Что нужно знать туристу об индии. Традиции и обычаи индии Традиции и культура индии

Одной из самых уникальных и самобытных восточных цивилизаций является индийская. Еще в глубокой древности Индия прославилась как «страна мудрецов», и благодаря этому древнему царству культура всего человечества смогла обогатиться многими ценными знаниями, изобретениями и направлениями в искусстве. Культура Древней Индии настолько необычна и оригинальна, что до сих пор является источником вдохновения и восхищения.

Развитие культуры Древней Индии

С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии.

Для древнеиндийской культуры характерны следующие особенности:

  • Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики.
  • Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом.
  • Погружение в глубины человеческой души. Данная особенность может противоречить предыдущей, но только на первый взгляд. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги.
  • Музыкальность и танцевальность - характерная черта культуры Древней Индии.
  • Почитание любви, которую индусы никогда не отождествляли с грехом.

Рис. 1. Индийский йог.

Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире развилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана.

Второй период - арийский - связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Наиболее ярким достижением ариев стали Веды - сборник религиозных текстов, включающих в себя песнопения, гимны и магические формулы. Веды стали важнейшим источником информации об истории, взглядах и верованиях древних индусов.

Рис. 2. Веды.

Достижения культуры Древней Индии

Достижения и изобретения Древней Индии имеют такое большое значение, что успешно используются и по сей день.

  • Среди наук особое развитие получила математика. Индийскими учеными были изобретены десятичные системы исчисления, цифра ноль, правила извлечения квадратных и кубических корней, решения линейных, квадратных и неопределенных уравнений, рассчитано с большой точностью число «пи».
  • Без телескопов и прочих приборов индийские астрономы могли определять фазы Луны, они определили, что Земля вращается вокруг своей оси. Сутки были поделены на часы.
  • Аюрведа - медицинские познания, направленные на лечение организма путем его очищения различными растительными препаратами.
  • В Индии зародилась письменность, однако многие древние языки так и не расшифрованы до сих пор. Самым популярным языком стал санскрит, на котором писали свои труды философы, жрецы и ученые.

Санскрит - это язык учености. Для брахманов он является таким же языком, как и для западного научного мира - латынь. Корни санскрита прослеживаются во всех европейских и славянских языках. Например, русский глагол «ведать» происходить от индийского слова «веда», которое переводится как знание.

  • Йога - физические и духовные практики, благодаря которым совершенствуется тело и разум человека.
  • Шахматы - игра, призванная тренировать ум и развивать стратегические способности игроков. Она способна синхронизировать работу обоих полушарий мозга, гармонично развивая его.

Рис. 3. Древнеиндийский шахматы.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древней Индии» по программе истории 10 класса мы узнали кратко о культуре Древней Индии. Мы выяснили ее характерные черты, определили, на какие периоды развития она поделена. Также мы познакомились с важнейшими достижениями культуры Древней Индии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 258.

Индию можно назвать важнейшим центром культурных ценностей человеческой цивилизации. Традиции и обычаи множества народов, как исконно населявших страну, так и приходивших извне, переплетаясь причудливым образом в течение нескольких тысячелетий, создали удивительнейший культурный пласт.

Танец

Индийские танцы делятся на классические и народные. Классические танцы, как правило, духовны по содержанию. Хотя народные также являются духовными и религиозными по смыслу, однако их главной движущей силой становится праздничное настроение.

Некоторые из всемирно известных танцевальных форм, которые возникли и развивались в Индии, это Бхаратнатьям из Тамилнада, Катхакали и Мохиниаттам из Кералы, Одисси Орисса, Катхак из Уттар-Прадеша, Кучипуди из Андхра-Прадеша и Манипури из Манипура. Все эти танцевальные стили используют в основном одни и те же «мудры» (знаки руками) как общий язык выражения и первоначально исполнялись в храмах.

Бхаратанатям — одна из старейших танцевальных форм Индии, родом из штата Тамилнад на юге. Этот стиль был взращен в храмах и на протяжении столетий находился под патронажем королевских династий Южной Индии.

