Материально-духовная культура предков современных белорусов. Традиции белорусской культуры Сообщение культура белорусов

Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

Вопрос о том, чем является белорусская культура - целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную - католическую и восточную - православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина - нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.

Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.

На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.

В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.

Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.

Как известно, с конца Xвека на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.

Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Ефросинии Полоцкой.

На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.

Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XIXIIIв., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже вXIIв. тут появляются такие мощные духовные личности, как Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.

Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.

XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.

Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияние идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).

К XIVстолетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.

Значительные памятники права XVIв. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.

Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культура Беларуси

1.Итог исторического развития

2.Основные знаковые достижения

3. Состав и современное состояние белорусской культуры

4. Есть ли будущее у белорусской культуры

культурная политика литература театр музыка

1. Итог исторического развития

Белорусы долго шли к обретению государственности. Наше независимое государство дает нам свободу - то, к чему по природе своей стремится каждый человек и каждая нация: свободу жить на своей земле, свободу самим выбирать свой путь, свободу чтить свои традиции, свое прошлое, распоряжаться своим настоящим, строить свое будущее. Столетия существования на пересечении восточной и западной традиций помогли Беларуси накопить уникальный духовный опыт. Это привычка жить своим трудом на своей земле. Это добросердечие ко всем, кто живет рядом с нами и кто приходит к нам с миром.

Сегодня государство проводит последовательную культурную политику, направленную не только на сохранение богатого культурного потенциала страны, но и на его развитие.

Обретение Республики Беларусь государственного суверенитета открыло новые возможности сохранения самобытности, целостности и мировой значимости белорусской культуры. Однако экономический кризис 1991-1995 гг., снижение уровни жизни большинства населения отрицательно сказались на развитии культуры в республики, и эти годы были для культуры периодом резкого обострения ее кризисного состояния. Недостаточное финансирование отрасли, практическое прекращение строительства новых объектов культуры, снижение масштабов культурной деятельности, обвальное свертывание сети объектов культурно-досугового обслуживания населения, растущая эмиграция ведущих творческих работников были самыми острыми проблемами этого периода.

Наблюдается поступательный рост государственной музейной сети. Наиболее активно процесс музеефикации происходил в 1991-1995гг.: было создано 35 новых музеев. Однако число посещений за характеризуемый период составил лишь 61% к уровню 1990г. Памятники культурного наследия страны в этот период были сосредоточены в 146 музеях и филиалах (в 1990г. - 111). Музеи всеми силами пытались сохранить историю нации.

Сеть театров в указанный период претерпела не только количественные, но и качественные изменения. За 1991 - 1995гг. общее их количество увеличилось на 3 театра, театральную жизнь стали активизировать театры, альтернативные государственным.

Более значительные изменения в своей деятельности претерпели кинотеатры. Свою роль сыграли конкуренция со стороны телевидения и не всегда устраивающий зрителя репертуар кинотеатров. Но не смотря на тяжелое экономическое положение страны, в 1991-1995гг. основные культурно-просветительские учреждения продолжали функционировать и проводить государственную культурную политику.

На конец 2011г. в республике функционировало 28 профессиональных театров разного жанра, из которых 2-оперы и балета, 18-драматических и музыкальных, 8-детских и юного зрителя.

Литература столетиями играла важную роль в культуре Беларуси.

Среди наиболее известных писателей и поэтов Беларуси:

· Симеон Полоцкий

· Янка Купала

· Якуб Колас

· Максим Богданович

· Василь Быков

Трагическая история страны повлияла на то, что тема войны долгое время была ведущей в белорусской литературе.

Искусство кино в Беларуси развивается с 30-х годов ХХ века. Первый белорусский художественный фильм "Лесная быль" в 1926 г. создал режиссер Юрий Тарич.

Современное белорусское кино продолжает традиции предыдущих поколений, ищет новые пути развития. Отечественные фильмы завоевывают награды престижных кинофестивалей мира. Драма "В тумане" (режиссер Сергей Лозница), снятая международной группой по повести Василя Быкова, на 65-м Каннском кинофестивале в 2012 г. удостоена специального приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI

2.Основные знаковые достижения.

