Особенности белорусской культуры. Белорусская культура. Традиции, обычаи, обряды и праздники Что ты знаешь о белорусской культуре

Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты.

Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный .

Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.

Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций.

Даже несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью.

Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо.

Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.

Основной местного социума всегда была семья , обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место - это и "бацька" для детей и "дядьзька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома.

Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные - "женскими".

Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.

Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми.

Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия - здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе).

Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля.

Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09:00 до 18:00.

В деловых кругах широко распространены русский , английский и немецкий языки . В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г.

Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка".

В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение - по-русски, или наоборот. В качестве письменной основы используется кириллица, но иногда применяют и латинский алфавит.

Некоторые белорусские топонимы в произношении местных жителей иногда звучат довольно непривычно, например Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев), Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому при общении такие моменты следует иметь в виду.

Основой для создания белорусской культуры стало формирование ещё в IX-XV вв. Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, а затем и ВКЛ. Основой белорусской культуры стала Полоцкая земля. Здесь успешно развивалась торговля, развивались ремёсла, строились первые каменные храмы и замки-дворцы, так же развивалось искусство и просвещение. Всё это продолжило развиваться в ВКЛ. Ко всему этому добавилось формирование белорусской народности и её язык. На уровень развития белорусской культуры до принятия христианства значительно влияло язычество. Затем основной религией стало христианство, которое было принято в 988г. Принятие христианства стало мощным стимулом для развития культуры на белорусских землях. Белорусская культура поднялась в эпоху Возрождения. В конце XV в. в Кракове появились первых белорусскоязычные книги. Белорусская молодежь училась в польских и других западноевропейских университетах. Белорусские ученые и просветители часто ездили в страны Западной Европы и знакомились там с последними достижениями науки и культуры. Эти достижения высоко оценивали Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и привносили их в культуру белорусов. Именно благодаря им получили распространение в ВКЛ интеллектуальные, духовные идеи эпохи Возрождения и Реформации. Эти идеи на белорусских землях нашли свое выражение в развитии образования, книгопечатания, архитектуры, искусства, права, что ставило белорусов того времени на одно из первых мест среди восточнославянских народов. Однако дальнейшее развитие культуры Беларуси (с середины XVII в.) замедляется, а затем (XVIII в.) и вовсе приостанавливается. Это было связано с целым рядом причин, как внешних, так и внутренних. Давление различных оказалось очень сильным, и в итоге к XIX в. белорусская культура свелась практически к фольклорному уровню. Это означало почти полное вытеснение белорусского языка польским из системы образования. Кроме этого, произошел массовый переход белорусских магнатов, крупной и средней шляхты в католичество, что означало их отрыв от белорусской культуры, основанной на православии. Как итог, носителем белорусской культуры осталось только сельское население, а единственными культурными (культовыми) центрами, где продолжало звучать белорусское слово,-- униатские храмы и оставшиеся православные церкви. В XIX в. ситуация в белорусской культуре начала меняться. В результате разделов Речи Посполитой Беларусь отошла к Российской империи. Надежны населения на улучшение жизни не оправдались. Царизм подавлял стремление белорусов к национальному самоопределению. Однако, несмотря на различные войны, восстания, политики полонизации, а затем и русификации, наблюдались попытки возрождения национального языка, подъем самосознания, пробуждался интерес к собственной истории. Всё это содействовало формированию белорусской нации, качественному росту её культуры и самосознания. Советский этап развития белорусской культуры отмечен выдающимися достижениями. В БССР были созданы такие важнейшие культурные институты, как Академия наук, национальная система образования, творческие союзы писателей, художников, музыкантов, кинематографистов, система печати, радио, телевидения, разветвленная сеть учреждений физической культуры и спорта. С этого времени развитие культуры в Беларуси обрело новое качественное измерение. Если прежде оно носило характер стихийного, спонтанного творчества народных масс и неорганизованных талантливых одиночек, то теперь культурный процесс стал делом государственной заботы и государственной важности. Имена деятелей белорусской культуры В. Ф. Купревича, Н. А. Борисевича, В. П. Платонова, А. Р. Жебрака, А. В. Лыкова, В. С. Степина, В. Быкова, А. Адамовича, А. Макаенка, Н. Гилевича, М. Савицкого, 3. Азгура, В. Раевского, С. Станюты, Е. Глебова, И. Лученка, В. Мулявина, А. Медведя, О. Корбут и многих-многих других хорошо известны далеко за пределами республики. С обретением в 1991 г. Беларусью независимости белорусская культура оказалась более свободной и открытой. В новых условиях развивались литературные и художественные направления и школы, росло национальное самосознание. Таким образом можно сказать, что хотя многие столетия культура Беларуси подвергалась влиянию как со стороны поляков, так и со стороны россиян. Ни одни, ни вторые не признавали существование белорусов как отдельной нации, но не смотря на это, наша нация боролась за свои права и на данный момент мы существуем как независимая республика со своей национальной историей и самосознанием. За долгую историю мы приобрели множество замечательных поэтов, художников, певцов, архитекторов и других известных представителей нашей культуры. Множество стран знают наши архитектурные памятники, наши музыкальные и литературные произведения, и конечно же наше дружелюбие и толерантность.

