Былинные слова и выражения. В чем "тайна всевластия" былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание Чурила Пленкович - Богатырь заезжий

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Строитель возводил храм - получалась просторная палата, под куполом которой из узких проемов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев.

Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека. По этой же причине мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Былины (от слова «быль») - произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах - гридницах, на киевских улицах, у днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях Новгорода, на мосту через Волхов, в разных концах Новгородской земли, в других городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче.

Русь и тогда, в далекую от нас эпоху, вела оживленную торговлю с соседями. Поэтому в былинах упоминается знаменитый путь «из Варяг в Греки»: из Варяжского (Балтийского) моря в Неву-реку по Ладожскому озеру, по Волхову и Днепру. Певцы воспевали широту Русской земли, раскинувшейся под высоким небом, и глубину днепровских омутов:

    Высота ли, высота поднебесная,
    Глубота, глубота океан-море,
    Широко раздолье по всей земле,
    Глубоки омуты Днепровские.

Сказители знали и о далеких землях: о земле Веденецкой (скорее всего, Венеции), о богатом Индийском царстве, Царьграде, разных городах Ближнего Востока.

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. В них рассказывается об устройстве первых городов. За городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля: богатыри на сильных конях не дожидаются, пока отворят ворота, а скачут через башню наугольную и сразу оказываются на просторе. Лишь позднее города обстроились незащищенными «пригородками».

Хороший конь был в большом почете на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Один из былинных героев, Иван - гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своем трехлетнем Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждает своего хозяина об опасности - ржет «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря.

Сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Нарядна одежда героев. Даже на оратае Микуле нерабочая одежда - рубаха и порты, как бывало в действительности:

    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него чёрна бархата.

Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи...

Сколь ни ценны эти черты древнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа. Людям XXI века важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?

Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Это не выдуманная опасность и не выдуманная дорога. Северо-Восточную Русь с городами Владимиром, Суздалем, Рязанью, Муромом некогда отделяли от Приднепровья со стольным Киевом и прилегающими землями дремучие леса. Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу - с Оки к Днепру. До этого приходилось объезжать леса, направляясь в верховья Волги, а оттуда - к Днепру и по нему - к Киеву. Однако и после того, как прямоезжая дорога была проложена, многие предпочитали ей прежнюю: новая дорога была неспокойной - на ней грабили, убивали... Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов.

Пример верности воинскому долгу являет и другой воин-богатырь, прославленный в былинах под именем Добрыни Никитича. В схватках с огненным Змеем он дважды одерживает победу. Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

Гусляры. худ. В. Васнецов

Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить. В былине о землепашце Микуле и князе Вольге крестьянская идея выражена со всей ясностью. Будничный труд крестьянина поставлен выше воинского. Неоглядна пашня Микулы, тяжела его соха, но он легко управляется с нею, а дружина князя не знает, как и подступиться к ней - не умеет выдернуть ее из земли. Симпатии певцов всецело на стороне Микулы.

Время Древней Руси сказалось и на самом художественном строе, ритмах, строении стиха былин. От поздних песен русского народа они отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание еще не сильно отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность.

Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций:

    Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Песенные строки легки и естественны: повторения отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла. В былинах, как и в сказках, есть зачины (в них рассказывается о времени и месте действия), концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты («поле чистое», «добрый молодец»).

Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но все же певцы не отказались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов:

    Так все травушки-муравы уплеталися
    Да й лазоревы цветочки осыпалися...

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считают, что гусли - самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. Красоту былинных напевов ценили композиторы. М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков использовали их в операх и симфонических произведениях.

В искусстве былины как бы осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека.

