Что дает горловое пение. Горловое пение

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы узнаем о таком чуде, как горловое пение бурят. Оно уникально тем, что исполнитель поёт как бы двумя голосами. Давайте же рассмотрим, как оно возникло, особенности исполнения и обучения ему.

Горловое пение изначально связано с имитацией разнообразных звуков природы. Народы Сибири всегда черпали вдохновение в красоте окружающей их земли.

Небо ночное, бездонное, ясное, свежее.
Слух мой настроен на мелодии звезд.
Сигналы планет, словно зовы изюбрей,
Волнуют самые тонкие струнки души.
Под горловые напевы космических тел
Летит моя Земля, оперением синим горя.

Так описывает летний вечер бурятская поэтесса и переводчик Дарибазарова Цырен-Ханда Ринчиновна в стихотворении «Картинки лета». Как мы видим, и здесь упоминаются «горловые напевы», потому что они являются неотъемлемой частью жизни бурятов.

Возникновение

Эти напевы возникли вместе с появлением человечества. Давным-давно они появились как способ повседневного общения и выражались в сочетании протяжных гласных звуков со щелчками при помощи языка и горла, хрипом и насвистыванием.

Буряты, как и другие народы Саяно-Алтайского региона, такими звуками подражали плеску воды в речке, пению и щебетанию пернатых, рычанию диких животных. Звук показывал, какое природное явление или зверь имеется в виду.

По мере развития речи первобытных людей в издавании хрипящих или свистящих звуков отпала необходимость. Но осталось традиционное представление, что при помощи этих звуков связываются с умершими предками и духами. Так, хрипящие и свистящие звуки до сих пор присутствуют в камланиях бурятских шаманов.

Шаманы передавали искусство вокала следующим поколениям, сохраняя в своих песнях знания о бурятских обычаях и образе жизни. Гортанное пение используют и ламы, произнося речитативом на низких тонах тексты из учения.

Излечение горловым пением

Звуки, издаваемые шаманами, способствуют погружению людей в состояние изменённого сознания. Когда причина заболевания или проблема, волнующая человека, найдена, шаман направленно воздействует на неё обертонами своего голоса.

Как это происходит? Всё в природе излучает определённую вибрацию. Вибрации здоровых и больных органов различны. Если шаман направит на больное место вибрацию «здоровой» частоты, то орган излечивается. Обертоны значительно усиливают такое лечение.


Дополнительно пациент подвергается информационному воздействию. В звуки голоса и удары бубна или звучание другого музыкального инструмента шаман вкладывает своё намерение излечить.

Техника исполнения

Бурдон — когда его связки смыкаются или вибрируют;

Обертон — когда вибрируют резонаторы головы;

И унтертон — извлекаемый посредством вибрации мягких тканей его гортани.

Проще всего научиться исполнению в стиле хоомей. Для него характерно смешение бурдона (очень низкого басового звучания, высота которого, как правило, не меняется) и обертона (свиста, которым выводится мелодия).

Высота свиста изменяется при помощи силы выдыхаемого воздушного потока. Этому также помогает движение языка и увеличение или уменьшение объема ротовой полости. Чем больше воздуха может вдохнуть человек, тем продолжительнее будет его пение.


Важную роль в гортанном пении играет пресс. Когда делается глубокий вдох, воздух волной проходит от живота до плеч, диафрагма поднимается, и в груди создаётся избыточное давление.

Виды хоомея

Словом «хоомей» обозначают горловое (его ещё называют гортанным) пение в общем. Но неискушённому читателю легко запутаться, потому что точно так же называется и один из певческих стилей.

Существует пять разновидностей такого вокального исполнения:

  • хоомей – пение грудью;
  • сыгытп – стонущий свист;
  • борбаннадыр – ритмичный стиль, имитирующий катание круглого предмета;
  • эзенгилээр – имитация бряцания конской упряжи при езде;
  • каргыраа – подражание плачу верблюдицы по погибающему детёнышу.

