Бухта Афродиты. Место, где сбываются мечты. Место рождения афродиты

Кипр — это земля с богатой историей и родина известного романтического мифа о рождении Афродиты.
Прекрасная и обнаженная, греческая богиня любви, плодородия и вечной весны появилась из пены морской. Предысторию ее появления назвать красивой довольно сложно. Согласно одной из легенд, она была «зачата» из крови оскопленного бога Урана, когда та упала в воды Средиземного моря. Кровь, соединившись с водой, образовала белоснежную пену, из которой и вышла на берег Афродита.

Там, где ступала нога ее, распускались цветы и зеленела трава. Прямых доказательств рождения богини именно здесь нет. Хотя об этом говорится в многочисленных поэмах. Но ведь и второе свое имя — Киприда , Афродита явно получила не просто так, а по названию места своего рождения.

Прикоснуться к легенде

На Кипр туристов привлекают самые разные вещи. Одни едут сюда отдохнуть от суеты больших городов и трудовых будней, другие — понежиться на среди самобытной природы, третьи приезжают за и сладостями. Но все без исключения обязательно едут посмотреть на место, где, по преданию, Афродита вышла из пены на берег.
Это достопримечательность и, в некотором роде, символ острова. Есть у символа и свое название: Камень Афродиты или же Камень грека (скала Petra tou Romiou ). Иногда туристы путают его с Купальней Афродиты. Последнее известно тем, что там богиня принимала ванны, а в первом — явилась из пены морской. С покровительницей любви и красоты связано несколько туристических :

  • Непосредственно пляж и скалы
  • Купальня Афродиты (бухта)
  • Тропа
  • Отель Афродиты

Последний, конечно, сложно отнести к достопримечательностям острова, но имя греческой небожительницы он тоже носит.

Как добраться и что посмотреть

Место рождения Афродиты на Кипре расположено рядом с Пафосом. Из Пафоса до Камня Афродиты придется преодолеть 15 километров на юго-восток, в сторону , по старой дороге нам морем (трасса В6). Но что значит это расстояние, если у вас есть возможность прикоснуться к свидетельству древней истории Кипра? Песчаный пляж Афродиты по праву считается одним из самых красивых уголков острова.

Сюда приезжают не только полюбоваться пейзажем и сделать пару фото на память. Если вы выбрались отдохнуть со своей второй половинкой, не забудьте искупаться. Как гласит легенда, купание в этих водах не только продлевает молодость и дает непобедимость, но и дарует вечную любовь парочкам. Так что это довольно популярное место у молодоженов.

Неподалеку находится одноименная бухта. В ней скалы образуют маленький грот, где и располагается Купальня Афродиты . По преданию, там она не только принимала ванны, но и предавалась любовным утехам с Дионисом и другими достойными мужами того времени. Правда, искупаться сегодня в купальне не получится, да и воду пить запрещено, но полюбоваться видом и сделать фото на память о Кипре стоит.

За купелью начинается Тропа Афродиты . Сегодня это популярный туристический маршрут на острове. Его протяженность около 7 км. На своем пути вы встретите руины Пиргоса Регина, около которых растет вековой дуб. С тропы открывается прекрасная панорама мыса Акамаса, Полиса и леса Пафоса. У руин, а затем на пути между самой купальней и деревушкой Какоскали, располагается по фонтану с чистой питьевой водой. Сама тропа соединяется с тропой Адониса.
Храм Афродиты вы найдете неподалеку от поселка Куклия, что в 15 км от . Конечно, до сегодняшнего дня во всем своем великолепии он не сохранился. В начале нашей эры первоначальный храм был разрушен мощным землетрясением. Римляне построили на его месте еще более величественное сооружение. Но и от него до наших дней дошли лишь руины.

Началом упадка храма можно считать появление на Кипре христианства в IV веке н.э. В конце XIV века, во время раскопок, здесь обнаружили множество артефактов, которые теперь выставлены в музеях Лондона, Пафоса и Нью-Йорка. От места рождения Афродиты до Храма около 8 км по трассе В6. Затем нужно повернуть по указателю и еще с километр двигаться до входа в святилище.

По следам легенды

Что касается , то имя покровительницы острова носят сразу несколько гостиниц: Aphrodite Sands Resort 4* и Aphrodite Hills Holiday Residences 5* в Пафосе, а также Aphrodite Beach Hotel 2* в Лачи. Если вы хотите провести весь свой отпуск под покровительством греческой девы, выбирайте по своим вкусам и возможностям.

