Чем характеризуется процесс становления культурологического знания. Реферат: Этапы становления культурологического знания. Современные направления культуры

Становление культурологической мысли началось в древнем мире, ее развитие имело свои особенности в Средние века и Новое время. В древности для человека реальная жизнь не было чем-то отличным от мифологического мира. Древние религии были политеистическими (политеизм - вера во многих богов). Люди общались с богами так же, как друг с другом.Мифологическое мышление как форма коллективного сознания составляет огромный пласт культуры, является культурной реальностью и, одновременно, содержит представление о культуре в древних. В этом случае восприятие культуры включало в себя поклонение, почитание, культ.

Древнегреческие философы Платон, Протагор, Полибий и китайский философ Сыма Цянь считали культуру частью божественной природы и ее проявлением. Философ Ибн-Халдун утверждал, что полный цикл развития культуры происходит на протяжении 120 лет, после чего старая культура бывает «побежденной» другой, более сильной культурой (чаще всего - культурой кочевников). Это направление получило название «культурного натурализма». Для него характерны: перенос черт природы на культуру, обожествление культуры во всех ее проявлениях, в том числе в форме государственной власти, идея цикличности развития культуры.

Чувствуя мироздание как высшую гармонию, древние греки стремились создать фрагмент совершенства на земле. Живым воплощением их представлений о гармонии, культурным образцом был полис - город-государство, которое формирует человека культуры. Так, Аристотель разрабатывал идею культурного человека как образцового гражданина. То есть, в целом понимание культуры носило гуманистический характер.

В средневековой Европе утверждается христианство - монотеистическая религия (монотеизм - вера в одного бога). Оно объединило в себе и мировоззрение, и философию, и этику, и правовые нормы, подчинило себе науку, образование, искусство. Соответственно проблемы культуры освещались в трудах философов-богословов. Для Августина Блаженного «без веры нет знания, нет истины». Мировая история за Августином Блаженным является результатом божественного определения. «Греховном» светскому граду он противопоставляет «град божий», утверждая, таким образом, приоритет церкви.



Попытку соединить аристотелизм и христианство осуществит знаменитый католический богослов Фома Аквинский. Основной принцип его философии - гармония веры и разума, поскольку разум способен рационально доказать существование Бога и разбить возражения против истин веры.

Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал. Культура представляется мыслителям Возрождения результатом свободной творческой деятельности человека. Свобода и творчество как принципы человеческого общежития противопоставляются средневековой иерархии, подчиненности церкви.

Принципиально по-новому культурный опыт прошлого и современности, причины возникновения и пути развития культуры переосмысливаются в XVIII в. Просвещением. Эпоха стремится к целостному восприятию культуры человечества, понимая ее как продукт деятельности человеческого разума. В ряде работ понятие "культура" и "природа" противопоставляются. Устранению оппозиции "культура" - "природа", поиска путей их гармоничного сочетания посвящены работы Иммануила Канта (1724-1804). По Канту причиной возникновения культуры является общественная сущность человека. Философ выделяет две реальности: мир природы (животного начала, зла, жестокости) и мир свободы (человека, культуры, морали). Пересекаются и примиряются два противоположных начала в представлениях о прекрасном и в создании прекрасного, что собственно и является целью культурной деятельности. В этике Кант вводит категорический императив, то есть обязательное и безусловное моральное правило, всеобщий закон поведения, который преодолевает и исключает любое зло.

До второй половины XVIII в. относится деятельность немецкого философа и историка И. Г. Гердера. Для Гердера культура является следствием способности человека к творческой и умственной деятельности, которая находит выражение в языке, науке, ремесле, искусстве, государстве, религии, семьи

В первой половине XIX в. появились работы русского ученого Н. Я. Данилевского. В книге "Россия и Европа" он выдвинул концепцию "замкнутого (локального) развития культур". Каждый народ, за Данилевским, создает специфическую систему ценностей. Выработанная им культура слабо контактирует с другими культурами, противодействуя проникновению в ее "тело" инородных элементов

Идеи Данилевского впоследствии сильно повлияли на культурологию ХХ в. Возникновение украинской культурологической мысли связано с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства. В Уставе Братства, в воззваниях "К братьям украинское", "К братьям россиян", "К братьям поляков", в произведениях его основателей - Н. Костомарова ("Мысли об истории Малороссии" "," Две русские народности "), П. Кулиша ("Повесть об украинском народе") - отстаиваются идеи культурной самобытности славянских народов, их права на свободное развитие, гарантированный свободным федеративным союзом славянских республик. Значительный вклад в развитие культурологической мысли сделал М. Драгоманов (1841-1895 гг). С позиций сравнительно-исторической методологии М. Драгоманов выступал против хуторянского этнографизма, выдвигал идеи свободного развития народной культуры в национальную культуру, пропитанную общечеловеческими ценностями.

Целостную концепцию истории украинской культуры выдвинул М. Грушевский (1866-1934 гг). Она базировалась на тезисах самобытности и самостоятельности украинской культуры. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование различных етноплемен еще в эпоху трипольской культуры. Не противопоставляя украинскую и русскую культуры, он все же считал первую более близкой к европейской культуре.

Структура культуры.

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю . В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

В материальную культуру входят:

1. культура труда и материального производства;

2. культура быта;

3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

4. культура отношения к собственному телу;

5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

2. нравственную;

3. художественную;

4. правовую;

5. педагогическую;

6. религиозную;

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали. нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).

Только неукоснительное выполнение этих норма-предписаний дает право человеку претендовать на звание культурного.

Функциональный блок. Раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный результат этого процесса. В функциональный блок входят:

o традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными;

o с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.).

Таким образом, структура культуры является ложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Функции культуры.

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция.

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Методы культурологи.

Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.

В их ряду сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. Чрезвычайно широко распространенный обряд обрезания имеет несхожую символическую нагрузку.

Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. В качестве примера укажем на опыт изучения культурологом Б.А. Успенским такого своеобразного феномена, как русский мат.

Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства.

Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени. Этот метод с успехом использовался еще Плутархом (ок. 46-120 г. н.э.), жившим в Древней Греции и создавшим «Сравнительные жизнеописания».

Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем чтобы выявить наиболее существенные его черты.

Такой метод, в частности, использовали Н. Данилевский, автор книги «Россия и Европа», О. Шпенглер, написавший «3акат Европы». Каждый из них закладывает в модель какое-либо сущностное основание, позволяющее комплексно воспринимать все культурные явления определённого периода.

Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом. Под ментальностью, менталитетом понимается как причина, то есть социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, то есть готовность к действию, психологическая установка.

Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.

Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. Кроме указанного, синхронический метод также возможно понимать (В.А. Сапрыкин) как совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом существующих связей и возможных противоречий.

Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura - обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время, данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами. К концу XVII века в трудах немецкого ученого Пуффендорфа (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию. Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами. Немецкие просветители в то же самое время, наоборот, подчеркивали «созидательный», прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура - это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии, как они считали, культура отсутствует. С её появлением осуществляется трансформация человечества от стадного характера общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному, от некритического к оценочно-рефлексивному. Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера, который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития. Другой немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольдт подчеркивал, что культура есть господство человека над природой, осуществляемое с помощью науки и ремесла. И в концепции Гердера, и в концепции Гумбольдта по сути культура рассматривается как содержание, характеристика социального прогресса. Немецкий философ Иммануил Кант связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него - развитие культуры как совершенствование разума. Другой немецкий мыслитель Иоганн Готлиб Фихте связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура - это независимость и свобода духа. Таким образом, в представленных позициях культура характеризуется как духовная сторона общественной жизни, как ценностный аспект духовной составляющей человека. В конце XIX века, наследуя просветительские идеи о прогрессивной динамике общественной жизни, немецкий экономист и философ Карл Маркс, основываясь на материалистическом понимании истории, выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой. К. Маркс расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования. Однако заслуга Маркса еще и в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс. Первую попытку определения культуры сделал английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор, основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений. Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма. В подходе Э.Б. Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация. Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это «мертвое время» культуры. Одним из первых приблизился к пониманию культуры как некоторой системы английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903), который рассматривал общество и культуру как организм, где есть свои органы и части тела. И здесь существенно не то, что происходит отождествление культуры с физиологической природой организма, а то, что разные части социума, имея свои функции, находятся в единстве. Также рассматривая культуру как единый организм, немецкий историк культуры Освальд Шпенглер делает дальнейший шаг вперед, показав в своей работе «Закат Европы», что каждый культурный организм является не постоянным, а динамичным. Но динамика эта находится в границах определенного цикла: рождение, расцвет, смерть, как у любого биологического организма. Особенно важно то, что культурную сущность такого организма Шпенглер видел во внутреннем строе души того или иного народа. Таким образом, Шпенглер оказался в рамках трактовки психологической сущности культуры. С именами английских антропологов Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна и Бронислава Малиновского связан дальнейший этап в научной трактовке культуры. Они одними из первых выделили в природе культуры её деятельностную сущность. Рэдклифф-Браун, понимая культуру как живой организм в действии, полагал, что изучение структуры этого организма включает в себя изучение функций структурных элементов и в отношении друг к другу, и в отношении к целому. Малиновский напрямую связывал культуру, её функционирование с удовлетворением деятельностных потребностей. В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже – лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек – мир». Представления о культуре были расширены тем интересом, который был проявлен к ней австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, связавшим культуру с психическими стереотипами. Именно в рамках психологической антропологии происходит включение личности в культуру. Следующий этап обогащения понятия культуры связан с идеями структурализма, который получил распространение и как научное направление, и как методология исследования феноменов культуры (мы остановимся на анализе этого направления ниже). И так основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»: - появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы); - оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо; - духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители; - разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм; - первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор; - соотношение понятий культура и цивилизация; - аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе; - выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм; - относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм; - включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ; - распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм. От вполне ограниченного, узкого понимания культуры, носящего романтический, субъективный оттенок, общественная мысль переместилась в сферу познания всего мира созданной человеком «второй природы», применяя в этом познании общепринятые в науке методы и руководствуясь в оценке результатов современными критериями научности, такими как логичность, непротиворечивость, возможность экспериментальной проверки. Более того, к настоящему времени сформировался и собственно культурологический метод анализа, который используется не только в специализированных исследованиях культуры, но и в других областях знания. Сказанное не означает, что романтические представления о культуре полностью ушли из общественного сознания: в обыденной жизни они, безусловно, доминируют (хотя бы в представлениях о том, что «культурный» человек должен посещать театры, читать книги и т.п.), узкое понимание культуры имеет место в средствах массовой информации, бытует в среде технической интеллигенции, полагающей, что есть наука, а есть культура. Культурологический метод анализа, находится в стадии становления, еще достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический аспект исследования феномена культуры, так как культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.



Структура культуры.

Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) - один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выраже-ние религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры - cultura anima - обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура - собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура - исторически определенный уро-вень развития общества, творческих сил и способностей чело-века, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура - это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность чело-века в динамике исторического развития. Два способа овладе-ния культурой: межличностное общение и самообразование. Культура подразделяется: 1. по ее носителю. А - мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б - нацио-нальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа). В - классовая (сельская, городская). Г- профес-сиональная. Д - молодежная. Е - личная, она включает два понятия: культурность - умение вписаться в общество; духов-ность - желание души проникнуть в глубину. 2. по видам деятельности А - материальная, Б - духовная. Материальные объекты - это физические объекты созданные руками человека - "артефакты", культура труда и материального пр-ва, культура быта, топоса. Духовная культура - включает в себя интеллекту-альную, нравственную, художественную и др. Она тоже ре-зультат деятельности, может передаваться только путем обще-ния. Структура культуры в широком смысле: 1 - матери-альные и духовные ценности человечества. 2. Способы его жизнедеятельности. 3. Уровень развития общества. 4. совокуп-ность людей, отношения друг к другу и окр миру. 5. Своеобра-зие жизни, науки и народов в определенный исторический период. 6. Мифология. 7. Религия. 8. Политика. Культурные универсалии (Дж. Мердок) для всех народов характерны общие нормы, ценности, правила и традиции.Культура делится на: 1. Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества), 2. Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц группе), 3. Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирую-щими ценностями, напр - культура преступного мира). Формы культуры:

1. Элитарная - создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного чел (классич музыка); 2. Народные культуры (фольклор) - анонимные творцы, не имеют проф подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична; 3. Массовая - это культура сегодняшнего дня, это вид культур-ной продукции, который производится каждый день, представ-ляется разной аудитории по разним каналам, призвана удовле-творять сиюминутные потребности. Реагирует на любые собы-тия, быстро умирает. Она может быть национальной и между-народной.