За время суверенитета Республика Беларусь добилась огромных успехов в культуре.

В стране функционирует 45 Высших учебных заведений из них (10 частной формы собственности). Обучение предлагается по 350 специальностям и 1 тысячи специализации.

Вреспублике действует 3,6 тыс. публичных библиотек, фонд которых составлял 66,5 млн экземпляров книг, журналов, рукописей и других источников информации (на одну библиотеку в среднем приходилось 18 тыс. экземпляров).
В среднем на одного жителя нашей республики приходится 7 единиц библиотечного фонда, что выше, чем в других странах СНГ. В 2011 году в России и Армении этот показатель составил 6 единиц. Среди стран СНГ Республика Беларусь является самой "читающей" страной - на 1000 человек населения приходится 392 пользователя публичных библиотек. В России этот показатель составил 375 человек, Украине - 336.
Беларусь сохранила памятники историко - архитектурного и природного значения, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Национальный парк « Беловежская пуща» (год выключения 1992), Замковый компклекс « Мир»(гп Мир Кореличского района Гродненской области) год включения 2000. Архитектурно - культурный комклекс (бывшей резиденции Радзивилов в г.Несвиж Минская область.) год включения 2005. Дуга Струве(трансграничный объект, 19 топографических точек которого расположены на территории РБ) год включения 2005.

В стране работает 160 музеев (предметов основного фонда более 3041 единиц), 129 кинотеатров, 2 цирка, 2 зоологических парка.

Издаётся 693 единицы газет и журналов, работает 523 детских школ искусств, 12 школ олимпийского резерва.

3. Состав и современное состояние белорусской культуры.

Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

Большую популярность завоевали ведущие музыкальные коллективы страны:

· Президентский оркестр Республики Беларусь

· Национальный оркестрсимфонической и эстрадной музыкипод управлением М. Финберга

· Государственный академический симфонический оркестр

· Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы

· Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И. Цитовича

· Вокально-инструментальный ансамбль "Песняры"

· Вокально-инструментальный ансамбль "Сябры"

В Беларуси ежегодно проходят фестивали, представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:

· "Белорусская музыкальная осень"

· "Минская весна"

· "Золотой шлягер"

· "Музы Нясвіжа"

Символом фестивального движения Беларуси стал Международный фестиваль искусств"Славянский базар в Витебске", участие в котором принимают популярные артисты из разных стран мира.

Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов. В настоящее время в стране работает 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в том числе:

· кукольные театры

· драматические театры

· музыкальные театры

Самым прославленным театром республики является Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси.

Театральная жизнь Беларуси насыщенна яркими фестивальными событиями. Постоянную прописку в разных городах страны получили престижные театральные фестивали, на которые приезжают коллективы со всего мира.

В Беларуси проходят крупные кинофестивали:

*Минский международный кинофестиваль "Лiстапад" и конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории "Лiстападзiк" (Минск)

* Республиканский фестиваль белорусских фильмов (Брест)

* Международный фестиваль анимационных фильмов "Анимаевка" (Могилев)

* Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм "Magnificat" (Глубокое).

Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске обладает самым большим собранием печатных изданий в стране, а также правом получения обязательного экземпляра. Здесь собрано самое большое за пределами России собрание книг на русском языке. В 2006 году открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение в форме бриллианта, - предмет национальной гордости белорусов.

Ежегодно в Беларуси проводится День белорусской письменности. Концепция праздника предусматривает отражение исторического пути письменности и печати в Беларуси, а также развитие белорусской литературы и культуры на современном этапе.

В Беларуси 2012год был объявлен Годом книги.

4. Есть ли будуще е у белорусской культуры.

Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры.

В Республике Беларусь право граждан на пользование достижениями культуры, так же как и другие социальные права, гарантировано Конституцией Республики Беларусь.

Белорусская культура сегодня - это важнейший двигатель социального прогресса, прочный фундамент нашей идеологии и морали. Она сохраняет историческую память и духовный код народа, своими особенными средствами осмысливает и отражает жизнь, создавая яркий и величественный художественный образ эпохи, пробуждает в людях искренние патриотические и гражданские чувства.