В. П. Аникин

Вопрос и задание

  • В чем «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

В чем "тайна всевластия" былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

Ответы:

Тайна всевластия былин в тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека, именно поэтому мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества. Былины (от слова «быль») - произведение устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях. Действие былин происходит в Киеве, на торговых площадях Новгорода и в других русских городах. Русь и тогда вела оживленную торговлю, поэтому в былинах упоминаются знаменитые торговые пути, певцы воспевали широту земли русской. Но сказители знали и о далеких землях, названия которых упоминали в былинах. Документальную ценность придает былинам множество черт древнего быта, в них рассказывается об устройстве первых городов. На Руси в большом почете был хороший конь, поэтому образ коня очень часто встречается в былинах. В былинах также подробно перечисляются и описываются детали одежды, конской упряжи. Но более всего ценны в былинах думы и чувства народа. Нам, жителям XXI века, важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах, кто такие богатыри и во имя чего они совершали подвиги? Илья Муромец совершил много подвигов, в частности, освободил от разбойников одну из дорог. Его подвиги были высоки. Все богатыри, сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю. Но былины изображали не только события героической обороны страны, но и дела и события повседневной жизни: работа на пашне, торговля. Такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, как жить. Будничный труд крестьянина в былинах поставлен выше воинского, это выражено в былине о землепашце Микуле и князе Вольге. Время Древней Руси сказалось и на художественном строе былин, они отличались торжественностью тона, грандиозностью образов, важностью действия. Былинный стих особенный, он предназначен для передачи живых разговорных интонаций. В былинах есть зачины, концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты. Рифмы в былинах нет, в древности пение былин сопровождалось игрой на гуслях. В искусстве былины осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи.

Былины - произведения устной народной поэзии. В них повествуется о богатырях и народных героях. Действие былин происходит в культурных центрах Древней Руси: в Киеве, Великом Новгороде, Чернигове, Муроме, Ростове, Галиче. Былины сохранили в себе множество достоверных черт древнего быта и жизни. В них рассказывается об устройстве городов, об отношении богатырей к коням, об одежде и оснащении кораблей. Самое важное в былинах - это образы богатырей, которые совершают подвиги во имя защиты родной земли от врагов: Ильи Муромца, Добрыни Никитича; высокая оценка крестьянского труда даётся в былине о землепашце Микуле и о князе Вольге. От поздних песен русского народа былины отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. В былинах есть зачины, концовки, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты. В былине осуществилась связь времён Древней Руси и нашей эпохи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Верхняя Елюзань

Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа русской былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и татарской сказки «Женитьба Нарика» (дастан «Чура-Батыр»)

«Любимцы веков»

Секция литературоведение

Выполнила: Бигишева Мадина Ринатовна,

обучающаяся 7 класса

МБОУ СОШ с. Верхняя Елюзань

Городищенского района

Пензенской области

Руководитель: Ягудина Гюзель Фяттяховна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Верхняя Елюзань

Городищенского района

Пензенской области

2018

У каждого народа – свой герой!

Он всех сильней,

Он всех мудрей на свете.

Плечом к плечу стоят Чура с Ильей – одной земли,

Одной Отчизны дети!

Ренат Харис, татарский поэт

Введение

Сотни лет народные сказки, былины пересказываются из уст в уста и записываются со слов разных рассказчиков. Они со своими сказочными сюжетами и героями покоряют художественностью своих образов, богатством вымысла и неистощимостью фантазии.

В фольклоре имеются схожие между собой сюжеты или сюжеты, тесно пересекающиеся друг с другом. Иногда они заимствуются одним народом у другого, творчески перерабатываются, вносятся новые элементы.

Не стоит этому удивляться, ведь русские и татары живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга.

В фольклоре черпали вдохновение великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и великий татарский поэт Габдулла Тукай. И очень жаль, что такой огромный пласт татарской национальной культуры очень слабо представлен в мировой «паутине», то есть в Интернете. Свою работу мы….

Цели работы:

    Сравнение русской былины об Илье Муромце и татарского дастана о Чуре-Батыре, раскрытие тех общих идей, мотивов, сюжетов, образов, которые в них прослеживаются;

    Заинтересовать учащихся чтением былин, потому что к нашему времени былины уже никто не создает и они являются лишь культурным наследием прошлого;

    Воспитывать любовь к родной земле, гордость за национальных героев-богатырей, воспитание верности Родине, бескорыстия и мужество.

