Белорусская культура и ее особенности. Белорусская культура. Традиции, обычаи, обряды и праздники Духовная культура белоруссии

История белорусской культуры

Наша культура прошла достаточно сложный путь формирования в ходе исторических событий.

С X по XIII век культура Беларуси характеризовалась высоким уровнем развития и тесной связью с христианством. Одновременно с ее развитием на территории нашей республики распространялась грамотность. Этим периодом датируются и рукописные книги, к примеру, Туровское евангелие.

В XIV-XVI веках происходило дальнейшее развитие и, соответственно, .



Развитие грамотности и книгопечатания в Беларуси

Философ, писатель и общественный деятель Франциск Скорина стал основоположником не только белорусского, но и восточнославянского книгопечатания.Ему посвящено несколько , расположенных в разных .

В это время наблюдался резкий расцвет белорусской культуры. Открывались художественные и архитектурные школы, создавались литературные и музыкальные творения.

очень разносторонняя. В Беларуси проходит многочисленное количество театральных, музыкальных, кино-фестивалей, которые посещают как жители республики, так и гости. Белорусский народ гордится богатыми корнями своей культуры, фольклором, народными промыслами, обрядностью. Приобщиться к историческому наследию можно, посетив белорусские музеи-скансены и .

Культурная эволюция нашей нации связана с независимостью страны, развитием белорусского языка, национальными традициями.


Театральное искусство в Беларуси

В стране работает 28 государственных театров. Большинство относится к ведомству Министерства культуры. Среди них 18 драматических, 7 кукольных и 2 музыкальных.


Развитие белорусской музыки

Искусство музыки в нашей стране – это особая область художественного движения. Она получила огромное развитие в XX веке благодаря творческим успехам музыкантов различной величины и направлений, объединенных идей создания национального музыкального искусства.

На сегодняшний день в Беларуси существует огромное множество различных групп, певцов, работающих в разнообразных музыкальных направлениях, таких, как рок, рэп, поп, народная музыка и другие. Среди самых известных белорусских музыкантов – группы «Сябры», «J:Морс», «Без билета», оркестр под руководством Михаила Финберга, музыканты Дмитрий Колдун, Петр Елфимов, Алена Ланская, Ирина Дорофеева и другие. У нас вы можете услышать произведения замечательных белорусских авторов мировой классики, таких, как Эдуард Ханок, Евгений Олейник, Владимир Мулявин, Игорь Лученок. Пресловутый вокалист, композитор и аранжировщик нашей страны Владимир Мулявин создал ансамбль «Песняры», ставший легендой всего мира. Его имя увековечено на московской Аллее звезд и в , городе проведения «Славянского базара».


Ежегодно в Беларуси проходят многочисленные фестивали: «Музы Нясвижа», «Минская весна», «Золотой шлягер», «Белорусская музыкальная осень» и другие. Символом музыкального движения нашей республики стал Международный фестиваль искусства «Славянский базар в Витебске», где участвуют артисты из многих стран.


Белорусская литература

Немаловажное место в культуре нашей республики занимает литература. Выдающиеся белорусские авторы - это Янка Купала, Якуб Колос, Максим Богданович, Василь Быков, Симеон Полоцкий.

Каждый год проходит День белорусской письменности, целью которого является не только демонстрация печатных изданий и исторического пути письменности, но и развитие современной культуры и белорусской литературы.


Развитие кино в Беларуси

С начала прошлого века у нас начало интенсивно развиваться искусство кино. В 1924 году была создана белорусская организация по кинематографии - Белгоскино. В 1928 году прошло открытие киностудии «Советская Беларусь», выпускавшей научно-популярные, художественные и хроникальные фильмы. К концу 40-х годов киностудия переехала в столицу, а с 1946-го года была переименована в «Беларусьфильм».

Выходцы из Беларуси оставили свой след и в развитии мирового кинематографа. Луис Барт Майер, родом из Минска, прославился в области мировой кинематографии. Он известен не только как основатель киностудии Голливуда «Metro goldwyn mayer», но и один из учредителей американской Академии кинематографа. Ему принадлежит идея ежегодно вручать знаменитую премию «Оскар».


