Золотые ворота в древнюю русь рабочая тетрадь. "золотые ворота" в древнюю русь. «Золотые ворота» в Древнюю Русь

Один из древнейших памятников архитектуры Киевской Руси – всем известные Золотые Ворота в столице Украины городе Киеве. Их строительство датируется «золотой эпохой» Ярослава Мудрого – в этот период Киевская Русь находилась в зените своего могущества.
Изначально Золотые ворота строились как часть оборонительного сооружения, которое должно было защитить Киев от вражеских нападений. Со временем границы города отодвигались, ворота разрушались, и вскоре потеряли свою оборонительную функцию. Точную дату строительства вором называют 1037 год, как раз когда было окончено строительство защитных валов вокруг городских стен и известного киевского собора Святой Софии.

Золотые ворота – один из древнейших памятников культуры, сохранившихся до сегодняшнего дня. Он не зря внесен в список ценнейших памятников культуры ЮНЕСКО, ведь это сооружение служит примером древнерусской архитектуры, построенной в адаптированном византийском стиле.

Как уже было сказано, эти ворота были построены во времена Ярослава, в один период с собором Святой Софии. С тех пор они не терпели серьёзных разрушений вплоть до 1240 года, когда орда хана Батыя ворвалась в Киев и разрушила город. Золотые ворота были разрушены почти до самого основания. Историки сделали такой вывод из записок и зарисовок европейских путешественников. Первое их наименование – «Южные», так как расположены они были на южной стене города Киева. Вообще в древнерусскую столицу вело множество ворот с разных сторон, основными из них были Лядские, Южные (Золотые) и Львовские.

Золотые ворота изначально были каменными. Постройка сделана согласно технологическому процессу гибридной кладки, известной её во времена Античности. Процедура предполагала укладку камней, перемежая её слоями плинфы для выравнивания. Данная отличительная черта кладки заметна в фактуре стен.

Золотым воротам предназначалось быть составляющей оборонной постройки центральными воротами Киева. Они представляли из себя объемную арку, над которой находилась Благовещенская церковь, а под – боевая площадка. Каждый приезжий видел, что Киев – город христиан. Это произведение архитектурного искусства приводило в изумление жителей города и странников, а во врагов должно было вселить ужас и страх своей величественностью. Также они были подобием Триумфальной арки – через них в город тожественно въезжали князья с дружинами, возвращавшимися из военного похода.

Реставрационные работы над Золотыми воротами начинают вестись с 1832 года. Теперь они уже не выполняют оборонительную функцию, а становятся национальным историческим памятником, памятником древней архитектуры и военного искусства. Дальнейшее исследование археологами и восстановление исторического памятника продолжилось в начале 20-го века. В 1970 году было принято решение построить над воротами павильон, который уберег бы их от дальнейшего естественного разрушения.

К сегодняшнему дню Золотые ворота в Киеве представляют собой культурно- исторический музей. Тем, кто посетит этот музей, покажут внутреннее строение Золотых ворот, познакомят с историческими памятниками и экспонатами Древней Руси, расскажут о городе Киеве, его истории, и о самом сооружении в историческом контексте.

Также от экскурсоводов вы обязательно услышите легенду, связанную с событиями в Киеве в 1240 году. В этот год хан Батый собрал огромную орду и напал на Русь. Киев не сдавался дольше всех других городов. По легенде, самый умелый из киевских лучников 18-летний Михайлик, увидев, как Батый принимает обед со своими приближенными на Вышгородской горе во время осады Киева, выстрелил ему в руку с привязанной к ней запиской с требованием немедленно снять осаду с города. Напуганный и разозленный Батый потребовал от осажденных выдачи ему юношу, а напуганные в свою очередь жители города покорились. Михайлик обратился к жителям с речью, в которой сказал, что если бы он остался в городе, татары бы не взяли его вовек.

Экскурсоводы предложат вам подняться на входную площадку перед Благовещенской церковью. Оттуда открывает великолепный вид на окрестности – историческую часть города Киева.

1. Обведи то, что является объектом культуры.

Напиши, какие памятники культуры времён Древней Руси ты знаешь.

