Белорусская культура и ее особенности. Основные исторические достижения культуры беларуси Современная белорусская культура

Культура

Процесс формирования и становления белорусской культуры прошел сложный путь исторического развития. Периоды величия и экономического подъема меняли времена, когда само существование нации и государственности находились под серьезной угрозой исчезновения. Однако народ крохотного государства в центре Европы верил в самоопределение и не терял самобытности, о чем и свидетельствуют историческое наследие и потенциал культуры настоящего времени.

Наиболее ранние зафиксированные свидетельства культурного прошлого страны относятся к 10-13 векам, когда с принятием христианства под влиянием византийских образцов конфессиональной жизни, книжной культуры и искусства формировались духовные и эстетические идеалы предков. Это время таких личностей как Кирилла Туровский (философ и богослов, выдающийся оратор) и Евфросиния Полоцкая (знаменитая просветительница древней Беларуси).

Развитию письменности и литературы в 12-15 веках способствовали политическое объединение белорусских земель в Великое княжество Литовское и завершение формирования белорусского народности со своей отличительной культурой. Для первой половины 15 века все еще характерно летописание, в котором творчески использованы древнерусские литературные традиции. Первые белорусско-литовские летописные памятники (Летописец великих князей литовских, Белорусско-литовская летопись) отразили выдающуюся роль литовско-белорусского государства в Европе того времени и стали достоянием белорусского исторической прозы.

Расцвет белорусской культуры приходится на 16 век: официальный статус старобелорусского языка, развитие деловой письменности, переводы произведений зарубежной литературы на старобелорусский язык.

В 1553 году на деньги Николая Радзивилла Черного была основана типография в Бресте - первая на территории современной Беларуси.

В конце 16 века лидерство в области культуры и образования постепенно перенимают иезуиты, открыв в 1570 году в Вильнюсе первое учебное заведение - коллегию. В 1579 году она была преобразована в Виленскую академию, которая имела богословский и философский факультеты. Первым ректором академии стал Петр Скарга. В 17 веке Виленская академия дает образование таким выдающимся деятелям белорусской культуры как Мелетий Смотрицкий и Симеон Полоцкий. В 1641 году Казимир Сапега открывает в академии юридический факультет.

В эпоху Возрождения созданы выдающиеся памятники правовой мысли белорусского и литовского народов (Уставы ВКЛ 1529, 1566, 1588), появились новые виды и жанры (книжная поэзия, Реформационная публицистика, историко-мемуарная проза, драматургия), сложилась плеяда талантливых литераторов. Философская культура на белорусских землях формируется в ключе трудов просветителей Возрождения Симона Будного и Василия Тяпинского. Самым ярким примером ренессансного мироощущения является легендарная фигура Франциска Скорины. Классикой белорусской литературы стала поэма Миколы Гусовского «Песня про зубра», написанная в 1521-22 годах в Риме в честь папы Льва Х, издана в Кракове в 1523 году. Наиболее значительным представителем светской прозы был Лев Сапега. Среди тогдашних поэтов выделялся Андрей Римша, который писал свои произведения (эпиграммы, исторические поэмы) на белорусском и польском языках.

Отходя от искусства уличных скоморохов, лирников, дударей и гусляров, в эпоху Средневековья музыкальная культура приобретает церковный акцент. Музыкальными центрами становятся братские школы, коллегиумы и монастыри, имевшие капеллы и театры.

Ярким явлением культурной жизни Беларуси в 18 веке стали частные магнатские театры. Особенной славой пользовался театр Михаила Казимира Огинского, музыкальный ансамбль которого состоял из 53 инструменталистов. В 1780 году было завершено строительство «Дома оперы» в Слониме. Театральная сцена была оборудована очень сложными для того времени механизмами, которые позволяли осуществлять различные эффекты: постановка "морских" сцен, конных сражений, появление крылатых ангелов из-под крыши. В 1777 году в театре организована балетная труппа, а с 1781 действовала балетная школа. Театр Огинского прекратил свое существование в 1792 г. после отъезда князя из Слонима.