В настоящее время белорусская культура находятся в стабильном состояние, нет никаких серьёзных факторов, которые могут помешать её дальнейшему развитию. На данный момент по всей Беларуси работает множество театров, кинотеатров, театры оперы и балета - всё, что повышает культурный уровень нашей нации. Так же в школах изучаются великие белорусские поэты, такие как: Я. Колас, Я. Купала, М. Горецки, М. Багданович и другие известные поэты и писатели. Что касается архитектуры, то полным ходом идёт восстановление древних замков, усадьб и церквей. В частности практически восстановлен Мирский замок, идут восстановительные работы в Пружанах и других городах, где есть исторические памятники архитектуры. В живописи и графике белорусских художников преобладает транс авангард, постмодернизм, “метафизическая” и “психологическая” живопись. Белорусское кино не имеет большой популярности, в кинопрокат обычно выходят зарубежные фильмы. Основным производителем фильмов в Беларуси выступает “Беларусьфильм”. Однако и у нас есть талантливые режиссёры. В 2012 году в прокат вышел фильм “Вышей за неба” (режиссёры: Дмитрий Маринин, Андрей Курейчик). Он получил множество положительных оценок, так же его показали в Нью-Йорке, что является показателем, что и белорусы могут снимать качественное и интересное кино.

Я считаю, что Беларусь имеет все шансы для дальнейшего развития своей культуры, но для этого необходимо, чтобы в этом учувствовали все. Нельзя забывать, что наши предки ценой своих жизней отвоёвывали нашу независимость и право называться Республикой Беларусь. Поэтому мы должны всеми силами пытаться не утратить свою национальность вместе с традициями, праздниками и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культура Беларуси

1.Итог исторического развития

2.Основные знаковые достижения

3. Состав и современное состояние белорусской культуры

4. Есть ли будущее у белорусской культуры

культурная политика литература театр музыка

1. Итог исторического развития

Белорусы долго шли к обретению государственности. Наше независимое государство дает нам свободу - то, к чему по природе своей стремится каждый человек и каждая нация: свободу жить на своей земле, свободу самим выбирать свой путь, свободу чтить свои традиции, свое прошлое, распоряжаться своим настоящим, строить свое будущее. Столетия существования на пересечении восточной и западной традиций помогли Беларуси накопить уникальный духовный опыт. Это привычка жить своим трудом на своей земле. Это добросердечие ко всем, кто живет рядом с нами и кто приходит к нам с миром.

Сегодня государство проводит последовательную культурную политику, направленную не только на сохранение богатого культурного потенциала страны, но и на его развитие.

Обретение Республики Беларусь государственного суверенитета открыло новые возможности сохранения самобытности, целостности и мировой значимости белорусской культуры. Однако экономический кризис 1991-1995 гг., снижение уровни жизни большинства населения отрицательно сказались на развитии культуры в республики, и эти годы были для культуры периодом резкого обострения ее кризисного состояния. Недостаточное финансирование отрасли, практическое прекращение строительства новых объектов культуры, снижение масштабов культурной деятельности, обвальное свертывание сети объектов культурно-досугового обслуживания населения, растущая эмиграция ведущих творческих работников были самыми острыми проблемами этого периода.

Наблюдается поступательный рост государственной музейной сети. Наиболее активно процесс музеефикации происходил в 1991-1995гг.: было создано 35 новых музеев. Однако число посещений за характеризуемый период составил лишь 61% к уровню 1990г. Памятники культурного наследия страны в этот период были сосредоточены в 146 музеях и филиалах (в 1990г. - 111). Музеи всеми силами пытались сохранить историю нации.

Сеть театров в указанный период претерпела не только количественные, но и качественные изменения. За 1991 - 1995гг. общее их количество увеличилось на 3 театра, театральную жизнь стали активизировать театры, альтернативные государственным.

Более значительные изменения в своей деятельности претерпели кинотеатры. Свою роль сыграли конкуренция со стороны телевидения и не всегда устраивающий зрителя репертуар кинотеатров. Но не смотря на тяжелое экономическое положение страны, в 1991-1995гг. основные культурно-просветительские учреждения продолжали функционировать и проводить государственную культурную политику.

