Белорусская культура. Основные исторические достижения культуры беларуси История и культура белоруссии кратко

Культуру любой страны можно рассматривать не только как показатель самосознания и духовного развития людей. Она является еще и сильнейшим инструментом идеологического влияния.

Культура Беларуси прошла сложный и противоречивый путь от своего возникновения до нынешнего развития. Это был путь от практически сплошной неграмотности до великих научных открытий и создания шедевров литературы и искусства мирового уровня.

Эпоха Средневековья

Культура Беларуси получила мощный стимул для своего развития после появления на территории страны христианства. Случилось это в середине 9-го в. Новая религия в корне изменила мировоззрение народа. Христианство способствовало возникновению государственности в виде Туровского и Полоцкого княжеств.

В этот период на территории нынешней Беларуси появилось большое количество новых ремесел и искусств. Начали строиться замки, города, храмы. Церкви и монастыри стали своеобразными культурными центрами, при которых велись летописи, открывались школы. Здесь же переписывались книги.

В 11-м в. в Полоцке возвели Софийский собор. Инициатором его постройки был князь Всеслав Чародей. По своему внутреннему убранству собор был схож с тем, который находился в Константинополе.

Начало 12-го в. ознаменовалось строительством Борисоглебского монастыря. Это сооружение находилось под Полоцком, в Бельчицах. Монастырь стал первым в своем роде на всей территории, которую заселяли восточные славяне. Для украшения этого храма впервые была использована керамическая плитка и фрески.

Культура Беларуси получала все большее и большее развитие. Так, в 1161 г. был возведен Спасо-Преображенский собор. Для него по заказу, сделанному Ефросиньей Полоцкой, был изготовлен непревзойденный предмет прикладного искусства. Мастер-ювелир Лазарь из Полоцка создал уникальный крест, обложенный пластинами из золота и серебра и украшенный изображениями святых в виде миниатюрной многоцветной эмали. Уже в одном Полоцке насчитывается 10 храмовых сооружений, возведенных в 12-м в.

Литературное наследие

История культуры Беларуси знает множество личностей, сыгравших большую роль в развитии духовной жизни страны. Одним из таких выдающихся деятелей является Кирилл Туровский (род. примерно в 1130 г., но не позднее 1182 г.). Это был блестящий литератор, высокообразованный человек и известный религиозный деятель. До наших дней сохранилось три его поучения, тридцать молитв, два канона и восемь «Слов». За выдающееся владение ораторским искусством современники звали его Златоустом.

Национальная культура Беларуси не может быть описана без упоминания о Ефросинье Полоцкой. Это внучка князя Всеслава Чародея. Она занималась переписыванием книг, а позже, после пострига в монахини, создавала собственные писания и летописи. Далее она стала игуменьей в полоцком монастыре Св. Спаса. По ее инициативе был построен мужской монастырь. Уже будучи в преклонном возрасте, Ефросинья Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим. Там она и скончалась.

Неоценимый вклад в развитие культуры Беларуси внес живший в 12-м в. Климент Смолятич. Этот выдающийся деятель создал большое количество литературно-церковных произведений. К сожалению, они не сохранились до нашего времени.

Развитие ремесел

Широкое распространение на территории Беларуси получило декоративно-прикладное искусство. Оно развивалось под влиянием византийских традиций. Однако ремесленники страны вносили в него местные черты. В 11-12-м вв. в Беларуси было около шестидесяти различных видов ремесел. Среди них - ювелирное, гончарное, литейное дело, а также художественные работы по дереву.

Высокое мастерство ремесленников тех лет подтверждают находки археологов. Так, в Гродно и Волковыске ученые обнаружили фигурки из камня и кости, а также каменные иконки, украшением которых является тончайшая резьба.

Формирование письменности

Первые летописи, язык которых нес в себе характерные черты старобелорусского, стали создаваться с первой половины 13-го в. Среди таких памятников письменности можно назвать договорную грамоту смоленского князя Мстислава и грамоту полоцкого князя Изяслава. Начиная с 14-го в. старобелорусский язык стал государственным. На нем велась вся канцелярия и делопроизводство в Великом княжестве Литовском. На этом языке проводили свои заседания сеймы. На нем писались законы.