Свои собственные театры имели также и Радзивиллы. В 1746 году Урсула Радзивилл, жена Михаила Радзивилла "Рыбоньки" организовала в Несвиже любительский театр, пьесы для которого она писала сама. Известно всего 16 произведений - трагедий, комедий, оперных либретто, написанных на польском языке.

С середины 18 века в культурной жизни широко закрепилась польская письменная традиция. Белорусскоязычная литература развивалась в рамках анонимной литературы, превосходнейшими образцами которой стали знаменитые юмористические произведения - «Энеида наизнанку», «Тарас на Парнасе».

Вместе с тем сложилась билингвистическая традиция, которая не давала выпасть белорусскому слову из письменной традиции и в 19 веке. Авторское двуязычие литераторов образовывало двух единства белорусского и польского языковых течений. Идеи приобщения крестьянства к образованию и культуре высказывал Ян Чечот, первым напечатавший под своей фамилией стихи на белорусском языке. Похожую цель преследовал родоначальник беларусскоязычной драматургии Винцент Дунин-Марцинкевич. Его лучшее произведение «Пинская шляхта» стало классикой белорусской литературы. В 1891 году Франтишек Богушевич при поддержке своих польских друзей издал в Кракове поэтический сборник «Дудка Белорусская». Написанное Богушевичем предисловие к сборнику выражало настоящий манифест белорусского национального движения.

20 век - этот новый виток развития белорусской национально-культурной жизни связан с провозглашением в Минске в марте 1918 года Белорусской Народной Республики. 1920-е годы часто отождествляется с термином беларусизация, главным направлением которой стал перевод на белорусский язык системы образования и государственного управления. В 1921 году был образован Белорусский государственный университет, который стал главным учебным заведением республики. Бурно развивается литературная жизнь, активно работают в это время Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля.

В 1922 году выходит литературный журнал «Полымя». В 1923 году - «Молодняк». Выходят публикации молодых писателей Кузьмы Чорного, Кондрата Крапивы, Иосифа Пущи, Владимира Дубовки.

В 1920 году в Минске был торжественно открыт Белорусский государственный театр.

1922 год - рождение белорусского кинематографа. Создано Управление по делам кинематографии «Киноресбел», которое, однако, через год было распущено, а в 1924 году создано новое управление - Белгоскино, начинает работу национальная киностудия «Советская Беларусь». Первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» снял в 1926 режиссер Юрий Тарич по сценарию Михаила Черота.

Центром изобразительного искусства в Беларуси в начале 1920-х годов стал Витебск, где работали такие выдающиеся художники, как Марк Шагал, Казимир Малевич, Мстислав Добужинский, Юделя Пэн. Основатель стиля супрематизм К.Малевич образовал объединение художников «Уновис», однако в 1922 году это объединение было закрыто. Многие художники (в том числе М.Шагал и К.Малевич) оставили Витебск.

В конце 1920-х годов в общественной жизни республики все больше начинают проявляться черты наступающего тоталитаризма. В последующие годы был фактически уничтожен весь цвет белорусской интеллигенции. В Западной Беларуси Польское правительство проводит политику языковой ассимиляции белорусского крестьянского населения.

В конце 1950 - 60-х годов в литературу приходит новое поколение, которое часто называют «шестидесятниками». Именно в 60-е годы раскрывается многогранный талант Владимира Короткевича. Он начинал с поэтических сборников, но известность получил благодаря своим произведениям в жанре исторической прозы: "Колосья под серпом твоим" (1968), "Христос приземлился в Гродно» (1972), "Черный замок Ольшанский" (1983).

В 1960 г. появляется первая повесть Василя Быкова "Журавлиный крик". Человек в ужасных условиях войны - главная тематика произведений писателя.

Далеко за пределами Беларуси знали в советские времена и музыкальный коллектив «Песняры». Его создал в 1969 Владимир Мулявин. Ансамбль особенно плодотворно работал в стиле фолк - современная обработка народных песен. Его творчество было отмечено на многих международных музыкальных фестивалях.

