Чацкий как победитель или побежденный. Сочинение Грибоедов А.С. Зарождение декабристского движения

Сочинение на тему: «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Ученика 9 класса «Г»

Сергеева Григория Константиновича

Преподаватель: Романова Людмила Анисимовна

Оценка: хорошо

«Горе от ума» - одно из ярчайших произведений русской литературы.
Комедия была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В это время становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, европейских революционеров, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт и запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Молодое дворянство в комедии представляет в комедии лишь один человек
– Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлен целый круг дворян с наиболее консервативными взглядами. Этот круг принято называть «фамусовским обществом». Это название не лишено смысла. Действительно, центральной и наиболее подробно изображенной фигурой здесь является Павел Афанасьевич
Фамусов, в монологах, репликах и поступках которого наиболее ясно видны те законы, по которым живет и все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Таким образом, Чацкому противостоит целый жизненный уклад, совокупность привычек и предрассудков, все общество, а не отдельные личности.

В пьесе, где изображен всего лишь один день в доме Фамусова,
Грибоедов затронул наиболее важные вопросы времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» и
«века минувшего» в лице Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии.
Основные занятия обитателей этого дома – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается
Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевленного передовыми идеями, готового пойти против общества ради своих идеалов.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрывается характер Чацкого.

Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке по имени Софья, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть-то всего два таланта: «умеренность и аккуратность». При всех своих душевных задатках Софья целиком и полностью принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья входит в число «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма
Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют «на борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и в мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а
Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий навсегда будет изгнан из подобного общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой
Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, Чацкий не желает принимать за образцы таких, как Максим Петрович (идеал Фамусова), потому что не видит в них никаких нравственных достоинств. Чацкий ставит под сомненье моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу последнего. Чацкий не только обличитель, он еще и борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между
Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение. В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и взгляды остаются непонятыми. Чацкому хочется высказать все, что накопилось у него на душе. Поэтому на балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская слух о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем. «Так! Отрезвился я сполна» - восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это – признание поражения или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

Но в то же время, если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. Почему? Да потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным. Уйти может каждый. Но на мой взгляд, это поступок слабого. Сильный человек должен остаться, должен собрать вокруг себя прогрессивных людей, могущих противостоять обществу. А такие люди есть, и в комедии они упоминаются: двоюродный брат
Скалозуба, князь Федор и другие. Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
За то ли, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всем.
А. С. Пушкин
В основе пьесы “Горе от ума” заложен конфликт Чацкого с фамусовской Москвой. И всегда этот конфликт сводится к одному вопросу Чацкий – победитель или побежденный?
“В сонную тишину” фамусовского дома Чацкий ворвался как ветер. Но его “порывистое дыхание”, “бурные радости”, “громкий и неудержимый смех”, “искренняя нежность”, и “пылкое негодование” неуместны здесь. В доме,