Функции культуры.

Роль культуры в жизни человека и общества можно свести к нескольким основным выполняемым ей функциям. Человекотворческая функция. С помощью культуры человек становится собственно человеком. Культура обеспечивает процесс социализации, т.е. включения человека в систему общественных отношений. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Превращение человека в полноценного члена общества протекает через освоение языка, принятие норм и стандартов поведения, ценностей. Социализация же открывает возможность человеку стать личностью, раскрыть свою подлинную сущность. Адаптационная функция. Культура приспосабливает человека к среде проживания. Культура формирует образ жизни, подходящий к географическим, климатическим и другим природным условиям существования народа. Биологическая неприспособленность человека выявила способность гибко осваивать природные условия с помощью культурных традиций. У народов, обитающих в различных условиях, средствами культуры закрепляются специфические способы адаптации к природной среде в виде способов изготовления одежды, строительства жилья, нормативных предписаний, национальных традиций и т.д. В ходе своего приспособления к природе человек одновременно преобразует и саму природу. Информационная функция. Культура накапливает и сохраняет социальную информацию с помощью знаково-символических средств. Она представляет собой своеобразную негенетическую память, хранящую представления, знания, нормы, ценности, социальный опыт как отдельного человека, так и народа, и человечества в целом. Коммуникативная функция. Культура не только накапливает информацию, но и создаёт единое пространство для коммуникации, диалога между людьми. Она создаёт условия и средства общения, различные знаковые системы, среди которых наиболее важной является язык. Язык передаёт и хранит общие значения и смыслы, которые связывают членов общества одной культуры. Тем самым культура создаёт возможности для передачи опыта и знаний от человека к человеку, от поколения к поколению. Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношениях культура определяет нормы и рамки взаимодействия, способы общения. На личностном уровне культура регулирует поведение человека через усвоение им духовных, нравственных, эстетических ценностей, которые формируют определённые потребности и ориентации. Интеграционная и разграничивающая функции культуры заключаются в том, что каждый конкретный тип культуры объединяет людей в одну национальную, этническую или субкультурную общность, но разделяет различные народы или социальные группы.

Философский – возникает в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках философии, как известно, была выработана сама общая идея культуры, а так же были поставлены вопросы, которые сегодня составляют собственно культурологическую тематику. В 19 в немецкий философ А.Г. Мюллер ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру-Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в.В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются: мифы, легенды, сказания.В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как сложной динамической системы, выполняющей конкретные социальные функции. В рамках этнографии сформированы научные школы.

1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали, что все народы проходят путь от дикости к варварству и конечной стадией развития является цивилизация.

2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский.

3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в.Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный)

2. Предмет, основные понятия и структура культурологии

Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом.

Слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Освальд в 1913 году, термин «kulturologu» первым употребил антрополог Л. Уайт в 1949 году.

Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности. Культурология обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.

В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.

Второй - представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такой дисциплиной как социология культуры и т.п.

Третий - рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.

Наиболее приемлемым является взгляд на культурологию как на систему знаний, как на относительно самостоятельную отрасль общественно-гуманитарного знания.

Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда -agricultura.Agricultura- это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIIIвека это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.

2. Еще один подход к культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название - деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.

3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.

4. Кроме того, весьма распространен еще один подход к изучению культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством ценностей, которую оно целенаправленно создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

2. Структура культуры.Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания - главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Соответственно двум основным видам производства - материального и духовного - культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности - духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.

Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.

Жесткой разграничительной линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Культура характеризуется только тем, что она является продуктом и результатом человеческой деятельности, но и тем, что именно человек занимает центральное место в ее ценностном содержании. Во всех многообразных и зачастую противоречивых проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собственный образ и придает ему определенный ценностный статус. В силу этого всякий культурный процесс служит одновременно процессом становления и развития человека.

Применительно к человеческому обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В течение всей активной жизни, путем деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляет культурный процесс, который имеет четко выраженные исторические особенности. Однако во все времена от доклассовых общностей до современной эпохи человечество раскрывается в трех главных областях культуры. Это - отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, символы и культурные традиции представителями разных исследовательских школ могут быть оценены по-разному.

Такая особенность характерна для исследования любой области культуры, поэтому в изучении культуры, а более широко - в изучении социальной формы бытия нет и не может быть единой точки зрения, здесь должны господствовать и плодотворно развиваться самые различные взгляды и мнения. Именно из много цветной палитры мнений складывается культурно-интеллектуальный процесс познания духовного мира.

Преподаватель Михайлов Юрий Иннокентьевич

Литература

- *«Культурология» под ред. Садукина

Ауд. 2405 – методический кабинет, 2402 - кафедра

Лекция 1 «Культурология как система знаний»

Культурология – дисциплина, изучающая все вопросы, связанные с культурой (Лесли Уайт, «Классификация систем родства » 1939г)

Основные разделы науки

· Философия культуры: вопросы, связанные с происхождением культуры как универсальной формы человеческой практики. Изучает понятийный аппарат культурологических исследований. Культура изучается исходя из общих закономерностей человеческого мышления.

«Мой мир кончается там, где кончается мой язык» Л.Витгенштейн

· Социология культуры: роль культуры и особенности ее функционирования в системе общественных отношений, роль культуры в организации общественных отношений. Непосредственным предметом изучения выступают культурные особенности отдельных социальных групп и общества в целом.