Белорусская живопись

Наша страна богата талантливыми и знаменитыми деятелями культуры. В живописи это Марк Шагал, всем известный как мастер авангарда. , в котором некогда он жил, а также , которые можно посетить, находятся в Витебске, откуда он родом. Широко известно имя Ивана Хруцкого, выдающегося художника, который разработал собственный стиль в живописи, сочетая элементы натюрморта и портрета. Еще одним из известных художников нашей страны стал Михаил Савицкий, чьи работы получили мировое признание. Он является автором огромного множества полотен.

Белорусскую культуру по праву можно считать одной из богатейших в мире, и, посетив нашу страну, вы можете сами в этом убедиться во время экскурсий в многочисленные музеи, художественные галереи, во время посещения театров и концертов.


Национальная культура белорусов уходит своими корнями в глубокую древность. В ней заключены колоссальные духовные богатства, отражающие нравственное, эстетическое, интеллектуальное бытие белорусского народа.

За многовековую историю белорусским народом сформировано богатое и самобытное культурное наследие. Беларусь владеет значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, искусства, музейными коллекциями. Сохранившиеся до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Наиболее значимые материальные ценности включены в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Архитектура

Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них – Полоцк (862 год) и Витебск (974 год). В X-XII веках сформировались основы градостроительства, развивалась монументальная архитектура (Полоцкий Софийский собор, Полоцкая Спасо-Евфросиньевская церковь, Витебская Благовещенская, Гродненская Борисоглебская (Каложская) церкви).

В XIII веке на территории Беларуси наибольшее распространение получило оборонное зодчество. В разное время на белорусских землях существовало не менее 150 замков. Восстановленные и отреставрированные Каменецкая вежа, дворцовый комплекс в городском поселке Ружаны Пружанского района, Старый замок в Гродно, замок в Лиде, замковый комплекс в городском поселке Мир Кореличского района, замок в городском поселке Любча Новогрудского района, дворцово-парковый ансамбль в Несвиже многое могут рассказать о белорусской истории.

Для архитектуры Беларуси характерна тесная взаимосвязь с западноевропейским и восточноевропейским искусством. Основные направления - романский стиль, готика, ренессанс, барокко (Несвижский костел Божьего Тела, Глубокский костел и монастырь кармелитов), классицизм (Гродненский Королевский дворец, Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей).

Сегодня памятники древней архитектуры сохраняются и экспонируются в археологическом музее «Берестье» (Брест), народного зодчества – в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта (под Минском).

В годы Великой Отечественной войны значительная часть архитектурных сооружений была разрушена, только в Минске уничтожено около 80 процентов зданий. С 1944 года были проведены большие работы по восстановлению городов и сел. Выросли новые города - Новополоцк, Светлогорск, Солигорск.

В послевоенный период созданы мемориальные комплексы Брестская крепость-герой, Курган Славы Советской Армии - освободительницы Беларуси близ Минска, «Хатынь» и другие.

Одним из ярких примеров современной белорусской архитектуры является здание Национальной библиотеки Беларуси - «алмаз», аналогов которому в мире нет.

Изобразительное искусство


В художественных музеях Беларуси можно увидеть произведения искусства различных эпох. Самая большая коллекция живописи и скульптуры находится в Национальном художественном музее Беларуси.

На протяжении веков в Беларуси развивались монументальная живопись (фрески Софийского собора, Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей в Полоцке, Борисоглебской (Каложской) церкви в Гродно), книжная миниатюра. Шедевром древнебелорусского эмальерного искусства стал крест, сделанный в 1161 году ювелиром Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. В XV веке зародилась светская живопись, около XVI - белорусская иконописная школа. С распространением книгопечатания стала развиваться книжная ксилография.

Из ткаческих мануфактур XVII-XVIII веков большую известность приобрели Кореличская, где изготавливали отличавшиеся высоким художественным уровнем шпалеры, и Слуцкая, прославившаяся своими ткаными из шелковых, золотых и серебряных нитей поясами.

В конце XVIII-XIX веках белорусская живопись развивалась в русле романтизма и классицизма, позднее - реализма. К этому периоду относятся работы Я.Дамеля, Я.Суходольского, А.Ромера, И.Хруцкого, К.Бахматовича, В.Ваньковича, С.Зарянко, И.Олешкевича, Н.Орды, А.Бартельса и других.

