Что такое. Культ ка́рго — религия самолётопоклонников Чёрных островов Меланезии Карго культ что сооружают из природных материалов

Во времена Второй Мировой войны на некоторых островах Меланезии (совокупность тихоокеанских островных групп) зародились интересные культы — так называемые «культы карго» (cargo — груз, перевозимый на судне), которые появились у местных аборигенов в результате контакта с цивилизованными пришельцами, в основном с американцами.

Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты. Иногда самолеты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. В общем, с неба прилетал или падал груз.

Островитяне раньше никогда не видели белых людей, поэтому с интересом наблюдали за ними. Тем более, что у них было так много интересных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки с джемом, стальные ножи, одежда с блестящими пуговицами, обувь, палатки, красивые картинки с белыми женщинами, бутылки с огненной водой и так далее. Туземцы видели, что все эти предметы доставлялись в виде груза с неба. Всё это было так удивительно!


Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Потом они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками — и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз — все эти чудесные вещи, которые американцы давали островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок. Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами и кричали разные неведомые слова.

Потом война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.


Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.

И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Они денно и нощно крутили жернова и копали огороды — и им ничего с неба не упало. Наверно, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно — надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверно, всё это — магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.


Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки.

Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений, ведь чудесный груз наконец-то опять стал падать с неба!


Приверженцы культа карго обычно не знают производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, науке и экономике весьма туманны. Они твердо верят в очевидную для них догму — иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле. А значит, надо соблюдать ритуалы, молиться и верить.

Похожие друг на друга карго-культы независимо зародились на островах, далеких друг от друга не только географически, но и в культурном плане. Антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре — на Соломоновых островах, четыре — на Фиджи, семь — на Новых Гебридах и более сорока — в Новой Гвинее. Причем, как правило, они возникали совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом. Слепое подражание и поклонение — в этом суть культов карго — новоявленных религий нашего времени.

Многие культы карго сошли на нет, но некоторые существуют и в наши дни. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна.

В переводе с английского cargo означает груз. А суть религии заключается в поклонении доставляющим его самолётам и кораблям, которые (по мнению адептов) посланы духами предков.

Подобные культы фиксировались с XIX столетия. Они возникали независимо друг от друга (географически и культурно) и были обнаружены на большинстве удалённых островов Тихого океана - на Соломоновых островах, Новой Каледонии, Фиджи, Папуа-Новой Гвинее, и т.д… Но особенно сильное распространение они получили в ходе Второй мировой войны и после неё на острове Танна (республика Вануа́ту).

Во время кампании против Японской Империи американская армия стала строить свои военные базы в Тихом Океане недалеко от Австралии. В целях обеспечения солдат, на острова поступало несметное количество техники, одежды, провизии и оружия…

Местные жители находились под сильнейшим впечатлением от огромного количества невиданных доселе сокровищ, падающих с неба на головы американцам: яркие жестяные банки с Кока-Колой, консервы, сигареты в разноцветных коробочках, военное обмундирование, фотографии полуобнажённых белокурых красавиц, складные ножи, часы, зажигалки, фонарики, чудотворные лекарства в ящиках с красным крестом… А что уж говорить о холодильниках, радиоприёмниках, мотоциклах и джипах!?

Бо́льшая часть этого груза доставлялась по воздуху. Вид загадочных самолётов и парашютов завораживал аборигенов. Они сочли это посланием богов - дарами свыше.

Для так называемого цивилизованного человека поведение туземцев зачастую кажется нелепым и смешным. Для островитян же действия светлокожих вторженцев были наполнены магическим смыслом. Иноземные люди светили в небо искусственными огнями, размечали на земле длинные и широкие полосы, переговаривались с неведомыми устройствами, носили на голове странные шлемы, выстраивались в шеренги и вышагивали стройными рядами… Все эти действия привлекали гигантских железных птиц, которые приносили чудесные подарки.