· История культуры: происхождение и историческое развитие культурных типов. В целом культура рассматривается как знаковая система. Исходит из принципиальной множественности культур, культурного разнообразия с самых ранних моментов человеческого существования.

· Антропология культуры (культурная антропология ): Культурная антропология как новое научное направление сформировалось на рубеже 19-20 веков. Предмет ее изучения – это способы получения, хранения и передачи информации от поколения к поколению. Вплоть до середины 19 века господствовал аксиологический метод: сравнение культур осуществлялось по шкале ценностей. На практике культуры сопоставлялись по наивысшим достижениям, и это создавало почву для концепций культурного превосходства (16-17вв, Европа – Америка, Азия, Африка). Поэтому культурная антропология исходит из принципиальной равноценности всех культур, и сравнивают культуры по способам обращения с информацией.

4 основных направления культурологических исследований :

· Социальное: механизмы социокультурной организации.

· Гуманитарное: формы и процессы самопознания культуры, которые выражены в различных «текстах». В этих «текстах» культура описывает себя.

· Фундаментальное: разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования.

· Прикладное: использует фундаментальные знания о культуре для решения практических задач, а также занимается прогнозированием и регулированием культурных процессов.

Диатропика – наука о сложности мира.

Закон транзитивного полиморфизма – скрытная передача признаков (у живых организмов).

Предмет культурологии – это содержание, структура и динамика функционирования социокультурного опыта. Исходя из этого основной метод культурологии – единство объяснения и понимания . Культура представляет собой иерархически организованную систему. В основе этой системы лежат логические принципы построения (иначе система невозможна), следовательно, культура поддается пониманию и логическому объяснению.

Основные этапы развития культурологических знаний.

1. Донаучный этап . Начинается в античный период, продолжается до возникновения европейской науки нового времени. На этом этапе существовали интуитивные представления о законах развития культуры. Эти представления основывались на циклической модели времени (повторяемость событий общественной и культурной жизни) на раннем этапе развития культурных представлений.

На следующем этапе представления о культуре стали определяться линейной моделью времени, распространение которой связано с христианством.

Сотворение Мира Рождество Христово Апокалипсис (Страшный Суд )

Благодаря этой модели времени возникло представление об истории, т.е. каждое событие – уникально. Основной метод познания культуры на этом этапе – аксиологический. Каждая культура познавала себя в сравнении с другой, чужой культурой, но использовала для этого собственную шкалу ценностей. (напр.: Греки отказывались воспринимать культуры, в которых не было демократии, а римляне считали все народы варварскими, если их образ жизни отличался от римского.)

2. Научно-исторический . На этом этапе стремились обнаружить общие законы в развитии природы, общества и культуры. Европейские ученые, признавая исторические изменения в обществе, связывали с ними и изменения культурные. Развитие общества и культуры синхронизировали.

3. Научно-философский . Было признано, что темпы развития общества и культуры могут не совпадать (напр.: крепостное право в России).

Лекция 2 «Культура и цивилизация. Объем и содержание понятий»

«Цивилизация» и «культура» часто взаимозаменяемы.

Кребер и Кларсон подсчитали по классическим источникам, что определений культуры существует более 500.

Культура – способ производства и его результаты. (Маркарян)

Разделение культуры на материальную и духовную носит условный характер. В каждом культурном явлении представлены результаты материальных и духовных усилий общества (древнегреческие вазы – духовное развитие или производство?). Для материальной культуры широко используется понятие прогресса, в духовной культуре понятие прогресса неприменимо, следует говорить о постоянном накоплении духовного наследия .

Динамика развития культуры

Английская исследовательница М. Мид предложила схему развития человеческой культуры как способов передачи культурной информации.

· Исторически первый тип она назвала префигуративным (доструктурный ). Этот тип сформировался в первобытном обществе. В рамках этого типа вся культурная информация передавалась от старших к младшим. Процесс обучения носил безусловный характер – любое знание принималось на веру и не подвергалось сомнению. Младшие поколения копировали модель поведения старших, поэтому культурные новшества приживались крайне медленно. Опыт старших был исчерпывающим, абсолютным эталоном.

1,5 млн. лет назад появляется человек, с этого момента начинается культурная история человечества. 40 тыс. лет до н.э. появляется homo sapiens. 4-3 тысячелетие до н.э. зарождается древнеегипетская цивилизация.

· Следующий тип – кофигуративный (структурный ). Появление этого типа связано с появлением древних цивилизаций. В рамках этого типа информация передавалась от старших к младшим, а также циркулировала между младшими поколениями. Благодаря этому быстрее возникали культурные новшества и быстрее применялись на практике. Авторитет старших поколений утратил законодательную силу. Старшие поколения исполняли роль цензоров. В рамках этого типа впервые возникает проблема отцов и детей. Современное общество соответствует этому типу культуры. Данная модель может проявлять себя в самых разных ситуациях.

· Постфигуративный (постструктурный) тип. Это тип культуры будущего. В его рамках старшие будут передавать информацию младшим, а младшие – старшим; т.е. поколения будут учить друг друга.

М. Мид считала, что процесс обновления культуры будет идти очень быстрыми темпами. Каждое новое поколение будет создавать новый объем актуальной информации.

Срок творческой активность поколения примерно 15 лет, трудоспособности – примерно 30 лет. Темпы развития культуры, ее обновления определяет то, что срок жизни поколений больше срока их творческой активности.

Ю.М. Лотман в книге «Культура и взрыв» предложил такую модель развития:

Основной процесс развития культуры – эволюция. В ходе эволюции постепенно создаются новые культурные ценности. Со временем наступает такой момент, когда новое содержание культуры вступает в противоречие со старой формой ее организации. Когда противоречие достигает предела, происходит взрыв. Взрыв – это особая точка культурного развития, когда перед культурой открывается множество путей дальнейшей эволюции. Пути эти альтернативны, и культура может выбрать только один. Но культура может и не пережить точку взрыва.

Защитным механизмом культуры во время точки взрыва выступает правовая традиция – правосознание общества, которое охраняет общество от полного разрушения. В русской культуре правовые нормы стремились подменять нормами морали.