Объект исследования:

былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и дастан «Женитьба Нарика» в обработке Ю.Ряшина.

Методы исследования:

работа с различными информационными источниками(былинами), анализ и обобщение информации.

Актуальность

Многие и многие поколения читателей и сегодня радуют произведения устного народного творчества. Они будят любознательность, интерес к другим народам, их культуре, сближают людей разных национальностей. Эти небольшие произведения фольклора снова взывают к нашей памяти, к нашей национальной гордости. Они учат нас добру и справедливости, верности и бескорыстию, любви к своему народу, к нашей большой многонациональной Родине. Сегодня нашу землю терзают те, кто думает только о себе и своём благополучии, те, кто забыл о совести, чести, благородстве, любви, те, кто не умеет ценить российский стяг.

И чтобы победить эти хитрое воинство, нужны настоящие богатыри-патриоты, люди, беззаветно любящие свою Родину. Стать такими нас учат славные герои русских и национальных произведений народного творчества.

I . 1 . Более тысячи лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались с обычаями и обрядами от предков. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Строитель возводил храм – получалась просторная палата, под куполом которой из узких проёмов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев.

Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни человека на Руси. По этой же причине мир и быт крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Но вспомним, для чего в основном живут и к чему стремятся сказочные герои.

Они ищут счастье, а счастье, по сказкам, заключается в благополучии, поэтому сказочные герои отправляются на поиски невест и женихов, добывают какие-то волшебные предметы, защищают себя, свой дом, родных и добро от недругов. Не случайно сказка часто заканчивается словами: «Стали жить – поживать и добра наживать».

Слово «былина» явно образовано от слова «быль» и связано с глаголом «быть». В словаре В.И.Даля дается такое его толкование: «что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый; старина, иногда вымысел, но сбыточный, несказочный».

Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое. Нам, современным семиклассникам, непросто погрузиться в мир былин: устаревшие слова, отсутствие рифмы создают определённые трудности при чтении.

Былины – произведения устного народного творчества о богатырях и народных героях. В них воплощены думы и чувства народа, мечтающего о независимости от иноземцев, о счастливой мирной жизни и о труде на благо семьи.

Нам, людям XXI века, важно понять, ради чего народ славил богатырей и пел об их славных делах.

Для сопоставления мы взяли русскую былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и татарскую сказку «Женитьба Нарика», точнее дастан «Чура-Батыр».

Данные произведения можно сопоставить потому, что их связывает и главный герой – богатырь, и то, что действия былин происходят в реальной местности: подвиги Ильи связаны с Киевской Русью, Муромом, Черниговым, а Чуры – с Кададой, Мокшой, Сурой, Елюзанкой (эти реки так называются и поныне), с Крымом, Казанью. Также упоминаются Самарканд, Бухара (города Узбекистана), Астрахань, Бахчисарай.

Илья Муромец – главный богатырь Руси – едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьём Разбойником. Прямая дорога была неспокойной – на ней грабили, убивали. Но, очистив дорогу от Соловья Разбойника, Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном нанести порядок внутри страны и отразить нашествие врагов.

Чура-Батыр - тюркский народный герой. Как утверждают искусствоведы, первые сказания о Чуре-Батыре появились ещё около двух тысяч лет назад у протюркских племён Кавказа и Приазовья. Сейчас Чура –Батыр – герой не только татарских сказок, но и сказок чувашей, народа мари и других. По преданию, он был тесно связан с золотоордынским улусом Мохши (теперь село Наровчат Пензенской области), с елюзанскими землями (теперь три татарских села: Нижняя, Средняя и Верхняя Елюзани), где, как понятно из сказки, родился Чура-Батыр, с кададинским холмом и могучим орланом Кагау, свободно реющим над землями татар-мишари.

Али, Рустам – реальные люди, жители села. В предисловии Фатыма-аби (бабушка) рассказывает им одну из многочисленных сказок, сказов, былин и рассказов, которых она знала множество.

