Бетховен жанр симфонии в творчестве. Творчество л.в. бетховена. симфоническое и камерно-инструментальное творчество. роль лейтмотива в драматургии симфонии

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО БЕТХОВЕНА

Бетховенские симфонии возникли на почве, подготовленной всем ходом развития инструментальной музыки 18 века, в особенности непосредственными его предшественниками – Гайдном и Моцартом. Сложившийся окончательно в их творчестве сонатно-симфонический цикл, его разумные стройные конструкции оказались прочным основанием массивной архитектуры симфоний Бетховена.

Музыкальное мышление Бетховена - сложный синтез самого серьёзного и передового, рождённого философской и эстетической мыслью его времени, с высшим проявлением национального гения, запечатленным в широких традициях многовековой культуры. Много художественных образов подсказала ему и реальная действительность - революционная эпоха (3, 5, 9 симфонии). Особенно волновала Бетховена проблема "героя и народа". Герой Бетховена неотделим от народа, и проблема героя перерастает в проблему личности и народа, человека и человечества. Случается, что герой гибнет, но гибель его венчает победа, несущая счастье освобождённому человечеству. Наряду с героической тематикой богатейшее отражение нашла тема природы (4, 6 симфония, 15 соната, многие медленные части симфоний). В понимании и восприятии природы Бетховен близок идеям Ж.-Ж. Руссо. Природа для него - не грозная, непостижимая сила, противостоящая человеку; она – источник жизни, от соприкосновения с которым человек нравственно очищается, обретает волю к деятельности, смелее смотрит в будущее. Глубоко проникает Бетховен и в тончайшую сферу человеческих чувств. Но, раскрывая мир внутренней, эмоциональной жизни человека, Бетховен рисует всё того же героя, сильного, гордого, мужественного, который никогда не становится жертвой своих страстей, так как его борьбу за личное счастье направляет всё та же мысль философа.

Каждая из девяти симфоний – произведение исключительное, плод долгого труда (например, над симфонией №9 Бетховен работал 10 лет).

симфонии

В первой симфонии C - dur черты нового бетховенского стиля проступают очень скромно. По мнению Берлиоза, «это превосходная музыка… но… ещё не Бетховен». Заметно движение вперёд во второй симфонии D - dur . Уверенно-мужественный тон, динамика развития, энергия значительно ярче раскрывают образ Бетховена. Но подлинный творческий взлёт произошёл в Третьей симфонии. Начиная с Третьей симфонии, героическая тема вдохновляет Бетховена на создание самых выдающихся симфонических произведений – Пятой симфонии, увертюр, затем эта тема возрождается с недосягаемым художественным совершенством и размахом в Девятой симфонии. Одновременно Бетховен раскрывает и другие образные сферы: поэзия весны и юности в симфонии №4, динамика жизни Седьмой.

В Третьей симфонии, по словам Беккера, Бетховен воплотил «только типическое, вечное… - силу воли, величие смерти, творческую мощь – он соединяет воедино и из этого творит свою поэму о всём великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку» [Пауль Беккер. Бетховен, т. II . Симфонии. М., 1915, стр. 25.] Вторая часть – Траурный марш, непревзойдённая по красоте музыкальная героико-эпическая картина.

Идея героической борьбы в Пятой симфонии проводится ещё более последовательно и направленно. Подобно оперному лейтмотиву, четырёхзвучная основная тема проходит через все части произведения, трансформируясь по ходу развития действия и воспринимается как символ зла, трагически вторгающегося в жизнь человека. Велик контраст между драматизмом первой части и медлительно-задумчивым течением мысли во второй.

Симфония №6 «Пасторальная», 1810

Слово «пастораль» обозначает мирную и беззаботную жизнь пастухов и пастушек среди трав, цветов и тучных стад. Со времен античности пасторальные картины с их размеренностью и покоем были для образованного европейца неколебимым идеалом и продолжали оставаться им во времена Бетховена. «Никто на белом свете не может любить деревню так как я, - признавался он в своих письмах. - Я могу полюбить какое-нибудь дерево больше чем человека. Всемогущий! В лесах счастлив я, я счастлив в лесах, где каждое дерево говорит о тебе».