Островитяне с интересом наблюдали за белыми людьми, удивляясь, как же тем удаётся получать столько разных даров, ничего особенного для этого не делая. Туземцы искренне не понимали, почему именно бледнолицым суждено быть хозяевами сказочных и диковинных вещей. В то время как другим приходится заниматься земледелием, рыбной ловлей и охотой, чтобы прокормить себя.

Трудолюбивым аборигенам такой ход вещей показался обидным и несправедливым. Не могут лентяи-американцы иметь все блага этого мира! Прекрасные вещи должны принадлежать всем людям поровну. К тому же, никто никогда не видел, чтобы янки делали хоть что-то своими руками.

И тут-то жители островов смекнули: хитрые бледнолицие нечестным путём присваивают себе карго, предназначенный для меланезийского народа. Белые люди владеют тайными знаниями и священными обрядами, которые призывают духов предков, а те, в свою очередь, посылают на землю волшебные грузы. А значит, нужно украсть тайны ритуалов и делать то же самое!

Стремясь побороть вопиющую несправедливость, коренные островитяне принялись копировать «обряды» солдат, моряков и лётчиков. Из дерева и соломы они сооружали копии грузовых самолётов в натуральную величину.

Также, из подручных материалов, они строили диспетчерские вышки и маяки, натягивая между ними провода-лианы. Они вырубали лес и расчищали взлётные полосы, зажигая вдоль них факелы или костры, имитируя тем самым посадочные огни. Из половинок кокоса они мастерили наушники, а из бамбука - микрофоны и рации. Аборигены регулярно проводили подобие строевых учений и военных маршей, размахивая импровизированными ружьями и раскрашивая свои тёмные тела под военную форму с погонами, орденами и медалями…

Все эти потешные действия проводились с одной единственной целью - приманить божественные самолёты и корабли, полные сокровищ капиталистического мира.

Война закончилась… Воздушные базы были заброшены, американцы удалились восвояси, а небесный груз больше не прибывал.

Но как же так? Ведь белым чужестранцам удавалось находить общий язык с Богами, медитируя перед ящиками с мигающими лампочками. Может, молитв и ритуалов недостаточно? Тогда обитатели «Островов Невезения» принялись за дело с утроенной силой. Круглые сутки члены племени несли дежурство вдоль «взлётно-посадочных» полос, жгли факелы, и неустанно твердили свои мольбы в плетёные коробочки-приёмники. Чтобы просьбы поскорее дошли до Небес, островитяне придумали специальный обряд с Мамой-рацией. Самая толстая, а стало быть, самая красивая женщина деревни обматывалась проводами-верёвками. Танцуя, она входила в транс, а туземец «радист» выкрикивал ей в пупок на неведомом языке бледнолицых заветные заклинания: «База! База! Приём! Как слышно?» Когда же Мама-рация, пребывая в трансовом безумии, что-то бормотала, верховный жрец растолковывал её слова как послание мессии…

Шли месяцы, годы, а самолёты всё не садились… Аборигены настолько увлеклись своей новой религией, что окончательно забросили повседневные дела. В попытках достичь единения с духами предков, они до беспамятства упивались кавой (напиток из кореньев местного галлюциногенного растения), упорно сигнализируя духам флажками из крашеных циновок. Вскоре островитяне погрузились в состояние непрерывного наркотического бреда, а местная экономика накрылась ко всем чертям.

Застав нерадивых самолётопоклонников в столь плачевном состоянии, учёные и антропологи мира забили тревогу - племена могли исчезнуть с лица земли. Чтобы горе-туземцы не умерли с голоду, им была срочно оказана гуманитарная помощь. Завидев сыплющиеся с неба вожделенные дары, «папуасы» окончательно убедились в правильности своих деяний - наконец-то Боги стали к ним благосклонны!