Собор Святой Софии в Новгороде и в Киеве, Успенский собор во Владимире, летописи, иконы, фрески.

Рассмотри рисунок на стр. 33 учебника и вставь пропущенные слова.

В Древней Руси крупные города отличались от других укреплённых селений тем, что в них жили правители, торговцы и мастеровые люди.
В каждом древнерусском городе жили ремесленники , то есть мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви.
В древнерусских городах было много богатых купцов , которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи.

Продолжи предложения.

Самыми образованными людьми в Древней Руси были монахи . Благодаря им мы много знаем о прошлом нашей страны, потому что монахи умели писать . Они вели летописи, в которых рассказывали обо всех важнейших событиях, происходивших на Руси: о строительстве новых храмов, о военных походах, о начале правления новых князей и т.д.

3. Укажи века, в которых были построены эти города.

В дополнительной литературе найди данные о возникновении других городов, продолжи таблицу. Обведи название самого старого и самого молодого города.

Годы основания других городов России:

  • Полоцк - 863 год
  • Углич - 937 год
  • Брянск - 985 год
  • Рязань - 1095 год

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУПрочитайте текст проблемы урока на стр. 32.
Как путешественники называли
Древнюю Русь?
«Страной городов»
Где жили большинство жителей Древней Руси?
Золотые ворота
во Владимире.
В деревне.
Какое вы заметили противоречие?
Городов было мало, но Русь называли «страной городов».
Какой возникает вопрос?

Тема урока: «Золотые ворота»
в Древнюю Русь»

Расскажите, когда и как начались времена Древней Руси?
882 год-князь Олег
988 год-князь
Владимир
Что вы понимаете под словом «культура»?
Культура – это все достижения человечества, все то полезное и
красивое, что было сделано человеком, а не природой.
(Толковый словарик стр.145)

С помощью текста «Жители и гости древнерусских городов» объясните,
что видели путешественники из Европы, приезжая в Древнюю Русь.
купцы
ремесленники

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Найдите на рисунке ремесленников и расскажите, каким мастерством
они владеют. Найдите на рисунке торговцев и расскажите, какими
товарами они торгуют.
Попробуйте
объяснить фразу:
«В деревнях
жизнь текла, а в
городах кипела».
В города съезжалось очень много людей, который толпились
около дворца князя, в соборах, на торговой площади.

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

С помощью текста «Храмы Древней Руси - хранители культуры» и
иллюстраций объясни, почему храмы называют «хранителями культуры»?
фреска
алтарь
икона
мозаика

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

С помощью текста на стр. 35-36 и иллюстраций определите, что ещё могло
удивить путешественников из Европы, приезжавших в Древнюю Русь.
Кирилл и Мефодий
Кириллический
алфавит
Рукописная
книга времён
Древней Руси

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Прочитайте текст «Труды и молитвы». Как древнерусские монахи помогли нам
узнать о прошлом нашей страны?
Монахи - люди, посвятившие всю свою жизнь служению Богу.
Древнейшие сохранившиеся
русские книги
Монахи из года в год делали записи обо всём, что произошло:
о строительстве храмов, о военных походах, о начале правления
нового князя и о многом другом. Так появились летописи – записи
событий русской истории, расположенные по годам. Именно
летописи сохранили для нас память мять о временах Древней Руси
– сильного государства, в котором была создана богатая и яркая культура.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполните в рабочей тетради задание № 1(Н) стр.12. Проверьте себя.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполните в рабочей тетради задание № 2(Н) стр.13. Проверьте себя.
города
ремесленники
купцов

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Подводим итог урока
Что мы хотели сегодня выяснить?
Почему Древнюю Русь называли «Страной городов»?
Какой ответ вы можете дать на этот вопрос?
Города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев
поражали красота, необычность русских городов, а огромное
количество народа на улицах могло создать впечатление, что всё
население Руси живёт в городах.
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми
городами, в которых было множество разнообразных
памятников культуры.

Источники информации:

1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради
для 3-го класса Окружающий мир «Мое Отечество»
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин.
2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу
окружающего мира для 3-го класса Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов,
М.Е. Турчина
3. Изображения с http://images.yandex.ru
4. Авторские задания.

