Урока: «Малые жанры фольклора. Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки Структурные элементы урока, цели

Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством(потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)

Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

первой категогии

Серикова Елена Владимировна

МОУ СОШ с. Б. Екатериновка

Саратовской области

Аткарского района.

Тема урока: Малые жанры фольклора

(потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством, для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.

Планируемые результаты УУД:

личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.

Метапредметные : регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия;

познавательные : знакомятся с малыми жанрами фольклора, выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач,

коммуникативные : используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,

Предметные : научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.

Сценарий урока

1. Организационный момент. Введение в тему.

На доске выставка- картинки с изображением кузовка, котомки, туеска, деревянной тарелки, ухвата, полотенца, деревянной ложки, Фрагменты деревянной резьбы, кружева, салфетки.

Посмотрите на выставку, Все эти предметы созданы умелыми руками людей, Какие из них вам известны?

Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.

С какими предметами вы встречались в сказках? (котомка, кузовок)

Учитель читает отрывки из сказок В, Белова « Родничок» , М, Михайлова « Лесные хоромы».

Отгадайте загадки.

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

Нет ни речки, ни пруда_

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

Тут зубами щелк да щелк,

Появился серый волк.

Шкуру белую надел,

Как много в мире добрых, веселых и запоминающихся устных народных произведений.

Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.

Вот почему все эти сказки, былины, песенки называют произведениями устного народного творчества. Богат им русский народ. Издавна бродили по Руси скоморохи- и спеть, и сплясать, и сказку рассказать они умели.

2. Постановка темы и целей урока.

В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.

За окном мороз вьюга, а в иэбе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки вытачивают. Как говорится в русской пословице - « От скуки бери дело в руки». Весело было! То песенку затянут, то шуткой перебросятся, загадки загадывают.

Давайте и мы посиделки устроим. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества.Скоморохи,ваш выход!

Пожалуйста, гости дорогие!

Вас ждут песни и считалки!

Интересные загадки!

Пословицы

3 . Работа по теме урока.

Игра « Потешки»

Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.

Петушок, петушок

Золотой гребешок.

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Деткам спать не даёшь?

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Лиса по лесу ходила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам.

Учитель читает потешки, которые даны в хрестоматии.

Какие потешки вы знаите? Расскажите.

А теперь «угоститесь» мудрым словом.

Игра « Пословицы» .

Скоморохи называют слова. Ребята должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов

время-потеха(Делу время потехи час)

труда -пруда(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

дело-мастера (Дело мастера боится)

пышки -шишки (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки)

друга- береги (Нет друга -ищи, нашел -береги)

Работа по группам.

Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

Дифференцированное задание.

а) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в хрестоматии

б)Выполнение заданий в рабочей тетради.

в)Иллюстрирование пословиц, потешек.

Физкультминутка.

(Звучит русская народная песня. Дети играют в игру « Каравай».

Игра « Скоморохи»

Учитель читает скороговорки в хрестоматии, дети соотносят тексты с иллюстрациями.

Заучивание скороговорок.

В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

Скороговорка - это старинная забава, которая помогает развивать речь.

Учитель дает детям разные команды по прочтению ими в слух скороговорок:

Игра « Загадки»

Ой -люли, та-ра-ра-ра!

Заходи-ка, детвора!

Да подумай, посмекай,

Все загадки отгадай,

Загадка -это игра, и состязание, и развлечение, и учение.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам поскорее!

Что такое загадка? Загадка- это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется, а описывается. И по этим прзнакам надо догадаться, о чем идет речь.

(Загадки, в которых дается описание предмета или явления путём перечесления различных его признаков)

Кафтан на нём зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (арбуз)

Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке. (цвет, вкус, форма)

(Загадки, где описание преполагает краткую характеристику предмета или явления)

Голубая протыня весь свет одевает.(небо)

(Загадки, в которых используется отрицательное сравнение)

Летит, а не птица, воет, а не зверь.(Ветер)

(Загадки, в описании которых используются метафоры)

Под одной крышей четыре братца живут. (стол)

Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования.

Откуда взялись загадки?

Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался.Много бед тогда подстереголо человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные- все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый « тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались без внимания? (песни, считалки.)

Конкурс знатоков (работа по группам)

При помощи считалки выберите участника конрурса « Малые жанры фольклора».

Представители от каждой команды читают выразительно по выбору загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.