На конец 2011г. в республике функционировало 28 профессиональных театров разного жанра, из которых 2-оперы и балета, 18-драматических и музыкальных, 8-детских и юного зрителя.

Литература столетиями играла важную роль в культуре Беларуси.

Среди наиболее известных писателей и поэтов Беларуси:

· Симеон Полоцкий

· Янка Купала

· Якуб Колас

· Максим Богданович

· Василь Быков

Трагическая история страны повлияла на то, что тема войны долгое время была ведущей в белорусской литературе.

Искусство кино в Беларуси развивается с 30-х годов ХХ века. Первый белорусский художественный фильм "Лесная быль" в 1926 г. создал режиссер Юрий Тарич.

Современное белорусское кино продолжает традиции предыдущих поколений, ищет новые пути развития. Отечественные фильмы завоевывают награды престижных кинофестивалей мира. Драма "В тумане" (режиссер Сергей Лозница), снятая международной группой по повести Василя Быкова, на 65-м Каннском кинофестивале в 2012 г. удостоена специального приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI

2.Основные знаковые достижения.

За время суверенитета Республика Беларусь добилась огромных успехов в культуре.

В стране функционирует 45 Высших учебных заведений из них (10 частной формы собственности). Обучение предлагается по 350 специальностям и 1 тысячи специализации.

Вреспублике действует 3,6 тыс. публичных библиотек, фонд которых составлял 66,5 млн экземпляров книг, журналов, рукописей и других источников информации (на одну библиотеку в среднем приходилось 18 тыс. экземпляров).
В среднем на одного жителя нашей республики приходится 7 единиц библиотечного фонда, что выше, чем в других странах СНГ. В 2011 году в России и Армении этот показатель составил 6 единиц. Среди стран СНГ Республика Беларусь является самой "читающей" страной - на 1000 человек населения приходится 392 пользователя публичных библиотек. В России этот показатель составил 375 человек, Украине - 336.
Беларусь сохранила памятники историко - архитектурного и природного значения, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Национальный парк « Беловежская пуща» (год выключения 1992), Замковый компклекс « Мир»(гп Мир Кореличского района Гродненской области) год включения 2000. Архитектурно - культурный комклекс (бывшей резиденции Радзивилов в г.Несвиж Минская область.) год включения 2005. Дуга Струве(трансграничный объект, 19 топографических точек которого расположены на территории РБ) год включения 2005.

В стране работает 160 музеев (предметов основного фонда более 3041 единиц), 129 кинотеатров, 2 цирка, 2 зоологических парка.

Издаётся 693 единицы газет и журналов, работает 523 детских школ искусств, 12 школ олимпийского резерва.

3. Состав и современное состояние белорусской культуры.

Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

Большую популярность завоевали ведущие музыкальные коллективы страны:

· Президентский оркестр Республики Беларусь

· Национальный оркестрсимфонической и эстрадной музыкипод управлением М. Финберга

· Государственный академический симфонический оркестр

· Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы

· Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И. Цитовича

· Вокально-инструментальный ансамбль "Песняры"

· Вокально-инструментальный ансамбль "Сябры"

В Беларуси ежегодно проходят фестивали, представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:

· "Белорусская музыкальная осень"

· "Минская весна"

· "Золотой шлягер"

· "Музы Нясвіжа"

Символом фестивального движения Беларуси стал Международный фестиваль искусств"Славянский базар в Витебске", участие в котором принимают популярные артисты из разных стран мира.

Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов. В настоящее время в стране работает 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в том числе:

· кукольные театры

· драматические театры

· музыкальные театры

Самым прославленным театром республики является Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси.

Театральная жизнь Беларуси насыщенна яркими фестивальными событиями. Постоянную прописку в разных городах страны получили престижные театральные фестивали, на которые приезжают коллективы со всего мира.

В Беларуси проходят крупные кинофестивали:

*Минский международный кинофестиваль "Лiстапад" и конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории "Лiстападзiк" (Минск)

* Республиканский фестиваль белорусских фильмов (Брест)

* Международный фестиваль анимационных фильмов "Анимаевка" (Могилев)

* Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм "Magnificat" (Глубокое).

Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске обладает самым большим собранием печатных изданий в стране, а также правом получения обязательного экземпляра. Здесь собрано самое большое за пределами России собрание книг на русском языке. В 2006 году открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение в форме бриллианта, - предмет национальной гордости белорусов.

Ежегодно в Беларуси проводится День белорусской письменности. Концепция праздника предусматривает отражение исторического пути письменности и печати в Беларуси, а также развитие белорусской литературы и культуры на современном этапе.

В Беларуси 2012год был объявлен Годом книги.