За последние полвека большинство культов карго исчезло. Однако, кое-где эта религия до сих пор жива и здорова. Сегодня меккой культа Небесных Даров можно смело назвать остров Танна - один из 80 зелёных островов архипелага Новые Гебриды.

Именно здесь, у самого доступного в мире действующего вулкана, местные жители поклоняются своему мессии и спасителю - Джону Фруму. Это движение отмечается в различных частях острова и стало одной из наиболее интересных составляющих многогранной культуры Вануату.

Ещё в далёких тридцатых мистер Фрум явился островитянам в образе американского военнослужащего в элегантном белом мундире с блестящими пуговицами. С именем этого человека связано множество легенд, и сегодня при всём желании невозможно докопаться до истины и понять, существовал ли он на самом деле, ведь фамилия «Frum» практически не встречается в англоязычных странах. Зато есть предположение, что имя Джон Фрум - это искажённое производное от «John from (America)». В переводе с английского языка - «Джон из (Америки)».

Одни приверженцы всесильного Фрума видят в нём доброго духа предков, другие - Бога, третьи - посланника страны мечты и «короля процветающей Америки», спустившегося на землю меланезийского народа. Но все верят, что однажды он явится вновь, принеся с собой бесчисленное множество карго, и сделает своих последователей богатыми и счастливыми.

Второе пришествие Джона Фрума ожидается 15 февраля. Когда именно это будет - остаётся загадкой. Поэтому каждый год в этот день островитяне устраивают грандиозные празднества в честь своего мессии. Утро начинается с торжественного марша отряда местных юношей, которые гордо вышагивают с бамбуковыми ружьями наперевес. Штыки бутафорского оружия для устрашения раскрашены кроваво-красной краской. На груди и спинах парней красуются буквы «USA», а на плечах нарисованы погоны. Все они одеты в потрёпанные временем джинсы - главный символ Америки.

Руководит парадом седой бородатый вождь в синем военном кителе с золотыми эполетами.

По его команде над бамбуковым флагштоком, взвивается выцветший американский стяг. Рядом колышутся флаги поменьше: государственный флаг Вануату и флаг австралийских аборигенов, которых жители Танны поддерживают в борьбе за расовое равенство. Также, вопреки здравому смыслу, встречаются и флаги бывших миссионеров-колонистов - Великобритании и Франции. Но всех почётнее флаг Швейцарии, ибо главным сакральным символом культа карго является красный крест - эмблема международной гуманитарной организации.

В честь праздника женщины острова облачаются в нарядные платья, вторя цветам поднятых знамён, и выплясывают под современную американскую музыку.

Весь день бравые воины острова Танна славят своего Бога, приносят цветы и просят у него богатства. Они играют на гитарах и поют песни, восхваляя Джона Фрума и его «апостолов» - ковбоев Джимми и Джерри. Также они вспоминают ещё одного лирического персонажа - моряка Тома.

В одной из неприметных тростниковых хижин деревушки Ламакара есть даже часовня, посвящённая Джону Фруму. Внутри, на чёрной доске выведены заповеди, соблюдать которые пророк завещал островитянам. Смысл этих наставлений сводится к призывам вести праведную жизнь, не убивать друг друга и не есть. Ведь на Вануату ещё сравнительно недавно некоторые гурманы промышляли каннибализмом!

Каждую неделю, в ночь с пятницы на субботу у священной хижины начинаются всеобщие бдения, сопровождаемые дружным распитием дурманящей кавы и распеванием хвалебных гимнов. И, само собой, всякая песнь сводится к одному и тому же рефрену: «Мы ждём тебя, Джон! Когда же ты придёшь с долгожданным карго?»

Так и ждут наивные но упёртые туземцы второго пришествия своего Фрума… И никакие разумные доводы не способны их разубедить.

Вы, христиане, ждёте возвращения Иисуса уже больше двух тысяч лет, а мы всего лишь шестьдесят!

С гордостью заявляют самолётопоклонники.