5. Итог урока.

Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная.Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.


Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Тема Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка).
Цели Сформировать представление о поэтическом мире Ф.И.Тютчева
Продолжение формирования у учащихся навыка самостоятельного формулирования темы и цели урока Расширение представления учащихся об анализе поэтического текста. Ввести алгоритм оформления анализа поэтического текста.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержаниетемы
Термины и понятия Актуализация знаний о поэзии Ф.И.Тютчева, знакомство с фактами биографии поэта, восприятие истолкование, оценка стихотворения «Что ты клонишь над водами…». Определение на основе данного стихотворения особенностей изображения поэтом мира природы, анализ лексики и тропов, выразительное чтение поэтического текста, сравнение поэтического текста с произведениями живописи и музыки создание чернового варианта письменного анализа стихотворения.Композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание читать стихотворения Ф.И.Тютчева;- эмоционально-ценностное отношение к поэтическим текстам;
- творческое отношение к оформлению анализа прочитанного стихотворения;
- понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения:
- раскрывать значение слов композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.- определять особенности лирики Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
- определять образ лирического героя и обосновывать своё мнение;
- самостоятельно формулировать тему и цель урока;
- определять условия для оформления анализа прочитанного стихотворения и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания для оформления анализа прочитанного стихотворения Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;
- соотносить результат с поставленной целью.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в коллективе при выполнении учебного задания;
- договариваться и приходить к общему мнению при работе в коллективе;- использовать речевые средства для представления результата деятельности. Работать с поэтическим текстом:
- проводить исследование текста стихотворения;
- анализировать композицию, язык, художественные средства.
Оформлять анализ прочитанного стихотворения.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Форма работы
ИЗО: пейзажные зарисовки.
Музыка: лютневая музыка, Ричеркар, С.Рахманинов «Концерт № 2». Информационный материал:текст стихотворения ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…»; памятка «Анализ поэтического текста»
Демонстрационный материал:мультимедийная презентация «Ф.И.Тютчев»
Фронтальная,индивидуальнаяI этап. Мотивация к деятельности
Цель деятельности Проблемная ситуация Планируемый результат
Мотивировать на изучение темы.
Стимулировать желание проникнуть в мир настроений лирического героя, учиться прислушиваться к интонациям поэтических строк. «Яркое пятно» (через создание эмоционального настроя)На фоне фрагмента из 2 концерта С.Рахманинова читает стихотворение «Люблю грозу в начале мая»:- Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьёв?- Да. Это стихотворение приходит к нам в детстве. А ещё какие-нибудь произведения этого поэта вы знаете?- О чём же мы сегодня будем говорить? Какую перед собой поставим цель?
- Сегодня мы постараемся обогатить себя знаниями об этом поэте, проникнуть в особенности его поэтического мира, проанализировать одно из его стихотворений, чтобы в перспективе приготовиться к письменной работе по анализу поэтического текста. Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желание научиться выполнять анализ стихотворения.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности Последовательность изучения Диагностические задания
Стимулировать:
- интерес кпоэзии Ф.и.Тютчева;- эмоционально-ценностное отношение к лирическому герою поэзии;
- желание научиться анализировать поэтический текст.
Актуализировать умения:
- соотносить поэтический текст с иллюстрациями и музыкальными произведениями;
- строить понятные для окружающих высказывания.
Ввести понятие «философская лирика».
Научить:
- определять особенности поэзии Ф.И.Тютчева о природе и обосновывать своё мнение;
- определять смысл понятия «философская лирика», соотносить его с лирическими произведениями Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
- проводить исследование поэтического текста сказки и оформлять результаты в виде связного устного и письменного высказывания;
- оформлять анализ стихотворения, используя алгоритм;
- адекватно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении учебного задания. Сообщение учителя