4. Есть ли будуще е у белорусской культуры.

Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры.

В Республике Беларусь право граждан на пользование достижениями культуры, так же как и другие социальные права, гарантировано Конституцией Республики Беларусь.

Белорусская культура сегодня - это важнейший двигатель социального прогресса, прочный фундамент нашей идеологии и морали. Она сохраняет историческую память и духовный код народа, своими особенными средствами осмысливает и отражает жизнь, создавая яркий и величественный художественный образ эпохи, пробуждает в людях искренние патриотические и гражданские чувства.

Богатые культурные достижения - один из бесспорных показателей высокого уровня развития страны. В стране делается всё для того, чтобы возродить и сохранить уникальные историко-культурные ценности, создать благоприятные условия для существования различных видов и направлений творчества - от древнего фольклора и ремесел до авангардных художественных течений, дать возможность каждому человеку раскрыть свои способности и обеспечить доступ к достижениям отечественного и мирового наследия. Поддержка культуры и ее деятелей со стороны государства возрастает из года в год.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Полоцкая земля как колыбель белорусской культуры. Замена языческой религии христианской. Характеристика основных ремесел и прикладного искусства Беларуси. Письменность, литература, зодчество и искусство - мощный стимул развития культуры Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Сохранение и развитие белорусской культуры – одна из острых и актуальных проблем нашего времени. Развитие культуры – это и формирование образа жизни, системы ценностей, традиции и мировоззрения. Изменения в формировании библиотечной системы в Беларуси.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Краткая характеристика развития мировой культуры и искусства: доклассовый период, античность, средневековье. Культурные направления, литература, музыка, изобразительное искусство, скульптура. Значение культуры и искусства в истории развития человечества.

    шпаргалка , добавлен 10.01.2011

    Понятие, онтология и функции культуры. Описание архаического, классического, средневекового периодов ее развития. Особенности пластичных (живопись, скульптура), временных (литература, музыка) и временно-пространственных (театр, танец) видов искусства.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Становление и развитие советской системы образования и науки в первые годы советской власти. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы. Архитектура и изобразительное искусство. Развитие театрально-музыкального искусства и кино Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Понятие культуры, ее сущность и особенности, подходы к определению, значение в современном обществе. Строительство культуры Беларуси после октября 1917 года, ее зависимость от экономических и политических факторов. Создание системы образования Беларуси.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2009

    История культуры Беларуси в ХIХ - начале ХХ вв.: народное образование, книжная и периодическая печать, наука. Развитие искусства, архитектуры, литературы; устно-поэтическое народное творчество, формирование профессионального театра; бытовой уклад.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Обзор путей развития белорусской культуры в 1940-1980 гг. Роль партии в управлении культурой. Творчество писателей-ветеранов Великой Отечественной войны. Тенденции в белорусской музыке, архитектуре, искусстве. Проблемы развития национального образования.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2011

    Анализ причин и этапов возникновения специфической советской культуры. Развитие науки в стране советов. Литература как лакмус преобразований. Тоталитарные тенденции в архитектуре. Музыка, живопись, театр, кинематограф в СССР. Культура русского зарубежья.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2013

    История развития библиотечного дела в Беларуси. Библиотека Полоцкого Софийского собора. Роль книжных фондов монастырей в становлении белоруской культуры. Первые типографии. Реформа школьного образования. Национальная библиотека республики Беларусь.

Национальная культура белорусов уходит своими корнями в глубокую древность. В ней заключены колоссальные духовные богатства, отражающие нравственное, эстетическое, интеллектуальное бытие белорусского народа.

За многовековую историю белорусским народом сформировано богатое и самобытное культурное наследие. Беларусь владеет значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, искусства, музейными коллекциями. Сохранившиеся до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Наиболее значимые материальные ценности включены в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Архитектура

Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них – Полоцк (862 год) и Витебск (974 год). В X-XII веках сформировались основы градостроительства, развивалась монументальная архитектура (Полоцкий Софийский собор, Полоцкая Спасо-Евфросиньевская церковь, Витебская Благовещенская, Гродненская Борисоглебская (Каложская) церкви).

В XIII веке на территории Беларуси наибольшее распространение получило оборонное зодчество. В разное время на белорусских землях существовало не менее 150 замков. Восстановленные и отреставрированные Каменецкая вежа, дворцовый комплекс в городском поселке Ружаны Пружанского района, Старый замок в Гродно, замок в Лиде, замковый комплекс в городском поселке Мир Кореличского района, замок в городском поселке Любча Новогрудского района, дворцово-парковый ансамбль в Несвиже многое могут рассказать о белорусской истории.