Таким образом, можно говорить о том, что развитие культуры Беларуси в 9-15-м вв. происходило одновременно со становлением государственности. Оно выражалось в распространении образования, просвещения и книжности. В этот же период произошло формирование основных особенностей старобелорусского языка, и появились выдающиеся деятели просвещения. Свое развитие получила и архитектура.

Можно смело говорить о том, что народная культура Беларуси Средневековья явилась фундаментом для дальнейшего становления духовности народа.

Развитие культуры Беларуси в 16-18-м вв.

В этот период в мире были особенно сильны идеи европейского Возрождения, Просвещения и Реформации. Именно они, а также социально-политические и экономические условия того периода наложили свой отпечаток на развитие культуры Беларуси.

В эту эпоху на территории страны продолжили свое успешное развитие литература и образование, наука и искусство.

Белорусский первопечатник

Неоценимый вклад в развитие книжности, литературы и национального языка внес Франциск Скорина. Этот гуманист, просветитель и первопечатник жил в первой половине 16-го в. Благодаря такому выдающемуся человеку старобелорусский язык претерпел реформирование и стал богаче.

В 1517 г. Франциск Скорина издал книгу «Псалтырь». Ее текст был написан на церковнославянском языке с учетом старобелорусской редакции. С 1522 по 1525 г. первопечатник издал такие книги, как «Апостол» и «Малая подорожная книжица». Таким образом, Скорина может считаться предвестником Просвещения и Возрождения в Литовском княжестве.

Реформа школьного образования

В середине 18-го в. в Речи Посполитой происходили большие перемены в экономической сфере. Это и привело к необходимости реформирования школьного образования.

Первый значительный шаг был сделан в 1740 г. Именно в это время один из активных деятелей Просвещения Станислав Канарский произвел реорганизацию обучения, проводимого в школах при монашеском ордене пиаров. Благодаря этому великому человеку сюда стали принимать учеников из семей разных сословий. Посещали школы даже крестьянские дети. Такое обучение длилось шесть лет и являлось совершенно бесплатным.

Более глубокая реформа образования была проведена в 1770-е годы. Ее предложил известный деятель культуры И. Хрептович. Под его руководством было создано первое в Европе Министерство народного образования. Называлось оно Государственная Образовательная комиссия. Это учреждение занималось организацией проверок светских учителей и открыло по всей территории Беларуси 20 подокружных и окружных школ. В 1617 г. Радзивиллами в Слуцке был открыт первый на всех восточнославянских землях лицей.

Развитие науки

Расширение деятельности системы образования способствовало увеличению числа умелых мастеров. В те времена создавалось большое количество самых различных механизмов и приборов. Одним из самых выдающихся представителей науки 17-го в. является Казимир Семенович. Он стал разработчиком и создателем модели многоступенчатой ракеты. Кроме того, Семенович изобрел множество приспособлений в области артиллерии и проторакетной техники, в том числе и стабилизатор «Дельта».

Известным деятелем исторической науки является Альберт Коялович. Среди его работ особое место занимает первое напечатанное исследование Великого княжества Литовского «Исследование Литвы».

Развитие искусства

Системное обновление культуры Беларуси стало основой для возникновения новых видов профессиональной и самодеятельной драматургии. Первым школьным театром, появившимся на территории страны, стал кружок, созданный в 1585 г. при Полоцком иезуитском коллегиуме. В 1788 г. в этом же городе было построено первое здание для постановки спектаклей. В 18-м в. на территории Беларуси действовало двадцать два школьных и двадцать шесть музыкально-драматических театров. С середины 18-го в. в стране был создан и начал активно развиваться профессиональный балет.

Успешная деятельность театров сопровождалась значительным подъемом музыкального искусства. В 18-м в. на территории Беларуси были широко распространены крепостные оркестры, а также капеллы, которых к концу восемнадцатого столетия насчитывалось порядка 30.

Центром музыкального искусства считался город Несвиж. Именно здесь еще с 15-го в. работала музыкальная школа. В ней крепостных мальчиков учили играть на валторне, флейте и скрипке.