Учитель: - Настроение каково?

Дети: - Во! (показывают у кого какое настроение)

Перед вами красные листочки. Напишите: чего вы опасаетесь, что вас тревожит. Прикрепите эти листочки на доску.

А на жёлтом - что вы ожидаете от урока.

А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и почувствуйте друг друга. Вы - вместе, вы - команда! Откройте глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, настройтесь на рабочий лад и … в добрый путь!

Учитель: - Настроение каково?

Подготовка к работе на основном этапе.

Мы с вами продолжаем путешествовать по Древней Руси.

Какова тема нашего сегодняшнего урока? Прочитайте .(слайд 1)

Понятна ли вам тема? Какие вопросы вы хотите задать автору? (Зачем нужны были ворота в Древней Руси? Существовали ли они? Действительно ли были золотыми?)

Давайте попробуем ответить на первый вопрос:

Что вы знаете о Древней Руси? Когда возникло государство? (Это государство. Образовалось в 882 году в результате объединения городов?).

Какова была территория древнерусского государства? Нужны ли были ворота?

Почему ворота названы «золотыми»? (ответы детей)

В городе Владимире (Этот город назван в честь его основателя Владимира Мономаха.) главные ворота тоже назывались «золотыми», а были ли они на самом деле из золота- этого до сих пор точно никто не знает.

Противоречие: «Ворота называют «золотыми», а из какого материала они были сделаны - неизвестно».

Все ли предметы, которые мы называем золотыми, сделаны из золота? Объясните выражения: «золотые руки», «золотое сердце».

Так почему же ворота назывались «золотыми»? (особенные, главные, важные) (В старину в город вели ворота.Самые торжественные назывались Золотыми. С ними связано много легенд, через них въезжали самые почётные гости, через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу. Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанной златоглавой церковью - замечательное сооружение крепостной архитектуры. (слайд 2)

Ваши предположения.

Значит, о чём нам хотят рассказать?(о чём-то особенном, очень важном и главном)

Какова же цель нашего урока?(Узнать: что там за воротами?) слайд 3

Чтобы найти ответы на интересующие нас вопросы, давайте поработаем в группах. (Каждая группа получает листочек с заданием):

Задание 1 группе:


Задание 2 группе: Прочитай текст и ответь на вопросы:


Задание 4 группе :

Кто такие монахи?

Задание 5 группе :

Первичная проверка понимания изученного (демонстрация работы групп) слайд 4

Учитель: Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли

Выступление 1 группы. (слайд 5)

В таблице: торговцы, ремесленники, крестьяне

- Ремесленники - мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви.
Ремесленники занимались кузнечным делом, другие лепили горшки из глины, третьи плотничали, четвертые мастерили золотую и серебряную посуду, разные украшения. Торговцы прямо с лотков продавали горячие пироги с зайчатиной и грибами, оладьи с медом.
Заезжие крестьяне прямо с возов продавали воск в мешках, мед в кадках, пушнину (шкурки животных, идущие на мех), кожу, рыбу, овощи.

Выступление 2 группы. (слайд 6)

В таблице: купцы

Купец - торговал разными товарами, ездил в далёкие страны и привозил диковинные вещи.

Иностранные купцы продавали янтарь, яркие ткани, блестящие шлемы, дорогую одежду, пестрые ковры, серебряные и золотые сосуды, вина, душистые травы.
Русские купцы предлагали покупателям зерно, мечи с узорами на клинке и ювелирной отделкой рукоятки, хитроумные замки с пружинами, кольчуги-рубашки, сплетенные из мелких, но прочных колец, меха.

Учитель: В России множество православных храмов. В них раскрывается душа русского народа, любовь к своей земле. Они строились в самых красивых местах и поражали своими огромными размерами, строгостью и исключительной красотой внутренней отделки.

Слайд 7 -10 Мозаика

Стены расписаны фресками

Учитель. алтарь, иконами (иконостасом). Царскими Вратами.