Для архитектуры Беларуси характерна тесная взаимосвязь с западноевропейским и восточноевропейским искусством. Основные направления - романский стиль, готика, ренессанс, барокко (Несвижский костел Божьего Тела, Глубокский костел и монастырь кармелитов), классицизм (Гродненский Королевский дворец, Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей).

Сегодня памятники древней архитектуры сохраняются и экспонируются в археологическом музее «Берестье» (Брест), народного зодчества – в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта (под Минском).

В годы Великой Отечественной войны значительная часть архитектурных сооружений была разрушена, только в Минске уничтожено около 80 процентов зданий. С 1944 года были проведены большие работы по восстановлению городов и сел. Выросли новые города - Новополоцк, Светлогорск, Солигорск.

В послевоенный период созданы мемориальные комплексы Брестская крепость-герой, Курган Славы Советской Армии - освободительницы Беларуси близ Минска, «Хатынь» и другие.

Одним из ярких примеров современной белорусской архитектуры является здание Национальной библиотеки Беларуси - «алмаз», аналогов которому в мире нет.

Изобразительное искусство


В художественных музеях Беларуси можно увидеть произведения искусства различных эпох. Самая большая коллекция живописи и скульптуры находится в Национальном художественном музее Беларуси.

На протяжении веков в Беларуси развивались монументальная живопись (фрески Софийского собора, Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей в Полоцке, Борисоглебской (Каложской) церкви в Гродно), книжная миниатюра. Шедевром древнебелорусского эмальерного искусства стал крест, сделанный в 1161 году ювелиром Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. В XV веке зародилась светская живопись, около XVI - белорусская иконописная школа. С распространением книгопечатания стала развиваться книжная ксилография.

Из ткаческих мануфактур XVII-XVIII веков большую известность приобрели Кореличская, где изготавливали отличавшиеся высоким художественным уровнем шпалеры, и Слуцкая, прославившаяся своими ткаными из шелковых, золотых и серебряных нитей поясами.

В конце XVIII-XIX веках белорусская живопись развивалась в русле романтизма и классицизма, позднее - реализма. К этому периоду относятся работы Я.Дамеля, Я.Суходольского, А.Ромера, И.Хруцкого, К.Бахматовича, В.Ваньковича, С.Зарянко, И.Олешкевича, Н.Орды, А.Бартельса и других.

Культурное поле ХХ века включает в себя такие имена, как М.Шагал, К.Малевич, Ю.Пэн. Художники М.Филиппович, Р.Семашкевич, В.Бялыницкий-Бируля, В.Цвирко, Г.Ващенко, В.Громыко, М.Данциг, П.Маслеников, М.Савицкий, скульптуры А.Бразер, А.Грубе, М.Керзин, 3.Азгур, П.Белоусов, А.Бембель, А.Глебов, С.Селиханов и многие другие внесли большой вклад в развитие белорусского искусства.

В декоративно-прикладном искусстве ведущие позиции занял гобелен. «Гобелен века» работы А.Кищенко официально признан самым большим гобеленом в мире и занесен в книгу рекордов Гиннесса.

Современному изобразительному искусству Беларуси свойственно разнообразие. Утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика, расширяется жанрово-видовой спектр. В ХХI веке художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохранила цельность, продолжила освоение прогрессивных элементов мировой культуры.

Кино


17 декабря 1924 года было создано Белгоскино. С этого дня ведет отсчет своей истории национальный кинематограф. Первым белорусским художественным фильмом была историко-революционная картина «Лесная быль». Поставил ее по повести Михася Чарота «Свинопас» в 1926 году режиссер Юрий Тарич. Его считают основателем белорусской кинематографии. Ученики Тарича – Владимир Корш-Саблин и Иван Пырьев – стали знаменитыми кинематографистами.

В 1930 году началось производство звуковых фильмов. В 1939 году студия получила собственную производственную базу в Минске.

В довоенное время с большим успехом прошли снятые на белорусской киностудии кинокомедии «Поручик Киже», «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья», «Моя любовь», экранизация рассказов А.Чехова «Медведь», «Человек в футляре».

В 1954 году на киностудии снят первый цветной художественный фильм - «Дети партизана», в 1970 - первый широкоформатный «Крушение империи». Своего расцвета национальный кинематограф достиг в 1950-70-е годы. Именно в это время были созданы фильмы, вошедшие в золотой фонд белорусского кино: «Константин Заслонов», «Красные листья», «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца», «Москва – Генуя», «Я родом из детства», «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Город мастеров» и другие. Тогда были сняты фильмы для детей и юношества, ставшие классикой: «Бронзовая птица», «Последнее лето детства», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Удивительные приключения Дениса Кораблева».