Многие деятели культуры Беларуси того периода внесли большой вклад в музыкальное искусство других государств. Например, благодаря творчеству педагога и композитора И. Козловского был открыт новый этап доглинковского периода. В Москве проходили успешные концерты белорусского певца Ивана Коленды.

Развитие культуры страны в 19-20-м вв.

Этот период характерен многими историческими событиями. Это Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, многочисленные восстания, произошедшие в 1794, 1830 и 1863 гг., революции 1905 и 1917 гг., проводимая политика полонизации, а затем и русификации. Тем не менее, несмотря на все глобальные изменения в общественной жизни народа, культура Беларуси неуклонно продолжала свое развитие.

Становление искусства

События политической и социальной жизни страны нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества. Продолжала развиваться и белорусская литература. В ее становление неоценимый вклад внесли Я. Борщевский, А. Рипинский, Я. Чечот и многие другие. Среди выдающихся памятников литературы, созданных в первой половине 19-го в., выделяются анонимные поэмы «Тарас на Парнасе» и «Энеида навыворот».

Первым классиком литературы Беларуси считается Вицент Дунин-Мартинкевич. Его лучшее произведение, созданное в начале 60-х годов, - «Пинская шляхта».

Белорусская литература занимала ведущее место в культуре страны и в начале 20-го в. Это было время, когда проявился талант З. Бядули, Я. Купалы, М. Горецкого, Я. Коласа, Э. Пашкевича (Тетки) и других.

В первой половине 19-го в. в культуре Беларуси значительное место занимали театры. Причем развивалось не только профессиональное, но и любительское искусство. Свое новое развитие театральная жизнь получила в начале 20-го в. Белорусскому зрителю предоставлялась возможность знакомства с театральными постановками братских славянских государств.

В первой половине 19-го в. начали собирать, а после публиковать белорусские народные песни. Велись попытки их концертных и композиционных обработок.

Подъем культуры наблюдался и в области архитектурных решений. Центры белорусских городов застраивались домами государственного и специального назначения. Среди подобных сооружений того времени можно выделить собор Петра и Павла, а также дворец-усадьбу Румянцевых-Паскевичей в Гомеле.

На развитие живописи значительное влияние оказывала Виленская специализированная школа. В ней работало отделение изобразительного искусства. Всего за четверть века школой было подготовлено более 250 граверов, художников и скульпторов.

Значительная страница в истории культуры страны занята печатью. До революции 1905 г. в западных губерниях издавалось пятнадцать правительственных газет. После 1910 г. появились первые издательства, такие как «Наша хата», «Наша нива» и другие.

С 1920-х годов в стране началось большое национально-культурное строительство. После окончания Гражданской войны в Беларуси возобновили свою работу театры, высшие учебные заведения и многие издательства. Русский, белорусский и польский языки были объявлены государственными.

Становление советской культуры сопровождалось ликвидацией малограмотности и безграмотности населения. Для этого открывались многочисленные школы. Массовую неграмотность удалось победить уже к 1939 г. В 1923 г. в стране было введено обязательное школьное обучение.

Ускоренная индустриализация требовала высококвалифицированных кадров. Именно поэтому было принято решение об открытии целого ряда высших учебных заведений. К 1941 г. их насчитывалось уже 25.

Первые годы после Октябрьской революции стали особенно плодотворными для белорусской литературы. В 1923 г. свет увидела эпохальная поэма Я. Коласа «Новая зямля», а в 1925 г. - «Сымон-музыка». В послевоенный период литература страны продолжала развиваться. На ее небосклоне появились новые таланты, такие как И. Мележ, Я. Брыль, В. Быков, И. Шамякин, Р. Бородулин, В. Короткевич. Важное место в их творчестве занимала тема войны.

В советский период продолжило свое развитие театрально-музыкальное искусство, и широко шагнул в массы кинематограф.

Современная культура

В последние годы все основные составляющие национальной самобытности динамично развиваются и получают поддержку со стороны государства. В День культуры Беларуси, который приходится на второе воскресенье октября, проходит много музыкальных и кинематографических фестивалей, выставок и прочих мероприятий. Впрочем, можно сказать о том, что активность культурной жизни страны не угасает в течение всего года.