Главным достижением культурной жизни Беларуси в постсоветские времена стало возвращение имен и произведений тех деятелей белорусской культуры, которые много лет замалчивались.

В настоящее время шедевры белорусской культуры прошлых столетий хранят для будущих поколений национальные музеи и библиотеки.

История белорусской культуры

Наша культура прошла достаточно сложный путь формирования в ходе исторических событий.

С X по XIII век культура Беларуси характеризовалась высоким уровнем развития и тесной связью с христианством. Одновременно с ее развитием на территории нашей республики распространялась грамотность. Этим периодом датируются и рукописные книги, к примеру, Туровское евангелие.

В XIV-XVI веках происходило дальнейшее развитие и, соответственно, .



Развитие грамотности и книгопечатания в Беларуси

Философ, писатель и общественный деятель Франциск Скорина стал основоположником не только белорусского, но и восточнославянского книгопечатания.Ему посвящено несколько , расположенных в разных .

В это время наблюдался резкий расцвет белорусской культуры. Открывались художественные и архитектурные школы, создавались литературные и музыкальные творения.

очень разносторонняя. В Беларуси проходит многочисленное количество театральных, музыкальных, кино-фестивалей, которые посещают как жители республики, так и гости. Белорусский народ гордится богатыми корнями своей культуры, фольклором, народными промыслами, обрядностью. Приобщиться к историческому наследию можно, посетив белорусские музеи-скансены и .

Культурная эволюция нашей нации связана с независимостью страны, развитием белорусского языка, национальными традициями.


Театральное искусство в Беларуси

В стране работает 28 государственных театров. Большинство относится к ведомству Министерства культуры. Среди них 18 драматических, 7 кукольных и 2 музыкальных.


Развитие белорусской музыки

Искусство музыки в нашей стране – это особая область художественного движения. Она получила огромное развитие в XX веке благодаря творческим успехам музыкантов различной величины и направлений, объединенных идей создания национального музыкального искусства.

На сегодняшний день в Беларуси существует огромное множество различных групп, певцов, работающих в разнообразных музыкальных направлениях, таких, как рок, рэп, поп, народная музыка и другие. Среди самых известных белорусских музыкантов – группы «Сябры», «J:Морс», «Без билета», оркестр под руководством Михаила Финберга, музыканты Дмитрий Колдун, Петр Елфимов, Алена Ланская, Ирина Дорофеева и другие. У нас вы можете услышать произведения замечательных белорусских авторов мировой классики, таких, как Эдуард Ханок, Евгений Олейник, Владимир Мулявин, Игорь Лученок. Пресловутый вокалист, композитор и аранжировщик нашей страны Владимир Мулявин создал ансамбль «Песняры», ставший легендой всего мира. Его имя увековечено на московской Аллее звезд и в , городе проведения «Славянского базара».


Ежегодно в Беларуси проходят многочисленные фестивали: «Музы Нясвижа», «Минская весна», «Золотой шлягер», «Белорусская музыкальная осень» и другие. Символом музыкального движения нашей республики стал Международный фестиваль искусства «Славянский базар в Витебске», где участвуют артисты из многих стран.


Белорусская литература

Немаловажное место в культуре нашей республики занимает литература. Выдающиеся белорусские авторы - это Янка Купала, Якуб Колос, Максим Богданович, Василь Быков, Симеон Полоцкий.

Каждый год проходит День белорусской письменности, целью которого является не только демонстрация печатных изданий и исторического пути письменности, но и развитие современной культуры и белорусской литературы.


Развитие кино в Беларуси

С начала прошлого века у нас начало интенсивно развиваться искусство кино. В 1924 году была создана белорусская организация по кинематографии - Белгоскино. В 1928 году прошло открытие киностудии «Советская Беларусь», выпускавшей научно-популярные, художественные и хроникальные фильмы. К концу 40-х годов киностудия переехала в столицу, а с 1946-го года была переименована в «Беларусьфильм».