Детских книг, тем более сказок, связанных непосредственно с нашими елюзанскими краями, пока не издавалось, и сказки о Чуре-Батыре, сочиненные и обработанные Юрием Тимофеевичем Ряшиным по мотивам народного эпоса, – первый опыт такой работы. «Женитьба Нарика» - это, скорее всего, не сказка, а древний дастан или былина . Дастан (от перс. داستان‎ дастан - «рассказ») - эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов (материал из Википедии). Дастан описывает фантастические и авантюрные ситуации, в нём нередко усложнённый сюжет, несколько гиперболизированы события и идеализированы герои. В дастане дается много конкретного материала о реальной жизни тюркского народа и нравах его жителей. Яркие типажи изображены на страницах сказки. Принадлежат они к разным социальным слоям и сословиям времён Золотой Орды. Есть тут и крымский хан, и купцы, и сборщики налогов. Но симпатии автора –рассказчика обращены к людям простым, бедным, неродовитым. Явное сочувствие и любовь достается главному герою – Чуре-Батыру. Нарик, отец Чуры, - знаменитый гонец в Крымском Ханстве, волею судьбы оказавшийся на берегах Суры и реки Елюзанки.

2. Биографии Ильи Муромца и Чуры-Батыра во многом схожи, но, конечно, есть и отличия.

Илья, крестьянин из села Карачарова, 33 года просидел сиднем: не служили ему ни руки, ни ноги. А однажды пришли к нему калики перехожие(нищие странники), дали напиться ключевой воды - и Илья чудесным образом исцелился и был наделен нечеловеческой, богатырской силою.

Чура был обыкновенным подростком, как и все дети: помогал матери по дому, уважал старших и не говорил им поперек ни единого слова, пас скот, несправедливость к себе переносил молча, несправедливость по отношению к друзьям всегда замечал и вставал на защиту слабого и униженного. Был он красивым, стройным и сильным.

Однажды в жаркий день он увидел старого босоногого дервиша(нищего). Подростки стали смеяться над ним, а Чура угостил его молоком, дал поесть ломоть с медом, яйцо, помог подняться и проводил с уважением. И лишь спустя некоторое время, когда он в одиночку справился с сорока воинами, ощутил в себе силу богатырскую.

Чура-Батыр (в отличие от Ильи, после победы которого оставались на поле боя лежать горы вражеских трупов,)был милосерден. «Он бил саблей вострой воинов-врагов не острием клинка, а только частью его плоско. После каждого удара юноши воины теряли сознание и падали ниц на сырую землю. Раздел их тогда юноша, спеленал руки к телу штанами турецкими, посадил на коней и такими привез к хану». «Чура раскидал пеших воинов хана, пуская в ход только руки богатырские».

Уму-разуму Чуру-Батыра учит Кагау-орлан. Эта могучая птица не просто фон, а непосредственный участник событий. Говоря человеческим языком, он направляет его на верный путь, рассказывая, что ждёт Батыра в будущем и предупреждает об опасности: «Но помни ты, что пошли против тебя не по доброй воле воины ханские, твои соплеменники, и потому их ты не сильно бей, не бей до самой смертушки». «Ты удал и смелее тебя в мире нет никого, нет батыров, которые бы могли с тобою храбростью сравниться. Но пока ты малец, и чтоб кровушка из-под меча твоего не пролилась, голова и сердце должны остудиться».

Чура-Батыр не ослушался Кагау, поэтому «каждым шагом своим он ума прибавлял, размышляя о мире подлунном». «Не тот батыр, кто силён телом, а тот, кто умом могуч и сердцем благороден», - пишет автор, восхищаясь своим героем. Чура (в конце сказки) не унижается ради достижения цели, независим и смел, но не горд и эгоистичен, не стремится заполучить богатство и чин.

Чура-Батыр живет по заповедям Божьим. Автор пишет: «Твои родители чтут слово Аллаха, и воспитали тебя достойным и уважительным к людям джигитом». Для Чуры заповеди стали нравственным законом. Он неуклонно следовал им, шёл по пути, указанному Аллахом, не отступал от него, вопреки всем испытаниям и тяжестям этого пути.