Ф.Тютчев – современник А.С.Пушкина. И хотя Пушкин, в то время издатель журнала «Современник», принял стихи Тютчева с изумлением и восторгом, но литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя, а сам он никогда не стремился опубликовать свои стихи. Поэтическая звезда Тютчева появилась на небосводе русской литературы довольно внезапно. Фёдор Иванович мог бы сказать о себе словами известного английского поэта Джоржа Байрона: «В одно прекрасное утро я встал знаменитым». И этим «прекрасным утром» было утро выхода в свет первого номера журнала «Современник» за 1850 г, где была напечатана ставшая впоследствии знаменитой статья Н.А.Некрасова «Второстепенные русские поэты». В ней и провозглашалось появление в России первостепенного поэта. К этому моменту вызволения из небытия Тютчеву было 46 лет. А через 4 года вышел в свет первый его сборник.- О Тютчеве однажды было сказано, что он «насквозь поэт». Это действительно так. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, требующей принуждения и усилий, а естественным процессом жизни, как дыхание. Его впечатления сразу становились поэтическими, повседневные размышления складывались в философские выводы. Состояние творческого вдохновения всегда ему сопутствовало. И рождались строки (чтение эпиграфа):
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…
- Как вы их понимаете?- Мы задумываемся, читая эти строки, потому что и самому Тютчеву было чуждо бездумное любование природой – ум поэта напряжённо ищет в природе то, что роднит её с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, иногда дремлет, о чём-то грустит, сетует. Поэтому тютчевские стихи о природе – это стихи не только о природе, но и о человеке, его настроениях, тревогах и вечной красоте и гармонии живого.- Сейчас, читая и анализируя стихотворение, мы попробуем с вами понять, как гармонично сливаются воедино, взаимно проникая друг в друга человек и природа, природа и человек. - Сейчас вы услышите стихотворение: на какие композиционные части вы бы его разделили? Какие живые картины, образы возникают в вашем воображении? (чтение стихотворения «Что ты клонишь…»)
- Некоторые художники попытались изобразить иву: чьё видение вам кажется ближе к тютчевскому? Почему?
- Вернёмся к стихотворению. Вот вы словами создали картины, и они получились действительно живые. А за счёт чего сложился этот живой образ? Благодаря каким художественным средствам?
- Обратимся к центральному образу стихотворения – иве. Почему, называя её, поэт использует слово именно с таким уменьшительно-ласкательным суффиксом –ушк? (ивушка, а не ивонька, ивочка?)
- Подберите сходные по звучанию существительные с тем же суффиксом.
- Даже в одном этом слове заложено какое-то чувство. Какое?- А вам бы хотелось, чтобы при чтении этого стихотворения звучала музыка? Какая? Какой музыкальный инструмент вы слышите?
- Какой из муз.фрагментов, на ваш взгляд, больше подходит стихотворению?
- Кто бы хотел попробовать прочитать стихотворение на фоне музыки?
- И всё-таки какую музыку по характеру мы выбрали? - Откуда грусть?
- Зачем поэт использовал фигуру умолчания? Что читатель должен додумать?- Почему струя смеётся над ивой?
- Что чему противопоставляется благодаря противительному союзу «но»?
- Можно ли это стихотворение отнести только к пейзажной лирике? А к какой?- Только ли оно об иве?
- Какая философская мысль лежит в центре стихотворения?
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели деятельности Задание Планируемый результат
Актуализировать умение выполнять задания в соответствии с целью.
Научить:
- оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания;- использовать речевые средства для представления результата деятельности. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор способа деятельности (самостоятельно или с использованием примерного плана);
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Самостоятельная работа по анализу стихотворного текста:
- Пользуясь примерным планом анализа поэтического текста, попытайтесь объединить наши мысли в связное высказывание. Личностные умения:
- проявлять желание оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
Познавательные умения:
- использовать разные источники информации;
- использовать приобретённые знания для оформления анализа поэтического текста.Регулятивные умения:
- выполнять задания в соответствии с целью;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания.
Коммуникативные умения:
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
- оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Контрольное задание Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
- Выполнить письменный анализ стихотворения по плану (в чистовом варианте). РефлексияМнения детей (по цепочке):
- Что нового о поэте Тютчеве вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какой этап урока был для вас самым интересным?
- Что для вас наиболее сложно в такой форме работы, как анализ стихотворения? Личностные умения:
- осознавать успешность при изучении темы.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- оценивать результат собственной деятельности.

Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Схема конспекта занятия .

Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

Возраст детей : 10-11 лет

Тема занятия : «Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки »

Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками .

Задачи :

обучающие : повторить малые жанры фольклора ; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок ; показать сходство и различие двух жанровых форм .

развивающие : развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц , написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные : воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование : сборники пословиц и поговорок ; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц , поговорок , оформленные на доске.

ИКТ : презентация «Малые жанры фольклора »

Этапы работы Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Организационный момент

Цель : организация детей на занятии , мотивация детей на получение нового материала

Игра «Подари тепло другу»

Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

Цель : выявление знаний детей по данной теме

Методы и приемы : проблемный, информативный

Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора ).

Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор »

Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая » . Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

В каждое окошко мы напишем жанры фольклора , которые знаем. Назовите их.

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы , поговорки , загадки и т. д.)

Хорошо, названия жанров вы знаете , а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора »

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка) .(1 слайд)

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег) . (загадка) (2 слайд)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица ) (11 слайд)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка ) (13 слайд)

4. Цель : ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками , выявить сходство и различие

Методы : беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

Цель : формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

Методы и приемы : активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала :

1. Вводная беседа

Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок . Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете ? (Ответы детей)

Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

А когда так говорят?

О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

(Примерные ответы :

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

3. Сравнительный анализ :

Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками . (заполнение таблицы в результате объяснения)

«Сходства и различия пословиц и поговорок » (использование интерактивной доски)

Пословица Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение Нет законченного суждения : она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово : «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

Игра : «Хлопни-топни»

Закрепление учебного материала.

4. Игровая пауза.

Дети делятся на группы (по цвету) . Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова) . Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

Сегодня на занятии , мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок . Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем .

А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки .

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт» . Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали : «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал : «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…» , - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит» , - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются : «Эх, ты, «И так сойдёт» ! Волков бояться, в лес не ходить!»

Чтение нескольких работ

5. Рефлексивно-оценочный этап

Цель : формулирование вывода

Методы и приемы : оценочный, Подведение итогов :

Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

Было ли занятие для вас интересным ?

Что нового вы для себя узнали?

Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии ? С чем они связаны?

Какая информация сегодня на занятии была новая ?

6. Задание на дом

Цель : нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

Метод : частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову : друг, вода, радость, книга, жизнь.

КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная» г. Омска

Конспект урока « Малые жанры фольклора »

Учителя: Савельева Любовь Изосимовна, Тарасова Татьяна Ивановна

Предмет, класс

Литература, 5 класс

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: «Дрофа», 2011

Программа

Программа по литературе для образовательных учреждений - V-IX классы – под редакцией

Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2011

Тема урока

Малые жанры фольклора

Урок по счёту

В КТП №11, в теме «Устное народное творчество (фольклор)» - №8

Тип урока

Урок – усвоение новых знаний учащимися

Технология

Личностно – ориентированного обучения.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

Методы, используемые на уроке

    объяснительно-иллюстративный (анализ произведений; ответы на вопросы. работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)

    частично - поисковый (самостоятельная работа; ответы на вопросы теста)

Цель урока

Расширить и углубить сведения об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора, познакомить с жанрами малого фольклора, их особенностями.

Задачи урока:

1) Обобщить и расширить знания об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора.

2) Произвести краткий анализ произведений малых жанров фольклора, выявить их особенности.

3 ) Сосредоточить внимание учащихся на значимых художественно – изобразительных особенностях малых жанров фольклора, научить их видеть особенности каждого вида.

4 ) Формировать умение работать с материалом учебника, самостоятельно находить необходимый материал, систематизировать его, обобщать и делать выводы.

5 ) Развивать познавательную активность учащихся; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.

6) Ориентировать учащихся на формирование чувства любви к родному языку и русской литературе, их особенностям, создание творческой атмосферы, основанной на самоуважении и взаимоуважении.

Характеристика учебной группы 5 а класса

Открытый урок по теме «Малые жанры фольклора» был дан в 5 а классе для учителей вечерних школ закрытого типа.

В 5 а классе 13 обучающихся, класс набран первый год. По результатам стартовой проверки выявлено, что только трое из них владеют навыками осознанного чтения. Они работают на занятиях более активно и плодотворно, могут давать относительно полные ответы на поставленный вопрос, умеют определять с помощью учителя проблему текста и организовывать свою деятельность самостоятельно.

Остальные обучающиеся обладают средними или ниже средних способностями. Эти учащиеся могут односложно отвечать на вопросы, не всегда их ответы полные и основательные. Затруднения вызывают те вопросы, которые требуют логического мышления, знания содержания произведений.

В целом же, состояние учебной деятельности в процессе урока удовлетворительное. Каждый из обучающихся старается выполнять требования учителя, учится анализировать и пересказывать текст. Особую трудность вызывает то, что в классе для 80% обучающихся русский язык не является родным.