Широкое признание у зрительской аудитории получили белорусские телесериалы «Руины стреляют…», «Долгие версты войны», «Государственная граница», «Отцы и дети».

Плодотворно развивалось и документальное кино, которое создавалось в творческом объединении «Летопись».

Современные мастера с успехом продолжают творческую эстафету предыдущих поколений. Только за последние годы призами и наградами различных фестивалей отмечены созданные в Беларуси фильмы «Анастасия Слуцкая», «Поводырь», «Дунечка», «В августе 44-го», «Брестская крепость», «В тумане». В русле общемировой практики на «Беларусьфильме» все чаще осуществляются творческие проекты по совместному созданию фильмов с кинематографистами России, Германии, Израиля.

Литература


Основных своих успехов белорусская литература достигла в XX веке, но без подвижнической деятельности писателей предшествующих столетий эти свершения были бы более скромными.

Истоки белорусской литературы лежат в устно-поэтическом творчестве и фольклоре. Литература зародилась с приходом письменности в Х веке. Крупнейшим центром распространения письменности был Полоцк, где в XII-XIII веках появилось местное летописание. В Турове жил и творил мастер ораторской прозы Кирилл Туровский. В XIV–XV веках белорусский язык получил статус государственного в Великом княжестве Литовском, на нем были написаны Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. XVI век ознаменован деятельностью белорусского гуманиста-просветителя, основателя восточнославянского книгопечатания, писателя и переводчика Франциска Скорины. Первую ренессансную поэму на латинском языке о родной земле «Песня о зубре» написал М.Гусовский. Публицист и переводчик С.Будный издал в Несвиже «Катехизис» - первую книгу на старобелорусском языке на территории современной Беларуси. Защитник родного слова В.Тяпинский первый перевел на белорусский язык Евангелие. Свой вклад в развитие белорусской книжной поэзии в XVII веке внес Симеон Полоцкий.

Становление новой белорусской литературы пришлось на вторую половину XVIII-XIX века. В XIX веке белорусскую землю прославляли поэт А.Мицкевич, драматург В.Дунин-Марцинкевич. Эпоха реализма связана с расцветом творчества Ф.Богушевича, А.Гуриновича и Я.Лучины.

Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные газеты на белорусском языке "Наша доля" и "Наша ніва", вокруг которых объединились самые известные авторы того времени: Я.Купала, Я.Колас, Э.Пашкевич, М.Богданович, З.Бядуля, М.Горецкий, Ядвигин Ш. и другие.

Белорусская литература ХХ века представлена выдающимися именами народных поэтов Я.Купалы, Я.Коласа, Р.Бородулина, П.Бровки, Н.Гилевича, А.Кулешова, П.Панченко, М.Танка, народных писателей В.Быкова, Я.Брыля, К.Крапивы, М.Лынькова, А.Макаенка, И.Мележа, И.Науменко,И.Чигринова, И.Шамякина. Их произведения, а также многих других поэтов, писателей, драматургов за относительно короткий период поставили белорусскую литературу в один ряд с передовыми литературами мира.

В 2015 году была учреждена Национальная литературная премия . Учредители литературного конкурса - министерства информации, культуры и образования Республики Беларусь, Союз писателей Беларуси.

Оргкомитет конкурса состоит из представителей трех министерств: информации, образования, культуры, - а также Союза писателей Беларуси, Издательского дома «Звязда» и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Произведения отбираются экспертной комиссией и жюри конкурса. Торжественная церемония награждения лауреатов проводится во время празднования Дня белорусской письменности.

Музыка

Музыкальное искусство Беларуси берет свое начало в народной музыке восточных славян. Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла инструментальная музыка. Среди любимых народных инструментов - дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка, цимбалы.

В Беларуси большое развитие получила церковная богослужебная музыка. Музыкальными памятниками XV-XVII веков являются сборники вокально-инструментальных произведений "Полоцкая тетрадь" и "Куранты".

В XVIII веке центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов - Я.Голланд, Э.Ванжура, М.Радзивилл.

В современной Беларуси большой популярностью пользуется творчество ведущих музыкальных коллективов страны: Президентского оркестра Республики Беларусь, Государственного академического симфонического оркестра, Государственной академической хоровой капеллы им. Г.Ширмы.

Артисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Белорусского государственного академического музыкального театра, Белорусской государственной филармонии покоряют зрителей самобытным талантом и высочайшим исполнительским мастерством.

Белорусское музыкальное искусство прославили выдающиеся композиторы С.Монюшко, Г.Вагнер, В.Мулявин, И.Лученок, Э.Ханок, Д.Смольский, О.Елисеенков и другие.