Былинный чудо-богатырь Илья Муромец был православным, все свои славные боевые подвиги совершал с именем Бога на устах. И Илье, и Чуре при жизни сопутствуют чудеса, а победить в битвах помогают высшие силы. Недюжинные силы героев послужили не славе и обогащению, а защите своей страны.

3. Хороший конь был в большом почёте на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Один из былинных героев, Иван – гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своём трёхлетнем Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице. «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждает своего хозяина об опасности – ржёт «во всю голову», бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

Конь у Чуры-Батыра под стать коням русских богатырей: «Жеребец превратился в вороного коня, ладно скроенного телом, спокойного нравом и с полным отсутствием боязни перед каким-либо другим человеком». «Заржал вдруг Тасмалы-кер ржаньем громче грома гремучего, так что оставшиеся воины в ужасе побежали кто-куда». «Не жалей меня, Чура-Батыр, что такое усталость, не знаю я, если хочешь, вмиг домой доскачу».

Конь Ильи – ему под стать.

«Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал».

II . 1. Язык былины и сказки во многом схож. В них мы встречаем и троекратные повторы:

«Целых три дня и три ночи ловили они рыбу снастями разными…»(«Женитьба Нарика»), «Во том гнёздышке да соловьином а случилось быть да и три дочери, ай три дочери его любимых» («Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

В обоих произведениях есть постоянные эпитеты : «добрый молодец», «красно солнышко», «ветры буйные», «уста сахарные», «чёрный ворон» («Илья Муромец и Соловей Разбойник»), «травы шелковистые», «яства изысканные», «ручьи гремучие», «солнце блистательное» («Женитьба Нарика»); гиперболы («побежал шагами саженьими» - сажень – 2м.), «раскидал по пути полвойска грозного» («Женитьба Нарика»), Илья один побивает «силушку великую» под Черниговым; его конь перескакивает с горы на гору, «мелки реченьки, озёрки промеж ног» пускает(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»); сравнения («Опять день за днем – будто дождь дождит. А неделя за неделей – как трава растёт, а год за годом – как река бежит» («Илья Муромец и Соловей Разбойник»), «впитывал, словно капли дождя, красоту родной природы», «волосы чёрные, как смоль, до лопаток спину как завесой накрыли» («Женитьба Нарика»).

Инверсии, метафоры, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – тоже отличительные черты сказочного и былинного языка.

2. Почему же народ пел о богатырях и об их славных подвигах? Да потому, что в былинах воплощены думы и чувства народа. Богатырь – воплощение идеала мужественного, честного, беззаветно преданного родине человека. Нет ни одной, где богатырь не победил бы врага. А чтобы подчеркнуть силу героя, величие его подвига, сказатели изображают его сражающимся в одиночку. «На привале у пути у Вороны-реки Чура, спешившись, трапезничал, когда догнали его сорок воинов. Пришлось с досадою отложить ему обед и принять бой с противником». «К обеду подошел к площади у караван-сарая, раскидал по пути полвойска грозного: лихо Чура шёл, штабелями противников укладывая» («Женитьба Нарика»).

«А й тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного» (« Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

Таким образом, герой русской былины Илья Муромец и герой тюркского фольклора Чура-Батыр (в переводе – «герой») сражаются с врагами своего народа, обладая сверхъестественной силой. Они ищут счастья, а счастье, по сказкам, заключается в благополучии, поэтому они защищают себя, свой дом, родных и добро от недругов. Богатыри, в отличие от сказочных героев, служат Руси-матушке, спасают и защищают её от врагов, каждый из них считает делом чести прийти на службу, чтобы быть полезным Родине. Они не стремятся к славе, а любят родную землю, страдают её болью и хотят избавить от врагов, постепенно разоряющих города и сёла.

Главными чертами характера обоих богатырей являются самоотверженная любовь к своему народу, готовность всегда встать на защиту обиженных, независимость и чувство собственного достоинства.