Прочитай текст учебника на с.34 (начиная с последнего абзаца) и на с.35 (до раздела «Грамоте учиться - всегда пригодится»). Ответь на вопросы:
1.Как внутри выглядели храмы? Что было на стенах?
2. Чем фрески отличаются от икон?
3. Для чего люди ходят в храм?

Как вы думаете, что такое икона?

Икона — (в переводе с греческого - изображение, образ) священное изображение Исуса Христа, богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Икона, являясь основной святыней, призвана приковать к себе взоры молящихся. В древних рукописях об иконе сказано так: «Красота её несказанно, и писана она дивно». Писание икон считалось богоугодным делом.

В древней Руси художники иконописцы пишут красками иконы на деревянных досках. Чтобы писать иконы, надо было обладать талантом, владеть секретом изготовления красок, потому что писались они на века. Многие люди верили и верят в то, что иконы могут творить чудеса.

Настоящий иконописец должен был быть праведником, личностью незаурядной: иметь талант художника, знания богослова. Не могли стать иконописцем женщина, а также человек другой веры. На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивал у него благодати за труды свои.

Ученик. - Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси - величайшая русская святыня (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Владимирская Богоматерь - одно из совершеннейших произведений мирового искусства.

Сюжет иконы вечный, как сама жизнь, и трогательный, как любовь. Младенец Христос обнял за шею Богоматерь и умиленно прижался щекою к ее лицу. Лик Богоматери удивителен и неповторим. В глазах запечатлелась глубочайшая скорбь и печаль матери, предвидящей жестокую судьбу своего сына. Любовь и печаль - два чувства переданы гениальным византийским мастером . Мать чувствует судьбу своего ребёнка.

С нею связана такая история. В 1395 году над Русью нависла новая опасность. Непобедимый полководец Азии Тамерлан двинул свои несметные полчища на русские земли. Сын Дмитрия Донского Василий повелел привезти икону из Владимира в Москву. И случилось невероятное: рать Тамерлана повернула и ушла восвояси.

Какие культурные ценности рассмотрели? . - Иконы, фрески, мозаику.

. - Как назвать одними словом? . - Живопись.

Кирилл и Мефодий

Ученик.

Учит. Создатели кириллицы Кирилл и Мефодий за свою подвижническую деятельность братья были причислены к лику святых. Буквы кириллицы по своему начертанию не совсем походили на современные. Буква А называлась «аз», буква Б — «буки». От их названия и произошло слово «азбука».

Этими буквами — кириллицей написано большинство дошедших до нас древних письменных источников.

Какие письменные источники вам знакомы?

Летопись - запись событий русской истории, расположенные по годам. Именно летописи и сохранили для нас память о временах Древней Руси - сильного государства, в котором была создана богатая и яркая культура.

Почему они так назывались?

. - Год назывался тогда «лето», поэтому погодовую запись стали именовать летописью.

. - Кто писал летописи?

. - А вот писали летописи чаще всего монахи, т.е. люди, посвятившие всю жизнь служению Богу.

. - Когда началось летописание на Руси?

. - Этот вид литературы был распространен в 11 - 17 в.

Все книги были рукописными: печатать их еще не умели. В ХII в. На Руси ещё не умели изготавливать бумагу. Большинство книг было написано на пергаменте - специально обработанной телячьей или бараньей кожи. Пергамент - очень дорогой материал.

Пергамент - обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма.

Учитель. - Как называется самая знаменитая летопись?

Слайд 20. Ученик. - Одна из древних русских летописей «Повесть временных лет» составлена в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором, повествующая о рождении Древнерусского государства. Летописи рассказывают о нашей древней истории.

Учитель. - Что ещё использовали славяне для записи каждодневных указов, грамот, расходов?

Ученик. - Берёзовую кору - бересту.

Что относим к культурным ценностям? Летописи, древнерусские книги.

. - Как назвать одним словом? - Письменность.

Физминутка.

Представьте, что мы отправились в лес за берестой для письма.

Нам повстречалась речка. Движения текучие, мягкие. Мы переплываем ее.

А теперь на пути густая чаща. Надо через нее перейти. Движения сильные, рубящие.

Ищем березу. Поводим глазами в разные стороны.