Министерство культуры Беларуси в своей системе насчитывает более 7 тысяч различных организаций. Это театры и музеи, клубные организации и кинотеатры, библиотеки и цирки. В стране работает три специализированных учреждения высшего образования, среди которых - Институт культуры Беларуси. Государство поддерживает работу детских школ искусств, концертных организаций и образовательных учреждений среднего звена.

В последние годы принят ряд важных законов. Они призваны регламентировать взаимоотношения государства и культуры. Одним из них является «Кодекс о культуре». Беларусь также систематизировала нормы, которые регулируют деятельность этой сферы жизни общества.

Каждый год в стране проводится порядка 60 республиканских, региональных и международных фестивалей. Самым крупным из них является «Славянский базар» в Витебске.

Днем культуры Беларуси можно считать и 17 декабря. В эту дату отмечается День белорусского кино. Это направление искусства не только продолжает традиции предшествующих поколений, но и постоянно ищет новые пути развития. В стране осуществлялись многие совместные проекты. Так, на киностудии «Беларусфильм» снимали свои фильмы Александр Сокуров, Никита Михалков и многие другие известные режиссеры.

Белорусы накапливали свое духовное богатство не один век, от чего оно и настолько разнообразно и привлекает к себе окружающих. имеет очень древние корни, при этом традиций и обычаи, хоть и в дополненном и немного видоизмененном варианте, дошли и до нашего времени.

Духовная культура Белоруссии

Формирование общества на протяжении столетий принесло хорошие плоды. На сегодняшний день культура Белоруссии настолько красочна, насыщена и всесторонне развита, что она является всемирным достоянием. Белоруссия также популярна своими реалиями, которые со временем перешли к символам самобытности страны. Наиболее популярными являются слуцкие пояса, резьба, многоцветный кафель, ажурная вытынанка и многое другое.

Религия Белоруссии

Что касается религиозных верований, то выделяют три направления. Основная и ведущая религия Белоруссии – это христианство. По данным 2012 года православие исповедует 77 % населения, всего 10 % католиков и 1,5 % исповедует другие религии, среди которых ислам, иудаизм, бахаизм и индуизм.


Экономика Белоруссии

По объему ВВП Белоруссия занимает 64-е место мирового рейтинга. Экономика Белоруссии развивается в основном за счет экспорта. Тем не менее, рост экономики связан также и со сферой услуг, сельским хозяйством и туризмом. На сегодняшний день валюта – белорусский рубль.


Наука Белоруссии

Страна развивается в разных направлениях, не исключением стала наука. Сегодня в центре научного центра Белоруссии проводятся исследования по вопросам политики, идеологии, управления. Наука Белоруссии и достижения в этой области отражены в журнале «Проблемы управления».


Искусство Белоруссии


Обычаи и традиции Белоруссии

Существующие традиции и обычаи, которые устанавливались еще в древние времена, довольно разнообразны и тесно соприкасаются со всеми славянскими странами. Обычаи и традиции Белоруссии тщательно соблюдаются. Главными праздниками считаются пасха, коляды, громницы, масленица и прочие.


Спорт Белоруссии

Культуре тела в Белоруссии отводится особое внимание. Отличным подтверждением тому стали спортивные достижения. В стране были возведены мирового класса сооружения. Спорт Белоруссии включает в себя совершенно все существующие виды.

Ее события и факты, и ее развитие напрямую связаны со становлением белорусского народа. Исторические личности и белорусские деятели, внесшие свой неоценимый вклад в достижения истории и культуры белорусского государства, известны далеко за пределами республики. Славится Беларусь и своими достопримечательностями: многие города и деревни и по сей день хранят бесчисленное множество прекрасно сохранившихся , полных неразгаданных тайн белорусской истории!


Белорусские традиции, обычаи, обряды и праздники.

Культурно-историческое наследие Беларуси тесно связано с христианскими мотивами, но в тоже время актуальными остаются сохраненные народом языческие ритуалы. Именно поэтому до наших дней дошло огромное количество белорусских культурных традиций, а также древние языческие ритуалы, такие, как Купалье, Коляды, Дожинки, Масленица и другие. Заметим, что и по сей день народ трепетно относится к этим событиям, следит за календарем, и многие до сих пор чтут знания предков и их праздники.