Танец традиционно исполняли девадаси — сообщество храмовых танцовщиц, передавших знание из поколения в поколение. Подобно гейшам Японии, девадаси обучались музыке, танцам, литературе и искусству любви. Девадаси были женщинами, посвятившими свою жизнь служению храмовому божеству, поскольку танцоры, музыканты и их выступления были неотъемлемой частью сложного храмового и придворного ритуалов.

Однако в период колонизации Индии произошли изменения. Викторианские ценности англичан одержали верх, и девадаси потеряли высочайшее покровительство, поскольку были неприемлемы в «приличном обществе». В результате, в конце XIX века девадаси рассматривались как проститутки и приобрели дурную славу, что едва не стало причиной утери Бхаратанатьям.

Только в 1930-е годы возрождение интереса к культурному наследию Индии побудило образованную элиту вновь открыть красоту традиционного танца. Сегодня в крупных университетах Индии доступны курсы, охватывающие практику и теорию Бхаратнатьям. Рукмини Деви основал школу под названием Калакшетра, где преподается этот танцевальный стиль.

Катхак — классический танец Северной Индии. Главная особенность этого стиля — рассказ историй языком телодвижений. Танцовщица представляет всех персонажей с помощью репертуара жестов, мимики и изящных движений. Катхак, как и другие индийские традиционные танцы Одисси и Бхаратнатьям, опирается на Нати Шастру, древний трактат о танце. Истории, которые первоначально исполнялись в Катхаке, были основаны на индуистской мифологии.

В эпоху Моголов стиль претерпел радикальную трансформацию. Моголы, позаимствовав некоторые элементы и особенности индийского танца и музыки, в свою очередь, оказали глубокое влияние на танцевальную стилистику. Сегодня Катхак является результатом слияния индуистской и мусульманской культур. Считается, что у Катхака есть связи с фламенко и цыганскими традициями Испании, а также с различными народными танцами Северной Индии.

Дословный перевод слова «Катхакали» — «сюжетная игра». Катхакали можно обобщить как театральную форму, представляющую собой сочетание танца, музыки, перкуссии, актерского мастерства и живописи. Эта форма танцевальной драмы возникла в 17 веке в штате Керала. В стране, которая может похвастаться тысячелетними традициями и культурой, Катхакали насчитывающий всего 300 лет, является относительно молодой формой танца.

Яркой особенностью Катхакали является использование тщательно разработанного макияжа для лица, красочных костюмов и головных уборов. Он сочетает в себе танец с диалогом, танцоры комбинируют потрясающие костюмы и макияж, с аккомпанементом барабанов и вокалистов, чтобы создавать различные настроения и эмоции.

Отличие Катхакали от театральной постановки в том, что актеры не говорят. Текст драмы в виде стихов и песен читается и исполняется вокалистами. Эти песни объясняются и интерпретируются в деталях актерами с помощью абхинайи, состоящей из кодифицированных жестов, выражений лица и движений тела. Благодаря систематическим тренировкам актер получает полный контроль над мышцами лица, что позволяет ему выражать основные бхавы (эмоции любви, смеха, печали, гнева, энергии, героизма, спокойствия, страха и удивления).

Макияж также является методом категоризации символов. Например, зеленый макияж представляет героев или божественных персонажей, таких как Кришна или Арджуна; красный представляет зло, а белый — символ благочестия.

Другие классические танцевальные стили (Мохиниаттам, Кучипуди, Одисси, Манипури) тоже имеют свои особенности в технике, манере, костюме и макияже.

Музыка

Древние мудрецы рассматривали пение как форму духовной практики, приближающую человека к Богу. На протяжении многих лет индийская классическая музыка превратилась в сложнейшую музыкальную систему, отличающуюся от западной, в основе которой лежит полифония — резонанс нескольких музыкальных нот.

Напротив, индийская классическая музыка по существу монофоническая. В западной классической музыке исполнитель строго соблюдает письменную композицию. В индийской принято импровизировать подобно тому, как делает джазовый музыкант на Западе. Индийская классическая музыка в основном мелодична, а не гармонична. Мелодия обычно основана на раге, а ритм называется тала, что буквально означает «хлопок».

Рага это серия из пяти или более музыкальных нот. Раги должны вызывать различные настроения у слушателя – например, в хиндустанской музыке некоторые раги относятся к разным сезонам или временам дня. Муссонные раги, принадлежащие к группе Малхара, в основном выполняются во время дождей, в то время как утренние раги, такие как Бибхас и Бхайрави, или ночные раги, такие как Кедар, Малкаун или Наика Канхра, выполняются в определенное время дня.