«Пасторальная» симфония – сочинение знаковое, напоминающее о том, что настоящий Бетховен – вовсе не фанатик-революционер, готовый ради борьбы и победы отказаться от всего человеческого, а певец свободы и счастья, в пылу сражения не забывающий о цели, ради которой приносятся жертвы и совершаются подвиги. Для Бетховена активно-драматические сочинения и пасторально-идиллические – это две стороны, два облика его Музы: действие и размышление, борьба и созерцание составляют для него, как для всякого классика, обязательное единство, символизируя уравновешенность и гармонию природных сил.

«Пасторальная» симфония имеет подзаголовок «Воспоминания о сельской жизни». Поэтому совершенно естественно в первой ее части звучат отголоски деревенской музыки: свирельные наигрыши, сопровождающие сельские прогулки и танцы поселян, лениво переваливающиеся напевы волынки. Однако рука Бетховена, неумолимого логика, видна и здесь. И в самих мелодиях, и в их продолжении проступают схожие черты: возвратность, инерция и повторность господствуют в изложении тем, в малых и больших фазах их развития. Ничто не отступит, не повторившись несколько раз; ничто не придет к неожиданному или новому итогу – все вернется на круги своя, включится в ленивый круговорот уже знакомых мыслей. Ничто не примет навязанного извне плана, а будет следовать заведенной инерции: всякий мотив волен неограниченно разрастаться или сойти на нет, раствориться, уступая место другому подобному мотиву.

Не так ли инерционны и спокойно-размеренны все природные процессы, не так ли единообразно и лениво плывут в небе облака, колышутся травы, журчат ручьи и реки? Природная жизнь в отличие от жизни людей не обнаруживает явной цели, и оттого она лишена напряжения. Вот она, жизнь-пребывание, жизнь, свободная от желаний и стремления к желаемому.

Как в противовес господствующим вкусам Бетховен в последние творческие годы создаёт произведения, исключительные по глубине и величию.

Хотя Девятая симфония далеко не последнее произведение Бетховена, именно она явилась сочинением, завершающее идейно-художественные искания композитора. Проблемы, очерченные в симфониях №3 и 5 здесь приобретаю всечеловеческий, вселенский характер. Принципиально изменился и сам жанр симфонии. В инструментальную музыку Бетховен вводит слово . Это открытие Бетховена не раз использовали композиторы 19, 20 века. Обычный принцип контраста Бетховен подчиняет идее непрерывного образного развития, отсюда нестандартное чередование частей: вначале две быстрые части, где концентрируется драматизм симфонии, а медленная третья часть подготавливает финал – итог сложнейших процессов.

Девятая симфония – одно из самых выдающихся творений в истории мировой музыкальной культуры. По величию идеи, по широте замысла и мощной динамике музыкальных образов Девятая симфония превосходит всё созданное самим же Бетховеном.

+МИНИБОНУС

ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ БЕТХОВЕНА.

Поздние сонаты отличаются большой сложностью музыкального языка, композиции. Бетховен во многом отступает от закономерностей формообразования, типичных для классической сонаты; тяготение в ту пору к философско-созерцательным образам привело к увлечению полифоническими формами.

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. «К ДАЛЁКОЙ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ». (1816 ?)

Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен "КДВ". Совершенно оригинальный по замыслу и композиции, он явился ранним предвестником романтических вокальных циклов Шуберта и Шумана.

Бетховен первый придал симфонии общественное назначение , возвысил её до уровня философии. Именно в симфонии с наибольшей глубиной воплотилось революционно-демократическое мировоззрение композитора.

Бетховен создавал в своих симфонических произведениях величественные трагедии и драмы. Бетховенская симфония, обращённая к огромным человеческим массам, имеет монументальные формы . Так, I часть «Героической» симфонии почти в два раза превышает I часть самой большой из симфоний Моцарта – «Юпитер», а исполинские размеры 9-й симфонии вообще несоизмеримы ни с одним из ранее написанных симфонических произведений.