Цивилизация

Основные признаки цивилизации :

· Государство

· Письменность

Основателем цивилизационного подхода к анализу культуры считают немецкого ученого Освальда Шпенглера. Накануне Первой Мировой войны он опубликовал книгу «Закат Европы» (с нем. «Упадок Запада»). Он уподоблял цивилизацию биологическому организму, который проходит универсальные стадии развития: зарождение, рост, расцвет и упадок. Он считал, что цивилизация – это определенный этап в развитии культуры, который предшествует ее неизбежному упадку. В период цивилизации постепенно мертвеет душа культуры. Омертвление души приводит к упадку, к неизбежному разрушению целого. Душа – совокупность неповторимых качеств культуры. По его мнению, у греко-римской культуры была аполлоновская душа (гармоничное развитие всех сфер жизни). Западноевропейскую культуру он наделил фаустовской душой (неугомонный искатель истины, готовый продать свою душу).

Шпенглер выделял 9 основных цивилизаций в истории человечества

· Древнеегипетская

· Греко-римская

· Древнекитайская

· Арабская

· Западно-европейская

И считал, что формируется еще одна, новая цивилизация, которой принадлежит будущее – Русско-сибирская.

Поскольку каждая цивилизация подобна биологическому организму, она развивается и существует благодаря внутренним импульсам , поэтому все цивилизации существовали независимо друг от друга.

Но нельзя слишком изолировать одну культуру от другой. Это понял английский ученый Арнольд Тойнби. Свои взгляды он изложил в книге «Постижение истории». Он выделил 22 цивилизации. По его мнению, именно внешнее влияние определяет развитие цивилизации. Внешний импульс является «вызовом», на который культура должна значимо «ответить». Его концепция – концепция «вызова и ответа». Ответ дает творческое меньшинство (а не культура в целом), которое ведет за собой пассивное большинство. Как только творческое меньшинство перестает давать значимые ответы, цивилизация гибнет.

Развитие цивилизации .

Все архаические цивилизации развивались экстенсивным путем , т.е. за счет территориального расширения.

Интенсивный путь развития (в Европе) – объединение. Осознание собственного культурного родства.

Геокультурность – зависимость явлений цивилизации от естественной географической среды.

Лекция 3 «Морфология культуры»

Основные формы культуры :

° религия

° искусство

Первая форма рационального познания мира. Рациональность мифа основана на единстве понимания человека и природы и ощущения своего родства с окружающим миром. Становление мифа следует рассматривать в контексте формирования мифологического сознания, которое было исторически первой формой мышления homo sapiens. Важнейшей чертой мифологического сознания является образность и, соответственно, ориентация на символ. Символические образы, которые присущи всему человечеству, называются архетипами. Считается, что эти образы коренятся в глубинах человеческого подсознания.

В разных мифологиях выделяются ее наиболее архаические пласты .

° Наиболее древними считаются космогонические мифы , которые объясняют происхождение и строение вселенной. Эти мифы тесно связаны с экологическими характеристиками среды обитания. Например, у сибирских народов широко распространен мир о водоплавающей птице-демиурге, которая поднимает со дна океана Землю.

° Мифы антропогонические , повествующие о происхождении человека. Связь с космогоническими обнаруживается в мифах о сотворении мира из частей первочеловека. Например, в скандинавских мифах первосущество – Имир, гигант.

° Более позднюю группу составляют мифы этиологические , которые повествуют о происхождении тех или иных ритуальных и социальных норм.

Основными инструментами мифологического повествования выступают метафоры и метонимия.

Миф демонстрирует свою устойчивость и в современной культуре, хотя занимает периферийное место по отношению к научному сознанию.

Религия

Лат. religio – все, что связано с культом Папы.

Религия – организованное поклонение высшим силам. (С.Н.Трубецкой)

В основе религиозного сознания лежит миф, поэтом религия по отношению к мифологии вторична, она формируется на ее основе. Но религия отличается от мифа концепцией сверхъестественного, которая не поддается рациональному объяснению - чудо. Миф стремится создать логические связи для объяснения вещей, хотя эта логика может быть и довольно своеобразной. Религия предлагает принимать на веру.

Ранние формы религии .

o Анимизм . Э. Тайлор считал, что анимизм возник в результате попыток рационализировать смерть и сновидения, в результате которых душа отделяется от тела. Анимизм – вера в духовные сущности или существа, которые существует независимо от человека и могут вступать с ним в контакт. Вера не только в души, но и в духов.

o Фетишизм . Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами. Объектом поклонения может стать любой предмет, включая части тела человека и животного. В разных культурах отношение к почитаемым предметам существенно различалось. Одни народы относились к ним благоговейно, другие – более практично. Известны случаи, когда магические вещи наказывали, если они не помогали исполнить желание. Во многих случаях священные предметы имели антропоморфную (человекоподобную) форму. Наиболее распространенным видом являются магические амулеты, которыми человечество пользуется до сих пор. Недавнее увлечение – тамагочи.

o Тотемизм . Система религиозных представлений о родстве между группой людей и мифическим предком, в качестве которого может выступать человек, животное, растение или (значительно реже) неодушевленный предмет. Тотем – это не божество, а начальное звено в генеалогической цепочке. В рамках тотемизма сформировалась система запретов. Эти запреты обозначаются термином табу .

o Магия . Вера в сверхъестественные возможности человека воздействовать на людей и природу. Ученые различают различные магические практики: любовная, вредоносная, метеорологическая, и т.д. Магические свойства приписывались и именам. Существовала широкая практика сокрытия подлинного имени.

Искусство

Считается, что оно, как и религия, возникло на базе мифа. Хотя не исключено, что оно формировалось и вместе с мифом. Они дополняли друг друга.

Язык возникал в результате общения мужчины с мужчиной, потому что при общении с женщиной каких-то особых выразительных средств не требовалось.

А.Д. Столяр – концепция «натурального макета». Первой формой художественной деятельности был макет, который включал в себя искусственную конструкцию и шкуру животного.