Домашние задания в средней школе №1 с очно-заочной формой обучения не предусмотрены. Именно поэтому обучающимся в процессе урока необходимо давать как можно больше сведений. На уроке учитель неоднократно обращается к основной проблеме, в течение всего урока направляет учащихся, разъясняет не только задания, но и значение многих слов, которые в других классах не требуют разъяснения; урок построен так, что обучающиеся выполняют небольшие по объёму, но значимые для изучения темы задания. Кроме того, по учебному плану школы на изучение литературы в 5 классе отводится 1,5 часа, что также обязывает строить уроки чётко, логично, использовать как можно больше учебного материала.

Структурные элементы урока, цели

Деятельность учителя

Работа учащихся

Приложение№1 (30 слайдов)

Организационный этап

Приветствие

Знакомство с оборудованием и материалами к уроку. Учитель обеспечивает положительную обстановку на уроке: психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности, выражает надежду на то, что все они активно включатся в учебную деятельность.

Подготавливаются к занятию.

Мотивация учебной деятельности

Подготовленный учащийся:

Издавна люди замечали смешное, странное, разумное или неразумное в действиях и поступках других, в различных явлениях жизни, это точно характеризовали короткими высказываниями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее от огня чужбины» , итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут» , вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно» , шведы - «не натрудишь рук - не натрудишь и зубов» .

Учитель: Вы видите, что многие народы употребляют похожие выражения. Сегодня и мы почерпнём мудрости из бездонного колодца, имя которой - устное народное творчество.

Каким другим словом называют устное народное творчество?

Слушают сообщение, отвечают на вопрос учителя

Устное народное творчество – это фольклор.

Слайд №1

Актуализация знаний

1. Экспресс-опрос:

Литература - это...

Есть такие виды литературы …

Фольклор - это...

Примеры произведений устного народного творчества

Выполняют мини – тест (в тетрадях)

Множество любых письменных текстов.

Проза, лирика, драма.

Устное народное творчество

Сказки, былины, народная драма.

Слайд №2

Создание проблемной ситуации

Целеполагание

Послушайте:

В кузовочке лежали грибочки:

Кому –гриб,

Кому – два,

Кому – три –

Приходилось ли вам слышать подобные тексты?

Как они называются?

Чем они отличаются от сказок, былин?

Какие короткие выражения вы знаете?

Дополнение учителя: Правильно. А ещё есть потешки, загадки, скороговорки. Все они маленькие по объёму, все являются жанрами фольклора. И возникли они в глубокой древности.

Итак, какова тема урока?

Запишите её в тетради.

Надеюсь, вы согласны, что, такие образные и яркие, хотя и небольшие тексты украшают нашу речь и всю русскую литературу.

А теперь попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока:

А теперь мы с вами поиграем: послушайте небольшие тексты: о чём в них говорится? -Что это за жанр?

1. Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.
2.Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
3. Наклонилась над рекой -
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка.

Почему вы так решили?

Учащиеся: - Да, приходилось.

Это считалки. (Записывают в тетради)

Они очень короткие.

Пословицы, поговорки, частушки.

Малые жанры фольклора.

Записывают в тетрадях тему урока.

Формулируют цели урока (по алгоритму, который на уроках усваивается учащимися)

Обобщить и расширить сведения об устном народном творчестве,

Узнать о малых жанрах фольклора, познакомиться с малыми жанрами фольклора, их особенностями.

Это загадки, это тоже жанр фольклора.

Мы их отгадали.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Обращение к имеющимся знаниям обучающихся

А как строятся загадки? По каким принципам?

Что такое иносказание?

Что называется метафорой? Так что, какие художественно-изобразительные средства используются в загадках?

Иносказание – это выражение, заключающее в себе скрытый смысл

Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

При образовании загадок используются иносказания и метафоры.

Слайд № 7

Творческая работа с опорой на имеющиеся знания

Учитель: -Прочитайте загадку. Отгадайте её.

Придумайте свою загадку о тех предметах, которые вы видите в классе или за окном.

Учитель выслушивает различные загадки, совместно с учащимися оценивает работу.

Отгадывают загадку.

Придумывают свои загадки, зачитывают их, принимают участие в оценке ответов.

Слайд №8

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы

Развитие навыков самостоятельного познания

Обращение к имеющимся у обучающихся сведений и расширение знаний

Извлечение готовых знаний из материалов презентации и оформление их .