Культурное поле ХХ века включает в себя такие имена, как М.Шагал, К.Малевич, Ю.Пэн. Художники М.Филиппович, Р.Семашкевич, В.Бялыницкий-Бируля, В.Цвирко, Г.Ващенко, В.Громыко, М.Данциг, П.Маслеников, М.Савицкий, скульптуры А.Бразер, А.Грубе, М.Керзин, 3.Азгур, П.Белоусов, А.Бембель, А.Глебов, С.Селиханов и многие другие внесли большой вклад в развитие белорусского искусства.

В декоративно-прикладном искусстве ведущие позиции занял гобелен. «Гобелен века» работы А.Кищенко официально признан самым большим гобеленом в мире и занесен в книгу рекордов Гиннесса.

Современному изобразительному искусству Беларуси свойственно разнообразие. Утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика, расширяется жанрово-видовой спектр. В ХХI веке художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохранила цельность, продолжила освоение прогрессивных элементов мировой культуры.

Кино


17 декабря 1924 года было создано Белгоскино. С этого дня ведет отсчет своей истории национальный кинематограф. Первым белорусским художественным фильмом была историко-революционная картина «Лесная быль». Поставил ее по повести Михася Чарота «Свинопас» в 1926 году режиссер Юрий Тарич. Его считают основателем белорусской кинематографии. Ученики Тарича – Владимир Корш-Саблин и Иван Пырьев – стали знаменитыми кинематографистами.

В 1930 году началось производство звуковых фильмов. В 1939 году студия получила собственную производственную базу в Минске.

В довоенное время с большим успехом прошли снятые на белорусской киностудии кинокомедии «Поручик Киже», «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья», «Моя любовь», экранизация рассказов А.Чехова «Медведь», «Человек в футляре».

В 1954 году на киностудии снят первый цветной художественный фильм - «Дети партизана», в 1970 - первый широкоформатный «Крушение империи». Своего расцвета национальный кинематограф достиг в 1950-70-е годы. Именно в это время были созданы фильмы, вошедшие в золотой фонд белорусского кино: «Константин Заслонов», «Красные листья», «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца», «Москва – Генуя», «Я родом из детства», «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Город мастеров» и другие. Тогда были сняты фильмы для детей и юношества, ставшие классикой: «Бронзовая птица», «Последнее лето детства», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Удивительные приключения Дениса Кораблева».

Широкое признание у зрительской аудитории получили белорусские телесериалы «Руины стреляют…», «Долгие версты войны», «Государственная граница», «Отцы и дети».

Плодотворно развивалось и документальное кино, которое создавалось в творческом объединении «Летопись».

Современные мастера с успехом продолжают творческую эстафету предыдущих поколений. Только за последние годы призами и наградами различных фестивалей отмечены созданные в Беларуси фильмы «Анастасия Слуцкая», «Поводырь», «Дунечка», «В августе 44-го», «Брестская крепость», «В тумане». В русле общемировой практики на «Беларусьфильме» все чаще осуществляются творческие проекты по совместному созданию фильмов с кинематографистами России, Германии, Израиля.

Литература


Основных своих успехов белорусская литература достигла в XX веке, но без подвижнической деятельности писателей предшествующих столетий эти свершения были бы более скромными.

Истоки белорусской литературы лежат в устно-поэтическом творчестве и фольклоре. Литература зародилась с приходом письменности в Х веке. Крупнейшим центром распространения письменности был Полоцк, где в XII-XIII веках появилось местное летописание. В Турове жил и творил мастер ораторской прозы Кирилл Туровский. В XIV–XV веках белорусский язык получил статус государственного в Великом княжестве Литовском, на нем были написаны Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. XVI век ознаменован деятельностью белорусского гуманиста-просветителя, основателя восточнославянского книгопечатания, писателя и переводчика Франциска Скорины. Первую ренессансную поэму на латинском языке о родной земле «Песня о зубре» написал М.Гусовский. Публицист и переводчик С.Будный издал в Несвиже «Катехизис» - первую книгу на старобелорусском языке на территории современной Беларуси. Защитник родного слова В.Тяпинский первый перевел на белорусский язык Евангелие. Свой вклад в развитие белорусской книжной поэзии в XVII веке внес Симеон Полоцкий.