На смену натуральному макету приходит символическое изображение животного в виде примитивной скульптуры. Легче всего было лепить скульптуру к стене, чтобы она стояла. Так появился рельеф. Следующим этапом появился рисунок, а затем, на базе рисунка, живопись.

Наука

Наука как форма рационального познания мира связана с появлением специализированной человеческой деятельности, которая была направлена на систематизацию знаний о природе, человеке и обществе. Базируется на принципах объективности, достоверности. Первоначально существовала как эмпирическое знание о мире. Важным этапом в становлении науки стал эксперимент, научный опыт.

Функции культуры

Функция – совокупность ролей, которые культура выполняет в обществе.

1. Функция социализации (человекотворческая ). Благодаря ней из биологической особи возникает разумный общественный человек. Основной инструмент социализации – язык. Осваивая первые слова – понятия, человек присягает на верность культуре. За одним понятием стоит целая культурная стратегия (пример: растение сорняк – садовые растения, стратегия садоводства). Человеческая личность: 70% социум + 30% биология. Доброта, отзывчивость, совесть передаются по наследству!

2. Гносеологическая (познавательная ). Связана с возможностью освоения накопленного опыта. Результатом этого освоения становится формирование картины мира, которая в каждой культуре своя.

3. Информационная . Обеспечивает преемственность передачи культуры и социального опыта, связана с накоплением, хранением и передачей информации. Эта функция динамично развивается вместе с культурой и тесно связана с процессом образовательной деятельности. Начиная от подражания старшим, заканчивая современными средствами передачи визуальной информации. 70% информации человек получает из общения, 30% - визуально.

4. Ценностно-регулятивная . Культура проявляет себя как регулятор социального поведения людей. Регулирование осуществляется через нормы, обычаи и обряды. Существует несколько уровней регуляции. 3 главные сферы регуляции: право, мораль и обычаи.

Высший регулятивный уровень составляют нормы морали.

Потом – нормы права, которые определяются нормами морали. Иногда нормы морали расходятся с нормами права (например, смертная казнь или эвтаназия).

Низший нормативный уровень – обычаи и обряды. Обряды от обычаев отличаются тем, что имеют религиозную форму.

Религиозные нормы в современных обществах также регулируют повседневную жизнь человека. В одних случаях они полностью совпадают с нормами морали. В других – являются важной составной частью морали. Например, в мусульманских странах нормы морали полностью совпадают с нормами религиозными.

5. Функция дифференциации и интеграции . Культура выступает как фактор объединения и разграничения социальных групп и этносов. Объединение может происходить по национальным, религиозным и другим признакам, но любое объединение изначально противопоставляет себя всем остальным.

6. Прогностическая функция культуры . Связана с предсказанием результатов будущего развития.

Лекция 4 «Типология культуры»

Типология культуры используется для того, чтобы определить меру/степень культурной самобытности или проследить этапы развития культуры.

Когда культура изучается с учетом временного фактора, используется 2 типологических подхода:

1. Синхронная типология .

Сопоставление культур, принадлежащих к одной исторической эпохе.

2. Диахронная типология .

Культура изучается на разных этапах своего развития.

Например: век каменный, век бронзовый, век железный.

В 19в разработана национальная типология культуры. Она была построена с учетом культурных особенностей, присущих конкретному народу/конкретной нации. В начале этой культуры стояли романтики: они изучали фольклор, национальный дух в фольклоре и современности.

Для объективного сравнения не схожих между собой культур была разработана технология по методу «идеальных типов». Это сравнение не живых или исторически реальных фигур, а сравнение идеальных моделей культуры. Каждая конкретная культура на определенном этапе своего развития могла быть ближе или полностью совпадать с каким-либо идеальным типом.

Идеальные типы:

· Допервобытный тип культуры .

Характеризуется господством одного выдающегося индивида над всеми остальными. Его власть опирается на физическую силу, поэтому в каждой социальной группе есть место только для одного лидера. Например, порядок клева у птиц.

Основной вопрос допервобытной культуры: «Насколько нужен именно ты, чтобы все мы выжили?».

Форма социальной организации скорей всего совпадала с рамками семьи.

· Первобытная культура .

В рамках этого типа формируется новое отношение к власти. Выдающаяся роль принадлежит индивиду, который следит за соблюдением социальных норм. Лидер являет собой некий образец нормативного поведения.

Основной вопрос этой культуры: «Насколько ты вовлечен в сообщество?»

Основная форма организации – первобытная община. Общественное управление осуществляет совет старейшин. Формируются ранние виды религии.

· Военный тип культуры .

Основные формы деятельности – война и торговля. Военные действия помогают прокладывать, захватывать и контролировать торговые пути. Яркий пример – скандинавские страны в эпоху викингов.

Основной вопрос: «Хорошо ли ты повинуешься?»

Абсолютная власть принадлежит избранному меньшинству. Героизм на войне и самопожертвование – основные добродетели этого общества. Мужчина существует для войны, а женщина – для воспроизводства воинов.

В рамках этого типа широко используется письменность. Религия находится в подчинении политических интересов. Способ производства основан на рабстве.

· Религиозный тип культуры .

Эта культура проповедует отказ от активной социальной деятельности. Идеалом является социальная пассивность и религиозная преданность.

Главный вопрос: «Насколько ты набожен?»

Идеал человека – богопослушная личность. Основной институт общественной организации – церковь. В мусульманском мире, где во главе теократия, можно говорить о совпадении политической и религиозной власти. Имам – религиозный лидер государства. При нем теократия. Халиф – светский лидер государства.

Важным регулятором общественной жизни является религиозный аскетизм, который ограничивает биологические потребности. Разделение труда иерархическое. Класс священнослужителей правит классом непосредственных производителей. Религиозная культура, в отличие от предыдущих, верит в абстрактных богов: они символизируют не конкретные силы природы, а единство вселенной. Наука находится в зачаточном состоянии. Ведущим видом искусства является архитектура. Образование подчинено религиозным целям.

· Цивилизационный тип культуры .

Характеризуется высоким разнообразием составляющих элементов. Идеал связан с личностью, которая вырабатывает собственные критерии чувств, мыслей и действий.