Нашли березу. Режем кору. Делаем острую палочку для письма .

5. Обобщение полученных знаний. Выражение решения проблемы.

Так что же за воротами? (города, люди, занятия, изделия, храмы, т.е. культура)

А что в вашем понимании значит слово «культура»? (ответы детей)

Проверьте свои предположения по словарю в учебнике на с. 141. Там же найдите что такое «памятники культуры». Что можно к ним отнести?

Чем являются памятники культуры для нас? (историческими родниками, источниками) Почему же необходимо бережно относиться к памятникам культуры?

Как по-другому можно было сформулировать тему нашего урока? («Памятники культуры»)

Древнюю Русь называли страной городов. Посоветуйтесь в группах и предложите свои варианты ответа (Города - центры всей жизни государства. Они были красивы, необычны, у множества людей создавалось впечатление, что всё население живет в городах)

6. Контроль и самоконтроль знаний.

Разгадывание кроссворда (в группах)

По горизонтали:

2. Главная часть храма

3. Брат Кирилла

4. Старославянская азбука

По вертикали:

7. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

«Я узнал…»,

«Я удивился …»,

«Я запомнил…»,

«Я хочу узнать …».

8. Информация о домашнем задании:

С.32-37, т.№ 1.2, 3 с.12-13

Задание №3 на с. 37 учебника

По горизонтали:

2. Главная часть храма

3. Брат Кирилла

4. Старославянская азбука

6. Изображение, сделанное красками

7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу

8. На чем писали в Древней Руси

По вертикали:

1. Город, в котором находятся Золотые ворота

5. Запись событий русской истории по годам

По горизонтали:

2. Главная часть храма

3. Брат Кирилла

4. Старославянская азбука

6. Изображение, сделанное красками

7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу

8. На чем писали в Древней Руси

По вертикали:

1. Город, в котором находятся Золотые ворота

5. Запись событий русской истории по годам

По горизонтали:

2. Главная часть храма

3. Брат Кирилла

4. Старославянская азбука

6. Изображение, сделанное красками

7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу

8. На чем писали в Древней Руси

По вертикали:

1. Город, в котором находятся Золотые ворота

5. Запись событий русской истории по годам

По горизонтали:

2. Главная часть храма

3. Брат Кирилла

4. Старославянская азбука

6. Изображение, сделанное красками

7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу

8. На чем писали в Древней Руси

По вертикали:

1. Город, в котором находятся Золотые ворота

5. Запись событий русской истории по годам

По горизонтали:

2. Главная часть храма

3. Брат Кирилла

4. Старославянская азбука

6. Изображение, сделанное красками

7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу

8. На чем писали в Древней Руси

По вертикали:

1. Город, в котором находятся Золотые ворота

5. Запись событий русской истории по годам

Задание 1 группе: Прочитай текст и ответь на вопросы:
1. Кто такие ремесленники? (проверь своё предположение по словарю с. 142)
2. Какие изделия продавали ремесленники? (перечисли)
3. Кто такие крестьяне? Чем они торговали?
Киев тогда делился на два района. Та часть, что раскинулась по долине реки, называлась Подолом. А по высокому берегу Днепра тянулся Верхний город. На Подоле жили торговцы и ремесленники.
Ремесленники занимались кузнечным делом, другие лепили горшки из глины, третьи плотничали, четвертые мастерили золотую и серебряную посуду, разные украшения. Торговцы прямо с лотков продавали горячие пироги с зайчатиной и грибами, оладьи с медом.
Заезжие крестьяне прямо с возов продавали воск в мешках, мед в кадках, пушнину (шкурки животных, идущие на мех), кожу, рыбу, овощи.