Достижением нашей культуры является сохранение культурного и - фольклора, который прекрасно передает характер белорусского народа, его изюминку. Сюда мы можем отнести песни, игры, танцы и сказки, легенды и загадки, пословицы и поговорки предков. Они трепетно оберегаются населением и передаются из поколения в поколение, сохраняются в книгах и фильмах, чтутся на праздниках.





Белорусская вышиванка – культурное наследие Беларуси.

Вышиванка - это белорусская национальная одежда, которая в наше время вновь набирает популярность. Теперь вышиванка вышла на международный уровень и стала известна общественности.

Наши предки не носили красивую вышитую одежду каждый день, она приберегалась для особых случаев. Одежда в узорах хранилась для свадеб и других праздничных мероприятий, была «выходной». Красный узор имел для наших предков особый смысл, являлся оберегом, который наносился по краям одежды в виде узоров. Эти узоры оберегали человека от всего плохого.



Вышить узор на наряде – кропотливый труд, работа могла занимать много месяцев, однако результат приносил много счастья и пользы. Каждая мастерица старалась сделать свои наряды самыми красивыми. При этом вышивание на ткани являлось обычным домашним занятием для каждой женщины, вышивка наносилась на одежду и рушники, но на продажу данные изделия не выставлялись.

Национальный белорусский орнамент – это не просто украшение наряда, а целая история. Каждый символ, вышитый на такой одежде, обладал смыслом и сакральным значением. Все узоры можно «разгадать», они связаны с землей и являются особым шифром белорусского народа.


Конечно, современные вышиванки чаще всего представляют собою одежду с принтом. Главным является значение самого узора, нанесенного на одежду.

Колыбелью белорусской культуры называют Полоцкую землю. Самым древним монументальным сооружением в Белоруссии является Софийский собор, построенный именно в Полоцке. По тем временам это было грандиозное строение (ширина 26,4 м, длина (с учетом апсид) 31,5 м). Своеобразные черты полоцкой архитектуры проявляются во всемирно известном Спасском соборе монастыря, который основала Евфросиния Полоцкая -- первая белорусская, а по некоторым историческим сведениям, и восточнославянская просветительница. Кроме того, она известна как первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых.

Спасо-Евфросиньевская церковь - единственная постройка в Белоруссии, где почти полностью сохранилась фресковая роспись XII века, что является памятником изобразительного искусства той эпохи. В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм - наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.

По заказу Евфросиньи Полоцкой выдающийся мастер-ювелир Лазарь Богша в 1161 г. изготовил крест, который она подарила Спасской церкви. Основа креста изготовлена из дерева, покрыта 22 золотыми пластинами с изображениями, выполненными в сложной технике перегородчатой эмали. Украшен крест дорогими камнями и жемчужной обнизью. Надпись на кресте рассказывает, кто, где и когда изготовил крест, из каких материалов и даже какова его стоимость по тем временам, а также слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка. К сожалению, в связи с эвакуацией культурных ценностей в начале ВОВ реликвия была утеряна, её нынешнее местонахождение неизвестно. В 1997 ювелир и художник-эмальер из Бреста Николай Кузьмич изготовил копию креста Ефросиньи Полоцкой.

Среди других произведений древних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениями святых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Она была найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. Подобные иконки находили также в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.

Помимо полоцкой, представляет интерес архитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе, построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частично разрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облик и интерьер. В верхние части стен были искусно вмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковь выглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамической майоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркивает уникальность данного культового сооружения.

Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцов в условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговых связей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, мелкой пластики. В XII-XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело.

Распространение письменности, книжного образования на белорусских землях тесно связано с именами выдающихся просветителей, крупных деятелей культуры К. Туровского, Е. Полоцкой, К. Смолятича, А. Смоленского.