Становление новой белорусской литературы пришлось на вторую половину XVIII-XIX века. В XIX веке белорусскую землю прославляли поэт А.Мицкевич, драматург В.Дунин-Марцинкевич. Эпоха реализма связана с расцветом творчества Ф.Богушевича, А.Гуриновича и Я.Лучины.

Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные газеты на белорусском языке "Наша доля" и "Наша ніва", вокруг которых объединились самые известные авторы того времени: Я.Купала, Я.Колас, Э.Пашкевич, М.Богданович, З.Бядуля, М.Горецкий, Ядвигин Ш. и другие.

Белорусская литература ХХ века представлена выдающимися именами народных поэтов Я.Купалы, Я.Коласа, Р.Бородулина, П.Бровки, Н.Гилевича, А.Кулешова, П.Панченко, М.Танка, народных писателей В.Быкова, Я.Брыля, К.Крапивы, М.Лынькова, А.Макаенка, И.Мележа, И.Науменко,И.Чигринова, И.Шамякина. Их произведения, а также многих других поэтов, писателей, драматургов за относительно короткий период поставили белорусскую литературу в один ряд с передовыми литературами мира.

В 2015 году была учреждена Национальная литературная премия . Учредители литературного конкурса - министерства информации, культуры и образования Республики Беларусь, Союз писателей Беларуси.

Оргкомитет конкурса состоит из представителей трех министерств: информации, образования, культуры, - а также Союза писателей Беларуси, Издательского дома «Звязда» и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Произведения отбираются экспертной комиссией и жюри конкурса. Торжественная церемония награждения лауреатов проводится во время празднования Дня белорусской письменности.

Музыка

Музыкальное искусство Беларуси берет свое начало в народной музыке восточных славян. Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла инструментальная музыка. Среди любимых народных инструментов - дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка, цимбалы.

В Беларуси большое развитие получила церковная богослужебная музыка. Музыкальными памятниками XV-XVII веков являются сборники вокально-инструментальных произведений "Полоцкая тетрадь" и "Куранты".

В XVIII веке центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов - Я.Голланд, Э.Ванжура, М.Радзивилл.

В современной Беларуси большой популярностью пользуется творчество ведущих музыкальных коллективов страны: Президентского оркестра Республики Беларусь, Государственного академического симфонического оркестра, Государственной академической хоровой капеллы им. Г.Ширмы.

Артисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Белорусского государственного академического музыкального театра, Белорусской государственной филармонии покоряют зрителей самобытным талантом и высочайшим исполнительским мастерством.

Белорусское музыкальное искусство прославили выдающиеся композиторы С.Монюшко, Г.Вагнер, В.Мулявин, И.Лученок, Э.Ханок, Д.Смольский, О.Елисеенков и другие.

Значительную работу по развитию музыкальной культуры проводит Национальный академический оркестр симфонической и эстрадной музыки под руководством Михаила Финберга. Организация фестивалей камерной музыки в малых городах Беларуси является одним из важнейших направлений деятельности оркестра.

Визитной карточкой Беларуси можно по праву считать вокальную группу «Чистый голос», вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Сябры».

Ежегодно в Беларуси проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей, среди них "Белорусская музыкальная осень", "Минская весна", "Славянский базар в Витебске", "Музы Несвижа".

Белорусские исполнители регулярно участвуют в престижных международных конкурсах.

Современное белорусское музыкальное искусство стремится сохранять богатые национальные традиции.

Театр


Белорусское сценическое искусство зародилось из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов и актеров-скоморохов. В XVI веке возник кукольный театр - батлейка, который давал представления на ярмарках и площадях в городах и местечках. В XVI – XVIII веках начали распространяться школьные театры, в XVIII веке - придворные и городские театры. Некоторые из них со временем преобразовались в профессиональные труппы.

Основоположником национального театра называют белорусского драматурга XVIII века В.Дунина-Марцинкевича.