Индийскую классическую музыку часто путают с классикой Хиндустани. На самом деле она может быть разделена на два течения — Хиндустани и Карнатик, обычно имеющие разные раги.

В то время как рага формирует основную мелодическую структуру, исполнитель музыки Хиндустани или Карнатик делает композицию на основе раги, которую он выполняет. Общими формами композиции в Хиндустани являются друпад, хаял и тумри. Некоторые из других форм включают дхамар, тарана, триват, чаити, каджари и таппа.

Общие формы композиций, используемых в Карнатик, включают в себя гефам, свараджати, варнам, таану варнам, пада варнам, пададжати варнам, кеэртана, крити, падам, джавали, тиллану и вирутам.

В средневековой Индии, во время правления Моголов, мощные волны движения Бхакти (преданности) прокатились по всей стране. Существенной особенностью этого движения было использование преданных песен, называемых бхаджанами, чтобы приблизиться к Богу и достичь мистических состояний интенсивного экстаза. Другим родственным словом является киртан – музыкальное воспевание ведических мантр. Религиозные песни втакже называются киртанами.

В отличие от сложных ритуалов ведической эпохи, поклонение в традиции Бхакти в основном состояло из песен на общих региональных языках Индии. Это позволило массам приблизиться к Богу по-своему, без посредника в роли священника, или знания древних языков, таких как санскрит.

Архитектура

Архитектура начала стремительно развиваться с появлением буддизма в Индии. Именно в этот период появилось большое количество великолепных зданий. Значительные памятники буддийского искусства и архитектуры — Великая Ступа в Санчи и скальные пещеры в Аджанте.

С созданием индуистских королевств в Южной Индии началось процветание южноиндийской школы архитектуры. Самыми известными достижениями правителей Паллавы были скальные храмы Махабалипурама и храмы Канчипурам. Правители Чола, Хойясала и Виджаянагар также внесли значительный вклад в архитектуру. Храмы в Танджавуре, Белуре и Халебиде свидетельстовали об архитектурном превосходстве южноиндийских правителей.

На севере был разработан новый стиль архитектуры — Нагара. В центральной Индии правители Чандела построили великолепный храмовый комплекс в Кхаджурахо. С приходом мусульманских властителей в стране появился еще один стиль — индо-исламский, не бывший ни строго исламским, ни строго индуистским. Архитектуру средневекового периода можно разделить на две основные категории — Имперский стиль и Моголовская архитектура.

Индо-сарацинский стиль возник в результате колонизации страны. Он сочетал в себе особенности индуистских, исламских и западных элементов. Колониальная архитектура проявилась через институциональные, гражданские и утилитарные здания, такие как почтовые отделения, железнодорожные станции, дома отдыха и правительственные здания.

Живопись

Древнее искусство живописи это живая традиция, существующая в Индии и поныне. Народная живопись может быть разделена на два типа: выполненные в ритуальных случаях, посвященных божеству, и повествовательные темы из древнеиндийских эпосов. Огромный стилистический диапазон проявляется среди традиций и видов народной живописи — от простых незамысловатых контуров до кропотливого, миниатюрного изображения деталей геометризированных фигурных абстракций.

Картины Мадхубани штата Бихар, Паты Ориссы и Нирмала Андхра-Прадеша – вот всего лишь несколько образцов обширной галереи индийской народной живописи, для которой индуистские эпосы являются основным источником вдохновения.

Ранголи одна из самых красивых форм живописи Индии. Термин состоит из двух слов: «rang» — «цвет» и «aavalli», что означает цветные лианы или «гирлянда цветов». Ранголи — это искусство изготовления рисунков или узоров на стенах или на полу дома, с помощью тонко измельченного белого и цветного порошка. Многочисленные домохозяйства страны используют Ранголи для украшения двора своего дома.

Многообразна, самобытна и уникальна культура Индии. Складываясь на протяжении нескольких тысяч лет, она впитала в себя разнообразные философские взгляды, традиции и обычаи разных народов, проживавших на ее территории.