До 30 лет Бетховен вообще не писал симфонии. Любое симфоническое произведение Бетховена – плод самого долго труда. Так, «Героическая» создавалась 1,5 года, Пятая симфония – 3 года, Девятая – 10 лет. Большинство симфоний (от Третьей до Девятой) приходится на период самого высокого подъёма бетховенского творчества.

I симфония подводит итог исканиям раннего периода. По словам Берлиоза, «это уже не Гайдн, но ещё не Бетховен». Во Второй, Третьей и Пятой – выражены образы революционной героики. Четвёртая, Шестая, Седьмая и Восьмая – отличаются своими лирическими, жанровыми, скерцозно-юмористическими чертами. В Девятой симфонии Бетховен в последний раз возвращается к теме трагической борьбы и оптимистического жизнеутверждения.

Третья симфония, «Героическая» (1804).

Подлинный расцвет творчества Бетховена связывают с его Третьей симфонией (период зрелого творчества). Появление этого сочинения предшествовали трагические события в жизни композитора – наступление глухоты. Поняв, что надежды на выздоровление нет, он погрузился в отчаяние, мысли о смерти не покидали его. В 1802 г. Бетховен написал своим братья завещание, известное под названием Хайлигенштадского.

Именно в тот страшный для художника момент родилась идея 3-ей симфонии и начался душевный перелом, с которого начинается самый плодотворный период в творческой жизни Бетховена.

Произведение это отразило увлечение Бетховена идеалами Французской революции и Наполеоном, который олицетворял в его сознании образ истинного народного героя. Закончив симфонию, Бетховен назвал её «Буонапарте». Но вскоре в Вену пришла весть о том, что Наполеон изменил революции и провозгласил себя императором. Узнав об этом, Бетховен пришёл в ярость и воскликнул: «Этот – тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами всё человеческие права, следовать только своему честолюбию, будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!». По свидетельству очевидцев, Бетховен подошёл к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол. Впоследствии композитор дал симфонии новое название – «Героическая».

С Третьей симфонии началась новая новая эра в истории мирового симфонизма. Смысл произведения в следующем: в ходе титанической борьбы герой погибает, но его подвиг бессмертен.

I часть – Allegro con brio (Es-dur). Г. П. – образ героя и борьбы.

II часть – траурный марш (c-moll).

III часть – Скерцо.

IV часть – Финал – чувство всеохватывающего народного веселья.

Пятая симфония, c - moll (1808).

Эта симфония продолжает идею героической борьбы Третьей симфонии. «Через мрак - к свету», - так определил эту концепцию А. Серов. Композитор не дал этой симфонии названия. Но её содержание связывают со словами Бетховена, сказанными им в письме к другу: «Не надо покоя! Иного покоя, кроме сна, я не признаю…Я схвачу судьбу за глотку. Совсем согнуть меня ей не удастся». Именно идея борьбы с судьбой, с роком определило содержание Пятой симфонии.

После грандиозной эпопеи (Третья симфония) Бетховен создаёт лаконичную драму. Если Третью сравнивают с «Илиадой» Гомера, то Пятую симфонию – с классицистской трагедией и операми Глюка.

4 часть симфонии воспринимаются как 4 акта трагедии. Они связаны между собой лейтмотивом, с которого начинается произведение, и о котором сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Предельно лаконично, как эпиграф (4 звука), обрисована эта тема с резко стучащим ритмом. Это символ зла, трагически вторгающегося в жизнь человека, как препятствие, требующее неимоверных усилий для преодоления.

В I части тема рока безраздельно господствует.

Во II части иногда её «постукивание» тревожно настораживает.

В III части – Allegro - (Бетховен здесь отказывается и от традиционного менуэта, и от скерцо («шутка»), т.к. музыка здесь тревожна и конфликтна) – звучит с новым ожесточением.