Значительную работу по развитию музыкальной культуры проводит Национальный академический оркестр симфонической и эстрадной музыки под руководством Михаила Финберга. Организация фестивалей камерной музыки в малых городах Беларуси является одним из важнейших направлений деятельности оркестра.

Визитной карточкой Беларуси можно по праву считать вокальную группу «Чистый голос», вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Сябры».

Ежегодно в Беларуси проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей, среди них "Белорусская музыкальная осень", "Минская весна", "Славянский базар в Витебске", "Музы Несвижа".

Белорусские исполнители регулярно участвуют в престижных международных конкурсах.

Современное белорусское музыкальное искусство стремится сохранять богатые национальные традиции.

Театр


Белорусское сценическое искусство зародилось из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов и актеров-скоморохов. В XVI веке возник кукольный театр - батлейка, который давал представления на ярмарках и площадях в городах и местечках. В XVI – XVIII веках начали распространяться школьные театры, в XVIII веке - придворные и городские театры. Некоторые из них со временем преобразовались в профессиональные труппы.

Основоположником национального театра называют белорусского драматурга XVIII века В.Дунина-Марцинкевича.

Возрождение белорусского сценического искусства происходило в начале XX века. Фундамент закладывали драматурги К.Каганец, Я.Купала, Я.Колас, К.Буйло, Ф.Олехнович, Л.Радевич и другие. Театральную работу вели И.Буйницкий, А.Бурбис, Ф.Жданович.

В 1920 году Ф.Жданович организовал Белорусский государственный театр (БГТ-1; ныне Национальный академический театр имени Я.Купалы). В 1926 году начал работу в Витебске БГТ-2 (ныне Национальный академический драматический театр имени Я.Коласа).

Для жителей и гостей республики работает 29 профессиональных театров, из которых 20 - драматических и музыкальных, 8 - детских и юного зрителя, 1 - оперы и балета. В их репертуаре произведения белорусских авторов, постановки русской, советской и зарубежной классики. Четыре театра в Беларуси имеют статус «национальный»: это драматические театры Я.Купалы, М.Горького (Минск), Я.Коласа (Витебск) и театр оперы и балета.

Среди мастеров сцены, плодотворно работавших и работающих в белорусских театрах, - Г.Макарова, С.Станюта, 3.Стомма, Г.Овсянников, Л.Давидович, 3.Белохвостик, А.Климова, Р.Янковский, Г.Гарбук, М.Захаревич, В.Тарасов, А.Милованов, В.Манаев, А.Помазан, режиссеры В.Раевский, Б.Луценко, Н.Пинигин, В.Мазынский, В.Маслюк, сценографы Б.Герлован, Д.Мохов, 3.Марголин и многие другие.

В Беларуси регулярно проводятся фестивали, конкурсы, смотры сценического искусства, среди них «Славянские театральные встречи» в Гомеле, «Белая вежа» в Бресте, «Панорама» в Минске, «М.@рт.контакт» в Могилеве. В 2011 году была впервые установлена Национальная театральная премия Беларуси.

Колыбелью белорусской культуры называют Полоцкую землю. Самым древним монументальным сооружением в Белоруссии является Софийский собор, построенный именно в Полоцке. По тем временам это было грандиозное строение (ширина 26,4 м, длина (с учетом апсид) 31,5 м). Своеобразные черты полоцкой архитектуры проявляются во всемирно известном Спасском соборе монастыря, который основала Евфросиния Полоцкая -- первая белорусская, а по некоторым историческим сведениям, и восточнославянская просветительница. Кроме того, она известна как первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых.

Спасо-Евфросиньевская церковь - единственная постройка в Белоруссии, где почти полностью сохранилась фресковая роспись XII века, что является памятником изобразительного искусства той эпохи. В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм - наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.

По заказу Евфросиньи Полоцкой выдающийся мастер-ювелир Лазарь Богша в 1161 г. изготовил крест, который она подарила Спасской церкви. Основа креста изготовлена из дерева, покрыта 22 золотыми пластинами с изображениями, выполненными в сложной технике перегородчатой эмали. Украшен крест дорогими камнями и жемчужной обнизью. Надпись на кресте рассказывает, кто, где и когда изготовил крест, из каких материалов и даже какова его стоимость по тем временам, а также слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка. К сожалению, в связи с эвакуацией культурных ценностей в начале ВОВ реликвия была утеряна, её нынешнее местонахождение неизвестно. В 1997 ювелир и художник-эмальер из Бреста Николай Кузьмич изготовил копию креста Ефросиньи Полоцкой.

Среди других произведений древних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениями святых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Она была найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. Подобные иконки находили также в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.

Помимо полоцкой, представляет интерес архитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе, построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частично разрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облик и интерьер. В верхние части стен были искусно вмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковь выглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамической майоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркивает уникальность данного культового сооружения.

Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцов в условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговых связей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, мелкой пластики. В XII-XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело.

Распространение письменности, книжного образования на белорусских землях тесно связано с именами выдающихся просветителей, крупных деятелей культуры К. Туровского, Е. Полоцкой, К. Смолятича, А. Смоленского.

Кирилл Туровский - церковно-политический деятель, оратор, мыслитель и писатель. О его деяниях известно из дошедшего до нас пролога «Жыцiе Кiрылы Тураўскага», написанного не позднее XIII в. неизвестным автором. К. Туровский прославился пленяющими яркой образностью проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст («Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси»). Из его наследия сохранились 3 дидактические повести-притчи, 8 «слов»-проповедей, 2 канона, 21 молитва-исповедь. О международном признании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербских и болгарских списках древних литературных источников.

Популярным на белорусских землях было и устное народное творчество: праздничные и обрядовые песни, заговоры, сказки, фантастические повести, песни, былины, предания, легенды, загадки, пословицы, поговорки и др. В них отображался богатый опыт народа, его знания, мировосприятие, моральные принципы, обычаи, традиции, в том числе обусловленные культом природных стихий и языческих персонажей - олицетворений земли, воды, дождя, грома, молнии, солнца, а также русалок и лесовиков. Так, животворящим существом, матерью-кормилицей представлялась людям Земля - доминантный базисный символ в картине мира белорусов.

Несомненно, национальный язык - центр национальной культуры, важное её достижение. В XIV в. старобелорусский язык стал государственным, официальным языком канцелярии и делопроизводства в Великом Княжестве Литовском. На нем писались законы, проводились заседания сеймов, велась дипломатическая переписка.

В XII-XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485-1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков.

В XIV-XV вв. в древнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихся икон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половина XV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.).

В конце XV в. на Беларуси появляется полихромная скульптура, костелы украшаются каменными ликами, деревянными скульптурами. Яркий пример тому - «Распятие» XIV в. из Голубич Витебской области. В XVI в. ощущается уже влияние готического искусства, например, в скульптурах св. Анны и св. Иоакима (Здитов Брестской обл.). В храмах появляются створчатые алтари со сложными скульптурно-живописными комплексами. Интересно, что чаще всего делали статуи «Марии с младенцем», «Марии Магдалины», «Иоанна Богослова», «Катерины Александрийской» (сохранились скульптуры из д. Мстибово Брестской обл.).

Белорусская литература XVII--XVIII вв. продолжала гуманистические традиции эпохи Возрождения и становилась все более светской, демократичной. В этот период С. Полоцкий, видный белорусский философ, издатель, поэт, переводчик также занимался преподаванием в братских школах, издал «Букварь языка славенска».

Театральная жизнь Беларуси (в XVII - XVIII веках) была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры (например, в Несвиже, Слуцке, Шклове, Гродно, Ружанах, Слониме, Могилеве). Особое место принадлежит Несвижскому театру Радзивиллов (1746 г.), первому светскому театру на восточнославянских землях, организатором которого была Франтишка Урсула Радзивилл (поэтесса, драматург).

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич За- вальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал В. Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»).

В дальнейшие периоды перечень ярких и выдающихся имён (например, в области белорусской литературы) огромен, упомяну лишь отдельные персоналии. В. Сырокомля (1823 - 1862) был не только замечательным поэтом, но и исследователем-краеведом. Ф. Богушевичу (1840 - 1900) известность принесли его поэтические сборники «Дудка белорусская» (1891) и «Смычок белорусский» (1894), где главной темой было положение крестьянства М. Богданович (1891 - 1917) прославился как историк литературы, лирический поэт и критик, а его стихи «Звезда Венера» и «Слуцкие ткачихи» стали песнями.

ХХ век был чрезмерно насыщен разноплановыми событиями, что, несомненно, отражалось и на развитии культуры. Яркими личностями белорусской литературы и драматургии этого периода были Я. Купала, Я. Колас, М. Чарот, М. Горецкий, И. Шемякин, В. Быков. Появляется ряд новых имен в изобразительном (М. Савицкий, М. Данциг, А. Кашкуревич, Г. Ващенко и т.д.) и монументальном искусстве (3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов).

Республика Беларусь представлена национальными объектами в престижном списке всемирного наследия ЮНЕСКО - Мирским и Несвижским замками, Геодезической дугой Струве. Нематериальное наследие представлено обрядом «Колядные цари». Кандидатами внесения в список всемирного наследия Правительством предложены еще около 10 объектов, среди которых Августовский канал ХIХ века, Каменецкая башня, Софийский собор.

культура беларусь искусство литература