Богатые культурные достижения - один из бесспорных показателей высокого уровня развития страны. В стране делается всё для того, чтобы возродить и сохранить уникальные историко-культурные ценности, создать благоприятные условия для существования различных видов и направлений творчества - от древнего фольклора и ремесел до авангардных художественных течений, дать возможность каждому человеку раскрыть свои способности и обеспечить доступ к достижениям отечественного и мирового наследия. Поддержка культуры и ее деятелей со стороны государства возрастает из года в год.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Полоцкая земля как колыбель белорусской культуры. Замена языческой религии христианской. Характеристика основных ремесел и прикладного искусства Беларуси. Письменность, литература, зодчество и искусство - мощный стимул развития культуры Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Сохранение и развитие белорусской культуры – одна из острых и актуальных проблем нашего времени. Развитие культуры – это и формирование образа жизни, системы ценностей, традиции и мировоззрения. Изменения в формировании библиотечной системы в Беларуси.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Краткая характеристика развития мировой культуры и искусства: доклассовый период, античность, средневековье. Культурные направления, литература, музыка, изобразительное искусство, скульптура. Значение культуры и искусства в истории развития человечества.

    шпаргалка , добавлен 10.01.2011

    Понятие, онтология и функции культуры. Описание архаического, классического, средневекового периодов ее развития. Особенности пластичных (живопись, скульптура), временных (литература, музыка) и временно-пространственных (театр, танец) видов искусства.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Становление и развитие советской системы образования и науки в первые годы советской власти. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы. Архитектура и изобразительное искусство. Развитие театрально-музыкального искусства и кино Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Понятие культуры, ее сущность и особенности, подходы к определению, значение в современном обществе. Строительство культуры Беларуси после октября 1917 года, ее зависимость от экономических и политических факторов. Создание системы образования Беларуси.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2009

    История культуры Беларуси в ХIХ - начале ХХ вв.: народное образование, книжная и периодическая печать, наука. Развитие искусства, архитектуры, литературы; устно-поэтическое народное творчество, формирование профессионального театра; бытовой уклад.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Обзор путей развития белорусской культуры в 1940-1980 гг. Роль партии в управлении культурой. Творчество писателей-ветеранов Великой Отечественной войны. Тенденции в белорусской музыке, архитектуре, искусстве. Проблемы развития национального образования.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2011

    Анализ причин и этапов возникновения специфической советской культуры. Развитие науки в стране советов. Литература как лакмус преобразований. Тоталитарные тенденции в архитектуре. Музыка, живопись, театр, кинематограф в СССР. Культура русского зарубежья.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2013

    История развития библиотечного дела в Беларуси. Библиотека Полоцкого Софийского собора. Роль книжных фондов монастырей в становлении белоруской культуры. Первые типографии. Реформа школьного образования. Национальная библиотека республики Беларусь.

Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

Вопрос о том, чем является белорусская культура - целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную - католическую и восточную - православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина - нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.

Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.

На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.

В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.

Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.

Как известно, с конца Xвека на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.

Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Ефросинии Полоцкой.

На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.

Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XI‑XIII в., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже в XII в. тут появляются такие мощные духовные личности, как Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.

Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.

XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.

Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияние идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).

К XIVстолетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.

Значительные памятники права XVIв. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.

Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.

Ее события и факты, и ее развитие напрямую связаны со становлением белорусского народа. Исторические личности и белорусские деятели, внесшие свой неоценимый вклад в достижения истории и культуры белорусского государства, известны далеко за пределами республики. Славится Беларусь и своими достопримечательностями: многие города и деревни и по сей день хранят бесчисленное множество прекрасно сохранившихся , полных неразгаданных тайн белорусской истории!


Белорусские традиции, обычаи, обряды и праздники.

Культурно-историческое наследие Беларуси тесно связано с христианскими мотивами, но в тоже время актуальными остаются сохраненные народом языческие ритуалы. Именно поэтому до наших дней дошло огромное количество белорусских культурных традиций, а также древние языческие ритуалы, такие, как Купалье, Коляды, Дожинки, Масленица и другие. Заметим, что и по сей день народ трепетно относится к этим событиям, следит за календарем, и многие до сих пор чтут знания предков и их праздники.