Главный вопрос: «Насколько ты индивидуален?»

В этой культуре высоко ценится рациональность, которая понимается как собственный образ мыслей. Социальная организация характеризуется демократическими формами правления, но ведущая роль в обществе принадлежит обладателем денег.

Исторически этот тип культуры связан с развитием капиталистических отношений.

· Научный тип культуры .

В рамках этого типа влияние внешней (природной) среды сведено к минимуму. Культура уже не покоряет природу, а постигает ее. Постижение естественных законов природы становится основной задачей общества.

Основной вопрос: «Насколько ты любознателен?»

Критерий величия – любознательность личности.

· Постнаучный тип культуры .

Это предположение уровня развития!

Основные занятия – наука, философия, искусство.

Основной вопрос: «Насколько ты совершенен?»

Все земные законы уже открыты, человек занят достижением космических пространств.

Лекция 5 «Экзистенциализм. Теория осевого времени Карла Ясперса»

Экзистенциальное понимание культуры анализирует переживание человеком своего бытия и непосредственного существования в культуре. В узком смысле «экзистенция» - существование. Человек постигает собственную экзистенцию, как правило, в пограничных ситуациях (болезнь, чувство вины, страдания). В этих ситуациях черед человеком открывается выбор, а в процессе выбора он обретает свободу.

Философы-экзистенциалисты считают, что существование предшествует сущности. При рождении человек еще не обладает сущностью, он обретает ее в процессе бытия. И только выбирая свою судьбу человек обретает сущность.

Карл Ясперс (1883-1969).

Начинал с изучения медицины, окончил медицинский факультет в Гейдельбергском университете. Сначала практиковал в психиатрической клинике, потом защитил докторскую, получил степень Доктора психологии.

Один из основных трудов – «Смысл и назначение истории». В 1919г опубликовал работу «Психология мировоззрений». С этой работы начинается его путь как философа-экзистенциалиста.

Ясперс предложил различать «доисторию» и собственно «историю». Саму историю составляет период 5 тысяч лет от наших дней. То, что ему предшествовало, является доисторией. Переход от доистории к истории совершается одновременно в нескольких частях Старого света. Этот переход связан с возникновением Шумеро-Вавилонской культуры в Передней Азии, Египетской культуры в Северо-западной Африке и Эгейской культуры в Средиземноморье. Дальнейшее развитие народов Старого света принципиально меняется в начале первого тысячелетия до нашей эры. По Ясперсу период с XVIII по II века до нашей эры – это период Осевого времени . Именно в Осевое время возникают религиозные системы и философия. Рациональное сознание берет верх над сознанием мифологическим.

В VI веке до нашей эры в Китае проповедовал Конфуций. В этом же веке в Индии проповедовал Сидхакха. В Греции возникают школы философии, в Иране проповедовал Заратустра. Все эти духовные явления возникали независимо друг от друга, хотя и в одно время.

Конфуций. (по-китайски: Кун-Цзы, цзы - учитель) иероглиф «цзы» означает одновременно «старик», «мудрец» и «ребенок». Учение Конфуция очень рационально, поэтому многие называют его социальной политикой.

Учение Заратуштры. В мире 2 начала: доброе и злое, которые противоборствуют. Некоторые считают, что христианство отсюда заимствовало нравственный дуализм.

С началом использования металла (железа) в качестве оружия породило массовые армии, армии порождали массовое страдание, а озарение приходит в страдании – пограничной ситуации.

«Не делай другому того, чего ты не пожелал бы себе » - золотое правило этики в философии VI века. Проблема нравственной оценки действительного позволило сформулировать рациональные варианты объяснения мира.

Те народы, которые вышли на уровень рационального мышления, Ясперс назвал осевыми. Народы, которые остались во власти мифологического мышления, ушли с исторической сцены, подобно шумерам, вавилонянам и древним египтянам.


Похожая информация.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

Под общей редакцией

кандидата философских наук,

доцента Сокольчик В.Н.

Минск, 2008

УДК 008 (75.8)

Авторы: канд. филос. наук, доцент В.Н. Сокольчик, И.П.Захаревич, канд. филос. наук Ю.В. Никулина, Т.А. Совостюк, И.Г. Хацанович, канн-т философ. наук Шаврова О.Г. Под общей редакцией канд.филос. наук, доцента Сокольчик В.Н.

РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Центральным понятием культурологического знания является понятие культура. Понятие это предельно широкое и абстрактное, включающее весь спектр индивидуально-общественной жизни человека. Фактически оно объединяет как жизнь личности, так и все общечеловеческое существование, основанное на осмыслении мира и творческой деятельности, вписывающей индивида в окружающий макрокосм.

Слово культура произошло от латинского cultura, что первоначально означало возделывание почвы, постепенно смысл этого термина расширяется, включая такие смыслы как воспитание, образование, развитие, почитание (такое значение слова культура приобретает уже у античного автора Цицерона в «Тускуланских рукописях»). Культурный человек всем обязан воспитанию и образованию, «возделыванию» ума, что, по мнению древнегреческих философов, в значительной степени исправляет и даже изменяет человеческую природу. Таким образом, античная традиция предлагает понимание культуры как овладение знаниями, умениями, нормами человеческого бытия через воспитание и культ (пайдейя*).

Непреходящей ценностью античного восприятия культуры становится ее обращенность к человеку (humanitas), целью культурного процесса выступает воспитание идеального человека. Вместе с тем, уже ранние греческие философы, анализируя античное представление культуры, столкнулись с проблемами взаимоотношения природа – культура, с противоречием культурного и природного начала в человеческом существе. Так, древнегреческие мыслители (Антисфен, Диоген, софисты) утверждают, что культура развращает человека и общество, «отрывает» от природных установлений; человеку необходимо возвратиться к естественности и простоте первобытного состояния. Гиппий, например, утверждал, что «человеческие установления насилуют нас часто вопреки природе».

Вслед за античностью в развитие представлений о культуре внесли свой вклад все эпохи исторического развития человечества, каждый раз расставляя свои акценты в понимании культуры, в зависимости от ориентаций, ценностей и устремлений того или иного культурного периода.