В финале (праздник, триумфальный марш) тема рока звучит как воспоминание о прошедших драматических событиях. Финал – грандиозный апофеоз, достигающий своего апогея в коде, выражающей победное ликование охваченных героическим порывом масс.

Шестая симфония, «Пасторальная» (F - dur , 1808).

Природа и слияние с ней, чувство душевного покоя, образы народной жизни – таково содержание этой симфонии. Среди девяти симфоний Бетховена Шестая – единственная программная, т.е. имеет общее название и озаглавлена каждая часть:

I часть – «Радостные чувства по прибытии в деревню»

II часть – «Сцена у ручья»

III часть – «Весёлое сборище поселян»

IV часть – «Гроза»

V часть – «Пастушья песнь. Благодарственная песнь божеству после грозы».

Бетховен стремился избежать наивной изобразительности и в подзаголовке к названию подчеркнул – «больше выражение чувства, чем живопись».

Природа как бы примиряет Бетховена с жизнью: в своём обожании природы он стремится найти забвение от печалей и тревог, источник радости и вдохновения. Глухой Бетховен, уединяясь от людей, часто бродил в лесах в предместье Вены: «Всемогущий! Я счастлив в лесах, где каждое дерево говорит о тебе. Там, в покое, можно служить тебе».

«Пасторальная» симфония часто считается предвестницей музыкального романтизма. «Вольная» трактовка симфонического цикла (5 частей, в то же время, поскольку последние три части исполняются без перерыва – то три части), так же как и тип программности, предвосхищающий произведения Берлиоза, Листа и других романтиков.

Девятая симфония (d - moll , 1824).

Девятая симфония – один из шедевров мировой музыкальной культуры. Здесь Бетховен опять обращается к теме героической борьбы, которая приобретает всечеловеческие, вселенские масштабы. По грандиозности художественного замысла Девятая симфония превосходит все сочинения, созданные Бетховеном до неё. Недаром А. Серов писал, что «к этому «девятому валу» клонилась вся великая деятельность гениального симфониста».

Возвышенная этическая идея произведения – обращение ко всему человечеству с призывом к дружбе, к братскому единению миллионов – получает воплощение в финале, который является смысловым центром симфонии. Именно в нём Бетховен впервые вводит хор и певцов-солистов. Это открытие Бетховена не раз использовали композиторы XIX-XX столетий (Берлиоз, Малер, Шостакович). Бетховен использовал строки из оды «К радости» Шиллера (идея свободы, братства, счастья человечества):

Люди – братья меж собой!

Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной!

Бетховену нужно было слово, ибо пафос ораторской речи обладает повышенной силой воздействия.

В Девятой симфонии присутствуют черты программности. В финале повторяются все темы предыдущих частей – своего рода музыкальное разъяснение замысла симфонии, за которым следует и словесное.

Интересна и драматургия цикла: вначале следуют две быстрые части с драматическими образами, затем III часть – медленная и финал. Т. о., всё непрерывное образное развитие неуклонно движется к финалу – итогу жизненной борьбы, различные аспекты которой даны в предшествующих частях.

Успех первого исполнения Девятой симфонии в 1824 году был триумфальным. Бетховена приветствовали пятикратными аплодисментами, тогда как даже императорскую семью по этикету полагалось приветствовать лишь троекратно. Глухой Бетховен уже не мог расслышать рукоплесканий. Только когда его повернули лицом к публике, он смог убедиться в восторге, охватившем слушателей.

Но, при всём этом, второе исполнение симфонии прошло через несколько дней в полупустом зале.

Увертюры.

Всего у Бетховена – 11 увертюр. Почти все они возникали как вступление к опере, балету, театральной пьесе. Если ранее назначение увертюры состояло в подготовке к восприятию музыкально-драматического действия, то у Бетховена увертюра перерастает в самостоятельное произведение. У Бетховена увертюра перестаёт быть вступлением к последующему действию и превращается в самостоятельный жанр, подчиняющийся своим внутренним законам развития.