Достижением нашей культуры является сохранение культурного и - фольклора, который прекрасно передает характер белорусского народа, его изюминку. Сюда мы можем отнести песни, игры, танцы и сказки, легенды и загадки, пословицы и поговорки предков. Они трепетно оберегаются населением и передаются из поколения в поколение, сохраняются в книгах и фильмах, чтутся на праздниках.





Белорусская вышиванка – культурное наследие Беларуси.

Вышиванка - это белорусская национальная одежда, которая в наше время вновь набирает популярность. Теперь вышиванка вышла на международный уровень и стала известна общественности.

Наши предки не носили красивую вышитую одежду каждый день, она приберегалась для особых случаев. Одежда в узорах хранилась для свадеб и других праздничных мероприятий, была «выходной». Красный узор имел для наших предков особый смысл, являлся оберегом, который наносился по краям одежды в виде узоров. Эти узоры оберегали человека от всего плохого.



Вышить узор на наряде – кропотливый труд, работа могла занимать много месяцев, однако результат приносил много счастья и пользы. Каждая мастерица старалась сделать свои наряды самыми красивыми. При этом вышивание на ткани являлось обычным домашним занятием для каждой женщины, вышивка наносилась на одежду и рушники, но на продажу данные изделия не выставлялись.

Национальный белорусский орнамент – это не просто украшение наряда, а целая история. Каждый символ, вышитый на такой одежде, обладал смыслом и сакральным значением. Все узоры можно «разгадать», они связаны с землей и являются особым шифром белорусского народа.


Конечно, современные вышиванки чаще всего представляют собою одежду с принтом. Главным является значение самого узора, нанесенного на одежду.

Колыбелью белорусской культуры называют Полоцкую землю. Самым древним монументальным сооружением в Белоруссии является Софийский собор, построенный именно в Полоцке. По тем временам это было грандиозное строение (ширина 26,4 м, длина (с учетом апсид) 31,5 м). Своеобразные черты полоцкой архитектуры проявляются во всемирно известном Спасском соборе монастыря, который основала Евфросиния Полоцкая -- первая белорусская, а по некоторым историческим сведениям, и восточнославянская просветительница. Кроме того, она известна как первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых.

Спасо-Евфросиньевская церковь - единственная постройка в Белоруссии, где почти полностью сохранилась фресковая роспись XII века, что является памятником изобразительного искусства той эпохи. В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм - наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.

По заказу Евфросиньи Полоцкой выдающийся мастер-ювелир Лазарь Богша в 1161 г. изготовил крест, который она подарила Спасской церкви. Основа креста изготовлена из дерева, покрыта 22 золотыми пластинами с изображениями, выполненными в сложной технике перегородчатой эмали. Украшен крест дорогими камнями и жемчужной обнизью. Надпись на кресте рассказывает, кто, где и когда изготовил крест, из каких материалов и даже какова его стоимость по тем временам, а также слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка. К сожалению, в связи с эвакуацией культурных ценностей в начале ВОВ реликвия была утеряна, её нынешнее местонахождение неизвестно. В 1997 ювелир и художник-эмальер из Бреста Николай Кузьмич изготовил копию креста Ефросиньи Полоцкой.

Среди других произведений древних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениями святых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Она была найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. Подобные иконки находили также в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.

Помимо полоцкой, представляет интерес архитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе, построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частично разрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облик и интерьер. В верхние части стен были искусно вмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковь выглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамической майоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркивает уникальность данного культового сооружения.

Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцов в условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговых связей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, мелкой пластики. В XII-XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело.

Распространение письменности, книжного образования на белорусских землях тесно связано с именами выдающихся просветителей, крупных деятелей культуры К. Туровского, Е. Полоцкой, К. Смолятича, А. Смоленского.