Однако, не только мифический Джон Фрум из далёкой сказочной Америки стал объектом поклонения адептов культа карго. В пантеоне божеств жителей острова Танна есть куда более реальный герой - принц Филипп, он же - герцог Эдинбургский, он же - ныне здравствующий 91-летний супруг Британской королевы Елизаветы II.

Жители деревушки Yaohnanen (где мужчины не носят ничего, кроме пучка травы на причинном месте, и растят марихуану и дикий табак) убеждены,что принц Филипп - божественный человек и брат Джона Фрума.

Они считают его потомком магического духа, живущего в священной горе Тукосмера, откуда открывается вид на деревню. По их мнению, если Филипп не родился ни в Англии, ни во Франции, ни в США, то его родиной может быть только остров Танна. Греческое происхождение монарха для туземцев ровным счётом ничего не значит.

Согласно одной из легенд, однажды юный принц покинул остров Танна и отправился за тридевять земель в загадочную страну Англию, посмотреть на королеву. Королева оказалась влиятельной и властной женщиной и потому сделала Филиппа царём.

Когда Филипп был маленьким ребёнком, жрецы нашего острова предсказали, что он будет правителем всего мира

Поясняет один из старейшин деревушки.

Букингемскому дворцу известно о так называемом «движении принца Филиппа». Британские антропологи внимательно изучили этот феномен и обнаружили, что жители Танны стали обожествлять герцога Эдинбургского после того, как тот в 1971 году посетил Новые Гебриды.

С тех пор королевская чета Великой Британской Империи регулярно отправляет своим скромным почитателям подарки, а также портреты принца Филиппа и его семейства с автографом. При этом сами монархи не сильно-то стремятся вновь ступить на земли Вануату.

Зато жители деревни ни на секунду не сомневаются: старинная легенда о возвращении белокожего сына на историческую родину непременно сбудется.

«Наши дети знают Филиппа и знают его детей - они видели их на картине. Мы все надеемся, что когда-нибудь он будет здесь. Однажды он вернётся и привезёт с собой дикие сексуальные праздники и много карго. И тогда настанет конец смерти и болезням», - делится Джек Наива, глава деревни.

Оглядываясь назад, не так-то просто дать точный ответ, когда же возник первый культ карго. Если верить документам, то самым ранним прецедентом стало фантасмагорическое действо на Папуа-Новой Гвинее, датированное концом XIX века, которое впоследствии окрестили «безумие Вайлала».

Но, если копнуть глубже, то первым карго-божеством можно смело назвать великого английского мореплавателя и капитана Джеймса Кука. Он-то и открыл Старому Свету в 1774 году остров Танна, перевернув с ног на голову жизнь несчастных и ни в чём не повинных туземцев. Так и стали зарождаться крохотные островные религии, где обожествлялось такое непонятное, но столь притягательное добро, которым по неведомым причинам завладели белые люди.

О популярности культа карго можно судить по желанию американских военных откреститься от него. В попытках прекратить массовое помешательство и образумить местное население, несколько раз предпринимались просветительские миссии, неизменно заканчивающиеся полнейшим фиаско. О, да! Это была абсолютная и унизительная неудача представителей западной цивилизации. Борьба с культом лишь усилила убеждение местных в том, что бледнолицые хотят присвоить себе все божественные дары.

Более того, американцы сами подлили масла в огонь, когда по окончании войны на соседнем острове Эспириту-Санто спихнули бульдозерами с обрыва в море ставшие ненужными джипы, мотоциклы и самолётные запчасти. С тех пор это место стали именовать Мысом Миллиона Долларов, ибо и по сей день ловкие ныряльщики продолжают доставать с морского дна куски авиационных моторов и непочатые бутылки Кока-Колы…

Человеку с западным образованием чужда философия самолётопоклонников. Зато её приверженцы постоянно получают свою «небесную манну» от многочисленных съёмочных групп, что кадый год 15 февраля приезжают воочию увидеть национальный праздник острова Танна.