Главная ценность этих героев-богатырей – родная земля, которая хранит все обычаи и традиции, бережёт «дедовскую славу», учит быть честным, совестливым и благородным. А земля прежде всего держится людьми, их памятью и любовью.

Они оба соответствуют толкованию В.И.Даля в «Словаре живого великорусского языка»: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища».

3. Русского богатыря Илью Муромца можно увидеть в картинах известных русских художников: М.Врубеля, В.Васнецова, К.Васильева, В. Фокеева и других. Каждый из них по-своему представлял этого исполина, но «Богатыри» Васнецова являются классикой, потому что на его картине перед нами настоящий богатырь – крепкий, могучий, уверенный в своей силе, серьёзный, истинный защитник родной земли. Такой не пропустит никакго врага, и мирные жители могут спать спокойно, когда славный богатырь Илья стоит на рубежах Родины. Иллюстрации к сказке Юрия Ряшина нарисовала пензенская художница Анна Шадчнева. Её герой – обыкновенный, реалистический, вызывает положительные эмоции.

Заключение

На дворе – 21 век. Давно ушло время кочевников, их набеги и бесчинства в далёком прошлом. Да и Соловьи-Разбойники остались только в былинах. Но на смену им пришли другие: уже не кочевники, но такие же завоеватели, умные, хитрые, коварные, которые не один десяток лет пытаются «всю Русь в три свиста прибрать» - пусть не пожарами, не битвами, не грабежами, но словом, чужим образом жизни, соблазном, антироссийскими санкциями. И пусть эти ненавистники России хотят разрушить её мощь и силу, оболгать её ратную славу, опустить нас к роли равнодушных наёмников, знаем, что не оскудела земля наша мужеством и отвагой, доблестью и любовью, милосердием и состраданием. Поэтому мы выстоим, выдержим, одолеем зло. И слово литературы – как русской, так и родной, нерусской - несущее добро, предлагающее подумать и о своём месте в жизни, не оставит нас равнодушными.

Былины — это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга — все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие.

Само слово «былины» происходит от слова «быль», то есть в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину-де люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри».

В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Отсюда и та гиперболизация, с которой изображаются былинные богатыри и их противники. Богатырей отличает огромная физическая сила: они бьются-рубятся с врагами, «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным героям.

Все богатыри олицетворяют свойства, интересы, возможности целого народа, его идеалы. Но у каждого из них свой облик, свои поступки, свое место в кругу былинных персонажей. Например, Добрыня Никитич отличается «вежеством», он не только воин, но и дипломат, и выдающийся музыкант, а Алеша Попович «напуском» силен, он дерзкий и смелый воин.

Особое место занимает Илья Муромец. Его подвиги приурочены к Киевской Руси времен княжения Владимира, и у Ильи нет никаких других забот и интересов, кроме защиты родной земли. Его старшинство обнаруживается, например, в том, что обычный при имени других богатырей эпитет «молодой» к Илье Муромцу не применяется. К нему обращаются: «дородный, добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «Сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович».

Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» он один легко (играючись) устранил сразу три «помехи», которые встретились ему на пути из Мурома в стольный Киев-град:

Первая помеха — очистил я Чернигов-град,
Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Самородину;
Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника.

Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре. Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из земли выдернуть, из оме-шиков земельки повытряхнуть»), стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»).

Былины, прежде всего, произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение. Но главное и в воинских киевских, и в социально-бытовых новгородских былинах (к которым относят былину «Вольга и Микула Селянинович») — высшая цель, во имя которой живут герои, — вольный труд на мирной земле.Былины — это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые поэтические произведения, передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Так некоторые былины дошли и до нашего времени. По форме своей былины являются историческими песнями. Главными героями былин были в основном герои, прославляющие своими подвигами Великую Русь, защитники слабых и обиженных.