Развитие умения выразительного и беглого чтения текста

Вопросы и задания:

Запишите номера пословиц и номера поговорок, которые вы видите на слайде, в таблицу (работа в тетрадях).

Из скольких частей состоит пословица, а из скольких поговорка?

- Антитеза используется в пословицах или поговорках? (+)

Какое выражение построено как незаконченная мысль, но содержит намек на вывод: пословица или поговорка? (+)

Что вы ещё узнали о пословицах и поговорках?

Один учащийся работает с толковым словарём (задание даётся заранее), находит объяснение слову ТАВТОЛОГИЯ

Выполните задание №1 к разделу «Пословицы и поговорки», данное в учебнике на странице 59.

Распределите заголовки к каждой группе пословиц: «Слово», «Природа», «Трудолюбие и лень», «Крестьянская работа», «Любовь к Родине», «Образование», «Семья».

Назовите пословицы каждой группы.

Определите значение пословиц:

Написано пером, не вырубишь топором.

Вешний день год кормит.

Терпение и труд всё перетрут.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Век живи – век учись.

Любовь да совет, так и нуждочки нет.

Выслушивание учителем и учащимися различных точек зрения.

1.Беседа: Какой жанр устного народного творчества самый любимый и у взрослых, и у детей? Почему?

Какие виды сказок существуют?

Отгадайте название сказки, данной на слайде.

К какому виду она относится?

2. Чтение слов Аксакова о сказке. Что вы ещё можете сказать об этом жанре фольклора?

3. Блиц – турнир по сказкам.

    1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?

2.Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?

3.Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?

4.Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?

5.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?

6.Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?

7.Назовите магическое число в русских сказках.

8.Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?

9.Какие реки текут в сказках?

10.Где живёт сказочный царь?

Просмотрите слайды №17-25, дополните свои записи в тетрадях названиями малых жанров фольклора (учителю помогает представить материал слайдов заранее подготовленный учащийся).

Дайте краткую характеристику каждого приведённого вида.

Что общего вы могли заметить у них?

Прочитайте данные в учебнике скороговорки, выберите одну из них, определите её тему и бегло прочитайте выбранную скороговорку.

Решают вопросы и задания

Заполняют таблицу.

Пословицы:1,2

Поговорки: 3,4

Пословица: 2

Поговорка: 1 (в таблицу)

Ставят + (в пословицах)

Поговорка (+)

Проверка выполненного теста и выставление оценок на поля тетради.

Критерии оценки:

«5» -5 -6 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа;

«2» - один-два правильных ответов.

У пословиц есть вывод, мораль, поучительный смысл. Они отличаются ритмичностью.

Для поговорок характерны: метафоричность, гипербола, сравнение, тавтология

Тавтология – неоправданный повтор слов (запись слова в тетради)

Работают самостоятельно, определяют темы каждой группы пословиц.

Называют пословицы.

Определяют значение пословиц, устно объясняют значение каждой предложенной пословицы.

Они интересные, поучительные, разные по содержанию.

Виды сказки: волшебная, бытовая, о животных.

«Колобок». Бытовая. О животных.

В сказке отразилась жизнь народа.

Сивка- Бурка.

Утро вечера мудренее.

Русским духом пахнет.

Молочные.

В тридевятом царстве.

Просматривают слайды, производят записи.

Делают вывод:

Есть ещё такие жанры фольклора, как:

пестушки,

скороговорки,

прибаутки,

Дают краткую характеристику каждого вида произведений устного народного творчества.

Устная природа бытования.

Народность содержания.

Множество вариантов.

Коллективность творчества.

Работа с учебником, выразительное беглое чтение скороговорки вслух.

Слайды № 11,12

Слайды № 13,14

Слайды № 15

Слайды № 16

Слайды № 17-28

Слайды № 29

Этап получения дополнительной информации

Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы.

Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения.

Контроль.

Учащиеся знакомятся с краткой информацией о творчестве В.И. Даля, о работе над толковым словарём (фонозапись).

В один из осенних дней 1859 года в Москве на Пресне поселился вышедший в отставку петербургский чиновник Владимир Иванович Даль. Событие это привлекло внимание окружающих разве только количеством заносимых в дом бумажных кип. Немногие знали тогда, что необыкновенный чиновник этот всю свою сознательную жизнь собирал то, что нельзя ни пощупать, ни на стенку повесить, ни спрятать в карман. То, что слышится повсюду и никому в отдельности не принадлежит. Собирал Владимир Иванович…слова, а также пословицы и поговорки.

Сначала он делал это почти бессознательно. Первое слово, например, записал в дороге, когда юношей, только окончив Морской корпус, ехал служить к Черному морю. «Замолаживает!» - сказал ямщик, глядя на заволакивающееся тучами небо. Когда будете листать «Толковый словарь живого великорусского языка», обратите внимание на это слово. С него то все и началось. Первое из двухсот тысяч!

Словарь Даля называют энциклопедией русской народной жизни первой половины XIX века. Из него можно узнать, что крестьянин сеял, как строил дом, какие употреблял сельскохозяйственные орудия, что носил, какие у него были праздники и обычаи. Собрано Далем огромное количество пословиц и поговорок. По его словарям можно изучать историю жизни русского народа.

Ответьте на вопрос:

    О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

    Что нового и интересного вы узнали?

    Нужны ли эти знания нам сегодня?

    Достигли ли мы поставленных целей?

Предмет : литература Класс : 5

Тип урока : урок закрепления и совершенствования ЗУН и СУД

Технологическая карта

Тема

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Цели:

Цели:

Обучающая: знание малых фольклорных жанров, их отличительных особенностей; причин возникновения и создания малых жанров фольклора

Развивающая: развитие интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

Воспитательная: воспитание уважения к истокам культуры своего народа

Основные понятия

Фольклор

Этап урока, цель

Задания для учащихся

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты УУД

I . Самоопределение к деятельности

Работа над формулировкой темы:

Что необходимо знать?

Что должны уметь? Что для этого надо повторить?

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий

Личностные: учащиеся определяют

цель урока для себя

II . Проверка д\з

Вопросы

Задает

Отвечают

Личностные: делают выводы, исправляют ошибки

III . Формулирование темы урока, постановка цели

Что такое фольклор?

(устное народное творчество, в переводе с английского обозначает "народная мудрость",

"народное знание".)

Как вы понимаете эти три ключевых слова:

устное народное творчество

Выдвигает проблему.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя

Регулятивная: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной

задачи в зависимости от

конкретных условий,

составляют план и

последовательность действий

Коммуникативная: умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать

недостающую информацию

IV . Изучение нового

Просмотр презентации

Какие жанры фольклора вы знаете?

Запись в тетрадь жанров детского фольклора

Чтение детского фольклора

Спрашивает

Просит

Размышляют, приводят примеры

Читают, записывают

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Коммуникативные: строят устные высказывания

V . Закрепление нового

Называют особенности детского фольклора, ищут подтверждения своим выводам в статье учебника

Просит назвать известные примеры детского фольклора

Приводят примеры

Личностные: осуществляют контроль своей деятельности

Регулятивные: учатся самостоятельно добывать информацию

VI .Актуализация и пробное учебное действие

Обучающиеся продолжают пословицы:

Семь раз отмерь…

Родная земля и в горсти…

Родина – мать, умей…

Старый друг…

Задаёт проблемный вопрос:

К каким выводам о роли фольклора в нашей современной жизни вы пришли? Почему?

Побуждает к мышлению. К высказыванию собственного мнения

Высказывают своё мнение

Личностные: с помощью пословиц развивают устную речь

Регулятивные:

знакомятся с устным жанром детского фольклора, развивают память

Коммуникативные: учатся высказывать собственное мнение

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вспомнить считалочку, записать

Вспоминают, записывают, читают считалочку

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Регулятивные: планируют необходимые действия

Коммуникативные: осуществляют индивидуальную деятельность

VIII . Рефлексия

Игра «Что я знаю – кто быстрей»

Назовите прибаутки

Как называются короткие стишки, которые выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла? (кто веселее прочитает закличку)

Продолжи

-«Улитка, улитка высуни рога…» ,

«Божья коровка, полети на небко…»

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Высказывают свое мнение.

Личностные:

развивают устную речь, развивают память, артистические способности

Коммуникативные: развивают умение слушать других

IX . Д/З- 2 мин

Определяем дальнейшие цели по данной теме, записываем д/з.

Дает: комментарий к домашнему заданию;

Запись д/з: найти и записать считалочки (кто больше)

Источники:

Н.В.Егорова. Литература 5 кл. Поурочные разработки, М.: Вако, 2011

Литература. 5 класс. Учеб. в 2 ч./В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2015