Где все построено на притворстве и на обмане, где дочь прячет свою влюбленность в Молчалина от отца, а отец свои “шалости” с Лизой от дочери, искренность Чацкого – “незванная гостья”. В обществе, “где тот и славится, чья гнулась шея”, независимость Чацкого делает его “опасным человеком”. Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий “властей не признает”, так же как не признает чинов и богатства “отцов отечества”, которые “грабительством богаты”. И потому в доме Фамусовых Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его “дичатся как чужого”.
Но зачем он здесь?
Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия, так как нельзя сохранить одновременно это чувство и весь строй своих представлений о жизни, о человеке.
Появление Молчалина заставляет Чацкого раздумывать о том, “какою ворожбою умел к ней в сердце влезть” этот услужливый человек, который “на цыпочках и небогат словами”. В этом столкновение с Молчалиным слышится уже предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой. Чацкий возмущен духом “пустого, рабского, слепого подражанья”, он оскорблен поклонением ничтожеству. И монолог. “Да, мочи нет: мильон терзаний… ” – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких, значительных. “Ничтожество не терпит в своей среде высокого, оно озлобляет, смущает, дразнит людей низких”. И оно, фа-мусовское общество, объявляют благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. Высокие порывы кажутся неестественными в этом обществе, нелепыми, даже смешными. Веда Чацкий для них смешон, хотя они его боятся. Смесь страха и желания потешаться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: “С ума сошел!”. Этот поединок – не новый, но и не стареющий.
Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Но поединок не прекращается, ведь человека нельзя освободить от человечности.
И хотя в фамусовском обществе Чацкий не находит себе союзников, он не одинок. В одном лагере с ним и двоюродный брат Скалозуба, и племянник Тугоухов-ской. И их “идеал свободной жизни” определен: “это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”, это свобода “служить или прислуживаться”, “жить в деревне или путешествовать”. И Фамусов, и другие знают это, и, конечно, про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить. И Гончаров пишет, что “Чацкий сломлен количеством силы старой, нанеся ей смертельный удар качеством силы свежей”. У Гончарова Чацкий – вечный обличитель лжи: Один в поле не воин”. Нет, воин, если он – Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва”.
Делая вывод из этой фразы, мы видим, что Герцен считает Чацкого и победителем, и побежденным, но я больше согласна со Смольниковым: “Трудно согласиться с Гончаровым в том, что “количество силы старой” сломало бунтаря и вольнодумца Чацкого. Да, ему не удалось пробить стену фамусовщины, молчалинщины, скалозубщины. Однако, в свою очередь и его противникам не удалось нанести ущерба убеждениям героя Наоборот, как верно отмечает Гончаров, он и наносит ей “смертельный удар качеством силы свежей”.
И Чацкий будет до тех пор победитель, а не побежденный, пока под одной кровлей будет уживаться старое с молодым, где два века будут сходиться лицом к лицу.


»: «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Чацкий – победитель, передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». В словах Гончарова скрывается некое противоречие, требующее разрешения. Так кто Чацкий: победитель или побежденный?

В комедии «Горе от ума представлен сложный исторический процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. Этот процесс не может произойти в одночасье. Требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления.

В пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» – Чацким, обладающим незаурядным умом и желанием действовать во благо своего Отечества. Старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. Чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм.

И.А. Гончаров писал о Чацком, что он «...победитель, но передо­вой воин, застрельщик и - всегда жертва». Мне кажется, что именно в этих словах заключается ответ на поставленный вопрос: является Чацкий победителем или побежденным? Ведь ответить на него одно­значно просто нельзя, поскольку неоднозначны как позиция автора, так и характер самого героя.

Чацкий - один против всех, и финал конфликта, по сути, пред­решен. «Чацкий сломлен количеством старой силы», - как писал Гончаров.

Действительно, с одной стороны, любовная интрига комедии за­вершена, и крах героя в истории его любви к Софье абсолютно очеви­ден. Но, с другой стороны, вопрос, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. Недаром автор вводит в комедию внесценических персонажей - князя Федора, «химика и ботаника», и брата Скалозуба, который «службу вдруг оставил», когда ему «чин следовал». Такие люди, как и Чацкий, презирают авторитеты «века минувшего», стараются жить по-новому. И мы знаем, что потом их станет все больше и больше, а в результате они победят, потому что новое всегда побеждает старое. Вот почему следует признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми ус­тоями только начинается. Он - «передовой воин, застрельщик», но именно поэтому - «всегда жертва».

Но есть и внутренние, психологические причины того, что Чацкий обречен на поражение. Его увлеченность и горячность приводят не только к тому, что герой не понял отношения к нему Софьи, недооце­нил Молчалина, но и не смог реально представить силу сопротивле­ния консервативного фамусовского общества. Порой кажется, что Чацкий и не собирается разбираться в этом: герой вдохновенно про­поведует и вдруг неожиданно обнаруживает, что гости «кружатся в вальсе», а вовсе не «внимают» ему. Может быть, потому так легко было изгнать Чацкого, приклеив к нему ярлык сумасшедшего. Полу­чается, что поражение героя комедии - это еще и предупреждение автора тем, кто стремится к переменам, но недооценивает силу сопер­ника как и купить компьютерный стол для школьника . И сама история подтвердила опасения Грибоедова, что еще раз подчеркивает реалистичность его пьесы.