Задание 2 группе: Прочитай текст и ответь на вопросы:
1. Кто такие купцы? (проверь своё предположение по словарю с.140)
2. Чем торговали иностранные купцы?
3. Какие товары предлагали русские купцы?
Раннее утро. Над Днепром еще стелется туман. Слышен плеск весел по воде и людской говор. Слаженно работают веслами гребцы. На одной из лодок скамьи покрыты коврами. На них сидят люди в красивой одежде и с дорогим вооружением. Это иностранные торговые гости (купцы).
Напротив Новгородского кремля располагалась главная торговая площадь города. Иностранные купцы продавали янтарь, яркие ткани, блестящие шлемы, дорогую одежду, пестрые ковры, серебряные и золотые сосуды, вина, душистые травы.
Русские купцы предлагали покупателям зерно, мечи с узорами на клинке и ювелирной отделкой рукоятки, хитроумные замки с пружинами, кольчуги-рубашки, сплетенные из мелких, но прочных колец, меха.

Задание 4 группе : Прочитайте текст учебника«Труды и молитвы» с.36-37 и ответьте на вопросы:

Кто такие монахи?

Почему ходили в чёрных одеждах?

Чем они занимались? Где жили?

Задание 5 группе : Прочитай текст учебника на с.35-36 «Грамоте учиться - всегда пригодится» и ответьте на вопросы:

Как назывался древнерусский алфавит?

В честь кого он получил такое название? Как звали второго брата

Какими были книги времён Древней Руси?

Выступление 4 группы. (слайд 11-12)

Наши предки не умели книги читать и писать письма. Появились на Руси два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий . В 862 году они создали славянский алфавит.

Ученик. - Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском, а в школе обучение шло только на греческом. Младший Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. Совсем недавно в нашей стране стали отмечать праздник славянской письменности и культуры.

Слайд 7 -10 Успенский собор. Стены собора богато украшены внутри: мозаикой, фресками и иконами. Полы выложены цветной плиткой. Стены и купол храма украшала Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.

Стены расписаны фресками (живопись водяными красками, нанесённая по сырой штукатурке). Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. Это была очень трудная художественная работа — она требовала точности и большой скорости, т.к. штукатурка быстро сохла.

Учитель. - Главной частью всех православных храмов является алтарь, где находятся священные предметы и куда вход разрешён только священникам. От остальной части он отделяется стеной с иконами , размещёнными в определённом порядке (иконостасом). Двери в центре иконостаса называются Царскими Вратами.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Древней Руси и очень много интересного узнаем о памятниках культуры того времени. А для начала вспомним, какие вам известны города-центры древнерусской культуры? Какие памятники древнерусской культуры сохранились в этих городах?

Почему города считаются центром культуры?

Что относится к культурным ценностям?

  • А сегодня мы отправимся вместе с Анютой и Илюшей во Владимир. Этот город назван в честь его основателя Владимира Мономаха. А побываем мы в городе во времена правления Андрея Боголюбского. Он был крупным государственным деятелем, отважным полководцем и хорошим дипломатом. При нём город Владимир стад крупнейшим очагом русской культуры. По словам летописца, Андрей “сильно устроил” Владимир, привлёк в него “купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких.”

Откройте учебник с.46. Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира. Они построены в XII веке.

Как вы думаете, почему они так называются? (версии детей)

  • Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью – замечательное сооружение крепостной архитектуры.

Чтобы пройти через Золотые ворота нам нужно сказать пароль. А паролем служат важные понятия. Стража пропустит только тех, кто знает исторические понятия.

Словарная работа.

Я называю определение, а вы на листочках записываете название понятия.

1. Укреплённое селение, в котором жили правители, торговцы и мастеровые люди. (Город)

2. Мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. (Ремесленники)

3. Люди, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. (Купцы, торговцы.)

4. Здание, в котором христиане собирались для богослужений, произнесения молитв, обращенных к Богу. (Храм)

5. Одна из самых распространенных в мире религий, вера в единого Бога Иисуса Христа. (Христианство)

/Взаимопроверка, одного учащегося спросить на оценку. Листочки сдать/

III. Формирование новых знаний.

Войдём в город. Перед нами главный храм Владимира – Успенский собор. В этом соборе на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства. Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями, что вызывало сравнение с легендарным библейским храмом царя Соломона.

1. Видеосюжет “Храм Божий”.

2. Чтение текста учебника с.47-48.

3. Видеосюжет “Святые лики”.

4. Рассматривание икон в учебнике с.48. Сообщения учащихся об

иконах Владимирской Божьей Матери, Святого Георгия, Ильи-пророка.