Одним из любимых героев, воспетых в былинах, был Илья Муромец. Например, в былине под название «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описывается сражение богатыря с вражеской силой под городом Черниговом, а после — и с самим Соловьем-разбойником. Никто уж и не чаял, что город будет освобожден, а Илья Муромец «Стал конем топтать да стал копьем колоть, аи побил он эту силу всю великую». Радостные люди просили стать своего освободителя воеводой, но тот хотел попасть в Киев, к князю Владимиру. Рассказывая богатырю про короткую дорогу, люди предупредили, что живет у речки Соловей-разбойник. Когда тот свистит, то «что есть людей, все мертвы лежат». Не испугался Илья Муромец и отправился в дорогу. Из тугого лука выпустил он стрелу и выбил разбойнику глаз.

Прикованного к стремени, привез богатырь его к Владимиру. И когда князь убедился в том, что враг пойман, Илья вывез Соловья в чистое поле и отрубил ему голову. В былине народ славит смелость, решительность, умение не отступать перед трудностями. Пусть герой немного не благоразумен, но ведь победил же он в конце концов нечисть.

О великой физической силе и мощи русских богатырей мы узнаем и из былины «Вольга и Микула Селянинович». Описан в ней такой случай. Князь Вольга Святославович ехал со своим войском-дружиною взимать дань. В поле он увидел, как крестьянин Микула Селянинович пашет, и был поражен его силой. «А пенья-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Попросил Вольга присоединиться того к дружине, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло вытянуть сошку из земли. А богатырь «брал эту сошку одной ручкой» и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: «Кто же ты?» — Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ делает упор на том, что он — выходец из народа, простой селянин. И в соревновании силой победил целое войско.

Так народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силоОбширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках на защиту своей земли от многочисленных врагов — кочевых племен, воинственных соседей. Все это нашло отражение в народных эпических песнях-былинах, в которых воспевалось не только мастерство и трудолюбие простого народа, но и его воинская доблесть.

Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах. Грозен и суров Илья Муромец, когда дело касается защиты родной земли. Его не пугает, что

У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки, черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.

Всю эту «силушку великую» он в одиночку растоптал конем и исколол копьем, «а и побил он эту силу всю великую». Народный любимец Илья Муромец совершает подвиги, которые, конечно же, не под силу одному человеку. Свою великую силу и непобедимость богатырь черпает из родной земли и народной любви. Вот почему он так легко справляется не только с чужеземными захватчиками, но и с невиданным чудом — Соловьем-разбойником.

Не меньшей любовью и почетом окружен «оратай-оратаюшко» Микула Селянинович. Он любит свой труд и на пашню выходит каждый день, как на праздник: на нем нарядная одежда, да и от самого молодца глаз не отвести:

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.

Не обделен Микула Селянинович и силушкой. Шутя управляется он с сохой, которую с трудом смогла сдвинуть с места вся дружина Вольги Святославовича.

Спокойно жилось русскому народу рядом с такими богатырями-тружениками и богатырями-воинами: никакая беда не могла сломить русский дух, пока на страже стояли такие грозные защитники

Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества…

М. Горький

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Строитель возводил храм - получалась просторная палата, под куполом которой из узких проемов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев.

…Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека. По этой же причине мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Былины (от слова «быль») - произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах - гридницах, на киевских улицах, У днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях Новгорода, на мосту через Волхов, в разных концах Новгородской земли, в других городах: Чернйгове, Ростове, Муроме, Галиче.

Русь и тогда, в далекую от нас эпоху, вела оживленную торговлю с соседями. Поэтому в былинах упоминается знаменитый путь «из Варяг в Греки»: из Варяжского (Балтийского) моря в Неву-реку по Ладожскому озеру, по Волхову и Днепру. Певцы воспевали широту Русской земли, раскинувшейся под высоким небом, и глубину днепровских омутов:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота́, глубота́ океан-море,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты Днепровские.

Сказители знали и о далеких землях: о земле Веденецкой (скорее всего, Венеции), о богатом Индийском царстве, Царьграде, разных городах Ближнего Востока.

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. В них рассказывается об устройстве первых городов. За городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля: богатыри на сильных конях не дожидаются, пока отворят ворота, а скачут через башню наугольную и сразу оказываются на просторе. Лишь позднее города обстроились незащищенными «лригородками».