Лучшие увертюры Бетховена – «Кориолан», «Леонора» № 2 2 , «Эгмонт». Увертюра «Эгмонт» - по трагедии Гёте. Её тема – борьба нидерландского народа против поработителей-испанцев в XVI веке. Герой Эгмонт, борясь за свободу, гибнет. В увертюре опять всё развитие движется от мрака к свету, от страданий – к радости (как в Пятой и Девятой симфониях).

Вклад Бетховена в мировую культуру определяется, прежде всего, его симфоническими произведениями. Он был величайшим симфонистом, и именно в симфонической музыке наиболее полно воплотились и его мировоззрение, и основные художественные принципы. Путь Бетховена–симфониста охватил почти четверть столетия (1800 – 1824), но влияние его распространилось на весь 19 и даже во многом на 20 век. В 19 веке каждый композитор-симфонист должен был решить для себя вопрос, будет ли он продолжать одну из линий бетховенского симфонизма или попытается создать что-то принципиально иное. Так или иначе, но без Бетховена симфоническая музыка 19 века была бы совершенно иной. У Бетховена 9 симфоний, (10 осталась в эскизах). По сравнению со 104 гайдновскими или 41 моцартовскими это немного, но каждая из них – событие. Условия, в которых они сочинялись и исполнялись, коренным образом отличались от того, что было при Гайдне и Моцарте. Для Бетховена симфония – жанр, во-первых, сугубо общественнй, исполняемый преимущественно в больших залах, Бетховен предназначал свои симфонии для исполнения в открытых концертах-академиях (они проходили обычно либо перед Рождеством, либо во время Великого поста, когда в театрах были запрещены сценические представления), довольно солидным по тогдашним меркам оркестром; а во-вторых - жанр идейно очень значительный, не позволяющий писать такие сочинения сразу сериями по 6 штук. Поэтому бетховенские симфонии, как правило, гораздо крупнее даже моцартовских (кроме 1 и 8-й) и принципиально индивидуальны по концепции. Каждая симфония дает единственное решение – как образное, так и драматургическое. Правда, в последовательности бетховенских симфоний обнаруживаются некоторые закономерности, давно замеченные музыкантами. Так, нечетные симфонии – более взрывчатые, героические или драматические (кроме 1-й), а четные – более «мирные», жанрово-бытовые (более всего – 4, 6 и 8-я). Это может объясняться тем, что Бетховен нередко задумывал симфонии попарно и даже писал их одновременно или сразу друг за другом (5 и 6 на премьере даже «поменялись» номерами; 7 и 8 последовали подряд). Любое симфоническое произведение Бетховена – плод долгого, подчас многолетнего труда: Героическая создавалась в течение полутора лет, Пятую Бетховен начал в 1805 году и закончил в 1808 году, а работа над Девятой симфонией растянулась почти на десять лет. Следует добавить, что большинство симфоний, от Третьей до Восьмой, не говоря о Девятой, приходится на период расцвета и самого высокого подъема бетховенского творчества. В Первой симфонии до мажор черты нового бетховенского стиля проступают еще очень робко и скромно. По мнению Берлиоза, Первая симфония – “превосходно написанная музыка, но это еще не Бетховен”. Заметно движение вперед во Второй симфонии ре мажор, появившейся в 1802 году. Уверенно-мужественный тон, стремительность динамики, вся ее поступательная энергия значительно ярче раскрывают лицо создателя будущих триумфально-героических творений, Но подлинный творческий взлет, произошел в Третьей симфонии. Пройдя через лабиринт духовных исканий, Бетховен в Третьей симфонии нашел свою героико-эпическую тему. Впервые в искусстве с такой глубиной обобщений преломился страстный драматизм эпохи, ее потрясения и катастрофы. Показан и сам человек, завоевывающий право на свободу, любовь и радость. Начиная с Третьей симфонии, героическая тема вдохновляет Бетховена на создание самых выдающихся симфонических произведений – Пятой симфонии, увертюр “Эгмонт”, “Кориолан”, “Леонора». Уже под конец жизни эта тема возрождается с недосягаемым художественным совершенством и размахом в Девятой симфонии. Одновременно поднимает Бетховен в симфонической музыке и иные пласты. Поэзия весны и юности, радость жизни, ее вечного движения – таким представляется комплекс поэтических образов Четвертой симфонии си бемоль мажор. Теме природы посвящена Шестая (Пасторальная) симфония. В “непостижимо превосходной”, по словам Глинки, Седьмой симфонии ми мажор жизненные явления предстают в обобщенно танцевальных образах; динамика жизни, ее чудодейственная красота скрывается за ярким сверканием сменяющихся ритмических фигур, за неожиданными поворотами танцевальных движений. Даже глубочайшая печаль знаменитого Allegretto не в состоянии погасить искрометность танца, умерить огненный темперамент пляса окружающих Allegretto частей. Рядом с могучими фресками Седьмой – тонкая и изящная камерная живопись Восьмой симфонии фа мажор. Главные особенности бетховенского симфонического метода. 1. Показ образа в единстве противоположных, борющихся друг с другом элементов. Бетховенские темы часто строятся на контрастных мотивах, образующих внутреннее единство. Отсюда их внутренняя конфликтность, которая служит предпосылкой напряженного дальнейшего развития. 2. 2. Огромная роль производного контраста. Под производным контрастом понимается такой принцип развития, при котором новый контрастный мотив или тема, является результатом преобразования предыдущего материала. Новое вырастает из старого, которое переходит в собственную противоположность. На примере главной темы 5 симфонии в 1 части, далее в третьей части она немного преобразована «можно наиграть», и в 4 части симфонии она звучит как воспоминание и из 1 части и из 3. 3. 3. Непрерывность развития и качественных изменений образов. Развитие тем начинается буквально с самого начала их изложения. Так, в 5 симфонии в 1 части нет ни одного такта собственно экспозиции (за исключением «эпиграфа» – самых первых тактов). Уже на протяжении главной партии начальный мотив разительно преображается – он воспринимается одновременно и как «роковой элемент» (мотив судьбы) и как символ героического сопротивления, то есть противостоящего року начала. Чрезвычайно динамична и тема главной партии «Героической» симфонии, которая также сразу дается в процессе бурного развития. Вот почему при лаконизме бетховенских тем – партии сонатных форм весьма развернуты. Начавшись в экспозиции, процесс развития охватывает не только разработку, но и репризу, и коду, которая превращается как бы во вторую разработку. То есть происходит как бы сквозное развитие что характерно для симфонизма бетховена. 4. 4. Качественно новое единство сонатно-симфонического цикла, по сравнению с циклами Гайдна и Моцарта. Симфония становится «инструментальной драмой», где каждая часть является необходимым звеном единого музыкально-драматургического «действия». Кульминацией этой «драмы» является финал. Ярчайший образец бетховенской инструментальной драмы – «Героическая» симфония, все части которой связаны общей линией развития, направленной к грандиозной картине всенародного торжества в финале. Говоря о симфониях Бетховена, следует подчеркнуть его оркестровое новаторство. Из новшеств: фактическое формирование медной группы. Хотя трубы по-прежнему играют и записываются вместе с литаврами, функционально они с валторнами начинают трактоваться как единая группа. К ним присоединяются и тромбоны, которых не было в симфоническом оркестре Гайдна и Моцарта. Тромбоны играют в финале 5 симфонии (3 тромбона), в сцене грозы в 6-й (здесь их только 2), а также в некоторых частях 9-й (в скерцо и в молитвенном эпизоде финала, а также в коде). уплотнение «среднего яруса» заставляет наращивать вертикаль сверху и снизу. Сверху появляется флейта пикколо (во всех указанных случаях, кроме молитвенного эпизода в финале 9-й), а снизу – контрафагот (в финалах 5 и 9 симфонии). Но в любом случае флейт и фаготов в бетховенском оркестре всегда по две. Продолжая традиции «Лондонских симфоний» Гайдна и поздних симфоний Моцарта, Бетховен усиливает самостоятельность и виртуозность партий почти всех инструментов, включая трубу (знаменитое соло за сценой в увертюрах "Леонора" №2 и №3) и литавры. Партий струнных у него нередко бывает реально 5 (контрабасы отделяются от виолончелей), а иногда и больше (игра дивизи). Солировать, исполняя очень яркий материал, могут все деревянные духовые, в том числе фагот, а также валторны (хором, как в трио скерцо 3 симфонии, или отдельно). Особенности музыкального языка. Мелодика. Первооснова его мелодики – в трубных сигналах и фанфарах, в призывных ораторских возгласах и маршевых оборотах. Часто используется движение по звукам трезвучия (главная. партия. «Героической симфонии»; тема финала 5 симфонии, главная партия первой части 9 симфонии). Но это даже не особенность у Бетховена это было и до него просто у бетховена в частности. Цезуры Бетховена – это знаки препинания в речи. Ферматы у Бетховена – это паузы после патетических вопросов. Музыкальные темы Бетховена часто состоят из контрастных элементов. Контрастное строение тем встречается и у предшественников Бетховена (особенно у Моцарта), но у Бетховена это становится уже закономерностью. контрастность внутри темы перерастает в конфликт главной и побочной партии. Метроритм, несёт в себе заряд мужественности, воли, активности. Маршевые ритмы чрезвычайно распространены. Танцевальные ритмы (в картинах народного веселья – финал 7 симфонии, финал сонаты «Аврора», когда после долгих страданий и борьбы наступает момент торжества и радости. Что касается Гармонии, то применяется лаконичное использование неаккордовых звуков) – контрастно-драматургическая трактовка гармонической последовательности (связь с принципом конфликтной драматургии). Резкие, смелые модуляции в отдалённые тональности. Что касается форм то Бетховен является создателем формы свободных вариаций (финал фортепианной сонаты № 30, вариации на тему Диабелли, 3 и 4 части 9 симфонии). также вариации широко используются в в симфоническом цикле, пример 5 симфония, в 7 симфонии 2 часть там тема не меняется, меняется только оркестровка. ему принадлежит заслуга введения вариационной формы в крупную форму. Эволюция симфонического творчества Бетховена. 1 симфония. Здесь бетховен ведёт диалог с традицией, пример, традиционно нужно начинать симфонию с показа тоники, а в 1 симфония начинается с показа суб доминанты, что вызывает нарекания критиков, тоже было и с 5 симфонии из-за ми бемоль мажора которому придан особый смысл в развитии, который в итоге приведёт к тонике. Также в 1 симфонии обращает на себя внимание странный менуэт, а по сути как скерцо. 2 симфония конечно более традиционна. Это так называемая проба пера и здесь бетховен ярче всего выступает как венский классик, потому что здесь черты приемственности венской классической школы наиболее очевидны. Дальше начиная с 3 симфонии бетховен если можно так выразиться становится самим собой, связано это прежде всего с тем что он нашёл свою героико-драмматическую тему, одновременно с другой стороны уже с 3 симфонии он находит свой тип симфонического цикла а именно, если классический тип симфонического цикла строится по типу арочной драматургии, то есть когда 1 4 части образуют обрамление или арку всей симфонии, бетховенский же тип предполагает перенесение центра тяжести только на финал симфонии, и всё устремлено к нему, а чтобы это устремление было ярче и логичнее можно менять части местами, 2 и 3 части, ненужно делать окончательного вывода в 1 части, как пример окончанием 3 симфонии в частности является всётаки финал.