Кирилл Туровский - церковно-политический деятель, оратор, мыслитель и писатель. О его деяниях известно из дошедшего до нас пролога «Жыцiе Кiрылы Тураўскага», написанного не позднее XIII в. неизвестным автором. К. Туровский прославился пленяющими яркой образностью проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст («Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси»). Из его наследия сохранились 3 дидактические повести-притчи, 8 «слов»-проповедей, 2 канона, 21 молитва-исповедь. О международном признании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербских и болгарских списках древних литературных источников.

Популярным на белорусских землях было и устное народное творчество: праздничные и обрядовые песни, заговоры, сказки, фантастические повести, песни, былины, предания, легенды, загадки, пословицы, поговорки и др. В них отображался богатый опыт народа, его знания, мировосприятие, моральные принципы, обычаи, традиции, в том числе обусловленные культом природных стихий и языческих персонажей - олицетворений земли, воды, дождя, грома, молнии, солнца, а также русалок и лесовиков. Так, животворящим существом, матерью-кормилицей представлялась людям Земля - доминантный базисный символ в картине мира белорусов.

Несомненно, национальный язык - центр национальной культуры, важное её достижение. В XIV в. старобелорусский язык стал государственным, официальным языком канцелярии и делопроизводства в Великом Княжестве Литовском. На нем писались законы, проводились заседания сеймов, велась дипломатическая переписка.

В XII-XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485-1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков.

В XIV-XV вв. в древнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихся икон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половина XV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.).

В конце XV в. на Беларуси появляется полихромная скульптура, костелы украшаются каменными ликами, деревянными скульптурами. Яркий пример тому - «Распятие» XIV в. из Голубич Витебской области. В XVI в. ощущается уже влияние готического искусства, например, в скульптурах св. Анны и св. Иоакима (Здитов Брестской обл.). В храмах появляются створчатые алтари со сложными скульптурно-живописными комплексами. Интересно, что чаще всего делали статуи «Марии с младенцем», «Марии Магдалины», «Иоанна Богослова», «Катерины Александрийской» (сохранились скульптуры из д. Мстибово Брестской обл.).

Белорусская литература XVII--XVIII вв. продолжала гуманистические традиции эпохи Возрождения и становилась все более светской, демократичной. В этот период С. Полоцкий, видный белорусский философ, издатель, поэт, переводчик также занимался преподаванием в братских школах, издал «Букварь языка славенска».

Театральная жизнь Беларуси (в XVII - XVIII веках) была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры (например, в Несвиже, Слуцке, Шклове, Гродно, Ружанах, Слониме, Могилеве). Особое место принадлежит Несвижскому театру Радзивиллов (1746 г.), первому светскому театру на восточнославянских землях, организатором которого была Франтишка Урсула Радзивилл (поэтесса, драматург).

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич За- вальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал В. Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»).

В дальнейшие периоды перечень ярких и выдающихся имён (например, в области белорусской литературы) огромен, упомяну лишь отдельные персоналии. В. Сырокомля (1823 - 1862) был не только замечательным поэтом, но и исследователем-краеведом. Ф. Богушевичу (1840 - 1900) известность принесли его поэтические сборники «Дудка белорусская» (1891) и «Смычок белорусский» (1894), где главной темой было положение крестьянства М. Богданович (1891 - 1917) прославился как историк литературы, лирический поэт и критик, а его стихи «Звезда Венера» и «Слуцкие ткачихи» стали песнями.

ХХ век был чрезмерно насыщен разноплановыми событиями, что, несомненно, отражалось и на развитии культуры. Яркими личностями белорусской литературы и драматургии этого периода были Я. Купала, Я. Колас, М. Чарот, М. Горецкий, И. Шемякин, В. Быков. Появляется ряд новых имен в изобразительном (М. Савицкий, М. Данциг, А. Кашкуревич, Г. Ващенко и т.д.) и монументальном искусстве (3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов).

Республика Беларусь представлена национальными объектами в престижном списке всемирного наследия ЮНЕСКО - Мирским и Несвижским замками, Геодезической дугой Струве. Нематериальное наследие представлено обрядом «Колядные цари». Кандидатами внесения в список всемирного наследия Правительством предложены еще около 10 объектов, среди которых Августовский канал ХIХ века, Каменецкая башня, Софийский собор.

культура беларусь искусство литература