Хороший конь был в большом почете на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Один из былинных героев, Иван - гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своем трехлетием Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждает своего хозяина об опасности - ржет «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря.

Сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Нарядна одежда героев. Даже на оратае Микуле нерабочая одежда - рубаха и порты, как бывало в действительности:

У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него чёрна бархата.

Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи…

Сколь ни ценны эти черты древнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа. Людям XXI века важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?

Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-раз- бойником. Это не выдуманная опасность и не выдуманная дорога. Северо-Восточную Русь с городами Владймиром, Суздалем, Рязанью, Муромом некогда отделяли от Приднепровья со стольным Киевом и прилегающими землями дремучие леса. Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу - с Оки к Днепру. До этого приходилось объезжать леса, направляясь в верховья Волги, а оттуда - к Днепру и по нему - к Киеву. Однако и после того, как прямоезжая дорога была проложена, многие предпочитали ей прежнюю: новая дорога была неспокойной - на ней грабили, убивали… Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов.

Пример верности воинскому долгу являет и другой воин-богатырь, прославленный в былинах под именем Добрыни Никитича. В схватках с огненным Змеем он дважды одерживает победу. Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить. В былине о землепашце Микуле и князе Вольге крестьянская идея выражена со всей ясностью. Будничный труд крестьянина поставлен выше воинского. Неоглядна пашня Микулы, тяжела его соха, но он легко управляется с нею, а дружина князя не знает, как и подступиться к ней - не умеет выдернуть ее из земли. Симпатии певцов всецело на стороне Микулы.

Время Древней Руси сказалось и на самом художественном строе, ритмах, строении стиха былин. От поздних песен русского народа они отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание еще не сильно отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность.

Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций:

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Песенные строки легки и естественны: повторения отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла. В былинах, как и в сказках, есть зачины (в них рассказывается о времени и месте действия), концовки , повторы , преувеличения (гиперболы ), постоянные эпитеты («поле чистое», «добрый молодец»).

Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но все же певцы не отказались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов:

Так все травушки-муравы уплеталися
Да й лазоревы цветочки осыпалися…

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считают, что гусли - самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. Красоту былинных напевов ценили композиторы. М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков использовали их в операх и симфонических произведениях.

В искусстве былины как бы осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека.

Ответы на вопросы

В чем «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

Тайна всевластия былин в тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека, именно поэтому мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.
Былины (от слова «быль») — произведение устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях.
Действие былин происходит в Киеве, на торговых площадях Новгорода и в других русских городах.
Русь и тогда вела оживленную торговлю, поэтому в былинах упоминаются знаменитые торговые пути, певцы воспевали широту земли русской. Но сказители знали и о далеких землях, названия которых упоминали в былинах.
Документальную ценность придает былинам множество черт древнего быта, в них рассказывается об устройстве первых городов.
На Руси в большом почете был хороший конь, поэтому образ коня очень часто встречается в былинах. В былинах также подробно перечисляются и описываются детали одежды, конской упряжи.
Но более всего ценны в былинах думы и чувства народа. Нам, жителям XXI века, важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах, кто такие богатыри и во имя чего они совершали подвиги?
Илья Муромец совершил много подвигов, в частности, освободил от разбойников одну из дорог. Его подвиги были высоки.
Все богатыри, сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю.
Но былины изображали не только события героической обороны страны, но и дела и события повседневной жизни: работа на пашне, торговля. Такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, как жить.
Будничный труд крестьянина в былинах поставлен выше воинского, это выражено в былине о землепашце Микуле и князе Вольге.
Время Древней Руси сказалось и на художественном строе былин, они отличались торжественностью тона, грандиозностью образов, важностью действия.
Былинный стих особенный, он предназначен для передачи живых разговорных интонаций.
В былинах есть зачины, концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты. Рифмы в былинах нет, в древности пение былин сопровождалось игрой на гуслях.
В искусстве былины осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи.