не дожидаясь окончания, уехал домой, чтобы переодеться. Здесь начинается следующая часть главы, в которой Пушкин описывает комнату Онегина, его принадлежности, рассказывает о том, что Евгений Онегин щепетильно относится к своему внешнему облику и нарядам, одевается по последней французской моде.

Теперь Онегин отправился на бал по приглашению из записочки. И снова Пушкин делает лирическое отступление, рассказывает о своем отношении к подобным балам, которые он любил когда-то, окунается в воспоминания о счастливых петербургских днях.

Под утро, когда город медленно пробуждается, Онегин едет домой спать. Днем молодой дворянин пытается себя чем-нибудь занять. Взялся за перо, но в голову ничего не шло. Да и что мог сотворить человек, не имеющий ни литературного таланта, ни стройных знаний или серьезных увлечений. Он пытается читать, но и это занятие не затрагивает его душевных струн.

Наконец, Онегин приехал в деревню, и Пушкин возвращает читателя в первую часть главы и показывает Евгения Онегина в деревне дяди, который так и не дождался единственного племянника, умер. В поместье шли приготовления к похоронам. Только первые два дня Онегину было все внове, но потом он снова заскучал. Дни потекли своей чередой.

Глава заканчивается лирическим отступлением, в котором автор говорит о собственной любви к русской природе, проводит четкое разграничение между собой и нашим героем. Лирические отступления нужны Пушкину, чтобы на какое-то время оставить Онегина наедине с самим собой. Это – своеобразные паузы во времени.