Как научиться горловому пению

Постичь азы такого пения не удастся по инструкции или читая информацию в интернете. Необходимо руководство учителя, который будет контролировать со стороны процесс звукоизвлечения. В крайнем случае, можно учиться по видео, если нет возможности перенять эту технику вживую.


При этом нужно стремиться посылать звук какому-нибудь объекту, расположенному на расстоянии: зданию, дереву, чтобы голос сконцентрировался в одной точке.

Чтобы петь хоомей, нижняя челюсть должна быть расслаблена. Но вот под каким углом её открыть – удастся определить только при помощи практики.

В этом и заключается мастерство исполнения и получения качества звука на выходе: если опустить челюсть низко, горло перекроется, а если меньше, чем нужно, звук выйдет зажатым.

При пении нужно следить также за положением корня языка. С непривычки могут зудеть губы или нос, со временем это пройдёт.

Запреты и правила

Хотя далёкие времена гортанно пели женщины, этому имеются подтверждения в преданиях, в современной жизни – это практически исключительно мужское дело.

Женское пение теперь не одобряют. Причина проста: из-за избыточного напряжения у женщин может пропасть молоко. Существует поверье, что и гормональный фон может измениться.

Говорят, что певица Пелагея обратилась к сибирским шаманам, чтобы научиться гортанному исполнению. Ей сказали не приезжать до тех пор, пока она не станет матерью.

Другие запреты касались и мужчин. Например, народным певцам, исполняющим героический эпос, нельзя было прерываться и не закончить песню.

Предания гласили, что волшебные силы одарят отличной охотой за превосходно исполненный эпос. Иначе они могли и жестоко наказать.

Гортанное пение в наши дни

Мастерство гортанного пения в Бурятии до последнего десятилетия XX века считалось утраченным. Более развитым оно признано в Туве, в Алтайском крае, в Монголии.

Только в 90-х годах прошлого века стали предприниматься попытки восстановить музыкальные традиции предков. Одарённые представители бурятского народа делают всё, чтобы это искусство жило и развивалось.

Одним из них является Виктор Жалсанов. С раннего детства он занимался изучением бурятских обрядов и песен, исполняемых при их проведении, народных сказаний, героического эпоса.


Многие мастера передавали Виктору своё умение горлового пения, а буряты и монголы научили его играть на:

  • морин-хуре,
  • сух-хуре,
  • хун-хуре,
  • варгане,
  • сууре.

Ещё один талантливый исполнитель бурятских эпосов – это Александр Архинчеев, который является руководителем группы «Шоно» и её вокалистом.

Группа дебютировала в 2014 году на празднике Сагаалган. Члены коллектива пока в поиске, они ещё не определились, как называется стиль, в котором они работают.

Своей главной целью они ставят сохранение аутентичности народной музыки и исполняют её в обработке, включая элементы блюза, рока и фанка.

Они считают, что этно-фьюжн уместен в современной жизни, так как не все молодые люди готовы слушать народную музыку. Главное, по словам молодых музыкантов, знать меру и не исказить её первоначальное звучание.


Коллектив принимал участие в международном музыкальном фестивале «Голос кочевников».

Республиканский центр народного творчества Бурятии уделяет немало внимания развитию уникальной культуры гортанного пения. Раз в несколько лет при нём открывается школа, в которую приглашают известных мастеров такого вида вокала из стран-лидеров в этом вопросе.

Обучение проводится с использованием специальной системы дыхательных упражнений. В месяц обучаются до двадцати желающих.

В конце курса проводится отчётный концерт. На этом празднике местные жители могут прикоснуться к сакральным традициям своего народа и слушать этническую музыку.

Лучших выпускников приглашают продолжить обучение в Туве или Монголии.

Заключение

Горловому пению можно научиться в любом возрасте.

Считается, что этому уникальному явлению азиатской культуры способен обучиться каждый, кто владеет человеческой речью.