Возрождение белорусского сценического искусства происходило в начале XX века. Фундамент закладывали драматурги К.Каганец, Я.Купала, Я.Колас, К.Буйло, Ф.Олехнович, Л.Радевич и другие. Театральную работу вели И.Буйницкий, А.Бурбис, Ф.Жданович.

В 1920 году Ф.Жданович организовал Белорусский государственный театр (БГТ-1; ныне Национальный академический театр имени Я.Купалы). В 1926 году начал работу в Витебске БГТ-2 (ныне Национальный академический драматический театр имени Я.Коласа).

Для жителей и гостей республики работает 29 профессиональных театров, из которых 20 - драматических и музыкальных, 8 - детских и юного зрителя, 1 - оперы и балета. В их репертуаре произведения белорусских авторов, постановки русской, советской и зарубежной классики. Четыре театра в Беларуси имеют статус «национальный»: это драматические театры Я.Купалы, М.Горького (Минск), Я.Коласа (Витебск) и театр оперы и балета.

Среди мастеров сцены, плодотворно работавших и работающих в белорусских театрах, - Г.Макарова, С.Станюта, 3.Стомма, Г.Овсянников, Л.Давидович, 3.Белохвостик, А.Климова, Р.Янковский, Г.Гарбук, М.Захаревич, В.Тарасов, А.Милованов, В.Манаев, А.Помазан, режиссеры В.Раевский, Б.Луценко, Н.Пинигин, В.Мазынский, В.Маслюк, сценографы Б.Герлован, Д.Мохов, 3.Марголин и многие другие.

В Беларуси регулярно проводятся фестивали, конкурсы, смотры сценического искусства, среди них «Славянские театральные встречи» в Гомеле, «Белая вежа» в Бресте, «Панорама» в Минске, «М.@рт.контакт» в Могилеве. В 2011 году была впервые установлена Национальная театральная премия Беларуси.

Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

Вопрос о том, чем является белорусская культура - целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную - католическую и восточную - православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина - нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.

Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.

На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.

В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.

Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.

Как известно, с конца Xвека на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.

Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Ефросинии Полоцкой.

На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.

Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XIXIIIв., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже вXIIв. тут появляются такие мощные духовные личности, как Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.

Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.

XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.

Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияние идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).

К XIVстолетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.

Значительные памятники права XVIв. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.

Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.

Говорить об истории и развитии культуры Беларуси - то же самое, что пытаться рассказать длинную и увлекательную историю. На самом деле это государство появилось достаточно давно, первые упоминания о нем появляются еще в 862 году, когда существовал город Полоцк, считающийся древнейшим населенным пунктом. Культура Беларуси развивалась на протяжении многих веков и переплеталась с самыми разными событиями того времени. Возможно, именно поэтому она такая яркая и разнообразная.

Возникновение культуры

Если говорить о том, как появлялась культура республики Беларусь, и о том, что на нее особенно повлияло, то сложно будет не отметить такие направления, как Возрождение, Реформация и Просвещение. Период Ренессанса для Беларуси отметился таким ярким представителем этого времени, как Франциск Скорина. Он не только был известным печатником и гуманистом, но и старался максимально донести до общества ценности духовности, а также пытался как можно более подробно раскрыть такие понятия, как "общество" и "человек". Именно он создал первую в Беларуси типографию.

Культура Беларуси 18 века запомнилась периодом Просвещения, когда элита европейских стран готовилась к наступлению «царства разума». В этот период активно развивается белорусская литература, несмотря на то, что вовсю идут страшные разорительные войны. По мнению историков, наиболее продуктивный период для развития культуры Беларуси пришелся на 17 век, когда у населения максимально вырос уровень индивидуального самосознания.

За всю историю своего существования нынешние земли Беларуси успели побывать в составе самых разных княжеств и владений. На сегодняшний день эта страна является отдельным и при этом вполне самодостаточным государством. Но когда-то, как и многие другие страны, Беларусь считалась частью БССР и СССР. В этот период развитие культуры в Беларуси было особенно ярким и необычным. По мнению экспертов, ярче всего культура этого государства проявилась во время Февральской революции в 1917 году. Также специалисты отмечают, что этот отрезок времени можно смело назвать периодом белорусизации.