Выходцы из Беларуси оставили свой след и в развитии мирового кинематографа. Луис Барт Майер, родом из Минска, прославился в области мировой кинематографии. Он известен не только как основатель киностудии Голливуда «Metro goldwyn mayer», но и один из учредителей американской Академии кинематографа. Ему принадлежит идея ежегодно вручать знаменитую премию «Оскар».


Белорусская живопись

Наша страна богата талантливыми и знаменитыми деятелями культуры. В живописи это Марк Шагал, всем известный как мастер авангарда. , в котором некогда он жил, а также , которые можно посетить, находятся в Витебске, откуда он родом. Широко известно имя Ивана Хруцкого, выдающегося художника, который разработал собственный стиль в живописи, сочетая элементы натюрморта и портрета. Еще одним из известных художников нашей страны стал Михаил Савицкий, чьи работы получили мировое признание. Он является автором огромного множества полотен.

Белорусскую культуру по праву можно считать одной из богатейших в мире, и, посетив нашу страну, вы можете сами в этом убедиться во время экскурсий в многочисленные музеи, художественные галереи, во время посещения театров и концертов.


Своеобразие культуры современного белорусского общества в значительной мере предопределено историческими факторами становления национально-государственного самосознания его представителей. Историческое наследие и его переосмысление в контексте актуальных для общества проблем задают смысловое поле, в рамках которого и происходит развитие и борьба идей в обществе. Для белорусского общества в этом отношении принципиальное значение имеет тот факт, что до 1991 года белорусский народ никогда не был объединен собственным национальным суверенным государством .

Условия развития белорусской культуры на современном этапе определяют следующие факторы:

Диффузия культурных форм , их размытость, «пограничность», обусловленная как историческими, так и географическими факторами. Исторические факторы связаны с сильным культурным влиянием стран Востока и Запада, а географические – с удаленностью областных центров от районных центров и их близостью к границам своих областей, что способствует их взаимодействию с демографическими, экономическими и политическими процессами в сопредельных регионах Беларуси и соседних странах. В силу таких причин, несмотря на компактное расположение Беларуси на карте и ее выгодное геополитическое положение, географические факторы скорее препятствуют, нежели способствуют унификации культуры белорусского общества.

Особое соотношение локальной и национальной идентичностей
. Как показывают опросы жителей планеты, с миром в целом или континентом отождествляют себя лишь 11 % населения, в то время как со страной - 29 %, а с городом или провинцией - 57 %. В Беларуси же, по данным ЮНЕСКО, в 2000 г. только 24,8 % жителей Беларуси отождествляли себя со своей страной, в то время как 67,2 % - с городом или районом проживания. Доминирование личных, локальных интересов над общенациональными определяет своеобразие белорусского национально-государственного самосознания.

Различия между культурой восточной и западной частей страны
, а также областных центров и глубинки. Отчасти это обусловлено историей, а также контрастами между социальными процессами на западе и на востоке республики. Так, на западе республики развивается социальное расслоение, углубленное взаимодействие с представителями других национальностей, ориентация на индивидуализм, личную инициативу, а в восточной части преобладают коллективистские ценности. Аналогичные контрасты прослеживаются при сравнении культуры жителей столицы и областных центров с культурой жителей глубинки. Таким контрастам способствуют различия в насыщенности общественно-политической и культурной жизни, уровне образования населения, его доступе к различным формам проведения досуга, распределение информационных потоков.

Сдвиги массовых культурных ценностей населения Беларуси, произошедшие за период независимости, оцениваются социологами как направленные в сторону традиционализма и консерватизма и позволяют сделать некоторые выводы:
Сильная связь с традициями прошлого , сохраняемая и передаваемая через малые группы и территориальные общности. В определенной мере росту национального самосознания у молодого поколения способствовало также школьное образование.