И все же мне кажется, что в комедии есть некое предощущение грядущей победы таких, как Чацкий. Некогда монолитное фамусовское общество действительно дало брешь, и даже после изгнания так растревожившего всех человека уже не будет покоя старым москов­ским «тузам» и знатным барыням, потому что у них нет уверенности в незыблемости своих позиций, хотя пока они еще сильны. Вот поче­му Чацкого можно признать одновременно и победителем, и побеж­денным.

Коллекция сочинений: Чацкий - победитель или побежденный?

Зачем же так неблагосклонно

вы отзываетесь о нем?

За то ли, что мы неугомонно

Хлопочем, судим обо всем.

А. С. Пушкин

В основе пьесы "Горе от ума» заложен конфликт Чацкого с фамусовской Москвой. И всегда этот конфликт сводится к одному вопросу Чацкий - победитель или побежденный?

"В сонную тишину" фамусовского дома Чацкий ворвался как ветер. Но его "порывистое дыхание», "бурные радости», "громкий и неудержимый смех», "искренняя нежность», и "пылкое негодование» неуместны здесь. В доме, где все построено на притворстве и на обмане, где дочь прячет свою влюбленность в Молчалина от отца, а отец свои "шалости» с Лизой от дочери, искренность Чацкого - "незванная гостья». В обществе, "где тот и славится, чья гнулась шея», независимость Чацкого делает его "опасным человеком». Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий "властей не признает», так же как не признает чинов и богатства "отцов отечества», которые "грабительством богаты». И потому в доме Фамусовых Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его "дичатся как чужого».

Но зачем он здесь?

Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: "служить бы рад, прислуживаться тошно».

Любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия, так как нельзя сохранить одновременно это чувство и весь строй своих представлений о жизни, о человеке.

Появление Молчалина заставляет Чацкого раздумывать о том, "какою ворожбою умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который "на цыпочках и небогат словами». В этом столкновение с Молчалиным слышится уже предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой. Чацкий возмущен духом "пустого, рабского, слепого подражанья», он оскорблен поклонением ничтожеству. И монолог. "Да, мочи нет: мильон терзаний...» - единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких, значительных. "Ничтожество не терпит в своей среде высокого, оно озлобляет, смущает, дразнит людей низких». И оно, фа-мусовское общество, объявляют благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. Высокие порывы кажутся неестественными в этом обществе, нелепыми, даже смешными. Веда Чацкий для них смешон, хотя они его боятся. Смесь страха и желания потешаться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: "С ума сошел!». Этот поединок - не новый, но и не стареющий.

Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Но поединок не прекращается, ведь человека нельзя освободить от человечности.

И хотя в фамусовском обществе Чацкий не находит себе союзников, он не одинок. В одном лагере с ним и двоюродный брат Скалозуба, и племянник Тугоухов-ской. И их "идеал свободной жизни» определен: "это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество», это свобода "служить или прислуживаться», "жить в деревне или путешествовать». И Фамусов, и другие знают это, и, конечно, про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить. И Гончаров пишет, что "Чацкий сломлен количеством силы старой, нанеся ей смертельный удар качеством силы свежей». У Гончарова Чацкий - вечный обличитель лжи: Один в поле не воин». Нет, воин, если он - Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва».

Делая вывод из этой фразы, мы видим, что Герцен считает Чацкого и победителем, и побежденным, но я больше согласна со Смольниковым: "Трудно согласиться с Гончаровым в том, что "количество силы старой» сломало бунтаря и вольнодумца Чацкого. Да, ему не удалось пробить стену фамусовщины, молчалинщины, скалозубщины. Однако, в свою очередь и его противникам не удалось нанести ущерба убеждениям героя Наоборот, как верно отмечает Гончаров, он и наносит ей "смертельный удар качеством силы свежей».

И Чацкий будет до тех пор победитель, а не побежденный, пока под одной кровлей будет уживаться старое с молодым, где два века будут сходиться лицом к лицу.