Следует отметить, что культура Индии не однородна. Она целиком зависит от разнообразных районов страны, тяготеющих еще с древних времен к собственному укладу жизни, верованиям и обычаям. Однако имеются и общие черты, позволяющие рассматривать в целом.

Религиозная система является прародительницей многогранного индийского эпоса, в котором довольно подробно описаны разносторонние деяния богов и членов их семей. Эти сказания и явились основой духовной жизни индийского народа. На их основе возникают философские учения, боевые искусства и медицинские традиции.

Первыми зданиями, появившимися на территории Индийского государства, были святилища, или храмы. Зодчие долгое время не знали себе равных по качеству и мастерству работ, благодаря этому большое влияние на архитектуру соседних стран оказывала именно Индия.

Культура этой страны отличается некоторым достижениями в различных областях. Искусство Индии связано с основными религиями, получившими здесь широкое распространение. Это буддизм, индуизм и джайнизм.

Художественная культура

Художественная культура Индии представлена древними памятниками. Самыми известными из них являются настенные росписи в пещере Аджанты. Стены и потолки этого буддийского комплекса, состоящего из 29 пещер, покрывают живописные сюжеты, описывающие жизнь Будды, бытовые сцены и мифологические сюжеты. Благодаря тому, что индийцам были известны секреты стойкости красок, рисунки в храме сохранились идеально.

Культура Индии неразрывно связана с книжной миниатюрой. В придворных мастерских индийские и персидские мастера, занимающиеся иллюстрированием рукописей, создавали свои творения - миниатюрные картины. На них были изображены реальные люди, явления природы и разнообразные предметы. Художники не стремятся к декоративности в изобразительном искусстве, в центре их внимания объемные формы и естественный цвет объекта.

Архитектура

В древности большая часть сооружений возводилась из дерева. Именно по этой причине они не сохранились.

Начиная с 1 в. до н.э. появляются пещерные храмы, или чайтьи. Увидеть их можно, главным образом, в горных районах страны. Они представляют собой пещерные храмы с и огромным подковообразным окном - главным источником света. Одним из древнейших памятников архитектуры, выполненном из камня, является ограда ступы в городе Санчи.

Возводились в районах, где вероятность наводнения напрочь отсутствовала, так как кирпич, используемый в то время, довольно быстро размокал в воде.

Скульптура

Большая часть образцов этого вида искусства носит религиозный характер. Культура Индии, и искусство скульптуры в частности, достигла огромных высот, существовали даже определенные руководства и правила по изготовлению скульптур. В 1-5 вв. появляются изменения в изображении Будды. Его обрисовывают в облике человека, а не в виде определенных символов.

Музыка и театр

В честь богов в Индии периодически проводились различные фестивали, в которых основное внимание уделялось танцам и песням. Религиозные шествия занимали незначительную часть времени. Основным элементом таких празднеств были театрализованные представления. В церемонии обязательно принимали участие профессиональные актеры, борцы, фокусники, канатоходцы и музыканты.

На севере страны сохранился театр (лила). Его артисты предстают перед зрителями в красочных костюмах и масках. Декорации здесь вовсе отсутствуют, а смена костюмов и грима происходит на глазах у зрителей.

Культура Индии многообразна и самобытна. Тысячелетнее переплетение культур, религий и верований, Сплавило Общество в неповторимый конгломерат идей и культурных ценностей, не имеющих себе аналогов. Постоянное стремление индийского общества слиться в единое целое с вселенной стать частью общего мироздания, Сильно отличает этот народ от всех прочих. Причём это стремление пронизывает все общество. От самого последнего нищего до президента. Все население страны прекрасно умеет ценить и понимать музыку, разбирается в танцах, Только у них язык тела доведён до искусства разговорной речи.

Наблюдая за индийскими танцовщицами можно поразиться совершенству их движений и плавному переходу тела из одного положения в другое. Создаётся впечатление, что они не двигаются, а перетекают из одного положения в другое. Ещё одной очень важной особенностью этого народа является то, что они прекрасно ценят любовь и чувственные наслаждения. Физические отношения между мужчиной и женщиной никогда не были греховными в этой культуре. Более того весь индийский эпос пронизан пониманием богов, людской красоты и чувственности, индийские боги всячески поощряли плотское и духовное единение людей. По своей сути индийский народ является неким суперэтгосом. Поскольку вобрал в себя за тысячелетнюю историю много народов и народностей. Здесь есть и местные дравиды и пришлые арии. В более поздние времена множество захватчиков и поработителей приходило на эту землю. Всех их впитала в себя древняя культура. Взяв от каждого какое-то умение, навык или верование. С годами из этого сплава получилось очень прочное и неповторимое сообщество.