Еще во времена немецкой оккупации активные деятели в этой стране смогли не только восстановить «Белорусское издательство», но и начать выпуск газеты «Гомон». Одновременно с этим активисты добились открытия 200 белорусских школ, что еще раз подтверждает стремление народа к развитию и самосовершенствованию. Впрочем, историки полагают, что в этот период государственность стремилась скрепить народ при помощи Создавались самые разнообразные партии и выдвигались наиболее активные деятели. Особенно себя смогли проявить такие яркие представители советской современности, как М. Голодед и А. Червяков.

Современная культура

Во время советского периода культура Беларуси смогла добиться многого. Например, возвысились языковые ценности, самобытность, а также белорусский этнос. Но все это достаточно быстро пало под давлением сталинской политики. Взгляды большевиков практически полностью оставили тот процесс национализации, который только начал свое благополучное восстановление на этих территориях. Этот период времени запомнился Беларуси как времена, в которые был один правящий и неделимый народ. Поэтому говорить о развитии культуры в этой стране достаточно сложно.

Впрочем, к 1991 году ситуация полностью переменилась, смена власти и порядков взяли свое, и Беларусь вновь принялась восстанавливать свои традиции и национальность. Была принята государственная программа по развитию белорусского языка, а также возродился Белорусский фонд культуры. Процесс восстановления серьезно отразился на всех направлениях, но особенно заметен он в литературных произведениях того времени. Сегодня Беларусь отличается от других стран не только своей самобытностью, но и разнообразием стилей, форм и направлений в своей культуре.

Национальные костюмы

Неудивительно, что историки, изучая особенности культуры Беларуси, особенно отмечают уникальность Действительно, практически вся идейность этого народа собрана в простом, казалось бы, одеянии. Но на самом деле в красочных вышиванках и просторных нарядах кроется нечто большее, чем просто одежда. Беларуси, как уже отмечалось, переплетается и другими странами. Так, яркие вышивки на простых рубашках и клешеных юбках представительниц прекрасного пола, которые было принято носить в давние времена, часто встречаются и у других народов. При этом белорусы всегда с трепетом относились к тому, что изображено на ткани. Каждый орнамент оберегал или помогал в определенном смысле обладателю одежды. Поэтому женщины всегда старались максимально украсить не только свои наряды, но и создать некий оберег на одежде мужского пола. Нередко можно встретить национальный костюм Беларуси, где присутствуют яркие головные уборы.

Музыка

Вовсе не удивительно, что сегодня практически все Дни культуры Беларуси проходят ярко и массово. В городах звучит национальная музыка, а на улицах можно увидеть самые разнообразные белорусские костюмы. Если говорить о том, какую музыку любят представители этого народа, то однозначно можно выделить обрядные песни.

Еще со времен берет свое начало развитие музыки в этой стране. Основные инструменты, которые можно по праву назвать национальными, - это белорусская цимбала и дуда.

В древние времена народы этого государства исполняли чаще всего обрядные песни: колядки, свадебные мотивы, жатвенные песни или масленичные куплеты. Удивительные мелодии необычных белорусских инструментов могут влюбить в себя с первого звука, а заводные мотивы и простота исполнения заставляют навсегда полюбить музыку этой страны. Впрочем, тексты песен также отличаются своей двусмысленностью. Порой в самых простых куплетах кроется глубокий смысл, который передает определенную информацию, незаметную для посторонних. Ежегодно в этой стране открывается огромное количество песенных фестивалей, на которых можно не только посмотреть красочное шоу, но и заслушаться национальной музыкой!

Театр

Те, кто хоть раз побывал в белорусском театре, навсегда запомнят это событие, ведь указанное направление искусства в государстве особенно отличается от того, что можно увидеть в других странах. Культура Беларуси всегда выделялась своей яркостью и необычностью, но театр - и вовсе нечто особенное и неповторимое, что можно встретить исключительно у этого народа. Как известно, профессиональный театр в стране берет свое начало еще со времен древних народных обрядов. Возможно, именно поэтому он не похож ни на один другой театр в мире.