Кирилл Туровский - церковно-политический деятель, оратор, мыслитель и писатель. О его деяниях известно из дошедшего до нас пролога «Жыцiе Кiрылы Тураўскага», написанного не позднее XIII в. неизвестным автором. К. Туровский прославился пленяющими яркой образностью проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст («Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси»). Из его наследия сохранились 3 дидактические повести-притчи, 8 «слов»-проповедей, 2 канона, 21 молитва-исповедь. О международном признании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербских и болгарских списках древних литературных источников.

Популярным на белорусских землях было и устное народное творчество: праздничные и обрядовые песни, заговоры, сказки, фантастические повести, песни, былины, предания, легенды, загадки, пословицы, поговорки и др. В них отображался богатый опыт народа, его знания, мировосприятие, моральные принципы, обычаи, традиции, в том числе обусловленные культом природных стихий и языческих персонажей - олицетворений земли, воды, дождя, грома, молнии, солнца, а также русалок и лесовиков. Так, животворящим существом, матерью-кормилицей представлялась людям Земля - доминантный базисный символ в картине мира белорусов.

Несомненно, национальный язык - центр национальной культуры, важное её достижение. В XIV в. старобелорусский язык стал государственным, официальным языком канцелярии и делопроизводства в Великом Княжестве Литовском. На нем писались законы, проводились заседания сеймов, велась дипломатическая переписка.

В XII-XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485-1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков.

В XIV-XV вв. в древнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихся икон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половина XV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.).

В конце XV в. на Беларуси появляется полихромная скульптура, костелы украшаются каменными ликами, деревянными скульптурами. Яркий пример тому - «Распятие» XIV в. из Голубич Витебской области. В XVI в. ощущается уже влияние готического искусства, например, в скульптурах св. Анны и св. Иоакима (Здитов Брестской обл.). В храмах появляются створчатые алтари со сложными скульптурно-живописными комплексами. Интересно, что чаще всего делали статуи «Марии с младенцем», «Марии Магдалины», «Иоанна Богослова», «Катерины Александрийской» (сохранились скульптуры из д. Мстибово Брестской обл.).

Белорусская литература XVII--XVIII вв. продолжала гуманистические традиции эпохи Возрождения и становилась все более светской, демократичной. В этот период С. Полоцкий, видный белорусский философ, издатель, поэт, переводчик также занимался преподаванием в братских школах, издал «Букварь языка славенска».

Театральная жизнь Беларуси (в XVII - XVIII веках) была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры (например, в Несвиже, Слуцке, Шклове, Гродно, Ружанах, Слониме, Могилеве). Особое место принадлежит Несвижскому театру Радзивиллов (1746 г.), первому светскому театру на восточнославянских землях, организатором которого была Франтишка Урсула Радзивилл (поэтесса, драматург).

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич За- вальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал В. Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»).

В дальнейшие периоды перечень ярких и выдающихся имён (например, в области белорусской литературы) огромен, упомяну лишь отдельные персоналии. В. Сырокомля (1823 - 1862) был не только замечательным поэтом, но и исследователем-краеведом. Ф. Богушевичу (1840 - 1900) известность принесли его поэтические сборники «Дудка белорусская» (1891) и «Смычок белорусский» (1894), где главной темой было положение крестьянства М. Богданович (1891 - 1917) прославился как историк литературы, лирический поэт и критик, а его стихи «Звезда Венера» и «Слуцкие ткачихи» стали песнями.

ХХ век был чрезмерно насыщен разноплановыми событиями, что, несомненно, отражалось и на развитии культуры. Яркими личностями белорусской литературы и драматургии этого периода были Я. Купала, Я. Колас, М. Чарот, М. Горецкий, И. Шемякин, В. Быков. Появляется ряд новых имен в изобразительном (М. Савицкий, М. Данциг, А. Кашкуревич, Г. Ващенко и т.д.) и монументальном искусстве (3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов).

Республика Беларусь представлена национальными объектами в престижном списке всемирного наследия ЮНЕСКО - Мирским и Несвижским замками, Геодезической дугой Струве. Нематериальное наследие представлено обрядом «Колядные цари». Кандидатами внесения в список всемирного наследия Правительством предложены еще около 10 объектов, среди которых Августовский канал ХIХ века, Каменецкая башня, Софийский собор.

культура беларусь искусство литература