Такие памятники, как Успенский собор, Золотые ворота - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей.

Физминутка.

5. Чтение текста учебника с.48-49

6. Беседа по иллюстрации с.49. На доске плакат.

Буква Читается Обозначает
Аз Я
Буки Буква, книга
Веди Ведать, знать
Глагол Говорю, слово
Добро Добро
Есть Есть
Живете Жизнь
Земля Земля
И И
Како Как
Люди Люди
Мыслите Мыслить

Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. Найдите на знакомые и незнакомые вам начертания букв.

Первая буква пишется А, читается – аз, а обозначает - я. Вторая буква пишется Б, читается – буки, а обозначает – буква книга.

Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий? Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составьте текст, объясните его. (Групповая работа)

/Я, книга, знающая слово добра, есть жизнь земли и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./

Каждое название буквы несло большой смысл и нравственное содержание. Овладевший грамотой впитывал огромной глубины нравственные понятия, вырабатывал для себя линию поведения в жизни, получал понятия о добре и морали. Вы правильно перевели фразы: “Я буквы ведаю (знаю).” Далее “Глагол добро есть”. В перечислении этих букв подряд заложена заповедь человеку, чтобы зря словами не бросался, не словоблудничал, поскольку “Слово добро есть”. “Рцы слово твердо”, т.е. “Говори слово внятно,” отвечай за свои слова”. Хорошо бы многим из нас этому научиться как в произношении, так и в ответственности за свои слова.

7. Рассматривание рисунка-комикса (с.50)

Как вы можете ответить на вопрос, Илюши о грамотности Древней Руси?

В XII веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных занятий использовали берёзовую кору (бересту). Берёзовую кору подчищали изнутри, обрезали края и распаривали. После этого она становилась очень прочной. Писали на внутренней стороне костяной, железной или медной палочкой, заостренной с одного конца (“писало”). Другой конец затачивался в виде лопаточки, которой заглаживали написанный текст. Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказался на наружной стороне. В свитке было отверстие для подвешивания письма к поясу.

Чернила готовили сами, смешивая сажу и клей. Другой рецепт – смесь дубовых орешков, вишневого клея и кислого мёда.

Большинство книг было написано на пергаменте – специально обработанной телячьей или бараньей кожи. Пергамент – очень дорогой материал. На одну книгу, например, шла кожа целого стада телят. Славянские книги были настоящей драгоценностью. Златокузницы изготавливали переплёт – оклад, окованный серебром, сверкающий драгоценными камнями и золотыми пластинками, и делали металлическую застёжку. Украшал книгу художник-златописец. Поля страниц расписывались цветными рисунками с изображением зверей, птиц, змей, сказочных чудовищ. Особенно затейливы были начальные буквы. Их рисовали красной краской – киноварью и золотом, украшали узорами. Любовное написание книг – свидетельство огромного уважения наших предков к написанному слову. Недаром в Древней Руси во время пожаров книги старались спасти прежде всего.

8. Видеосюжет “Какие же были наши первые книги.

Центрами грамотности и просвещения были монастыри. Монахи стали первыми летописцами.

9. Чтение текста учебника с.51-52.

10. Видеосюжет “Монастыри России”

IV. Первичное закрепление.

1. Работа в “Рабочей тетради” /работа в паре/

Откройте рабочую тетрадь (с.12). Выполните задание 21.

/Проверка: правильное высказывание - хлопок, неверное – тишина/

2. Компьютерное тестирование /фронтальная работа/

Задание 22.

Мы с вами не заметили, кА вновь прошли под сводами Золотых ворот – ворот в Древнюю Русь.

V. Итог.

1. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

2. Главная часть храма.

3. Брат Кирилла.

4. Старославянская азбука.

6. Изображение, сделанное красками.

7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу.

8. На чем писали в Древней Руси?

По горизонтали:

1. Город, в котором находятся Золотые ворота.

5. Запись событий русской истории по годам.

2. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

С помощью книг соверши путешествие во времена Древней Руси, узнай побольше о созданных тогда храмах, иконах, книгах.