Трудно ли преодолеть изменение часового пояса, при перелете в Индию, подробнее: .

Культура древней Индии до сих пор будоражит умы многих учёных. Которые никак не могут объяснить некоторые моменты истории древнего государства. Такие культурные памятники Индии как Махабхарата, Веды. Приносят современным учёным большую пищу для размышления. В этих древних культурных памятниках описываются войны, происходившие на земле многие тысячи лет назад. Описание технологий в этих книгах повергает современных учёных в недоумение. Многие события мы даже негожим представить себе. Причём эти тексты изобилуют техническими описаниями. Современные инженеры и техники не в состоянии разобраться в этом. Так как, принципы действия, многих аппаратов, основывались не только на механике, но и на каких-то духовных принципах присущих вселенной.

Религия Индии

Восемьдесят процентов населения исповедует индуизм. На континенте его исповедует абсолютное большинство народов. Данная религия отличается от остальных тем, что в ней присутствует очень большое количество божеств. Разобраться во всех хитросплетениях этого пантеона непосвященному человеку бывает очень трудно. Вся иерархическая система богов в Индии сильно напоминает кастовую систему этого общества. Главным отличием от других религий есть вера в то, что постоянное перерождение души. В новых ипостасях, в конце концов, приведёт душу к просветлению. Следующая группа по численности это мусульмане они обосновались здесь с приходом в эти края моголов. Ислам на территории Индии также претерпел изменения под воздействием древней культуры и несколько отличается от верований ортодоксальных мусульманских стран.

Архитектура и литература

Оставленное древними цивилизациями культурное наследие в виде множества письменных источников, таких как Веды и Махабхарата. Служит предметом тщательного изучения многих искусствоведов и историков. Эти памятники письменности древности позволяют современным людям понять многое в отношениях и образе жизни древних народов населявших этот континент за много тысячелетий до нашей цивилизации. Благодаря этим трудам стало известно о первых кастовых различиях, принятых между людьми уже в те далёкие времена. Отдельной строкой можно отметить особенности архитектуры Индии. Все кто хоть раз видел величественные постройки древних индийских храмов и городов, отмечают величие и фундаментальность построек. Ведь храмы эти простояли не одно тысячелетие. Причём некоторые из них ещё пятьсот шестьсот лет назад были полностью поглощены джунглями. Однако сохранились и не перестают нас удивлять, изяществом архитектурных решений и воздушной красотой отделки. Барельефные композиции некоторых храмов сильно напоминают кружевное плетение, а не работу мастеров каменотёсов. Поражает качество исполнения этих скульптур. Все это делалось во времена полного отсутствия механических средств обработки.

Положение женщин Индии в культуре выглядит достаточно спорным. С одной стороны всячески превозносится роль женщины, как матери и прародительницы всего сущего. В Махабхарате описывается образ идеальной женщины. В этих древних манускриптах всячески превозносится её роль как хранительницы очага и культурных ценностей каждой семьи. С другой стороны в Индии женщину никто не спрашивает о том за кого она хочет выйти замуж. До сих пор в некоторых провинциях вдова после смерти мужа обязана войти вместе с ним в погребальный костёр. Женщину могут выставить в виде залога при получении кредита. Очень высоко ценится женское целомудрие и верность, При этом в древние времена были известны проститутки, пользующиеся очень большим влиянием в обществе. Никто не может представить себе Индию без танца. Никакой танец не может быть без женщины. очень сложное искусство ему обучаются с самого раннего детства, и он скорее напоминает беседу, чем простые движения. Профессиональные танцовщицы пользуются большим уважением во всех слоях общества. Их труд ценится и достаточно хорошо оплачивается. Не одно празднество не обходится без участия профессиональных танцовщиц. Праздников же в Индии много.

Как живут бедные люди в этой прекрасной стране, подробнее: .

Философия Индии

Отдельное место в индийской культуре занимают различные духовно философские направления. Такие как йога и аюрведа. Большое количество всевозможных философских школ, разбросанных по всей территории современной Индии, даёт представление о том, какое значение придают этому люди. Многое из этих философских направлений прочно пустило корни в Европе и Америки. Людей прельщает в этих школах то, что при должном отношении к своему телу неминуемо улучшиться и укрепится дух. Даже если не получится достигнуть духовного просветления, то здоровья будет намного больше. Постоянно занимаясь этими практиками можно значительно увеличить свою продолжительность жизни.

Чем славится индийская культура, видео:

Пожалуй, Индия – самая экзотическая из всех азиатских стран: только здесь можно увидеть такое пестрое многоцветье красок и услышать такую широкую гамму звуков. Только здесь можно созерцать корову, важно шествующую по городской улице рядом с «Мерседесом» и велорикшей; и никто не вправе ее прогнать, а только может осторожно объехать. И только в Индии в мутные, грязные воды Ганга смело заходят все подряд, уповая на его божественные силы, и совершают омовение. Нигде больше не услышишь такого льющегося непрерывной переливчатой струей неземного вокала и не увидишь таких гуттаперчивых танцовщиц, извивающихся так, что, кажется, что у них нет костей. Именно в этой густонаселенной стране безумная роскошь одних сочетается с ужасающей нищетой других. А здешнему целомудрию влюбленных нужно поучиться пресыщенным европейцам, напрочь забывшим о таких понятиях, как непорочная чистота и возвышенность любовных чувств, и привыкшим обходиться без душевных и сердечных прелюдий в своих отношениях. Население здесь делится на многочисленные касты, у каждой из которых есть свои обычаи, поэтому их очень много у индийского народа.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Традиция обожествлять животных уходит своим корнями в глубокую древность, но до сих пор свято чтится в стране; хотя нарушение в виде оскорбления культового животного уже не карается так жестоко, как раньше, когда человека, обругавшего символ святости приносили ему в жертву. Но по-прежнему закон суров к тем, кто осмеливается небрежно отнестись к тому или иному представителю четвероногих: за это грозит высылка из страны.

В каждом штате свой культ животного, и, чтобы не попасть в неприятное положение, нужно узнать, кого свято чтут в данной местности, и стараться максимально уважительно относиться к священному объекту. Главным культом в стране является корова, которая может спокойно лежать на автотрассе до тех пор, пока ей самой не надоест.

В храмы не разрешается заходить в кожаной обуви и иметь на себе украшения из кожи. В честь священных животных устраиваются специальные торжества и широкие празднества Тайпусам, в которых принимает участие все население, независимо от каст и сословий. Главная цель таких действ– показать победу добра над злом, когда доведенные до экстаза индийцы даже прокалывают себе руку или ногу в знак готовности принести себя в жертву тотемному божеству.

Индийские танцы

Наверно, мало найдется среди индийцев тех, кто вообще не умеет танцевать, потому что по заведенным обычаям танцам обучают чуть ли не с младенческих лет.

Неумение танцевать считается дурным тоном, а того, кто преуспел в этом деле, превозносят до небес: талантливая танцовщица пользуется всеобщей любовью и уважением. Потому что каждый танец – это не просто грациозные движения, а определенная композиция, заключающая в себе четкую идею, смысл, понятные искушенным зрителям. Чем выразительнее передается это танцорами, тем выше оценка их мастерства, виртуозность которого вызывает бурю восторженных криков зрителей.

Приветствия и жесты

У них даже обычное рукопожатие, принятое везде при встрече, имеет свои особенности: считается неприличным здороваться с незнакомым человеком и с женщинами. Также недопустимо обниматься и целоваться, встречаясь и прощаясь даже с хорошо знакомыми людьми – самым приемлемым считается в такие моменты «намасте» — сложенные на уровне груди руки или поднятая вверх ладонь.

Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно знать толкование распространенных жестов: нельзя публично щелкать пальцами, подмигивать женщинам, хлопать в ладоши, так как это будет расценено как оскорбление или неприятный намек.