Нельзя не упомянуть и о вине. Этому благородному напитку кипрская компания КЕО, производящая алкогольные напитки, присвоила также имя Афродиты. Под ее знаком выпускают мягкое и нежное по вкусу белое полусладкое вино, крепостью 12%. Особой популярностью, как можно догадаться, пользуется у представительниц прекрасного пола.

Кипр — маленький райский уголок, где занятие по душе найдут и любители спокойного пляжного отдыха, и почитатели древней истории.

Неожиданно левую руку сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро член детородный, и бросил назад его сильным размахом... Член по морю долгое время носился; и белая пена взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене в той зародилась... (с)


Вот так-то и появилась на свет богиня Афродита .

Несмотря на столь захватывающую для сердца каждой феминистки историю зачатия, в изображении сюжета рождения Афродиты, художники - что совершенно естественно - предпочитали писать другой момент: появление полностью обнаженной богини из морских волн, с каплями, стекающими по её телу, прядями длинных волос, прилипших к её груди, и так далее.


И тут я наверно вас удивлю - сюжет этого ню не теряет популярность уже две с половиной тысячи лет. Афродита Анадиомена - этот эпитет означает "выныривающая, выходящая из моря" , будет выходить из-под кистей придворного художника Александра Македонского, а также любимого живописца Наполеона III, и - Пабло Пикассо. У каждого, разумеется, в своем варианте. И будет их немало:

СОЗДАТЕЛЬ Считается, идея Афродиты Анадиомены пришла в голову одному из величайших художников античности - Апеллесу. Он был придворным мастером Александра Макендонского, и писал его так хорошо, что царь, говорят, воскликнул: "Отныне никто не будет писать мои портреты, кроме тебя!" . Понять чувства модели можно - например, для города Эфеса художник написал его сидящим на троне в виде Зевса и держащем пучок молний в руках. Правда, прежде чем стать постоянным живописцем двора, Апеллесу пришлось потрудиться - первый портрет Александра царю не понравился. Зато когда к картине подвели Буцефала, верного жеребца полководца, конь радостно заржал при виде любимого лица. "О царь, - усмехнулся мастер, - твой конь оказался лучшим ценителем живописи, чем ты".
Вот так надо проходить собеседования.

За "Александра-Громовержца" ему заплатили уже 20 талантов золота.
Из таких баек, к сожалению, и состоит практически вся история античной живописи - ведь из картин ничего не сохранилось. (Кое-что известно, правда, по римским копиям).


Создав свою "Афродиту Анадиомену" , Апеллес стал первопроходцем. Изображение обнаженного женского тела в те времена, 4 в. до н.э., было достаточно смелым - вспомним Праксителя, который, изваяв нагую "Афродиту Книдскую" с гетеры Фрины, должен был оправдываться перед афинским судом; вдобавок, шокированные заказчики статую не приняли (заказчики всегда мерзавцы) и ему пришлось сплавить её другим. Как обстояло дело с живописью, не очень понятно - тем не менее, картина Апеллеса сразу стала знаковой и вызвала множество подражаний.

Что конкретно на ней было изображено - неясно, старый сплетник Плиний Старший в своей "Естественной истории" больше места посвятил рассказам о её перемещениях и цене. Считается, что фреска "Рождение Венеры" из Помпей может быть копией Апеллеса, но это - лишь допущение, которое не очень сочетается со словами источников. А они описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимает волосы .

ЭВРИКА Идея изобразить Афродиту именно так пришла в голову Апеллесу, как говорят, внезапно: его вдохновила уже упоминавшаяся гетера Фрина , натурщица Праксителя. Фрина была очень умна, красива, и зарабатывала огромные деньги - например, после того, как царь Лидии провел с ней ночь, ему пришлось повысить в своей родной стране налоги, чтобы восполнить дефицит бюджета. При всем при этом она была стыдлива: обнаженной её увидеть было практически невозможно. Общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте. (Моя версия - она просто берегла свою эксклюзивность).

При зрелище Фрины, выходящей из волн залива обратно на сушу, Апеллеса посетило вдохновение и он придумал образ "Афродиты Анадиомены" . Одни говорят, что Фрина позировала ему для этой картины, так же как она позировала для скульптуры Праксителю. Другие упоминают имя Кампаспы - бывшей любовницы Александра Македонского. Согласно легенде, царь как-то попросил художника написать её обнаженной. В процессе позирования Апеллес так проникся её красотой, что влюбился в неё без памяти. Александр подарил свою наложницу мастеру, продемонстрировав тем самым свое благородство (и свойственную ему прохладцу в отношениях с женщинами).