Незавершенность перемен , обусловленная их длительным характером. Свидетельством такой незавершенности служит разнонаправленность тенденций и моделей адаптации у различных возрастных групп.

Неприятие большинством населения политизации общественной жизни, связанное с ценностью предсказуемости и стабильности общественной жизни. Политика как борьба за власть оказалась вне сферы интересов большинства населения.

Рост интереса к религии . Религиозный ренессанс в Беларуси осуществляется в смешанной христианско-языческой форме , позволяющей большинству тех, кто считает себя верующими, совмещать веру в Бога или другую высшую силу с суевериями, не присущими традиционному христианскому сознанию. Доминирующие позиции при этом сохраняет православие, которое для значительной части населения связано с базовыми культурными ценностями белорусского народа.

Упрочение ценности семьи как наиболее важного института выживания в условиях роста неопределенности. Оба пола считают полную семью необходимой для личного счастья и полноценного воспитания детей.

Ценность труда и его справедливой оценки . При этом если среднее поколение чаще рассматривает работу как свой долг по отношению к обществу и больше ценит хорошие отношения в коллективе, то молодежь более ориентирована на высокую оплату и личные достижения. Крое того, для молодежи характерно вытеснение ценностей труда ценностями досуга и потребления.

В целом для современной белорусской культуры характерно эклектичное сочетание традиционных и современных ценностей, что способствует дальнейшей модернизации собственных традиций белорусского общества.

Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

Вопрос о том, чем является белорусская культура - целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную - католическую и восточную - православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина - нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.

Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.

На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.

В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.

Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.

Как известно, с конца Xвека на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.

Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Ефросинии Полоцкой.

На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.

Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XIXIIIв., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже вXIIв. тут появляются такие мощные духовные личности, как Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.

Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.

XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.

Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияние идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).

К XIVстолетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.

Значительные памятники права XVIв. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.

Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.

Белорусы накапливали свое духовное богатство не один век, от чего оно и настолько разнообразно и привлекает к себе окружающих. имеет очень древние корни, при этом традиций и обычаи, хоть и в дополненном и немного видоизмененном варианте, дошли и до нашего времени.

Духовная культура Белоруссии

Формирование общества на протяжении столетий принесло хорошие плоды. На сегодняшний день культура Белоруссии настолько красочна, насыщена и всесторонне развита, что она является всемирным достоянием. Белоруссия также популярна своими реалиями, которые со временем перешли к символам самобытности страны. Наиболее популярными являются слуцкие пояса, резьба, многоцветный кафель, ажурная вытынанка и многое другое.

Религия Белоруссии

Что касается религиозных верований, то выделяют три направления. Основная и ведущая религия Белоруссии – это христианство. По данным 2012 года православие исповедует 77 % населения, всего 10 % католиков и 1,5 % исповедует другие религии, среди которых ислам, иудаизм, бахаизм и индуизм.


Экономика Белоруссии

По объему ВВП Белоруссия занимает 64-е место мирового рейтинга. Экономика Белоруссии развивается в основном за счет экспорта. Тем не менее, рост экономики связан также и со сферой услуг, сельским хозяйством и туризмом. На сегодняшний день валюта – белорусский рубль.


Наука Белоруссии

Страна развивается в разных направлениях, не исключением стала наука. Сегодня в центре научного центра Белоруссии проводятся исследования по вопросам политики, идеологии, управления. Наука Белоруссии и достижения в этой области отражены в журнале «Проблемы управления».


Искусство Белоруссии


Обычаи и традиции Белоруссии

Существующие традиции и обычаи, которые устанавливались еще в древние времена, довольно разнообразны и тесно соприкасаются со всеми славянскими странами. Обычаи и традиции Белоруссии тщательно соблюдаются. Главными праздниками считаются пасха, коляды, громницы, масленица и прочие.


Спорт Белоруссии

Культуре тела в Белоруссии отводится особое внимание. Отличным подтверждением тому стали спортивные достижения. В стране были возведены мирового класса сооружения. Спорт Белоруссии включает в себя совершенно все существующие виды.