Миф о неиссякаемости рога изобилия подтверждается с каждым новым появлением белокожих гостей… Следовательно, Боги помнят о своих подопечных и Магия работает!

Краткий обзор

Культы карго фиксировались с XIX века , но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны . Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции . Их понятия о западном обществе , религии и экономике могут быть частичными и фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос , аэропортов и радиовышек . Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».

Термин получил широкую известность отчасти благодаря речи физика Ричарда Фейнмана , произнесённой в и озаглавленной «Наука самолётопоклонников» , которая позже вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В своей речи Фейнман заметил, что самолётопоклонники воссоздают облик аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолёты не садятся. Фейнман утверждал, что некоторые учёные (в частности, психологи и психиатры) часто проводят исследования, имеющие все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности составляющие псевдонауку , не достойную ни поддержки, ни уважения.

Другие примеры культов карго

Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров , с помощью которых они разговаривали с духами.

Аналогии в западной и российской культуре

Понятие «карго-культ» нередко используется для описания аналогичных явлений в западной культуре. Обычно имеется в виду формальное применение тех или иных методологий без понимания соответствующих процессов.

Например, когда предприятие создаёт программу сертификации по ISO 9001 , это обычно не предполагает каких-либо изменений в технологическом процессе, но сам факт сертификации может влиять на стоимость активов предприятия (поскольку заказчики подвержены карго-культу).

Культ карго в массовой культуре

  • Культ карго подробно описан в романе Виктора Пелевина «Empire V ».
  • В фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома » присутствует подобие карго-культа, когда дети ждут возвращения Капитана Уокера, который должен починить их самолёт и вернуть их к цивилизации.
  • В фантастическом рассказе Роберта Шекли «Ритуал» описан межпланетный вариант культа карго.
  • В фантастическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033 » описан культ Великого Червя, являющийся, по сути, тем же самым культом карго.
  • В фильме «Водный мир » присутствует подобие карго-культа, когда курильщики («smokers») поклоняются портрету капитана нефтяного танкера Exxon Valdez Джозефа Хазелвуда (Joseph Hazelwood), на котором они живут и пользуются остатками благ цивилизации: консервы, сигареты, топливо.
  • В фильме «Старик Хоттабыч » Старик Хоттабыч дарит Вольке телефонный аппарат - «из драгоценного мрамора»
  • В романе «Форрест Гамп » герои попадают на остров с приверженцами культа карго.

Примечания

Литература

  • Элиаде М. Космическое обновление и эсхатология.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культ карго" в других словарях:

    культ Карго - мист. нарицательное название, термин, используемый в работах по палеоастронавтике, означающий слепое подражание при поклонении. Во время Второй мировой войны на небольшом островке в Тихом океане совершил вынужденную посадку американский самолет.… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Культ карго или карго культ (англ. cargo cult поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных термин, которым… … Википедия

    Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Культ карго или карго культ (англ. cargo cult поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных термин, которым… … Википедия

    Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Культ карго или карго культ (англ. cargo cult поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных термин, которым… … Википедия

Это был последний вопрос в сегодняшней игре "Кто хочет стать миллионером?" за 7.10.2017. К сожалению игроки ответили неправильно на тринадцатый вопрос игры, но всё же ушли с выигрышем в 200 000 рублей, ведь именно такую сумму игроки определили как несгораемую.

Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Ка́рго-культ, или культ ка́рго (от англ. cargo cult - поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Карго-культ является проявлением «магического мышления».

Теперь многие вспомнили в чём суть карго-культа, лично я что-то подобное когда-то слышал, читал или увидел в какой-то познавательной телепередаче.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы (то есть из природных материалов) строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Последователи культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом.

Верный вариант ответа традиционно выделен синим цветом и полужирным шрифтом.

  • взлётно-посадочные полосы
  • плотины
  • дворцы для самолётов
  • каменные статуи