Картина отправилась в Асклепион - храм бога Асклепия на острове Кос, где она и находилась несколько столетий. Судьба полотна с началом Римской Империи оказалась не очень счастливой: около рубежа нашей эры её забрал император Август, правда, простив взамен жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря. К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию ее никто не брался. А император Нерон, известный перфекционист, заменил погибающее произведение одной из работ некоего мастера Доротея. С тех пор так никто и не знает, что там было. Но многие предлагают свои толкования.

АТРИБУТИКА Поговорим об атрибутике, которая сопровождала новорожденную богиню в её изображениях. Самым символически наполненным в этом смысле является полотно Сандро Боттичелли "Рождение Венеры" , который чрезвычайно тщательно изучал все доступные ему античные свидетельства.

Безусловно, в "Рождении Венеры" должно присутствовать море (вспомним, что именно его оплодотворили отрезанные гениталии Урана, т.е. оно выступило как бы матерью. Не зря в позднем варианте мифа Афродита - дочь Зевса, верховного бога уже следующего поколения, именно от океаниды Дионы). Присутствуют морские атрибуты - дельфины, рыбы, нимфы-нереиды. Богиню на берегу встречают её служанки - оры и хариты, и гостеприимно обдувают ветра. Под ногами распускаются цветы. Иногда присутствуют обычные её спутники - амуры и купидончики.

И два главных признака Афродиты Анадиомены - ракушка, на которой Афродита проплыла от острова Кифера (где она появилась) до острова Кипр (где она высадилась); а также пряди мокрых волос, которые богиня выжимает от морской пены.

Эти же детали, только не столь жестко структурированные, мы видим на картинах мастеров и позднего времени. Например, у академиста Бугро при рождении богини присутствует огромное количество народу - какие-то кентавры, тритоны, как минимум, дюжина амуров, черный дельфинчик и проч. Буше более камерен - у него Венера возлежит то ли на синем атласе, то ли на волнах, и только рыба, таращась большим глазом, дает более явный намек на сюжет картины. В отличие от картины Боттичелли, где ракушка под ногами Венеры является композиционным фокусом картины, у Буше её нет, а у Бугро она теряется.

РАКУШКА Как неаппетитно объясняют продвинутые искусствоведы и культурологи, морская раковина в античном мире являлась символом вульвы. Это не странно - ту же самую ситуацию мы находим у индуистов с их йони. Упоминания о том, что на картине Апеллеса присутствовала ракушка - нет. Тем не менее Боттичелли не отказался от этого атрибута, вероятно, опираясь на множество мелких доступных ему археологических артефактов. Морской моллюск может как изображаться непосредственно, либо быть обозначенным с помощью складок одежды, как мы это видим на статуе "Венеры Сиракузской" .

На схеме - пример йони: образ богини Мудрости, используемый для визуализации тантристами из тибетской секты кагьюдпа (или чо-то типа того). Энергия, исходящая из йони богини, образует лист дерева бодхи, под которым Будда пережил просветление. Эта картина выражает стихийную природу эротической энергии.

Написала, подставила картинки - и самой стало страшно.
Душераздирающая вещь - эти ваши фрейдистские символы в коллективном первобытном бессознательном, особенно перекочевывающие в современную нам культуру.

ВОЛОСЫ Намного спокойнее ситуация с жестом рук, выжимающим мокрые волосы - его задача явно чисто эстетическая плюс контекстуальная. По этому пути пошли такие мастера, как Тициан, Рубенс, Энгр и проч. (У Боттичелли богиня всего лишь легко придерживает длинный локон, прикрывая им лоно).



Этот сюжет, в силу своего наглядного прикладного истолкования, хорошо подходит и для фонтанов. На фото из музея Метрополитен даже видны капли воды, не очень ясно, течет ли она постоянно, но на оригинале Джамболоньи, очевидно, тёк:

Большинство античных трактовок сюжета Анадиомены - именно скульптурные. При этом, поднимая руки, она как бы становится женским вариантом Диадумена ("юноши, повязывающего победную повязку"). Значительное количество вариаций именно этой позы - еще одно свидетельство того, что помпейская фреска с богиней лежащей вряд ли сильно похожа на оригинал Апеллеса, ведь он, как известно, послужил образцом для множества повторений.

НОВЫЙ МИР К cер. XIX в. этот сюжет весьма замылился. Бесчисленные вылизанные полотна выходили из мастерских академистов. Их можно понять - спрос рождал предложение, а какой сюжет еще мог дать такое хорошее оправдание изображению обнаженной женщины в стыдливую эпоху Шерлока Холмса, как не Венеры или какие-нибудь одалиски? Недостаток обнаженной натуры в эстетической копилке каждого настоящего мужчины, который сегодня восполняется средствами журналов, фотографий и интернета, компенсировать в век, когда изобретатели дошли еще только до дагерротипов, другим путем было трудно.