Во взглядах ранних христиан наметившееся в античности противопоставление природа – культура (и одновременно попытки устранения этого противоречия) сменилось противопоставлением Бог – культура. Подчеркивается божественное духовное начало культуры, последняя переосмысляется исключительно как культ. Культурное развитие человека рассматривается как устранение первородного греха и приближение к божественному замыслу. В эпоху средневековья вновь появляется трактовка культуры как возделывания разума, однако, здесь речь идет об «естественном разуме», от природы не испорченном и дополненным верой, т.е. культура рассматривается как духовно-религиозное самосовершенствование личности. Культурный и исторический процесс воспринимается средневековыми мыслителями как движение к царству божию (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

В эпоху Возрождения вновь по аналогии с античностью происходит обращение к человеку как творцу и смыслу культуры. Здесь начинает формироваться «классическая» концепция культуры – концепция светской культуры, гуманистической, обращенной к человеку и исходящей от человека. В эпоху Возрождения культура окончательно теряет культовый, освященный преданием и традицией характер и становится «произведением» человека («второй природой», созданной людьми). Гуманисты Возрождения утверждают мысль о том, что благодаря творчеству человек как бы возвышается над ограниченностью своего физического существования.

В Новое время проблемы культуры рассматриваются в основном в рамках философии и эстетики (философской дисциплины, изучающей природу и закономерности эстетического освоения действительности, «творчество по законам красоты»*). Развивая классическую концепцию культуры, мыслители Нового времени утверждают, что человеческая культура имеет причину в себе самой, не зависит от мира божественного и природного. Основаниями культуры являются гуманизм, рационализм и историзм (поскольку человек есть самостоятельное, разумное, мыслящее и исторически развивающееся существо). В Новое время формируется представление о культурной деятельности как собственно человеческом творчестве, об отличии человеческого бытия от природного существования (такой точки зрения придерживался, например, немецкий юрист и философ Пуфендорф).

Французские просветители процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни (культуру) оценивают как противостояние дикости и варварству. Немецкая классическая философия, представители немецкого Просвещения, романтики утверждают культуру как историческое развитие человеческой духовности (рассматривают эволюцию философского, научного, политического, правового сознания, обеспечивающего прогресс человечества).

Таким образом, культура стала объектом интереса и исследования фактически с античности, однако обособление культурологического знания как специфического направления гуманитаристики относится только к 19 веку, когда культурологическое знание отделяется от философии и истории (Д.Вико, И.Гердер). В работах Гердера, Вико, а затем, Кассирера, Данилевского, Сорокина разрабатывается ценностное рассмотрение различных форм культурной жизни (искусства, религии, права, мифа и т.д.) в их единстве и взаимодействии, акцент переносится с объяснения поступательного развития общечеловеческой культуры на изучение ее особенностей в различных типах обществ, рассмотрение различных культур как автономных систем ценностей, сравнение культурно-исторического процесса с индивидуальной жизнью человека.

В конце 19 – начале 20 вв. при изучении проблематики культуры стали активно использоваться достижения антропологии, этнографии, теории систем, семиотики, психоанализа и других наук (Тайлор, Боас, Малиновский, Радклифф – Браун, Леви-Строс, Фуко, а так же Фрейд, Юнг, Лакан и др.).

Современная культурология - самостоятельная научная дисциплина, представляющая собой систему знаний о культуре. Предметом культурологии является генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, раскрывающего себя исторически как процесс культурного наследования.

Цель культурологии - построение «генетики» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс, но могла бы прогнозировать его в перспективе, управлять им. Для достижения поставленной цели культурология призвана решить достаточно сложные задачи:

Выявить генетический код культурных феноменов (т.е. структур, ответственных за хранение, передачу социального опыта человеческой деятельности), осмыслить и проанализировать механизмы действия традиций и новаций, смыслообразования, взаимоперехода культурных ценностей и норм, механизмы творчества и т.д.;

Изучить факторы, которые в процессе развития «расшатывают» генетические коды культуры;

Рассмотреть суммарные последствия культурного развития как создания «второй природы» и очеловечивания истории.

Методы, которыми пользуется культурология при построении культурологического знания, в целом совпадают с общими методами гуманитаристики. Специфической особенностью становится стремление культурологии объединить многие имеющиеся в науке методы, основываясь на понимании культуры как системного, развивающегося явления. Для сбора и первичного анализа информации в культурологии используется наблюдение, изучение артефактов* культуры, работа с текстами и иными проявлениями культуротворческой деятельности. Для теоретической обработки полученных результатов применяются такие методы как психологическая и антропологическая реконструкция, создание идеализированных объектов, дешифровка знаковых систем. Пожалуй, главным методом культурологического знания, объединяющим все остальные, становится герменевтика как понимание, истолкование, сочетание рационального и внерационального подхода к постижению сущности и смысла каждого конкретного культурного феномена. Единство объяснения и понимания служит залогом обретения интуитивно-смысловой причастности человека к изучаемому предмету, осознанию единства индивида со всей человеческой культурой.

Культурология – интегративная дисциплина; она взаимодействует со многими науками, опираясь зачастую на их фактологию, методики исследований, изученные закономерности. Это необходимо, поскольку объект изучения культурологии – человеческая культура – предельно сложен и связан фактически со всеми аспектами и сторонами жизнедеятельности человека и общества. При изучении культуры, таким образом, невозможно обойтись без привлечения данных антропологии, этнографии, медицины, психологии, социологии, экономической теории, лингвистики, истории, искусствоведения и многих других областей знания. Особое значение для развития культурологии всегда имела философия. Вплоть до конца 19 века проблемы культурологии изучались в рамках концепций философии культуры, опиравшихся так же на историческое знание. Несмотря на то, что сегодня культурология самостоятельная дисциплина, связь ее с философией отнюдь не ослабляется. Фактически само культурологическое знание имеет, прежде всего, философское основание и философский характер. Мировоззренческие, ценностные основы культуры, развитие личности в культуре, осмысление процессов, происходящих в современности и т.д. – все это вопросы можно считать одинаково значимыми как для философского, так и для культурологического знания.