Слово «туалет» в значении места, где можно совершить естественные отправления, следует заменять странным словосочетанием «номер один», когда есть необходимость узнать местонахождение этого объекта. Особенно к языку жестов требовательны в провинциях: консервативные жители которых строго следят за поведением приезжих.

Ритуальные обряды

До сих пор основным способом погребения считается сжигание тела умершего с последующим развеиванием праха над Гангом, а в дальних селениях по-прежнему остается в силе требование самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. По мнению индусов, это помогает супругам духовно возвыситься и попасть в рай.

Строго соблюдается обряд приема еды только правой рукой, независимо от того, едят руками или приборами: держать вилку или ложку можно только в правой руке. Левая считается у индусов грязной, потому что ею совершают омовение после посещения туалета: у них не принято пользоваться туалетной бумагой, как и в других азиатских странах с жарким климатом.

Самым главным ярким, красочным и торжественным ритуальным праздником является в Индии свадьба, к которой очень долго готовятся, придерживаясь всех канонов, выработанных многовековыми древними и более современными традициями местного населения.

Пожалуй, свадебный обряд приравнен по значимости только рождению, потому что браки здесь заключаются один раз, не подразумевая разводов ни в этой жизни, ни в семи последующих, о чем трактуют ведические поверья жителей Индии, поэтому с такой ответственностью и широтой подходят здесь к проведению свадебной церемонии, не жалея ни сил, ни средств.

Главное требование накануне свадьбы, предъявляемое невесте – ее целомудрие. Девушка должна быть девственницей, согласно древневедической трактовке союза мужчины и женщины, по которой невеста – «поле», а жених — «сеятель» и единственный владелец его, и только ему позволено бросать семена на это поле.

В случаях, когда мужчина вступает в брак с женщиной, утратившей девственность до свадьбы, их семья подвергается всяческим унижениям, а дети становятся изгоями. Такое же отношение испытывает к себе женщина, вышедшая замуж второй раз или живущая с мужчиной в неофициальном браке.

Выбор будущей жены и мужа – важнейший этап в жизни индийцев, поэтому для влюбленных составляются специальные гороскопы, по которым делается вывод об их физиологической и психологической совместимости; предсказывается, насколько удачным и счастливым будет их союз. Обряд обручения новобрачных обычно проводится у Священного Жертвенного огня брахманом – родовым жрецом.

За несколько дней до свадебной церемонии происходит помолвка-тилак, совершаемая в доме жениха отцом невесты и его родственниками-мужчинами, подчеркивая этим важную роль настоящего мужчины, каким является будущий зять. Потенциальный тесть украшает его лоб особым знаком – симолом согласия принять этого мужчину в свою семью, брахман проводит обряд поклонения Богам, все пришедшие родственники ставят на лбу жениха знак-тилаки и вручают подарки.

Веселая церемония — сангит (своего рода девичник) проходит в доме невесты, в которой участвуют в основном женщины обоих родов. Они усаживаются за праздничным столом с разнообразными вкусными угощениями, а потом танцуют, поют песни и наперебой желают счастья и радости в предстоящей семейной жизни. Также в доме невесты проводится сугахин – ритуал произнесения молитв, восславляющих женщин, ушедших из жизни раньше своих мужей и почитаемых святыми. Будущей жене все собравшиеся желают тоже стать «сугахин», муж которой жив и здоров.

За день до свадебной церемонии осуществляют ритуал-халди, заключающийся в нанесении на руки, ноги и лицо новобрачных пасты из куркумы, придающей, по мнению индусов, праздничное сияние коже.

Перед началом торжества комнаты жениха и невесты украшают специальной свастикой – символом их будущего счастья, успеха и благополучия: «сваст» означает «хорошо». Невесте внушается мысль, что муж подобен божеству, ради которого она будет жить и преданно служить после свадьбы.

Ритуал священнодействия у Жертвенного огня закрепляет согласие девушки считать будущего мужа высшим божеством. А мужчина после этого уверен, что именно она послана ему Богом и принимает жену, как драгоценный дар.


Раньше обычно жених приезжал к нареченной на богато украшенном слоне, сейчас – в автомобильном кортеже. Его встречает теща, поклонившись и поставив на лоб зятю тилак – оберег от злых сил. Встретившись в роскошном шатре, молодые обмениваются гирляндами из цветов в знак любви и верности.