Друзья, спасибо за внимание!

В этом небольшом видео вы сможете послушать горловое пение:

Данный видео-курс поможет всем желающим освоить технику горлового пения. Эта необычная техника пения характерна для традиционной, а особенно культовой музыки народов Севера, Монголии и Тибета.

Видео-обучение «Горловое пение: самоучитель»

Голос из прошлого

Горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани. Она оригинальна и интересна, привлекает к себе внимание и завораживает своим необычным звучанием. Освоить технику горлового пения не так трудно, как может показаться вначале. Данная техника пения имеет богатую историю, используется в некоторых религиях, в эпических сказаниях, традициях и культах. Наряду с современными профессиональными певцами и мастерами горлового пения, творят и любители данной необычной техники. Существуют специальные сообщества и клубы любителей горлового пения. В Тибете есть целый институт, который готовит мастеров горлового пения.

Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного монотонного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда. Обычно горловое пение сопровождает аккомпанементом специальных народных инструментов. Горловое пение – это уникальный вид музыкального искусства, специальная техника извлечения звука, когда певец извлекает сразу две ноты одновременно. Таким образом получается двухголосое соло.

Интерес к горловому пению постоянно растет. Эта техника привлекает своей необычностью, ведь порой кажется просто невероятным, что все эти звуки издает человек. Слушая горловое пение, переносишься в древние времена, соприкасаешься с и мистицизмом и магией, чувствуешь себя участником таинственного ритуала. Ощущения от такого пения просто невероятны. Оно затрагивает что-то глубоко внутри, позволяет соприкоснуться с архаичной культурой. У многих эти звуки ассоциируются с оккультизмом и шаманами. Однако горловым пением пользуются не только в ритуалах, это еще и способ передачи народных преданий и сказаний.

Выделяют 5 основных стилей горлового пения, которые используются у различных народов и в разнообразных целях. К ним относятся:

  • кыркыра;
  • кюмей;
  • сыхыт;
  • эзенгилээр;
  • бербендер.

Однако помимо основных направлений, существует множество их разновидностей. Что бы лучше освоить горловое пение, следует ознакомиться с основными правилами и историей возникновения выбранного стиля.

Характеристика и история основных стилей горлового пения:

  1. Существует мнение, что стиль кыркыра возник как подражание звуку голоса верблюдицы. Похожие на этот вид пения звуки, верблюдица-мать издает, когда умирает ее ребенок. Такие звуки издаются певцом при помощи полуоткрытого рта и напряженных голосовых связок.
  2. Стиль кюмей имеет свою интересную легенду. Считается, что когда-то давно в горах жил одинокий юноша. Он был сиротой и жил совсем один у подножия скалы, которая отзывалась на любой звук многоголосным эхом. Однажды юноша сидел и подражал этим звукам. Ветер донес это пение до людей, и они назвали его кюмей (или хоомей). Это плавный и мелодичный стиль.
  3. Пение сыхыт всегда осуществляется без слов. Оно отличается тем, что на фоне низкого основного звука, издает резкий, пронзительный свист (обертон).
  4. Традиционно эзенгилээр исполнялся на лошади и сопровождался динамической пульсацией и периодическими толчками. Если же этот стиль горлового пения исполняется не на лошади, певец искусственно создает вибрацию воздуха, подражая галопу лошади.
  5. В последнем основном стиле горлового пения, бербендере, звук очень мягкий и низкий. Он более певучий и тихий, приятен на слух и похож на звучание кларнета.

Важно помнить, что горловое пение – не только музыкальный стиль, но и инструмент медитации. Горловое пение помогает единению с природой, поискам себя и релаксации. Многие после прослушивания горлового пения начинают чувствовать внутри себя мощный поток энергии, вдохновение и умиротворение.

Технику горлового пения не освоить вот так, просто читая книжки или статьи по теме. Отчасти потому, что жаждущему научиться этому искусству не хватает самих представлений о таком пении, а отчасти, и потому что в практике обучения важен посторонний контроль.

В любом случае предоставленную вам теоретическую информацию нужно использовать скорее как дополнение для обмозгования и понимания практики пения, но учиться пению нужно по крайней мере по видео, если это невозможно вживую.

Прежде чем говорить о технике горлового пения, рассмотрим вопрос о звуках, из которых состоит наш голос. Можно выделить как бы три звуковых этажа, краски которых смешиваются и превращаются в единый голосовой поток:

  • средний этаж – бурдон, звук, получаемый посредством смыкания или вибрации голосовых связок;
  • верхний этаж – обертон («над» тон), получаемый посредством вибрации головных резонаторов;
  • нижний этаж – унтертон, при котором вибрируют мягкие ткани гортани.

Все эти тоны суммируются, затем к ним примешиваются вибрации всего тела, и после того, как звук выходит наружу, он сталкивается с внешней средой, которая имеет свои акустические свойства.

Пение древности

Обертонное горловое пение встречается в культурах многих народов мира; у современного слушателя оно в большей степени ассоциируется с шаманами и тибетскими монахами. Впрочем, для всех вокалистов рекомендуется использовать хотя бы хоомей (один из стилей ) в качестве элементов , так как тембр в результате таких упражнений обогащается обертонами и становится более насыщенным.

Хоомей – подготовка

Итак, техника наиболее простого и базового стиля обертонного горлового пения – хоомея. При его исполнении преимущественно звучит естественный , к которому добавляются обертоновые украшения, извлекаемые с помощью верхних резонаторов.

Для того, чтобы извлекать подобные звуки, для начала нужно разогреть голосовой аппарат с помощью пения простых протяжных гласных: ааа, ооо, ууу, эээ, иии… Старайтесь посылать голос в определенную точку, которая находится далеко от вас. Например, если стоите у окна, выберите дерево или окно дома напротив. И пойте. Не бойтесь громкости, ведь вполголоса вы себя не натренируете.

Техника горлового пения хоомей

Чтобы петь хоомей, нужно научиться расслаблять нижнюю челюсть и раскрывать ее так, чтобы найти нужный угол. При этом происходит сосредоточение внимания не на горле, а на корне языка.

Тут есть хитрость: если вы слишком сильно опустите нижнюю челюсть, то передавите горло, а если слишком мало, то звук будет плоский и зажатый. Нужный угол находится только на практике. И снова начинаем петь гласные звуки, параллельно ищем нужное положение языка.

Важные примечания

Главное, чтобы было удобно! Может чесаться нос, губы – это нормально.

Есть и более низкие по регистру техники горлового пения, но это более сложная и отдельная тема. Хоомей могут петь как мужчины, так и женщины; что касается других стилей – в плане доступности для женского организма они более сложны. Шаманы, живущие в Сибири, не рекомендуют женщинам постоянно практиковать более сложные стили горлового пения, по регистру сравнимые с мужскими, потому что это ведет к изменению гормонального баланса.

Были сведения, что певица Пелагея хотела у них научиться этому, но они отказали ей, объяснив, что пока она не состоялась как мать, лучше не заниматься шаманскими техниками пения. Но в плане отдельных вокальных упражнений использование хоомея очень даже полезно для развития голоса.

Публикации раздела Традиции

Голосовое чудо

Г орловое пение - реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении .

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят , тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев - жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли - самобытное пение жителей Альп - тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий - на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы - журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос - сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек - два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом» . Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов - «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» - бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт - стиль двухголосного пения с доминирующим свистом - наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они - разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера - сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия» , - говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами - ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель - хоомейжи - владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея - такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков - найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей» .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы - естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами - игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга - в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна - техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

СТИЛЬ КАРГЫРАА - низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).

СТИЛЬ ХООМЕЙ - это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».

СТИЛЬ СЫГЫТ - очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».

ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» - открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания.