Что скрывает мутная вода, или Все тайны водоёма "Западный". Тайны водоемов

В предстоящее воскресенье состоится общественная экологическая акция по очистке дна водоема и уборке прибрежной зоны. Помимо жителей города в ней примут участие аквалангисты из Москвы.

КОГДА СЕРДЦЕ ВЕЛИТ И КАЛЕНДАРЬ ПОДСКАЗЫВАЕТ.

5 июня мир отмечает День эколога и День охраны окружающей среды, в первое воскресенье месяца - День защиты водоемов, а 8 июня значится в календаре как Всемирный день океанов. Если считать "Западный" океаном местного значения, то можно смело сказать, что акция, о которой пойдет речь, очень удачно вписывается в «календарное столпотворение».

Идея провести акцию по очистке дна водоема и уборке территории лесопарка принадлежит сотрудникам Электростальского городского Центра патриотического воспитания. В течение нескольких лет ребята проводили в городе экологические акции: убирали мусор, сажали деревья. А в прошлом году во время военно-полевых сборов в Новгородской области очистили от мусора небольшой ручей.

Администрация и городское отделение партии "Единая Россия" поддержали ребят, откликнулись и аквалангисты из московского дайв-клуба "Немо" под руководством Валерия Михайловского. Не секрет, что услуги водолазов стоят недешево. В какую же сумму обойдется очистка водоема? С этим вопросом мы обратились к координатору экологической акции инструктору центра патриотического воспитания Анатолию Кизилову. Он рассказал, что очистить дно водоема инструкторы дайв-клуба готовы совершенно бесплатно. Оказалось, что молодых энтузиастов из столицы долгие годы связывают дружеские отношения с сотрудниками Центра. Москвичи не раз принимали участие в совместных мероприятиях, а в прошлом году даже провели для юных электростальцев - участников военно-полевых сборов бесплатный мастер-класс по погружению с аквалангом.

8 июня, облачившись в тяжелые костюмы (каждый весит более 30 кг), они опустятся на дно водоема. О количестве мусора, который вытащат на берег, говорить пока трудно. Ясно лишь одно - больше всего на дне водоема пластиковых и стеклянных бутылок.

МУСОР "ПОДВОДНЫЙ" И МУСОР "НАЗЕМНЫЙ"

На вопрос, почему именно водоем "Западный" решено привести в порядок, Анатолий Кизилов ответил, что пяти аквалангистам не под силу убрать дно большого водоема "Юбилейный". "Западный" сравнительно меньше по площади. Да и находится в отличие от водоема "Южный" недалеко от центра города. В выходные сюда стекается особенно много отдыхающих, в основном жители центра и Северного микрорайона.

"Наземного" мусора вокруг водоема и на прилегающей к нему территории хоть отбавляй. Прогуливаясь по дорожкам любимого лесопарка, мы привыкли стыдливо отводить глаза. На пути от Фрязевского шоссе до водоема сопровождают огромные кучи мусора. Неприятно и гадко... Хорошо еще, что у некоторых любителей пикников хватает совести донести пакеты с мусором до центральной асфальтированной дорожки и "похоронить" их в общей куче. По крайней мере, так легче его собрать и вывезти. Многие не удосуживаются даже сложить после пикника объедки в пакеты, оставляют бутылки и пластиковые пакеты у потушенного костра. Хорошо хоть потушенного, а то не дай бог...

У ребят из "Электростальского городского Центра патриотического воспитания" стало традицией каждую весну и осень убирать мусор на "Авангарде". Но от весны до осени мусорные горы вырастают вновь. Не научились мы пока уважать чужой труд.

Но не будем о грустном. Воскресная акция обещает стать массовой. Помочь ребятам из центра патриотического воспитания и аквалангистам вызвались учащиеся профессионального училища № 87, школы № 18 и просто неравнодушные жители города. Примечательно, что многие из них живут в других районах города и на "Авангарде" бывают редко. Они уверены, что чужих лесов и водоемов не бывает и что очередь обязательно дойдет и до других городских лесопарковых зон.

Работы хватит всем, - считает Анатолий Кизилов. - Чем больше людей придет в воскресенье к нам на помощь, тем большую территорию мы сможем убрать.

Городская общественная акция по уборке территории водоема "Западный" с участием аквалангистов московского дайв-клуба "Немо" состоится 8 июня. Начало в 10 часов. Принять в ней участие приглашаются жители города. Справки по телефону 574-61-37.

Фильм рассказывает о самом привычном для нас, и в то же время о самом до сих пор неизученном веществе. О ВОДЕ. Вас ждет завораживающее и увлекательное путешествие к самым истокам миросоздания и разгадка древнейшей из тайн, которая долгое время ставила всех в тупик — ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ВОДЫ. Современные ученые выдвигают гипотезу, что ВОДА обладает памятью! Открыто ее четвертое состояние — информационное! Вода способна воспринимать, сохранять и передавать информацию даже такую тонкую, как человеческая мысль, эмоция, слово. Уникальные сьемки, сложная графика, участие представителей всех религиозных конфессий, открытия ученых России, Казахстана, Швейцарии, Израиля, США, Англии, Австрии, Японии, Китая, Тибета… География фильма — весь мир. Идея фильма простирается значительно дальше. Никакое краткое описание этого не объяснит. Фильм нужно смотреть…

Вторая часть научно — популярного фильма Тайна живой воды. Наша Земля отличается от других планет. Она живая. И сейчас мы уже знаем почему. На ней есть ВОДА. Если резко сократить её количество или изменить хотя бы одно из её удивительных свойств, жизнь на Земле исчезнет. После того, как учёные выдвинули гипотезу о существовании у воды памяти, перед человечеством открылись невероятные перспективы. С помощью воды уже успешно лечат, оживляют водоемы, предсказывают землетрясения и другие стихийные бедствия. Но на этом удивительные свойства воды не заканчиваются. Фильм «Тайна живой воды» — это новые открытия ученых всего мира. Это уникальные данные, которые позволили создателям фильма выдвинуть одну из самых сенсационных на сегодняшний день гипотез – ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ ЗАПИСАНЫ В ВОДЕ!

1-я серия. «Вода — Источник Жизни / Water — Sourse of Life». Две трети поверхности планеты занимает вода. В ней обитают мириады живых существ. Сама жизнь зародилась в воде. Чтобы понять, почему мы живем на земле, погрузимся в воспоминания о далеком прошлом…

2-я серия. «Дух Воды / The Spirit of Water». Представления о том, что мир произошел из воды, присутствуют во всех религиях и культурах мира. Все древние цивилизации, возникшие рядом с водой, процветали не только по биологическим признакам. Вода повлияла и на их образ мыслей, искусство и мировоззрение.

3-я серия. «Вода, которая Движет Миром / Water that Moves the World». Вода находится в непрестанном движении. Все попытки остановить её обречены на неудачу. Но человек, наблюдая за животными и растениями, быстро научился плыть по течению, а не стоять у него на пути.

На границе третьего тысячелетия в прессе появилось сенсационное сообщение: «28 января 2000 года профессором Эрнстом Мулдашевым впервые в мире успешно произведена операция пересадки глаза». Мулдашев решился на операцию после экспедиции на Тибет. По его утверждению, там он прикоснулся к тайным силам, пришедшим к нам из далекого прошлого. Тибетская экспедиция столкнулась со многими необычными явлениями, в которые трудно поверить. Гигантские зеркала времени, замедляющие или ускоряющие его ход. Таинственные пещеры, где, как говорят уже тысячи лет, ждут побуждения легендарные предки человечества – атланты и лемурийцы. Люди, наделенные третьим глазом и необыкновенными способностями. Мулдашев рассказывает, что в Гималаях он нашел озера с живой и мертвой водой. А в районе священной горы Кайлас обнаружил древний Город богов – вход в загадочную Шамбалу, которую искал Николай Рерих.

Многие пророки говорили, что когда наступит конец света, большая вода выйдет из берегов, а что реки станут красными, как кровь. Отрок Вячеслав предсказывал, что при кончине мира вода станет красного цвета, цвет будет как у крови и запах ужасный. Его предсказания сбываются. С 2010 года по сегодняшние дни вода портиться, исчезает местами, краснеет, как кровь. Этот процесс уже начался во многих странах мира: Техас, США, Антарктика, Австралия, Ирак, Китай, Иран, Россия. Что будет дальше? Что таит в себе вода?

В сутки человек использует 400 литров воды. Население одной только Москвы употребляет жидкости в три раза больше, чем вмещает в себя Ладожское озеро — это 908 куб. км воды каждый день. Питьевая вода в городских квартирах на 90% из ближайших рек. Путь от водозабора до крана занимает всего 24 часа.

Ежегодно в мире полтора миллиона людей умирает от грязной воды. Эти жертвы сопоставимы с жертвами от взрыва ядерной бомбы… Человек не в состоянии прожить без воды. Вода – это жизнь. Но для маленького сибирского городка Верхняя Пышма обычная водопроводная вода стала причиной крупнейшей за последнее время эпидемии пневмонии…

Казалось бы, ну нет в воде ничего особенного. Что может быть банальней, чем вода?Но не тут-то было! Современные исследования, сделанные российскими учёными и их зарубежными коллегами, заставили сегодня смотреть на воду другими глазами. И возрадовались мистики и блаженные всех мастей. И воздели руки к небу в молитвенном экстазе, и наполнились проруби и полыньи разгорячёнными телами, а ёмкости для «святой воды» теперь никогда не пустеют!

Что может быть привычней, чем Н2О? Летом поливает нас дождем, зимой - засыпает снегом. Покрывая около трёх четвертей поверхности нашей планеты, вода входит в состав всего земного: горных пород, минералов, растений, не говоря уж о живых организмах. Да и сами мы процентов на 80 состоим из воды.С одной стороны, вода считается колыбелью жизни, с другой - вода не раз становилась причиной глобальных катастроф. Чего стоит хотя бы Великий потоп или уход под воду легендарной Атлантиды!

Во все времена и у всех народов вода в реальной жизни и в сказаниях использовалась как во вред, так и во благо. Вода несла смерть и вода возвращала к жизни. Без воды не обходятся церковные ритуалы, вода - непременный атрибут магических манипуляций.Слишком многое в нашей жизни зависит от воды, чтобы относиться к ней как к неприметной жидкости. Воду изучали испокон веков - толкли ее в ступе, пробовали на вкус, расщепляли химреактивами.

Итак, всё ли так просто с простой водой?

C древнейших времен человечество приписывает чудесные свойства воде, но только в последние годы она стала подвергаться серьезному научному изучению. Российским и зарубежным ученым удалось обнаружить свойства воды, наличие которых наука до последнего времени подвергала сомнению, например, информационная память воды…

Человек уже изобрел ядерное оружие, Интернет, мобильную связь. Но самые гениальные ученые всего мира бессильны перед каплей простой воды. Исходя из постулатов химии и физики, вода — это газ. Становиться жидкостью он должен только при температуре в семьдесят три градуса по Цельсию ниже нуля. Человек открыл тысячи законов, по которым устроен наш мир. И только вода не поддавалась ни одному научному объяснению.

Передача об исследованиях свойств воды и связи её с человечеством. Учеными было доказано, что вода даже после полной химической очистки вода сохраняет информацию обо всех веществах, находившихся в ней и электромагнитных колебаний. И эти колебания могут быть благотворными или отравляющими для любого организма.

Безграничное могущество природы. Изменение климата уже меняет лицо нашей планеты. Лед на нашей планете тает, и это меняет всё. Моря поднимутся, города могут быть затоплены, миллионы людей могут погибнуть. Мы неизбежно потеряем всё, что находится на суше. Представьте себе мир, в котором из-за повышения уровня моря на 6 м города затоплены и прибрежные районы исчезли. Мы едем в Гренландию, где ученые исследуют, может ли этот кошмар стать реальностью.

Фильм ВВС приглашает Вас совершить самое удивительное кругосветное путешествие вместе с каплей воды. Еще в школе Вы узнали о таком интересном явлении, как круговорот воды в природе. Теперь стало возможным увидеть это своими глазами. Причем человек, организм которого, как известно, состоит на 2/3 из воды, также является частью этой замкнутой цепи. Капля пота, выступившая на коже в знойный день, не пропадет бесследно. Она совершит головокружительное путешествие к облакам, откуда проливным дождем обрушится в моря и океаны, достигнув невиданных глубин. И так все дальше и дальше, в места слишком опасные и невероятно далекие, чтобы спустя какое-то время снова вернуться в человеческое тело. Шаг за шагом мы сможем пройти весь этот путь, узнать много нового и интересного о том, как удивительно устроена жизнь на нашей планете.

Это покажется невероятным, но обычная капелька воды является одним из самых загадочных и неисследованных состояний материи. Этот фильм поможет Вам понять, насколько идеальна и сбалансированна природа.

Пятнистые дельфины, гигантские морские скаты, мурены и киты… Рыбы разнообразных форм, размеров и окраски… И это всего лишь малая толика из бесконечного множестваудивительных существ, населяющих моря и океаны!Представьте себя, плывущим на расстоянии вытянутой руки с акулой-молотом в акватории Галлапагосских островов или наблюдающим с той же дистанции за игрой морской выдры в подводных зарослях у побережья Калифорнии… Приглашаем Вас испытать эти волнующие ощущения прямо сейчас — вместе с Мартой Холмс и Майком де Граем во время их захватывающих прогулок в специальных костюмах и шлемах — «пузырях», позволяющих вести уникальные репортажи под водой. В каждом подводном путешествии Вас ждут удивительные открытия и интересные знакомства!

«ЭНЕРГИЯ ЖИВОЙ ВОДЫ» — тема телепередачи «ПРЯМОЙ ЭФИР» телеканала А1 (Одесса)

Гость ведущей Марины Федоренко: Ольга Алексеевна Бутакова — врач с 25-летним стажем (от Иридодиагностики до Скорой Помощи), кандидат педагогических наук, академик Международной Академии Информатизации при ООН, руководитель Академии Здоровья при Международном Университете Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы, главный врач Московского Института Восстановления Здоровья. Ольга Бутакова ведет передачу «Осторожно, ЕДА!» на Центральном телевидении России.

Так какую выгоду получает человек, утоляя жажду именно водой? Еще вопрос-правильно ли мы ее пьем? Сколько надо пить воды? Какую? Многие пьют не воду, а напитки… На сегодняшний день люди сводят потребление обычной воды к минимуму.Часто человек вообще не пьет воду, предпочитая ей чай, кофе, соки, газированные напитки, в лучшем случае - молоко. Очень часто мы вообще не пьем достаточно жидкости, из-за чего организм обезвоживается …

Светлана Александрова
Проект «Тайны воды»

«Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая что ты такое! Нельзя сказать, что ты

жизненно необходима : ты сама жизнь!»

Антуан де Сент Экзюпери.

Вид проекта : познавательный, творчески- исследовательский.

Тип проекта : краткосрочный

Время проведения : 5 недель конец февраля- март.

Объект исследования : вода.

Предмет исследования : свойства воды , текучесть, прозрачность, без запаха. Переход из одного состояния в другое, круговорот воды в природе , водная система планеты Земля, может находится в трех состояниях, (жидком, твердом, газообразном)

Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Актуальность : Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствует загрязнение почвы, воды и воздуха , в результате чего люди питаются загрязненными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с примесью выхлопных газов.

Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживание всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы- вот составляющие экологической культуры.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности научить бережно и экономично относиться к воде. Обратить внимание на то что, даже такой привычный объект как вода, таит в себе много не известного.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» . (А. И. Савенков) .

Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения вобразовательном процессе.

Постановка проблемы : Развитие познавательной активности детей. Реализация проекта «Тайны воды » позволит создать условия для активизации познавательной активности детей, расширить их знания о значении воды для человека и жизни всего живого на планете Земля. Развитие любознательности в процессе активной познавательно- исследовательской деятельности.

Проблема : Отсутствие у детей систематизированных знаний и представлений о значении воды для человека и всех живых существ на Земле, свойствах и агрегатных состояниях воды в разное время года . Не сформировано осознанное бережное отношение к водному ресурсу.

Цель проекта : Развитие познавательного интереса в процессе опытно- экспериментальной деятельности. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Определение значимости воды для всего живого на Земле.

Задачи педагога :

1. Создать условия для формирования элементарных экологических знаний у детей.

2. Пополнить мини-лабораторию материалами : демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др.

3. Развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей, через социальное взаимодействие в играх занятиях.

4. Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.

5. Способствовать выработке положительного, гуманного отношения к природе.

Задачи для детей :

1. Закрепить знания о свойствах воды .

2. Познакомиться с разными способами очистки воды .

3. Узнать о растительном и животном мире водоемов.

4. Развивать образное мышление, воображение, фантазию, активную речь, творческие способности.

5. Стимулировать желание беречь природу, не засорять водоемы, заботится об их обитателях.

6. Познакомить с особенностями обитания в водной среде (рек, озер, морей, океанов)

Предполагаемые результаты : В результате у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют не сложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту. (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, появится потребность получить результаты экспериментальным путем.) Повысится воспитательная компетентность в экологическом воспитании дошкольников.

Формы и методы реализации.

Экспериментальная деятельность.

Экскурсии с детьми на искусственный прудик на участке.

Поисковые и исследовательские наблюдения.

Проблемные ситуации.

Творческие мастерские.

План реализации проекта

l - Подготовительный этап

1. Подбор методической литературы по теме проекта .

2. Пополнение экспериментального уголка мини-лаборатории.

3. Подбор художественной литературы по теме.

4. Составление картотеки опытов с водой.

5. Составление картотеки загадок, стихов, поговорок.

6. Подбор энциклопедий, карт, схем.

7. Выявление знаний детей о воде и ее свойствах.

8. Разработка перспективного плана и конспектов организованной образовательной деятельности познавательного цикла.

9. Подготовка информации для родителей по темам :

Экологическое воспитание дошкольников

Экологические проблемы водных ресурсов, почему нужно беречь воду.

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

ll- этап практический

Реализация проектных мероприятий .

Планирование и организация деятельности.

недели Организованная деятельность Совместная деятельность

l-неделя Тема1- «Где есть вода»

Цель : дать представления детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде она существует в окружающей среде.

Тема2- «Природные водоемы»

Цель : Дать детям представление о том какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды , для всего живого на Земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять. 1. Беседа «Чем отличается вод в морях и океанах, от речной и озерной»

2. «Где живет вода в детском саду?»

3. Подвижная игра «Ручеек»

4. Чтение произведений» Г. Х. Андерсен «Путешествие капельки» «Русалочка» постановка проблемы- путешествуя с капелькой узнать о родниках нашего края.

5. Н. А. Рыжовой «История одного пруда» «Как люди речку обидели»

6. Наблюдение за природными явлениями связанными с водой (капель, ручейки изморось, иней, сосульки, и. т. д.)

7. Рассматривание карт, схем Смоленщины, глобуса. (отметить где есть водоемы, сравнить их по масштабу.)

8. Дидактическая игра «Отвечай быстро»

9. Пословицы и поговорки о воде.

ll-неделя Тема3- «Свойства воды »

Тема4-«Круговорот воды в природе »

«Приключения капельки» 1. Беседа «Вода на Земле»

2Беседа «Что ты знаешь о свойствах воды »

3Опыты : 1. «Свойства воды » (без запаха, бесцветная, без вкуса, вода растворитель)

2.«Круговорот воды в природе » 3. «Воду пьют растения» 4. «Облако» 5. «Вода может перемещаться» «Очистка воды с помощь фильтра » 6. «Вода не имеет формы» 7. «Разноцветные растения» 8. «Животворное свойство воды » 9.«Цветные льдинки» 10. «Превращения воды » (три агрегатных состояния воды )

11. «Как вытолкнуть воду?» (Чтение рассказа «Умная галка» Л. Н. Толсой.

Рисование : «Аквариум» «Золотая рыбка»

Под. игры : «Удочка» , «Море волнуется» , «Лягушки и цапля» , «Ручеек» «Водяной»

С. р. игра. «Моряки»

Литература; «Живая вода» . Польская сказка. В Орлов. «Ты скажи мне, реченька лесная» С. Сахаров «Кто в море живет?

Г. Люшина «Капелька»

Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?»

Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка) «Королева – вода» .

Дид. игра : «Какой бывает вода» ,

«загадочные человечки»

Лото «Кому нужна вода»

lll-неделя Тема5 : «Жизнь в водоемах»

Оод : «Обитатели водоемов»

Тема6 :

Досуг «Берегите воду»

Цель : Создать у детей радостное, веселое настроение.

Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде. Беседа : «кто живет в водоемах»

Презентации, иллюстрации, слайды

Беседа : «Берегите воду»

Цель : Воспитание бережного отношения к воде.

Акция «Берегите воду» Изготовление плакатов, составление правил охраны водных ресурсов.

Рейд «Берегиня» Цель : проверить, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах . результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации. беседы с детьми на тему : «Как мы бережем воду дома» .

lv-неделя Тема7 :

оод «Путешествие в подводный мир» Создание проблемной ситуации Незнайка очень хочет узнать и посмотреть, подводный мир морей и океанов

Цель : Заинтересовать детей данной темой,

Мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о подводном мире. Аппликация : «Морские обитатели»

Цель : Закрепить названия морских обитателей. Вырезать осьминожек из цветной бумаги (контур детские ладошки, и других рыб, приклеить, дорисовали глазки и рот.

Рисование : «Подводное царство»

Продукт проекта : Оформление в группе макета «Обитатели морей» ,

«Пресноводные обитатели» .

Оформление родителями стенгазеты «Мы и вода» «Дети на воде»

Сбор и оформление дидактической игры

«Частички моря»

Придумывание детьми и родителями экологических сказок на тему «Вода»

lll- этап заключительный.

Диагностика (результативно-сравнительный анализ) .

Итоги работы.

1. Высавка детского творчества «Подводный мир глазами детей»

2. Презентация проекта «Тайны воды »

Диагностическая карта по проекту «Тайны воды »

№ Ф. И. Ребенок ориентируется

в понятиях живая и не живая природа «вода» Ребенок ориентируется

в понятиях

круговорот воды в природ

испарение

конденсация. Вода

не имеет вкус, запах,

цвет. Три

Состояния воды Вода растворитель . Знает обитателей

Морей, рек

Озер. Имеет представления о источниках загрязнения Итог.

Самая известная из подземных рек Москвы - река Неглинка , русло которой в 1819 году заключили в трубу: настроили над ней деревянный настил и каменные своды, построили спускные колодцы для дождевой воды. Однако, пишет В.А. Гиляровский в сборнике очерков «Москва и москвичи», многие домовладельцы самостоятельно установили стоки для отходов, которые сливали в Неглинку, вместо того, чтобы вывозить из города. В трубах скапливались нечистоты, и подземная клоака уже не могла вмещать в себя всю воду. После сильных ливней зловонная, илистая жидкость заливала улицы и нижние этажи домов по Неглинному проезду. В 1886 году пришлось вскрывать мостовую на Театральной площади и чистить русло... Только в 1926 году подземную клоаку, наконец, более-менее привели в порядок.

Устье Неглинки находится рядом с Большим Каменным мостом. Над ней лежат ныне улицы Неглинная, Кузнецкий мост, Трубная площадь и Самотечная.

С XV века в Москве начались сильные наводнения. По мнению специалистов, это было связано с массовой вырубкой лесов в столичных окрестностях.

В августе 1566 года несколько десятков москвичей погибло в результате очередного наводнения. Столичные постройки были тогда по большей части деревянными, и вода смыла сотни жилых домов и хозяйственных строений. Из центра в некоторые окраинные районы можно было попасть только на лодке.

В очередной раз стихия разгулялась в декабре 1607 года. В «Записках Жолковского» сказано: «...Реки, протекающие через город, выступили из своих берегов, и вода была столь велика, что около 1000 домов отчасти было подмыто, отчасти разрушено совершенно...»

Много человеческих жертв принесли с собой наводнения 1879 и 1908 годов. В 1908-м уровень воды в Москве реке в черте города поднялся аж на 9 метров. Вода дошла до кремлевских стен. Жители города забирались на крыши домов, спасались в церквях, которые в столице, как правило, стоят на возвышенностях... Так что по части мощных наводнений Москва ничем не уступала Санкт-Петербургу, который всегда ассоциируется у нас с данными стихийными бедствиями.

Благодаря водным катаклизмам родилась особая профессия: при некоторых московских государях состояли люди, в обязанность которых входило оповещать москвичей о ледоставе и ледоходе, наводнениях и пересыханиях водоемов... Кроме того, с древности в Москве жили люди, которым было известно, где расположены тайные колодцы, подземные ручьи и резервуары с питьевой водой... Оттуда брали воду, если враг осаждал Москву, перекрывая доступ к открытым водоемам.

Первый открытый водопровод в Москве появился в конце XV века. Сооружен он был в самом Кремле, и вода в него поступала из ключей, которые охраняли специально поставленные великим князем люди, чтобы никто не вздумал их осквернить, отравить или сам воспользоваться ключевой водицей... В начале XVII столетия для обитателей Кремля выстроили уже напорный водопровод. При помощи конного привода вода подавалась в напорную башню, а оттуда по свинцовым трубам поступала в строения. В то же время простые москвичи по-прежнему набирали воду из колодцев. Лишь начиная с XVI века кое-где стали качать ее при помощи насосов.

Несмотря на то, что нехватки водоемов в Москве вроде бы не наблюдалось, уже в конце XVIII столетия разросшийся град столкнулся с проблемой нехватки питьевой воды. Многие реки, пруды, родники, колодцы оказались попросту загрязнены... По приказу самой Екатерины II было начато строительство самотечного канала от Мытищ до Первопрестольной. Воду брали из ключа Святого близ села Большие Мытищи.

Строили первый московский «настоящий» водопровод почти 80 лет. Мешали сначала война с турками, потом - нехватка денег в казне и, наконец, многочисленные обвалы... Но в конце концов, строительство было завершено, и мытищинская вода стала поступать по чугунным трубам в напорные башни, а также бассейны и фонтаны, расположенные на Сухаревке, Самотеке, Трубной, Театральной, Воскресенской, Варварской и Лубянской площадях...

К середине XIX века на многих московских площадях были оборудованы специальные водоразборные фонтаны. Сюда каждое утро стекались водоносы и водовозы, набиравшие воду в ведра, кувшины и бочки и затем разносившие и развозившие ее по домам. Москвичи охотно платили за чистую, прозрачную питьевую воду. Кроме того, водоносы обменивались у фонтанов последними слухами, сплетнями и байками, которые потом пересказывали своим клиентам. Именно от них жители Первопрестольной узнавали последние новости. Недаром до наших дней дожила поговорка: «Льется речь - как у водовоза»...

Во время энергокризиса, 25 мая, появились сообщения о . Отсутствие электричества привело к остановке насосов в канализации, остановило работу очистных сооружений. После аварии природоохранные органы официально закрыли для купания десятки московских пляжей.

В нашем распоряжении оказалось несколько официальных документов санитарно-эпидемиологических служб города Москвы (Оценка состояния водных объектов по данным санитарно-эпидемиологической службы ГЦГЭСН г. Москвы за 2003 г., Оценка состояния водных объектов по данным ГУ "Московский ЦГМС-Р" и некоторые другие экспертные заключения), которые нам любезно предоставило российское отделение международной экологической организации "Гринпис". Из документов можно составить мнение об общем состоянии с загрязнением водоемов столицы.

Итак, постоянный анализ состояния московских вод с 1995 г. и по сей день свидетельствует о постепенном снижении уровня концентрации вредных веществ, что эксперты объясняют падением промышленного производства. Однако радоваться рано. С другой стороны, несколько лет назад во взятых пробах вновь фиксировались превышения норм предельного содержания тяжелых металлов (кадмий, цинк, свинец). Это явление увязывается с применением . Отмечен рост содержания нефтепродуктов в малых реках, протекающих в промзонах города в Юго-Восточном, Южном и Юго-Западном округах. Практически вся московская вода характеризуется интенсивным микробным загрязнением. Микробов в водоемы, по официальным выкладкам, активно поставляют сточные воды станций аэрации, поверхностные и талые стоки, а также система ливневой канализации.

Рыбакам и купальщикам на заметку. Вода в Москве-реке в документах характеризовалась от "умеренно загрязненной" на северо-западе, где водная артерия только заходит на территорию города, "загрязненной" – до Московского НПЗ, ну, а после – просто "грязной".

Итак, это была официальная информация, основанная на заключениях государственной экспертизы. За развернутым комментарием мы обратились к сопредседателю Совета Международного Социально-экологического Союза (СОЭС) кандидату биологических наук Святославу Забелину.


Почти везде в московских водоемах с чистой водой плохо, если не сказать, что ее практически нет. Причин тому множество, и главная из них – устаревшие на 70-80% основные производственные фонды предприятий. Инвестиции в последнее время направляются, в основном, в производство, а вот в очистку сточных вод деньги вкладывают неохотно. "Если в каком-либо московском водоеме вода соответствует нормам, то это исключительно добрая воля руководителя ближайшего предприятия", – говорит Забелин. Штрафы за загрязнение воды составляют чисто символические суммы. Например, за сброс в водоем одной тонны цианидов, в соответствии с Постановлением Правительства №344 от 12 июня 2003 г., необходимо будет заплатить штраф аж 5 тыс. 510 рублей. Уважаемые читатели, если вы ненароком употребите хоть один миллиграмм этих самых цианидов, весьма высока вероятность смертельного исхода. И это не самый вопиющий пример, есть там цифирь и покруче.

Хотите еще вопиющих примеров? Пожалуйста. На юго-востоке Москвы расположился Кузьминский парк, где часто гуляют родители с детьми, а особо отчаянные граждане купаются в местных прудах. Притом, что еще около восьми лет назад экологи получили информацию о захороненном здесь боевом отравляющем газе – иприте. И что вы думаете, информировали нас за эти годы власти об иприте в Кузьминках? По словам экологов из СОЭС, ни разу!

Следующая проблема – мониторинг состояния водоемов и информирование общества о зафиксированных загрязнениях. Все, наверное, наслышаны от так называемых нормах содержания вредных веществ в воде, воздухе, почве – предельно допустимой концентрации (ПДК). Водоемы, к сожалению, такая изменчивая среда, что уровень концентрации вредных веществ в них меняется постоянно. Вчера пробы были в норме, а с Yтра кто-нибудь добрый слил неочищенные стоки в искомый прудик или дождик прошел кислотный...

Помните, в советское время в каждой квартире была радиоточка. Одной из важных функций радиоточки являлось оповещение граждан о катастрофах и природных бедствиях. Сейчас как система гражданской обороны радиоточки не работают, а ничего нового так и не создали. (Кстати, во время массового отключения электричества москвичи как раз и остались без информации о происходящем.) В идеале информирование о мониторинге экологической среды должно быть постоянным.

А пока общество не может эффективно контролировать экологическую ситуацию, экологи советуют не купаться в московских водоемах. Как сказал Святослав Забелин, "с точки зрения ученого-естественника, нельзя открывать один пляж и закрывать другой на одной и той же реке". Это просто против здравого смысла. Особенно после энергокризиса 25 мая. Самое опасное для человека загрязнение водной среды – биологическое, когда в воду попадают возбудители опасных болезней (дизентерия и прочие "радости"). При аварии 25 мая в водоемы как раз и попадали канализационные стоки – главный источник биологического загрязнения.


Чтобы выслушать обе стороны, мы обратились за комментариями в московское отделение Росприроднадзора. В пресс-службе не представившийся сотрудник отослал нас к официальным публикациям отчетов мониторинга, сказав, что больше информации они дать не могут. Итак, официально временно запрещено купание в зоне отдыха "Тропарево" (ЮЗАО), а также в принятых условно (что бы это значило, господа чиновники?) зонах "Левобережный", "Водный стадион", "Академические пруды" (САО). Не приняты в эксплуатацию зоны отдыха с купанием – "Серебряный бор-2", "Серебряный бор-3" и "Химки-2" (СЗАО). Без купания приняты зоны отдыха: "Борисовские пруды", "Герценовский пруд", "Беккет", "Верхне-Царицынский пруд" (ЮАО). Условно без купания приняты: Головинские и Ангарские пруды, прибрежная зона у ЖСК "Лебедь", пруд в парке "Дружба", залив "Кирпичного завода" (САО), "Терлецкая Дубрава", "Кусково", "Серебряно-Виноградный пруд", "Лебедянский пруд", "Оленьи пруды", "Черкизовский пруд", "Путяевские пруды" (ВАО). Остальные водоемы, видимо, считаются безопасными.

Пожалуй, одной из главных причин плачевного положения водоемов наших городов следует признать постоянные перетряски системы природоохранных органов, называемые почему-то реформами. Авторитетные эксперты в области экологии уже несколько лет говорят о "деэкологизации" российской власти. Так, в 2000 г. система учреждений охраны природы была фактически ликвидирована. А потом, в ходе административной реформы, появились два функционально дублирующих друг друга монстра – Ростехнадзор и Росприроднадзор. В таких условиях говорить о государственной политике в сфере охраны природы просто не приходится.