В древние времена на территории Беларуси часто встречались и бродячие музыканты, и придворные труппы, и, конечно же, любительские коллективы. Не секрет, что белорусы - творческий народ, который всегда стремится к саморазвитию. На сегодняшний день в стране функционирует около 28 государственных театров, которые работают с самыми разными направлениями. Кроме драматического и музыкального в Беларуси можно встретить и кукольный театр, который отличается своей яркостью и необычными постановками. Но самым известным в этой стране считается Большой театр оперы и балета Беларуси, вот где нужно побывать хотя бы один раз в жизни!

Литература и художественное искусство

Наука и культура Беларуси всегда отличалась от подобных направлений в других государствах. Литературу и вовсе можно назвать отдельным направлением, ведь всемирно известные авторы чрезвычайно красочно описывали события в своих произведениях. В целом на счету у Беларуси огромное количество знаменитых имен, которые и сегодня вызывают интерес у современного читателя. Например, фамилии Котляров, Рагуцкий, Аношкин и многие другие покорили сердца настоящих любителей ярких произведений. Также в Беларуси имеется огромное количество научных деятелей, которые внесли свою лепту в развитие мировой науки.

Художественными талантами этот народ также не обделен. На счету белорусского государства немало художников, которые смогли прославиться, благодаря своим работам, на весь мир. Чаще всего они изображали национальные пейзажи и красоты родного края, но нередко среди известных художников можно встретить и талантливейших портретистов.

Кухня и национальные блюда страны

История культуры Беларуси просто не могла обойтись и без Те, кто хоть раз пробовал вкуснейший свекольник, никогда не забудут его вкус. Многие считают, что основное блюдо белорусской кухни - драники, но это вовсе не так. Конечно, в давние времена кухня народа отличалась своей простой и доступностью, а для приготовления блюд использовали в основном картофель, который можно было легко выращивать. Но уже сегодня историки выяснили, что в первую очередь народ Беларуси предпочитал питаться первыми блюдами. С другой стороны, нет ничего удивительного в том, что на столах древних белорусов нередко появлялись и мясные лакомства. Например, верашчака, разнообразные колбасы и мясо, приготовленное по особым рецептам с добавлением трав и пряностей. Но больше всего славятся белорусские напитки и сладости. Например, сбитень, кулага, похлебка из пива и крамбамбули. Существует даже рецепт специального белорусского закисного хлеба, который отличатся не только высокими вкусовыми качествами, но и полезными свойствами.

Национальные особенности

Среди национальных особенностей народа Беларуси определенно можно выделить стремление к сохранению государственности и к развитию. Во все времена народ этой страны стремился сберечь самое главное - свою уникальность и самобытность.

Несмотря на то, что на территории этой страны часто проходили войны и революции, людям удалось сохранить не только величайшие памятники культуры Беларуси, но и в целом сберечь историю своего народа. Историки отмечают, что национальную идею просто так придумать нельзя, и для того, чтобы выразить ее, народам приходится столетиями не только развивать свою культуру, но и делать все возможное для того, чтобы сохранить свои корни. Беларусь - это яркий пример государства, которому удалось, несмотря на множество трудностей, сохранить самое главное.

Будущее белорусской культуры

Как известно, белорусы - это очень гостеприимный и добродушный народ. По характеру и они очень похожи на своих братьев славян. Не секрет, что сегодня практически все государства стремятся не только сохранить свою культуру, но и активно помогают ей восстановиться. Культура Беларуси хранилась веками, и сегодня для страны самое главное - продолжать так же активно оберегать и любить свою историю.

Впрочем, прогнозы для культуры Беларуси самые светлые, ведь и по сей день на территории государства творят новые художники, писатели и научные деятели, которые мгновенно завоевывают своими работами аудиторию. По-прежнему театры, музеи и галереи полны народа, а это значит, что сами люди стремятся к развитию и чтят историю своего края.

Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

Вопрос о том, чем является белорусская культура - целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную - католическую и восточную - православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина - нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.

Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.

На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.

В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.

Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.

Как известно, с конца Xвека на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.

Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Ефросинии Полоцкой.

На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.

Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XI‑XIII в., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже в XII в. тут появляются такие мощные духовные личности, как Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.

Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.

XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.

Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияние идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).

К XIVстолетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.

Значительные памятники права XVIв. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.

Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.