Считавшаяся ранней симфонией Бетховена, Симфония До мажор "Jena", сейчас признана принадлежащей Фридриху Витту (Friedrich Witt).

Бетховен в последний год жизни собирался написать ,

Наиболее выдающаяся область бетховенского творчества – симфоническая музыка. Она относится к самым великим достиже­ниям мировой культуры и стоит в одном ряду с такими явлениями искусства, как «Страсти» Баха, поэзия Гёте и Пушкина, трагедии Шекспира. Бетховен первым придал симфонии общественное значение и возвысил ее до идейного уровня философии и литературы. Полное и совершенное выражение нашли здесь и присущие ему черты монументального обобщения, и свойство обращаться в искусстве ко всему человечеству.

Симфонизм Бетховена в своих истоках тесно связан с ранними венскими классиками. В этой области (в большей мере, чем в фортепианной, оперной или хоровой) он непосредственно продолжает их традиции. Преемственность симфонических принципов Гайдна и Моцарта ощутима у Бетховена вплоть до зрелых произ­ведений.

В творчестве ранних венских классиков сложились основные принципы симфонического мышления. В их музыке уже господ­ствует «непрерывность музыкального сознания, когда ни один эле­мент не мыслится и не воспринимается как независимый среди множества остальных» (Асафьев). Симфонии Гайдна и Моцарта отличались широким обобщающим характером. Они воплотили разносторонний круг типических образов и идей своего времени.

От Гайдна Бетховен воспринял гибкую, пластическую и строй­ную форму раннеклассицистской симфонии, лаконичность его симфонического письма, его принцип мотивной разработки. К гайдновскому направлению симфонизма восходят все жанрово-танцевальные симфонии Бетховена.

Во многом бетховеиский стиль подготовили и поздние симфонии Моцарта с их внутренней контрастностью, интонационным един­ством, целостностью структуры цикла, разнообразием разработочных и полифонических приемов. Бетховену были близки драматич­ность, эмоциональная глубина, художественная индивидуализация этих произведений.

Наконец, в ранних бетховенских симфониях ясна преемствен­ность характерных интонаций, отстоявшихся в венской музыке XVIII века.

И все же, при всей очевидной связи с симфонической культу­рой века Просвещения, симфонии Бетховена значительно отлича­ются от произведений его предшественников.

На протяжении своей жизни этот величайший симфонист, ге­ниальный мастер сонатного письма создал всего девять симфоний. Сопоставим это число с более чем сорока симфониями, принадле­жащими Моцарту, с более ста, написанными Гайдном. Вспомним, что свое первое произведение в симфоническом жанре Бетховен сочинил очень поздно – в тридцатилетнем возрасте, обнаружив при этом верность традициям, что кажется несовместимым со смелым новаторством его же собственных фортепианных произведений тех же лет. Это парадоксальное положение объясняется одним обстоятельством: появление каждой симфонии как бы знаменовало для Бетховена рождение целого мира. Каждая из них обобщала целый этап творческих исканий, каждая раскрывала свой неповторимый круг образов и идей. В симфоническом творчестве Бетховена нет типизированных приемов, общих мест, повторяющихся мыслей и образов. По значительности идей, силе эмоционального воздействия, индивидуальности содержания бетховенские произведения воз­вышаются над всей инструментальной культурой ХVIII века. Каждая его симфония занимает выдающееся место в мировом музы­кальном творчестве.

В девяти симфониях Бетховена сосредоточены ведущие худо­жественные устремления композитора на протяжении всего его творческого пути. При всем индивидуальном своеобразии и сти­листическом отличии ранних и поздних произведений, девять симфоний Бетховена как бы образуют вместе единый грандиозный цикл.

Первая симфония подводит итог исканиям раннего периода, но во Второй, Третьей, Пятой с возрастающей целеустремленностью выражены образы революционной героики. При этом почти после каждой монументальной драматической симфонии Бетховен обра­щался к контрастной эмоциональной сфере. Четвертая, Шестая, Седьмая, Восьмая симфонии своими лирическими, жанровыми, скерцозно-юмористическими чертами оттеняют напряженность и величественность героико-драматических замыслов других симфо­ний. И, наконец, в Девятой в последний раз Бетховен возвра­щается к теме трагической борьбы и оптимистического жизнеутверждения. Он достигает в ней предельной художественной выра­зительности, философской глубины и драматизма. Эта симфония венчает все произведения мировой гражданско-героической музы­ки прошлого.