Тем не менее, и в изображении обнаженной натуры приличия надо было соблюдать. 1863 год: королеве Виктории 44, у нас только что отменили крепостное право и Базаров начал резать лягушек; в Штатах Скарлетт примиряет зеленую шляпку. Обнаженную натуру рисуют.

Слева - "плохой" пример, справа - "хороший":


Александр Кабанель, салонный художник, пишет свое "Рождение Венеры" и выставляет его на парижском Салоне 1863 г. Картина стала пользоваться невероятным успехом. Помимо присущих ей художественных достоинств критики хвалили саму композицию - дело в том, что Кабанель при её создании опирался на ту самую помпейскую фреску с лежащей Венерой, которую в те годы как раз только открыли. Поток похвал стал еще более интенсивным, когда император Наполеон III приобрел полотно для своей личной коллекции. Пример, что случалось с художником, если он не прикрывался античной тематикой - картина Мане "Олимпия" . Он создает её в том же году, вдохновившись, как предполагают, успехом кабанелевского ню. Но он рисует на нем реальную парижанку, называет работу именем проститутки, да вдобавок, экспериментирует с манерой живописи. И что? - дирекции парижского Салона 1864, на котором он выставил "Олимпию ", приходится поставить перед ней двух охранников, чтобы зрители не плевали и не тыкали в нее зонтиками.

Помню несколько лет назад, когда Яир Лапид вел еще развлекательные, а не новостные передачи, у него в программе прозвучала шутка юмора одного из записных остряков израильского ТВ.

Шутка была о том, что самое прекрасное и самое отвратительное.
Самое прекрасное – это представьте себе: ясное небо, синее море, веселое солнышко, шикарный пляж, а из воды выходит абсолютно обнаженная Памела Андерсон. И морская влага, и пена спадает с ее телес…

А самое отвратительное (ахи магиль)? Тоже самое: море, небо, солнце, пляжик, но из воды выходит… далее следовало имя самой известной русскоязычнойдепутатки Кнессета.

Шутка сама по себе МАГИЛЬная, но… дело не в ней.

Прекрасная обнаженная выходящая из воды – это один из самых древних архетипов. Недаром Афроодиту именовали пенорожденной - Αφροδίτη Αναδυομένη .


Варианты названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Очень интересен приведенный Гесиодом миф о появлении богини любви из крови и спермы оскопленного Урана, которые упали в море.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась…»
Гесиод, «Теогония»

Афродита Анадиомена -«выныривающая, выходящая из моря» - самый популярный постоянный эпитет богини и наиболее прославленная ее ипостась. Это образ изобразительного искусства начиная с прославленной, но несохранившейся картины Апеллеса, многократно повторенный мастерами последующих эпох.

Самое известное изображение рождения Анадиомены – картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.


«Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"»

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Великолепного.

Но сюжет этот был популярен и до Эпохи Возрождения и значительно позднее.


Так или иначе, но то, что самое прекрасное может выходить из воды в пене морской – это известно. И самое ужасное тоже: откуда появляются всякие гады, чудовища и т.д. в мифах...

Может быть и совмещение… Там увидеть прекрасное в гадком, как это могли французские декаденты. Вот у Рембо есть такое стихотворение «Венера Анадиомена», которое по мнению современников было реакцией на десятистишия Франсуа Коппе, который и уродливость века представлял, согласно Рембо, зализанной и стихи Альбера Глатиньи, который был бродячим комедиантом и умер молодым от чахотки.

В этом стихотворение, которое по мнению многих стало поворотным этапом эстетики, Рембословно искореняет «литературное» представления о прекрасном и желанном, и предметом воплощеающем любовное желание становится упадочная Венера сниженная до карикатурного образа проститутки. И в то же время здесь откровенная очевидность чудовищной прекрасности поднимающейся из старой ванны, очень убогой, очень дешевой проститутки.

Venus Anadyomène

Comme d’un cercueil vert en fer blanc, une tête
De femme à cheveux bruns fortement pommadés
D’une vieille baignoire émerge, lente et bête,
Avec des déficits assez mal ravaudés;

Puis le col gras et gris, les larges omoplates
Qui saillent; le dos court qui rentre et qui ressort;
Puis les rondeurs des reins semblent prendre l’essor;
La graisse sous la peau paraît en feuilles plates:

L’échine est un peu rouge, et le tout sent un goût
Horrible étrangement; on remarque surtout
Des singularités qu’il faut voir à la loupe…

Les reins portent deux mots gravés: CLARA VENUS;
-Et tout ce corps remue et tend sa large croupe
Belle hideusement d’un ulcère à l’anus.